Родительское собрание "два взгляда на воспитание ребенка" - психологическая игра для родителей - мам и пап. Тренинг на родительском собрании "семья и дети"

Подготовительный этап:

  1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек
  2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель: Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского. Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.
  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

  • Ведущий – педагог – психолог МДОУ «Сказка».
  • Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.
  • Воспитатели группы.

Методическое обеспечение:

  1. Рекомендации для раздачи участникам игры.
  2. Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

  1. 2 стола, стулья по количеству родителей.
  2. Бумага и карандаши для работы в группах
  3. 2 доски для демонстрации ответов групп.
  4. Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч
  5. Деревянные части кораблика
  6. Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).
  2. В игре нет зрителей. Все участники.
  3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение ).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых. И наш пятый вопрос: Как вы поступите в предложенных вам ситуациях? Приложение 1 .

Ведущий: Детство – это забота родных, счастливый детский смех и конечно же сказки. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочная путаница». Вы должны внимательно прослушать стихотворный текст и ответить на вопрос. Приложение 2 .

Ведущий: А теперь шестой вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 10 наименований птиц, а команда мам – 10 наименований растений. (Команды работают ). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим ).

Эмоциональная близость в семье предполагает установление взаимно приятных, дружеских отношений, симпатий, взаимоуважения, сопереживания, помощи – одним словом, основой эмоциональных связей в семье является любовь. В наше время не только матери, но и отцы не просто нуждаются, но и хотят получать психологические знания для построения гармоничных отношений со своими детьми. Сценарий собрания посвящен этой теме.

Подготовительный этап:

  1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек
  2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Ведущий: Детство – это забота родных, счастливый детский смех и конечно же сказки. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочная путаница». Вы должны внимательно прослушать стихотворный текст и ответить на вопрос. Приложение 2 .

Ведущий: А теперь шестой вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 10 наименований птиц, а команда мам – 10 наименований растений. (Команды работают ). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим ). Приложение 3 .

Прощание.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник
Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в кружке "Клуб интеллектуалов"
Урок немецкого языка в группе детей дошкольного возраста
Интеллектуально-творческое развитие дошкольников
| родительское | родительское собрание | два | на двох | взгляда | с первого взгляда | воспитание | воспитание детей | ребенка | ребенок дитя | психологическая | психологические тесты | игра | бесплатные игры | для | поздравления родителям | дети и родители | мам | порно мама | пап | папо | детский | детский сад | Страничка психолога | Родительское собрание Два взгляда на воспитание ребенка психологическая игра для родителей мам и пап Детский сад

МАОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1»

Сборник

«Психологические игры для взрослых на родительском собрании»

Полазна 2015

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник.

На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Использование ролевых игр позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны.

Роль- это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что непросто сказать от своего имени, можно выразить от имени роли. На родительском собрании можно организовать разные ролевые игры. Родители могут исполнять роли индивидуально или группами, создавая группы подростков, педагогов и т.д. РОЛЕВАЯ ИГРА
- дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов; - развивает творческие способности; -способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; -формирует толерантное отношение к другим мнениям;

Способствует сплочению коллектива родителей.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

ВЫВОДЫ: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическая игра «Подросток»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль подростка.
Остальные родители играют различные роли.

    Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к подростку и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг подростка. Затем они ходят вокруг подростка и одновременно говорят свои слова.

    РЕФЛЕКСИЯ:

После подросток делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать?

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему подросток ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

    Мама: Доча, не забудь разогреть обед и накормить брата!

    Папа: Оля, принеси, пожалуйста, газеты из почтового ящика!

    Брат: Ну, помоги же склеить самолёт, у меня ничего не получается.

    Старшая сестра : Когда пойдёшь из школы, положи мне 100 рублей на телефон, хорошо?

    Бабушка: А домашнее задание ты уже выполнила?

    Дедушка: Ольга, помогла бы бабуле вдеть нитку в иголку. Да и заштопала деду рукавицу, не переломилась бы.

    Учитель: Завтра в школу без родителей не приходи! Жду в кабинете директора в 8.30.

    Повар: Ну что за ребёнок, опять стакан разлил! Бери тряпку, затирай скорее!

    Техничка: Опять носишься как угорелая! Марш в класс! И чтоб больше мне на глаза не попадалась!

    Классный руководитель : Оля! Ну, как дела? Плакат к новому году нарисовала?

    Продавец: Девочка, возьми чек. Поторопись, за тобой уже очередь!

    Милиционер: Ты опять перебегаешь улицу на красный свет? Выпишу родителям штраф!

    Подросток

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Психологическая игра «Первоклашка»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль ребенка-первоклассника. Остальные родители играют различные роли.

    Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к первокласснику и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг ребенка. Затем они ходят вокруг первоклассника и одновременно говорят свои слова.

    Моделируется ситуация №1 . Школа. Ребенок садится за парту. Перед ним учебник, тетради, пенал. Доска.

    Учитель: Сиди красиво, не вертись!

    Одноклассник: Дай мне ручку!

    Одноклассник: Смотри у меня есть наклейки!

    Учитель: Возьми ручку правильно, не так берешь, а вот так возьми.

Моделируется ситуация №2. Ребенок находится дома.

Мама: Пиши красиво, правильно.

Папа: ну что ты ничего не понимаешь, что за каракули

Бабушка: почему ты не стараешься, очень неаккуратно. Сядь прямо.

Младший брат: давай поиграем, смотри у меня машинка.

Дедушка: что ты лежишь на столе, учи уроки давай!

Моделируется ситуация №3 . Ребенка провожают в школу.

Бабушка: (ведет за руку до класса, помогает раздеться) Внучок, не дерись и слушай учителя. Давай ножку снимем сапожки

Мама: (ведет за руку до класса, садит за стол). Старайся, мой малыш, будь умницей, слушай учителя и не вертись.

Папа: Ты уже большой, сам должен ходить в школу.

Ситуации можно разнообразить, также как и фразы.

Можно смоделировать ситуацию взаимоотношений родителей и всех остальных членов семьи в адаптационный период ребенка.

    РЕФЛЕКСИЯ:

После первоклассник делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать? Какая реакция была на разные фразы родителей

Затем делятся впечатлениями все взрослые.

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему первоклассник ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС, КРИЗИС 7 ЛЕТ

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

ВЫВОД: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Не только детям, но и взрослым трудно удержать текст. Следовательно, должно быть понимания того, что чувствует ребенок. Нужно с ним разговаривать!

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

ВАЖНО! Взаимодействие учителя и родителя, родителя и ребенка.

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

ВЫВОД: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Игра «Ромашка эмоций и чувств».

(Звучит спокойная музыка).

Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания

АДАПТАЦИЯ 5 КЛАСС

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическое упражнение «Гиперопека».

Для проведения упражнения вызывается один родитель. Ему предлагается представить, что он ребёнок, который только недавно родился.

Психолог выступает в роли его мамы, которая его очень любит и опекает. Слова психолога: «Проходит время, ребёночек растёт и вот он уже встал на ножки и начал ходить. Ему всё интересно, он забирается, куда только можно. Мамочка очень переживает, чтобы он не упал.

Что же можно сделать? Можно завязать ребёнку ножки, мамочке так будет спокойнее. (завязываются ноги родителя).

А ребёнок продолжает расти. Ему хочется всё потрогать, всё взять. Он начинает протягивать руки к различным предметам, в том числе и опасным: электрическим розеткам, газовой плите и т.п. Мамочка очень боится. Что же теперь можно сделать? Можно завязать руки.(завязываются руки).

Проходит ещё время. Ребёнок начинает говорить. Очень часто он говорит то, что услышит на улице. А это бывают нецензурные выражения. Конечно, это не нравится его маме. Что можно сделать? Можно завязать рот. (родителю завязывается рот).

Ребёнок растёт. Смотрит по телевизору различные передачи, фильмы, которые часто несут в себе негативную информацию. Как оградить ребёнка от этого, чтобы мамочке не волновалась? Можно завязать глаза и уши. (родителю завязываются глаза и уши).

Вырос ребёночек, теперь он уже большой. Его сердце начинает любить и часто он выбирает не того, кто нравится его родителям. Как заставить отказаться от любви? Можно завязать сердце». (родителю завязывается сердце).

(В итоге у участника упражнения оказываются завязанными ноги, руки, рот, глаза, уши, сердце). Не развязывая спросить родителя: - Ну и как, вам нравится? - Что вы хотите развязать в первую очередь? (психолог спрашивает и постепенно развязывает участника упражнения).

РЕФЛЕКСИЯ:

Что вы чувствовали во время упражнения?

Какие выводы вы сделали?

АДАПТАЦИЯ 1, 5 КЛАСС

Игра «Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом будут передавать мяч.

ВЫВОД: Родители проговаривают свои действия и помощь которую могут оказать своему ребенку.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Ролевая игра «Услышать ребенка». В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.». Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.; «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.); «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми. Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Занятие № 1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: помочь родителям познакомиться, лучше узнать друг друга для успешного взаимодействия в дальнейшем.
Подготовка: родители приносят одно семейное фото (если папа и мама, то 2 фотографии).
ХОД
Присутствующие занимают места, образовывая один большой круг. Педагог-психолог сообщает цель тренинга, предлагает родителям быть откровен¬ными, открытыми, искренними.
Первое задание - «Знакомство»
Каждый из родителей называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает свое имя или имя и отчество на заранее подготовленном педагогом листе или купленном (т.н. бей-джике) и прикрепляет его к своей одежде.

ЗАНЯТИЕ № 2 «Ценности в воспитании ребёнка»

Цель: определить истинные ценности в своей жизни и помочь реализовать свои возможности в воспитании ребенка.
1.Приветствие
2.Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.
3.Упражнение «Шкала ценностей»
Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности, которые у них есть.
Затем, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление:
работа быт магазин телевидение дети друзья дача.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?
4.Упражнение «Будущее»
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик №1. затем заполнить столбик №2 и №3.

Ответ на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребёнка, в которые вы используете при общении с ним. Выражения,которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели.
1 2 3

5.Релаксация.
1) Займите удобное положение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вы думаете только о приятном. Посторонние звуки для вас как шум дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни, которая принадлежит вам.
2) В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Появится желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами.
7.Прощание.

ЗАНЯТИЕ №3 «Воспитание уважительного отношения к особенностям другого человека»

Цель: воспитать уважительное отношение к особенностям другого человека, а также научиться принимать близких людей безусловно.
1.Приветствие
2.Упражнение «Разреши другому быть другим»
Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей девять, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.
1)Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается.
Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.
Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).
Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания,
выделений, ритм цикла сон - бодрствование).
Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка па такие стимулы, как-
незнакомая еда. игрушка или человек).
Приспособлясмость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды)
Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).
Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы
проявилась нужная реакция).
Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).
Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).
Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).
2) Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.
3) После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.
4) Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.
3.Упражнение «Стать лучше»
1. На чистом листе бумаги опишите себя:
* внешний вид;
* черты характера;
* способности;
* знания;
* умения;
* что вы делаете такого, что делать нельзя (всякие нарушения).
2. На другом листе напишите то же, но чуть-чуть приукрашая свои достоинства. Оставьте себе второй лист и перечитывайте его. Улучшать свой портрет всегда полезно!
4.Упражнение «Безусловное принятие»
В уже знакомом расслабленном состоянии
Представьте себе одного за другим всех знакомых людей - родителей, мужа детей, друзей. Скажите каждому из них: «я люблю тебя, безусловно, я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Найдите среди знакомых вам людей, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые, по вашему мнению, недостойны вашей поддержки, у которого вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно ме¬шает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Теперь поставьте себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете? Скажите ему слова: «я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».
Обсуждение: Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №4 «Активно слушать – лучше понимать детей »

ЗАНЯТИЕ №5 «Чувства в ситуации удача-неудача»

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.
1.Приветствие
2..Упражнение «Пойми меня правильно»
Упражнение выполняется в парах.
Часть 1. Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился во время с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).
Партнер Б реагирует, при этом использует выражение:
«Я тысячу раз говорил тебе, что...»
«Сколько раз тебе повторять...»
«Неужели тебе трудно запомнить, что...»
«Ты такая же, как твоя мама (папа)...»
Через 5 минут поменяться ролями.
Часть 2. Партнер А рассказывает ту же ситуацию, а партнер Б реагирует, используя следующие выражения:
«Расскажи подробнее, как это произошло?»
«Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения: Что ты собираешься делать?»
«Чем я могу тебе помочь?»
«Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
3. Упражнение «Любимые мои дела»
Устройтесь поудобней. Закройте глаза (расслабление но той же схеме)
...Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то... Вы увлечены этим делом, вам интересно заниматься любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые воз¬никли у вас в связи с этой оценкой...
Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время.
Я буду считать от 5 до 1, с каждым счетом вы будете чувствовать приближение реальности, вместе с этим прилив бодрости, энергии. На счет 1 откройте глаза.
В обсуждении этого упражнения важно определить внимание на то:
1) Каким делом был занят ребенок?
2) Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд?
3) Став взрослым человеком, сохранился ли интерес к тому делу, которым он занимался в детстве?
4) Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят, при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности.
4.Родители пишут «Историю своего успеха», после прохождения первого цикла занятий в группе «Тренинга родительско-детских отношений».
5.Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем. которые обсуждались на занятиях и к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и ощутить атмосферу тренинга при взаимодействии в семье.