Отпевание усопшего в церкви: описание обряда над покойником, стоимость. Отпевание усопшего: порядок и правила

Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для Таинств Церкви. Но Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств.

Время и место совершения чина погребения

  1. Чин погребения в нашем храме совершается каждый день, кроме воскресенья. По Вашей просьбе (обстоятельства бывают разные) время отпевания может быть перенесено.
  2. Для совершения чина погребения с должной благопристойностью следует прийти в храм и обратиться в церковную лавку за день-два до времени похорон.
  3. Для соблюдения должных условий желательно при себе иметь свидетельство о смерти.
  4. В церковной лавке Вы можете приобрести все потребное для совершения чина погребения: пелену, свечи, венчик, небольшой крест для усопшего и другое.
  5. Отпевание совершается в течение 30-50 минут в зависимости от числа прощающихся родственников и близких.
  6. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.

Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края », в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста. Поэтому Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен (колбасы и прочего) на Пасху. Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами. Но совершенно особое во всем этом попечительном святом многообразии занимает трогательный чин Погребения.

Чин Погребения – это таинственный обряд, совершаемый священнослужителями в храме, на кладбище или в любом другом достойном месте, состоящий их церковных песнопений, каждения, чтения Евангелия, Разрешительной молитвы над усопшим и благословения на погребение в кладбищенских пределах .

Катехизическое определение чина погребения

Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.

Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».

ОТПЕВАНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ И ТОЛЬКО НАД ХРИСТИАНАМИ, КРЕЩЕННЫХ В ПРАВОСЛАВИИ

Об отпевании необходимо договориться со священником заранее (за день или два) до дня погребения.

В свечной лавке нужно заранее приобрести саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

При отпевании родные и близкие стоят с зажжеными свечами. В этом обряде могут принимать участие представители других религиозных конфессий. Продолжить чтение →

_______________________________________________________

Отпевание. вопросы

Когда необходимо договариваться со священником об отпевании?

Об отпевании необходимо договориться в храме за несколько дней (не позднее, чем за день) до дня погребения. При себе необходимо иметь свидетельство о смерти. В свечной лавке нужно заранее приобрести погребальный саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

Совершается ли отпевание над некрещеными младенцами?

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.

Кто лишается церковного погребения?

Лишаются христианского погребения некрещеные, а также лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

Как отпеть человека совершившего самоубийство в невменяемом состоянии?

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение.

Что такое заочное отпевание? Как оно совершается?

Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т. п.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.

Какие существую суеверия, связанные с погребением?

Существует множество неписаных, и подчас довольно странных обычаев, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с бóльшим усердием, нежели церковные традиции. В XX-м веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

Завешивать зеркала и стекла в доме, где есть покойник;
- закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула);
- ставить под гроб емкость с водой (в которой душа отмывается);
- класть под гроб топор;
- класть в гроб деньги, вещи и продукты;
грехи усопшего)
- считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба (наоборот, именно близкие родственники должны нести гроб. В некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям);
- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрешь);
- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
- «замывать» пол после выноса гроба (чтобы умерший не вернулся);
- переворачивать стулья и столы после выноса тела;
- лить водку в могильный холм;
- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
- кидать в могилу деньги;
- рассыпать по могиле хлебные крошки;
- подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
- верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

Все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. Несомненно, является заблуждением вера в то, что жизнь и смерть человека могут зависеть от перевернутого стула. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, - вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Где хранить землю после заочного отпевания? Можно ли ее заносить в дом?

Во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако в Чине отпевания нет указания на подобное освящение земли. Практика «освящения земли» возникла в связи с появившемся заочным погребением (см. выше); поскольку священник не всегда имеет возможность присутствовать на кладбище и совершить это действие непосредственно у могилы. Для того эта земля дается после отпевания, чтобы родственник вместо священника ее высыпал на могилу и таким образом предал его земле. Но поскольку умерший и похороненный человек уже предан земле (погребен), то и посыпание землей является символическим действием и не имеет какого-либо сакрального смысла.

К сожалению, этому символическому действию часто придается преувеличенное значение, порой большее, чем самому чину отпевания. Отношение к освященной земле превратилось в суеверие, выражающееся в том, что весь смысл христианского погребения сводится лишь к получению «земли» , тогда как главное – произнести молитвы, которые исходатайствуют усопшему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Необходимо сохранить здравое отношение к этому обрядовому действию.

Землю после заочного отпевания нужно крестообразно высыпать на могилу. Если умерший был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного.

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища - это священное место, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой христианской древности идет обычай отмечать место погребения победным знамением нашего спасения - Святым Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Надо следить за тем, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Как вести себя на кладбище?

Могилу нужно содержать в чистоте. При посещении умершего родственника на его могиле можно зажечь свечу. Если есть возможность, прочитайте канон или акафист о упокоении или просто помолчите, вспомните покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Недопустимо лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба («для усопшего») имеет языческое происхождение и не должен соблюдаться христианами. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как поминать усопших?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - говорит святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Как провести поминальную трапезу?

Смысл слова «помянуть» - вспомнить добрые качества, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. Обычай поминать умерших за трапезой известен с давних пор. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни (см. ниже). Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, 90-го псалма или молитвы «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой сами. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.

От спиртного во время поминок следует воздержаться. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему могут привести обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртного. Вместо того, чтобы вспоминать достоинства усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста; в этом нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать разумную меру в еде и разговорах.

Какие существую дни Вселенского поминовения усопших?

В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные службы, а после Литургии бывают панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
4. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи;
5. Димитриевская родительская суббота - суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в этот день Церковь совершала молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

Когда не бывает поминовения усопших?

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (9939) раз

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Если даже мы думаем, что кто-то уже мертв, для Бога он жив»

/Лк.20:38/

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. И тогда отпевание приносит покойному духовную помощь.

Есть ли разница между отпеванием, панихидой и литией?
Панихида — это заупокойное молитвословие об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения. Лития – это заключительная часть отпевания. Она может совершаться на кладбище в памятные дни и мирянами.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это не правильное, скорее магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания на мытарствах от демонов, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону еще при своей земной жизни. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии в память об усопшем. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Не отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, а Таинство Исповеди, в котором он успел покаяться. Поэтому надо вовремя приглашать священника к тяжелобольному для совершения над ним Таинств Соборования, Исповеди и Причастия. Но многие родственники, по своему невежеству, боятся этим напугать умирающего. И совершают этим духовное преступление! Так как смерть всё равно приходит. А их близкий уходит нераскаянным в иное бытие с грузом тяжких грехов, за которые будет нести суровое наказание.

Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или просил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать самоубийц?
Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении при условии, что он при жизни не был безбожником и богохульником.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не верил в Бога и не хотел ходить в Церковь. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал встречи с Ним. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека (а все мы грешные), мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что земное начальство не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких. При этом, мы поможем и самим себе в деле укрепления своей веры, качество которой определит и нашу посмертную жизнь в вечности.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном близком человеке. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. Читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. При этом, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением Крестного знамения и Ангелов. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми грехами, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия, эпидемии чумы, холеры и другие обстоятельства, при которых люди погибали в огромных количествах. Их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень привезти покойного в храм, или же батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и русских новомучеников ХХ века, которых богоборческая власть расстреливали сотнями и тысячами. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в Церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение - это духовное рождение во Христе, то отпевание - это рождение души для Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом… И вселяют в наши сердца надежду на воскресение каждого из нас – в день Страшного Суда.

Отпевание и погребение усопших.

Святая Церковь с самых первых времен своего существования обращает особое внимание на погребение умерших в православной вере. Церковь смотрит на тело, как на освященный благодатью таинства храм души; на настоящую жизнь, как на время приготовления к жизни будущей; и на смерть, как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Приготовление умершего к погребению.


Тело умершего омывается водою , так как оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. По омовении тело усопшего облачается в новые чистые одежды, этим символизируется вера в будущее обновление тела после воскресения.

На умершего мирянина, кроме обычных одежд, возлагается саван - белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Затем омытое и облаченное тело полагается во гроб, предварительно тело и гроб окропляются святой водой. Во гробе умерший полагается лицом вверх, устремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на груди крестообразно, во свидетельство веры в распятого Иисуса Христа. Чело умершего украшается венчиком , в напоминание о том венце, которого желал апостол Павел и который соблюдается всеми, возлюбившими явление Христа, за совершение подвига и соблюдение веры. Все тело покрывается священным покровом , во свидетельство веры церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону (или крест), в знак веры во Христа. Эту икону после отпевания забирают себе родственники умершего на молитвенную память об усопшем. При гробе возжигаются свечи , которые употребляются, кроме того, каждый раз при совершении молитвы по усопшем и при погребении. Светильник в данном случае напоминает о переходе умершего от темного жития земного к свету истинному.

Чтение псалтири по усопшим.


В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтири над телом умершего непрерывно до его погребения и в память его после погребения. Чтение псалмов по умершем есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которая заботится о своих чадах от рождения до смерти и не оставляет их после смерти.

Псалмы должны быть читаемы «со умилением и сокрушением сердечным, разумно, со вниманием, а не борзясь, якоже и умом разумевати глаголемая». Поэтому следует быть осмотрительным в выборе лиц, которым желают поручить священное чтение . Конечно, принимать на себя это чтение может всякий, кто способен к этому и знает это дело; но во всяком случае лучше всего приглашать к исполнению этого священного обряда над умершим тех лиц, которые поставлены на это служение Церковью.

Панихиды и заупокойные литии.


До погребения и после него об усопших служатся панихиды и литии . Под панихидою разумеется церковная служба, по своему составу, представляющая из себя сокращение чина погребения. Первая панихида поется в доме умершего, пока он не погребен.

Заупокойная лития (усиленное всенародное моление) - положено совершать перед выносом усопшего из дома в церковь, а также служится, пока еще усопший лежит в доме.

Погребение.


Под погребением подразумевается и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как только человек умер, необходимо об этом оповещать священника. Виновный в погребении христианина без христианского обряда, если это не представляло особого затруднения,подлежит наказанию (раньше за это арестовывали на срок до трех месяцев). Вообще погребение не должно быть без отпевания, за исключением некоторых случаев: прежде отпевания необходимо медицинское освидетельствование с установлением причины смерти, если человек покончил жизнь самоубийством, а так же если человек убит на разбое (разбойник).

Место отпевания.

Отпевание может совершаться только в храме. Вносить в церковь тела усопших позволяется только для отпевания и не следует держать их более суток в церкви, и то по крайней необходимости. Отпевание усопших в домах и особенно при близком расстоянии от церкви и кладбища - строго запрещается , так как отпевание должно совершаться только в храме, за исключением случаев смерти от особо заразных болезней. Усопших, после отпевания их, необходимо сразу же погребать. Священники обязаны провожать тело умерших из домов их до могилы. При провожании умершего, священник должен идти впереди гроба. На протяжении всей церемонии погребения должен петься стих «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсметрный, помилуй нас».

Поминовение усопших.


Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. В Церкви христианской этот обычай также древен, как древне и самое основание, по которому совершается поминовение усопших. Церковное поминовение совершается только о тех, которые удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви. Панихиды по самоубийцам не совершаются. Над не крещеными младенцами поминовение не совершается.

Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти , находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога. Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни - третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, так как по учению церкви умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет его тело.

Нужна ли усопшему водка?

На кладбище, а также на поминках категорически запрещается распивать спиртные напитки. Причиной этому служит то, что новопреставленному усопшему очень сильно нужна наша молитвенная помощь , так как он предстает пред лицом самого Бога, нашего творца. Необходимо, чтобы мы молили Бога милостиво судить усопшего за его грехи. Только после смерти человек осознает, свои жизненные ошибки, видит свои грехи, видит каким он пришел к Богу и каким он должен был придти к Нему и поэтому человек испытывает сильные муки совести.

Вино же является символом радости. Конечно, переход человека в жизнь вечную с одной стороны должен восприниматься нами как радость, так как человек встретился со своим Творцом и будет пребывать с Ним в раю вечно, но если человек жил не по заповедям, грешил, вел безнравственный образ жизни, каковы шансы у такого человека попасть в рай, а если он попадет в ад, что тогда? Как в таком случае мы можем веселиться? Когда на кладбище или на поминках человек начинает употреблять спиртные напитки, то человеку уже явно не до молитвы, у него уже разгоряченная кровь, человек перестает себя контролировать и вместо молитвы за усопшего, чтобы Господь помиловал его, человек начинает говорить бранные слова, и совершать безнравственные поступки, чем отягощает встречу усопшего с Богом.

О земле.

Следует упомянуть еще об одном моменте при погребении усопшего. Если отпевание совершалось в храме заочно, без тела усопшего, то по традиции родственникам усопшего дается земля, которую родственники при погребении бросают в могилу. Что это за земля? Это обычная горсть земли, которую должен бросать священник в могилу, но так как отпевание совершено заочно и священник не присутствует на похоронах в момент погребения, то от его лица один из ближайших родственников (мужчина), должен высыпать эту земельку в могилу, причем он должен высыпать ее первым. Когда люди бросают свою горсть земли в могилу, нужно произносить следующие слова: «Земля еси и в землю отъидеши». Эта земля не имеет никаких мистических и т.п. свойств, это обычная горсть земли. Ее также можно заносить домой, в этом нет ничего страшного. Если же отпевание совершается очное, над телом усопшего, то земля не нужна, как правило священник провожает покойника на кладбище, где в последний раз над телом усопшего служится заупокойная лития, а также при погребении священник сам бросает свою горсть земли в могилу.

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения , напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.
Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших

Отпевание - это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Панихида и отпевание - разные вещи, почему-то их часто путают.

Панихида - это просто заупокойная молитва об умершем . Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца , символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание - это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена.

Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу - нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

В отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание. Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть - это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**.