Понятие личность: структура и индивидуальность. Понятие личности, её структура

Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens.

Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.

Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.

Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом , субъектом деятельности , личностью , индивидуальностью . В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XX в.


Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.

Акмеология, с одной стороны, демонстрирует преемственность психологии и теории развития; с другой – дифференцирует свой предмет изучения от психологии личности.

Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. И в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно как развитие личности ребенка. Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека, связывает развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути.

Психология рассматривает имманентные свойства личности («внутренние», естественно складывающиеся потребности, возможности, мотивы). Акмеология же руководствуется критериями оптимальности и оптимизации. Она рассматривает не просто наличествующие свойства, а свойства, необходимо востребуемые ситуацией жизни (деятельности). В психологии идут от наличного. Акмеологию интересует соотношение идеального (оптимального) и реального пути достижения личностью оптимума (идеала).

Акмеология осуществляет инверсию (объемно-наглядное «переворачивание») психологического знания. В психологии главный вопрос: что есть психика, личность . В акмеологии главный вопрос: как используется психика ; как использует (или не использует – и почему?) личность свои психологические и другие ресурсы в деятельности, в социальной жизни. Отсюда видно, что акмеологию интересует не структурно-динамический и даже не системно-динамический, а функциональный аспект личностной организации (личность как функциональная система). Тем самым центральным понятием для акмеологии становится понятие субъекта (личности как субъекта деятельности и субъекта жизненного пути).

Акмеология стремится выявить оптимальные композиции субъектных свойств личности по трем критериям:

· эффективности деятельности (жизненного пути);

· максимальной самореализации личности (ее профессиональной и экзистенциальной удовлетворенности);

· достижению личностью наивысшего уровня развития (реализации способностей).

В итоге это проблема акме как вершины (системы «вершин» личностных и профессиональных достижений). Акме – это пик – период профессиональной и жизненной продуктивности личности, переживаемый как самореализация своего жизненного замысла (миссии), своего «Я»впространстве «человек – мир».

Акмеологическая зрелость личности проявляется в сознательном руководстве собственным поведением, т. е. в способности быть адекватным и активным социальным субъектом (самодостаточной, творческой, конкурентоспособной личностью).

Способность эта проявляется:

· в роли личности как интегратора своих психических функций и ресурсов (самостороительство своей субъектности);

· решении личностью внутренних и внешних противоречий в процессе выработки и реализации картины (образа) мира, мировоззрения, концепции (стратегий) жизни, жизненных ценностей, личного кредо, жизненной позиции. Главное здесь – переход в поведении от опоры на среду, к опоре на себя (к саморегулированию); к жизненному выбору через самоопределение на основе свободы и ответственности.

В итоге мы имеем акмическую личность. Акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной задачей которой выступает стремление «быть личностью». Акмическая личность фиксирует особое человекомерное начало в свойствах и предметах окружающего мира.

Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.

Природа человека противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность в нем есть высшая форма воплощенной культуры, результат восхождения человечества и каждого отдельного человека.

Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект: методологически значение понятия «человек» заключается в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира. Мир, в котором мы живем, является для нас, в конечном счете, человеческим миром, в основании этого мира заложена человекоразмерность.

«Человек – человек» – самая трудная сфера отношений в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд психологических барьеров: расовый – этнический – национальный – конфессиональный (религиозный) – социокультурный. Нравственная высота прохождения указанных психологических барьеров (разрешения стоящих за ними противоречий) – серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого общества.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, и обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо общественное, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение человека.

Человек – это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.

Индивид (индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь). Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В данном понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Есть и другие определения индивида.

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (фенотип; генотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и пр.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

О6a значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида : 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование элементов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.

Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность . Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.

Личность – социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального).

В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности.

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К. А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К. К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.

В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

«Личность в узком смысле слова – это духовный индивид, человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности» (С. Д. Смирнов, 2001, С. 78).

В. Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я».

В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Высшие личностные особенности человека : сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.

Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.

Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).

Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К. А. Абульханова). Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.

Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивида как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

Поле субъектности ,если его скоррелировать с жизненным путем, – это в основе последовательная совокупность деятельностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией – по сути бессубъектность. Актуальная управленческая задача – субъективация персонала.

Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения.

Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности – это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я ипереживает качественную целостность своего существования.

Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.

Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).

Психологическая «работа личности» включает в себя:

Самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;

Психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

Психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);

Духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д.

В. Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.

Личностькак субъект деятельности устанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность) связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.

В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.

Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии«индивидуальность». Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.

Индивидуальность это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.). Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности

Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В качестве ведущего компонента выделяют направленность личности – сложное личностное образование, определяющее поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Структура– совокупность устойчивых связей между элементами объекта, опирающаяся на понимание объекта как системы.

А. Г. Асмолов выделяет 4 стратегии в понимании структуры личности.

1) конституционально-антропометрическая (Кречмер, Шелдон, XIX в.) – особенности личности связывали с конституцией, строением тела.

2) факторная (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) структура личности представляет собой уникальное сочетание факторов или черт, уникальность – в степени их выраженности, сочетании.

3) блочная – по преимуществу характерна для отечественных психологов.

C. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1.индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер); 2. знания, умения, навыки (ЗУН); 3. направленность личности.

С точки зрения К. К. Платонова структура личности включает в себя следующие подструктуры: 1. биологическую (тип ВНД, темперамент, возрастные и половые свойства); 2. психологическую (сила психических процессов, память, эмоции, восприятие, мышление); 3. подструктура социального опыта (ЗУН) определяет уровень развития личности; 4. подструктура направленности (моральные качества, интересы, идеалы, мировоззрение).

4) мотивационно-динамическая стратегия – чем шире взаимосвязь человека с миром, тем развитее личность. (Истоки – психология З. Фрейда, теория потребностей А. Маслоу в рамках гуманистической психологии) . Особенность понимания личности А. Н. Леонтьевымкак психологического образования особого типа, порождаемого жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. В процессе жизнедеятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно-образующими. Формирование и жизнь человека как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, а ее формирование происходит в онтогенезе. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности: физиологическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные ЗУН, в том числе профессиональные.

Общий подход к пониманию личности, обозначенный А. Н. Леонтьевым, нашел свое отражение в работах А. В. Петровского и В. А. Петровского: личность есть системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность как субъект общественных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство.

1. Интериндивидная репрезентация – «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей.

2. Интраиндивидная репрезентация – совокупность интраиндивидных качеств: психические свойства, мотивы, направленность личности, структура характера, темперамент, способности.

3. Межиндивидная репрезентация – включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Теория отношений – одна из авторитетных в отечественной психологии, ее создатель – В. Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности, а личность есть субъект устойчивой системы отношений (к себе, к людям, к миру вообще).

Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Каждый член общества выступает как самоактивный субъект, его деятельность определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества – воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Личностно значимое может быть и общественно неприемлемым: так, преступление столь же личностный акт, как и подвиг.

Критерии сформировавшейся (зрелой) личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность» – субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные подструктуры, каждая из которых – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного развития системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью – преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т.п. Это происходит по мере того, как происшедшие события персонифицируются человеком, входят в его социальную память, в его идентичность.

Итак, в отечественной психологии личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов; 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношениями, установками, диспозициями и др.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение, осуществлять самовоспитание. Апелляция к самооценке и самоуважению – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Можно, таким образом, сделать обобщающие выводы.

Человек родовое существо , представитель человечества, социоприродный феномен. С природной стороны, человек – ниша в развитии природы; с социальной стороны (со стороны сознания, мыслей, чувств) – микрокосм, бесконечный по своему многообразию и равномощный макрокосму мира.

Индивид – конкретный человек , биосоциальный феномен . С биологической стороны индивид – это организм , с социальной – единица социума , носитель общественных отношений – нормативной детерминации (необходимости).

Личность – психосоциодуховный (смысловой) феномен . Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не личиной, персоной, маской. Развитие личности фиксируется в зрелости «Я» («Я-концепции», «Я-конструктов»).

Субъект – личность как деятель.

Индивидуальность – биологическая, социальная и духовная (в итоге – интегральная) уникальность личности .

Правомерно утверждение А. Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся; индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности . Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий , через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания .

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов ). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Структура личности в психологии представляет собой комплексность отдельных элементов, а также взаимодействие их друг с другом. Проще говоря, индивидуальные особенности в характере человека. Условно можно выделить структуру, состоящую из нескольких уровней: от низшего к высшему. Низший уровень представляет разделение на примитивные признаки, например, половое разграничение, возрастные категории личности, темперамент. Следующей ступенью в системе уровней считаются психологические процессы, а именно, особенности восприятия информации, память и прочее.

Структура личности в психологии рассматривается с точки зрения развития на разных уровнях, но наибольший интерес представляет высший. Он, в свою очередь, включает отношение человека в коллективе людей, его оценка собственного я, увлечения, индивидуальные интересы и стремления, нравственные устои.

Теория личности в психологии включает определенный набор базовых понятий и терминов. Основным считается индивидуальность, то есть, единство психологических особенностей человека, присущих конкретно ему. Главные свойства личности включают такие категории, как активность и эмоциональность. Первое представляет собой единство психологических особенностей, например, умения, знания, темперамент, характер человека. Очень интересно понятие темперамента, оно подразумевает реакцию индивида на происходящие события. Не зря говорят, что темпераментный человек довольно остро реагирует на любые неблагоприятные изменения в его жизни. Умения и знания являются определяющими аспектами развития личности в социуме.

Эмоциональность характеризуется направленностью, существующими привычками, приобретенными навыками, опытом и способностями. Под направленностью принято понимать истинные ценности, которые по-настоящему дороги человеку, все то, к чему он стремится и чего желает добиться в жизни. А вот способности являются неким набором инструментов, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Чем большими способностями обладает человек, тем больше шансов у него достичь желаемого. В процессе жизненного цикла индивид приобретает умения, навыки и знания, попадая в разные ситуации и обстоятельства, благодаря которым с каждым годом прибавляется опыт.

Структура личности в психологии включает важнейшую категорию, называемую мировосприятие, то есть, индивидуальное видение мира. Особенность его состоит в том, что человек может рассматривать свое предназначение на этой земле, свою жизнь как в негативном ключе, так и в позитивном русле. На восприятие мира оказывают огромное влияние другие психологические особенности личности, к примеру, возрастная категория, половое разделение, уровень развития. Помимо всех вышеописанных понятий человек часто неосознанно руководствуется инстинктом. Именно благодаря инстинктам он одинаково реагирует на определенные ситуации, то есть, это природой заложенные повадки индивида.

Понятия «человек» и «личность» является очень многозначительными, неоднозначными и дискуссионными. В обыденном сознании они часто отождествляются. Однако в научных целях желательно различать такие понятия, как «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характеристику, т.е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокультурную категорию. Когда речь идет об одном, конкретном человеке используют понятие «индивид».

Понятие «индивидуальность» применяется для выражения неповторимости, уникальности конкретной личности.

Понятие «личность» раскрывает социальную характеристику человека, т.е. те его стороны деятельности и поведения, которые связаны с его участием в жизни общества, социальных групп.

«Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

Становление понятия «личность» связано с возникновением в Древней Греции определенного слоя людей (ремесленников, купцов, мастеров искусств и др.), которые в результате использования своих особых способностей смогли выделиться из античного общества. Их отличие от окружающих людей стало их отличительной, хоть и нелестной, личной характеристикой. Само же название понятие «личность» имеет латинское происхождение и означает маску, маскирующую человеческое «Я», роль, данную индивиду обществом.

В современной социологии существуют два подхода к рассмотрению понятия «личность».

Первый – когда под личностями подразумеваются лишь те люди, которые обладают определенными (как правило, положительными) качествами, отличающими их от других индивидов.

В соответствии с другим подходом – каждый человек является личностью и отличается от других своими неповторимыми особенностями, как биосоциокультурное существо. Попросту говоря, тем, кто он есть.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

1) биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

2) духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность – это разнопорядковые понятия. Духовность, на наш взгляд, формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;


3) социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей. Любое умаление роли одного из личностных уровней может привести к серьезному искажению, ущербности, неполноте анализа личности.

Однако ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов. А вся совокупность свойств, обусловленных этими тремя вышеуказанными уровнями человеческой личности, возникающих и функционирующих в процессе ее разнообразной жизнедеятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит, составляет структуру личности.

В качестве элементов социальной структуры личности можно выделить следующие:

а) деятельность как способ существования личности;

б) способности и детерминированные обществом социальные потребности;

в) духовный мир человека, как совокупность научных, эстетических, нравственных, религиозных, обыденно-практических и др. знаний; нравственных ценностей, идеалов, верований, интересов и т.д.; всех рациональных и эмоциональных сторон человеческой жизни, осознаваемых и смутно ощущаемых ее граней, а также многие другие аспекты, состояния духовной жизни человека;

г) нравственные нормы, принципы, убеждения, установки, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности;

д) навыки, умения.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие – это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я – образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Суть потребности быть личностью заключается в том, чтобы производить своей деятельностью значимые изменения в делах, мыслях, чувствах и т.п. других людей, быть продолженным в других людях, жить в них, т. е. выступать для них личностью. Эта потребность связана с всеобще-родовой способностью человека, благодаря индивидуальной и совместной деятельности, воплощаться в вещах, духовных ценностях, всей общественной жизни. Реализация потребности быть личностью предполагает душевное богатство и деятельность по его объективации, «овеществлению» (делание добра, оказание помощи, совместная работа и т.д.). Эта продолженность человека в человеке, его «отраженная субъективность» – такой же объективный факт, как и его реальное присутствие. Насильственная «трансляция» своей личности путем пропаганды, примера и т.п., не отвечающая интересам, идеалам, ценностям, волнующим проблемам другого человека, будет поверхностной и недолговечной (хотя может быть и продолжительной).

В сфере общения социализация также носит характер расширения и углубления. Расширение общения выступает как умножение контактов, связей личности с другими людьми, а углубление подразумевает умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Структура личности - это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.

История развития проблематики значения понятия «структура личности»

Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.

Подсистемы Б. Г. Ананьева

В своих работах исследователь обозначил три категории:

Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова

Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:


Структура личности по Юнгу

Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).

Структура личности по Фрейду

Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:

  1. Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
  2. Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
  3. Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).
  • 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

    ЛИЧНОСТЬ- 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

    Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

    Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

    Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

    Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

    1.богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

    Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

    Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

    Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности - это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

    Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

    К проблеме биологического и социального в структуре личности.

    Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью – да может – это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание - процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).

    Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей приущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

    Современные представления о личности и психологической структуре . Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется мо­дель Б.С.Братуся (1988). Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жиз­ни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-испол­нительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

    Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хоро­шо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как спо­собности и черты характера, отвечающие за особенности проявле­ний личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функциониро­вание личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой лич­ности, а к ее предпосылкам.

    Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы ус­матриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток зак­лючается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации лич­ности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уров­ня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несу­щий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир челове­ка»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю обо­лочку. (Психофизиологический уровень - уровень телесных и моз­говых механизмов - мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

    Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня прин­ципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и спо­собностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом - как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулиру­ют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид - про­изводство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятель­ности человека, реализации его отношений с миром.

    За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности - меха­низмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы - свобода и от­ветственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребнос­ти, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существо­вания и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятель­ности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержа­нием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии разви­тия смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она фор­мируется.