Отрывок из евгения онегина сон татьяны. Сон Татьяны и его значение в романе А

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее - Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала... и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки - лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена...». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью - значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой...», с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь - «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь - характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «...Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», - говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.

Сейчас смотрят:

На мой взгляд, не существует никакой юной девушки которая не мечтала встретить свою единственную и настоящую любовь. Есть множество интересных и романтических книг о светлое чувство любви. Наиболее яркой книгой о романтической любви является повесть Александра Грина “Алые паруса”.В первом классе, как только я научилась читать – я записалась в школьную библиотеку. Первая книга, которую я захотела прочитать оказалась именно “Алые паруса”

Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе. Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне». Само «дно» - это место,

Может быть, кто-то будет смеяться... А я хочу иметь хомячка! Не кошку, не собачку, а именно хомячка. Маленькое безобидное животное, которому также нужна ласка и внимание. Его почти не слышно, почти не видно. Но хомячок, он есть, он может быть все время рядом. Для многих, смешное животное, а для меня - ласковый друг. Он смешной, забавный. Всеми своими движениями он заставляет улыбаться. Например, когда бегает, или умывается, а когда он

События повести «Знак четырёх» разворачиваются в Лондоне в 1888 г. Во время вынужденного безделья, связанного с отсутствием заказов, известный сыщик-консультант Шерлок Холмс, проживающий на Бэйкер-стрит в доме 221?6 вместе со своим другом доктором Ватсоном, излагает ему суть своего дедуктивного метода, который он использует при раскрытии преступлений. Шерлок Холмс убеждён, что по капле воды наблюдательный человек способен путём логиче

Для меня “Герой нашего времени” - роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, - скопище “пороков всего поколения в полном их развитии”. А с другой - личность, стоящая на ступеньку выше на лестнице развития над вс

Рано утром, когда еще темно я люблю подбежать к окну и любоваться видом из него. Уличную небольшую дорожку, освещенную уличными фонарями, чуть видно пушистый, свежий снег, лежащий на голых ветках деревьев и земле. Напротив меня есть другие дома, в них тоже просыпаются люди и встречают новый день. Люблю понаблюдать за людьми, которые не поленились встать ещё раньше меня и теперь выгуливают своих домашних любимцев, несмотря на день недели

Главной героиней пьесы А.Н. Островского «Гроза» (1859) является Катерина Кабанова – молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой. «Гроза» - одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое Островскому патриархальное купечество. В «Грозе» писатель резко критику

Добро и зло… Нравственные категории, лежащие в основе человеческой жизни, устройства мира, Вселенной. Что есть добро? Что есть зло? Каково их соотношение в мире? Можно ли его изменить? Эти вопросы волновали людей, наверное, на протяжении всего срока существования человечества. Волнуют они и современных людей. Тем более что сейчас очень напряженная обстановка во всем мире. Мо родители жили во времена, когда Россия входила в состав СС

В степи остановился богатырский разъезд - три воина, три народных героя: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Тот, кто смотрит из-под ладони, - Илья Муромец. Это старший среди богатырей. Алеша держит наготове пук и стрелу. Добрыня меч булатный вынимает. Не враги ли там, впереди, притаились?Чтобы создать на полотне образы трех богатырей, великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов изучил множество былин и летописей. Ка

Прочитав роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", я могу ответить на вопрос: почему Татьяна Ларина отвергла Евгения Онегина в конце восьмой главы? Татьяна, по мнению автора, представляет собой идеал "русской души". Они проста в общении, открыта, доверчива, как ребенок, каким и является девушка в начале романа. Для героини все ново, свежо. Татьяна и Владимир Ленский, друг семьи Лариных, близки по духу-они оба романтики. Героиня задумчива

1000 и 1 факт о сне: Некоторые исследования показывают, что женщины имеют потребность в дополнительном часе сна по сравнению с мужчинами, что вызвано их склонностью к депрессии и психозам.

Сны в литературе используют, чтобы показать внутренний мир героев, их терзания, переживания. Иногда описания сновидений нужны, чтобы дать подсказку читателю о том, что происходит в окружающем мире героя, что его ждет.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже использовал этот прием, описав сон Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин". Он прибег к нему в середине романа, уже после рокового письма, которое Татьяна Ларина написала Евгению Онегину. Сквозь слезы выслушан отказ Онегина; девушка страдает, "бледнеет, гаснет и молчит!" Соседи перешептываются, Ленский по-прежнему ухаживает за Ольгой, а Онегин продолжает вести жизнь в "беспечной неге": катается на лошади, пьет хорошее вино, наслаждается вкусной едой и погожими летними деньками.

Так и шло время, а Татьяна никак не могла забыть Евгения. Вот уж промелькнула осень, пришла зима и наступило Рождество. На Рождество и Святки в доме Лариных служанки гадали на барышень, предсказывая им мужей. Как и любая девушка того времени Татьяна тоже увлекалась святочными гаданиями . Охваченная смятеньем, немного страшась заглянуть в свое будущее, Татьяна гадает вместе с ними, пробуя то одно гадание, то другое. Няня посоветовала ей нагадать сон на жениха, и Татьяна кладет перед сном под подушку свое зеркальце.

Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.

И ей "снится чудный сон", словно она ночью идет по поляне, занесенной снегом, заходит в лес и набредает на ручей, среди сугробов. Он не скован льдом, через него перекинуты две хилые жердочки, ручей бурлит, и Татьяне нужно через него перебраться. Вдруг из сугроба, раскидывая снег, вылез медведь. Он протянул ей лапу, чтобы помочь пройти по "гибельному" мостику, и девушке ничего не остается, как принять его помощь. Но медведь продолжает идти за ней, и в страхе Татьяна пытается убежать от него через зимний лес.

Снег промочил ее башмачки, сучья цепляются за шею, уши, выдергивая сережки, бежать в снегу по колено уже невозможно. Татьяна выбивается из сил, падает на снег. Медведь подхватывает ее и несет к шалашу, в котором живет его кум. Очнувшись, Татьяна слышит звон стаканов, видит стол, вокруг которого сидят страшные чудовища:

Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полу-журавль и полу-кот.


Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

И вдруг Татьяна видит, что в главе стола сидит не кто-нибудь, а ее возлюбленный - Евгений Онегин. По всей видимости, он хозяин этого шалаша и кум медведя. Внезапно все эти монстры вместе с Онегиным идут в сени, где лежит Татьяна. Увидев ее, они окружают ее с криком "Мое!" Онегин говорит им грозно: "Мое!"

Чудовища уходят, но едва Евгений и Татьяна остаются наедине, открывается дверь и входят Ленский с Ольгой. Онегин сердится на незваных гостей и в порыве гнева убивает Ленского ножом.

Тут "Таня в ужасе проснулась", в комнату вбегает Ольга и тормошит сестру:


«Ну, - говорит, - скажи ж ты мне,

Кого ты видела во сне?»

Но Татьяна молчит. Ее тревожит зловещий сон, она хочет понять его значенье и листает сонник. Однако в нем она не может найти ключа к загадочному видению.

Зная, чем кончится роман, понятно, что сон Татьяны Лариной - вещий. Он отразил судьбу Ленского и глубокие переживания Татьяны. Но обратим внимание на детали сна. Например, те две жердочки, по которым Татьяна пыталась перейти ручей во сне, словно символизируют две сосенки над ручьем, где находится могила Ленского:

И слышен говор ключевой, —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленской здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»

А когда Татьяна лежала в сенях, то первое, что она услышала, был "крик и звон стакана, как на больших похоронах..."

Согласно святочным гаданиям девушки кладут прутики на зеркальце (жердочки и ручей) перед сном и приговаривают: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". "Перейти ручей" означает "выйти замуж". Медведь, который перевел Татьяну через ручей, это символ ее будущего жениха. Генерал, за которого Татьяна вышла замуж впоследствии, описывается Пушкиным как "важный" и "толстый".

Во сне Татьяна, скрепя сердце, приняла помощь медведя, в жизни она тоже выходит за генерала замуж без особой любви. Она признается Евгению, что все еще любит его, но "другому отдана" и будет "век ему верна".

Во сне Татьяна лежит в сенях, и через приоткрытую дверь заглядывает в комнату, где за столом сидит Онегин. Она словно заглядывает во внутренний мир возлюбленного. И что она там видит? Демонов, чудовищ - по всей видимости, они символизируют пороки, присущие Евгению. Значит, в глубине души она видит недостатки Онегина, но любит его. "Мое!" - восклицает Евгений. Впоследствии, после замужества, Онегин встречает Татьяну на балу и ему вновь хочется крикнуть "Мое!" Татьяна подтверждает, что былые чувства никуда не делись, но теперь настает ее очередь отказать Евгению.

Вот так маленький эпизод, описывающий сон Татьяны Лариной , несет в себе куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.

СОН ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин - тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, Вь1зван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяна одержима мыслью о Евгении, его холодность страшит героиню, от-С1°Да и тревожный, полный страшных предчувствий сон. Любя, Татьяна и во сне видит... -будто бы она "дет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена... Сон героини очень логичен и последователен, встречающие-я Трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косм^ТЬ1й». Тать замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь, но в ** страхе ощущает а блаженство. Упала в снег; м^ведъ проворно Ее хватает и несет; Она бесчувствецно.покорна> Не шевельнется, не дохнет. Увидя Онегина «предводителем» страшной ц^йки, Татьян пытается успококгься, но драматизм ситуации сохраняется. * Сидят чудовища кругом: Один в рогах с ^бачьей мордой, Другой с петуший головой, Здесь ведьма с к^зьей бородой, Тут остов чопорНЬ1и и гордый, Там карла с хво^иком, а вот Полужуравль и полукот. Ну чем ни нянюшкина сказка, но та обычно заканчивалась благополучно. Здесь же читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим «Дружку» Ленского. Спор громче, гро^е; вдруг Евгений Хватает длинны^ нож, и вмиг Повержен Ленский... Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в Гфедзнаменованье. Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Сон героини, Достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь - это ее бУДУЩиймуж, генерал-Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны-Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах»-Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, У#е светская замужняя дама, но такая же несчастная, как преждесчастъе было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя уж решена... а вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить... я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя рдую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.

Задачи и тесты по теме "Сон Татьяны Лариной. Его значение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 3 Заданий: 8

  • Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы - Слово 2 класс

Важное место в моем исследовании занимает сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа "Евгений Онегин". Это самое загадочное место во всем произведении. Сон Татьяны - зловещий знак ее судьбы (Татьяна недоумевает и во сне, и после пробуждения, ищет толкование в соннике). Сновидение Татьяны вещее. Снится ей "чудный сон": она идет по снеговой поляне (вообще пятая глава начинается с описания зимних пейзажей; "Татьяна <…> с ее холодною красою любила русскую зиму"). Тема зимы будет сопровождать героиню все время. В Москву, на "ярмарку невест" она поедет по зимнему пути. Встреча Татьяны и Евгения происходит в Петербурге в это же время года, и сама она при встрече с Онегиным "окружена крещенским холодом", и холод этот - броня Татьяны.

Так от любви к зиме она переходит к страху перед ней, а потом зима (равнодушие и усталость) поселится внутри нее.

Отзовется в жизни и еще один мотив из сна: героиня переходит через реку, что в народных мифологических представлениях связывалось с замужеством, но и не только с ним.

Река - это своеобразный разграничитель, символизирующий деление мира на две части.

В сказочной мифологии переход через реку означал еще и смерть, то есть "иное бытие". Жизнь в замужестве для девушки - это и есть иное бытие, иная жизнь, такая же неведомая, как и смерть.

В сновидении Татьяны, таким образом, любовь и замужество соединяются с чем-то ужасным, грозящим гибелью.

С этим связан и зеркально перевернутый свадебный обряд в сновидении Татьяны. Она сама приходит к жениху (а не наоборот, как полагалось на свадьбе). В хижине, куда попадает героиня, - веселье, смех, "крик и звон стакана". Но Пушкин сразу говорит: "как на больших похоронах", что не предвещает героине ничего хорошего и одновременно намекает на потустороннюю силу. Дом жениха находится в лесу, а лес в мифологическом представлении славян - чужое, губительное пространство. За столом пируют страшные чудовища: "один в рогах с собачьей мордой", "другой с петушьей головой", "ведьма с козьей бородой", "карла с хвостиком". Но, главное, кроме них Татьяна видит того, кто "мил и страшен ей", Евгения, причем в роли хозяина (ему все подчиняются), атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского (в этот момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу, которая являет собой полный контраст ("Авроры северной алей и легче ласточки…") мрачному сну с убийством ее (Ольги) суженого; эта ситуация отражается позже: после действительного убийства Ленского Ольга очень быстро оправляется и выходит замуж за улана ("Увы, невеста молодая своей печали неверна. Другой увлек ее внимание") в противоположность Татьяне ("Но я другому отдана и буду век ему верна").

Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у Мартына Задеки, ей непонятен и загадочен сон, она не может постичь его сущность. Ответ (или это опять неверный ответ?) она найдет гораздо позже, когда, разглядывая книги Онегина в его доме, скажет: "Уже не пародия ли он". Но в этот момент (в пятой главе) Татьяна находит решение прямо противоположное. Во всей главе Онегин обрисован самыми мрачными красками: он то лихой молодец, предводитель шайки домовых, герой тех книг, которые описаны в третьей главе.

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь ее кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный

Иль вечный жид, или Корсар

Или таинственный Сбогар.

Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с ее сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают тех адских созданий ("уездный франтик Петушков, - "другого с петушьей головой", а остальные - "Буянов, в пуху, в картузе с козырьком", "Флянов, обжора, взяточник и шут", "мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и рыжем парике" - настолько нелепы и смешны, что похожи на тех домовых). В хижине - "лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ", у Татьяны - "толкотня", "тревога", лай мосек", "чмоканье девиц", "шум", "хохот", "давка", "поклоны", "шарканье гостей"; во сне героине - "крик и звон стакана", на именинах - "рюмок звон". Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир он решает отомстить Ленскому, и результатом его плохого настроения является дуэль.

Итак, в день именин самой светлой героини совершается вакханалия самых черных сил зла (при чем эпиграф подчеркивает это: светлая героиня (Светлана) - "страшные сны").

Тема сна будет сопровождать Онегина на протяжении всего романа. Резко контрастирует его "сладостный, безграничный сон" после получения письма Татьяны и "страшный, непонятный сон", в котором он чувствует себя на дуэли. Не зря он проспал время дуэли ("еще над ним летает сон"). Затем этот мотив появляется в восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны. Он вспоминает: "та девочка…иль это сон?...", он спрашивает себя: "Что с ним? В каком он страшном сне!"

Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та, что раньше казалась такой простой, такой доверчивой и понятной, теперь оказалась на недосягаемой высоте. Татьяна - неприступная богиня, "величавая", "законодательница зал".

Но сама героиня видит все по-другому. Ее впечатление от первых балов в Москве ("теснота", "волненье", "жар", "мельканье", "шум", "хохот", "беготня", "поклоны", - в общем "волненье света") очень напоминают "адской сволочи скаканье" из сна Татьяны.

Опять Пушкин перечисляет гостей: "Проласов, заслуживший известность низостью души", "другой диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим", "путешественник залетный, перекрахмаленный нахал". Эти люди ничем не лучше персонажей ее сна. Но по иронии судьбы теперь она хозяйка бала, хотя и не дорожит этой "ветошью маскарада", "блеском", "шумом", "чадом".

А Онегин, видя ее среди всего этого, не может понять, как она могла так измениться. Он на балах в Петербурге оказывается в роли Татьяны на шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая "Гиббона, Руссо, Манзони", "без разбора".

Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, они меняются местами (классическая для романов ситуация несовпадения), но это далеко не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и Евгения не удалась, она похожа на дурной сон. Ни его, ни ее в окружающем мире никто не понимает. Даже друг для друга они не очень реальны. Татьяна "мечтой стремится … в сумрак липовых аллей, туда, где он являлся ей". И Онегин в мыслях возвращается к деревенской жизни: "то сельский дом - и у окна сидит она… и все она…".

Итак, вещий сон Татьяны - один из самых важных и интересных сюжетных ходов романа, и неспроста он расположен в пятой главе - ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленное. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово "сон".

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Являлися впервые мне…

Замыкая этот "сонный круг".

Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Являясь центральным для психологической характеристики "русской душою" героини романа, он также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон, прежде всего, мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после "странного" поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферой святок - времени, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в опасную игру с нечистой силой. В связи с этим следует подчеркнуть, что сон Татьяны имеет глубоко реалистическую мотивировку.

Сон Татьяны характеризует и другую сторону сознания Татьяны - ее связь с народной жизнью, с фольклором. Сон Татьяны - органический сплав "сказочных и песенных" образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Рассмотрим отдельно предметы и действия героини во время сна.

XI-XII строфы. Переправа через реку - устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии.

В исследованиях А. Потебни во время гаданий "на жениха" девушки делают из прутиков мостик и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". Потебня А. заключает: "Татьяна у Пушкина - "русская душой", и ей снится русский сон <…>. Этот сон предвещает: выходить замуж, хоть и не за милого".

Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти.

Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

XII строфа. Татьяне снится большой взъерошенный медведь. Связь образа медведя с символикой сватовства, брака в обрядовой поэзии отмечалась исследователями.

Медведь пыхтун,

По реке плывет,

Кому пыхнет во двор,

Кому зятем в терем,

Весьма распространен был в старину обычай сажать молодых во время свадьбы на медвежий или другой густой мех.

Однако исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая "своя", человекообразная природа персонажа, в сказочных - представляющая его хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, "лесного черта", и роль его как проводника в "шалаш убогий" вполне оправдана всем комплексом народных верований.

XVI-XVII строфы. Содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне.

Во-первых, свадьба - это одновременно и похороны: "За дверью крик и звон стаканов, как на больших похоронах".

Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается "навыворот". В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за "дружкой".

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а "лесной", т.е. "антидом"). Войдя, она застает сидящих за столом не гостей, а лесную нечисть. Возглавляющий их хозяин является предметом любви героини. Описание нечистой силы подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

Сон Татьяны Лариной и его значение.
В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин создал достоверную картину русской жизни начала XIX века. С помощью многих приемов Пушкин максимально полно раскрывает перед нами образы героев романа: с помощью их отношения друг к другу, к окружающим, к природе, вводя авторские оценки и лирические отступления.

В Татьяне воплотился “милый идеал” автора, она дорога Пушкину, поэтому он старается показать нам самые глубокие, сокровенные глубины ее душевного склада. Вот поэтому для понимания замысла поэта важно проанализировать сон Татьяны. Мы знаем, что
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Поэтому сон в ночь, когда девушка решилась ворожить, в надежде узнать своего суженого и свое будущее, нам особенно интересен. Перед ворожбой Татьяне “стало страшно вдруг”, и этот страх, непонятная тревога перед неизвестностью поселяется в нашем сердце на все время ее сна.
Сон Татьяны заменяет у Пушкина подробный анализ ее внутреннего мира, это ключ к пониманию ее души. Здесь можно отыскать образы сентиментальных романов, любимых девушкой: отсюда таинственная сила Онегина над оборотнями, его нежность, соединенная со страшной губительной силой. Однако основное содержание сна соткано на основе народных представлений, фольклора, сказок, преданий.
В самом начале сна Татьяна, идущая по снежной поляне, “печальной мглой окружена”, встречает символичное препятствие:
Кипучий, темный и седой,
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий гибельный мосток,
Положены через поток…
Перебраться через ручей ей помогает старинный герой русских народных сказок - “большой, взъерошенный медведь”. Он сначала преследует девушку, а затем выводит ее к “убогому” шалашу, где Татьяна встречает своего возлюбленного, но в какой компании!
…Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Так карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
В этом страшном обществе Татьяна узнает своего милого, выступающего в роли хозяина:
Он знак подаст: и все хлопочут;
Он пьет: все пьют и все кричат;
Он засмеется: все хохочут;
Нахмурит брови: все молчат…
Наша тревога возрастает, когда Онегин и “адские привидения” обнаружили нашу героиню. Однако все обошлось, влюбленные остались наедине, и в момент, когда мы ждем лирического продолжения, появляются Ленский с Ольгой, вызывая на себя гнев Евгения. Задремавшее было беспокойство всплывает с новой силой, и мы оказываемся свидетелями трагедии:
Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский…
В ужасе просыпается Татьяна, стараясь осознать увиденное, еще не подозревая, насколько пророческим окажется ее сновидение. Ожидание беды, не исчезнувшее, а укрепившееся после пробуждения героини, не покидает нас во время последующих именин Татьяны. Сперва собираются гости - провинциальные дворяне, с их низменными желаниями, потухшими чувствами, мелкими сердцами. “Странное” поведение Онегина у Лариных, его ухаживание за Ольгой приводят к катастрофе - дуэли двух друзей, Онегина и Ленского. И здесь, после страшного сна Татьяны, пир можно расценивать как поминки по Ленскому.
Таким образом, природная интуиция и тонкая душевная организация помогли Татьяне, опережая время, предчувствовать события, которые еще только должны произойти и принести в ее жизнь трагедию, поскольку не только внутренне навсегда разлучат ее с любимым человеком, послужат барьером между их дальнейшими взаимоотношениями, но и принесут горе многим другим людям: Ольге - недолгое одиночество, Ленскому - смерть, а самому Онегину - душевный разлад с самим собой.