Социализация человека включает. Социализация человека

процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:

1) в необихевиоризме - как социальное научение;

2) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;

3) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.

Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

англ. socialization; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим. ред.), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. 3. Басина.)

Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С, согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с "принципом удовольствия" (3. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.

Социализация

от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях.

В психоанализе С. - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе.

В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других.

В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социализация

процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Социализация

Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный.

Специфика. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Вообще – процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Строго говоря, это определение в равной степени применимо к людям всех возрастов, и, в очень реальном смысле, социализация – это жизненный опыт. Однако чаще всего этот термин используется относительно процессов, посредством которых ребенку внушаются ценности общества и его собственные социальные роли. 2. Процесс взятия государством под свой контроль услуг, промышленности и других институтов общества для (показной) пользы всех членов. 3. В индустриальной/организационной психологии процесс, посредством которого новый член организации научается адаптироваться к нормам этой организации и ролям, то есть ориентируется. 4. Соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов.

Социализация

от лат. socialis - общественный) - исторически обус¬ловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и ре¬зультат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация

лат. socialis - общественный] - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в "гуманистической психологии" - как самоактуализация Я-концепции. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В отечественной психологии проблема С. разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени внимание психологов привлекала главным образом С. как воспитание в институциализированных образовательных системах, однако в настоящее время предметом серьезного изучения становятся и процессы, протекающие вне официальных структур, в частности, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и т.д. А.В. Петровский

Социализация

следование поведению, которое соответствует социальным нормам, ценностям, но они не приняты индивидом как убеждения. Ср. ситуацию в повести В. Короленко «Без языка», когда персонаж-иммигрант привыкает к американскому образу жизни, но не принимает его душой. Ср. интернализация.

Социализация

лат. socialis – общественный) – 1. вообще – жизненный опыт (знания, навыки, ценности и др.), приобретение которого позволяет индивиду интегрироваться в общество и адаптироваться к требованиям социальной среды; 2. процесс усвоения ребенком норм, ценностей общества и собственных социальных ролей; 3. в психиатрии – процесс восстановления способностей к социальной интеграции, утраченных в силу психического расстройства. Синонимы: Ресоциализация, Социальная реадаптация.

Социализация

Осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия на индивидуум со стороны общества, в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становится личностью. Особенно активно С. протекает в периодах детства и юности под влиянием семьи, систем образования и воспитания, средств массовой информации и др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Социализация

Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

непрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В социальную психологию понятие «С.» было введено в 40-50-е гг. ХХ в. А. Бандурой, Дж. Кольманом. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. С. не заканчивается в период детства и юности, а продолжается в течение всей жизни. Критические ситуации, такие как политические революции, социальные катастрофы, миграции новой культуры, влекут за собой новое познание, а в менее драматических случаях – новый опыт, особенно связанный с принятием той или иной роли в высокоструктурном обществе, тоже влечет за собой дополнительную С. Особенностью С. взрослого населения современной России является его ресоциолизация (в связи со сменой идеологем, ценностных и поведенческих установок и норм жизнедеятельности, т. е. социальной дезориентацией), протекающая в условиях социальной изоляции большинства населения (до 90 %), фрустрации и депривации значительных слоев общества, что в период жесточайшего экономического кризиса чревато социальным взрывом (Л. С. Рубан, 1997).

Социализация

от лат. socialis - общественный] - а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «социализация» было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. Бандуры и Дж. Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание - это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации. Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи. На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют его новые партнеры по взаимодействию и общению. Иначе говоря, у индивида возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность «быть таким, как все», стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе, чувствовать себя ее полноправным членом и ощущать признание этого факта остальными членами сообщества. В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые. Этот тем более важно в связи с тем, что успешная адаптация индивида в группе, достижение им цели «быть так, как все» нередко приводит к субъективно переживаемому им самим чувству некоей личностной растворенности в сообществе, к иллюзии потери своей индивидуальности. Все это на определенном этапе внутригрупповой жизни данного индивида предопределяет принципиальную смену его личностной задачи: стремление «быть таким, как все», окрашивающее весь этап адаптации, оказывается разрушенным мощной установкой на доказательство своей уникальности - на первый план выступает стремление «быть не таким, как все», что в конечном счете и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу - стадии индивидуализации. Понятно, что в ситуации, когда личность оказывается способной привести свою потребность в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те личностные проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности, вполне закономерно говорить о факте интеграции такого индивида в группе своего членства. При этом индивид оказывается в различных значимых для него сообществах на разных стадиях вхождения.

Заметим, что в силу широты и многомерности психологической реальности, охватываемой понятием «социализация», данную проблематику в той или иной степени затрагивают практически любые социально-психологические исследования. Вместе с тем с известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм, Дж. Мида.

С его точки зрения «Я» - продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми. Более того, «решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов (отсюда и символический интеракционизм - В. И., М. К.) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем - “обобщенного другого”»1. Дж. Мид выделил три стадии данного процесса: «Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может “помогать” родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества - это следующий важный шаг в процессе создания своего “Я” ... Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого “другого” - близкого человека “со стороны”, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным “другими со стороны”. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах»2.

Стадия коллективных игр в концепции Дж. Мида во многом является ключевой с точки зрения социализации, поскольку позволяет индивиду не просто принять «правила игры», подчиняясь внешнему воздействию, но интериоризировать их как «свои» и тем самым интегрироваться в социальное сообщество. Как отмечается, «высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного “Я”, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль “врастает” в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля»3.

При том, что концепция Дж. Мида предлагает достаточно последовательную и обоснованную схему социализации, она, давая ответ на вопрос как в принципе должен протекать данный процесс у абстрактного ребенка, ребенка вообще, во многом ограничена применительно к оценке и прогнозу социализации конкретного индивида в конкретном сообществе. Это связано не только с гиперцентрацией Дж. Мида и его последователей на социальных детерминантах развития личности, но и с отсутствием сколько-нибудь детальной проработки условий успешности процесса социализации, в частности, оценки качественных особенностей агентов социализации. Под последними в современной социальной психологии понимаются «институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации...»1.

Во многом ряд недостатков концепции Дж. Мида позволяет преодолеть психосоциальный подход Э. Эриксона. В логике эпигенетической концептуальной схемы, в рамках которой, напомним, онто- и социогенетическое развитие рассматриваются в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, механизм социализации личности представляется достаточно простым и понятным. В более или менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие в целом благоприятному разрешению возрастных кризисов индивида. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности адекватные как внутренним потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим общественной традиции. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних. При этом непосредственным каналом такого взаимного обмена на каждом этапе развития служат определенные референтные фигуры и группы. Так, на первой стадии эпигенетического цикла это материнская фигура; на второй - родительские персоны; на третьей - родительская семья в целом; на четвертой - одноклассники и соседи; на пятой - сверстники и партнеры по неформальным группам; на шестой - друзья и сексуальные партнеры; на седьмой - члены собственной семьи и коллеги по работе; на восьмой, заключительной - человечество в целом, философские и религиозные авторитеты.

Таким образом, в рамках концепции Э. Эриксона, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней - базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.

На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями

референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность - общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении - культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Существенно важно, что подход, разработанный Э. Эриксоном позволяет отслеживать динамику индивидуального развития и адаптационных процессов не только в детстве и юности, что характерно для абсолютного большинства теорий личности, а на протяжении всей человеческой жизни, что делает его эвристичным не только в отношении проблемы социализации, но и ресоциализации. Согласно определению Н. Смелзера, «ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. ... Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»1. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Практический социальный психолог в рамках решения своих собственно профессиональных задач должен отслеживать как минимум два вопроса, напрямую касающиеся проблем социализации. Во-первых, он должен диагносцировать на каком этапе вхождения в группу или организацию находится тот или иной ее член. Во-вторых, он должен иметь исчерпывающую информацию о том, насколько он адекватно осознает свое реальное положение в группе членства особенно в том случае, когда эта общность является для него еще и референтной.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного момента.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал. (Такие люди в социологии называются феральными ).

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Американский исследователь Л. Кольберг предложил теорию морального развития личности.

Он выделил три главных уровня морального сознания личности :

1. "Доморальному" уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

2. "Конвенциальному" уровню соответствуют стадии:

а) модель "хорошего" ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Уровню "автономной морали" соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) "релятивизм" предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на "доморальном" уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который как правило сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного "Я" личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению "философских", вечных вопросов - противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

К ним относят:

Агентов первичной социализации

Родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;

Агентов вторичной социализации

Представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида :

- первичную

- вторичную

постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Одной изважнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период детского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя статусов и ролей и требуемых ими социальных качеств.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте, хотя конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называетсядесоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях - и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одеж­ды и облачение в спецформу);

Переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

Замена старой обстановки на новую, обезличенную;

Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

Утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушенными окажутся основы личности.

Другой важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности как преднамеренно , в виде явной функции (например, через институты воспитания), так и непреднамеренно , в качестве скрытой (латентной) функции социальных институтов. В первом случае человек непосредственно "вживается" в какую-либо социальную роль, сталкиваясь с ее трудностями и имитируя какие-либо трудности. Во втором случае речь идет о том, что реальное функционирование системы социальных ценностей оказывает решающее, хотя и непреднамеренное воздействие на формирование личности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности , своего индивидуально-конкретного социального лица. Таким образом, процесс социализации не сводится к пассивной адаптации, приспособлению личности к социальным условиям, приобретению ею неких стандартных черт. Он является результатом взаимодействия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, врожденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразующей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приобретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенности собственного темперамента, делает себя сама, являясь собственным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность.

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

Человек рождается индивидуумом, еще не понимающим свою социальность. Но он беспомощен, так уж распорядилась природа. Без помощи другого, взрослого человека, ребенок не может выжить. И уже на этом этапе начинается вступление нового человека, будущей личности, в своего рода рост, но рост не физический, а социальный. Проблемой социализации тесно занимается психология.

Иными словами назовем это интеграцией в уже сложившийся мир взрослых людей. Нас интересует, в каких сферах происходит какие условия ей для этого нужны, проявления социализации. Приступим к рассмотрению данного вопроса.

Итак, социализация - обретение человеком навыков, которые ему нужны для успешной жизни в обществе. Поскольку поведение человека регулируется не только чистыми инстинктами, то без социализации существование в устоявшемся в своих закономерностях обществе будет невозможным. Мы постараемся рассмотреть, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается.

С связано тесно другое понятие психологии - биосоциальная природа человека. Но это уже тема совершенно самостоятельная, и рассматривать ее в пределах данной статьи не будем.

Этапы социализации

Социализация человека происходит не за один день, и даже не за один год. Процесс этот поэтапный, требующий особенных условий и окружения.

Далее поговорим, в каких сферах происходит социализация личности, как об этом говорят современные психологи. Перед этим узнаем, как подготавливается база социализации с детства, как личность готовится к взаимодействию с социумом во взрослой жизни.

Сферы социализации

Психология называет три основных сектора, отвечая на наш вопрос, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она проявляется. Это - общение, деятельность, самосознание.

Проявляется социализация в создании связей внутри этих сфер, расширении и уплотнении имеющихся. Другими словами, строятся мостики между человеком и окружающими людьми.

Первичная социализация

Жизнь и формирование человека начинается с этапа детства, когда все в этом мире открывается впервые. Открытием становятся и законы, по которым живет общество. И в это время происходит первичная социализация.

Момент, с которого ребенок начинает интегрироваться в мир взрослых, - рождение. Окончанием этапа первичной социализации считается формирование зрелой личности.

Семья - сфера первичной социализации

Социальная сфера, в которой происходит социализация личности на начальном этапе жизни - семья. Здесь закладываются основы, на которые надстраиваются в будущем новые и новые ступени социализации.

Главнейшую важность для первичной социализации имеет именно семья. С нее начинает складываться картинка-представление об обществе. Ценности, которым следует семья, информация, предоставляемая семьей ребенку, моральные нормы и ценности - все это те самые основы, кирпичики будущего представления об обществе.

Родители - самые важные люди, которые влияют на ребенка на этом этапе. Их взаимоотношения между собой и с социумом становятся примером для ребенка. Именно они способны привить несформировавшейся личности представления о том, что нормально, а что - отклонения.

Следующий этап: школа

После семьи центр социализации человека переносится в школу. Основная функция учебного заведения - представить новые условия развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Перед глазами ребенка оказываются и такие же, как он, личности на этапе социализации, и взрослые - готовые "продукты" этого процесса.

Правила, которые следует соблюдать в школьных стенах, играют также значительную роль. Новшество этапа состоит еще и в том, что теперь ребенку предстоит приобщиться к большой группе - классному коллективу, школьному в целом.

Новые этапы - новые социальные группы

После школы социализация человека происходит по схожим принципам. Круги общения расширяются, появляются те, которые личность готова считать своими. Семья, друзья, одноклассники, одногруппники, преподавательский состав высшего учебного заведения - все это те круги общения, которые влияют на дальнейшую социализацию личности.

Направление социализации на всех этапах остается одно: перенимаются в большей степени те нормы поведения, которые приняты в обществе, где человек проводит больше всего времени.

Примеряем роли

Помимо того, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается, нас интересуют роли, которые человек примеряет на этом пути. Один из важных моментов этого вопроса - освоение гендерных ролей.

Гендерная социализация - одна из сфер, в которых происходит данный процесс. Он подразумевает ознакомление и принятие тех норм и ролей, которые присущи мужчине и женщине в окружающем социуме. Мальчикам, соответственно, важно перенять линию "мужского" поведения, девочкам - "женскую".

Начало взрослой жизни

С началом взрослой жизни (по нашим представлениям) человеку предстоит освоить новую сферу социализации - трудовой коллектив, действующий в условиях рабочего процесса. Осваиваются новые знания, закономерности эффективного общения, ценности коллектива, отличительные черты. Новые люди, точнее, нахождение контактов с ними, - также важный этап, предстоящий личности для социализации.

Ресоциализация: вносим коррективы

Мы продолжаем рассматривать отдельные аспекты проблемы, в каких сферах происходит социализация личности и какие условия для этого нужны.

Процесс социализации постепенен, а вот обратим ли? Можно ли заменить сложившиеся навыки другими? Ответ психологии на это положительный. Такой процесс называется ресоциализацией - устранением имеющихся у личности моделей поведения и представлений новыми.

Подобные изменения всегда приводят к некому разрыву между представлениями в прошлом и настоящем. Но процесс ресоциализации просто необходим в условиях динамичного общества.

Выводы

Социализация - процесс, важный для человека как для биосоциального существа. Его результатом является интеграция личности в состоявшийся уже человеческий социум, с его законами и взглядами на взаимодействие.

Нами была рассмотрена сфера, в которой происходит социализация личности. Называется психологами три таковых: общение, действие и самосознание. Именно в этих направлениях мы развиваемся, входя в новый то есть социума.