Типы и виды конфликтов. Конфликт (психология)

Виды конфликтов . Для выработки наиболее приемлемой конструктивной формы выхода из ситуаций конфронтации и адекватной формы управления ими, необходимо провести типологию конфликтов и классифицировать их. Но перед этим целесообразным будет дать определение описываемому понятию. В современных источниках можно отыскать более ста дефиниций данного термина. Наиболее справедливым из них принято считать нижеприведенное определение. Конфликтом называется способ разрешения разногласий в воззрениях, увлечениях или целях, зарождающихся в процессах коммуникативного взаимодействия с социумом. Сопровождается обычно ситуации противостояния негативными эмоциями, которые часто могут выходить за грани установленных норм или принятых правил. Другими словами, конфликтом является расхождение, которое выражается в противоборстве его участников. Такое несогласие может быть беспристрастным или нести субъективный характер.

Виды социальных конфликтов

В общих чертах конфликт можно представить в виде обычного спора либо столкновения двух индивидов или коллективов за обладание одинаково ценимым обеими противоборствующими сторонами. Участники конфронтации именуются субъектами конфликта. Среди них можно выделить: свидетелей, подстрекателей, пособников, посредников. Свидетелями являются субъекты, наблюдающие за течением конфликтной ситуации со стороны, подстрекателями – индивиды, подзадоривающие других участников к ссоре, пособниками – люди, способствующие эскалации конфликта через рекомендации, техническую помощь либо иными доступными способами, посредниками — это особы, которые своими деяниями стремятся предотвратить, разрешить либо остановить противостояние. Не все лица, участвующие в противостоянии, обязательно пребывают в непосредственной конфронтации друг с другом. Позиция, благо или вопрос, порождающий развитие противоборства называется предметом конфликта.

Повод и причина зарождения конфликтов разнятся с его предметом. Причиной конфликтной ситуации являются объективные обстоятельства, предопределяющие возникновение противостояния. Причина всегда имеет связь с потребностями противоборствующих сторон. Поводом для развития конфронтации могут служить незначительные происшествия, способствующие возникновению спорной ситуации, сам конфликтный процесс при этом может не созреть. Кроме того, повод бывает специально созданным или случайным.

Для всестороннего понимания конфликтной ситуации нужно отграничить ее от противоречия, которое означает фундаментальную несовместимость, несхожесть в каких-то принципиально важных интересах, например, политико-экономического или этнического характера.

Противоречия бывают: объективные и субъективными, основными и неосновными, внутренними и внешними, антагонистическими и неантагонистическими.

Внутренняя конфронтация возникает вследствие столкновения внутриорганизационных, внутригрупповых и иных интересов членов незначительных социальных групп. Внешние – зарождаются между двумя и больше социальными системами. Базисом конфликтных движений, в которых его участники защищают противолежащие интересы, являются антагонистические (непримиримо враждебные) разногласия. Примирить таких субъектов, преследующих полярные интересы, можно на непродолжительное время, тем самым отсрочив конфликт, не разрешив его. Разногласия, зарождающиеся между субъектами конфликтной ситуации, которые характеризуются наличием согласованных интересов, называются неантагонистическими. Другими словами эта разновидность противоречий подразумевает под собой возможность достижения компромиссов посредством взаимно направленных уступок.

Основные противоречия обуславливают зарождение и динамику конфликтного процесса, характеризуют связь между его ведущими субъектами. Неосновные расхождения – сопровождают конфликтные ситуации. Преимущественно, они взаимодействуют с второстепенными участниками конфликта. Объективные разногласия – определяются процессами и явлениями, которые не зависят от интеллекта и воли индивидов, поэтому разрешить такие противоречия без устранения непосредственно причины их возникновения невозможно. Субъективные несогласия – характеризуются зависимостью от воли и разумности субъектов. Они обусловлены особенностями характеров, отличиями в поведенческой модели, мировоззрении, морально-ценностных ориентациях.

В основе всякого конфликта обязательно лежит противоречие, проявляемое в напряжении вследствие неудовлетворенности настоящим положением и готовности изменить его. Однако разногласие может не перерасти в открытое столкновение, то есть непосредственно в конфликт. Следовательно, противоречие выказывает сокрытый и неподвижный момент явления, в свой черед, конфликт выражает открытый и динамический процесс.

Социальный конфликт является высшей точкой развития противоречий во взаимодействии индивидов, социальных коллективов и институтов, который характеризуется увеличением антагонистических тенденций, противоположных интересов социальных групп и отдельных индивидов.

Виды и функции конфликтов

Истории социологии богата различными концепциями, которые раскрывают саму суть явления социальный конфликт.

Немецкий социолог Г. Зиммель утверждал, что сущность социального противостояния заключается в замене старых, изживших себя форм культуры, новыми. Другими словами происходит столкновение между неизменно обновляемым содержимым жизни и отжившими культурными формами.

Английский философ Г. Спенсер сутью конфликта считал борьбу за существование. Эта битва, в свой черед, обусловлена ограниченной вместимостью жизненных ресурсов.

Экономист и социолог из Германии К. Маркс считал, что существует устойчивое противостояние между производственными связями и производящими силами, которое делается все более острым по мере развития производительных мощностей и техники, покуда не приведет к изменению способа производства. Борьба классов, социальный конфликт – это движущая сила истории, вызывающая социальные революции, поднимающие развитие общества выше на ступень.

Немецкий историк, социолог и философ М. Вебер утверждал, что социум является ареной общественного действия, на которой происходит столкновения моральностей и норм, присущих тем либо иным индивидам, социальным общностям или институтам. Противостояние между социальными устройствами, отстаивание ими собственных социальных позиций, жизненных стилей, в конечном итоге, стабилизируют общество.

Социальные конфликты могут нести позитивный смысл и отрицательную направленность. Положительное воздействие проявляется в информировании о наличии общественной напряженности, стимулировании социальных трансформаций и снятии этой напряженности.

Негативная направленность общественного противостояния заключается в образовании стрессовых ситуаций, разрушении социальной системы, дезорганизации жизни социума.

Виды конфликтов в коллективе различаются по:

— длительности: разовые и повторяющиеся, краткосрочные и долгосрочные, затяжные; вместимости (объему): глобальные и локальные, национальные и региональные; личные и групповые;

— употребляемым средствам: насильственные и ненасильственные;

— источнику образования: ложные, объективные и субъективные;

— форме: внутренние и внешние;

— характеру развития: спонтанные и преднамеренные;

— воздействию на ход общественного развития: регрессивные и прогрессивные;

— сферам социального бытия: производственные (экономические), этнические, политические и семейно-бытовые;

— типу отношений: индивидуально и социально-психологические, внутринациональные и международные.

Войны, территориальные споры, международные споры – это все примеры видов конфликтов (по объему).

Основные виды конфликтов

Основополагающие виды конфликтов в психологии классифицируются в соответствии с признаком, находящимся в основе систематизации. Поэтому противостояния можно группировать по количеству участников конфликта: внутри и межличностный, а также групповой.

Внутриличностный конфликт зарождается при столкновениях собственных целей индивида, которые одновременно являются для него актуальными и несовместимыми. В свой черед конфликт, происходящий внутри личности, подразделяется в зависимости от выбора. Варианты могут быть одинаково привлекательными и одновременно недостижимыми. Ярчайшим примером такого «равностороннего» выбора, порождающего противостояние, считается история о Буридановом осле, умершим голодной смертью, поскольку не сумел выбрать из двух стогов сена, находящихся на одинаковом расстоянии, один.

Варианты могут быть одинаково непривлекательными. Примеров этому можно найти в различных кинолентах, где героям приходится совершать выбор, в равной мере неприемлемый для него.

Результат выбора может одновременно быть привлекательным и незаманчивым для . Человек напряженно анализирует, подсчитывая плюсы и вычисляя минусы, поскольку боится принять неверное решение. Примером этому служит присвоение чужих ценных вещей.

Столкновения разнообразных ролевых позиций личности порождают ролевые внутриличностные противоречия.

Виды ролевых противостояний подразделяются на личностный, межличностный и межролевой.

Личностно-ролевое противоречие наступает вследствие изменений требований к роли извне, когда такие требования не согласуются с мнением индивида, с его нежеланием либо неспособностью соответствовать. Поскольку всякая социальная роль субъекта характеризуется наличием у него индивидуальных требований, сложившихся пониманий и представлений о ней.

Межролевое противоречие обнаруживается, когда чересчур сильное «вживание» в определенную социальную роль, не позволяет индивиду становиться в иной ситуации на другую ролевую позицию.

Ярчайшими проявлениями межличностного конфликта являются взаимно направленные упреки и споры. Всякое участвующее в противоречии лицо стремится удовлетворить личностные потребности и собственные интересы.

Межличностные противостояния также классифицируются по:

— сферам: семейные и бытовые, деловые и имущественные;

— действию и следствиям: конструктивные, приводящие к сотрудничеству, нахождению средств для улучшения взаимоотношений, достижению целей, и деструктивные, опирающиеся на стремление индивида подавить противника, направленные на достижение первенства любым путем;

— критерию реальности: ложные и подлинные, случайные, скрытые.

Групповой конфликт происходит между несколькими малыми общностями, которые находятся в составе большой группы. Его можно охарактеризовать как конфронтацию групп, основой которого является принцип «мы – они». При этом своей группе участники приписывают исключительно положительные качества и цели. А второй группе – отрицательные.

Классификация видов конфликтов: подлинный, ложный, неверно приписанный, смещенный, случайный (условный), латентный (скрытый). Подлинный конфликт воспринимается адекватно и существует объективно. Например, супруга желает использовать свободное помещения в качестве гардеробной комнаты, а муж – мастерской.

Условное или случайное противостояние отличается легкостью его разрешения. При этом его субъекты не осознают этого. Например, вышеприведенное семейство не замечает, что в квартире есть иное свободное пространство, подходящее либо под мастерскую, либо под гардероб.

Смещенное противостояние наблюдается, когда за очевидной конфронтацией скрывается другое. Например: супруги, препираясь из-за свободного помещения, в действительности конфликтуют из-за не согласующихся представлений о роли супруга в семейных отношениях.

Неверно приписанное противоречие отмечается когда, супруга бранит благоверного за сделанное им по ее же просьбе, которую она уже забыла.

Скрытый или латентный конфликт базируется на объективно существующем противоречии, не осознаваемом супругами.

Ложный конфликт – это противоречие, которое в действительности не существует. Он зависит от восприятия супругов. Другими словам, для его появления не нужны объективные причины.

Виды конфликтов в организации

Организация не может существовать без разнообразных конфликтных процессов. Поскольку она состоит из индивидов, характеризующихся различным воспитанием, взглядами, целями, потребностями и стремлениями. Любое столкновение является отсутствием согласия, разногласием мнений и воззрений, противостоянием разнонаправленных позиций и интересов.

Виды конфликтов в менеджменте организаций принято рассматривать на различных уровнях: социальном, психологическом и социально-психологическом.

Виды конфликтов в коллективе могут нести положительный заряд или быть негативными. Считается, что конфликты в деловой среде способствуют определению позиций и точек зрения членов организации, предоставляют возможность проявить собственный потенциал. Кроме того, они позволяют всесторонне рассмотреть проблемы и выявить альтернативы. Таким образом, конфронтация в организации часто приводит к ее развитию и продуктивности.

Виды и функции конфликтов в трудовых отношениях. Противостояние является движущей силой и мотивацией. В свой черед, боязнь и избегание конфронтаций порождается неуверенностью в возможности успешного разрешения конфликтного процесса. Поэтому следует принимать конфликт в качестве инструмента.

Классификация видов конфликтов

Конфронтации в трудовом коллективе обусловлены организационными уровнями, к которым принадлежат участники, вследствие этого конфликты подразделяются на:

— вертикальные, наблюдающиеся между разными ступенями иерархической лестницы (таких конфликтов большинство);

— горизонтальные, происходящие между отдельными направлениями функционирования компании, между формальными группами и неформальными коллективами;

— смешанные, охватывающие элементы вертикальных противоречий и горизонтальных конфронтаций.

Кроме того, конфликты в организации систематизируются по сфере появления и формирования конфликтных ситуаций и бывают:

— деловыми, то есть связанными с профессиональной деятельностью субъектов и с выполнением функциональных обязанностей;

— личными, затрагивающими неофициальные интересы.

Также конфликты классифицируются по разделению между выигравшими сторонами и проигравшими на:

Симметричные, то есть происходит равное распределение результатов противостояния;

— ассиметричные, наблюдаются, когда одни выигрывают либо теряют намного больше, нежели другие.

По степени выраженности можно подразделить конфликты на сокрытые и открытые.

Скрытое противостояние обычно затрагивает двух индивидов, старающихся до определенного момента не выказывать, что между ними существует конфронтация.

Скрытый разлад часто развивается в виде своеобразной интриги, под которой подразумевается умышленный нечестный поступок, выгодный инициатору, вынуждающий коллектив либо субъекта к конкретным действиям, что наносит личности и коллективу урон. Открытое противостояние находится под управлением руководства, вследствие чего они считаются менее опасными для организации.

Конфликтные ситуации подразделяются в зависимости от их последствий на деструктивные (наносят вред компании) и конструктивные (способствуют развитию организации).

Конфликты в организации также как иные типы конфронтаций бывают: внутри и межличностными, межгрупповыми, между работающим индивидом и группой.

Часто специалистам предъявляются неуместные претензии и завышенные требования относительно его профессиональной деятельности и результатов работы либо требования компании несходные с персональными потребностями работающего либо его интересами – это примеры видов конфликтов внутриличностного характера. Эта разновидность противостояний является своеобразной ответной реакцией на трудовую перегрузку.

Межличностный конфликт чаще наблюдается между руководителями.

Противостояние между работягой и группой возникает, если ожидания коллектива не соответствуют ожиданиям отдельного специалиста.

Межгрупповой конфликт базируется на конкуренции.

Разрешать все виды конфликтов в менеджменте необходимо либо руководителю, или же компромисс.

Виды межличностных конфликтов

Коммуникативное взаимодействие с социальным окружением занимает значимое место в человеческом существовании, наполняя ее смыслом. Взаимосвязь с близкими, коллегами, знакомыми, друзьями – это неотделимая часть бытия каждого человеческого субъекта, а конфликт является одним из проявлений такого взаимодействия. Большинство людей склонно ошибочно относить противостояния к негативным издержкам процесса общения. Поэтому с удвоенными усилиями стараются их избегать. Однако уберечься ото всех конфликтных ситуаций невозможно, поскольку бесконфликтного социума не существует в принципе. Каждый индивид является не просто частью социального механизма. Любой человеческий субъект – это уникальная неповторимо-индивидуальная личность, имеющая персональные желания, цели, потребности, интересы, которые часто могут противоречить интересам окружения.

Межличностным противостоянием называют открытое столкновение субъектов, взаимодействующих между собой, которое базируется на основе противоречий, выступающих в форме противоположных стремлений, задач не совместимых в определенной ситуации. Оно всегда проявляется в коммуникативном взаимодействии двух либо и более лиц. В конфронтациях межличностного характера субъекты противодействуют друг другу, выясняя отношения лицом к лицу. Данная разновидность противоречий является самой распространенной, поскольку могут наблюдать как между коллегами, так и между близкими людьми.

Межличностный конфликт характеризуется рядом особенностей и специфических признаков:

— присутствие объективных расхождений – они должны быть значимыми для каждого субъекта конфликтного процесса;

— необходимость преодоления несогласия как инструмент, способствующий налаживанию взаимоотношений между субъектами противостояния;

— активность участников процесса – действия либо их полное отсутствие направлены на удовлетворение собственных интересов или на уменьшение противоречий.

Виды конфликтов в психологии также можно систематизировать в зависимости от сути затрагиваемых проблем:

— ценностные (противостояние, причиной которого являются значимые представления и базовые личностные ценности);

— интересы, то есть затрагиваются противоречивые цели, интересы, стремления субъектов в конкретной ситуации;

— нормативные (конфронтация возникают вследствие нарушения в ходе взаимодействия нормативно-правовых правил поведения).

Кроме того, конфликты подразделяются в зависимости от динамики на острые, затяжные и вялотекущие. Острое противостояние наблюдается здесь и сейчас. Оно затрагивает значимые ценности или события. Например, супружеская измена. Затяжные расхождения длятся на протяжении большого количества времени со средней и устойчивой напряженностью. Они также затрагивают значимые вопросы для личности. Например, конфликт поколений.

Вялотекущие конфликтные ситуации характеризуются малой интенсивностью. Они вспыхивают периодически. Например, противостояние коллег.

Виды управления конфликтов

Чтобы противостояние несло позитивный итог, им нужно уметь управлять. Управленческий процесс контроля над конфликтной ситуацией должен включать в себя встречи субъектов конфликта, которые помогают выявить причины конфронтации, и пути преодоления расхождений. Главным принципом поведенческого реагирования в конфликтной ситуации является нахождение общих целей конфликтующих индивидов, которые будут пониматься и приниматься всеми. Таким образом, формируется сотрудничество. Также важным шагом является согласие на участие посредника, который поможет разрешить конфликтную ситуацию. При этом решение посредника должно быть принято беспрекословно и обязательно для исполнения всеми действующими лицами противостояния.

Виды внутриличностных конфликтов

Противоречием, происходящим внутри индивида, называется состояние внутренней личностной структуры, которое характеризуется противостоянием ее элементов.

Сторонники психологического подхода разделяют конфликты по сфере их обнаружения на ролевые, мотивационные и когнитивные.

Мотивационное внутриличностное противостояние изучалось в психоаналитической теории и психодинамических концепциях. Последователи этих учений основывались на представлении о первоначальности внутриличностного противоречия как следствия двойственности человеческого естества.

В парадигме Фрейда конфликт личности зарождается вследствие противоборства между «Оно» и «Сверх-Я», то есть между биологическими безотчетными тягами и стремлениями индивида и моральными нормами, освоенными личностью. Вымещение неприемлемых для субъекта желаний не дает ему возможности осознать подлинные причины внутреннего противостояния. Эти противоречия зачастую приводят к включению психологической защиты. В результате этого внутреннее напряжение снижается, при этом реальность перед индивидом может представать в искаженном виде.

Когнитивное противоречие часто является следствием конфликта несовместимых для субъекта представлений. Когнитивная психология утверждает, что личность устремлена на согласованность собственной внутренней структуры убеждений, ценностей, представлений. Индивид ощущает дискомфорт при появлении противоречий. Согласно концепции Фестингера индивиды стремятся к минимизации состояния дискомфорта, которое связано наличием у личности одновременно двух «знаний», психологически рассогласованных между собой.

Ролевые противостояния зарождаются вследствие столкновения в сфере деятельности индивида между разными «ролями» личности, между возможностями субъекта и надлежащим ролевым поведением.

Виды ролевых конфликтов. Традиционно выделяют два главных вида конфликтов ролевых позиций личности, а именно противостояние «Я – ролевая позиция» и межролевая кофронтация.

Столкновение «Я – ролевая позиция» наблюдается, когда возникают противоречия между возможностями субъекта и требованиями, когда вследствие нежелания или неспособности личности соответствовать своей ролевой позиции перед ней предстает проблема выбора. Межролевое противоборство заключается в несовместимости различных ролей личности. Наиболее часто встречаемым межролевым конфликтом считается столкновение профессиональной ролевой позиции и семейной роли.

Виды политических конфликтов

Конфронтации политической направленности являются неотъемлемой частью исторического формирования государств и развития социума. С одной стороны, политическое противостояние разрушает государственно-правовые институты и социальные взаимосвязи. А с другой – оно обеспечивает подъем на новую ступень политического развития.

Таким образом, конфронтация в политике представляет собой столкновение, целью которого является устранения неприятеля или причинения ему урона. Другими словами, политическая конфронтация возникает тогда, когда осуществление интересов одного государства ведет к ограничению интересов другого.

Политическое противостояние также можно определить в качестве столкновения субъектов политического взаимодействия вследствие расхождения интересов или средств их достижения, соперничества, неприятия ценностей враждебной стороны, отсутствия взаимопонимания.

Все конфликты в политическом мире подразделяются по сферам, типу политической организации, характеру предмета конфронтации.

По сфере распространения противостояние бывает межгосударственным или внешнеполитическим и внутриполитическим.

По типу политической организации конфликты разделяются на конфронтацию тоталитарных режимов и противоборство демократических систем.

По специфике предмета противостояния делятся на статусно-ролевое противоборство, столкновение интересов и конфронтация идентификации и ценностей.

При этом содержимое, обуславливающее эти категории понятий, зачастую совпадает. Так, к примеру, политическое противостояние между государствами может одновременно являться выражением несхожести политического устройства (демократического и тоталитарного) и формулированием интересов и ценностей, которые отстаиваются этими политическим системами.

Виды разрешения конфликтов

Перевод конфликта в целесообразное русло деятельности субъектов, осознанное воздействие на поведение участников конфронтации ради достижения желаемых целей – в этом заключается управление конфликтным процессом. Оно включает: прогнозирование возможных конфликтов, предупреждение возникновение одних и одновременно с этим стимулирование иных, прекращение и усмирение конфронтации, урегулирование и разрешение.

Все существующие виды управления конфликтов можно подразделить на: негативные (виды противостояния, целью которого является победа одной стороны-участника) и позитивные способы. Под термином «негативные способы» подразумевается то, что результатом столкновения станет разрушение отношения общности сторон, участвующих в конфронтации. Итог позитивных методов заключается в сбережении сплоченности между конфликтующими участниками.

Необходимо понимать, что способы разрешения конфликтных ситуаций условно подразделяются на негативные и позитивные. На практике же оба метода прекрасно и гармонично дополняют друг друга. Например, часто переговорный процесс содержит элементы борьбы в различных вопросах. Одновременно с этим даже самая жесткая борьба противоборствующих сторон не исключает возможности проведения переговоров. Кроме того, прогресс не существует вне соперничества устаревших идей и свежих инноваций.

Существует множество разновидностей борьбы, каждой из которых свойственны общие признаки, ибо всякая борьба подразумевает взаимно направленные действия минимум двух индивидов. При этом обязательно целью действий одного — это препятствовать другому.

Главная задача борьбы заключается в изменении конфликтной ситуации.

Позитивные способы разрешения споров и конфликтов, в первый черед, включают переговоры.

Кроме того, выделяют следующие стили разрешения конфликтов: уход от противостояния, сглаживание ситуации, принуждение, нахождение компромисса и непосредственно решение проблемы.

Существует четыре типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ему «пару» за списывание. Часто такой конфликт переходит в межличностный.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.

2. Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой. В связи с тем, что производственные группы устанавливают свои нормы поведения и правила, случается, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Таким образом, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

4. Межгрупповой конфликт. Поскольку структурно организации обычно состоят из множества как формальных, так и неформальных групп между группами могут возникнуть конфликты.

По степени проявления конфликты бывают скрытые и открытые.

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но при нарастании эмоциональной напряженности конфликтная ситуация выходит из-под контроля и превращается в открытый конфликт.

Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается «намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб» Кабушкин. Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие /Н.И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2006. - С. 280. Интриги, обычно, тщательно продумываются и планируются, и имеют свою сюжетную линию.

Причины конфликтов

Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Н.И. Кабушкин выделяет следующие группы причин, порождающих конфликты:

1. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников.

Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.

2. Нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей, когда подчиненный вынужден:

а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;

б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;

в) хвататься за все подряд.

3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.

4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. Из-за неподготовленности подчиненного ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников - «любимчиков». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

6. Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя.

7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя нервозную атмосферу, приводящую к конфликтной ситуации. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках снижают степень взаимопонимания и сотрудничества.

8. Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает без энтузиазма, и трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным.

9. Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.

10. Недостаточность благожелательного внимания. Причиной конфликта могут быть нетерпимость руководителя к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных и т.п.

11. Психологический феномен. Чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

Рассматривая причины конфликтов, нужно учесть, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями руководителя, особенно если он позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

На сегодняшний день существует множество классификаций видов конфликтов. Приведем некоторые из них.

Классификация Д. Дена делит конфликтные ситуации на стычку, столкновение и кризис. Под стычкой подразумевается небольшая ситуация на уровне каждодневного взаимодействия, которая не затрагивает важных сторон, не угрожает взаимодействию.

Под столкновением ученый понимает серию повторяющихся стычек, объединенных одним противоречием. При этом у участников конфликта уменьшается желание сотрудничать, снижается вера в продолжение позитивных отношений.

При кризисе отрицательные эмоции испытывают уже не только непосредственные участники конфликта, но и ближайшее окружение. На этой стадии становится трудно выявить конфликт интересов. В особо агрессивных формах возникает угроза насилия.

Классификация Рапопорта также предполагает три вида конфликта: схватка, дебаты, игра.

При схватке выявляется непримиримость отношений, она предполагает модель «выигрыш - проигрыш». Состояние нейтралитета в принципе невозможно.

При «дебатах» обе стороны рассчитывают на компромисс, который решается в форме спора и предполагает маневры.

«Игра» предполагает, что стороны находятся в рамках правил, которые они установили для своих отношений.

При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

Приведем лишь наиболее типичные:
  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию.

Управление конфликтами

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • определить его вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

  • Остыньте
  • Проанализируйте ситуацию
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
  • Оставьте человеку “выход”

Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
  • с нарушением групповых норм

Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

В психологииконфликт определяет­ся, как столкновение противоположно направленных, несовмес­тимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличност­ных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отри­цательными эмоциональными переживаниями".

Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе ме­жду отдельными людьми составляет столкновение между проти­воположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

В социальной психологии существует многовариантная ти­пология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством слу­жебного долга руководителя); межличностным (между руководи­телем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или раз­личного статуса.

Возможны также классификации конфликтов по горизонта­ли (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчи­нении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящими­ся в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представ­лены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вер­тикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривает­ся всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты могут явиться результатом недостаточного об­щения и понимания, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах и оценках.

Допустима также классификация по характеру причин, вы­звавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызы­вается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге "Если вы - ру­ководитель..." тремя группами причин, обусловленными:

Трудовым процессом;

Психологическими особенностями человеческих взаимоот­ношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культур­ными, этническими различиями людей, действиями руково­дителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

Личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,- некоммуникабельностью, бестактностью и тд.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные кон­фликты приводят к негативным, часто разрушительным дейст­виям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.


Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

Переход потенциального конфликта в реальный или ста­дию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

Конфликтные действия;

Снятие или разрешение конфликта.

Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, осо­бенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент конфликта - цели, субъективные моти­вы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредст­венный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существу­ют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликт­ную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Введение

1. Понятие конфликта

3. Стадии конфликта

4. Стили поведения в конфликте

5. Пути решения конфликтной ситуации

6. Медиация

Список использованной литературы


Введение

Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.

В. А. Ядов

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.


1. Понятие конфликта

Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.№

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.І

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

2. Причины возникновения конфликта

Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными, как объективными, так и субъективным. Для разрешения объективных конфликтов необходимо, прежде всего, устранить вызывающие их причины. Однако возникновение и развитие объективных и, особенно, субъективных конфликтов в значительной степени зависят от стиля поведения конфликтующих сторон.

Склонность к агрессии, степень конфликтности людей различна - все это знают. «Провокаторами» конфликтности являются самые разнообразные свойства личности, такие, как вспыльчивость, демонстративность (постоянное желание «покрасоваться»), негибкость, прямолинейность, бесцеремонность, подозрительность, честолюбие, эгоизм, грубость.

Конфликтность характеризуется направленностью реакций в «острой» ситуации. Для человека может быть характерно действовать по принципу: «Виноваты все, кроме меня» - это типичный агрессор. Некоторые склонны в большинстве случаев взваливать всю вину на себя - получается типичная «жертва». Третьи считают, что такова жизнь», примиряясь с ситуацией и не обвиняя никого. Такие люди сами довольно бесконфликтны, но иногда конфликтные ситуации порождает сама их пассивность. Многое в нашем поведении определяется и временными ситуативными факторами. Несомненно, если человек не выспался, или его «накачали» с утра, или он третий день пытается оформить какую-то справку, то его потенциальная конфликтность будет гораздо выше, чем обычно.

Конфликты между людьми - явление обычное, а иногда они даже имеют положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем, боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением.

Рассмотрим механизмы возникновения и развития конфликтов. Один из «героев» конфликта делает выпад в отношении другого. Это воздействие вызывает противодействие с передозировкой средств: ведь, чтобы победить, ответ должен быть сильнее. Теперь уже зачинщику приходится «брать реванш» и опять с передозировкой... и так далее... Порочный круг замкнулся...

И что же в результате? Нерешение вопроса, потоки раздражения, даже озлобления, взаимные оскорбления, испорченное на весь день (а то и дольше) настроение, неудовлетворенность, иногда выпивка «для снятия напряжения», сердечные приступы, обострение всяческих других «болячек», ощущение неловкости и возмущения у свидетелей... Этот перечень можно продолжить и дальше.

Эмоциональная стратегия, направляемая сиюминутными побуждениями, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения лишь углубляет разногласия. Конфликт становится самоцелью.

Очень типично, что в конфликтной ситуации объективный повод конфликта сразу же теряется, происходит переход «на личности», в соперника «выстреливают» самыми обидными, самыми ранящими словами. Соперники даже иногда, не нарушая приличий, идут на самое настоящее «психологическое убийство»; несколькими ядовитыми словами или фразами они уничтожают соперника, разрушают сложившийся у него образ самого себя как достойного человека.

Последствия унижений переживаются и ощущаются участниками (особенно побежденными, жертвами) всю жизнь. Они отравляют людям существование, снятся в кошмарных снах. Вызванные подобными унижениями тревога, беспокойство, чувство неполноценности, ощущение невозможности достигнуть поставленных целей и жить по усвоенным с детства моральным нормам нередко являются причиной или дополнительным стимулом для развития тяжелейших болезней, существенно сокращающих человеческую жизнь.

Часто агрессор защищает и оправдывает себя тем, что приписывает свои агрессивные устремления окружающим и, особенно, людям, которые находятся в зависимости от него. Он искренне считает, что другие относятся к нему враждебно, только и ждут удобного момента, чтобы устроить ему какую-нибудь каверзу. Это делает человека еще более агрессивным и подозрительным, он все чаще втягивается в конфликтные ситуации и еще больше убеждается в своей печальной «правоте». С таким развитием событий особенно трудно справиться потому, что его причины остаются неосознанными. Защитные механизмы личности с легкостью приукрашивают «я», сваливая вину на других.

В эмоциональной, конфликтной ситуации сознание сужается и действительность воспринимается искаженно. Человек склонен в конфликте впадать в иллюзию собственного благородства, то есть совершенно искренне считать себя правым, высокоморальным, поступающим «по чести», тогда как поведение «соперника» видится не выдерживающим никакой критики. Такое упрощение, примитивизация действительности встречаются часто. Если подобное поведение становится привычным, то постепенно человек оказывается не способен объективно, критично оценивать его. Он учится на собственных ошибках лишь тому, что «с волками жить - по-волчьи выть», и использует соответствующие формы общения с другими.

Что же, в первую очередь, вызывает и поддерживает конфликт? К сожалению, прежде всего, то, что его участники, как правило, озабочены ложно понятым самоутверждением, стремлением поставить соперника «на место», сказать «последнее слово», оказаться правым, более сильным. Каждый старается не уронить своего достоинства, а то и самоутвердиться, унизив другого, и оказаться, таким образом, выше него.

Ядром конфликтного поведения, таким образом, оказывается неудовлетворенная потребность в самоутверждении, отсутствие уверенности в том, что наше «я» достойно любви и уважения. Именно люди, неуверенные в себе в глубине души (а внешне они часто демонстрируют нарочитую самоуверенность и превосходство), больше других нуждаются в бесконечном подкреплении своей «высокой» самооценки.

Таким людям трудно уступить в конфликте, признать свою ошибку, так как это выбивает последние кирпичики из их шатающегося постамента. Всеми силами, любыми средствами они готовы поддерживать свое мнимое благополучие и, прежде всего, за счет других.

Таким людям бывает жизненно важно доказать, что «все кругом - подлецы», «каждый думает только о себе». Ведь «если все - плохие, то я не так уж и плох на их фоне!»

Неудивительно, что человек наиболее болезненно воспринимает и менее всего склонен прощать другим именно унижение своего достоинства, хотя интуитивно понимает, что умение признать свою вину - чаще всего признак силы, а упорствование в своей якобы правоте - признак слабости, неуверенности.

Вспомним латинскую пословицу: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ». В самом деле, мы особенно раздраженно реагируем именно в той ситуации, когда ощущаем себя не вполне правыми.

Известно, что с наибольшей готовностью люди клеймят в других именно собственные ошибки и недостатки, тем самым как бы говоря: «Ко мне-то это не относится, уж я-то совсем не такой». Очень агрессивно человек реагирует на те поступки других, которые ему и самому хотелось бы совершить, но он не решается это сделать по многим причинам. Чувствуя себя несправедливо обиженным, такой человек искренне возмущается: «Как он смеет! Что он себе позволяет!». А за этим стоит: «Я-то ведь себе этого не позволяю, хоть мне и хочется!».

Ощутив подкатывающий к горлу комок гнева, спросим себя: «Почему я с такой горячностью на это ополчаюсь, нет ли здесь досады на себя из-за собственной вины?» Чтобы осознать истинное положение, необходимо немалое мужество. Прав был Лев Толстой, говоря, что мы не любим тех, кому сделали зло. Они искренне кажутся нам плохими, неприятными людьми. В самом деле, как бы мы иначе оправдали свой поступок по отношению к ним?


Земель будет вновь поставлен». Это лишь одна из множества иллюстраций того, что теоретические рассуждения по поводу соотношения внутренней и мировой политики, внутриполитических и международно-политических конфликтов имеют отнюдь не чисто внутринаучное, академическое значение. Недостаточное внимание к этой проблеме, стремление найти ее простое решение, отвечающее конъюнктурным политическим...

Вызванная периодически возникающими конфликтными ситуациями между администрацией и работникам. 3. Разработка мероприятий по совершенствованию разрешения конфликтов в ОАО «Большой гостиный двор» 3.1 Разработка рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия ОАО «Большой Гостиный Двор» Предлагаю построить процесс разрешения конфликтов на следующих положениях: 1. процесс разрешения...



Ибо обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность. Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген. В психологии это состояние называется фрустрация. Оно возникает в следствие реальной или воображаемой помехи, ...

...)? 3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы? 4. Какова вероятность возникновения инцидента? 10. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного...