Самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Образовательный портал

Универсальные учебные действия в современном образовании»

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Что из этого следует?
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, иными словами умения учиться .
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в современной школе на каждой ступени программы формирования УУД.
Ведущую роль в формировании УУД безусловно играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных детям учебных заданий.

Личностные УУД

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2) действие смыслообразования - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ребёнок должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
3) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания - моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

1 . Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2 . В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ребёнке его сильные и позитивные личные качества и умения.

3 . Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.
Используйте данные психологической диагностики.

4 . Помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете.
Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД

общеучебные учебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

1 . Если Вы хотите чтобы дети усвоили материал, по Вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

2 . Постарайтесь, помочь детям овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3 . Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4 . Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1 .Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ребёнку наводящие вопросы.

2 . Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по Вашему предмету.

3 . Составите для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого Вы будете причислять,например дополнительный балл

4 . Организовывая групповую работу (или работу в парах) напомните детям о правилах ведения дискуссии, беседы.

5 . Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?

6 . Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

1 . Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2 . Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3 . Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу.
Научите исправлять ошибки.

Сущность функций универсальных учебных действий состоит в следующем:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Таким образом,овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в дальнейшем, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

  1. 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка

    ... образовательная программа начального общего образования МОУ Коломенской средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

  2. РЕКОМЕНДОВАНО педагогическим советом МОУ средняя школа № 1 г Малоярославца протокол № от «___» 2011 г

    Программа

    ... соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) ... др., а также Поволжья, Урала (Нижний Тагил ) и Сибири (Томск, Тобольск, ...

  3. Программа V Международной научно-практической конференции

    Программа

    ... образования администрации г. Нижний Тагил ... образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей повышение эффективности обучения в соответствии с требованиями ФГОС ... ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

  4. Доклад о результатах и проблемах функционирования и развития моу сош №61 по итогам 2010 – 2011 учебного года

    Доклад

    ... общего образования и ступени среднего (полного) общего образования . В 2010-2011 ... образования Администрации города Нижний Тагил ... начать внедрение ФГОС НОО в соответствии с разработанной основной образовательной программой начального общего образования ; - ...

  5. Ппсо от 27 02 2012 г № 166-пп о реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования из федерального бюджета в 2012 году

    Документ

    Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС ). С 2010 года ФГОС в экспериментальном режиме введен...

Разделы: Общепедагогические технологии

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

– Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.

– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

– формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

– овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;

– универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

  • со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
  • с этапами процесса усвоения;
  • с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

– личностный;

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

– знаково-символический;

– коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

– общеучебные универсальные учебные действия;

– логические универсальные учебные действия.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
  • выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Универсальные логические действия:

  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий;
  • установление аналогий.
  • обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
  • выделения существенного;
  • отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Свойства действий подлежащие оценке, включают:

  • уровень (форму) выполнения действия;
  • полноту (развернутость);
  • разумность;
  • сознательность (осознанность);
  • обобщенность;
  • критичность:
  • освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

  • в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
  • действие в словесной, или речевой, форме;
  • действие в уме – умственная форма действия.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:

  • мотивов,
  • особенностей целеполагания,
  • учебных действий,
  • контроля и оценки.

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

– ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;

– выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;

– дать им возможность построить способ действия;

– обеспечить правильную оценку результата;

– проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);

– выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);

– повторно решить задачу (выполнить действие).

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.
  2. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
  3. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.
  4. Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.
  5. Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.
  6. Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.
  7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
  8. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  9. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
  10. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения школьников: сб. научно-методических материалов. – Ставрополь, 2004.
  11. В.В. Сериков “Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).
  12. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.
  13. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала “Директор школы”. – 2000. – Вып. 7.

Дружинина Елена Анатольевна, МАОУ «СОШ № 99», г. Новокуз-нецк, Кемеровской области.

Стань творцом
и тогда каждый новый шаг
в твоей профессиональной
деятельности станет
открытием мира души ребёнка.

Аннотация
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря форми-рованию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оце-нивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, обучающийся сам должен стать "архитектором и строите-лем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и органи-зацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуни-кативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постанов-ки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения новых знаний. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности со-трудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, плани-ровать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и зна-ково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предла-гается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображаю-щую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Можно предло-жить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Обучающимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все ученики без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а затем быстро, ориентируясь на внутренний ал-горитм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсаль-ные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие уни-версальных учебных действий обеспечивает формирование психоло-гических новообразований и способностей ученика, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятель-ности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся будут сформированы уни-версальные учебные действия в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на второй и третьей ступенях обучения. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

Не сравнивать детей между собой, а показывает достижения ре-бенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатыва-ют алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречи-вость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учи-тель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
7. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использу-ет проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
8. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и само-стоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
9. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достиже-ния, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
10. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
11. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
12. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; пе-дагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между ученика-ми, учениками и учителем.
В их совместной деятельности у учащихся формируются обще-человеческие ценности.
13. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Таким образом, формирование у обучающихся универсаль-ных учебных действий позволит повысить не только качество образо-вания, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Литература:
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учеб-ные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просве-щение. 2008 г.
2. Федеральный государственный образовательный стан-дарт начального общего образования. - М.: Просвещение.2010 г.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Тема МО начальных классов:

«Универсальные учебные действия на уроке»

Цель МО: познакомить педагогов с формированием универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Главную роль в обучении и воспитании ребёнка играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формировании системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

УУД – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

К ним относятся:

Целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

-Какие универсальные учебные действия могут служить на уроках в начальной школе?

    Математика

Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Коммуникативное действие

Можно предложить ученикам парные задания, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Регулятивное действие

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

    Русский язык

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

Формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

Выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

Проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

Строить логическую цепь рассуждений

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД :

    Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Развитие универсальных учебных действий обеспечиваетформирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.