Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему. Заключительный урок по поэме М

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
...Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
. Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.. .
В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли.

2-ой час изучения поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" по итогам ее прочтения. Урок предусматривает деятельностный подход, проблемный метод обучения, РКМЧП, групповую и индивидуальную формы обучения.


«pril1»

Приложение 1

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать

«записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в.ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII . Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

Просмотр содержимого документа
«pril3»

Причины (Открытия Мцыри, черты характера)

Мятеж, Чуткость души

непримири- Мцыри, Нежный, Гордый, Жажда борьбы,

мость, любовь к способен терпеливый, открытый и честный

стремление жизни, любить яркость бой, героизм,

к цели, всему чувств, могучий дух,

свободе. прекрасно- страстей. радость и

му Чужой среди торжество,

людей победы

И я бежал Кругом Грузинка.. Превозмог Могучий барс..

От келий меня и зной страданье бой закипел,

душных цвёл дышал голода.. смертельный

и молитв божий от уст её, с пути бой!

в тот чудный сад и мрак сбиваться

миртревогочей был стал..

и битв. так глубок И грыз сырую

Радость грудь земли

встречи с бурей, И в исступле-

грозой нии рыдал, но

помощи людской

Факты (Что видел я на воле? Фразы из текста)

Просмотр содержимого документа
«pril4»

Белинский В.Г

Максимов Д.Е.

Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Просмотр содержимого документа
«pril2»

Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.

1 группа. Жизнь в монастыре.

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении . .

Сделайте вывод.

2) Сформулируйте тему «Мцыри».

3) Составьте синквейн

1 группа.

_____________

Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.

2 группа .

Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).

В голову вписывается проблема для обсуждения: «Что бесполезно столько дней

2) Какие художественные приёмы

3) Сформулируйте идею поэмы .

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

_______________________________________________________________________

2 группа .

Просмотр содержимого документа
«Мой открытый урок»

Дата :

Класс : 9 «А»

Предмет : русская литература

Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме. «В чём загадка Мцыри?»

Тип урока: закрепление

Цели : 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.

Методические приемы : сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.

Оборудование : портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).

Ход урока

I . Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.

Тренинг «Добрые пожелания»

Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.

Команды дарят пожелания друг другу.

I I . Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку) : М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».

Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.

Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).

- Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?

(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)

На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков . Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.

Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Всего баллов

Максимальный балл

III . Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.

1. Сообщение учащегося (опережающее задание). (слайд 4). История создания поэмы . Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.

Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?

- Форма повествования произведения? (слайд 5). Что такое исповедь?

2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:

экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);

завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);

развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);

кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);

развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

Взаимопроверка группами. Обсуждение.

3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).

IV . Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».

1. Определение поэмы как романтической.

Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).

2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).

Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»

Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.

Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.

Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).

1.Развернутые ответы на вопросы.

2.Подтверждение ответов текстом.

3. Совместная работа.

4. Соблюдение регламента времени.

5. Творческое оформление работы.

Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).

Учитель : Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.

1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).

таблицу в сопоставлении . Свои ответы подтвердите текстом .

Как диктует судьба?

Чего желает душа?

пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря

Смирение, пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).

2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

Свободолюбивый, угнетенный,

Страдает, мечтает, протестует,

Романтический герой.

Учитель : Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).

Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? «Что бесполезно столько днейтерпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.

2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).

3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.

Мятежный, смелый,

Любит, борется, торжествует

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом». Иллюстрация (слайд 8).
1) Почему Мцыри вступает в схватку с барсом? (В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).

2) Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)

4. Создание проблемных ситуаций : постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).

V . Выставление оценок (по листам оценивания).

Подведение итогов урока.

1. Возвращение к вопросу урока.

Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?

Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)

(В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)

2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.

А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.

Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?

VI . Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер - плохое

VII . Д\з (Слайд 12).

1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.

1 группа

Лист оценивания

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Всего баллов

Максимальный балл

________________________________________________________________________

2. Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.

Жизнь в монастыре.

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении . Свои ответы подтвердите текстом .

Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен?

2) Сформулируйте тему «Мцыри».

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

________________________________________________________________________

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа

Лист оценивания

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Всего баллов

Максимальный балл

______________________________________________________________________

2. Исследование жизни Мцыри. Работа в группах. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».

Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).

В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? «Что бесполезно столько днейтерпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри. После окончания работы и обсуждения делается вывод.

2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью?

3) Сформулируйте идею поэмы .

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

_______________________________________________________________________

2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Открытый урок по литературе

«В чём загадка Мцыри?»

По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»


Эпиграф урока:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»


Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?


История создания поэмы

Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри


Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов


1 группа. Жизнь в монастыре.

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Соответствуют ли мечты юноши условиям жизни, в которых он вынужден жить? Заполните таблицу в сопоставлении.

  • Почему бунт Мцыри был неизбежен?

2) Сформулируйте тему «Мцыри»

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

Как диктует судьба?

Чего желает душа?


2 гр. «Побег Мцыри, 3 дня свободы»

Причины (Открытия Мцыри, черты характера)

Ч то , кроме смертельной раны, приобрел Мцыри на свободе?

Вывод

Факты (Что видел я на воле? Фразы из текста)

2) Какие художественные приёмы использует автор? С какой целью?

3) Сформулируйте идею поэмы.

4) Составьте синквейн к образу героя.



Эссе

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас?


Домашнее задание

1. Написать сочинение эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы.

Ответ оставил Гость

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
...Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
. Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.. .
В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли



ИСПОВЕДЬ – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Почему именно исповедь?











«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». Из письма М. Ю. Лермонтова С. А. Раевскому




Мцыри – романтическая душа автора Перед нами в поэме предстаёт истинно героический образ. Страстной жаждой свободы и слияния с родиной определяется весь внутренний мир Мцыри. Он всем существом своим устремляется к одной цели - быть свободным от всякого гнёта, соединиться с родиной и дышать красотой родной природы. В достижении этой цели Мцыри готов пожертвовать всем, преград его воля не знала. Вывод Вывод


В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе .


Цель :

Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Б) Работа с иллюстрациями.

Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)

Слово учителя:

М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»

3. Перспективное задание – выучить наизусть

Отрывок из поэмы.