"Три типа склонения имён существительных". Три склонения имени существительного Тема: Три типа склонения имён существительных

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый - для одушевлённых существительных, 2-ой - для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж - одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерь е - м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек - люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение - одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова - существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова - существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • 1, 2, 3 склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. + Упражнения.

    Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

    Первое склонение

    К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
    Пример:
    весточк а , яблон я , юнош а .

    Второе склонение

    Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

    Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .

    Третье склонение

    К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь.

    Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

    Пример: ноч ь, брош ь, рож ь .

    К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя
    (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)
    и слово
    путь.

    Существительные на -мя и слово путь в Р. Д. и П. падежах ед. ч.
    имеют окончание
    -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже
    -ем (-ём), как существительные II склонения.

    Особенностью этой группы существительных является наличие перед
    окончанием во всех падежах, кроме И. и В. падежей ед. ч., суффикса -ен
    (-ён),
    а в формах семян, стремян – суффикса -ян.

    Склонение разносклоняемых существительных

    Единственное число

    Множественное число

    И.

    семя время путь

    семена времена пути

    Р.

    семени времени пути

    семян времён путей

    Д.

    семени времени пути

    семенам временам путям

    В.

    семя время путь

    семена времена пути

    Т.

    семенем временем путём

    семенами временами путями

    П.

    (о) семени (о) времени (о) пути

    (о) семенах (о) временах (о) путях

    В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.

    На знамени (знамя, на -мя). Сколько времени? Нет времени.

    УПРАЖНЕНИЯ:

      Выписать имена существительные 1-го склонения.

    Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень , зима.

    Просклоняйте выделенные имена существительные. Выделите окончание

      Выпишите разносклоняемые имена существительные.

      Есть история про племя.
      Лишь весной наступит время,
      Племя мирно сеет семя,
      Хоть пахать и сеять – бремя.
      У коровы полно вымя.
      Папуаске нужно имя
      Для сынишки сочинить
      И корову подоить,
      Но вожак их ногу в стремя,
      Прилепив перо на темя,
      Над собою поднял знамя,
      Раздувает распри пламя:
      Призывает всех опять
      Не работать – воевать.
      Но не хочет племя вновь
      Проливать напрасно кровь.
      Всем милее мирный путь.
      Сказку нашу не забудь

    Два разносклоняемых существительных просклонять (изменить по падежам)

    Три склонения имен существительных

    Изменение слова по числам и падежам

    называется склонением.

    Рассмотрим склонение имен существительных

    по падежам.

    Как же определить падеж имени существительного? Для этого надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По этому вопросу и предлогу определить падеж.

    Пример:

    Скакал заяц по болоту. → скакал по (кому? чему?) болоту.

    Существует шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Разберем все падежи по порядку.

    Имя существительное:

    • в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть). Пример: Высоко в небе летит самолет. → летит (что?) самолет (ИП);
    • в родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет), употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример: Трудно жить без друга. → жить без (кого?) друга (РП);
    • в дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать), употребляется с предлогами к, по. Пример: К причалу подошло парусное судно. → судно подошло к (чему?) причалу. (ДП);
    • в винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу), употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример: Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. → дятел сорвет (что?) шишку. (ВП);
    • в творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен), употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример: Шевельнул бородкой гном. → гном шевельнул (чем?) бородкой. (ТП);
    • в предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать), всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример: И в ельнике грустно, и в поле так пусто. → грустно (в чем?) в ельнике. (ПП).

    Итак, как изменяются имена существительные, давайте просклоняем пару существительных, например птица и сосна.

    Именительный падеж: кто? - птица , что? - сосна ;

    Родительный падеж: кого? - птицы ?, чего? - сосны ;

    Дательный падеж: кому? - птице ?, чему? - сосне ;

    Винительный падеж: про кого? - птицу , про что? - сосну ;

    Творительный падеж: с кем? - с птицей , с чем? - с сосной ;

    Предложный падеж: о ком? - о птице , о чем? - о сосне .

    В именительном падеже, имя существительное в предложении является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом.

    Мой отец построил красивый дом.

    В винительном падеже - второстепенным членом предложения и употребляется и с предлогом и без него.

    Через поселок проходит узенькая тропинка. → проходит через (кого? что?) поселок. (ВП)

    В винительном падеже имена существительные с предлогами в, на отвечают на вопросы на что? во что? (куда?)

    Мои друзья пошли на дискотеку. → пошли (куда? на что?) на дискотеку.

    В предложном падеже с теми же предлогами отвечают на вопрос в чем? на чем?

    Грибы росли на пригорке. → росли (где? на чем?) на пригорке.

    Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

    Первое склонение:

    Существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже.
    Пример: весточк а , яблон я , юнош а .

    Второе склонение:

    существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями и в именительном падеже. Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .

    Третье склонение:

    существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь , ноч ь .

    Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

    Например:

    Суббот а - она, моя - существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

    Яблок о - оно, мое - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

    Радост ь - она, моя - существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

    Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

    Например:

    1-е склонение

    ИП рек á - рéчк а

    РП рек и - рéчк и

    ДП рек é - рéчк е

    ВП рек у - речк у

    ТП рек ой - речк ой

    ПП о рек е - о речк е

    Правописание безударных падежных

    окончаний имен существительных

    1, 2 и 3-го склонения.

    Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания , в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение : -ой (-ей ) памятк ой , деревн ей .

    2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. ). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Пример:

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

    Озер о (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание . Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., ) в озер е .

    Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в

    предыдущей статье .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение : , .

    2-е склонение : , .

    3-е склонение : .

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы - 1-е склонение .

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение : .

    2-е склонение : , .

    3-е склонение : .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у - 2-е склонение .

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание , в дательном - окончание .

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание .

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение : , .

    2-е склонение : , .

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю - 1-е склонение .

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение : -ой (-ей ).

    2-е склонение : -ом (-ем ).

    3-е склонение : .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой - 1-е склонение .

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение : .

    2-е склонение : .

    3-е склонение : .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и - 3-е склонение .

    Цели:

    1. Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
    2. Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
    3. Воспитывать прилежность, умение работать в команде.

    Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    I. Самоопределение к деятельности.

    – Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

    Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

    (ответы детей)

    – У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

    II. Актуализация знаний.

    1. Игра «Видел и слышал».

    На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.

    – Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.

    Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

    2. Самопроверка.

    Дети дописывают слова, которых не хватает.

    – Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

    – На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)

    – Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)

    – Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)

    – Выделите окончания.

    – Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

    III. Постановка учебной задачи.

    1. Игра «Запомни слова».

    На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.

    (падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

    – Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

    – А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

    – Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

    – Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)

    – Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

    IV. «Открытие детьми нового знания».

    1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

    Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.

    Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .

    2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

    Высказывания детей.

    – Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.

    – Просклоняйте имена существительные.

    Работа в группах.

    1. вода, земля.
    2. папа, дядя.
    3. стол, конь.
    4. окно, море.
    5. степь, мышь

    3. Проверка.

    Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
    И.п.
    Р.п.
    Д.п.
    В.п.
    Т.п.
    П.п.
    -а -я
    -ы -и

    -у -ю
    -ой -ей
    -а -я
    -ы -и

    -у -ю
    -ой -ей
    --
    -а -я
    -у -ю
    --, -я
    -ом -ём

    -о -е
    -а -я
    -у -ю
    - о -е
    -ом -ём
    --


    --


    – Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)

    – Сколько групп образовалось? (3)

    – Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

    – Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

    – Попробуем составить кластер. (работа в группах)

    Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.

    V. Первичное закрепление.

    Фронтальная работа.

    Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88

    – Прочитайте задание.

    Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

    (Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)

    Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

    – Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

    Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

    Самопроверка по эталону .

    – Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

    – Кто ошибся? Почему?

    Физкультминутка.

    Игра «Раз, два, три – склонение назови».

    Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

    Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

    – Прочитайте задание.

    Работа проходит на три уровня.

    Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
    Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 1.

    2.

    Проверка.

    1 группа – самопроверкапо эталону

    Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

    2 группа – взаимопроверка.

    3 группа – фронтальная проверка.

    Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

    – Кто выполнил своё задание без ошибок?

    – Кто ошибся? Почему?

    – Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»

    VIII. Рефлексия деятельности.

    – Какую задачу ставили?

    – Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?

    – Какие получили результаты?

    – Что на уроке у вас хорошо получалось?

    – Что вызвало затруднения?

    Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

    Что такое склонение?

    Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

    Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

    Сколько склонений может быть у существительного?

    Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

    Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

    Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

    Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

    Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

    И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

    Для чего нужно уметь определять склонение?

    Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

    Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

    Существительные 1 склонения

    Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

    Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

    Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

    Существительные 2 склонения

    Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

    Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

    Существительные 3 склонения

    Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

    Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

    Существительные на -ие, -ия

    Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

    Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

    Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

    Таблица окончаний склонений имен существительных

    Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

    Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
    И.п.

    лапа, пуля

    __ -о, -е

    дом, блюдо

    Р.п.

    лапы, пули

    дома, блюда

    Д.п.

    лапе, пуле

    дому, блюду

    В.п.

    лапу, пулю

    __ -о/-е

    дом, блюдо

    Т.п.

    -ой/-ей

    лапой, пулей

    -ом/-ем

    домом, блюдом

    величием

    П.п.

    о лапе, о пуле

    о доме, о блюде

    о величии

    Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

    Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

    Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

    Разносклоняемые существительные

    Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

    И.п. стремя путь дитя
    Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
    Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
    В.п. стремя путь дитя
    Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
    П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

    Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

    Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

    Несклоняемые слова

    В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

    • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
    • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
    • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

    Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

    Подведем итоги

    Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

    Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

    Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

    Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

    Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

    Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

    Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

    Будьте грамотными!