Прибалтийские государства. География

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

Статья рассказывает о государствах, которые входят в состав стран Балтии. Материал содержит данные относительно географического положения стран, их экономики и этнического состава. Формирует представление о торгово-экономических взаимоотношениях балтийских государств с соседними странами.

Список стран Балтии

К списку стран Балтии относятся:

  • Литва,
  • Латвия,
  • Эстония.

Три суверенных государства были образованы в 1990 году после распада СССР. Страны имеют достаточно небольшие по площади и численности населения объемы. Государствами Балтии практически сразу же после провозглашения суверенитета был взят курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство. Сегодня страны являются членами ЕС и НАТО.

Географическое положение Балтии

Территориально страны Балтии локализуются в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Они размещены на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности. На западных рубежах страны этого региона соседствуют с Польшей, на юге - с Беларусью, на востоке - с Россией.

Рис. 1. Страны Балтии на карте.

В целом географическое положение стран Балтии довольно выгодное. Они обеспечены выходом к Балтийскому морю. Балтийское море всегда обладало важной ролью в международных связях стран Европы.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Земля Балтии бедна полезными ископаемыми. Значительными являются только запасы горючих сланцев, которые находятся в Эстонии. Залежи нефти и газа имеют местное значение.

Рис. 2. Добыча горючих сланцев в Эстонии.

Основные соседи стран Балтии - экономически развитые державы с постоянной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже достаточно длительный период времени занимают на международной арене позицию нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

Народы стран Балтии

Демографическая ситуация в этих государствах довольно далека от благоприятной. Отмечается процесс естественного оттока населения. Кроме этого уровень смертности превышает показатели рождаемости. Результатом этого является сокращение численности населения всех трех стран.

Средний показатель плотности населения балтийских стран существенно ниже в сравнении с прочими европейскими государствами.

Размещено население во всех странах также достаточно неравномерно.

Наиболее густо заселены побережья и территории вокруг столиц. Везде высок уровень урбанизации, который доходит до цифры близкой к 70 %.

По показателям численности по населения лидируют столицы Балтии:

  • Рига;
  • Вильнюс;
  • Таллин.

Рис. 3. Старая Рига.

В национальном составе преобладающими являются исконные этносы. В Литве процент коренного населения составляет свыше 80%, в Эстонии — почти 70 %, в Латвии — более половины (60 %).

В состав стран Прибалтики (Балтии) входят три бывшие советские республики, не вошедшие в состав СНГ, - Эстония Латвия и Литва. Все они являются унитарными республиками. В 2004 году все три страны 11рибалтики вошли в состав НАТО и Европейского союза.
Страны Прибалтики
Таблица 38

Особенностью географического положения прибалтийских стран является наличие выхода к Балтийскому морю и соседское положение с Российской Федерацией. На юге страны Прибалтики граничат с Белоруссией (Латвия и Литва) и с Польшей (Литва). Страны региона имеют очень важное политико-географическое положение и выгодное экономикогеографическое положение.
Страны региона очень бедны минеральными ресурсами. Среди топливных ресурсов повсеместно присутствует торф. Самой «богатой» среди прибалтийских стран является Эстония, обладающая запасами горючих сланцев (Кохтла-Ярве) и фосфоритов (Маарду). Запасами известняков выделяется Латвия (Броцены). Знамениты источники минеральных вод: в Латвии Балдоне и Валмиера, в Литве - Друскининкай, Бирштонас и Пабирже. в Эстонии - Хяэдемээсте. Главное богатство Прибалтики рыбные и рекреационные ресурсы.
По численности населения страны Прибалтики относятся к малым странам Европы (см. таблицу 38). Размещается население относительно равномерно, и лишь на побережье плотность населения несколько увеличивается.
Во всех странах региона господствует современный тип воспроизводства, причём везде смертность превышает рождаемость. Особенно велика естественная убыль населения в Латвии (-5 %о) и в Эстонии (-4 %о).
В половом составе, как и в большинстве стран Европы, преобладает женское население. По возрастному составу населения страны Прибалтики можно отнести к «стареющим нациям»: в Эстонии и Латвии доля пенсионеров превышает долю детей и только в Литве эти показатели равны между собой.
Все страны Прибалтики имеют многонациональный состав населения, причём только в Литве литовцы составляют абсолютное большинство населения - 82%, тогда как в Латвии на долю латышей приходится только 55% населения республики. Кроме коренных народов, в Прибалтике проживает много, так называемого, русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, а в Литве - поляков. Наиболее велика доля русских в Латвии (30%) и в Эстонии (28%), однако именно в этих странах наиболее остро стоит проблема соблюдения прав русскоязычного населения.
Эстонцы и латыши по вероисповеданию относятся к протестантам, а литовцы и поляки являются католиками. Большинство верующего русскоязычного населения относит себя к православным.
Для Прибалтики характерен высокий уровень урбанизации: от 67% в Литве до 72% - в Эстонии, однако городов-миллионеров нет. Крупнейшим городом в каждой республике является её столица. Среди других городов следует отметить в Эстонии - Тарту, в Латвии - Даугавпилс, Юрмалу и Лиепаю, в Литве - Каунас, Клайпеду и Шяуляй.
Структура занятости населения стран Прибалтики
Таблица 39

Страны Прибалтики обеспечены высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Большая часть населения стран региона занята в непроизводственной сфере (см. таблицу 39).
Во всех странах Прибалтики преобладает эмиграция населения: русскоязычное население выезжает в Россию, эстонцы - в Финляндию, латыши и литовцы - в Германию и в США.
После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей промышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленности, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (причём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская
АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром передельной металлургии в Лиепае (Латвия).
К отраслям промышленной специализации современной Балтии можно отнести: Точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность - производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Латвии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать; Химическую промышленность: производство минеральных удобрений (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии); Лесную промышленность, особенно мебельную и целлюлозно- бумажную (Таллин, Тарту и Нарва в Эстонии, Рига и Юрмала в Латвии, Вильнюс и Клайпеда в Литве); Лёгкую промышленность: текстильную (Таллин и Нарва в Эстонии, Рига в Латвии, Каунас и Паневежис в Литве), швейную (Таллин и Рига), трикотажную (Таллин, Рига, Вильнюс) и обувную промышленность (Вильнюс и Шячуляй в Литве); Пищевую промышленность, в которой особую роль играет молочная и рыбная (Таллин, Тарту, Пярну, Рига, Лиепая, Клайпеда, Вильнюс).
Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных площадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве - сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделяется Литва.
Для прибалтийских стран характерен высокий уровень развития транспортной системы: где особо выделяются автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и морской виды транспорта. Крупнейшими морскими портами региона являются Таллин и Пярну - в Эстонии; Рига, Вентспилс (нефтеналивной), Лиепая - в Латвии и Клайпеда - в Литве. Эстония имеет паромное сообщение с Финляндией (Таллин - Хельсинки), а Литва - с Германией (Клайпеда - Мукран).
Среди отраслей непроизводственной сферы особое значение имеет рекреационное хозяйство. Основными туристическими и рекреационными центрами Прибалтики являются Таллин, Тарту и Пярну - в Эстонии;
Рига, Юрмала, Тукумс и Балдоне - в Латвии; Вильнюс, Каунас, Паланга, Тракай, Друскининкай и Бирштонас - в Литве.
Основными внешнеэкономическими партнёрами прибалтийских государств являются страны Западной Европы (особенно Финляндия, Швеция и Германия), а также Россия, причём отчётливо наблюдается переориентация внешней торговли на страны Запада.
Страны Прибалтики экспортируют приборы, радио- и электротехнику, средства связи, парфюмерию, продукцию бытовой химии, лесной, лёгкой, молочной и рыбной промышленности.
В импорте преобладает топливо (нефть, газ, уголь), промышленное сырьё (чёрные и цветные металлы, апатиты, хлопок),"транспортные средства, товары потребления.
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику Прибалтики. Назовите факторы, определяющие специализацию хозяйства стран Прибалтики. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Эстонии. Дайте экономико-географическую характеристику Латвии. Дайте экономико-географическую характеристику Литвы.

Прибалтика — мир гармонии

Все, кто когда-нибудь был в Прибалтике, говорят, что в этом удивительном крае есть все — дивное умиротворение природы, мягкая красота просторных полей и дремучих лесов, величие современных мегаполисов и колорит маленьких деревушек. Вы полюбите этот край с первого взгляда и навсегда!

Прибалтика — ее прекрасные просторы

Природа этого дивного края покоряет воображение. Все туристы запоминают ее простую гармоничную красоту. В памяти остаются просторы лесов Куршской косы, пески дюн, синева морских глубин, а еще — бескрайнее небо и приятный морской бриз. Каждая из стран Прибалтики уникальна и неповторима, хотя изначально туристам они кажутся очень похожими. Знакомясь с особенностями каждой страны, вы увидите, насколько самобытна и очаровательна каждая из них.

Что нужно знать перед поездкой в Прибалтику?

Для путешествия в эту страну необходимо оформление визы. Для этого вам понадобится справка с места работы, паспорт, фото, загранпаспорт, страховка.

Климат в Прибалтике достаточно разнообразный, не смотря на то, что протяжность региона всего 600 км. Так, в Друскининкане «майская» погода начинается в начале апреля. На западном побережье и островах очень видно влияние морского климата. Температуры в разных регионах также существенно отличаются. В феврале на о. Сааремаа — 3°С, в то время как в Нарве — 8°С. Летом (в июле) температура на континенте и островах составляет около 17°С. В западных регионах обычно температура на несколько градусов ниже. Влажность в регионе составляет от 470 мм (приморские равнины) до 800 мм (Видземская возвышенность).

В Литве более контрастные перепады, поскольку морской климат не оказывает сильного влияния. Зимняя температура в среднем составляет от —2° до —5°С, а летняя — 20-22°С..

Интересно и географическое расположение региона, ведь он является центром Европы. Самая высокая гора носит странное название СуурМунамяги. Она, конечно не единственная. В Прибалтике существует несколько возвышенностей, таких как Видземская, Жемайтийская и Курземская. Они сменяются раздольными равнинами и изворотливыми лентами рек. Возможно, вас заинтересуют эти природные достопримечательности.

Лечение в Прибалтике

Этот регион славится своими SPA-салонами и санаториями. Минеральные воды, приятный климат, но, главное — лечебные грязи, создают прекрасные условия для оздоровления в этом целебном крае. Так, в Эстонии славятся сульфидно-иловые грязи в Икла и Хаапсалу, обогащенные органичными веществами и минеральными солями, и сапропелевые грязи в Вярске и лечебницах Юрмалы.

Достопримечательности Прибалтики

Все страны Прибалтики способны обеспечить насыщенный интересный отдых. В санаториях вы сможете расслабиться и оздоровиться, на пляже — погреться в мягких лучах солнца, в городах — увидеть множество достопримечательностей. Ведь все страны богаты многовековой историей.

Эстония, Литва и Латвия заслуживают отдельного описания.

Литва — эмоциональная яркая страна, и население в ней такой же. Умиротворенная благодать природы, исторические памятники и янтарь — вот три основные достопримечательности в этой стране. Здесь вы сможете увидеть прекрасные памятники архитектуры Вильнюса, посетить творческую столицу Каунас, насладиться уютом приморских городков Паланга и Клайпеда, лицезреть великолепный край озер Тракай и прогуляться по Куршской косе — очень живописному месту. Сходите в Музей янтаря, Национальный музей Литвы, Литовский Художественный Музей и Дворец Радвилов. А между экскурсиями обязательно зайдите на обед в местное кафе и попробуйте жемайчу, ведерей и цеппелиней.

Литва — одно из самых древних государств Европы, поэтому и история этого края богата и непосредственна. В современной стране прекрасно уживаются мегаполисы с развитой инфраструктурой и памятники архитектуры и скульптуры, целебные минеральные источники и зеленые леса. Вас обязательно покорит своеобразная природа этого дивного края.

Латвия — прекрасная жемчужина Прибалтики. В этой прекрасной стране вы увидите старинную архитектуру Риги, отдохнете на пляжах Юрмалы, сможете поучаствовать в одном из многочисленных фестивалей. Возможно, вас заинтересует классическая музыка — тогда обязательно сходите в Домский собор. Если отдаете предпочтение архитектуре — обязательно прогуляйтесь до церкви Св. Петра, с площадок которой открывается умопомрачительный вид на Старый город.

А еще в этом удивительном крае вы увидите прекрасные озера, девственные сосновые леса и просторные поля. Дивное очарование местной природы не оставит никого равнодушными.

Эстония — это неповторимая размеренность. Порой кажется, что она царит здесь всюду. Практичный, рассудительный, спокойный народ. Из-за своей необычности многим эта страна кажется загадкой. В этом спокойном мире вы сможете увидеть старинные замки, прогуляться по узким средневековым улочкам или большим проспектам Таллина, посетить остров Саарем. Последний обязательно понравится ценителям природных красот. Одна вечерняя прогулка по Таллину — достаточная причина для путешествия в Эстонию.

В этой стране можно увидеть все — маленькие колоритные кафе, фешенебельные отели, уютные улочки, булыжные мостовые, старинные храмы, замки, поместья и великолепная прелесть местной природы.

Природа и животный мир Прибалтики

Описать красоту местной природы очень сложно словами. В стране 3000 озер вы найдете живописные пейзажи, дремучие леса, стремительные реки. Национальные парки трепетно охраняются. Прибалтику по праву можно назвать зеленым регионом. Около 40% территории занимают хвойные и лиственные леса. В них можно найти массу интересных диковинок — грибы, ягоды, зверей.

Самое большое озеро в Латвии — Лубанс, самое глубокое — Дридзис, в Литве самое красивое озеро — Друкшяй, а самое глубокое — Таурагнас. В Эстонии самое большое озеро поистине огромно — его площадь 266 кв. км. Реки Прибалтики также могут удивить — прекрасная Западная Двина, полноводный Неман, в водах которых водится больше 70 видов рыб.

И, конечно, нельзя не упомянуть о Балтийском море. Не слишком глубоководное, соленое, но невообразимо красивое и теплое. Мягкий шелковый песок, шикарные просторные пляжи, оборудованные всем необходимым. Самая высокая температура воды в Куршском заливе. Наиболее известные курорты — Паланга, Юрмала и Пярну. Самой большой береговой линией славится Эстония.

Все страны интересны, все неординарны. Откройте для себя удивительный мир Прибалтики вместе с Клубом Кайлас!

В.Л. МАРТЫНОВ
доктор геогр. наук, профессор
Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург

Прибалтийские республики бывшего СССР - Эстония, Латвия и Литва - всегда были чрезвычайно интересны для населения остальной части Союза. В советские времена Прибалтика была своеобразным «эрзац-Западом», куда жители остальных республик ездили, чтобы посмотреть на своеобразную жизнь и на города, в которых снимались советские фильмы про зарубежную Европу (от «Семнадцати мгновений весны» до «Трех мушкетеров»). В годы перестройки Эстония, Латвия и Литва были первыми республиками, потребовавшими независимости. В 90-е годы формирование рыночной экономики в этих государствах происходило быстрее, чем где-либо на просторах бывшего Союза, и в начале XXI в. все три прибалтийские страны стали членами НАТО и Европейского Союза. Я сознательно употребляю в отношении этих стран название «Прибалтика», использовавшееся в русском языке на протяжении XX в., поскольку название «Балтия» полагаю абсолютно нерусским, а название «Балтика» применительно к государствам - смешным (население Балтики - это рыбы).

В последнее время интерес к прибалтийским странам вновь усилился. Это было связано как с антироссийской позицией, занятой руководством этих стран в связи с 60-летием Победы, так и с подписанием (или неподписанием) договоров о границе с Эстонией и Латвией. Необходимо остановиться на двух ключевых моментах - образовании и первоначальном развитии этих государств в 1918-1919 гг. и включении их в состав СССР в 1940 г. с последующим изменением границ.

Первое, что важно понять, - вовсе не существует никакой «монолитной» Прибалтики. А именно так, «единым массивом», воспринимался и воспринимается этот регион значительной частью населения нашей страны. Различия проявились уже при самом образовании этих государств. Самое западное из них, Литва, было создано как марионеточное государство германскими оккупационными властями в ходе Первой мировой войны 16 февраля 1918 г. Мотивы образования этого квази-государства не вполне ясны, но по всей видимости, немцы намеревались разыграть литовскую карту против польской. Независимость Эстонии была провозглашена в обстановке хаоса германского наступления в феврале 1918 г., но германские войска заняли Ревель (Таллин) через день после провозглашения независимости, произошедшего 24 февраля 1918 г. Почти годом раньше, в апреле 1917 г., Временное правительство издало закон о самоуправлении Эстляндской губернии.

Эстония и особенно Литва в те времена были относительно слаборазвитыми территориями, где как русские, так и немцы могли допустить существование марионеточных правительств. Экономическим, а в значительной мере и политическим сердцем Прибалтики была Рига, а вместе с ней - территория нынешней Латвии. Для немцев Рига была в первую очередь немецким городом, для России - одним из главных портов Империи. Поэтому в отношении Латвии особых заигрываний не было, и современник отмечал: «Как при царском режиме, так и при немцах самое слово «Латвия» - синоним государственной идеи - было под строгим запретом» . Независимость Латвии была провозглашена лишь после поражения Германии в Первой мировой войне, 18 ноября 1918 г.

Однако государства Антанты вовсе не спешили с признанием не только прибалтийских государств, но и Финляндии. Так, Франция, признав независимость Финляндии в январе 1918 г., в октябре того же года берет его назад. А существование независимого государства Латвия было временно признано Францией лишь в апреле 1920 г. Правительство Великобритании временно признало Латвийский национальный совет, но англичане пошли на этот шаг из экономических соображений, чтобы поставить под свой контроль Рижский и Виндавский порты. Соединенные Штаты не признавали прибалтийских республик до 1933 г. Позиция США была предельно ясно изложена в 1920 г.: правительство США было убеждено, что народ России преодолеет нужду и бедствия, от которых страдает (т.е. свергнет большевиков и восстановит государственное единство Российской империи), и категорически отказывалось признавать независимость прибалтийских государств. В 1933 г., признав Советский Союз, США автоматически признали независимыми и все остальные государства, образовавшиеся на руинах Российской империи. Любопытно, что с 1940 по 1991 г. США были единственной крупной страной мира, не признававшей вхождение Прибалтийских республик в состав СССР.

Можно предположить, что появление новых государств, носивших названия доселе неслыханных народов, было для Антанты и остального мира полной неожиданностью. Из трех прибалтийских народов след в истории к этому времени оставили лишь литовцы, создавшие в XI-XV вв. громадное государство, простиравшееся от Балтийского моря до Черного, - Великое княжество Литовское. Но в начале XX в. лишь ученые-этнографы знали, что потомки этих «великих литовцев» еще сохранились где-то в лесах бассейна среднего и нижнего Немана. Сами же литовцы себя таковыми осознавали крайне редко, - во всяком случае, образованные литовцы немедленно добавляли к своей фамилии «-ский» и предпочитали числиться поляками.

Эстонец или латыш, получив образование, менял фамилию на немецкий лад и старался забыть о своем происхождении. Образованные финны «перекрещивались» в шведов. Так было до рубежа XIX-XX вв., когда правительство Российской империи решило оградить подвластные ему прибалтийские народы от избыточного немецкого и шведского влияния, и на русские деньги стали создаваться финский, эстонский, латышский литературные языки. Основу армий новых государств составляли русские офицеры. Например, в 1918 г. большевиков изгнал из Юрьева (нынешнего Тарту) отряд под командованием капитана Куприянова. Интересно, помнят ли о русских, павших в боях за их независимость, власти нынешней Эстонии и Латвии? Вряд ли в Тарту есть улица капитана Куприянова, хотя улица Джохара Дудаева точно есть (как и в Риге, где улицей Дудаева стала бывшая улица Космонавтов).

Что же происходило с новыми государствами после их образования? Естественно, что все три вновь образованные республики оказываются вовлеченными в гражданскую войну, которая имела трехсторонний характер - в Прибалтике сталкивались силы большевиков, национальных правительств и белых армий, то воевавших между собой, то заключавших самые немыслимые альянсы. Наиболее выдающихся военных успехов достигла Эстония, армия которой не только освободила от всех враждебных сил территорию Эстонского государства, но еще и приняла решающее участие во взятии Риги, а в войне с Советской Россией даже заняла Псков.

Но в 1920 г. прибалтийские страны, в первую очередь Эстония, начинают прилагать усилия к заключению мирных договоров с Советской Россией. К этому же стремилось и правительство большевиков, предполагавшее таким образом ликвидировать угрозу со стороны Балтийского моря. Ради этого Советское правительство идет на территориальные уступки: Эстония расширяется за счет части территорий Петроградской и Псковской губерний (земли к востоку от реки Нарва, или Нарова; земли к югу от Псковского озера с главным городом Печоры, эстонское его название - Петсери). Но самое большое приращение, правда почти формальное, получает Литва. По советско-литовскому договору 1920 г. южная граница Литвы должна была проходить значительно южнее нынешней литовско-белорусской границы: к Литве должен был отойти город Гродно и его окрестности. Однако литовский флаг над Гродно продержался три дня, вслед за чем город был занят поляками. Не слишком широко известен факт, что в советско-польской войне 1920 г. литовская армия сражалась вместе с Красной Армией против белополяков . После разгрома Красной Армии поляки обрушиваются на Литву и занимают ее столицу Вильно (нынешний Вильнюс). Под властью Польши этот город находился до 1939 г. Следует признать, что Вильно этого времени литовским по составу населения городом вовсе не был. В начале 20-х годов литовцы составляли лишь 1,2% населения Вильно, поляки - 53,6%, евреи - 41%.

Но в феврале 1923 г. литовцы захватывают германский город Мемель (нынешняя Клайпеда), благодаря чему Литва получает широкий выход в Балтийское море. Этот город пребывал в составе Литвы до марта 1939 г., когда был возвращен Германии. Современники утверждали, что литовская оккупация Мемеля и примыкающей к нему территории (Мемельской области) произошла «при скрытой, но решительной поддержке Москвы» . Можно предположить, что эта поддержка была своеобразной компенсацией за неудачную войну против Польши: как бы Германия ни была слаба в начале 20-х годов, Литва вряд ли могла осмелиться выступить против нее в одиночку. Фактической столицей Литвы становится Каунас, в котором власти довоенной Литовской республики пребывали до осени 1939 - весны 1940 г.

Межвоенная Литва - государство весьма любопытное. Она представляла собой аграрное государство, в пределах которого был в сущности только один промышленный город - Мемель (Клайпеда). «В экономическом отношении Литва представляет явление совершенно исключительное. Вследствие отсутствия промышленности и натурального хозяйства Литва... даже не печатает бумажных денег... Литва имеет все основания стать крестьянским государством, республикой землеробов-производителей» . Безусловно, в 20-30-е годы Литва добилась некоторых успехов, но все же ко времени начала Второй мировой войны основным предметом экспорта Литвы была рабочая сила - крестьяне, нанимавшиеся батраками в соседней Латвии или отправлявшиеся в более дальние страны. Площадь Литвы в ее фактических границах в межвоенное время составляла примерно 50 тыс. км 2 , национальный состав был таким: литовцы - около 70% населения, евреи - примерно 12, поляки - 8, русские - 6, немцы - 4%. Население фактической столицы Литвы Каунаса в середине 20-х годов составляло примерно 100 тыс. человек.

Латвия, в противоположность Литве, до революции относилась к числу наиболее развитых в промышленном отношении частей Российской империи, главным образом благодаря Риге. Кроме этого, в начале XX в. большое значение приобрел незамерзающий порт Виндава (Вентспилс), через который «за границу вывозилось все сибирское масло, битая птица и 1/3 хлебных грузов, проходивших через порты Балтийского моря» . Но во времена межвоенной независимости экономика Латвии постоянно и устойчиво деградировала. До Первой мировой войны на отошедших к Латвии территориях жило 2,5 млн человек (что примерно равно нынешнему населению республики), а в 1919 г. - 2 миллиона. Число рабочих на промышленных предприятиях сократилось к середине 20-х годов более чем вчетверо, с 93 тыс. рабочих до 22 тысяч . Население Риги, достигавшее до Первой мировой 600 тыс. человек, к середине 20-х годов снижается до 180 тысяч . Может возникнуть вопрос - может быть, в более позднее время ситуация изменилась к лучшему? Увы, обретение независимости Латвией благоденствия ей так и не принесло. Морской грузооборот в 1939 г. составлял 30,7% от уровня 1913 г., население Лиепаи и Вентспилса, входивших в число главных портов Российской империи, снизилось в 2 раза . Уровень жизни населения в межвоенной Латвии вряд ли можно счесть высоким. В Риге до сих пор сохранились так называемые «ульманисовские» дома, строившиеся в 30-е годы. Дома эти, естественно, многоэтажные, но «удобства» - во дворе. В целом можно утверждать, что уровень жизни в прибалтийских республиках межвоенного времени был примерно таким же, как в Советском Союзе того времени, хотя прибалтийские историки зачастую утверждают обратное. Площадь межвоенной Латвии составляла 75 тыс. км 2 , а национальный состав населения был таким: 70% населения - латыши, 10 - русские (поэтому утверждать, что русские в Латвии - «некоренное население», по меньшей мере странно), 7 - немцы, 6% - евреи.

Отношения как между прибалтийскими странами, так и между этими странами и остальным миром явно не отличались теплом и сердечностью. Свое сосуществование в качестве соседей в 1920 г. Латвия и Эстония начали конфликтом из-за города Валк, едва не перешедшим в войну и переданным на рассмотрение международной комиссии, которая попросту разделила город на две части - эстонскую и латвийскую. Постоянно тлел конфликт между Литвой и Польшей. Радикальные силы в межвоенной Польше постоянно ратовали за «марш на Ковно», то есть за полную аннексию Литвы. В 30-е годы Польша имела собственные агрессивные планы. В марте 1938 г. польская армия уже готова была перейти границу Литвы, и от польского нападения литовцам удалось спастись лишь принятием унизительного для них ультиматума, по которому Литва навсегда отказывалась от притязаний на Вильнюс и признавала законность вхождения Южной Литвы в состав Польского государства.

В целом все три республики - Литва, Латвия и Эстония относились к числу буферных государств - «лимитрофов». Основной их задачей до «Великого кризиса» была барьерная - разделение Советской России и Европы. И эту задачу прибалтийские государства, в особенности Латвия, решали весьма усердно, за что и поддерживались Великобританией. Но позже экономическая политика ведущих государств поворачивает в сторону изоляционизма и прибалтийские страны становятся никому не нужными, там начинается полоса политических неурядиц, и к власти во всех трех странах приходят явно недемократические режимы.

Прослеживаются параллели между 20-ми годами и современностью: тогда Советской России удалось наладить гораздо более прочные связи с Эстонией, нежели с Латвией. Эстония была первой прибалтийской страной, заключившей мир с Советской Россией. Этот мирный договор был подписан невзирая на активное противодействие Антанты, которая угрожала даже блокадой эстонского побережья. Эстония, так же как и Латвия, переживала в межвоенное время деиндустриализацию и экономическую деградацию. «Русско-Балтийская судостроительная верфь... где в 1916 г. работало 15 тыс. рабочих, полностью прекратила свою деятельность... так же, как Русско-Балтийскую судоверфь, сравняли с землей и Петровскую... вагоностроительный завод «Двигатель» был полностью уничтожен...»

Самый спорный и самый сложный период - вхождение прибалтийских республик в состав СССР. Эти страны сейчас считают вхождение в СССР оккупацией и полагают, что начало этой оккупации было положено секретными дополнительными протоколами к Договору о ненападении между СССР и Германией («пакт Молотова-Риббентропа»), подписанному 23 августа 1939 г. Самих дополнительных протоколов не сохранилось, их тексты публикуются по машинописным копиям. Пункт 1 секретного дополнительного протокола, касающийся прибалтийских стран, выглядит следующим образом: «В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы в отношении Виленской области признаются обеими сторонами» 10 . Если перевести эту фразу с дипломатического языка на обычный, то означает она следующее: Финляндия, Эстония и Латвия должны были отойти к Советскому Союзу, Литва - к Германии, при этом в состав Литвы должна быть возвращена ее историческая столица Вильно (Вильнюс).

Соглашение СССР с гитлеровской Германией по поводу раздела Прибалтики - дело, вне всякого сомнения, не слишком благородное. Руководство прибалтийских государств вовсе не было обязано «сдавать» свои страны Советскому Союзу, оно не только могло, но и было обязано их защищать.

Однако на военное противостояние с Советским Союзом отважилась только Финляндия, зимой 1939/40 года и отстоявшая свою независимость. Но не следует объединять две советско-финские войны: 1939-1940 гг. («зимнюю войну») и 1941-1944 гг. («войну-продолжение», как ее именуют в Финляндии). В «зимней войне» Советский Союз был агрессором, но в войне 1941-1944 гг. агрессором была Финляндия, воевавшая на стороне гитлеровской Германии. Любопытно, что в Финляндии борьба прибалтийских стран за «независимость от СССР» в конце 80-х - начале 90-х годов, особой поддержкой не пользовалась, а широко распространенным в финском обществе мнением было следующее: «Когда мы сражались, они предпочли сдаться. Так чего же им сейчас нужно?». Более того, в советско-финской войне 1939-1940 гг. прибалтийские страны являлись фактическими союзниками СССР. Советские самолеты, бомбившие Хельсинки, поднимались в воздух с эстонских аэродромов.

В 1939 г. правительства Эстонии, Латвии и Литвы один за другим подписывают Пакты о взаимопомощи с СССР, согласно которым в этих государствах размещаются советские военные базы. Договор с Литвой отличался от остальных. Полностью он назывался так: «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой». Несколько ранее, 28 сентября 1939 г., был подписан советско-германский договор о дружбе и границе с секретным дополнительным протоколом к нему. По этому протоколу Советский Союз отказывался от причитавшейся ему по договору от 23 августа части Польши, в обмен на что получал права на Литву. Но и этот протокол, как и предыдущий, вовсе не был обязателен для исполнения руководством прибалтийских стран. Согласие на ввод советских войск у них не вырывалось силой, оно было предложено - и прибалтийские правительства на него согласились. Если же полагать, что все действия Советского Союза, определенные «пактом Молотова-Риббентропа», были неправомерными, то очевидно, что Литва владеет Вильнюсом незаконно и он должен быть возвращен Польше. Красная Армия заняла Вильно (Вильнюс) в ходе боевых действий против Польши, начавшихся 17 сентября 1939 г., литовские войска вошли в свою древнюю столицу 28 октября того же года. Но до присоединения Литвы к Советскому Союзу ее правительство оставалось в Каунасе, боясь перебираться в польско-еврейский Вильнюс.

Советские войска стали входить в прибалтийские страны в октябре 1939 г. Согласно договору в Эстонию должно было быть введено до 25 тыс. советских солдат, столько же - в Латвию, в Литву - 20 тысяч. Это в общем немного. Как советские войска входили в прибалтийские государства, можно понять на одном лишь примере Эстонии. Ввод советских частей в Эстонию начался в 8 часов утра 18 октября 1939 г. На границе части Красной Армии встречали командиры эстонских дивизий в сопровождении своих штабов. «После взаимных приветствий оркестры исполнили - с нашей стороны «Интернационал», с эстонской стороны - эстонский национальный гимн, одновременно с этим с обеих сторон были произведены орудийные салюты (по 21 выстрелу)...» 11 Если Советский Союз оккупировал Эстонию, как утверждают нынешние эстонские власти, то оркестр и салют - очень своеобразный способ встречи оккупантов. Красная Армия входила в прибалтийские страны и вставала гарнизонами в тех пунктах, которые были определены соответствующими межгосударственными соглашениями.

Характерно, что осенью 1939 г., на фоне ввода Красной Армии в Прибалтику, в этих странах идет нарастание националистических настроений. Из Латвии начинается массовый выезд немцев, приветствуемый латвийским государством. «Латвийская общественность и правящие круги подчеркивают огромное историческое значение отъезда из Латвии немцев. Постоянно разжигаемая вражда и историческая ненависть латышей к немцам вдруг получила разрядку. Поэтому латвийское правительство торопится также поскорее содействовать отъезду немцев» 12 . Действительно, история повторяется... Складывается такое впечатление, что властям независимой Латвии все равно кого изгонять из страны, лишь бы изгонять. В межвоенное время изгоняли немцев, в современной Латвии - русских. Немцы дали начало нынешней Латвии, основав Ригу, под русской властью она стала одной из самых развитых и благополучных земель нашего обширного государства. Любопытно, если все же удастся изгнать русских, то кто будет следующим?

Осенью 1939 г. высшее советское руководство, по всей видимости, не намеревалось продвигаться в отношениях с прибалтийскими странами дальше ввода войск. В приказах наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова частям Красной Армии, дислоцированным на территориях Эстонии, Латвии и Литвы, советским военнослужащим запрещалось не только вмешательство во внутреннюю жизнь государств, но и ведение какой-либо пропаганды среди местного населения: «Всякая попытка со стороны военнослужащего, независимо от его положения, прикинуться “архилевым” и вести коммунистическую пропаганду, хотя бы среди отдельных лиц... будет рассматриваться как антисоветский акт...» 13 . Причем сами эти приказы пропагандой точно не были - их номера начинались с нуля; с этой цифры начинаются номера секретных документов, они предназначались исключительно для командного состава Красной Армии.

Приход первых частей Красной Армии осенью 1939 г. также по-разному воспринимался в разных прибалтийских государствах. «Если в Эстонии имеет место обстановка... “добро пожаловать”, то Латвия ни разу в своей печати этого не сказала и вообще старается меньше всего описывать дружественную сторону прихода советских войск» 14 . В Литве попросту замалчивалось то, что Вильнюс был отвоеван у Польши Советским Союзом.

К началу лета 1940 г. принимается решение о присоединении прибалтийских стран к Советскому Союзу. В июне 1940 г. советские части в Прибалтике объединяются под общим командованием. Прибалтийским странам предъявляются требования о вводе новых контингентов советских войск, после чего численность частей Красной Армии в каждой из прибалтийских республик должна была примерно вдвое превысить численность их собственных армий. При этом новые части Красной Армии должны были разместиться уже не в гарнизонах, а в крупных городах. Первой страной, которой было предъявлено требование о вводе войск, становится Литва. 15 июня 1940 г.

Литовское правительство разрешает ввод новых частей Красной Армии на свою территорию. Командующий литовской армией генерал В. Витаускас приказывает: «По отношению к продвигающимся советским войскам соблюдать все правила вежливости и выражать дружественные отношения подобно тому, как оно выражалось к ранее введенным войскам» . 16 июня 1940 г. требование о вводе дополнительных советских войск предъявляется Латвии и Эстонии, причем в обоих случаях с советской стороны заявляется, что мера это временная. Латвийское правительство соглашается на ввод дополнительных советских войск в Латвию в тот же день. Вечером 16-го на ввод советских войск соглашается Эстония. Таким образом, советские войска вступали на территории прибалтийских государств с полного согласия их правительств и без единого выстрела. Созданные после прихода Красной Армии «народные правительства» первоначально возглавлялись старыми руководителями Латвии и Эстонии, «преемственность власти» была полностью соблюдена. Как проходило вступление Красной Армии в прибалтийские страны, можно представить на примере традиционно самой «недружественной» Латвии: «Властями города Якобштадт (Екабпилc) было отдано распоряжение населению не приветствовать Красную Армию, считать ее завоевательницей. Но население приветствовало Красную Армию из окон и дворов, вручало ей цветы... В городах Лидзи (Лудза) и Режица (Резекне)... жители стеной стояли по сторонам дороги, непрерывно неслись возгласы: “Да здравствует Красная Армия!”, “Да здравствует Сталин!”, “Да здравствует свобода!”» 16 . Но по всей видимости, вплоть до середины июля 1940 г. у советского руководства еще не было полной ясности, каким именно образом контролировать Прибалтику - превратив ее государства в «сателлиты» или включив в состав СССР. Можно предположить, что окончательное решение об инкорпорации прибалтийских государств СССР принимает к 10 июля, когда издается приказ Наркома обороны С.К.Тимошенко о сформировании Прибалтийского военного округа, центром которого становилась Рига.

В первых числах июля во всех трех республиках начинается выборная кампания, в ходе которой переизбираются высшие законодательные органы власти этих страны - Сеймы в Литве и Латвии и Государственная Дума в Эстонии. Проведение выборов нехарактерно для оккупантов. Гитлеровская Германия, которая действительно выступала оккупантом и поработителем для многих государств Европы, ни в одном из них не проводила выборов. Оккупанты просто не нуждаются в каком бы то ни было демократическом признании их власти. В прибалтийских же странах выборы состоялись, и новые вполне законно избранные высшие органы государственной власти провозглашают свои страны советскими социалистическими республиками и просят о присоединении их к Советскому Союзу. Весьма интересна участь армий Литвы, Латвии и Эстонии. По приказу наркома обороны Тимошенко от 17 августа 1940 г., «Существующие армии в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР сохранить... сроком на 1 год... преобразовав каждую армию в стрелковый территориальный корпус. Корпусам присвоить наименование: Эстонскому корпусу - 22-й стрелковый корпус, Латвийскому корпусу - 24-й стрелковый корпус, Литовскому корпусу - 29-й стрелковый корпус» 17 . Численность каждого корпуса «по действующим штатам Красной Армии» должна была составлять более 15 тыс. человек. Этот приказ вообще перечеркивает какие бы то ни было разговоры об «оккупации», столь модные в современной Прибалтике, - в истории XX в. не было случая, чтобы оккупанты не только сохраняли в полном составе армии оккупированных ими стран, но и включали эти армии в состав собственных вооруженных сил. 7 сентября 1940 г. все граждане Эстонии, Латвии и Литвы признаются гражданами СССР, что совершенно противоречит логике оккупации. Гитлеровская Германия никогда не провозглашала своими гражданами всех подданных уничтоженных ею государств.

Может возникнуть вопрос - а откуда появились территориальные проблемы между Россией, с одной стороны, Эстонией и Латвией - с другой? Ведь в 1940 г. границы не перекраивали, прибалтийские республики приняли в состав СССР «как есть».

Границы были изменены в 1944 г., причем изменены весьма интересным образом. Части территории Латвии (Абренский уезд с главным городом Абрене, нынешний г. Пыталово Псковской области) и Эстонии (Петсерский уезд, главный город Петсери, современный г. Печоры Псковской области) включены в состав РСФСР по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. «Об образовании Псковской области». Фактическая передача этих районов в состав Псковской области завершилась лишь к 1945 г. Часть территории Эстонии к востоку от реки Нарва (Нарова) была передана в состав Ленинградской области одновременно с частью территорий существовавшей тогда Карело-Финской ССР (север Карельского перешейка) в ноябре 1944 г. Передача этих территорий также была осуществлена Указами Президиума Верховного Совета СССР. Точно таким же образом в состав Украины в 1954 г. была передана Крымская область. Советское административное законодательство не отличалось простотой и логичностью, но исходя из практики, можно утверждать, что до конца 50-х годов вопросы установления границ между союзными республиками находились в ведении Союза ССР. Таким образом, и передачу территорий от Эстонии и Латвии к РСФСР, и передачу территорий от РСФСР другим союзным республиками следует признать законной и соответствующей юридическим нормам того времени.

История взаимоотношений нашей страны и государств Прибалтики свидетельствует о том, что наибольших успехов мы достигали тогда, когда были вместе. География же заключается в том, что наши страны находятся рядом друг с другом. Увы, но «вместе» и «рядом» далеко не всегда сочетаются. Между Россией и Прибалтикой стоят тени минувших лет. Но будем надеяться, что когда-нибудь эти тени исчезнут.

Б. Дюшен. Республики Прибалтики. - Берлин: Русское универсальное издательство,
1921. - С. 38.

Военный справочник. - М.: Государственное военное издательство, 1925. - С. 183.

Л. Неманов. От Рапалло до Берлинского договора // Русский экономический сборник.
Вып. VI. - Прага, 1926. - С. 32.

Б. Дюшен . Цит. соч., с. 60.

В. Попов. Очерки политической географии Западной Европы. - М.: Комм. ун-т им. Я. Свердлова, 1924. - С. 133.

Данные по: Л.Д. Синицкий. Краткий учебник географии СССР и пограничных государств. - М.: Работник просвещения, 1924. - С. 121.

В. Попов. Цит. соч., с. 136.

А.М. Колотиевский, В.Р. Пурин, А.И. Яунпутнинь . Латвийская ССР. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1955.

Э.А. Брандт . Создание экономического базиса социализма в Эстонской ССР. - Таллин: Эстонское государственное издательство, 1957. - С. 15-16.

10 Полпреды сообщают. Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. - М.: Международные отношения, 1990.

11 Донесение командующего войсками Ленинградского военного округа К.А. Мерецкова наркому обороны СССР К.Е. Ворошилову 19 октября 1939 г. // Полпреды сообщают. Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. - М.: Международные отношения, 1990.

12 Письмо первого секретаря полпредства СССР в Латвии М.С. Ветрова заведующему отделом прибалтийских стран НКИД СССР А.П. Васюкову «О репатриации латвийских немцев» // Там же.

13 Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 0162 // Там же.

14 Письмо полпреда СССР в Латвии И.С. Зотова в НКИД СССР 4 декабря 1939 г. // Там же.

15 Из приказа командующего литовской армией генерала В. Витаускаса // Там же.

16 Телеграмма заместителя начальника политуправления 3-й армии Е. Максимцева начальнику политического управления Красной Армии Л.З. Мехлису // Там же.