Связь психологии с другими науками и этапы ее развития. Связь психологии с другими науками

Сферы применения психологического знания

Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориен­тировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Пси­хология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее важнейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осу­ществляется на уровне конкретнонаучного знания. Более высо­кий уровень обобщения, конечно же, остается за философией.

Такая связь с другими фундаментальными науками обес­печивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.

Конечно, сотрудничество психологии с науками не огра­ничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук. Так, например, установлено, что в данной стране устремленность людей к успеху (психологический фактор) обусловлена достигнутым уровнем благосостояния (экономи­ческий фактор) и принятой системой воспитания молодого поколения (педагогический фактор).

Взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объек­том изучения, а также своим исследовательским аппаратом, тре­бующим в процессе его практического использования строго­го соблюдения морально-этических норм, обеспечения безо­пасности клиента и больших массивов статистических данных.

Взаимодействие психологии с другими науками приво­дит к появлению целого ряда «пограничных» научных дис­циплин. Это неудивительно: научные психологические зна­ния нужны везде, где требуется учет психологических особен­ностей отдельных люден и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психоло­гии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопро­вождать работу следователя, опирающегося в своих действи­ях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появи­лись историческая, юридическая, политическая, социальная, эко­номическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Как и всякую другую самостоятельную науку, психологию «мучают» проблемы, находящиеся па всех уровнях исследова­ния – от макро- до микроуровня. Проблема общего мировоззрения. Не будет ошибкой ска­зать, что психологию ждут открытия огромной значимости для человечества. Это обеспечивается возрастающим интере­сом к проблемам психического, расширением фронта психоло­гических исследований, запросами практики. Ведущие ученые связывают будущее психологии (впрочем, как и других наук) с формированием мировоззрения, открытого для сосущество­вания различных научных взглядов. Центральный момент в таком мировоззрении – умение мыслить категориями неве­домого. Ведь в ряде основополагающих разделов естествозна­ния возникли противоречия фундаментального характера.



Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) яв­лений с изучением процесса мироздания. В этом нет ничего удивительного, так как взгляды человечества на мироздание менялись по мере его развития. Без сомнения, такая миссия принадлежит молодому поколению. По словам М. Планка, ве­ликие научные идеи внедряются не столько путем постепен­ного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циол­ковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоот­ветствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума. Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие фе­номены на уровне достоверности, необходимой для практики. Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, по­вторяющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограниче­ний, накладываемых на их «власть». Проблема механизмов психической деятельности, по­зволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей. Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы дня со­здания общей теории психологии.

Проблема изучения конкретных процессов, состояний и свойств психики (от простейших ощущений до сложных мо­тивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний в данной проблеме характеризуется наличием ряда конкури­рующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

Проблема продвижения в практику результатов психо­логических исследований в виде «человеческого фактора». Практика – мощный стимул развития психологии. В послед­нее десятилетие это направление получило значительное раз­витие в отечественной психологии в связи с ростом конку­ренции товаров и услуг на мировом рынке.

Все перечисленные проблемы – это проблемы роста пси­хологии, но не ее загнивания. Вместе с тем, по мнению ряда психологов, назревает разрыв между теоретической и при­кладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психически­ми процессами и состояниями, но не в силах объяснить меха­низмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и ме­тодологических основ психологии.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего с другими науками о человеке - философией, социологией, историей.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это - наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции - вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Назовем вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И.П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов, проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство "биения жизни" в научных занятиях.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин. Анализируя интегративность науки, Ж.Пиаже (1966), Б.Г.Ананьев (1967, 1977), Б.М.Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – как наука о человеке. Интерпретация представленной Б.М.Кедровым схемы научного знания, вершиной которого являются естественные науки, углы основания – философия и гуманитарные науки, а в центре соединенная с этими науками психология, соотносится с утверждением Ж.Пиаже, высказанным им в работе «Психология, междисциплинарные связи и система наук» (1966), о том, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Академиком Б.М.Кедровым была предложена следующая схема современного научного знания:

Естественные науки

В соответствии с этой схемой психология лежит в центре современного научного знания, т.к. человек является субъектом постижения знаний об окружающем мире. Он накапливает научные знания, их систематизирует. Через человека, как через призму. Проходит весь поток информации о мире.

Схема Б.М. Кедрова в сегодняшних публикациях встречается в несколько измененном виде

,

Согласно последней схеме технические науки приобретают особую важность, как создающие орудия для изучения естественных объектов. Однако положение психологи не изменяется, что свидетельствует о прочной и важной позиции психологии в системе научного знания.

Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

4. Точными науками,

5. Историей,

6. Социологией,

7. Педагогикой,

8. Техническими науками

9. Филологией.

Психология и философия . Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.



Психология сохранила самые тесные связи с философией, что объясняется следующими обстоятельствами:

а) проблемы души человека интересуют также и философов.

К этим проблемам, прежде всего, относятся вопросы познания человеком себя и окружающего мира, природы человеческого сознания и мышления, личности человека, проблемы счастья и одиночества;

б) наличие в психологии проблем, требующих для своего разрешения глубоких философских знаний;

в) для решения большинства психологических тем важно адекватное использование методов исследования и решение методологических проблем.

Методология науки – это область философии, изучающая научное знание и научную деятельность. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, формирует представление о правомерности применения методов исследования, возможности получения с помощью этих методов достоверного знания. Все обозначенные проблемы вопрос, нуждаются в философском анализе. Без их решения невозможно доказать истинность или ложность научного знания.

Психология и биология . Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Биология сделала возможным превращение психологии из философской науки в опытную, близкую к естественной. На заре своего возникновения в качестве полноправной, научной, экспериментальной дисциплины психология строилась по модели биологической науки. Психическая деятельность тесно связана с работой мозга и функционированием ЦНС. Профессиональные психологи должны знать: как устроена и работает ЦНС, каким образом процессы, происходящие в НС, отражаются на реализации психических явлений.

Фундаментальные познания в области физиологии, анатомии и физиологии ЦНС получают психофизиологии, ученые, работающие в науке, возникшей на стыке биологии и психологии. Налицо взаимное обогащение и дополнение этих наук.

Особое значение для психологии имеет такая биологическая наука, как генетика. Открытия, сделанные в области изучения генома человека, позволяют решать не умозрительным путем вопросы того, что в психике человека является врожденным, а что приобретенным. Строгие научные исследования, направленные на разрешение означенных проблем, проводятся в психогенетике.

Психология и медицина . Медицину считают одним из важнейших источников психологического знания. Первые психологические сведения накапливались в медицинских трактатах. Более того, многие первые научные теории, объясняющие психологические явления, предложены врачами. Например, Гиппократ обосновал связь душевных и телесных явлений. Римский врач Гален создал учение о зависимости человеческого темперамента от преобладания тех или иных видов жидкостей в теле человека. Напомним, что именно медики внесли немалый вклад в развитие материалистических направлений психологии, и даже стали основателями некоторых из них, например, З Фрёйд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх и др.

В современном мире медицина продолжает играть существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержании психологической науки. Так, врачи, ставя диагноз различных заболеваний, разрабатывая и используя различные методы лечения, наблюдая в клинике за поведением больных, подробно описывают психологические состояния и поведение больных, показывая их связь с работой организма. Все это вносит ощутимый вклад в разработку современных психологических знаний.

Наиболее важные сведения для психологии поставляют такие области медицины, как: психиатрия, неврология, психотерапия. Неврологи, изучая НС человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они обогащают научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС. Психиатры и психотерапевты фиксируют и описывают особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний. Научные труды и практическая деятельность медиков способствуют обогащению психологической науки разнообразными сведениями о динамике психических явлений и об их проявления у человека в зависимости от его физического состояния. Полученные данные полезны не только для понимания патологии, но и нормы.

Между современной психологией и медициной наличествуют плодотворные связи и тесное сотрудничество. Немало наук, возникло на стыке психологии и медицины. К ним можно отнести клиническую и медицинскую психологии, патопсихологию, нейропсихологию, ряд отраслей специальной психологии, которая занимается вопросами обучения и коррекции людей с нарушениями в развитии, обусловленными органическими дефектами ЦНС и органов чувств, а также психофармакологию и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных учреждениях. Помогая им в уточнении диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки . Среди точных наук важнейшее место занимает математика. Именно математика и кибернетика предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации. Не последнюю роль играет математическое моделирование психических явлений. Важную роль в интерпретации данных играет математическая логика, без которой сегодняшнее состояние психологии не мыслится.

После того, как психология превратилась в экспериментальную науку, появилась необходимость в математической обработке полученных данных и точном построении психологического эксперимента. Психологи стремились к тому, чтобы стать похожими на математиков и физиков. У физиков также имелся интерес к психологии. Физик Э.Вебер обнаружил зависимость, существующую между физическими стимулами и ощущениями человека. Открытая зависимость была превращена его коллегой по университету Э.Вебером в психофизический закон формула, которого связала психологию с математикой и физикой. Возникла новая наука – психофизика. Физика стала вообще полезной наукой для психологов. В ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики, таких как: «стимул», «поле», «пространство».

Союз психологии и математики оформился в конце XIX в. Это произошло благодаря трудам английского ученого Ф.Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р.Фишера, Ч.Спирмена. Ф.Гальтон поставил перед собой задачу измерить способности человека, его интеллект и доказать факт наследования способностей. Для решения поставленной задачи Ф.Гальтону потребовался математический аппарат, позволявший сравнить способности одного человека с другим. Такой аппарат был разработан Ч.Спирменом (статистический метод корреляций) и Р.Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедура точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с того времени, становится обязательным атрибутом для научной экспериментальной психологии. Возникает новая психологическая отрасль, соединяющая математику и психологию – математическая психология. Математическая психология ставит и решает психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, вопросы, касающиеся применения математики в различных областях современной психологии.

Психология и история. Без знаний исторических фактов трудно понять поступки и размышлений человека. Очевидно, этим объясняется тот факт, что одним из ярких направлений психологии стала историческая психология. Историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу, что исторические события в немалой степени зависят от психологических особенностей людей, живущих в ту или иную эпоху. Сотрудничество историков и психологов имеет разные формы, т.к. каждая из наук время от времени обращается к другой с целью использования имеющихся в ней данных. Обе науки обогащают друг друга и методами исследования. Например, историк может использовать психологические приемы и методы, изучая личность исторического деятеля. Психолог, со своей стороны, может применить методы исторического анализа для понимания поведения и состояний людей прошлых поколений или живущих в настоящем. Примером является применение метода исторического анализа. Суть его состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления, рассматриваемого в том виде, в каком оно существует в настоящее время, прослеживается его развитие в истории человечества от элементарных, древнейших до наиболее сложных форм. Используя данный метод, Л.С.Выготский проследил возникновение и развитие у людей речи и мышления в филогенезе. То же самое в свое время сделал П.П. Блонский применительно к развитию логической памяти человека. Он доказал, логическая память возникла у человека относительно недавно. На протяжении всей истории человека и его культуры последовательно появляются и сменяют друг друга двигательная, эмоциональная и образная виды памяти.

Плодотворной идеей объединяющей историков и психологов есть идея о том, что современный человек есть продукт истории развития общества. Показано, что особенности психики людей тесно связаны с социально-историческими и социально-экономическими особенностями того общества, в котором они живут.

Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским, свидетельствует, что культурные достижения человечества: изобретение языков, культурных знаков, орудий – стали мощным фактором продвижения вперед психологического развития человечества. Д. Макклелланд обнаружил зависимость социально-экономических условий страны и силы мотива достижения успеха у людей, ее населяющих.

Психология и социология . И социология, и психология возникли во второй половине XIX в. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения. С момента своего возникновения эти науки оказались тесно связанными общим научным объектом (социальные психические явления). Интерес социологов к этим явлениям обусловлен стремлением глубже понять процессы, происходящие в обществе, а внимание психологов массовые психологические явления привлекли как яркие проявления душевной жизни людей.

Сотрудничество социологии и психологии вначале развивалось в рамках социальной психологии – пограничной науки, к которой в равной степени относятся обе науки. В настоящее время обе науки находят общие точки соприкосновения в разработке проблем, связанных с взаимодействием личности и общества, функционирования и развития больших и малых групп, социализация индивида, социальные установки. Социология нередко заимствует из психологии методы исследования (например, социометрия), психология часто использует социологические методы (например, опросы).

Психология и педагогика . Психология и педагогика имеют давнюю историю сотрудничества. Многие известные педагоги прошлого: Г.Песталоцци, А.Дистервег, П.Ф.Каптерев – признавали необходимость широкого применения психологических знаний в педагогике. Связи психологии и педагогики значительно упрочились, когда психология превратилась в экспериментальную науку. В конце XIX – начале XX веков на стыке названных дисциплин возникает пограничная отрасль знания – педагогическая психология. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания индивида; механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом основные изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека в рамках деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

В начале XX в. оформилась и получила признание в ряде стран наука, представляющая синтез педагогических, физиологических, психологических, социальных, медицинских, генетических знаний о ребёнке – педология. Педология, просуществовав почти сорок лет, внесла существенный вклад в сотрудничество психологов и педагогов.

Психология и технические науки . Техника стала частью нашей повседневной жизни. Возникла область психологической науки, изучающая информационного взаимодействия человека и технических устройств, инженерная психология. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Применение психологических знаний к проектированию и эксплуатации системы «человек-машина» повышает эффективность и надежность работы системы, оптимизирует труд человека, позволяет рационально распределять функции между человеком и машиной.

Технические науки оказали плодотворное влияние на психологические знания. Ряд исследований психических функций невозможно произвести без технических средств. Влияние технических приборов на психическое состояние, возможности выявления особенностей психики с помощью технических средств важное условие дальнейшего совершенствования технического прогресса.

Психология и филология . Филологией называется совокупность наук, изучающая культуру народа, выраженную в языке и народном творчестве. Если рассматривать язык как систему знаков, то наиболее тесные связи у психологии с семиотикой, наукой о сущности и общих законах функционирования знаковых систем. Язык науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято считать как систему знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия. Под знаком в современной семиотике понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающее в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета, явления, действия и используемое для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Все психические процессы опосредованы, облечены в знаковую форму. «Оголенных» психических процессов не существует, любые психические явления опосредованы.

По поводу знаков и знаковых моделей о реализации высших психических функций, каковых большинство среди психических функций человека Л.С.Выготский писал: «…В высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь основной процесс» (Выготский Л.С., 1960, с. 160).

Знание правил функционирования знаков, их интерпретации важны для психологической науки, что позволяет говорить о тесной связи филологической и психологической наук.

Таким образом, говоря о связи психологии с другими науками, можно сделать следующие выводы:

·область применения психологических знаний широка;

·психология востребована в точных, естественных, гуманитарных и общественных науках.

Поскольку психологическая наука востребована различными научными дисциплинами, постольку она должна обладать широкой структурой.

Отрасли психологии

II. По субъекту выполняемой деятельности: патопсихология, зоопсихология, детская, этнопсихология, психология личности и т.д.

III. По соединению научных и практических проблем: психофизиология, инженерная, нейропсихология, лингвопсихология и т.д.

Остановим свое внимание на тех отраслях психологии, которые значимы для медицины.

По основание «содержание деятельности» выделяется Медицинская психология, или отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты гигиены профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.

По основанию «субъект выполняемой деятельности» для медицины важна такая отрасль как Патопсихология , под которой понимается раздел медицинской психологии, изучающей закономерности функционирования и распада психической деятельности и свойств личности при душевных заболеваниях. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение Патопсихологии в практике медицины выражается в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установлении степени выраженности психического дефекта, оценке эффективности проводимого лечения.

По основанию «связь с практикой» значимой для медицинской науки и практики является Нейропсихология , т.е. отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функции.

Ученые-психологи

Следующее условие признания той или иной области человеческой жизнедеятельности наукой - наличие людей, обладающих определенными знаниями, умениями и, конечно, особыми личностными характеристиками. Именно такие люди способны создавать новое знание. Как упоминалось выше научное знание личностно. Личность ученого – важнейшее условие создания, функционирования и развития научной школы.

Понятно, чтобы быть научным работником, недостаточно получить сведения из той или иной области наукознания, отработать определенные умения. В житейской психологии распространено мнение о талантливости и уме ученых. Научные исследования личности научных работников свидетельствуют скорее об особой мотивации этих людей, чем о слишком высоком уровне их интеллектуальных способностей. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, говорят о внутренней мотивации научного творчества. Лишь эту мотивацию следует рассматривать как истинно научную.

Рамон-и-Кахаль утверждал, что именно мотивация является решающим фактором научного творчества: «Не особые интеллектуальные способности отличают исследователя от других людей, а его мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы; именно они, придают обычному рассудку то высокое напряжение, которое ведет к открытию».

Основной составляющей личности ученого является мотивированность на познание и признание своих успехов, а не интеллектуальная одаренность. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, т.е. совокупность побуждений учёного создается объективной, независимой от исследователя логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого высшей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение. Как-то в руки молодого А.А.Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт – сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. В книге рассказывалось, что когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. «Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым осознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня», - вспоминал А.А.Ухтомский.

Для ученого значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен социальный мир, признан его авторитет в сфере интеллекта, духовных ценностей. Одним из мотивов творчества человека науки является признание на личное бессмертие, достигнутое вкладом в мир нетленных идей.

Случай с Фалесом ярко подтверждает эту мысль. 34 В благодарность за предсказание солнечного затмения царь предложил Фалесу назвать награду. Фалес попросил: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал (обращение к царю – В.С.) приписывать себе, когда станешь передавать другим, то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой». Признание того, что научная истина была открыта его собственным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фалес поставил выше любых материальных благ. В этом эпизоде проявилась одна из ярких особенностей психологии человека науки.

Стремление к утверждению собственного имени среди имен, внесших вклад в общечеловеческую культуру, иными словами наличие стремления к самоутверждению – одна из важнейших характеристик учёного. Указанный фактор может служить объяснением того, почему И.М.Сеченов почти всю свою энергию отдал не нервным центрам, а химизму дыхания; почему И.П.Павлов и В.М.Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлекторной регуляции поведения, не признавали достижений друг друга и враждовали между собой; почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны учёных, обладающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не меньшей силой логического мышления, чем автор иной научной идеи.

Внутренняя мотивация научных открытий – познание научной истины. Внутренняя мотивация определяется логикой познания. Она зарождается во взаимодействии запросов логики самой науки и готовностью субъекта их реализовать. Познавательные интересы учёного могут не совпадать с интересами иных научных деятелей. Несовпадение создает конфликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания У.Джемса о судьбе некоторых научных идеей, указавшего этапы принятия научных идей.

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

С какими науками и каким образом связана психология?

  1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

  • Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь : в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Связь психологи с другими науками

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

Основные исторические этапы развития психологической науки Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.