Типы судов в зависимости от их назначения. Виды морского транспорта и их использование при перевозке груза

В 1998 году немецкая компания «Dockwise Shipping» стала организацией по перевозке крупногабаритных грузов. Её помощниками стали корабли типа "Mighty Servant", перевозящие грузы стоимостью во много миллинов долларов. Этот класс полупогружаемых грузовых кораблей был построен на верфи "Kaohsiung" Китай. У такого морского судна достаточно узкая специализация. Оно предназначено для перемещения негабаритных, чрезвычайно тяжелых грузов, таких как, секции морских платформ и нефтяных установок, подводные лодки, краны, суда, причалы и т. п. Причем погрузку и разгрузку обеспечивает самостоятельно, без дополнительных кранов.

Достигается это путем технологии FLO/FLO (Float-on/Float-off). Когда на транспортное судно необходимо погрузить какой-то неподъемный груз, сначала через 16 кингстонов балластные цистерны заполняют забортной водой и судно погружается на глубину до 26 метров. На это необходимо около 12 часов, а за это время в танки заливается до 77000 тонн воды. После стабилизации морского судна, начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат. При помощи буксиров, груз толкают и удерживают над уровнем палубы, пока судно не поднимется в свое нормальное положение.

Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают, и корабль принимает на себя плавучий груз.

Суда типа "Mighty Servant" построено из специальных материалов и имеет очень прочный корпус, который позволяет совершать океанские переходы. Для экипажа на корабле предусмотрен спортивно-развлекательный комплекс - сауны, бассейн, тренажерный зал и т. д.

На погружение необходимо около 12 часов, ведь цистерны под днищем корабля должны заполняться равномерно. После погружения и стабилизации морского судна, начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат. При помощи буксиров, груз толкают и удерживают над уровнем палубы, пока судно не поднимется в свое нормальное положение.

Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают, и корабль принимает на себя плавучий груз.

Суда полупогружного типа строят из специальных материалов, они имеют очень прочный корпус, который позволяет совершать океанские переходы. Для экипажа на корабле предусмотрен спортивно-развлекательный комплекс - сауны, бассейн, тренажерный зал и кинозал.


740x528 (62 Kb)
Перевозка
740x555 (63 Kb)

Из Европы в Азию доставляется огромное количество грузов. Перевезти их по морю экономически выгоднее, чем по железной дороге, либо на большегрузных автомобилях. Но если эти виды транспорта в перевозках по Евразии ещё составляют конкуренцию кораблям, то совсем другое дело - когда надо что-то доставить на другие континенты. Безусловно, есть ещё и авиация, однако издержки в большинстве случаев чрезмерно велики, а количество перемещаемого груза, наоборот - очень маленькое.

Через океан везут множество видов товаров - нефтепродукты и сельскохозяйственных животных, продукцию химической промышленности и автомобили, электронику и строительные материалы, буровое оборудование и промышленные агрегаты. А значит, требуются самые разные корабли.

Какие корабли есть

Корабли бывают узкой специализации (на которых от спуска на воду и до вычёркивания из всех списков возят только одну разновидность товаров); просто специализированные (перевозят несколько грузов одной категории). Кроме того, выделяют ещё суда для перевозки нескольких категорий товаров (так называемая двойная специализация); многоцелевые (на них отправляют широкий ассортимент товаров). Лучшие позиции занимают универсальные суда, на которых можно доставить вообще всё, что только способны выработать промышленность и сельское хозяйство.

Однако подобная классификация кораблей интересна главным образом самим морякам и организаторам перевозок. Ведь это им надо знать, какое судно отправлять в рейс, когда заказывают доставку определённого вида товаров. Для заказчиков важнее предназначение корабля, а не сухое описание «специализированный» или «универсальный». Заметим, что существуют и другие градации (скажем, по допустимому району плаванию, по мощности двигателя, по количеству полезной нагрузки, по скорости и так далее).

Сухогрузы

Сухогрузный корабль общего назначения встречается чаще всего. На нём везут так называемые генеральные грузы (а заодно и негабаритные, да и очень тяжёлые тоже). Узнать сухогруз, находясь в порту или смотря фильм\телевизионную передачу, может даже непрофессионал. Такое судно всегда оснащается кранами для погрузки и разгрузки (они поднимают до двухсот тысяч килограммов). Товар на сухогрузе может быть отправлен в самой разной таре - ящики, контейнеры, бочки, тюки и др. Корабль имеет две палубы и крупные грузовые трюмы, занимающие главную часть объёма. Обычно один из трюмов - рефрижераторный, в нём повезут товары, нуждающиеся в заданном температурном режиме.

Специализированные сухогрузы перемещают однородные товары и называются соответственно. Например, лесовоз, контейнеровоз, скотовоз - эти названия понятны всем без особых пояснений. Есть, однако, и более «сложные». Знаете ли вы, например, что такое балкер? Или - ролкер? Сейчас мы поясним всё непонятное.

Рефрижераторы перевозят в основном продукты, по десять тысяч тонн в среднем. Будь автомобили или вагоны разумными, они бы позеленели от зависти. Смотря по виду груза, внутри может поддерживаться стабильная температура от плюс шести до минус двадцати градусов. Отдельные рефрижераторные корабли оснащаются холодильными установками повышенной мощности, способными не просто стабилизировать температуру, но и очень быстро заморозить крупные партии продуктов. Такие суда востребованы, например, в рыболовецком флоте, где задача сохранения добытых морепродуктов в максимально свежем виде очень актуальна. Рефрижераторы, предназначенные для транспортировки фруктов, овощей, оборудуются мощной вентиляцией трюмов.

Контейнеровозы

Или по-другому контейнерные суда. Нетрудно догадаться, что они везут различные грузы, упакованные в контейнеры стандартного размера. В сотнях или тысячах контейнеров могут быть уложены от восьми до двадцати тысяч тонн товаров. При этом автоматизация и стандартизация достигли таких высот, что экипаж в десять человек или немногим больше даже на крупном контейнеровозе вполне достаточен.
Вертикальные направляющие в трюме выполняют двоякую задачу: облегчение погрузки и предотвращение смещения груза из-за качки, штормов и так далее. Загрузить и разгрузить контейнеровоз можно во много раз быстрее, нежели обыкновенный сухогруз. Чтобы извлечь доставленные товары из трюмов, применяются портовые козловые краны, которые поднимают до двадцати пяти тысяч килограммов.

Лихтеровоз - один из подвидов контейнеровоза. Он перевозит баржи (внутри которых помещается от трёхсот до двух тысяч тонн полезной нагрузки). По прибытию в порт назначения, баржи спускают на воду и буксируют к причалам. Такой подход позволяет привозить большие грузы даже там, где корабли с большим водоизмещением не пройдут.

Ролкеры и балкеры

Ролкер, он же трейлерное судно - это корабль, на который можно горизонтально загружать технику благодаря откидыванию кормы. Внутрь въезжают сами (или провозятся терминальными тягачами) автомобили (как легковые, так и грузовые), железнодорожные вагоны и некоторые другие виды техники. Грузоподъёмность ролкера может колебаться от одной до десяти тысяч тонн. Использование судов такого класса отличается скоростной загрузкой и выгрузкой. На палубу грузового парома ставятся контейнеры (дабы место не пропадало зря).

Балкер - это корабль, на который грузы наваливаются и насыпаются без тары. Например, уголь и древесина, песок и руда металлов, зерновые, щебень, цемент. У балкеров есть только одна палуба. Поскольку перечисленные выше грузы не являются срочными, скорость судов может быть маленькой, зато достигается выигрыш в перевозимой массе (более ста тысяч тонн).

Другие особенности балкеров также обусловлены их функцией. Например, стенки могут наклоняться, чтобы насыпные грузы сами укладывались наиболее компактно. Размещение грузов внутри производится с использованием портовых погрузочных устройств. Лишь немногие балкеры оборудованы ленточными транспортёрами.

Лесовозы доставляют из одного порта в другой круглый лес и пиломатериалы. Как и балкеры, они в основном однопалубные. Если лесовоз не речной, а морской, он всегда усилен ледовой защитой, чтобы посещать порты в Северном Ледовитом океане.

Везём жидкий груз, или о танкерах…

Всем вроде бы хороши только что описанные корабли - и вместительны они, и много чего перевезти смогут. А что, если надо отправить нефтепродукты или иные жидкости? Тогда нужен танкер.
У танкеров всегда одна палуба. Это одни из самых больших кораблей не только в грузовом флоте, но и в мировом океане в целом. С ними могут соперничать по величине и водоизмещению только авианосцы, крупнейшие круизные лайнеры и морские буровые платформы. В самом деле, сотни тысяч тонн - это не шутка.

Верхняя палуба любого танкера пронизана, словно хороший сыр дырками, массой труб для залива и вылива грузов. В насосном отделении расположена аппаратура, выкачивающая возимые жидкости наружу. Двойное дно и двойные борта позволяют избежать множества случаев попадания нефтепродуктов в открытое море, что может быть очень губительным для природы. Часть танкеров может везти пять видов жидкостей одновременно, это обеспечивается разделением грузов по отдельным бакам (танкам). Разумеется, система закачки и слива тоже оптимизируется, чтобы разные грузы не смешивались между собой.

Помимо нефти и нефтепродуктов, танкер может перемещать вино и масла, продукты химического синтеза, щёлочи и кислоты. Возможности увеличения ёмкости танкеров исчерпаны, уже сегодня им трудно заходить даже в крупные порты.

Не только жидкость, но и газ…

Регулярно возникает необходимость отправить по морю сжиженные горючие газы. Суда-газовозы оборудованы вставленными в корпуса цистернами различной формы, в зависимости от целевого газа. Компрессоры, насосы и трубопроводы на борту позволяют разгружать газовоз даже в плохо оборудованном порту.

И о паромах

Когда надо связать между собой какие-то определённые пункты, используются паромы. Есть паромы пассажирские, железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, автомобильно-железнодорожные. Часть таких кораблей имеет водоизмещение до шестидесяти тысяч тонн. Въезд транспорта осуществляется через рампы на носу и корме, через бортовые лаппорты. Средний паром берёт на борт до тысячи пассажиров, или до двухсот автомобилей, или до пятидесяти вагонов.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Если возникает необходимость транспортировать огромный груз, или просто большие объемы груза на большие расстояния - идеальным выбором для этого являются грузовые корабли, несмотря на то, что они чрезвычайно медленные. Тысячи грузовых кораблей бороздят моря и океаны каждый год, обеспечивая самый большой оборот грузов и товаров для международной торговли. Существуют также специальные грузовые корабли-лифты, специально разработанные для очень больших габаритных грузов, таких как буровые установки, или что-либо еще, настолько большое и тяжелое, что его невозможно перевезти на обычном судне

В 2004 году корабль Blue Marlin транспортировал самую большую в мире нефтяную платформу и буровую установку в 60 000 тонн на расстояние более чем в 15 000 морских миль из Кореи в Техас


Многие суда этого класса принадлежат компании Dockwise, включая трёх гигантов - Mighty Servant 1, MV Blue Marlin, and MV Black Marlin. В настоящее время компания строит еще один корабль-тяжеловес, который будет обладать на 70% большей палубой, чем самый большой на данный момент Blue Marlin. Новое судно будет способно поднимать до 110 000 тонн груза и транспортировать его на скорости в 14 узлов



На фото ниже корабль компании Dockwise - Swan, загружает на платформу другое судно:


А вот Dockwise Tern в процессе погрузки нефтяной платформы:



Dockwise Black Marlin и очередная нефтяная платформа:


Платформа корабля MV Blue Marlin погружается под воду для подготовки к погрузке:



MV Blue Marlin перевозит военный корабль после того, как он получил повреждение от торпеды:



Blue Marlin и нефтяная платформа, уже погруженная для транспортировки



Размах и масштабы таких кораблей просто поражают, давайте просто полюбуемся этими гигантами, и грузами, которые они транспортируют:







Хотя не существует официального определения по точному тоннажу, Handysize обычно относится к сухогрузам (и реже к танкерам) с дедвейтом около 15 000 - 35 000 тонн. За этим размером следуют балкеры Handymax (обычно дедвейтом 35 000 - 58 000 тонн), для судов менее 15 000 тонн нет четко определенного или общепринятого сектора.

Количественно Handysize является самым распространенным сухогрузом, в работе находится почти 2000 судов в общей сложности на 43 млн. тонн. Суда Handysize очень гибки в работе, так как их размер позволяет им заходить в небольшие порты, и в большинстве случаев они оснащены кранами, что означает, что они могут загружать и разгружать грузы в портах, в которых краны отсутствуют. По сравнению с более крупными сухогрузами, Handysize перевозят более широкий спектр грузов. Среди них сталь, зерно, руды металлов, фосфаты, цемент, дерево, щепа и другие грузы, называемые сухими насыпными.

В основном суда Handysize строятся на судостроительных верфях в Японии, Корее, Китае, Вьетнаме, Филиппинах и Индии, хотя некоторые другие страны также обладают возможностями для строительства таких судов. Наиболее распространенная спецификация для балкера Handysize сейчас составляет 32 000 тонн с осадкой 10 м, судно включает 5 отсеков для груза с гидравлически открываемыми затворами, с 4 30-тонными кранами. Некоторые суда также обладают системами погрузки бревен. Такие суда называются "handy loggers".

Несмотря на множество заказов на новые суда, сектор handysize все еще имеет наиболее старый средний возраст судна среди основных секторов балкеров.

Handymax или Supramax является морским архитектурным термином, используемым для описания сухогруза, в основном между 35 000 и 60 000 тонн дедвейта.
Судно handymax обычно 150 - 200 м длиной, однако некоторые ограничения терминалов, например, в Японии, вынуждают эти суда иметь длину не более 190 м. Современные дизайны handymaxо бычно имеют размер 52 000 - 58 000 DWT, 5 грузовых отсеков и 4 крана грузоподъемностью по 30 тонн.

Термин Seawaymax относится к судам, которые имеют максимальный размер, проходящий через канал Святого Лаврентия (St. Lawrence Seaway). Суда Seawaymax 226 м длиной, 24 м шириной и имеют осадку 7,92 м. Несколько грузовых судов больше этого размера находятся внутри Великих озер, но не могут выйти в Атлантический океан. Размер канала ограничивает размер судов, которые могут пройти, и размер груза, перевозимого этими судами. Большинство новых судов строятся в пределах Seawaymax, чтобы увеличить гибкость использования судна. По состоянию на 2006 год насчитывалось 28 судов, которые были слишком большими, чтобы покинуть озера.

Судно Aframax является нефтяным танкером вместимостью от 80 000 до 120 000 dwt.
Танкеры класса Aframax чаще всего используются в бассейнах Черного моря, Северного моря, Карибского моря, Китайского и Средиземного морей. Страны – не члены ОПЕК нуждаются в таких танкерах, так как гавани и каналы, через которые эти страны экспортируют нефть, слишком маленькие, чтобы принять супертанкеры (VLCC и ULCC). Термин основан на сокращении Average Freight Rate Assessment (AFRA) системы оценки танкеров.

Suezmax

Suezmax является морским архитектурным термином для описания крупнейших судов, способных при полной загрузке пройти по Суэцкому каналу, и почти эксклюзивно используется при описании танкеров. Так как в канале не имеется затворов, единственным лимитирующим фактором является осадка (максимальная глубина ниже ватерлинии).

После многочисленных углублений канала, текущая глубина канала позволяет проходить судам с максимальной осадкой 24м, что означает, что полностью загруженные супертанкеры слишком велики, чтобы пройти через канал, и должны либо разгрузить часть груза на другие суда или на трубопроводный терминал перед проходом, либо и вовсе избегать Суэцкого канала и обходить через Мыс Доброй надежды.

Типичный дедвейт судна Suezmax около 150 000 тонн, судно обычно имеет ширину 46 м. Примечательно, что высота судна ограничено 68 метрами, что является высотой моста Суэцкого канала. Руководство канала выпускает таблицу допустимой широты и осадки, которые со временем могут меняться.

Похожие термины Panamax, Malaccamax и Seawaymax используются для крупных судов, способных проходить через Панамский канал, проливы Малакка и Св. Лаврентия.

Суда, классифицируемые как Panamax, имеют максимальные размеры, проходящие через Панамский канал. Размер определяется размерами шлюзов канала и глубиной воды в канале. Panamaxявляется значительным фактором дизайна грузовых судов, при этом множество судов строится по точно подходящим размерам.

Размеры

Panamax определяется размерами шлюзов канала, каждый из которых составляет 33,53 м шириной и 320,0 м длиной, 25,9 м глубиной. Используемая длина каждой камеры канала составляет 304,8 м. Доступная глубина варьируется, самое неглубокое место составляет 12,55 м в шлюзе Педро Мигель и 16,61 м на уровне озера Мирафлорес. Высота моста Америк в Балбоа является ограничивающим фактором для высоты судов.

Максимальные размеры судна для прохождения канала:

  • Длина: 294,1 м
  • Ширина: 32,3 м
  • Осадка: 12,0 м в тропической пресной воде (соленость и температура воды влияют на плотность воды и глубину осадки судна)
  • Высота 57,91 м от ватерлинии судна до его высшей точки.
  • Водоизмещение обычно составляет 65.000 тонн

Исключения

Суда до 62,5 м высотой могут проходить с заблаговременным согласованием, при совпадении прохода с отливом в районе моста Америк. В виде исключения суда до 32,6 м шириной могут получить разрешение на проход. Суда, размеры которых превышают максимальную длину и ширину размеров шлюзов канала, могут получить разрешение на проход после инспекции и одобрения.

Во время сухого сезона, когда уровень моды в озере Гатун низок, максимальная возможная осадка может сокращаться.

Самое длинное судно, которое проходило через каналSan Juan Prospector , сейчас называется Marcona Prospector , нефтерудовоз длиной 296,57 м, шириной 32,3 м. Самое широкое судно, проходившее через канал, это два военных судна класса Северная Каролина USS North Carolina (BB-55) и USS Washington (BB-56), имеющие ширину 33, 025 м.

Влияние на судоходство
Panamax продолжает быть значительным фактором в дизайне судов, все большее количество судов строятся точно под этот размер, чтобы провозить максимальное количество груза на одном судне.
Рост размеров судов представляет собой проблему для канала. Судно Panamaxочень строго вписывается в границы канала, что требует точного контроля над судном в шлюзах, и может стать причиной более долгого прохода судна, а также требует, чтобы суда проходили по каналу в светлое время суток.

Многие современные суда, известные как post-Panamax, намного превышают эти размеры (и следовательно не могут использовать канал). Это такие суда, как супертанкеры и крупнейшие современные контейнеровозы; большинство насыпных грузов, таких как зерно, перевозятся в основном на судах Panamax или суб- Panamax.

Post-Panamax или "over-panamax" - термин для судов, превышающих размер Panamax, которые не проходят по каналу. 22 октября на референдуме жителей Панамы было принято решение о расширении канала стоимостью $5,3 млрд. Ожидается, что эта сумма будет окуплена в течение 11 лет.

Ожидается, что после расширения Панамский канал сможет принимать суда до 12 000 TEU, сейчас канал может проводить суда до 5 000 TEU. Ожидается, что расширение будет закончено к 2014 году.

Сравнение размеров

Malaccamax
Malaccamax является типом морских судов, используемым для описания крупнейших судов, способных пройти через пролив Малакка. Ограничение создается самой мелкой точкой Пролива, где минимальная глубина составляет 25 м. Судно post malaccamax вынуждено обходить вокруг Австралии, используя пролив Ломбок, или предложенный, но еще не построенный канал Кра.

В этом размере строятся сухогрузы и супертанкеры. Еще не построенный, но спроектированный контейнеровоз Malaccamax 470 м длиной, 60 м шириной с осадкой 20 м, грузоподъемностью 300 000 DWTна 18 000 TEU.

Capesize являются грузовыми судами, слишком крупными, чтобы проходить по Панамскому каналу (т.е. больше, чем суда panamax и suezmax). Чтобы осуществлять переход между океанами, такие суда должны проходить либо мыс Доброй Надежды, либо Суэцкий канал, либо мыс Горн.

Обзор
Суда Capesize обычно свыше 150 000 dwt, суда этого класса включают в себя супертанкеры VLCC и ULCC, сухогрузы для транспортировки руды, угля и других материалов. Термин capsize обычно используется для описания балкеров, а не танкеров. Стандартный балкер capsize около 175 000 dwt, хотя строились и более крупные суда (обычно предназначенные для транспортировки руды) до 400 000 dwt. Большие размеры и глубокая осадка этих судов означают, что только крупнейшие терминалы могут их принять.

Рост экономики Китая с его спросом на материалы, увеличение траффика в каналах Суэцкий и Панамский привели к росту количества заказов на такие суда.

Танкером является судно, разработанное для транспортировки наливной жидкости. Нефтяные танкеры являются отдельным направлением строительства танкеров.

Танкеры варьируются от нескольких сотен тонн вместимости, используемые для обслуживания небольших гаваней и прибрежных поселений, до нескольких сотен тысяч тонн для перевозок на большие расстояния. Танкерами перевозится широкий набор продуктов, включая:

  • Гидрокарбонаты, например, нефть, СПГ, СНГ,
  • Химикаты, такие как аммоний, стироловый мономер, хлорин,
  • Пресную воду,
  • Вино.

Танкеры являются относительно молодой концепцией, ведущей историю с последних лет 19 века. До этого, технология не поддерживала идею
транспортировки жидкостей. Рынок был нацелен на транспортировку и продажу насыпных грузов, поэтому большинство судов перевозили разные продукты в емкостях. Жидкости обычно загружали в бочки - отсюда и возник термин «тоннаж», который относится к объему помещений для перевозки винных бочек. Даже питьевая вода, которая была необходима для выживания экипажа, хранилась в бочках. Перевозка жидких грузов на судах создавала несколько проблем:

  • Хранилища: деревянные суда не имели достаточной изоляции от воды/ воздуха, чтобы предотвратить порчу или вытекание груза. Развитие технологии по изготовлению железных и стальных корпусов решило эту проблему.
  • Погрузка и разгрузка: жидкости необходимо накачивать, поэтому появление эффективных насосов и трубопроводов было необходимых для развития танкеров. Паровые двигатели использовались в первых насосных системах. Специальное грузовое оборудование было также нужно и на берегу, а также и рынок для такого количества товаров. Бочки можно было разгружать с использованием обычных кранов, неудобство их разгрузки означало, что объемы жидкостей были всегда относительно малы, а следовательно рынок был стабилен.
  • Влияние свободной поверхности воды: описывает эффект, который имеет большая поверхность жидкости в судне на стабильность этого судна. Жидкость в бочках не создавала проблемы, но одна емкость по всему судну могла создать проблемы устойчивости. Разделение емкостей на несколько танков решило эту проблему.

В конце концов, танкеры начали свою историю в нефтяной отрасли, так как нефтяные компании искали более дешевые способы транспортировки своих продуктов клиентам. Так родился нефтяной танкер. Сейчас большинство жидкостей дешевле транспортировать большими партиями, и существуют специальные терминалы для каждого продукта. Большие емкости для хранения на берегу используются для продуктов до того, как они смогут быть разделены на более мелкие партии для доставки покупателям.

Среди нефтяных танкеров, супертанкеры разработаны для транспортировки нефти вокруг Африканского Рога со Среднего Востока. Плавучее нефтеналивное хранилище Knock Nevis, ранее известное как ULCC Jahre Viking, является крупнейшим судном в мире. Супертанкер имеет 458 м в длину, 69 м в ширину.

Супертанкеры являются одним из трех наиболее популярных методов транспортировки больших объемов нефти, наряду с трубопроводами и железной дорогой. Однако, такие танкеры могут создавать экологические катастрофы в результате разливов нефти, особенно, в случае затопления судна.

Вместимость танкеров

Танкеры, используемые для жидкого топлива, классифицируются согласно их вместимости.
В 1954 году компания Shell Oil разработала систему оценки среднего тарифа танкерной перевозки нефти (AFRA), которая классифицирует танкеры разных размеров:

  • 10,000-24,999 dwt: General Purpose tanker
  • 25,000-44,999 dwt: Medium Range tanker
  • 45,000-79,999 dwt: Large Range 1 (LR1)
  • 80,000-159,999 dwt: Large Range 2 (LR2)
  • 160,000-319,999 dwt: Very Large Crude Carrier (VLCC)
  • 320,000-549,999 dwt: Ultra Large Crude Carrier (ULCC)
Нефтяные танкеры
Класс Длина Ширина Осадка Типично мин. DWT Типично макс. DWT
226 m 24 m 7.92 m 10,000 mt 60,000 mt
294.1 m 32.3 m 12 m 60,000 mt 80,000 mt
80,000 mt 120,000 mt
Suezmax 16 m 120,000 mt 200,000 mt
VLCC (Malaccamax) 470 m 60 m 20 m 200,000 mt 315,000 mt
ULCC 320,000 mt 550,000 mt

При наличии 380 судов в классе 279 000 - 320 000 dwt, это наиболее популярный размер в VLCC. Только 7 судов крупнее этого размера, и примерно 90 попадают в категорию 220 000 - 279 000.

При доставке грузов с материка на материк морской транспорт является самым выгодным видом. Кроме того, немаловажную роль играет цена транспортировки груза, которая значительно дешевле, чем использование авиации.

Морской транспорт способен перевозить абсолютно разные грузы: стратегическое сырье (уголь, нефть, газ), крупные партии различных по ассортименту товаров, в том числе и ядовитые отходы, наливные и насыпные грузы, а также продукцию, требующую соблюдения определенных условий доставки и соблюдения температурного режима. При доставке особо деликатных грузов используются специальные контейнеры, в которых поддерживается определенный тепловой режим. Эти контейнеры также могут быть оборудованы приспособлениями, которые гасят вибрацию судна, сохраняя тем самым товарный вид и сохранность груза.

Как при перевозке сухопутным транспортом, так и при перевозке морскими судами, внимание акцентируется на доставке особо опасных и ядовитых веществ. Особое внимание уделяется этим грузам потому, что при возникновении критических и аварийных ситуаций подобный груз способен нанести глобальный вред окружающей среде (в нашем случае акватории моря). И если на суше распространение вредных веществ происходит не с такой скоростью, то морские течения способны разнести вредные вещества на значительные расстояния.

В связи с этим международное сообщество разработало ряд законов и стандартов, согласно которым все суда, которые строятся, классифицируются по следующим видам:

Одним из распространенных грузовых морских судов является ролкер – этот тип относится к судам специального назначения, погрузка на него происходит двумя способами – краном (вертикальный способ) и накатом (горизонтальный способ). В основном этот тип судов перевозит различную технику, в том числе и крупногабаритную. Например, автотранспортные средства и спецтехника, железнодорожные вагоны и платформы, контейнеры и грузы, размещенные на . Никаких особых условий для осуществления погрузки не требуется. При наличии причала погрузку можно осуществить и краном и накатом. Кроме того, на каждом ролкере есть оборудование для погрузки. Применим этот транспорт и в случае военных конфликтов, он может использоваться в качестве десантного корабля. Вот такое универсальное судно. Один минус – строительство такого судна – дорогостоящая затея, поэтому их число во флотах ограничено.

Другое часто используемое грузовое транспортное средство это паром – всем знаком, у всех на слуху. Погрузка производится накатом, но в отличие от ролкера, на нем перевозят пассажиров. Этот тип судов относится в первую очередь к пассажирским судам. Паром – многоярусное судно. На нижних этажах размещаются автомобили и техника, на верхних – пассажирские каюты и салоны, рестораны, кафе и развлекательные заведения. Современные паромы оборудованы практически так же хорошо, как и круизные лайнеры. Приоритетным направлением транспортной деятельности паромов является перевозка пассажиров. Транспортировка автомобилей и оборудования является вспомогательным направлением.

Для других грузов в перевозке морскими путями используется балкер – судно, которое перевозит исключительно сыпучие продукты (зерно, уголь, шлак и многое другое). Это судно представляет собой одну большую емкость, разделенную на отсеки. Каждый отсек имеет свою крышку. Погрузка сырья в балкер производится с причала. Своего оборудования на этом судне нет.

Танкер в отличие от балкера, или такие, как сжиженный газ. К жидким грузам относятся нефть, горючие материалы, химикаты, опасные грузы и ядовитые отходы. По конструкции танкер напоминает балкер. Та же большая общая емкость, разделенная на отсеки. Но ввиду специфичности перевозимых грузов, оболочка емкости танкера двойная с воздушной прослойкой. Это дает возможность гасить вибрацию, предохраняет груз от перегревания и служит дополнительной защитой при разгерметизации. Танкер самый распространенный и востребованный вид транспорта. Именно его популярность и удобство заставляют владельцев транспорта в целях наживы отправлять судно в плавание с перегрузом. Это практически ежегодно приводит к многочисленным катастрофам на море. Кроме того, погоня за прибылью толкает судовладельцев к строительству танкеров большего объема. Это создает определенные неудобства в портах. Для того чтобы пришвартовать и разгрузить такое большое судно, требуется строительство отдельного причала, особняком выведенного в море. На танкерах стоит только насосное оборудование, никакого другого оборудования нет.

Наиболее часто используемый вид грузового морского транспорта сухогруз – универсальный вид судна. Используется для транспортировки очень широкого спектра товаров. На нем можно также . Для перевозки продуктов питания (мяса, фруктов, рыбы), используются сухогрузы – рефрижераторы, оборудованные холодильными установками. Кроме того, это судно оборудовано всем, необходимым для самостоятельной погрузки-разгрузки товаров. Это дает транспорту возможность в любом порту, где отсутствует погрузочное оборудование, провести разгрузку своими силами. При перевозке на этом судне, груз можно размещать не только в трюмах, но и на палубе, при условии, что он упакован.

Альтернативой сухогрузу является другой вид морских транспортировщиков, которые перевозят только грузы. Контейнеровоз - молодой вид грузовых судов. Особенность транспортировки грузов посредством этого судна заключается в том, что все грузы находятся в контейнерах, что обеспечивает дополнительную защиту и сохранность перевозимых товаров. Это значительно облегчает процесс погрузки и сокращает время стоянки в портах. Кроме того, по прибытии в порт назначения груз, находящийся в контейнере можно транспортировать дальше, используя любой из сухопутных видов транспорта. Именно поэтому контейнеры так любят использовать при мультимодальных перевозках.

Данный вид судна был разработан и произведен исключительно . Он оборудован современными приборами навигации, приспособлениями для крепления контейнеров и системой контроля над креплениями. Собственным оборудованием для погрузки контейнеровоз не оснащен. Погрузка производится с помощью берегового оборудования и в строгом соответствии со схемой размещения грузов на борту судна.

Вышеперечисленные виды морских судов – основные виды грузового морского транспорта, в которых обязан ориентироваться человек, осуществляющий профессиональную деятельность по транспортировке грузов. Многие из этих видов на сегодняшний день претерпевают конструктивные изменения. Кораблестроители пробуют соединить в одной модели судна несколько функциональных особенностей. Например, чтобы судно перевозило и сыпучие грузы и крупногабаритные. Или комбинацию жидких грузов с контейнерами и тарными грузами. Вариантов совместимости перевозимых товаров много.