Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: как сдать экзамен на отлично. Как подготовиться к ЕГЭ с нуля? Делать егэ по русскому

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» - так мы назвали новый проект «Комсомольской правды» о тех, кто добивается наивысшего результата. В 2017 году мы рассказывали о педагогах, а в этом, при поддержке издательства «Просвещение», мы познакомим вас с выпускниками, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов. Как они это сделали и как повторить их успех – об этом мы спросим у них самих!

Совет 1: Количество обязательно перейдет в качество!

Алена Одегова

Закончила: школа №76, Красноярск

Сейчас учится: Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации

Я участвовала в олимпиадах по русскому языку, поэтому подготовка к ЕГЭ не была для меня очень трудоемкой. Однако в ЕГЭ есть свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать. С ними меня ознакомила моя учительница, Погодаева Светлана Ивановна, за что я ей очень благодарна. В подготовке могу посоветовать как можно больше решать и думать, потому что количество постепенно перерастает в качество.

По трём экзаменам я набрала 271 балл, такие баллы открывали много возможностей, однако я решила, что буду поступать в Академию Следственного Комитета в Санкт-Петербурге . Благодаря хорошей подготовке к ЕГЭ я успешно сдала вступительные экзамены и заняла первое место в рейтинге поступающих.

Самое главное правило, которое нужно соблюдать при сдаче экзаменов да и вообще в жизни, - не волноваться и не переживать! Потому что от волнения можно забыть все, что знал. Именно для ЕГЭ могу посоветовать внимательно читать задания и не торопиться, потому что много ошибок совершается по невнимательности. Однако стоит грамотно распределять время, чтобы все успеть.

После первой сданной сессии могу сказать, что ЕГЭ - мероприятие менее сложное, чем университетские экзамены, однако более волнительное. Вся атмосфера ЕГЭ, осознание того, что это финальная точка всего обучения в школе и старт для будущего обучения, заставляют волноваться, даже если для этого нет оснований.

Совет 2: Читайте, друзья!

Иван Паркаев

Закончил: гимназия 10, Красноярск

Сейчас учится: Сибирская Пожарно-Спасательная Академия МЧС России (Железногорск )

Несомненно, огромную роль сыграл мой учитель по русскому языку Варвара Михайловна Макаренко , которой я очень благодарен за её профессионализм. Сам же я использовал портал РешуЕГЭ для подготовки. В качестве совета для подготовки к экзамену именно по русскому языку я могу сказать так: «Прорешивайте тесты, уделяйте особое внимание сложным для вас заданиям, углубляйте знания теоретического материала для этих заданий и... читайте, друзья!»

Во время подготовки к экзаменам не стоит лениться, но и не стоит работать «на износ», не жалея себя. Необходимо найти «золотую середину».

Так как к ЕГЭ я готовился постепенно, за день до экзамена для меня было важно сохранять спокойствие. Перед экзаменом я хорошо выспался и встал пораньше, чтобы мозг успел «запуститься». На экзаменах старался не волноваться и просто выполнять задания, как делал уже огромное количество раз.

По ЕГЭ за три предмета я набрал 257 баллов, документы я подавал в один- единственный вуз, у меня была твердая уверенность, что система МЧС России - единственное место, где я смогу найти своё призвание и найти себя. Сейчас ЕГЭ кажется не таким уж и страшным, не таким уж и сложным. Однако я помню свои мысли и чувства и до сих пор понимаю, что ЕГЭ - это то, к чему нужно относиться серьёзно.

Алина Лузан

Закончила: гимназия №13 «Академ»

Сейчас учится: КГПУ им. В.П. Астафьева , Красноярск

К ЕГЭ по русскому языку готовилась одним-единственным методом - нарешиванием. Потребности в изучении теоретических основ не было, так как все правила были изучены ещё в средней школе. Задания я решала и в школе, на подготовительных уроках, и у репетитора; за десять дней до экзамена я ежедневно решала пару вариантов в Интернете. Другим бы посоветовала объективно оценить, что им необходимо: выработать внимательность к простым и однотипным заданиям, от которых «замыливается» глаз, или же усвоить азы орфографии и пунктуации, а также «покорить» сочинение. Как бы то ни было, подготовке стоит уделить 10 и 11 классы, чтобы потом не было нужды судорожно готовиться!

В день экзамена залог успеха - это крепкий сон и приподнятое настроение! Также стоит поехать на экзамен вместе со всей школой, потому что в пути вы расслабитесь, посмеётесь и будете чувствовать себя увереннее!

Совет 4: Много и ежедневно трудиться!

Филипп Модестов

Закончил: школа №10 им. Овчинникова , Красноярск

Сейчас учится: Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке по специальности «Академическое пение» и Институт филологии и языковой коммуникации СФУ на отделении иностранных языков.

При подготовке к экзаменам по русскому языку, литературе и английскому языку я много читал. Кроме того, участвовал в олимпиадах, научно-практических конференциях. Высокими результатами ЕГЭ я обязан моим любимым педагогам - настоящим профессионалам и мастерам своего дела. Большую роль в подготовке к экзаменам сыграла поддержка моей семьи. При этом я осознавал, что лишь ответственность, повседневная работа и огромное желание учиться могли дать свои плоды. Поэтому хочу посоветовать ребятам, которым совсем скоро предстоит сдавать ЕГЭ, много трудиться, потому что только ежедневным трудом можно добиться своей цели.

Отдельно хочу рассказать о поступлении в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Так как это творческий вуз, то наряду с ЕГЭ нужно было пройти ещё и дополнительные вступительные испытания: по вокалу, сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе. Результаты всех вступительных испытаний суммировались, поэтому двести баллов ЕГЭ по русскому языку и литературе стали для меня большим подспорьем, и я попал в тройку абитуриентов, зачисленных на бюджетные места.

Во время сдачи экзаменов необходимо внимательно следить за временем, используя таймер, и определить для себя стратегию быстрого и качественного выполнения всех заданий экзамена. А перед экзаменом самое главное - как следует выспаться и, взяв с собой паспорт и гелиевые ручки (несколько!!!), с отличным настроением сдать ЕГЭ!

Совет 5: Учиться нужно с интересом!

Мария Дикопавленко

Закончила: гимназия №13 «Академ»

Сейчас учится: Томский политехнический университет, институт природных ресурсов

ЕГЭ по русскому языку очень важен еще и потому, что результат требуется при поступлении в любой вуз. Но я изначально не стремилась сдать ЕГЭ на 100 баллов, мне было просто интересно учиться! Я собиралась поступать в технический вуз, и русский язык был увлечением, которое поддерживали педагоги. Знаний у меня было больше еще и потому, что участвовала в олимпиадах, была призером.

Математику сдала на 90 баллов, физику - на 78 - такие высокие баллы и золотая медаль дали возможность выбирать вуз. Подала документы в Петербург, Томск и Красноярск и везде прошла. Сейчас, после первой сессии я думаю, что лучше 10 раз сдать ЕГЭ, к которому тебя готовят. А в университете ты сам себе учитель, отвечаешь сам за себя.

Не пропустите!

«Комсомольская правда» благодарит за поддержку проекта издательство «Просвещение» и приглашает педагогов и школьников познакомиться с новинками школьных учебников, учебных тетрадей и пособий на сайте . А в следующем выпуске, 28 февраля, мы расскажем о том, как получить 100 баллов на ЕГЭ по математике.

Обычно наибольшую сложность для выпускников представляет будущий экзамен по математике. ЕГЭ по русскому языку не вызывает мыслей о том, что его можно не сдать, а значит, не так сильно пугает школьников.

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 ГОДА

Ученики начинают потихоньку готовиться, решают тесты в школе на уроках и думают, что это будет вполне достаточно. Однако в результате ребята получают сертификаты с невысокими баллами и чувствуют досаду от того, что этот ЕГЭ можно было бы сдать гораздо лучше. Поэтому стоит заранее задуматься, как сдать ЕГЭ по русскому языку.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться на курсы по . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Даже если экзамен кажется вам несложным, он все равно требует тщательной подготовки. В среднем школьники сдают ЕГЭ по русскому языку на 55-70 баллов, в то время как результат в 85-95 баллов более чем реален. Такие высокие результаты могут сыграть важную роль при поступлении и помочь вам обойти соперников в конкурсе на место в вузе. Например, поступая в технический вуз, вы подаете результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. У таких же, как и вы, ребят из математических лицеев и гимназий результаты по физике и математике могут быть так же высоки. И тогда 90 баллов по русскому могут стать вашим козырем и обеспечить вам поступление.

Итак, есть причины полноценно готовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Самостоятельная подготовка подойдет, пожалуй, для крайне организованных ребят, готовых выделить на неделе два-три часа для того, чтобы сесть за учебник, разобрать новую тему и отработать ее на упражнениях. Если получилось – можете считать себя героем тайм-менеджмента. Если нет – не расстраивайтесь, а лучше поищите хорошего репетитора или курсы. Есть еще одна причина, по которой эффективнее будут занятия под присмотром педагога, ее мы разберем ниже.

СТРУКТУРА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 года

Пожалуй, это и правда не самый сложный экзамен. Если вы откроете вариант тестирования (демонстрационные версии легко найти на сайте ФИПИ), то сразу увидите, что работа состоит из теста, включающего 24 задания, и сочинения. Некоторые задания вы сможете решить сходу, поскольку многие темы по русскому языку проходятся из года в год, и поэтому хорошо откладываются в памяти. Например, задание на правописание корней слов. А вот формулировки других заданий могут поставить вас в тупик – например, задание №7 на поиск ошибок в предложениях и установление соответствия.

Затруднения может вызвать и написание сочинения, ведь в работе над ним есть определенные правила, которые необходимо учитывать. Именно поэтому работа с преподавателем будет плюсом: проверить свою работу и объективно ее оценить с точки зрения содержания и соблюдения всех языковых норм невозможно.

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА «ОТЛИЧНО»

Сдать ЕГЭ по русскому хорошо – вполне возможно. Но наша цель – сдать ЕГЭ по русскому очень хорошо. Не настраивайте себя на то, что невозможно понять этот предмет, думая, что в русском языке есть только правила, из которых больше исключений. Даже исключения можно объединять в некие тематические блоки, и тогда запоминание будет приятнее и легче. Например, список слов, где трудно определить место ударения, довольно длинный. Но в этом списке встречается много схожих слов – глаголы прошедшего времени женского рода («нарвала», «гнала», «создала» и другие). Почти во всех этих словах ударение ставится на последний слог. Если вы знаете и понимаете этот принцип, то вы сразу избавляете себя от ненужной траты времени на запоминание.

Как и в любом предмете будут некоторые вещи, которые придется заучить наизусть, чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку. Но если разобраться в основах, закрыть все пробелы, которые у вас тянутся с 8-9 класса (например, когда вы так до конца и не разобрались, чем отличается причастие и деепричастие, а теперь не можете правильно расставить запятые в таких оборотах), то многие задания покажутся вам более простыми и логичными. Из этого вытекает следующий пункт.

Поставьте перед собой задачу не «угадывать» ответ, а именно находить решение к каждому заданию. Итоговый экзамен – не лучшее время для риска и проверки своей интуиции. Отучите себя работать наугад. Так же, как и в математике, для выполнения заданий из ЕГЭ по русскому языку вы должны знать четкий алгоритм действий, который приведет вас к верному ответу. Это придаст вам уверенности и поможет справиться со стрессом на экзамене. И тогда написать ЕГЭ по русскому для вас будет значительно проще. Например, прежде чем расставить «н» и «нн» на месте пропусков в задании №16, вам нужно четко определить часть речи каждого слова. Не делая этого, вы сразу ставите под угрозу возможность правильно ответить на вопрос.

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ НА 100 БАЛЛОВ

Разумеется, придется выполнить абсолютно все задания безупречно. Чаще всего хорошо подготовленные школьники могут безошибочно справиться с тестовой частью. Увы, некоторые ребята традиционно теряют баллы, неправильно заполнив бланк ЕГЭ. Сразу выработайте для себя правило заполнения бланка. Например, вы вносите ответы в бланк только после того, как выполните весь тест и убедитесь в своих решениях. Обращайте внимание на то, сколько ответов у вас получилось (последний ответ должен быть записан под номером 24). Такие досадные мелочи могут стоить вам очень дорого. Разумеется, сложнее всего не сделать ни единой ошибки в сочинении. Поэтому работе над сочинением нужно уделить особое внимание.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЕГЭ 2018

1) Четко знайте план, по которому пишется сочинение ЕГЭ. Если вы забыли один из пунктов – сверьте свою работу с заданием к сочинению (там указаны все основные пункты, которые вы должны раскрыть в работе, и именно в нужной вам последовательности).

2) Поработайте над содержанием и над правописанием отдельно. Конечно, сначала стоит задуматься о том, чтобы составить связный, интересный и логичный текст, где будут последовательно и доступно излагаться все ваши мысли. Но после этого не поленитесь проверить работу. Выделите слова, где могут крыться ошибки в орфографии. Такие слова нужно заменить на другие или четко вспомнить правило, по которому пишется ваше слово.

Проверьте постановку знаков: найдите все основы, выделите в вашем черновике обороты, вводные слова, чтобы видеть, почему вы ставите или не ставите знак пунктуации. Избегайте сложных конструкций, где могут оказаться как грамматические, так и речевые ошибки.

3) Не забывайте, что за одну пропущенную в трудном месте запятую баллы не снижаются. Не впадайте в панику только потому, что есть вероятность ошибки. Сложные случаи можно будет обсудить на апелляции, есть в этом действительно будет необходимость и смысл.

4) Есть критерии оценки сочинения, за которые очень легко получить дополнительные баллы. Например, соблюдение этических норм (баллы получает работа, написанная без резких слов, «вежливым» языком). Или соблюдение абзационного членения текста (начать новую мысль с новой строки – не самая трудная задача).

Преподаёт русский язык в Фоксфорде

Я преподаю русский язык в московской школе № 179. Она считается одной из самых сильных в стране. Наши ученики сдают экзамены на высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах. Например, в этом году мой ученик Руслан Салимгареев сдал четыре ЕГЭ на 400 баллов.

При этом мы не делаем акцент на подготовке к ЕГЭ, а стараемся заинтересовать учеников предметом. Расскажу, как это работает.

Почему не стоит делать упор на ЕГЭ

ЕГЭ - это минимум того, что есть в русском языке. В 179-й школе мы, прежде всего, учим детей быть грамотными и помогаем им разобраться в предмете. Если ученик понимает язык, видит в нём систему и умеет писать хорошие тексты, он без труда сдаст ЕГЭ на высокий балл.

Единственное, к чему нужно подготовить ученика - требования составителей и экспертов, которые будут проверять ответы. Для этого мы показываем схему заданий и объясняем, что эксперты ждут от учеников. Конечно, мы решаем пробники и пишем сочинения, но не делаем это в ущерб другим, более значимым занятиям.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX - начала XX века.

Другой пример - журнал о науке «Кот Шрёдингера» . Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача - представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то - «Как написать бестселлер».

Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда .

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы - есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

Как готовиться к ЕГЭ

📆 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.

Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.

🛠 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.

Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.

Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное - много работать и каждый раз брать тему посложнее.

🔍 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников , но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.

Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал - слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.

👩‍🏫 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.

Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и .

⛔️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию - расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения - одна из самых трудных тем в русском языке.

В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.

Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.

Залог успешной подготовки

Попробуйте найти в предмете то, что вас цепляет. У вас должна быть мотивация его изучать и искать в нём свой интерес. Так вы начнёте понимать предмет и видеть систему, как всё устроено. А как только начнёте понимать - сможете справиться с любой задачей.

Возможно, это не получится с первого раза. Но обязательно получится со второго или третьего. Не бойтесь: всё это возможно и не так уж сложно. Я убеждена, что не бывает безнадёжных и слабых учеников. Любой человек способен сдать экзамен на высокий балл, тем более ЕГЭ.