Рокотов картины с названиями и описанием. Картины федора степановича рокотова, биография художника

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.
Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.


При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

«Портрет Александры Петровны Струйской»
1772 г.
Холст, масло 59,8 x 47,5

Москва. “Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) - Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.




«Портрет Александра Даниловича Меншикова»
1727 г




«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»
1780-е гг.
Холст, масло 67,5 x 52

Санкт-Петербург
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.




«Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»
1760-е
Холст, масло. 62.7 x 51.8 см
Государственная Третьяковская галерея




«Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»
1763г




«Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»
1760г
Холст, масло 60 x 47,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет неизвестной в красном платье»
1760г

Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.
Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности - в них все более наблюдается правдивость портретных образов.
Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.




«Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»
1760-e




«Портрет неизвестной в треуголке»
1770г
Холст, масло 58 x 47
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет неизвестной в розовом платье»
1770г
Холст, масло 58,8 x 46,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.




«Портрет неизвестной»
Холст, масло 57 х 46
Самарский областной художественный музей
Самара




«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»
Конец 1760-х гг.




«Портрет Ивана Григориевича Орлова»
1762-1765г
Холст, масло 58,5 x 46,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург




«Портрет Портрет А.И.Воронцова»
1765г
Холст, масло 55,8 x 46,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет И.И.Воронцова»
1765г




«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»
~1770г
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет Н.Е.Струйского»
1772




«Портрет Е.Н.Орловой»
1779г




«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780г
Холст, масло 70,5 x 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»
~ 1790г
Холст, масло 74 x 53 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет князя И.И.Барятинского»
Начало 1780-х.




«Портрет А.П.Кутайсовой»
Начало 1780-х




«Портрет А.Г.Бобринского в детстве»
1760-е
Холст, масло 59,5 x 47
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург




«Портрет И.Н.Тютчева»
1768
Холст, масло 141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет П.И.Вырубова»
1768
Холст, масло 138 х 106
Государственная Третьяковская галерея
Москва




«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
1785
Холст, масло 72,5 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
“Портрет графини Санти” - удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.




«Портрет Петра III»
Холст, масло. 157 x 111 см
Нижегородский художественный музей




«Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»
Тверская областная картинная галерея
Тверь



«Портрет Екатерины II»
Конец 1770-1880-е гг.



«Портрет Екатерины II»
1763г
Холст, масло 155,5 x 139
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портреты Рокотова Ф.С.. - это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи .

Ф. Рокотов "Портрет А. Струйской"

Федор Степанович Рокотов – крупнейший мастер портретной живописи XVIII в. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает самым прославленным западноевропейским портретистам XVIII в.

При этом искусствоведы не могут указать предшественников Рокотова, не могут найти прямых аналогий его творчеству ни в современной ему России, ни в странах Запада. Искусство Рокотова отличается неповторимой оригинальностью, что является загадкой, которую ещё не разгадало искусствоведение.
Очевидно одно: овладев основами европейской живописи, Рокотов не стал подражателем, а сумел развить в своем творчестве своеобразные национальные черты, по-настоящему приблизившись к глубоким истокам национальной художественной традиции.
Творчество Рокотова известно нам лучше, чем его биография. А его роль в развитии русского портретного искусства очень велика.

Ф. Рокотов «Портрет В.И. Майкова»

Ф. Рокотов "Портрет В.И. Майкова"

По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника.

Что мы знаем о человеке, изображённом на портрете?
Поэт, масон, был близок к либеральным московским кругам, дружил со знаменитым русским просветителем Н. И. Новиковым; вместе с тем, Майков был крупным чиновником: занимал посты товарища московского губернатора, прокурора военной коллегии. Либерализм и мистицизм свободно уживались в нём с реакционностью и административной деятельностью.

Он почти не получил образования, но самоучкой добился некоторой образованности.Имел незаурядный поэтический талант, стал одним из выдающихся московских поэтов. Его творчество было разнообразным, но непоследовательным: высокопарные оды совмещались с грубоватыми «простонародными» баснями; «духовные стихотворения» – с полной солёного юмора «ирои-комической» поэмой «Елисей, или Раздраженный Вакх».

Майкова современники считали человеком властным, своенравным и жестоким, но не лишённым таланта и ума.
Именно эта сложность характера привлекала Рокотова, который не чужд был психологического анализав своих портретах.
Художник изображает Майкова в спокойной естественной позе. Никакой торжественности и парадности в портрете не присутствует – Майкова не украшают ордена и ленты, которые в действительности у него были. Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им человека, через которое он передаёт его характер: голова слегка закинута назад, выражая высокомерную и надменную презрительность. Губы чуть улыбаются, но щёки не по возрасту обрюзгли, хотя Майкову в этот момент было всего 37 лет. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. Но высокий, открытый лоб и пристальный, немного насмешливый взгляд, в котором очевидны острый ум и твердая воля, говорят о внутренней силе и значительности, присущей этому человеку. Люди высшего света боялись этого человека, его острословия и цинизма, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них некоторые боялись выйти в свет.

Майков на портрете Рокотова изображён таким, каким он был в реальной жизни, здесь нет ни сатиры, ни идеализации. Это реалистический портрет.

О художнике

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735?-1808) – русский художник-портретист. Произведений другого жанра у него почти нет.

О нём очень мало известно в истории отечественной живописи.

Родился в тридцатых годах XVIII в. в селе Воронцово, которое сейчасвходит в территорию Москвы, в семье крепостных. Начальное художественное образование получил под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, его талант был замечен, и в 1760 г. по распоряжению И. И. Шувалова он был взят в Академию художеств в Петербурге.

Удостоен звания академика (1765 г.) «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». Карьера художника в столице складывалась как будто удачно, но по неизвестной причине он вдруг уезжает в Москву, где остался до конца своей жизни.

Творчество Рокотова характеризуется постепенным переходом от рококо к классицизму.

Рассмотрим эти стили в живописи. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Идейная основа стиля – вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Стиль рококо возник во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Творчество Ф.С. Рокотова оказало значительное влияние на развитие русской портретной живописи. Он первым из русских художников своего времени обратился к духовному миру человека.

Рокотов не любил писать автопортреты, поэтому мы не можем представить его внешнего облика. Почти ничего не знаем о его личной жизни. Известно, что он был популярен как художник в Петербурге: Екатерина II , вступая на престол, поручила ему в 1763 г. написать свой портрет, позировала ему в Петергофе.

Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II » (1763)

Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II». Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это парадный портрет. Композиция полотна – профильный поворот сидящей фигуры. Этот прием был достаточно редким для парадного портрета. Величественная осанка Екатерины, ее благородный профиль в сочетании с атрибутами власти и фоном с колонной и драпировкой придают образу идеальный характер императрицы, а величественный жест вносит в портрет черты камерности и динамизм.

Портрет был подарен Екатериной II графу Г. Орлову, который поместил его в Гатчинском дворце.

Ф. Рокотов «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761)

Ф. Рокотов «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761). Государственный Русский музей

Портрет этот имеет радостный и весёлый подтекст. Дети и животные всегда прекрасны.

Павел изображён в овальной рамке. Цветапортрета радостные, соответствуют детскому состоянию души: светло-красный бархат, голубая лента, белые волосы…

Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Но в нём уже чувствуются также печаль и тревога, а зритель ощущает его беззащитность… Это трагическая фигура в нашей истории, в портрете есть предвидение этого. Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, но для их осуществления у него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, почти 35 лет. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Ему этого и не дали сделать.

Но портрет сохранил для нас образ этого обаятельного и чистого душой ребёнка, который ещё не знает о тех страшных испытаниях, которые ждут его впереди…

Самый известная картина Ф.С. Рокотова – портрет Александры Струйской.

Ф. Рокотов «Портрет А.П. Струйской» (1772)

Ф. Рокотов «Портрет А.П. Струйской» (1772). Государственная Третьяковская галерея

На полотне изображена юная женщина, полная пленительной грации. Тонкий овал лица, летящие брови, лёгкий румянец и задумчивый отсутствующий взгляд. В её глазах светятся гордость, душевная чистота, она полна человеческого достоинства. Детали портрета (одежда, украшения) довольно скупы, но именно поэтому всё внимание притягивает её лицо.

Портрет написан переливами цвета и света. Тени переходят в свет, но световые переливы не ощутимы на глаз и поэтому создают легкую дымку. Александра Струйская как бы выходит из тумана, в котором, может быть, сокрыта какая-то тайна , которую хотели видеть в портрете многие поколения зрителей.

Что было известно художнику об этой женщине?

Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем.

Существует мнение, что Рокотов был влюблен в Струйскую. Впрочем, это могла быть просто красивая легенда, потому что в биографии художника так мало известных фактов (в том числе неизвестно, был ли он вообще женат), что фантазировать можно бесконечно. Да и образ Струйской способствует этой легенде – вряд ли мужское сердце могло устоять перед такой загадочной красотой.

Муж Александры Струйской был поэтом и посвятил своей жене огромное количество стихов. В стихах он называл её Сапфирой, а стихи эти – сплошное объяснение в любви:

Почтить твои красы, как смертный, я немею,

Теряюсь я в тебе… тобой я пламенею.

(Н. Струйский «Элегия к Сапфире»)

С портретом Струйской связаны стихи ещё одного известного поэта, уже XX в. – Николая Заболоцкого, который написал их почти через 200 лет после создания портрета:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Земная судьба А.П. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Она была счастлива в браке, стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф.Б. Растрелли. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Их супружеская жизнь длилась 24 года, в 1796 г. Н. Струйский скоропостижно умер. За время их совместной жизни Александра родила 18 детей, из них две пары близнецов, но шестеро из детей умерли в малолетстве.

А.П. Струйская пережила мужа на 44 года. Она взяла на себя все заботы по управлению хозяйством. «Вдова… была женщина совсем других, чем муж, склонностей и характера: тверда, благоразумна, осторожна, – вспоминал поэт князь И.М. Долгоруков, близко знавший семью Струйских, – она соединяла самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге, и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-нибудь дружеством, сохраняя все малейшие отношения с разборчивостью, прямо примерной в наше время».

Она вырастила порядочными людьми своих детей и многочисленных внуков, «сберегла им пристойно имущество, доставила способы научиться, открыла пути к приязни и уважению многих. Кстати, её внуком был поэт А.И. Полежаев.

Она умерла на 86-м году жизни.

Неразгаданная тайна, как считают искусствоведы, не в Струйской, а в восприятии её художником. Тайна в её портрете – исключительном и загадочном женском образе, созданном великой кистью Рокотова.

Ф. Рокотов «Портрет Николая Струйского» (1772)

Ф. Рокотов «Портрет Николая Струйского» (1772). Государственная Третьяковская галерея

На полотне мы видим худощавое, бледное лицо поэта. Глаза его горят в возбуждении, да и весь портрет написан в движении: плечи развёрнуты вправо, рука отведена в сторону, взгляд направлен на зрителя. В его фигуре и повороте головы чувствуется какое-то беспокойство.

Портрет плохо сохранился, но смытость красочного слоя придала образу многозначность. Портрет интересен контрастностью колорита. Художнику удалось передать напряженную порывистость страстной натуры Н. Струйского. Во многих портретах Рокотова существует некоторая недоговоренность, присутствует она и в этом портрете.

Портреты А. и Н. Струйских воплотили представление художника о нравственном достоинстве просвещенного человека, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе».

До встречи с Александрой поэт уже был женат на своей ровеснице Олимпиаде Балбековой, которая через год после свадьбы умерла от родов. В своих воспоминаниях о первой жене Струйский писал:

Не знающу любви я научал любить!
Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!

Потерявший жену и дочек-близняшек, он уехал в свое поместье Рузаевку и стал жить затворником. И вот однажды там произошла встреча-видение…

Его стихи написаны высоким, витиеватым «штилем», до их смысла добраться не просто, впрочем, это было характерным признаком поэзии XVIII в. Струйский был также издателем. В своем имении он устроил лучшую типографию в России. Он выписал самое совершенное типографское оборудование, заказывал разнообразные шрифты и лучшую французскую бумагу. Книги печатались даже на атласе, на шелке и тафте, используя высококачественные краски. Отдельные экземпляры переплетались в глазет, сафьян и пергамент.

В его типографии работали специально обученные крепостные люди, которых он сам обучил типографскому делу. Лучшие русские граверы резали на медных досках изящные рамки, виньетки, заставки с изображениями масок, стрел, урн, голубей, лир, щитов. К своему издательскому делу он привлёк знаменитых граверов своего времени И.К. Набгольца, Х.Г. Шенберга и Г.И. Скородумова.

Невозможно в одной статье рассказать о всех портретах художника Ф.С. Рокотова, но можно побудить читателей заинтересоваться его творчеством всерьёз.

Художник скончался в Москве 24 декабря 1808 г. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.

Федор Рокотов, великий русский портретист, чья судьба полна тайн и загадок. Мы даже не знаем год его рождения, то ли 1735, то ли 1736 год. Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка «Федор Рокотов», где представлено около 40 произведений этого гениального живописца второй половины XVIII столетия. Родился Федор Рокотов в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово», был крепостным.

Федор Рокотов. Автопортрет, вероятно

В начале выставки вы увидите обворожительные детские . Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. Это ее тайный, вебрачный сын от Григория Орлова, который родился еще до ее коронации при жизни Петра III. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Когда Алеша родился, его положили на бобровую шубу, которая, возможно, сыграла роль, когда через 12 лет Екатерина выбирала фамилию для сына.


Федор Рокотов. Алексей Бобринский

Федор Рокотов — парадные портреты

Со старшим сыном Павлом у Екатерины были сложные отношения, потому что после его рождения она увидела сына только через 40 дней, и она не была уверена, что это ее сын. Елизавета Петровна забрала Павла к себе, и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз, и то только в присутствии государыни. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх, и отослала его заграницу. Потом он жил в Ревеле. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Павел, став императором, призвал Алексея в Петербург и объявил всем, что он его родной брат. Но оба брата были вспыльчивого характера, поэтому дружба продлилась недолго.

Федор Рокотов. Павел Петрович семи лет, сын Екатерины Второй

Алексея очень выразительный, это милый, яркий ребенок. Очевидно, что Рокотов был допущен в близкое дворцовое окружение, хотя художнику в это время было всего около 25-26 лет. И именно ему доверяется писать коронационный Екатерины. До этого момента только иностранцы писали парадные русских царей.


Федор Рокотов. Портрет Екатерины II

В традициях русского искусства это первый профильный портрет, самый выигрышный ракурс для императрицы. В его мастерской потом создается несколько подобных парадных портретов, так как самой Екатерине этот портрет понравился, чтобы разослать его по всем посольствам.


Федор Рокотов. Фрагмент. Портрет Екатерины II

Братья Орловы

Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти сыновей новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. После смерти отца стал старшим в семье, приняв на себя управление нераздельными имениями всех братьев. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Иван Орлов, старший брат

Григорий Григорьевич Орлов, сын новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой, второй из пяти братьев. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П.И. Один из организаторов дворцового переворота 1762 года, фаворит императрицы Екатерины II, пожалован в действительные камергеры, награжден орденом Святого Александрв Невского, получил мызы Ропшу и Гатчину. В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства.

Портрет Григория Орлова в латах

В 1767 году сопровождал императрицу в путешествии по Волге. В 1771 году в связи со вспышкой чумы был послан в Москву, где принял решительные меры по борьбе с эпидемией. После 1772 года был отстранен от государственных дел, получил титул князя. Последние годы жил большей частью заграницей. Умер в Москве в своем имении Нескучное, похоронен в усадьбе Отрада Московской губернии.

Анна Квашнина-Самарина, сестра прабабки Пушкина, урожденная Ржевская

Федор Рокотов — усадебные портреты

Во времена Рокотова в России началась мода на усадебные портреты. Все владельцы усадеб захотели, чтобы в поместьях висели портреты предков. Помимо особняков знати Москвы и Петербурга среда бытования рокотовских портретов тесно связана с миром русской усадьбы. Тяга к памяти предков оказала большое влияние на усадебную культуру XVIII столетия.

Портрет неизвестной в розовом платье

Усадьба, родовое гнездо, где человек жил в окружении старинных вещей, передававшихся из поколения в поколение, представлялась идеальным убежищем от суеты города и давления двора, от его стесняющих рамок. Фамильные портреты являлись связующей нитью между прошлым и настоящим. Камерные портреты как нельзя лучше вписывались в уютные усадебные интерьеры.

Портрет Ивана Шувалова

Федор Рокотов написал серии портретов, образующих фамильные портретные галереи: графов Воронцовых в Воронцовке Тамбовской губернии, Струйских в Рузаевке Пензенской губернии, графов Орловых в подмосковной Отраде. Писал Федор Рокотов только своих друзей и знакомых, коих имел великое множество, чтобы отображать не только физическое сходство персонажа, но его духовный мир.


Художник в Москве

В конце 1766 года художник приехал в Москву, где прожил более сорока лет. Решение оставить северную столицу и вернуться в первопрестольную, вероятно, можно объяснить тем, что занятость в Академии художеств отнимала слишком много времени живописца. К тому же в это время Федор Рокотов лишился своих главных покровителей и единомышленников: президента академии И.И.Шувалова, М.В.Ломоносова, с которым художник был связан благодаря исполнению живописных оригиналов смальтовых портретов на фабрике под Петербургом.


Приехав в Москву, портретист оказался в иной общественной духовной среде, более соответствующей характеру его творчества. Московское общество не было стеснено близостью двора, культурная жизнь Москвы была интенсивной. Вокруг Московского университета формировался круг передовой интеллигенции того времени.

Поэт Василий Майков

Федор Рокотов был членом и, вероятно, одним из его основателей. Московский период в творчестве Рокотова стал временем наивысших творческих достижений. В это время камерный портрет играет ведущую роль. Сложные красочные оттенки рождают ощущение неизъяснимой тайны одухотворенных рокотовских персонажей.

Тающие контуры лиц и фигур, мерцание теней создают особый строй образов с их очарованием затаенной внутренней жизни. Лица рокотовских персонажей неравнозначны по эмоциональному выражению. Для портретиста важно не конкретное настроение героя, а его пребывание в мире зыбкой духовной жизни. Запечатленные на портретах Рокотова различные чувства героев рождают ощущение недосказанности образов.

В произведениях 1780-х годов на смену мягкости и искренности персонажей приходит выражение сдержанности эмоциональных проявлений. Но порой под маской светской надменности можно обнаружить мерцающий мир душевных движений и оттенков.

Выставка «Федор Рокотов» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 9 мая 2016 года по адресу Лаврушинский переулок, дом 12, Инженерный корпус. Проезд до станции метро «Третьяковская». Стоимость билетов 400 руб., для льготных категорий 150 руб. Можно приобрести комплексные входные билеты за 700 руб., для льготных категорий 250 руб.

Фрагмент. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой. 1758-1759

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735 - 1808) - крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных заказов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова - погрудные портреты - производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.

В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, - это как раз изображение Шуваловской галереи.

В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.

С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».

С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ

В Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности - в них все более наблюдается правдивость портретных образов. В “Портрете Майкова” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.


“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) - Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.

Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи.

Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека.

По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних - ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.

Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.

В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.

Проходит всего каких-нибудь пара столетий, и жизнь творца затягивается флером, и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Историки, искусствоведы заново открывают прославленного живописца, чье имя гремело во времена Екатерины II.

Краткие сведения о жизни художника

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Так собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Именно у него дома брал свои первые уроки молодой живописец под руководством Пьетро Ротари. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Академия пока еще не открылась.

Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Когда юный Федор Рокотов писал выдающегося ученого, общение с ним, несомненно, повлияло на формирование личности молодого человека. Полотно написано в излюбленных Рокотовым красных и зеленых цветах. Великий просветитель изображен в алом камзоле на фоне бархатной зеленой драпировки. Ученый изображен с атрибутами работы. В руках он держит перо, а на столе перед ним находится лист бумаги. Его задумчивый взгляд устремлен вверх. Именно благодаря этому произведению художника нам известен облик ученого.

В Петербурге

Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показываеткартину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Его успехи были замечены. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он становится адъюнктом, преподавателем. Следующим званием будет академик. Эталонными стали два портрета. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву. Портрет императрицы очень декоративен. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок. И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. У нее все положенные регалии: корона, Портрет очень понравился Екатерине II. С него были сделаны две копии.

Граф Г. Орлов

Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат. Он с алой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1765 году живописец пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Поэтому в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.

Федор Рокотов: биография и картины

В 1778 году умирает князь Репнин. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Потому что Рокотов денег быстро заработать не мог. Художник брал за работы крайне низкую оплату - по сто или даже по пятьдесят рублей. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. Среди них можно выделить портрет И.Г. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца, или И.Г. Орлова, умного изысканного вельможи. Портреты петербургского периода отличаются интересом к своеобразию облика модели и его психологической характеристике. В портрете В.И. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Лицо написано чуть ли не осязаемо. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа.

Федор Рокотов: биография и творчество

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Масон разворачивает сеть типографий, где печатается переводная и отечественная литература. Новиков старается, чтобы его издания по цене были доступны даже самым беднейшим слоям общества. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет», имевший масонское направление, который издавал Новиков. Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. В Москве ставятся пьесы драматурга А.П. Сумарокова. А поэт М.М. Херасков образовал литературный кружок. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. В Москве Рокотова приняли как равного, и он стал членом Английского клуба.

Стиль Рокотова

В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Они, как правило, изображают верхнюю часть тела модели. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Особое внимание живописец уделяет глазам и мимике. Она мимолетна. Мастер ловит неуловимое - чувства человека, перенося их на полотно. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Богатство оттенков, их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.

Творческий расцвет (1770 - 1780)

Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой. Величавость, достоинство, уверенность в себе - все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.

Е.В. Санти и В.Н. Суровцева

1785 год - время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Прекрасная роза украшает прическу дамы, подчеркивают красивый овал лица, изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья - все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной, ироничной и холодной аристократки. Колористическое решение художника безупречно. Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица.

Обобщающее в картинах Рокотова

Каждый портрет индивидуален. Он зримо передает изображаемой им женщины. Но главным и общим становится передача сложного духовного мира, богатства и красоты внутренней жизни, возвышенного строя человеческих чувств. Когда художником раскрывается сокровенность души, то всегда остается недосказанность, загадка и тайна. Это и придает образам особую поэтичность.

Мужские портреты

Идеал человека века Просвещения выразил в них художник - честь и достоинство. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А.Н. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А.М. Обрезков, который был послом в Османской империи. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Он в опале, и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.

О Рокотове вообще практически не сохранилось сведений. Нет ни записок, ни частной переписки с ним. О последних годах известно лишь, что он безвыездно жил в Москве и похоронен своими племянниками (женат художник не был) в декабре 1808 года в Ново-Спасском монастыре.