Тема динозавры в детском саду. Внеклассное занятие в начальной школе

С греческого языка слово «динозавр» переводится как «ужасный ящер». Раскажем более подробно детям о динозаврах. Самые первые кости динозавра были найдены английским натуралистом Робортом Плотом в 1677 году. В те времена ещё никто даже не знал о существовании таких животных.

Динозавры существовали 240 миллионов лет назад, в эру мезозоя. Данную эру можно поделить на 3 периода, юрский, триасовый и меловой.

Динозавры были самых разных размеров, маленькие и большие, одни были размером с цыплёнка, а другие как пятиэтажное здание. Кто из них ходил на двух ногах, а кто-то на четырёх.

Также стоит отметить, что динозавров можно поделить на растительноядных и плотоядных.

Плотоядные динозавры питались животными, яйцами, насекомыми и рыбой, поэтому у них было крепок тело и мускулистое, а хвост и задние лапы очень сильными. Самый большой динозавр был плотоядный спинозавр.

Растительноядные динозавры питались побегами деревьев, папоротников, листьями, шишками и цветками с плодами. Одни динозавры жевали зубами, а другие, у которых не было зубов, специально глотали камни, чтобы еда перетёрлась в желудке.

Самый тяжёлый динозавр - брахиозавр. Его размер достигал 4-этажный дом.

Самый маленький динозавр - компсогнат.

Самый длинный динозавр - диплодок.

Динозавры должны были постоянно бороться за то, чтобы выжить. Всё что им было необходимо, это найти пищу и не быть съеденными другими динозаврами.

Наука не ведает, каких цветов были динозавры, но скорее всего их расцветка напоминала природную среду, чтобы им было легче прятаться и маскироваться от их врагов.

На вопрос, почему вымерли динозавры, существует несколько предположений:

Холодный и суровый климат,

Жаркий климат,

Извержения вулканов.

Люди, занимающиеся изучением динозавров, называются палеонтологами.

Тираннозавр считался самым крупным динозавром, размер его зуба можно сравнить с бананом, и если он выпадал, то на новом месте рос новый. Тираннозавр ходил на двух задних лапах, а передние очень маленькие, поэтому даже непонятно как он ими пользовался.

Диплодок это растительноядный динозавр, у него длинная шея и длинный хвост. С помощью хвоста он мог отбиваться от врагов.

Трицератопс это растительноядный динозавр, его голова похожа на носорога. Двигался он очень медленно, а его грозный и рогатый вид отпугивал много врагов.

Ихтиозавр имел гладкое рыбообразное тело, они немного похожи на нынешних дельфинов.

Стегозавр это очень длинный динозавр, его длина достигала 8 метров, а его вес больше походил на слона.

Для того чтобы побывать и показать детям динозавров, посетите с ними Дино-Парк. В современное время такие парки есть в каждой стране. В Праге дино-парк находится прямо на крыше ТЦ, под открытым небом. Практически каждый экспонат представлен в свою натуральную величину, некоторые двигаются и издают звуки.

В них вставлены специальные датчики, с помощью которых они поворачивают голову в сторону идущего человека. Также есть песочница, в которой дети могут заняться раскопками и копать пока не найдёт кости динозавров.

Дино-парк является отличным местом для отдыха семьи.

Для написания статьи использованы материалы с

Слово «динозавр», которое переводится как «ужасный ящер», появилось в 1842 году, когда человечество только пыталось разобраться, что же это за кости такие обнаруживаются при проведении раскопок. Именно тогда зародилась наука палеонтология. История динозавров с тех пор неоднократно переписывалась, и на данный момент существует очень много версий об их происхождении, становлении и вымирании. Рассмотрим самый распространенный и сравнительно официальный вариант.

Зарождение динозавров

Попытки объяснить простым языком историю динозавров в фильме или мультфильме совершались неоднократно, однако события, предшествовавшие их появлению на нашей планете, практически нигде не освещались. Как известно, предками этих существ являются рептилии и птицы. В частности, крокодилы, существующие на данный момент, имеют больше всего схожих с древними монстрами черт. Примерно 300 миллионов лет назад, когда ящерицы в привычном нам виде уже существовали, произошло серьезное изменение климата. Тропические леса были в значительной мере уничтожены, и остатки жизни ютились в оставшихся небольших анклавах. Это дало первый толчок к огромному разнообразию видов, так как каждая популяция развивалась независимо друг от друга и старалась приспособиться к тем условиям, в которых она существовала. А они сильно отличались в разных регионах. Так появились предки динозавров, названные учеными архозаврами.

Первые виды

История динозавров, по крайней мере в том виде, в котором их представляет современный человек, началась примерно 200-245 миллионов лет назад. Точных данных об особенностях и отличиях этих существ сравнительно с более поздними образцами практически нет, но кое-что можно утверждать наверняка:

  • Они были двуногими (динозавры с четырьмя ногами появились чуть позже, хотя логично выглядела бы обратная ситуация).
  • Существа были достаточно большими, в основном их рост достигал 2-4 метров.
  • Все они были хладнокровными. Из-за этого потребность в пище, несмотря на внушительные размеры, была не слишком большой.
  • На начальных этапах развития, скорее всего, не существовало летающих видов этих ящеров.

Вообще, человечество крайне мало знает об этом периоде. Большая часть информации - это догадки и теории, основанные на различных находках и косвенных данных. Так что все могло быть совершенно иначе.

Последние динозавры

Размеры «ужасных ящеров» постепенно увеличивались, и так продолжалось примерно до конца юрского периода (это было около 145 миллионов лет назад). В середине своего цикла существования динозавры достигали огромных размеров (до 12 метров в высоту и 1 тонны чистого веса). Во время «правления» этих монстров ни один другой вид просто не мог даже условно претендовать на господство на планете. Еще позже, в меловом периоде (65 миллионов лет назад), существа начали мельчать. По некоторым данным, у них появились зачатки перьев, и даже возникли теплокровные виды. Судя по имеющейся информации, значительно сократилось количество хищников, и, соответственно, увеличилось число травоядных. В результате редкие охотники стали действительно настоящими «машинами для убийства». Они быстро передвигались, могли справиться с большинством противников, не имели недостатка в пище и справедливо считались на тот момент вершиной эволюции.

Массовое вымирание

Ситуация с исчезновением этого типа живых существ неплохо показана в мультфильме «История динозавров». Конечно, там информация больше ориентирована на детей, но активно действующие вулканы, засуха, отсутствие пищи и другие подобные проблемы действительно могли стать причиной полного вымирания доисторических властелинов планеты. По официальной версии, началось все с огромного метеорита, упавшего где-то в районе нынешней Мексики. При ударе в атмосферу поднялось большое количество пыли, резко снизившей температуру на поверхности (аналогичная ситуация называется «ядерной зимой» и может стать реальностью, если страны попытаются решить свои проблемы при помощи ядерного оружия). Попутно удар по Земле активировал дремлющие вулканы. В результате одновременное воздействие сразу нескольких факторов привело к тому, что динозавры просто не успели приспособиться и в течение короткого периода практически полностью вымерли. Скорее всего, остались отдельные особи, но выжить в новом мире, в котором появились другие доминирующие виды, они не смогли. Многие считают, что именно эта история динозавров - для детей. Якобы на самом деле все было совершенно иначе. К сожалению, в дальнейшем ученые расходятся в своих мнениях, и выдать четкую теорию о том, как всё действительно произошло, никто пока не может.

Много всего интригующего и загадочного показано в документальных фильмах «История динозавров» от научно-популярных каналов. Правда, именно документальными их назвать нельзя, так как никаких документов нет, но реконструировано все там весьма грамотно. Тем не менее с каждым годом совершается все больше открытий, радикально меняющих представление о динозаврах как таковых. Посмотрим, какие интересные факты нам открывает современная история динозавров.

  • Несмотря на то что, как считалось, динозавры были чуть ли не ошибкой природы (слишком маленький мозг, большой вес, строго ограниченный рацион и так далее), они умудрились доминировать на планете на протяжении более 130 миллионов лет. История же человека как такового, если брать более или менее разумных наших предков, в лучшем случае насчитывает 100 тысяч лет. Так что не факт, что в далеком будущем какие-то новые виды не будут считать ошибкой уже современного человека.
  • Тиранозавр, известный по многим фильмам и литературе как самый ужасный и огромный динозавр, на самом деле таковым не был. Были существа еще больше, правда, в отличие от этого хищника, они все же были не охотниками.
  • История динозавров до сих пор умалчивает, зачем вообще тиранозавру его небольшие ручки. Судя по строению скелета, дотянуться ими куда-либо он просто не мог. Еще большей загадочности придает тот факт, что у этих рук была очень хорошо развита мускулатура.
  • Пластины стегозавра применялись в первую очередь не для защиты от хищников, а для отвода тепла. То есть они играли роль природного радиатора, в одном случае остужая огромного динозавра, а в другом помогая ему более эффективно накапливать тепло, крайне важное для любого холоднокровного существа.

Итоги

История динозавров постепенно обрастает все новыми данными, часть которых противоречит друг другу или никак не вписывается в существующие теории. Например, считается, что динозавры и люди никак не могли существовать в один период истории. Хотя есть весьма интересные находки-камни, на которых древние люди достаточно достоверно изобразили взаимодействие человека и «ужасного ящера». Как все было на самом деле, пока никто сказать не может. Мы не в состоянии полностью разобраться даже в собственной истории, что уж говорить о том, что происходило задолго до появления человека как такового.

Тематические занятия. Динозавры для детей. Часть 1.

Ваш ребенок познакомится с основными видами динозавров - хищниками и млекопитающими, такими как аллозавр, анкилозавр, диметродон, торозавр, птеранодон, плезиозавр, пахицефалозавр, велоцираптор, ихтиозавр, стегозавр, трицератопс, тиранозовр, целопис, птеродактиль, апатозавр и бронтозавр. Они также познакомяться с картинками следов динозавров и с останками динозавров. С помощью веселых рисованных карточек с дионзаврами Вы можете придумывать свои забавные истории про динозавров, рассказывать детям, кто из них чем питался, кто ходил по земле, кто плавал, а кто летал, как давно это было, откуда появлялись динозавры, где находят их останки, кто последователи динозавров и многое другое.

Динозавры для детей развивают память, логику, внимательность, мелкую моторику пальцев рук, речь ребенка, кроме того, приносят много радости детям, а главное, расширяют кругозор ребенка. Попробуйте и Вы поиграть в эти замечательные игры с динозаврами для детей.

1. Карточки - "динозавры для детей”.

Вы можете использовать по разному:

  • в качестве небольших плакатов с динозаврами для детей
  • в качестве разрезных карточек (предлагать ребенку на выбор где тот или иной динозавр)
  • распечатать 2 одинаковых варианта и предложить ребенку рассортировать разрезной вариант с напечатанным
  • в качестве игры на тренировку памяти (перевернуть карточки другой стороной и угадывать по парам динозавров)
  • составлять истории про динозавров из карточек, рассказывать о жизни динозавров и др.

2. Динозавры для детей. Игра на развитие внимательности. Здесь нужно рассмотреть и различить в каждой строчке не похожий на все остальные объект.

3. Игра на развитие логики. Здесь нужно построить логическую цепочку из динозавров и других элементов. Вырежьте заранее карточки с динозаврами и предложите малышу вставить в ячейку необходимый элемент.

4. Динозавры для детей. Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук. Здесь нужно обвести пунктирную линию и помочь динозаврам добраться до их яиц.

5. Игра с динозаврами на умение владеть ножницами. Здесь нужно разрезать по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику пальцев рук малышей.

6. Динозавры для детей - учимся сортировать динозавров по размеру на большой, средний и маленький. Монтессори игра на сортировку.

Вот и наступил этот знаменательный день 🙂 Даша уже несколько недель подряд просила меня сделать для нее занятие по динозаврам. Я все откладывала (то праздники, то отпуск), но ждать больше было нельзя и всю последнюю неделю я писала занятия, делала пособия, печатала, резала и клеила. И сегодня мы начали играть, а я готова начать рассказывать вам о том, как проходят наши занятия.

Сразу скажу, что список литературы, которой мы пользовались и полный комплект всех пособий и игр, который я приготовила для занятий я выложу для ознакомления (книги) и скачивания (пособия и игры) после того, как расскажу обо всех наших днях.

Итак, начинаем. А начали мы с книги из серии Школа семи гномов «Куда ушли динозавры». Мы прочитали историю о мальчике и его дедушке и, конечно, о динозаврах.

Начался рассказ с того, что давным давно, когда даже людей еще не было, а материк был всего один (покажите картинку, как мог выглядеть этот материк много миллионов лет назад. Можно вырезать картинки с современными материками и попробовать, как пазл сложить из них Пангею) и его окружал океан жили на земле древние гиганты и назывались они – динозавры. Мы просто посмотрели на фото Пангеи и сравнили его с современной картой.

Мы разложили перед собой игрушки динозавров и внимательно рассмотрели их. По первому взгляду можно было сразу найти отличительные черты и сходства. У нас таких фигурок не много, но и то мы заметили эти отличия, а еще выделили особенности хищников и травоядных, например, большую зубастую пасть, длинные когти и т.д.

Я спросила у Даши, как она думает, как узнали о динозаврах люди, если в те времена людей не было? Даша подумала и сказала, что наверное они находили что-то, что им рассказало об этом

Чтобы представить себя учеными, на раскопках я предложила Дашке их провести. Для этого мы взяли коробку от зефира и положили в нее вырезанные части скелета динозавра (1). Я дала Даше кисточку (у меня от протирания объектива старая осталась), засыпала все это манкой, и Дашка начала аккуратно искать кости (2). Собрав все необходимое, мы начали создавать скелет (3). Как мы это делали?

Вам потребуется заготовка, на которой будет схематично нарисован скелет динозавра (того, который вам больше всего понравился), клей ПВА. Найдя все кости, попробуйте из них выложить скелет. В качестве образца можно найти рисунок скелета вашего динозавра (4).

Следующим этапом раскопок был поиск объемных частей-макаронин (2). После поиска мы также собирали из них скелет по намеченному на бумаге рисунку (3, 4).

Но ведь динозавров было много, и все они были разные, и ученым не так-то легко было определять, каким динозаврам принадлежали те или иные кости. Давайте мы с вами попробуем определить, а нашли бы мы наших динозавров во время раскопок. Для этого нам потребуются небольшие резиновые фигурки динозавров, соленое тесто или пластилин. Скатываем шарик теста или пластилина чуть больше размера вашего динозаврика. Сплющиваем шарик и прикладываем к нему динозаврика, вдавливая его внутрь (1), чтобы он оставил свой четкий отпечаток в тесте, а потом его сущим или запекаем, если мы использовали тесто.

Точно также можно поиграть в следы динозавров (4) и таким же способом создать несколько отпечатков от резиновых игрушек динозавриков и определять, какой именно динозавр оставил свой след в «истории».

Последним занятием на сегодня было творчество. Я нарисовала двух больших динозавров: тиранозавра и диплодока (Дашкин выбор), она их раскрасила с моими подсказками и мы повесили их на стену. Для чего? Об этом вы узнаете завтра 😉

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему « В мире динозавров».

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Знакомство с динозаврами.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения.
- Воспитывать интерес к изучению динозавров.
Материал к занятию: картинки с изображением динозавров.
Предварительная работа: - Экскурсия с родителями в музей динозавров.
- Беседа о динозаврах.
- Игра "Динозавры"

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с удивительными существами, которые жили на Земле много много лет тому назад - с динозаврами.
- Динозавры появились примерно 225 миллионов лет назад, а вымерли около 65 миллионов лет назад.
- Динозавры обитали на Земле в эру Мезозоя.
- Мезозой включал в себя три периода: Триасовый, Юрский и Меловой.
- Динозавр в переводе с греческого означает «ужасная ящерица».
- А сейчас мы с Вами поближе познакомимся с этими удивительными существами, жившими на Земле много лет
назад.(показ картинок)
- Аллозавр - это огромный хищный динозавр.
Он мог достигать 15 метров в длину и 4 метров в высоту.


- Диплодок жил по берегам рек и питался зеленью, водорослями и раками.
Длина тела диплодока была не менее 27 метров.


- Тираннозав р весил от 6 до 8 тонн.
Длина тела достигала 12-15 метров, а высота - 6 метров.


- Стегозавр - это крупный травоядный динозавр.
Они достигали 9 метров в длину и 4 метров в высоту и весили до 4.5 тонн.
Мозг весил очень мало, всего 80 граммов.


- Велоцираптор - это хищный двуногий динозавр.
Он был маленьким динозавром - весил около 20 кг, был до 1.8 метра в длину и около 60 см в высоту.


- Диметродон - это хищный динозавр с парусом на спине.
Они достигали 4 метров в длину и весили до 200 кг.


- Игуанодон - это большой растительноядный динозавр.
У них был клюв и 4-5 рядов зубов.
Они достигали 10 метров в длину и 5 метров в высоту.


- Паразауролоф - это травоядный динозавр.
В высоту он достигал около 5 метров, а в длину 10 метров.
- На голове у него был полый гребень.


- Трицератопс - это мощный травоядный динозавр.
Они достигали 6-8 метров в длину, 3 метров в высоту и весили от 7 до 12 тонн.
У него был самый крупный череп среди наземных животных.


- Анкилозавр - это панцирный динозавр.
Он ходил на 4 лапах и питался растениями.
Тело его длиной с автобус было покрыто панцирем с острыми шипами.


- Овираптор - это небольшой всеядный динозавр.
Они в высоту достигал около 2 метров и весил около 400 кг.
У них были длинные ноги и тонкие, ловкие передние лапы.


- Целофизис - это маленький хищный динозавр.
Он достигал 2-3 метров в длинуи весил от 15 до 30 кг.
Целофизисы были опасными хищниками, они охотились как на ящериц, так и на крупных динозавров.


- Апатозавр - это крупнейший растительноядный динозавр. Его еще называют бронозавром.
У него было массивное тело, маленький череп и длинная шея.
Апатозавр мог достигать в длину 20-23 метров и весить 20-30 тонн.


- Дейноних - это хищный двуногий динозавр. Он был длиной около 2-3 метров и весил около 80 кг. Верхние конечности его были похожи на крылья птиц.
Дейноних умел быстро бегать и лазать по деревьям.


- Спинозавр - это крупный плотоядный динозавр. Взрослые спинозавры достигали 15-17 метров в длину и весили 7-9 тонн.
Помимо острых зубов у них были острые когти на передних лапах.
Они могли жить в воде и на суше.


- Орнитохейр - это самый крупный летающий ящер. Он был размером с маленький самолет- его размах крыльев достигал 12 -15 метров.
Они могли пролетать сотни километров, едва взмахивая крыльями.


- Птеранодон - это летающий динозавр.
Размах крыльев был от 7 до 10 метров, а длина тела до 4 метров.
Они населяли берега рек, и морей. Питались рыбой и мелкими рептилиями.


- Археоптерикс - это вымершая птица, размером с ворону.
Тело археоптерикса было покрыто перьями.
У него были зубы, похожие на зубы крокодилов. Питался он насекомыми.


- Плезиозавр - это большой водный динозавр. У плезиозавров было 4 конечности-ласты и тело, похожее на бочонок.
Плезиозавры питались рыбой, а также крупными морскими рептилиями.
Плезиозавры жили в соленых водоемах - морях и океанах.


- Платиптеригий - это большой водный динозавр, похожий на дельфинов.
Они питались моллюсками и рыбой.
Платиптеригий достигал в длину 9 метров и быстро плавал.
- Вот мы с вами и познакомились с динозаврами.
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Динозаврик". (дети смотрят на картинку и изображают динозавров)
- Ребята, а вы знаете, почему вымерли динозавры?
- В течение 150 миллионов лет динозавры безраздельно господствовали на планете, а затем внезапно исчезли с лица Земли.
- Вымирание динозавров произошло не внезапно, а продолжалось в течение длительного периода.
Постоянные перемещения континентов и морей привели к изменению климата. Вследствие смещения земной коры и расширения океанического дна мелководья превращались в пустыню. Наступали суровые зимы.
- Ребята, а вы знаете, как называют человека, занимающегося раскопками динозавров?
- Это палеонтолог. Давайте повторим это слово и запомним его.
- Наше занятие подошло к концу.
- Какие названия динозавров вы запомнили?
- Назовите хищных динозавров.
- Назовите растительноядных динозавров.
- Чем питались эти динозавры?
- Кто такой палеонтолог?
- Занятие окончено.

В дополнение к занятию можно предложить детям нарисовать понравившегося динозавра.
Мы с детьми нарисовали стенгазету.



А также оформили в группе уголок "Мир динозавров".