Требования к перевозке детей автобусами. Как такой запрет отразится на детях

С 1 января 2017 года вступает в силу пункт Постановления правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». В нем говорится, что для осуществления организованной перевозки группы детей могут использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, транспортные средства должны быть оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Как сообщила директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Екатерина Шадская, на весь автопарк Петербурга приходится не более 40% таких новеньких автобусов, а в регионах организаторы детского отдыха и представители турбизнеса и вовсе в панике. Например, под угрозой срыва все запланированные детские экскурсии в Великом Устюге - на родине Деда Мороза. Для перевозки детей требуется не меньше 40 автобусов в сутки, а на деле их практически нет.

РСТ: Под запрет попадают 70% автобусов большой вместимости

Екатерина Шадская говорит, что ограничения на перевозку детей из-за года выпуска транспортного средства не имеют под собой никаких обоснований - ни технических, ни экономических. Почему именно после 10 лет выпуска, а не после восьми или после пятнадцати? По мнению представителя турбизнеса, главным должно быть техническое состояние автобуса, а не год его выпуска, потому что с учетом определенных обстоятельств даже новенький автобус через год может быть хуже и опасней старого.

Главным должно быть техническое состояние автобуса, а не год его выпуска, потому что с учетом определенных обстоятельств даже новенький автобус через год может быть хуже и опасней старого

«Для какой-нибудь детской организации купить новый автобус - это огромная сумма, требование совершенно невыполнимое, - говорит Екатерина Шадская. - Мы получаем множество писем, что будет колоссальный дефицит. Например, в Череповце программа “Великий Устюг - родина Деда Мороза” под угрозой срыва. Там нет собственного автопарка, приходится заказывать автобусы в других городах. Ежедневно в праздничные дни требуется не менее 40 автобусов, такими возможностями автопарк Вологодской области не располагает. Путевки куплены, дети готовятся, но каникулы могут сорваться».

В РСТ убеждены, что достаточно было бы диагностики транспортного средства каждые 6 месяцев, наличие ремней безопасности, тахографов и ответственных водителей: «В Санкт-Петербурге ситуация пока еще терпима, но весной и летом начнется коллапс. Нынешним летом был наплыв детских экскурсий, и автобусов уже не хватало. Ситуация катастрофическая».

Екатерина Шадская напомнила, что нигде в мире нет ограничений по возрасту автобуса. «С таким же успехом можно просто сидеть дома - тогда точно будешь в полной безопасности», - заявила руководитель регионального РСТ.

Комитет по образованию: Ограничений не бывает много

Специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования комитета по образованию Санкт-Петербурга Лариса Теплякова не согласна с представителем турбизнеса. По ее мнению, ради безопасности детей и спокойствия педагогов, которые в конечном счете за все и отвечают, никаких средств и ограничений не жалко.

Представитель петербургского комитета по образованию убеждена, что самое бесценное - это жизнь ребенка, и здесь не может быть мало разумных ограничений

«О возрастных ограничениях для автобусов говорили еще в 2013 году, когда было издано постановление. В этом нет ничего нового, а само постановление во многом способствовало улучшению работы по безопасности перевозок в целом. Еще в 2013 году все руководители образовательных учреждений были ознакомлены с этим, в 2014 году были созданы паспорта дорожной безопасности, в 2015 году во всех образовательных учреждениях назначены ответственные за организацию перевозок детей, - рассказала Лариса Теплякова. - За 2016 год состоялось более 12 тысяч официально прошедших все согласования детских экскурсий с обязательным сопровождением ГИБДД. Значит, там, где работа организована хорошо, все возможно».

Представитель петербургского комитета по образованию убеждена, что самое бесценное - это жизнь ребенка, и здесь не может быть мало разумных ограничений. Кроме того, госпожа Теплякова добавила, что за все, что происходит с ребенком в организованной поездке, отвечает руководитель образовательного учреждения. И даже отсутствие хотя бы одного ремня безопасности или огнетушителя может для директора быть роковым - в плане ответственности руководителя. Правда, уважаемый чиновник не напомнила, как рискуют учителя, вынужденные из-за невозможности заказать автобус ездить с детьми на экскурсии в переполненных маршрутках или просто на метро. ОК-информ неоднократно писал об этом .

ГИБДД: Было время накопить денег

Начальник отделения технического надзора 4-го отдела УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Горбатюк отчитался, что за 11 месяцев 2016 года осмотрено 6 тысяч автобусов, предназначенных для детских перевозок, обнаружено 181 нарушение. Он подчеркнул, что особо важно межведомственное взаимодействие.

Его коллега из Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росавтодор) Мансур Баширов также заявил, что за этот же период проведено 68 рейдов, составлено 87 протоколов о различных нарушениях при перевозке детей. Однако специалисты ни из ГИБДД, ни из Росавтодора не смогли сказать, сколько в Петербурге вообще автобусов младше 10 лет. Зато Дмитрий Горбатюк удивил, сообщив, что в Северной столице комитет по транспорту при составлении конкурсной документации на госзакупки ставит условие, чтобы автобусы, которые ходят по регулярным маршрутам, не были старше 5 лет. Представитель госавтоинспекции, правда, не сказал, когда он в последний раз ездил на какой-нибудь лохматом «икарусе» советских времен с дырами в полу, которые до сих пор ползают по улицам города. Зато Дмитрий Горбатюк понимает, что закупка новых автобусов невыгодна предпринимателям и юрлицам, но, по мнению государственной инспекции, с 2013 года у них было время подкопить денег.

«Пассажиравтотранс» требует еще больше ужесточить законодательство

В СПб ГУП «Пассажиравтотранс» корреспонденту ОК-информ сообщили, что они считают необходимым еще большее ужесточение законодательства для обеспечения безопасности перевозки детей автобусным транспортом. Более того: предприятие, которое не только обслуживает городские и пригородные регулярные маршруты, но и в течение многих лет обеспечивает перевозку детских групп, подготовило соответствующую законодательную инициативу

По мнению предприятия, сегодня действующее законодательство допускает различные трактовки важных понятий и содержит недостаточные требования к деятельности компаний, осуществляющих перевозку детей.

По мнению предприятия, сегодня действующее законодательство допускает различные трактовки важных понятий и содержит недостаточные требования к деятельности компаний, осуществляющих перевозку детей

«В частности, предприятие предлагает включить требование об обязательном сопровождении представителями ГИБДД автобусов, перевозящих детей по федеральным трассам, независимо от количества транспортных средств. Сегодня это обязательно для колонн, в которых следуют не менее 3 автобусов», - сообщили в ГУП.

Кроме того, на предприятии считают важным запретить перевозку детей до 14 лет по регулярным межрегиональным маршрутам без сопровождения близких родственников или лица, уполномоченного на это доверенностью. По мнению транспортников, такое требование позволит избежать случаев перевозки детских групп на обычных автобусных маршрутах, один из которых привел к трагическому ДТП под Ханты-Мансийском 4 декабря.

В подготовленном «Пассажиравтотрансом» законопроекте также предлагается наделить субъекты РФ полномочиями по формированию реестров перевозчиков, осуществляющих перевозки групп детей, выдаче разрешений, а также исключению из реестра компаний, ставших участниками ДТП с тяжелыми последствиями.

Проект закона уже передан в Комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе Санкт-Петербурга, однако представитель ГИБДД пока не стал его комментировать.

«У меня как у должностного лица не должно быть личного мнения на этот счет, мне надо ознакомиться с документом. Пока мы сопровождаем колонну от 3 автобусов, но можем и меньшую - при наличии соответствующей заявки», - уточнил офицер.

«Новый автобус и ГИБДД - хорошо, но мозги - лучше»

Безусловно, безопасность детей должна быть в приоритете. Нет сомнений, что новый автобус лучше старого, машина ГИБДД с мигалкой и сиреной во главе колонны, а желательно еще по бокам и сзади - вообще прекрасно. Но разве причина трагедии под Ханты-Мансийском - в возрасте автобуса или отсутствии полицейского сопровождения? Напомним, по предварительной версии, в трагедии виновны отнюдь не транспортные средства, а водители фуры и автобуса, которые оба грубейшим образом нарушили правила .

По статистике, основная причина ДТП в России - превышение допустимой скорости, нарушение правил обгона, невнимательность, пьянство за рулем, плохое состояние дорожного полотна, отсутствие отбойников

В 2015 году 11 апреля на трассе под Бокситогорском в Ленинградской области погибли двое и пострадали 9 воспитанников детского дома, которых везли на спортивные соревнования. По предварительной версии, к аварии привело несоблюдение ПДД погибшим водителем микроавтобуса, перевозившего детей. Мужчина, являющийся гражданином Азербайджана, ранее 82 раза нарушал правила дорожного движения.

В Башкортостане в ноябре 2016 года автобус, перевозивший детей из Стерлитамака в Пермь, столкнулся с автомобилем «Рено Твинго». Погибла женщина-водитель иномарки, дети, к счастью, не пострадали. Но и в этом случае виноваты водители, а не транспортные средства.

По статистике, основная причина ДТП в России - превышение допустимой скорости, нарушение правил обгона, в том числе выезд на встречную полосу, невнимательность, пьянство за рулем, плохое состояние дорожного полотна, отсутствие отбойников. Но строить нормальные дороги, устанавливать разделительные отбойники, подбирать на приличную зарплату приличных водителей, честно проводить техосмотр требует слишком много ресурсов и активности властей. Проще, конечно, оставить детей дома, от греха подальше.

С 1 июля 2017 года перевозка детей на автобусах разрешается только транспортными средствами с даты выпуска которых прошло не более десяти лет. Об этом идет речь в постановлении, утвержденном кабинетом министров РФ.

Надо отметить, что сроки вступления данного закона были перенесены, предполагалось, что требования будут предъявляться с , однако были решено установить срок 1 июля 2017 года .

Соответствующий документ был подписан Правительством РФ 30 июня 2015 года и носит название "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами».

"Так, с 1 января (а согласно переносу сроков теперь с 1 июля) 2017 года для осуществления организованной перевозки группы детей может использовать только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, и который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", - сообщается в пресс-службе надзорного ведомства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1558 г. Москва "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177"
Дата подписания 30 декабря 2016 г.

Опубликован 10 января 2017 г.
Вступает в силу 1 января 2017 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7174; 2014, N 26, ст. 3576; 2015, N 27, ст. 4083; 2016, N 26, ст. 4072) слова "с 1 января 2017 г." заменить словами "с 1 июля 2017 г.".

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Причины переноса вступления требований к перевозке детей автобусами

По данным агентства "Автостат" за полгода, лишь треть парка автобусов в РФ моложе 10 лет. Это примерно 36 процентов. Возраст от 10 до 14 лет - это 18 процентов автобусов. Машин старше 25 лет у нас больше 22 процентов. Контроль за возрастом машин не столько снизит аварийность при детских перевозках, сколько создаст огромное количество проблем, считают эксперты.

Если сравнить статистику ГИБДД по автобусам и грузовикам, зарегистрированным на физических и юридических лиц, и число совершенных ДТП, то мы увидим, что при приблизительно одинаковом количестве транспортных средств, зарегистрированных за "физиками" и "юриками", количество аварий, совершенных машинами физлиц на порядок больше, чем у юрлиц. Основная причина - отсутствие у частников служб обеспечения безопасности движения.

Причина более чем 80 процентов аварий - это человеческий фактор. То есть низкий профессиональный уровень водителя, слабая квалификация механика, лица, ответственного за выпуск автобуса на линию. Отсутствие специалиста, проводящего предрейсовый медосмотр или его непрофессиональная работа. Безответственность специалиста, проводящего техосмотр на пункте ГТО. Поверхностная проверка автопредприятия со стороны госорганов.

На территории стран ЕС действует Директива Евросоюза N 2003/59/ЕС "по вопросу базовой квалификации и периодичности переподготовки водителей определенных средств автомобильного транспорта, занятых на перевозках товаров или пассажиров", которая определяет, что нельзя работать по найму на территории стран Евросоюза водителем, если нет водительского удостоверения, выданного в странах ЕС.

А у нас уже третий раз переносят сроки запрета работать иностранцам водителями по найму. Это требование должно вступить в силу с 1 июня 2017 года. Если не будет вновь перенесено.

В соответствии с директивой ЕС каждый водитель-профессионал обязан еще иметь "сертификат профессиональной компетентности", о чем в удостоверении делается отметка - ставится код "95". Водители, имеющие этот код, периодически проходят переподготовку.

У нас мало того, что убирают законодательные требования к уровню организации перевозок, требования к водителю, к его квалификации и переподготовке, так еще и Росавтодор, начав реформу подведомственных федеральных автономных учреждений - Центров профессиональной подготовки кадров, за 2 года привел эту систему к разрушению, - комментирует член Национального экспертного совета по обучению и тестированию и подготовке водителей Вячеслав Максимычев. - Эта система работала без бюджетного финансирования с 1992 года, имела лучшую материально-техническую базу, платила налогов в бюджет страны более 400 миллионов рублей ежегодно. А также готовила классных водителей автобусов и автопоездов, что подтверждалось статистикой ГИБДД. А сегодня Росавтодор ставит вопрос о ликвидации уже более двадцати таких центров.

По его мнению, для того чтобы поднять уровень безопасности при перевозке грузов и пассажиров, не надо ничего придумывать и изобретать. Ежегодные занятия с водителями, стажировка водителей, впервые пришедших на работу, перешедших на новый маршрут, подготовка водителей-наставников - все это было. Но было упразднено, в рамках либерализации транспортного законодательства РФ отменены приказы Минтранса РФ "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами". Этими приказами определялись требования и периодичность подготовки водительского состава.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами " 1 января 2017 года должен был вступить в силу пункт 3 данных правил, запрещающий использование автобусов, с года выпуска которых прошло более 10 лет. Также все автобусы перевозящие детей должны быть оборудованы системой спутниковой навигации и тахографом.

3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Обратите внимание - речь идет об организованной перевозке детей , то есть на простые рейсовые маршруты данные правила не распространяются.

Самая резонансная часть поправки это запрет эксплуатации старых (по мнению авторов правил) автобусов для организованной перевозке детей. Безопасность на первом месте, заявляют инициаторы закона. Это поспособствует обновлению автобусного парка. Тем не менее данная поправка уже переносилась дважды с 2014 года.

Хотелось бы немного порассуждать на эту тему. Почему автобус становится небезопасным для детей именно через 10 лет, а не через 5 или 12, и именно для детей? Возможно, что со временем устаревают сами модели и конструктивные особенности, но почему же тогда идет привязка ко времени, а не к требованиям к этим конструктивным особенностям? Например, автобус более раннего года выпуска может иметь быть оснащен кондиционерам, а в более новом дети поедут под открытыми форточками.

Срок службы автобусов устанавливается заводом-изготовителем, чем объяснить сокращение этого срока именно для перевозки детей - вопрос остается открытым.

Автобусы, как и любая техника при соблюдении правил эксплуатации работает как на 9-ом году, так и на 11-ом году, если это предусмотрено изготовителем. Больше того изготовитель обозначает срок эксплуатации на "грани" и еще с запасом.

Есть предположение что 20 летний Мерседес по безопасности на порядок превзойдет новенький отечественный ПАЗик.

Как такой запрет отразится на детях?

Первый вариант - все исполняют эту норму

У кого есть дети старше 3-х лет наверняка знают, чего стоит организовать выезд детей на какое-либо мероприятие, свозить на экскурсию или отвести в лагерь. По некоторым данным 80% автобусов имеют возраст более 10 лет. То есть ровно на столько снизится предложение услуг для перевозки детей. И для заказа автобуса выстроится очередь из образовательных учреждений, а сами мероприятия придется планировать сильно заранее.

Второй вариант - норму выполнять не будут

Это не менее вероятный вариант развития, из-за нехватки транспорта будут реализованы незаконные схемы обхода запрета, способствующие развитию коррупции. Самое опасное, что перевозка детей в обход требований будет полностью теневой бесконтрольной и всплывать это будет уже постфактум дорожных происшествий.

Если у Вас свое мнение по поводу введения запрета перевозки детей в автобусах старее 10 лет с 2017 года, оставьте Ваш комментарий.

31 декабря 2016 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1558 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177", которым данные требования к автобусам для организованной перевозки детей в очередной раз переносятся. Дата вступления в силу нового абзаца 1 июля 2017 года.

Остается вероятность, что критерии к выбору автобусов изменятся и не будет привязки к сроку эксплуатации транспортного средства.

03 марта. Ранее мы уже писали о , касающиеся перевозки детей. Но вот 2017 год наступил и некоторые изменения так и не вступили в силу, а некоторые вступили либо вступят в течение года. Так давайте разберёмся, что всё-таки изменилось для водителей при перевозке детей.

Итак, с 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства №652 от 30 июня 2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершения организованной перевозки группы детей автобусами». Это означает, что теперь:

  • Перевозить группы детей можно только в автобусе, год выпуска которого не больше 10 лет;
  • Автобус должен соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к перевозке пассажиров;
  • Автобус должен быть оснащён тахографом, системой спутниковой навигации ЭРА-ГЛОНАСС.


Следующее спорное изменение, касающееся уже всех водителей, перевозящих детей, – это запрет на использование «иных удерживающих устройств при перевозке детей». По сути, действующее законодательство (ПДД и КоАП) пока предусматривает возможность использования «иных устройств». Однако не всё так просто. В декабре 2016 года Росстандарт исключил удерживающие устройства типа «Фэст» (треугольники с системой фиксации при помощи ремней) из списка одобренных. Корреспонденты «Политического класса» обратились за объяснениями к начальнику Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве генерал-майору полиции Виктору Коваленко. Однако от каких-либо конкретных комментариев по данному вопросу он отказался.

В настоящее время отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу, мы продолжаем уточнять отдельные моменты, - прокомментировал он. – В настоящее время инспекторы при остановке водителя будут стараться объяснять ему необходимость использования других технических средств для обеспечения безопасности ребёнка во время движения.

Что же это означает для водителей в переводе с «чиновничьего языка»? То, что формально использование данных устройств пока что не является нарушением закона, но, в случае чего, у инспекторов ГИБДД будет повод «докопаться».

Как пояснил Виктор Коваленко, в каждом конкретном случае инспектор будет оценивать, достаточно ли данного удерживающего устройства для перевозки данного ребёнка. Так, если с помощью данного устройства пристегнут ребёнок в возрасте 11 – 12 лет, то претензий у инспектора возникнуть не должно. А вот использование данного механизма при перевозке ребёнка младшего школьного возраста, генерал-майор полиции назвал недопустимым.


Споры по поводу устройств типа «Фэст» возникли ещё и потому, что МВД разработало поправки, согласно которым в детских креслах обязательно нужно перевозить детей до 7 лет, а для детей более старшего возраста можно использовать обычные (штатные) ремни безопасности. Однако данное правило планируется распространить только для задних сидений. На передних сидениях планируется обязать водителей перевозить детей только в удерживающем устройстве. При этом под «удерживающим устройством» будет пониматься только кресло, «иные удерживающие устройства» будут исключены из ПДД. Планируется, что данные поправки ступят в силу в течение 2017 года, пока что официально данные поправки не приняты Госдумой.

Печально, что в России, благодаря чиновникам и представителям полиции, вновь создались правовые казусы и основы для разного толкования правовых норм.

А как вы перевозите детей?