Внеклассное мероприятие, посвященное дню русского языка. Дни русского языка в образовательных учреждениях района

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 - 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

Стимулировать интерес к изучению русского языка;

Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук - то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом - пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь - и готово!

В памяти поройся - может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася: Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово - то для меня какое - то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по - старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо - смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как - то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

Цветочек - то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

На русь? - ахнул я.

На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

Анна Ивановна, а что такое русь?

Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински - «ареопаг»). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

ЛЕКСИКА

Фразеология Пословицы Словари

ЭТИМОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

МОРФОЛОГИЯ

Часть речи Имена Тёмная комната

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс «Говорите правильно»

Задание: исправить ошибки в стихотворении

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время - 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. - 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. - 3 балла).

ЛЕКСИКА

Лексика - раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух. (Быстро)

· Рукой подать. (Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ - 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2. ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

К празднику подключились 23 библиотеки, в том числе ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Областная детская библиотека им. А. М. Горького и 19 городских библиотек Новосибирска.

В ГПНТБ СО РАН весь май проходит выставка «Комическое и трагическое в творчестве М. Булгакова». В Новосибирской областной научной библиотеке 19 мая прошла открытая лекция по русскому языку доцента НГУ Владимира Николаевича Алексеева на тему «Духовное наследие Кирилла и Мефодия в Сибири». 24 мая в 16:00 пройдет творческий вечер к 75-летию со дня рождения писателя «Множественность миров Геннадия Прашкевича». 31 мая в 18:30 состоится «Час чтения» с театром «Красный факел», Виктория Левченко прочтет повесть «Гадюка» Алексея Толстого. В Областной детской библиотеке в июне пройдет декада «Похвальная грамотность» – комплекс мероприятий, включающих беседы и игры, посвященные грамотности, истории письменности и речевому этикету. В городских библиотеках Новосибирска запланированы литературные беседы, интеллектуальные игры, кинолекции, открытые уроки. Центральные библиотечные системы Ленинского и Первомайского района примут участие в проекте «Парки Пушкина», организовав 6 июня праздник в своих районах Новосибирска.

Также среди областных учреждений, которые проводят мероприятия ко Дню русского языка, – музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова, Дом национальных культур им. Г. Д. Заволокина, «Театр-студия «Первый театр», «Театр кукол», Краеведческий музей и Художественный музей. Среди событий – детские чтения с «Первым театром» – актриса Татьяна Тарасова прочитает в гостиной книжного магазина «Перемен» детские книги современных российских авторов. Новосибирский государственный художественный музей проведет 6 июня «Пушкинский пленэр» на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе музея (с участием воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок).

О своих мероприятиях заявили 13 высших и средне специальных учебных заведений, среди которых Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный театральный институт, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Новосибирский художественный университет, Колледж культур и искусств.

С 19 по 21 мая в Новосибирском государственном педагогическом университете пройдет крупное мероприятие – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный.

26 мая в 15:00 в Новосибирском государственном театральном институте пройдет Открытое заседание кафедры истории театра, литературы и музыки на тему «Русский язык от древности до наших дней». 17 мая в 18:30 в институте пройдет «Литературная пятница» – программа чтецов, состоящая из произведений русской поэзии и прозы (в исполнении студентов и преподавателей НГТИ).

В Новосибирском государственном техническом университете 24 мая в 11:00 состоится ХV Городской конкурс для иностранных учащихся «Я говорю по-русски».

Сибирский государственный университет геосистем и технологий 12 мая в 15:00 устраивает на III Международную интернет-олимпиаду по русскому языку и культуре речи.

Около 100 средних учебных заведений станут участниками мероприятий, посвященным Дню русского языка. В школах, гимназиях и лицеях пройдут интеллектуальные игры, диктанты, викторины, конкурсы, просмотры фильмов, мультимедийный выставки и многое другое.

Кроме того, мероприятия пройдут в домах творчества, художественных и музыкальных школах, домах культуры и парках отдыха.

22 мая в Центральном парке с 12:00 будет идти программа «Родной язык – есть исповедь народа». 6 июня в 11:00 в Доме культуры «Прогресс» пройдет Концертно-развлекательная программа «родной Наш, великий и могучий...» для детей летних школьных лагерей. Также 6 июня в парке «Бугринская роща» пройдет квест-игра «К сокровищам родного языка».

29 мая детская киностудия «Поиск» в 16:00 проведет конкурс чтецов «Родное слово» для детей от 6 до 10 лет.

10 июня в Центральном парке в 17:00 начнется танцевально-развлекательная программа «Пушкинский бал» – открытие танцевальных вечеров «Вальс в Центральном парке» с проведением викторины по знанию русского языка.

20 районов Новосибирской области участвуют в праздновании Дня русского языка. В Баганском, Барабинском, Болотнинском, Венгеровском, Здвинском, Искитимском, Каргатском, Коченевском, Кочковском, Красноозерском, Куйбышевском, Мошковском, Новосибирском, Ордынском, Северном, Татарском, Тогучинском, Чановском, Черепановском, Чулымском районах в библиотеках планируется проведение фестивалей, викторин, литературно-музыкальных праздников, исторических часов, литературных бесед.

Кульминацией празднования Дня русского языка станет крупный городской праздник «Парк Пушкина» в Первомайском сквере, который пройдет 6 июня с 10:00. Организатор праздника – фонд «Родное слово». В программе планируется проведение акции «Читаем Пушкина в метро», городской конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина, торжественная церемония награждения победителей конкурсов, посвященных Дню русского языка в России и многое другое.

Программа ключевых мероприятий Дня русского языка в России в Новосибирской области:

19–21 мая – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный. Государственный университет Новосибирский педагогический (ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Институт филологии, массовой информации и психологии).

24 мая в 15:00 – п оказ фильма режиссера Ю. Ратомской и писателя А. Олеара об Иосифе Бродском «Упражнение на сложность». ГПНТБ СО РАН (ул. Восход, 15, конференц-зал).

24 мая в 13:00 – интерактивная познавательная программа «От славянского к русскому». Новосибирская областная юношеская библиотека.

31 мая в 18:30 – «Час чтения» с театром «Красный факел»: Виктория Левченко читает повесть А. Толстого «Гадюка». Новосибирская государственная областная научная библиотека (ул. Советская, 6, театральный зал).

4 июня в 11:00 – Литературно-сказочное путешествие для школьников «Сказки Лукоморья». ПКиО «Бугринская роща» (ул. Саввы Кожевникова, 39).

4 июня в 13:00 – Игра-викторина «По страницам любимых сказок». ПКиО «Первомайский» (ул. Маяковского, 5).

6 июня в 10:00 – п раздник «Парки Пушкина». Первомайский сквер, все районы г. Новосибирска.

6 июня в 11:00 – р айонный детский пушкинский праздник «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве». Коллективное чтение, путешествие по станциям, посадка дубовой аллеи, экскурсия по Пушкинскому музею, обзор у выставки, спектакль «Сказка о царе Салтане». Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина (ул. Добролюбова, 100).

6 июня в 11:00 – «Пушкинский пленэр». Пленэр на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе Новосибирского государственного художественного музея для воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок. Новосибирский государственный художественный музей (Пушкинский дворик, ул. Свердлова, 10).

8–10 июня – «Новониколаевск – Новосибирск: школьные истории». Тематическая лекция о первых школах и учителях Новониколаевска, об изучении русского языка в Новосибирске; представление материалов из фондов музея: школьные тетради, учебники, прописи. Мастер-класс по письму чернилами. Новосибирский государственный краеведческий музей (Красный проспект, 23, экспозиционные залы).

В рамках празднования Дня русского языка в Пановской средней школе прошли различные мероприятия.

Для учащихся 4-5 коррекционных классов 22 мая был организован урок «Культура общения». Ребята узнали, что такое «культура общения», что означают понятия «культурная речь» и «культурный человек» и каким образом мы можем пополнять свой словарный запас. Учащиеся приняли участие в конкурсах «Пословицы», «Проверь себя», «Общение».

Ярко и увлекательно прошла игра «Шаг навстречу»

23 мая с учащимися 5-6 класса состоялась беседа «Русский язык - средство межнационального общения», в ходе которой ребята посмотрели презентацию «Международное значение русского языка» и узнали, что русский язык в современном мире выполняет три функции: национальный язык русского народа, средство межнационального общения в Российской Федерации и СНГ, один из мировых языков.

Многонациональный состав учащихся 5-6 классов

24.05.2017 года в 9 классе прошло праздничное мероприятие «История славянской письменности», посвященное Дню славянской письменности и культуры. Ребята выступили с сообщениями об истоках славянской письменности, о Святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, которые принесли на славянскую землю письменность и азбуку.

Завершила мероприятие интеллектуальная игра «Вопросы древности – ответы современности».

25 мая – прошел круглый стол «Русский язык-язык мира и добра», в котором приняли участие учащиеся 7-8 классов. Они читали стихи, делали сообщения, которые подготовили самостоятельно, решали лингвистические задачи. Их вниманию была предложена презентация на тему занятия.

Завершились праздничные мероприятия 6 июня в день рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этот день отмечается российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку, - Международный день русского языка. В Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году.

Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:

а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);

б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);

в) закрепление языка в литературе(Крылов, Грибоедов, Пушкин).
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

6 июня в Пушкинский день в школе состоялся праздник. Ребята, которые посещают школьный лагерь с дневным пребыванием, узнали об истории празднования Международного дня русского языка. Учителя русского языка и литературы подготовили для учащихся презентацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. На празднике звучали стихи Пушкина, Тургенева, Ахматовой и других поэтов, посвященные родному языку.

Затем ребята приняли участие в литературной викторине, прочитали свои любимые стихи Пушкина.