«Варяг» - слабый крейсер.

June 2nd, 2013

Крейсер "Варяг" 1901 г.

Сегодня в России вряд ли найдешь человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Об этом написаны сотни книг и статей, сняты кинофильмы... До мельчайших подробностей описаны бой, судьба крейсера и его команды. Однако выводы и оценки уж очень тенденциозны! Почему командир "Варяга" капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, получивший за бой орден Святого Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта, вскоре оказался в отставке и доживал свой век в родовом имении в Тульской губернии? Казалось бы, народный герой, да еще с аксельбантом и Георгием на груди должен был буквально "взлететь" по служебной лестнице, но этого не произошло.

В 1911 г. историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе выпустила очередной том документов, где были опубликованы материалы о бое при Чемульпо. До 1922 г. документы хранились с грифом "Не подлежит оглашению". В одном из томов имеются два рапорта В. Ф. Руднева - один наместнику императора на Дальнем Востоке, датированный 6 февралем 1904 г., а другой (более полный) - управляющему Морским министерством, датированный 5 марта 1905 г. В рапортах содержится подробное описание боя при Чемульпо.


Крейсер "Варяг" и броненосец "Полтава" в западном бассейне Порт-Артура, 1902-1903 годы

Процитируем первый документ как более эмоциональный, поскольку он написан сразу после боя:

"26 января 1904 года мореходная канонерская лодка "Кореец" отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер "Тэлбот" условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений.
.....

продолжение официального документа и официальной версии

А крейсера. Но мы с вами не об этом. Давайте обсудим то, о чем не принято говорить...

Канонерская лодка "Кореец" в Чемульпо. Февраль 1904 г.

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут "Варяг" отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых.

В 1907 г. в брошюре "Бой "Варяга" у Чемульпо" В. Ф. Руднев слово в слово повторил рассказ о бое с японским отрядом. Ничего нового отставной командир "Варяга" не сказал, а сказать было надо.Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Несколько позднее японцы подняли крейсер, который совершил переход из Чемульпо в Сасебо, где был введен в строй и более 10 лет плавал в японском флоте под названием "Сойя", пока его не купили русские.

Реакция по поводу гибели "Варяга" была не однозначной. Часть флотских офицеров не одобряли действий командира "Варяга", считая их безграмотными как с тактической точки зрения, так и с технической. Но чиновники вышестоящих инстанций считали иначе: зачем начинать войну с неудач (тем более что полнейший провал был и под Порт-Артуром), не лучше ли использовать бой при Чемульпо для подъема национальных чувств россиян и попытаться превратить войну с Японией в народную. Разработали сценарий встречи героев Чемульпо. О просчетах все молчали.

Старший штурманский офицер крейсера Е. А. Беренс, ставший после Октябрьской революции 1917 г. первым советским начальником Морского генерального штаба, впоследствии вспоминал, что ожидал на родном берегу ареста и морского суда. В первый день войны флот Тихого океана уменьшился на одну боевую единицу, настолько же увеличились силы противника. Весть о том, что японцы приступили к подъему "Варяга", распространилась быстро.

К лету 1904 г. скульптор К. Казбек изготовил макет памятника, посвященного бою при Чемульпо, и назвал его "Прощание Руднева с "Варягом"". На макете скульптор изобразил стоявшего у лееров В. Ф. Руднева, справа от которого находился матрос с перевязанной рукой, а за спиной сидел офицер с опущенной головой. Затем макет изготовил и автор памятника "Стерегущему" К. В. Изенберг. Появилась песня о "Варяге", ставшая народной. Вскоре была написана картина "Смерть "Варяга". Вид с французского крейсера "Паскаль"". Были выпущены фотоокрытки с портретами командиров и изображениями "Варяга" и "Корейца". Но особенно тщательно разрабатывалась церемония встречи героев Чемульпо. О ней, видимо, следовало бы сказать подробнее, тем более что в советской литературе об этом почти не писали.

Первая группа варяжцев прибыла в Одессу 19 марта 1904 года. День выдался солнечный, но на море была сильная зыбь. С самого утра город разукрасили флагами и цветами. Моряки прибывали к Царской пристани на пароходе "Малайа". Им навстречу вышел пароход "Святой Николай", который при обнаружении на горизонте "Малайи" разукрасили флагами расцвечивания. По этому сигналу последовал залп из салютных пушек береговой батареи. Из гавани в море вышла целая флотилия судов и яхт.


На одном из судов находились начальник Одесского порта и несколько георгиевских кавалеров. Поднявшись на борт "Малайи", начальник порта вручил варяжцам георгиевские награды. В первую группу входили капитан 2 ранга В. В. Степанов, мичман В. А. Балк, инженеры Н. В. Зорин и С. С. Спиридонов, врач М. Н. Храбростин и 268 нижних чинов. Около 2 часов дня "Малайа" стала входить в гавань. На берегу играли несколько полковых оркестров, а многотысячная толпа встречала пароход криками "ура".


Японцы на борту затопленного "Варяга", 1904 год


Первым сошел на берег капитан 2 ранга В. В. Степанов. Его встретил священник приморской церкви отец Атаманский, вручивший старшему офицеру "Варяга" образ святого Николая - покровителя моряков. Затем на берег сошла команда. По известной Потемкинской лестнице, ведущей на Николаевский бульвар, моряки поднялись наверх и прошли сквозь триумфальную арку с надписью из цветов "Героям Чемульпо".

На бульваре моряков встретили представители городского управления. Городской голова преподнес Степанову хлеб-соль на серебряном блюде с гербом города и с надписью: "Привет Одессы удивившим мир героям "Варяга"".На площади перед зданием думы был отслужен молебен. Затем матросы отправились в Сабанские казармы, где для них был накрыт праздничный стол. Офицеров пригласили в юнкерское училище на банкет, устроенный военным ведомством. Вечером варяжцам в городском театре показали спектакль. В 15 часов 20 марта на пароходе "Святой Николай" варяжцы отправились из Одессы в Севастополь. На набережные вновь вышла многотысячная толпа.


На подходах к Севастополю пароход встречал миноносец с поднятым сигналом "Привет храбрецам". Пароход "Святой Николай", украшенный флагами расцвечивания, вошел на Севастопольский рейд. На броненосце "Ростислав" его приход приветствовали салютом из 7 выстрелов. Первым на борт парохода поднялся главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов.

Обойдя строй, он обратился к варяжцам с речью: "Здорово, родные, поздравляю с блестящим подвигом, в котором доказали, что русские умеют умирать; вы, как истинно русские моряки, удивили весь свет своею беззаветною храбростью, защищая честь России и Андреевского флага, готовые скорее умереть, чем отдать врагу судно. Я счастлив приветствовать вас от Черноморского флота и особенно здесь в многострадальном Севастополе, свидетеле и хранителе славных боевых традиций нашего родного флота. Здесь каждый клочок земли обагрен русской кровью. Здесь памятники русским героям: у них я вам низко кланяюсь от всех черноморцев. При этом не могу удержаться, чтобы не сказать вам сердечное спасибо как бывший ваш адмирал за то, что все мои указания на производившихся у вас учениях вы так славно применили в бою! Будьте нашими желанными гостями! "Варяг" погиб, но память о ваших подвигах жива и будет жить многие годы. Ура!"

Затопленный "Варяг" во время отлива, 1904 год

У памятника адмиралу П. С. Нахимову был отслужен торжественный молебен. Затем главный командир Черноморского флота передал офицерам высочайшие грамоты на пожалованные Георгиевские кресты. Примечательно, что впервые Георгиевскими крестами были награждены доктора и механики наравне со строевыми офицерами. Сняв с себя Георгиевский крест, адмирал приколол его к мундиру капитана 2 ранга В. В. Степанова. Варяжцев разместили в казармах 36-го флотского экипажа.

Таврический губернатор просил главного командира порта, чтобы команды "Варяга" и "Корейца" при следовании в Петербург остановились на время в Симферополе для чествования героев Чемульпо. Губернатор мотивировал свою просьбу еще и тем, что в бою погиб его племянник граф А. М. Нирод.

Японский крейсер "Сойя" (бывш. "Варяг") на параде


В это время в Петербурге готовились к встрече. Дума приняла следующий порядок чествования варяжцев:

1) на Николаевском вокзале представителями городского общественного управления во главе с городским головой и председателем думы встреча героев, поднесение командирам "Варяга" и "Корейца" хлеба-соли на художественных блюдах, приглашение командиров, офицеров и классных чиновников в заседание думы для объявления приветствия от города;

2) поднесение адреса, художественно исполненного в экспедиции заготовления государственных бумаг, с изложением в нем постановления городской думы о чествовании; поднесение всем офицерам подарков на общую сумму 5 тысяч рублей;

3) угощение нижних чинов обедом в Народном доме императора Николая II; выдача каждому нижнему чину по серебряным часам с надписью "Герою Чемульпо", выбитыми датой боя и именем награжденного (на приобретение часов выделялось от 5 до 6 тысяч рублей, а на угощение нижних чинов - 1 тысяча рублей);

4) устройство в Народном доме представления для нижних чинов;

5) учреждение двух стипендий в память о геройском подвиге, которые будут назначать учащимся морских училищ - Петербургского и Кронштадтского.

6 апреля 1904 г. на французском пароходе "Кримэ" в Одессу прибыла третья и последняя группа варяжцев. Среди них были капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, капитан 2 ранга Г. П. Беляев, лейтенанты С. В. Зарубаев и П. Г. Степанов, врач М. Л. Банщиков, фельдшер с броненосца "Полтава", 217 матросов с "Варяга", 157 - с "Корейца", 55 матросов с "Севастополя" и 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Встреча была такой же торжественной, как и в первый раз. В тот же день на пароходе "Святой Николай" герои Чемульпо отправились в Севастополь, а оттуда 10 апреля экстренным поездом Курской железной дороги - в Петербург через Москву.

14 апреля на огромной площади у Курского вокзала моряков встречали жители Москвы. На платформе играли оркестры Ростовского и Астраханского полков. В. Ф. Рудневу и Г. П. Беляеву поднесли лавровые венки с надписями на бело-сине-красных лентах: "Ура храброму и славному герою - командиру "Варяга"" и "Ура храброму и славному герою - командиру "Корейца"". Всем офицерам подарили лавровые венки без надписей, а нижним чинам - букеты цветов. От вокзала моряки направились в Спасские казармы. Городской голова вручил офицерам золотые жетоны, а судовому священнику "Варяга" отцу Михаилу Рудневу - золотой шейный образок.

16 апреля в десятом часу утра они прибыли в Петербург. Платформу заполнили встречающие родственники, военные, представители администрации, дворянства, земства и горожане. Среди встречающих были управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан, начальник Главного морского штаба контр-адмирал 3. П. Рожественский, его помощник А. Г. Нидермиллер, главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал А. А. Бирилев, главный медицинский инспектор флота лейб-хирург В. С. Кудрин, петербургский губернатор шталмейстер О. Д. Зиновьев, губернский предводитель дворянства граф В. Б. Гудович и многие другие. Встречать героев Чемульпо прибыл великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович.

Специальный поезд подошел к платформе ровно в 10 часов. На перроне вокзала соорудили триумфальную арку, украшенную государственным гербом, флагами, якорями, георгиевскими лентами и т. д. После встречи и обхода строя генерал-адмиралом в 10 часов 30 минут под несмолкающие звуки оркестров началось шествие моряков от Николаевского вокзала по Невскому проспекту к Зимнему дворцу. Шеренги солдат, огромное число жандармов и конных городовых едва сдерживали натиск толпы. Впереди шли офицеры, за ними - нижние чины. Из окон, с балконов и крыш сыпались цветы. Через арку Главного штаба герои Чемульпо вышли на площадь возле Зимнего дворца, где выстроились напротив царского подъезда. На правом фланге стояли великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович и управляющий Морским министерством генерал-адъютант Ф. К. Авелан. К варяжцам вышел император Николай II.

Он принял рапорт, обошел строй и поздоровался с моряками "Варяга" и "Корейца". После этого они прошли торжественным маршем и проследовали в Георгиевский зал, где состоялось богослужение. Для нижних чинов в Николаевском зале накрыли столы. Вся посуда была с изображением Георгиевских крестов. В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ.

Николай II обратился к героям Чемульпо с речью: "Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на "Азове" и "Меркурии"; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена "Варяга" и "Корейца". Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!"

За офицерским столом император объявил об учреждении медали в память о бое при Чемульпо для ношения офицерами и нижними чинами. Затем состоялся прием в Александровском зале городской думы. Вечером все собрались в Народном доме императора Николая II, где был дан праздничный концерт. Нижним чинам вручили золотые и серебряные часы, роздали ложки с серебряными черенками. Моряки получили по брошюре "Петр Великий" и по экземпляру адреса от петербургского дворянства. На следующий день команды отправились по своим экипажам. О столь пышном чествовании героев Чемульпо, а значит, и о бое "Варяга" и "Корейца" узнала вся страна. У народа не могло появиться и тени сомнения в правдоподобности совершенного подвига. Правда, некоторые флотские офицеры сомневались в достоверности описания боя.

Выполняя последнюю волю героев Чемульпо, русское правительство в 1911 г. обратилось к корейским властям с просьбой разрешить перенести прах погибших русских моряков в Россию. 9 декабря 1911 г. траурный кортеж направился из Чемульпо в Сеул, а затем по железной дороге к русской границе. На протяжении всего пути следования корейцы осыпали платформу с останками моряков живыми цветами. 17 декабря траурный кортеж прибыл во Владивосток. Погребение останков состоялось на Морском кладбище города. Летом 1912 г. над братской могилой появился обелиск из серого гранита с Георгиевским крестом. На четырех его гранях были выбиты имена погибших. Как и полагалось, памятник строили на народные деньги.

Затем о "Варяге" и варяжцах надолго забыли. Вспомнили только через 50 лет. 8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР "О награждении медалью "За отвагу" моряков крейсера "Варяг"". Сначала удалось разыскать только 15 человек. Вот их имена: В. Ф. Бакалов, А. Д. Войцеховский, Д. С. Залидеев, С. Д. Крылов, П. М. Кузнецов, В. И. Крутяков, И. Е. Капленков, М. Е. Ка-линкин, А. И. Кузнецов, Л. Г. Мазурец, П. Е. Поли-ков, Ф. Ф. Семенов, Т. П. Чибисов, А. И. Шкетнек и И. Ф. Ярославцев. Самому старшему из варяжцев Федору Федоровичу Семенову исполнилось 80 лет. Затем нашли остальных. Всего в 1954-1955 гг. медали получили 50 моряков с "Варяга" и "Корейца". В сентябре 1956 г. в Туле был открыт памятник В. Ф. Рудневу. В газете "Правда" адмирал флота Н. Г. Кузнецов в эти дни писал: "Подвиг "Варяга" и "Корейца" вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота".

Теперь постараюсь ответить на ряд вопросов. Первый вопрос: за какие заслуги так щедро наградили всех без исключения? Причем офицеры канонерской лодки "Кореец" вначале получили очередные ордена с мечами, а затем одновременно с варяжцами (по просьбе общественности) - еще и ордена Святого Георгия 4-й степени, то есть за один подвиг их наградили дважды! Нижние чины получили знаки отличия Военного ордена - Георгиевские кресты. Ответ прост: очень не хотелось императору Николаю II начинать войну с Японией с поражений.

Еще перед войной адмиралы Морского министерства докладывали, что без особого труда уничтожат японский флот, а если надо, то могут "устроить" второй Синоп. Император им поверил, а тут сразу такое невезение! При Чемульпо потеряли новейший крейсер, а под Порт-Артуром получили повреждения 3 корабля - эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада". И император, и Морское министерство этой героической шумихой "прикрыли" промахи и неудачи. Получилось правдоподобно а, главное, помпезно и эффективно.

Второй вопрос: кто "организовал" подвиг "Варяга" и "Корейца"? Первыми назвали бой геройским два человека - наместник императора на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е. А. Алексеев и старший флагман Тихоокеанской эскадры вице-адмирал О. А. Старк. Вся обстановка свидетельствовала о том, что вот-вот начнется война с Японией. Но они, вместо того чтобы подготовиться к отражению внезапного нападения противника, проявили полную беспечность, а если точнее - преступную халатность.

Готовность флота была низкой. Крейсер "Варяг" они сами загнали в ловушку. Для выполнения задач, которые они поставили кораблям-стационерам в Чемульпо, достаточно было послать старую канонерскую лодку "Кореец", не представлявшую особой боевой ценности, а не использовать крейсер. Когда началась оккупация японцами Кореи, они не сделали для себя никаких выводов. У В. Ф. Руднева тоже не хватило смелости принять решение об уходе из Чемульпо. Как известно, инициатива на флоте всегда была наказуема.

По вине Алексеева и Старка в Чемульпо были брошены на произвол судьбы "Варяг" и "Кореец". Любопытная деталь. При проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в Чемульпо миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой. Однако в действительности этого не произошло.

Вопрос третий: почему командир "Варяга" отказался от прорыва из Чемульпо и была ли у него такая возможность? Сработало ложное чувство товарищества - "сам погибай, но товарища выручай". Руднев в полном смысле этого слова стал зависеть от тихоходного "Корейца", который мог развивать скорость не более 13 узлов. "Варяг" же имел скорость более 23 узлов, а это на 3-5 узлов больше, чем у японских кораблей, и на 10 узлов больше, чем у "Корейца". Так что возможности для самостоятельного прорыва у Руднева были, причем хорошие. Еще 24 января Рудневу стало известно о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией. Но 26 января утренним поездом Руднев отправился в Сеул к посланнику за советом.

Возвратившись, он только 26 января в 15 часов 40 минут послал с донесением в Порт-Артур канонерскую лодку "Кореец". Опять вопрос: почему лодка так поздно была отправлена в Порт-Артур? Это так и осталось невыясненным. Канонерскую лодку из Чемульпо японцы не выпустили. Это уже началась война! В запасе Руднев имел еще одну ночь, но и ее не использовал. Впоследствии отказ от самостоятельного прорыва из Чемульпо Руднев объяснял сложностями навигационного характера: фарватер в порту Чемульпо был очень узким, извилистым, а внешний рейд изобиловал опасностями. Это все знают. И действительно, заход в Чемульпо в малую воду, то есть в период отлива, очень сложен.

Руднев как будто не знал, что высота приливов в Чемульпо достигает 8-9 метров (максимальная высота прилива до 10 метров). При осадке крейсера 6,5 метра в полную вечернюю воду все же была возможность прорвать японскую блокаду, но Руднев ею не воспользовался. Он остановился на худшем варианте - прорываться днем в период отлива и совместно с "Корейцем". К чему такое решение привело, всем известно.

Теперь о самом бое. Есть основания считать, что на крейсере "Варяг" артиллерия применялась не совсем грамотно. Японцы имели огромное превосходство в силах, которое они с успехом реализовали. Это видно из тех повреждений, которые получил "Варяг".

Как утверждают сами японцы, в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. В официальном издании японского Морского генерального штаба "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" (т. I, 1909 г.) читаем: "В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь".

Наконец, последний вопрос: почему Руднев не вывел корабль из строя, а затопил его простым открытием кингстонов? Крейсер по существу был "подарен" японскому флоту. Мотивировка Руднева, что взрыв мог повредить иностранные корабли, несостоятельна. Теперь становится понятно, почему Руднев подал в отставку. В советских изданиях отставка объясняется причастностью Руднева к революционным делам, но это выдумка. В таких случаях в русском флоте с производством в контр-адмиралы и с правом ношения мундира не увольняли. Все объясняется гораздо проще: за допущенные промахи в бою при Чемульпо флотские офицеры не приняли Руднева в свой корпус. Это осознавал и сам Руднев. Сначала он временно находился на должности командира строившегося линейного корабля "Андрей Первозванный", затем подал рапорт об уходе в отставку. Вот теперь, кажется, все стало на свои места.

Начало русско-японской войне положила история, произошедшая с героическим крейсером «Варяг», команда которого предпочла пленению неравный бой и гибель корабля, оттянув на себя основные силы противника. Этот героический поступок команды, передается из поколения в поколение в строчках известной песни. Но настоящая правда о событиях, произошедших на крейсере, не менее интересна.

Строительство корабля

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг», был построен по заказу Адмиралтейства на верфи Филадельфии, и под звуки духового оркестра и восторженные крики его экипажа в 565 человек, торжественно спущен на воду 31 октября 1899 года. Бутылка шампанского, как и полагается по старинной морской традиции, была разбита о борт крейсера – рождение легенды состоялось.

Практически сразу были обнаружены конструктивные недочеты, допущенные во время строительства: в пути взорвался один из котлов. Неполадки будут сопровождать крейсер и далее, на протяжении всей истории его существования. Но, несмотря на это, судно отправилось в нейтральный порт приписки Чемульпо (Южная Корея), где находилось в распоряжении правительства России в Корее.

Начиная с 1903 года, Россия и Япония вели постоянные переговоры о статусе Маньчжурии и Кореи. Япония претендовала на территорию Кореи, Россия препятствовала этим требованиям.

В порту, помимо крейсера «Варяг», были приписаны суда из Британии, Италии, Японии, Франции и Америки. Утром 27 января 1904 года японский адмирал Урио Сотокити направляет ультиматум Рудневу (капитану крейсера), в котором говорилось, что поскольку Россия и Япония находятся в состоянии войны, крейсеру надлежит покинуть порт Чемульпо до 12.00 9 февраля 1904 года.

В противном случае, адмирал с превосходящими силами будет вынужден атаковать и захватить крейсер.

Нота протеста

Некоторые историки склоняются к тому, что капитан должен был выполнить требования японского адмирала, пересечь нейтральные воды и держать курс к российским берегам. Технические характеристики корабля, даже, несмотря на неисправность двигателей, позволяли крейсеру, имеющему более высокую скорость хода, беспрепятственно покинуть порт.

Руднев понимал, что броня корабля и огневая мощь уступают превосходящим силам японского флота. На совещании капитанов морских судов Англии, Франции, Италии и России, проходившем на английском крейсере «Талбот», было решено направить ноту протеста Урио Сотокити. Руднев решил с боем продвигаться в нейтральные воды, командиры иностранных судов отказались от сопровождения «Варяга», сославшись на нейтралитет.

9 февраля в 11.00 крейсер вышел из гавани Чемульпо, и открыл огонь по врагу. Артиллерийские расчеты крейсера значились в списках лучших, среди кораблей военно-морского флота России. И хотя в бою затонули три японских крейсера и эсминец, силы были слишком неравными. Большая часть орудий крейсера вышла из строя, вода начала заливать крейсер.

Верхняя палуба была вся усыпана трупами убитых матросов, часть шлюпок была повреждена шрапнелью, часть попросту сгорела.

Машинное отделение было разбито, управление крейсером стало невозможным, и корабль вернулся в гавань. По окончании краткого совещания с офицерами команды, капитан принял решение затопить крейсер, но не сдаться врагу.

Были открыты кингстоны, и корабль был затоплен в порту Чемульпо.

Историки считают, что Руднев первоначально недооценил ситуацию, что привело к многочисленным потерям среди команды и затоплению крейсера.

Позднее, Японская сторона подняла корабль, сопроводила в Японию, и, после ремонта, целых 11 лет «Варяг» ходил под японским флагом.

Правда теперь он назывался «Соя», хотя, отдавая дань уважения героизму русских моряков, на корме так и осталась надпись «Варяг».

Итоги сражения

Каждый пятый, а в общей сложности 108 человек экипажа, погибли. Находившиеся неподалеку иностранные суда подобрали выживших членов экипажа. Японцы были потрясены стойкостью русских моряков. Все, захваченные члены экипажа крейсера, позднее были освобождены, давая клятву не принимать участие в боевых действиях.

Никто из выживших членов экипажа не считал себя героем, скорее наоборот, они думали, что в России их ждет суд. Но, отдавая дань героизму и стойкости русских моряков, устроил в их честь императорский прием и вручил на память каждому именные часы. Капитан корабля и офицерский состав был награжден орденами Андрея Первозванного IV степени.

Крейсер "Варяг" - русский бронепалубный крейсер I ранга, ставший всемирно известным благодаря героическому бою в порту Чемульпо с многократно превосходящими силами японцев. Строился, как и "Новик", в рамках программы 1898 г., предусматривавшей постройку, в том числе, дальних крейсеров-разведчиков. Корабль мог похвастаться очень высокой скоростью и при этом низкой надежностью механизмов, а также почти полным отсутствием защиты артиллерийских орудий. Единственный представитель своего типа, других кораблей по проекту "Варяга" построено не было.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 6604 т.

Длинна : 129,56 м.

Ширина : 15,9 м.

Скорость хода : 24,59 узлов.

Дальность плавания : 6100 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 75 мм;
  • 8 орудий калибра 47 мм;
  • 2 орудия калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 2 пулемета;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм.).

Бронирование: до 152 мм.

Экипаж : 580 человек, из них 20 офицеров.

Введен в строй : 1901 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Судостроительная программа 1898 г. предполагала постройку бронепалубных крейсеров водоизмещением около 6000 тонн, при этом главная ставка делалась на скорость и запас хода, вооружению и защите отводилась второстепенная роль.

По техническому заданию корабль должен был развивать скорость до 23-х узлов (лучшие крейсеры Японии и Англии достигали скорости более 21 узла), иметь дальность плавания до 5000 миль и вооружаться двенадцатью 152-мм орудиями. Требования по бронированию не предъявлялись, лишь указывалось на необходимость броневой карапасной палубы без определения в задании толщины брони.

Постройка и испытания.

Контракт на постройку и проектирование будущего "Варяга" получила американская фирма "William Cramp & Sons", чьи представители развили в Петербурге столь бурную деятельность, что оказались строителями крейсера, а вместе с ним и эскадренного броненосца (будущий "Ретвизан"), без всякого конкурса, да еще и не имея даже эскизного проекта.

Официальная закладка корабля состоялась 10.05.1989 г., а 19.10.1989 г. крейсер был спущен на воду. Нестандартный способ заключения контракта вызывал ряд проблем при строительстве, поскольку многие детали приходилось согласовывать уже после закладки корабля. В итоге водоизмещение корабля выросло почти до 6500 тонн, отказались от двух подводных торпедных аппаратов, а орудия главного калибра располагались на палубе без какой-либо защиты, даже без противоосколочных щитков.

Кроме того, вопреки мнению Морского технического комитета на крейсере установили котлы французской фирмы братьев Никлосс, которые, как позже выяснилось, отличались очень низкой надежностью. Впрочем, такие же котлы на броненосце "Ретвизан" особых проблем не доставили, поэтому дело вряд ли было в них самих.

Заводские испытания крейсера начались в мае 1900 года и выявили массу недостатков, в частности, пришлось заменить один из цилиндров высокого давления. В последующем капризный характер механизмов постоянно давал о себе знать: регулярно происходили разрывы трубок, нагревались подшипники.

В то же время, были у крейсера и несомненные достоинства: уже в ходе первых испытаний он развил скорость в 24,59 узла, что было выше требуемой по техническому заданию и выше, чем обещала сама фирма-изготовитель.

На устранение выявленных недостатков ушло больше полугода, лишь 02.01.1901 г. крейсер был принят комиссией, при этом доделочные работы продолжались и после этой даты. 03.05.1901 г. "Варяг" прибыл в Кронштадт.

Описание конструкции.

Крейсер "Варяг" получился весьма противоречивым. Солидное водоизмещение, предполагавшее, казалось, сбалансированные характеристики, плохо соотносилось с незащищенной артиллерией и не слишком выдающимся бронированием.

В то же время чрезвычайно высокая скорость позволяла "Варягу" при любых обстоятельствах уклониться от невыгодного боя: корабли, способные за ним угнаться не представляли для крейсера особой угрозы, т.к. догнать его могли разве что миноносцы. Увы, высокая скорость значилась лишь на бумаге: ненадежные котлы и постоянные поломки редко позволяли держать ход больше 20 узлов.

В целом, "Варяг" мог быть замечательным рейдером для действий на судоходных линиях противника, но, к сожалению, в этом качестве ему служить не довелось.

Крейсер имел длину корпуса 129,56 м., максимальная ширина составляла 15,9 м, высота от киля до верхней палубы - 10,46 м. Наличие полубака заметно улучшало ходовые качества корабля, в то же время из-за конструктивного просчета крейсер имел недостаточную устойчивость. Поскольку устранить этот недостаток было невозможно, на "Варяг" загрузили 200 тонн балласта, что позволило в некотором роде решить проблему, но не слишком хорошо сказалось на его скоростных качествах и дальности плавания.

Бронирование.

Защиту корабля обеспечивала бронепалуба, толщина которой на скосах достигала 76 мм, боевая рубка была защищена 152-мм броней. Кроме собственно бронирования живучесть корабля повышала удачная и продуманная компоновка. Угольные ямы размещались вокруг механизмов, обеспечивая их дополнительную защиту, погреба боезапаса располагались компактно и добраться до них вражеским снарядам было весьма непросто.

На скосах броневой палубы располагались отсеки-коффердамы для изоляции поврежденных участков обшивки и исключавшие существенное затопление. По проекту эти отсеки должны были заполняться целлюлозой, но от нее в ходе эксплуатации было решено отказаться.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых (два цилиндра низкого и по одному среднего и высокого давления) паровых машин тройного расширения и 30 уже неоднократно упомянутых котлов системы Никлосса.

Котлы оказались главной бедой крейсера, проблемы с ними преследовали "Варяг" постоянно: едва ли не большую часть своей службы корабль провел в ремонте. Разрывы трубок были привычным явлением, а перегрев подшипников - обыденностью. Переборка механизмов осуществлялась два раза, но устранить проблемы так и не смогли. Все это не позволяло "Варягу" развивать заявленную скорость, кроме того, выявился перерасход угля, что снижало дальность.

Вооружение.

Еще одной проблемой крейсера стала его артиллерия. При большом количестве достаточно мощных и скорострельных 152-мм орудий, они были лишены всякой защиты. Отсутствие башен и даже противоосколочных щитов объяснялось экономией веса, но приводило к очевидным последствиям: даже незначительное попадание, не выводившее орудие из строя, могло ранить или убить комендоров, находившихся рядом.

Кроме того, носовые и кормовые орудия располагались попарно, что не позволяло использовать их при стрельбе с одно борта. Всего в бортовом залпе "Варяг" мог задействовать 6 орудий главного калибра. Вспомогательная артиллерия состояла из 75-мм орудий, и малокалиберных пушек, отличавшихся высокой скорострельностью, но не слишком высоким могуществом снарядов. Впрочем, для борьбы с миноносцами артиллерии "Варяга" было более чем достаточно, любой же противник сопоставимого с ним водоизмещения мог доставить серьезные неприятности.

Оборудование и вспомогательные системы.

Особенностью корабля на момент постройки стал высокий уровень электрификации, что заметно улучшало как бытовые условия, так и боевые качества крейсера. Электрический ток вырабатывали три динамо-машины: две в носовой части и одна - в корме. Кроме того имелись аккумуляторы аварийного питания.

Рубки крейсера оснащались компасами, дублированными штурвальными колонками, машинными телеграфами, тахометрами, телефонами и переговорными трубами, а также большим количеством другого оборудования. Имелась аварийная сигнализация и электрические приборы управления огнем. Кроме того, крейсер имел развитую систему электрической индикации, а после прибытия в Кронштадт был оснащен и радиостанцией.

Служба.

До Русско-японской войны.

25.02.1902 г. крейсер "Варяг", преследуемый поломками механизмов, добрался до Порт-Артура и вошел в состав эскадры Тихого океана. В декабре 1902 г. командиром крейсера стал Всеволод Федорович Руднев.

В период нахождения в Порт-Артуре крейсер неоднократно посещал Чемульпо и значительную часть времени провел в ремонте. Устранить все недостатки так и не смогли.

Русско-японская война.

С начала 1904 г. крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" находились в порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства. Там они и были атакованы японским боевым отрядом под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу, потребовавшего сдачи кораблей либо их выхода под угрозой атаки на рейде. Несмотря на явное неравенство сил (в японской эскадре было 6 крейсеров, включая мощный "Асама", и 8 миноносцев), "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой.

Надо сказать, что оценки боя вызывают горячие дискуссии: кто-то считает бой весьма бездарным поражением, кто-то примером высочайшего героизма. Оценки, безусловно, могут быть различными, но оснований не верить врагам нет: Руднев после войны был награжден японским орденом в качестве признания его доблести.

Небезынтересным является и тот факт, что японцы после подъема крейсера оставили на корме его первоначальное название. Как бы то ни было, первый и последний бой "Варяга" вошел в историю российского флота как один из самых ярких эпизодов: выход легких русских кораблей на верную смерть невозможно оценить иначе, как пример невероятного мужества.

Межвоенный период и Первая мировая война.

В 1905 г. японцы подняли затопленный крейсер "Варяг" и после ремонта включили его в состав флота под названием "Сойя", где использовали в качестве учебного судна. Однако на этом история героического крейсера не закончилась.

В 1916 г. "Сойя" был выкуплен правительством России и, 04.04.1916 г. на крейсере снова взвился Андреевский флаг. Вскоре "Варяг" оказался у родных берегов - во Владивостоке. К сожалению, добраться до западной части России кораблю было не суждено: в 1917 г. "Варяг" направлялся в Великобританию для ремонта, но после революции был конфискован в счет долгов, по которым отказались платить новые правители России.

Впрочем, этот легендарный крейсер не собирался сдаваться даже в столь безнадежной ситуации: в 1925 г. при буксировке на слом "Варяг" попал в шторм и затонул.

Крейсер «Варяг». Во времена СССР в нашей стране едва ли нашелся бы человек, который никогда не слышал об этом корабле. Для многих поколений наших соотечественников «Варяг» стал символом героизма и самоотверженности русских моряков в бою.


Однако наступили перестройка, гласность и последовавшие за ними «дикие 90-е». Нашу подвергали ревизии все, кому не лень, а поливать ее грязью стало модным трендом. Досталось, конечно, и «Варягу», причем – по полной программе. В чем только не обвиняли его экипаж и командира! Договорились уже до того, что Всеволод Федорович Руднев специально (!) затопил крейсер там, где его можно было легко поднять, за что и получил впоследствии японский орден. Но с другой стороны, появилось множество источников информации, которые ранее не были доступны историкам и любителям истории военно-морского флота – возможно, их изучение действительно может внести коррективы в знакомую нам с детства историю героического крейсера?

Данный цикл статей, конечно же, не расставит все точки над «i». Но мы постараемся свести воедино сведения об истории проектирования, строительства и службы крейсера до самого Чемульпо включительно, на основании доступных нам данных проанализируем техническое состояние корабля и подготовку его экипажа, возможные варианты прорыва и различные сценарии действий в бою. Мы попробуем разобраться, почему командир крейсера Всеволод Федорович Руднев принимал те или иные решения. В свете вышесказанного мы проанализируем постулаты официальной версии боя «Варяга», а также аргументацию ее противников. Разумеется, у автора настоящего цикла статей сформировался определенный взгляд на подвиг «Варяга», и он, конечно же будет представлен. Но автор видит свою задачу не в том, чтобы склонить читателя к какой-либо точке зрения, а в том, чтобы дать максимум информации, на основании которой каждый сам сможет решить, чем является для него поступки командира и экипажа крейсера «Варяг» - поводом гордиться флотом и своей страной, постыдной страницей нашей истории, или же чем-то иным.

Ну а начнем мы с описания того, откуда вообще в России появился столь необычный тип боевых кораблей, как быстроходные бронепалубные крейсера 1-го ранга нормальным водоизмещением в 6-7 тысяч тонн.

Родоначальниками бронепалубных крейсеров Российского императорского флота можно считать бронепалубные корветы «Витязь» и «Рында» нормальным водоизмещением 3 508 т, построенные в 1886 г.

Спустя три года состав отечественного флота пополнил более крупный бронепалубный крейсер водоизмещением 5 880 т – это был заказанный во Франции «Адмирал Корнилов», к строительству которого Луарская верфь (Сен-Назер) приступила в 1886 г. Однако затем в строительстве бронепалубных крейсеров в России наступила длительная пауза – почти десятилетие, с 1886 по 1895 год Российский императорский флот не заказал ни одного корабля данного класса. Да и заложенная в конце 1895 г на французских верфях «Светлана» (водоизмещением 3828 т), хотя и представляла собой вполне приличный для своего времени малый бронепалубный крейсер, все же строилась, скорее, как представительская яхта для генерал-адмирала, а не как корабль, соответствующий доктрине флота. «Светлана» не в полной мере отвечала требованиям, предъявляемым к этому классу боевых кораблей российскими моряками, а потому была построена в единственном экземпляре и на отечественных верфях не тиражировалась.

А каковы, собственно говоря, были требования у флота к бронепалубным крейсерам?

Дело в том, что Российская империя в период 1890-1895 гг. приступила к серьезному усилению своего Балтийского флота эскадренными броненосцами. До этого в 1883 и 1886 гг. были заложены два «броненосца-тарана» «Император Александр II» и «Император Николай I» и затем лишь в 1889 г. – «Наварин». Весьма неспешно – по броненосцу каждые три года. Но в 1891 г закладывается «Сисой Великий», в 1892 – сразу три эскадренных броненосца типа «Севастополь», а в 1895 г. – «Пересвет» и «Ослябя». И это еще не считая закладки трех броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин», от которых, помимо традиционных решения задач для данного класса кораблей ожидалась также поддержка главных сил в генеральном сражении с германским флотом.

Иными словами, русский флот стремился создать броненосные эскадры для генерального сражения, и конечно, таким эскадрам требовались корабли, обеспечивающие их действия. Иными словами, Российский императорский флот нуждался в разведчиках при эскадрах – именно эту роль могли достаточно успешно выполнять бронепалубные крейсера.

Однако здесь, увы, свое веское слово сказал дуализм, во многом предопределивший развитие нашего флота в конце 19-го века. Создавая Балтийский флот, Россия хотела получить классическое «два в одном». С одной стороны, требовались силы, способные дать генеральное сражение германскому флоту и установить господство на Балтике. С другой – нужен был флот, способный выйти в океан и угрожать британским коммуникациям. Задачи эти совершенно противоречили друг другу, поскольку для их решения требовалось разные типы кораблей: так, например, броненосный крейсер «Рюрик» отлично подходил для океанского рейдерства, но был совершенно неуместен в линейном сражении. Строго говоря, России нужен был линейный флот для доминирования на Балтике и, отдельно, второй, крейсерский флот для войны в океане, но, конечно, строить два флота Российская империя не могла хотя бы по экономическим причинам. Отсюда и стремление создать корабли, способные одинаково эффективно биться с вражескими эскадрами и крейсерствовать в океане: подобная тенденция коснулась даже главной силы флота (серия «броненосцев-крейсеров» «Пересвет»), так что странно было бы думать, что бронепалубным крейсерам не будет поставлено схожей задачи.

Собственно говоря, именно так и определились требования к отечественному бронепалубному крейсеру. Он должен был стать разведчиком при эскадре, но при этом также и кораблем, пригодным к океанскому крейсерству.

Российские адмиралы и кораблестроители на тот момент вовсе не считали себя «впереди планеты всей», поэтому при создании нового типа корабля обращали самое пристальное внимание на корабли аналогичного назначения, строившиеся «Владычицей морей» - Англией. А что происходило в Англии? В 1888-1895 гг. «Туманный Альбион» строил большое количество бронепалубных крейсеров 1-го и 2-го класса.

При этом корабли 1-го класса, как это ни странно прозвучит, являлись «наследниками» броненосных крейсеров типа «Орландо». Дело в том, что эти броненосные крейсера, по мнению англичан, не оправдали возлагавшихся на них надежд, из-за перегрузки их броневой пояс уходил под воду, не защищая тем самым ватерлинию от повреждений, а кроме того, в Англии пост главного строителя занял Уильям Уайт, противник броненосных крейсеров. Поэтому, вместо совершенствования этого класса кораблей Англия в 1888 г. приступила к строительству больших бронепалубных крейсеров 1-го ранга, первыми из которых стали «Блейк» и «Бленхейм» - огромные корабли водоизмещением 9150-9260 т, несущие очень мощную броневую палубу (76 мм, а на скосах – 152 мм), сильное вооружение (2*234-мм, 10*152-мм, 16*47-мм) и развивающие очень высокую для того времени скорость (до 22 уз).


Бронепалубный крейсер "Блейк"

Однако эти корабли показались их лордствам чрезмерно дорогими, поэтому следующая серия из 8 крейсеров типа «Эдгар», вставших на стапели в 1889-1890 гг., была меньше водоизмещением (7467-7820 т), скоростью (18,5/20 уз на естественной/форсированной тяге) и бронированием (толщина скосов уменьшилась со 152 до 127 мм).

Все эти корабли были грозными бойцами, но они, по сути, представляли собой крейсера не для эскадренной службы, а для защиты океанских коммуникаций, то есть они были «защитниками торговли» и «убийцами рейдеров», и как таковые, не слишком годились для русского флота. К тому же их развитие завело англичан в тупик – стремясь создать корабли, способные перехватить и уничтожить броненосные крейсера типа «Рюрик» и «Россия», англичане в 1895 г заложили бронепалубные «Пауэрфул» и «Террибл», имевшие полное водоизмещение свыше 14 тыс. т. Создание кораблей подобной размерности (и стоимости), без вертикальной бронезащиты, являлось очевидным нонсенсом.

Поэтому аналогом для новейших русских бронепалубных крейсеров были сочтены английские крейсера 2-го класса, которые обладали сходным функционалом, то есть могли служить при эскадрах и нести заморскую службу.

Начиная с 1889-1890 гг. Великобритания заложила аж 22 бронепалубных крейсера типа «Аполло», строившихся двумя подсериями. Первые 11 кораблей того типа имели водоизмещение около 3 400 т и не несли медно-деревянной обшивки подводной части, замедляющей обрастания кораблей, при этом их скорость составляла 18,5 узла при естественной тяге и 20 узлов – при форсировании котлов. Следующие 11 крейсеров типа «Аполло» имели медно-деревянную обшивку, что увеличило их водоизмещение до 3 600 т, и снизило скорость (на естественной тяге/форсированную) до 18/19,75 узлов соответственно. Бронирование и вооружение крейсеров обеих подсерий было одинаковым – бронепалуба толщиной 31,75-50,8 мм, 2*152-мм, 6*120-мм, 8*57-мм, 1*47-мм пушки и четыре 356-мм торпедных аппарата.

Следующие бронепалубные крейсера англичан, 8 кораблей типа «Астрея», заложенных в 1891-1893 гг., стали развитием «Аполло», причем, по мнению самих британцев – не слишком удачным развитием. Их водоизмещение выросло почти на 1 000 т., достигнув 4 360 т, но дополнительные веса были израсходованы на малозаметные улучшения – бронирование осталось на том же уровне, вооружение «приросло» всего на 2*120-мм орудия, а скорость снизилась еще, составив 18 уз при естественной тяге и 19,5 уз при форсированной. Тем не менее, именно они послужили прототипом при создании новой серии британских бронепалубных крейсеров 2-го класса.

В 1893-1895 гг. англичане закладывают 9 крейсеров типа «Эклипс», которые у нас называли «типом «Талбот»» (тот самый «Талбот», служивший стационером на рейде Чемульпо вместе с крейсером «Варяг»). Это были куда более крупные корабли, нормальное водоизмещение которых достигало 5 600 т. Их защищала несколько более основательная бронепалуба (38-76 мм) и они несли более солидное вооружение – 5*152-мм, 6*120-мм, 8*76-мм и 6*47-м орудий, а также 3*457-мм торпедных аппарата. При этом скорость крейсеров типа «Эклипс» была откровенно скромной – 18,5/19,5 узлов при естественной/форсированной тяге.

Итак, какие выводы сделали наши адмиралы, наблюдая за развитием класса бронепалубных крейсеров в Великобритании?

Первоначально был объявлен конкурс на проект крейсера, причем – исключительно среди отечественных конструкторов. Им предлагалось представить проекты корабля до 8 000 т водоизмещением, скоростью не ниже 19 уз. и артиллерией, включавшей в себя 2*203-мм (в оконечностях) и 8*120-мм орудий. Такой крейсер для тех лет выглядел чрезмерно крупным и сильным для разведчика при эскадре, остается только предположить, что адмиралы, зная характеристики английских бронепалубных крейсеров 1-го класса, задумывались о корабле, способном противостоять им в бою. Но, несмотря на то, что в ходе проводившегося в 1894-1895 гг. конкурса были получены весьма интересные проекты (7 200 – 8 000 т, 19 уз, 2-3*203-мм орудия и до 9*120-мм пушек), дальнейшего развития они не получили: было принято решение ориентироваться на британские бронепалубные крейсера 2-го ранга.

При этом изначально планировалось ориентироваться на крейсера типа «Астрея», при обязательном достижении 20 узловой скорости и «возможно большем районе действия». Однако практически сразу же возникло иное предложение: инженеры Балтийского завода представили МТК предварительные проработки проектов крейсеров водоизмещением 4 400, 4 700 и 5 600 т. Все они имели скорость 20 уз и бронепалубу толщиной 63,5 мм, различалось лишь вооружение – 2*152-мм и 8*120-мм на первом, 2*203-мм и 8*120-мм на втором и 2*203-мм, 4*152-мм, 6*120-мм на третьем. В прилагаемой к проектам записке пояснялось:

«Балтийский завод отступил от предписываемого в качестве аналога английского крейсера «Астрея» поскольку он среди других новейших крейсеров разных наций не представляет собою тип наивыгоднейший».

Тогда за «образец для подражания» были выбраны крейсера типа «Эклипс», но тут стали известны данные о французском бронепалубном крейсере «Д’Антркасто» (7 995 т., вооружение 2*240-мм в одноорудийных башнях и 12*138-мм, скорость 19,2 уз). В итоге был предложен новый проект крейсера водоизмещением в 6 000 т, скоростью 20 узлов и вооружением из 2*203-мм и 8*152-мм. Увы, вскоре волею генерал-адмирала корабль лишился 203-мм пушек в угоду единообразия калибров и… так началась история создания отечественных бронепалубных крейсеров типа «Диана».

Надо сказать, что проектирование этой серии отечественных крейсеров стало превосходной иллюстрацией того, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. В теории Российский императорский флот должен был получить серию превосходных бронепалубных крейсеров, по многим параметрам, превосходящим английские. Броневая палуба единой 63,5 мм толщины обеспечивала, как минимум, равноценную защиту с английской 38-76 мм. Десять 152-мм орудий были предпочтительнее 5*152-мм, 6*120-мм английского корабля. При этом «Диана» должна была стать существенно быстроходнее «Эклипса» и дело тут было вот в чем.

Испытания боевых кораблей российского флота не предусматривали форсирования котлов, контрактную скорость русские корабли должны были показывать на естественной тяге. Это очень важный момент, который обычно упускают составители справочников корабельного состава (а за ними, увы, и читатели этих справочников). Так, например, обычно приводятся данные, что «Эклипс» развивал 19,5 узлов, и это верно, но ведь при этом не указывается, что данная скорость достигнута при форсировании котлов. В то же время контрактная скорость «Дианы» всего лишь на пол узла превосходит таковую у «Эклипс», а по факту крейсера этого типа смогли развить всего лишь 19-19,2 узла. Отсюда можно предположить, что русские крейсера оказались даже менее быстроходны, чем их английский «прототип». Но на самом деле свои 19 узлов скорости «богини» развивали на естественной тяге, на которой скорость «Эклипсов» составила всего 18,5 узлов, то есть наши крейсера, при всех их недостатках, все же были быстроходнее.

Однако вернемся к проекту «Дианы». Как мы уже говорили ранее, их защита предполагалась не хуже, артиллерия – лучше, а скорость – на полтора узла больше, чем у британских крейсеров типа «Эклипс», но это было еще не все. Дело в том, что на «Эклипсах» стояли огнетрубные котлы, в то время как на «Дианы» планировалось ставить водотрубные, и это давало нашим кораблям ряд преимуществ. Дело в том, что огнетрубные котлы требуют значительно больше времени на разводку паров, на них значительно сложнее менять режимы работы, а это важно для военных кораблей, и кроме того – затопление отсека с работающим огнетрубным котлом с высочайшей вероятностью привело бы к его взрыву, что угрожало кораблю немедленной гибелью (в отличие от затопления одного отсека). Водотрубные котлы были лишены этих недостатков.

Российский флот одним из первых начал переходить на водотрубные котлы. По результатам исследований специалистов Морского ведомства было принято решение использовать котлы конструкции Бельвиля, и первые испытания этих котлов (в 1887 г переоборудован броненосный фрегат «Минин») показали вполне приемлемые технические и эксплуатационные характеристики. Считалось, что эти котлы чрезвычайно надежны, а тот факт, что они при этом получались весьма тяжелыми, был воспринят как неизбежную плату за иные достоинства. Иными словами, Морское ведомство осознавало, что в мире существуют котлы иных систем, причем в том числе и таких, которые позволяли обеспечить ту же мощность при значительно меньшем весе, нежели котлы Бельвиля, но все это было не испытано, и потому вызывало сомнения. Соответственно, при создании бронепалубных крейсеров типа «Диана» требование об установке котлов Бельвиля было совершенно безапелляционным.

Однако тяжелые котлы – вовсе не лучший выбор для быстроходного (пусть даже относительно быстроходного) бронепалубного крейсера. Вес машин и механизмов «Диан» составил совершенно несусветные 24,06% от их же нормального водоизмещения! Даже у построенного позднее «Новика», о котором многие говорили, как о «миноносце в 3 000 т» и о «чехле для машин», у которого боевые качества были заведомо принесены в жертву скорости – и у того вес машин и котлов составлял всего только 21,65% от нормального водоизмещения!

Бронепалубные крейсера типа «Диана» в своем окончательном варианте имели 6 731 т нормального водоизмещения, развили 19-19,2 уз и несли вооружение всего из восьми 152-мм орудий. Вне всякого сомнения, они оказались крайне неудачными кораблями. Но трудно винить в этом конструкторов-корабелов – сверхмассивная энергетическая установка попросту не оставила им весов на достижение остальных планируемых характеристик корабля. Безусловно, имеющиеся котлы и машины не подходили для быстроходного крейсера, да еще и адмиралы «отличились», санкционировав ослабление и без того слабого вооружения ради копеечной экономии весов. И, что самое обидное, все те жертвы, которые были принесены ради энергетической установки, не сделали корабль быстроходным. Да, несмотря на недостижение контрактной скорости, они, пожалуй, были все равно быстрее, чем британские «Эклипсы». Но проблема заключалась в том, что «Владычица морей» вообще не так уж часто строила по-настоящему хорошие корабли (просто англичане неплохо умели на них воевать), и бронепалубные крейсера этой серии уж точно никак нельзя назвать удачными. Строго говоря, ни 18,5 узлов «Эклипс», ни 20 контрактных узлов «Дианы» уже во второй половине 90-х годов 19-го столетия не были достаточными для того, чтобы нести службу разведчика при эскадре. А вооружение в восемь открыто стоящих шестидюймовок выглядело просто смешно на фоне двух 210-мм и восьми 150-мм пушек, расположенных в казематах и башнях германских бронепалубных крейсеров типа «Виктория Луизе» - именно с такими крейсерами пришлось бы сражаться «Дианам» на Балтике в случае войны с Германией…

Иными словами, попытка создания бронепалубного крейсера, способного выполнять функции разведчика при эскадре и, при этом, «пиратствовать» в океане в случае войны с Англией, потерпела фиаско. Причем, недостаточность их характеристик была понятна еще до того, как крейсера вступили в строй.

Крейсера типа «Диана» были заложены (официально) в 1897 г. А годом позднее была выработана новая программа кораблестроения, учитывавшая угрозу резкого усиления Японии: предполагалось в ущерб Балтийскому флоту (и при сохранении темпов строительства черноморского) создать сильный Тихоокеанский флот, способный нивелировать зарождающееся японское военно-морское могущество. При этом МТК (под руководством генерал-адмирала) определило технические задания на четыре класса кораблей: эскадренные броненосцы водоизмещением около 13 000 т., крейсера-разведчики 1-го ранга водоизмещением 6 000 т, «посыльные суда» или крейсера 2-го класса водоизмещением в 3 000 т и миноносцы в 350 т.

В части создания бронепалубных крейсеров 1-го ранга Морское ведомство предприняло достаточно логичный и разумный шаг – раз уж создание таких кораблей собственными силами не привело к успеху, значит следует объявить международный конкурс и заказать головной корабль за границей, а затем растиражировать его на отечественных верфях, усилив тем самым флот и приобретя передовой кораблестроительный опыт. Поэтому на конкурс были выставлены значительно более высокие, чем у крейсеров типа «Диана», тактико-технические характеристики – МТК сформировал задание на корабль, водоизмещением 6 000 т., скоростью 23 узла и вооружением из двенадцати 152-мм и такого же количества 75-мм орудий. Толщина броневой палубы не задавалась (разумеется, она должна была присутствовать, но остальное оставалось на усмотрение проектировщиков). Боевая рубка должна была иметь бронирование 152 мм, а вертикальная защита элеваторов (подающих боеприпасы к орудиям) и оснований дымовых труб – 38 мм. Запас угля должен был составлять не менее 12% от нормального водоизмещения, дальность хода – не ниже 5 000 морских миль. Устанавливалась также метацентрическая высота при полном запасе угля (не более 0,76 м), ну а главные размерения корабля оставались на усмотрение конкурсантов. И да, наши специалисты продолжали настаивать на использовании котлов Бельвиля.

Как можно видеть, в этот раз МТК не ориентировался на какой-либо из существующих кораблей других флотов мира, а стремился создать не имеющий прямых аналогов, весьма мощный и быстроходный крейсер умеренного водоизмещения. При определении ТТХ было сочтено необходимым обеспечить превосходство над «эльсвикскими» крейсерами: как следует из «Отчета по Морскому ведомству за 1897- 1900 гг.», отечественные бронепалубные крейсера 1-го ранга должны были строиться: «по типу быстроходных крейсеров Армстронга, но превосходящего их по водоизмещению (6000 т вместо 4000 т), скорости (23 узла вместо 22-х) и увеличенной до 12 часов продолжительности испытания на полной скорости». При этом вооружение из 12 скорострельных 152-мм пушек гарантировало ему превосходство над любым английским или японским бронепалубным крейсером сходного, либо меньшего водоизмещения, а скорость позволяла уйти от более крупных и лучше вооруженных кораблей того же класса («Эдгар», «Пауэрфулл», «Д’Антркасто» и т.д.)

Собственно говоря, так начинается история создания крейсера «Варяг». И здесь у уважаемых читателей может возникнуть вопрос – а зачем вообще было писать столь длительное вступление, вместо того, чтобы сразу перейти к делу? Ответ очень прост.

Как мы знаем, конкурс проектов бронепалубных крейсеров 1-го ранга состоялся в 1898 г. Казалось, все должно было пойти по накатанной – множество предложений от иностранных фирм, выбор лучшего проекта, его доработка, контракт, постройка… Как бы не так! Вместо скучной рутины отлаженного процесса, создание «Варяга» превратилось в самую настоящую детективную историю. Которая началась с того, что контракт на проектирование и строительство данного крейсера был подписан еще до проведения конкурса. Более того – на момент подписания контракта на строительство «Варяга» никакого проекта крейсера еще не существовало в природе!

Дело в том, что вскоре после того, как был объявлен конкурс, в Россию прибыл глава американской судостроительной фирмы «Вильям Крамп и сыновья» мистер Чарльз Крамп. Никаких проектов он с собой не привез, но зато брался по самой сходной цене построить лучшие в мире боевые корабли, включая два эскадренных броненосца, четыре бронепалубных крейсера водоизмещением 6 000 т и 2 500 т, а также 30 миноносцев. В дополнение к вышесказанному Ч. Крамп готов был построить завод в Порт-Артуре или Владивостоке, на котором должна была осуществляться сборка 20 миноносцев из указанных выше 30.

Такого «куска пирога» Ч. Крампу, конечно, никто не дал, но 11 апреля 1898 г, то есть еще до того, как конкурсные проекты бронепалубных крейсеров были рассмотрены МТК, глава американской фирмы с одной стороны, и вице-адмирал В. П. Верховский (начальник ГУКиС) с другой, подписали контракт на постройку крейсера, ставшего впоследствии «Варягом». При этом никакого проекта крейсера не было – его еще предстояло разработать в соответствии с «Предварительными спецификациями», ставшими приложением к контракту.

Другими словами, вместо того, чтобы дождаться разработки проекта, рассмотреть его, внести коррективы и правки, как это делалось всегда, и лишь затем подписать контракт на строительство, Морское ведомство, по сути, купило «кота в мешке» - оно подписало контракт, предусматривавший разработку Ч. Крампом проекта крейсера на основе самого общего технического задания. Как удалось Ч. Крампу убедить В.П. Верховского в том, что он способен разработать лучший проект из всех, которые будут представлены на конкурс, и что контракт следует подписать как можно быстрее, дабы не терять драгоценного времени?

Говоря откровенно, все вышеописанное свидетельствует то ли о какой-то, прямо-таки детской наивности вице-адмирала В.П. Верховского, либо о фантастическом даре убеждения (на грани магнетизма), которым обладал Ч. Крамп, но более всего заставляет задуматься о существовании некоей коррупционной составляющей контракта. Очень похоже на то, что какие-то аргументы оборотистого американского промышленника были чрезвычайно весомыми (для любого банковского счета) и умели приятно шуршать в руках. Но… не пойман – не вор.

Как бы то ни было, контракт был подписан. На то, что произошло дальше… скажем так, существуют полярные точки зрения, начиная от «гениальный промышленник Крамп, с трудом продираясь сквозь бюрократию царской России, строит первоклассный крейсер умопомрачительных качеств» и до «негодяй и жулик Крамп обманом и подкупом всучил Российскому императорскому флоту совершенно негодный корабль». Так вот для того, чтобы по возможности беспристрастно разобраться в событиях, произошедших более чем 100 лет тому назад, уважаемому читателю обязательно нужно представлять себе историю развития бронепалубных крейсеров в Российской империи хотя бы в том весьма укороченном виде, в котором она была представлена в настоящей статье.

Продолжение следует...

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.