Направления работы психолога с детьми овз. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра "Школа понимания"

Что означает аббревиатура ОВЗ?

Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.


Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

  1. Психологическая безопасность.
  2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
  3. Единство совместной деятельности.
  4. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателями и специалистами, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

  • «…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».
  • Что это за категория детей?
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. Цель психологического сопровождения:
  • создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
  • Работа психолога по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.
Основными принципами психологического сопровождения ребёнка с проблемами в развитии являются:
  • «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!»
  • Непрерывность сопровождения.
  • Комплексный подход.
  • Диагностическое направление
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультационно-просветительское направление
Что в себя включают направления деятельности психолога в рамках сопровождения:
  • Осуществление психологической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Коррекционно-развивающая работа и психопрофилактическая работа по результатам полученных диагностических данных.
  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска».
  • Распространение опыты сопровождения учащихся с проблемами в развитии, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Сопровождение ребёнка психологом может осуществляться в разных формах:
  • Сопровождение – наблюдение.
  • Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением – наблюдением.
  • Кураторство.
  • Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
  • Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Работа психолога в рамках сопровождения строится через 1.Информационно-диагностическая работа:
  • Создание банка данных по индивидуальному сопровождению учащихся (по материалам наблюдений, посещения уроков и учебных занятий, бесед с педагогами и родителями);
  • диагностика развития учащихся на разных возрастных этапах (психологический мониторинг);
  • выявление детей «группы риска», требующих усиленного педагогического внимания.
2. Программное сопровождение:
  • групповые коррекционно-развивающие занятия со всеми субъектами образовательного процесса (планово-профилактические);
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (по выявленным проблемам);
3. Психолого-педагогический консилиум
  • Цель: координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в работе с классами или с отдельными учащимися
  • Этапы:
  • прогноз и разработка профилактических мер;
  • анализ ситуации, формулирование проблем и выработка рекомендаций по их разрешению.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Практические советы психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Практические советы психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Как помочь ребенку с ОВЗ учиться»
  • Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.
  • Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
  • Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
Упражнения для развития мышления ребенка
  • При работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое деление текста на части и озаглавливание частей.
  • После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».
  • Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики.
  • Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.
  • Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это…».
Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
  • Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
  • Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.
Развивайте речь ребенка:
  • Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их значения и на основе наблюдения.
  • Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете и явлении.
  • Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты.
  • Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства.
Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно
  • Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
Для развития памяти ребенка рекомендуется
  • Для облегчения запоминания материала необходима установка на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.
  • Смысловая работа над материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на составные части, составление опорной схемы - значительно облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.
  • Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание, данный материал и хранился в его памяти.
Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.
  • Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.
  • У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
  • Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.
уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.
  • уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.

Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения

Аннотация

Введение………………………………………………………………….......3

Глава1.Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения………………………………………………5

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени»…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....20

Аннотация

В настоящее время среди обучащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи с ограниченными возможностями здоровья. Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, дефектолог.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.

Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося психолого - педагогического опыта и развития новых идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях.

Проблема специального образования является актуальной в работе Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Целью данной работы является изучение особенностей организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно вели к : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей .

Важнейшими задачами специального образования являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее, это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях .

Коррекционная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования, возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования, а так же уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей .

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке .

Мы подробно остановимся на коррекционно – психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные мероприятия, поддерживая в образовательном учреждении охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами.

Основная задача этого направления- прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    изучение личных дел обучающихся(психолого-педагогическая характеристика, заключения о нервно-психическом состоянии школьника)

    посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка)

    наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время

    изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.)

    использование стандартизированных методик для количественной и качественной обработки данных.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

На I этапе нами проводится первичная диагностика обучающихся, которая включает в себя определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи.

В процессе обучения проводится динамическое изучение обучающихся, отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровня развития обучающегося.

По окончанию четвертей специалистами осуществляется этапная диагностика, которая подразумевает констатацию результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Так же проводится текущая диагностика это обследование обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике учебно-воспитательного процесса.

К основным направлениям коррекционно-развивающей развивающей работы относится:

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

    индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

    социально-психологический тренинг межличностного общения;

    имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

    вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

    вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с обучающимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития школьника;

    обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания обучающихся;

    профилактику перегрузок обучающихся;

    взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи направления:

    профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    профилактика перегрузок обучающихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

    повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    выбор стратегий семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    подготовка и включение педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Следовательно, психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно включает специалистов во все сферы образовательного процесса. Деятельность организуется в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные программы коррекции и развития обучающихся .

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей модернизации образования. Индивидуальная форма обучения идеально подходит для тех детей, которые не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательной школе по стабильному расписанию по причине слабого здоровья. Индивидуальное обучение может проводиться как на дому (при наличии медицинской справки, подтверждающей проблемы со здоровьем), так и в школе, и в специальных центрах .

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоение, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация образования направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии .

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из направлений деятельности психологической службы .

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является организация коррекционно-психологической помощи.

Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям .

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени».

Для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЕАО создано Государственное бюджетное учреждение Еврейской автономной области - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», образованно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года.

Целью деятельности Учреждения являются: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательный процесс в Центре организован для 75 детей, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано дистанционное обучение.

Обучением охвачены дети инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Обучение детей осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными программами, которые разрабатываются с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей обучающихся, а так же с учетом характера протекания заболевания.

Центр образования предоставляет детям - инвалидам реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

На базе Центра организованна коррекционная работа психологической службы, которая направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности службы является - обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей воспитанников и психологической культуры всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи в Центре относятся:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

В состав службы включены следующие специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальный педагог. Специалисты службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей).

Взаимодействие участников службы осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы, их взаимопонимание и взаимодополнение.

Специалисты Службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей.

В процессе реализации психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

    проводят в случаи необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативом;

    проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

    проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушения общения;

    совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии.

Коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Планы и программы коррекционно-развивающей работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работе дефектолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Специалистами разрабатываются программы коррекции, направленные на устранения отклонений в психическом развитии ребенка. Развивающая и психокоррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой формах, во внеурочное время, на специальных занятиях, в процессе консультирование родителей.

В рамках консультативного направления сотрудники психологической службы консультируют администрацию образовательного учреждения, учителей, родителей. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитание и т.п.

Специалисты способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей путем провидения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Сотрудники службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники службы имеют равные права доступа к рабочей документации службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных. К документации относят: план работы, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, карта психолого-педагогической помощи ребенку, индивидуальная программа работы на каждого обучающегося, программа коррекционно-развивающих занятий.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности является составление перспективного плана своей работы. В план деятельности включены задачи учителя дефектолога на текущий учебный год, а так же направления работы и сроки их реализации по четвертям.

Задачи:

    своевременное выявление детей с трудностями в период адаптации, диагностика и коррекция межличностных отношений, определение зоны ближайшего развития;

    организация индивидуальных занятий с обучающимися, родителями и педагогами;

    поддержка связи с родителями обучающихся, налаживание совместную работу по психолого - педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно - воспитательного процесса;

    создание благоприятного психологического климата для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов.

Одним из направлений является коррекционно-педагогическая работа, которая заключает в себя первичное обследование обучающихся, проведение диагностики здоровья и социально-личностного развития обучающихся, зачисление учащихся на дефектологические занятия, составление по результатам диагностики плана индивидуальной работы, построение коррекционно-развивающих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии детей, проведение коррекционных занятий с учащимися в соответствии с разработанными программами индивидуальных и групповых дефектологических занятий, знакомство и изучение документации.

Под организационной работой подразумевается: оформление документации, составление расписания, формирование дефектологических групп, составление планов коррекционной работы с группами обучащихся, рабочих программ, планов индивидуальной работы.

Так же осуществляется работа с педагогами: знакомство кураторов с результатами дефектологического обследования; консультации по запросам и по заранее намеченным актуальным темам.

Работа с родителями включает проведение индивидуальных бесед о результатах дефектологического обследования (по запросу), консультаций и участие в родительских собраниях.

По результатам первичной диагностики школьников и составлению групп детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, мною разрабатываются и осуществляются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В программе обязательно отображаются цели и задачи, пояснительная записка, график организации коррекционно-развивающего процесса и календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование чаще всего содержит не только лексическую тему занятия но и графу где указываются направления коррекционной работы, задачи каждого занятия и типы заданий используемые на нем.

Таким образом, целенаправленно организованная психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального образования направлена на психологическое сопровождение ребенка, которую можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Заключение

Анализ теоретических источников по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это системная, целенаправленная работа в которую включены специалисты различных профилей, организация ее является сложным процессом. Индивидуальное обучение школьников напрямую должно сопровождаться специалистами психологической службы для того, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не ограничивалось только общением с учителем или родителями. Умение адекватно реагировать на жизненные ситуации, выражать свои эмоции, мысли, чувства одно из правил успешной социализации и адаптации таких детей в обществе, которое, безусловно, не сможет пройти успешно без своевременной коррекционно-психологической помощи.

Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи позволило сделать выводы о важности, целенаправленности, сложности и комплексности работы психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Самое важное, что должны понять педагоги и психологи, включённые в систему психологической службы, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.

Список литературы:

    Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.

    Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с.

    Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

    Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.

    Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.

    Каткова Л.П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 2. – С.6-10.

    Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 3. – С.8-14.

    Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253.

    Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М., 1996. – 238 с.

    Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: «Питер», 1997. – 36 с.

    Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998. - № 2. – С.67-78.

    Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246.

    Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. – 225 с.

    Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С.51-56.

    Специальная психология: учебное пособие. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 464 с.

    Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000. – 64 с.

    Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. – 1999. - № 5. – С.34-39.

Разделы: Школьная психологическая служба

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

  • формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

  • снижение эмоционального напряжения участников группы;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

  • изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап .

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

  • определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
  • формирование группы как целое;
  • формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап .

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;
  • сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
  • снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
  • повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

  • Все бобры добры до своих бобрят
  • У маленькой Сани санки едут сами
  • Не всяк умен, кто богато наряжен
  • Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура
  • До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап .

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

  • актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
  • формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;
  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
  • Сын требует купить ему компьютерную игру;
  • Ребенок не хочет идти в школу;
  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап .

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
  • оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
  • Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы :

  1. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе по всем направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

В Законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Если обратить внимание на диаграмму, можно увидеть рост числа детей, которые нуждаются в особой организации их обучения. На данный момент в МБОУСОШ - 14 школьников (4,2%) занимаются по индивидуальным программам обучения. Программы разработаны с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Как это происходит? На основании нормативных документов, по заявлению родителя и на основании рекомендаций ПМПК или медицинской справки (в которой прописано, что ребенок нуждается в обучении по индивидуальной программе на дому и освобождается от посещения школы в общем потоке, может также быть написано, что при нормальном самочувствии с правом посещения школы) разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка. На основании базисного учебного плана составляется индивидуальный учебный план с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Часть предметов изучается индивидуально с педагогом, часть при посещении обычных уроков. Часть предметов не изучается. Есть возможность изучать предметы дистанционно. В школе, все дети, на данный момент, обучаются по основной образовательной программе. Дети, которым были рекомендованы адаптированные программы перешли на обучение в специализированные школы.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

  1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. дети с нарушением речи (логопаты);
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;
  9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В школе, где я работаю, представлены различные категории детей с ОВЗ. Сравнивая данные за 2 года, можно увидеть различия. Более того различия наблюдаются и в течение учебного года. Например, в прошлом году на начало учебного года 6 учащихся были направлены на ПМПК, с целью рассмотрения вопроса об изменении образовательного маршрута. Им было рекомендовано: пятерым – школа 7 вида и 1 девочке – 8 вида. В середине учебного года дети перешли в рекомендованные им школы, где успешно обучаются по адаптированным программам. Выросло число детей с НОДА (в 2,5 раза). Число детей с РАС примерно на одном уровне. Растет число детей с астенией (в справках чаще всего пишут – энцефалоастения, головные боли напряжения, астено-невротический синдром). Про таких детей педагоги говорят, что они слушают, активно работают минут 10, а потом как будто «отключаются». Они устают еще до того как начали трудиться. Есть дети с речевыми проблемами, с логоневрозом, заиканием. В особую группу выделены дети с соматическими заболеваниями – аллергией, диабетом, энкопрезом. Есть дети, перенесшие онкологические заболевания. Эта категория детей и их родителей, требующая повышенного внимания, ведь была прямая угроза жизни ребенка, в отличие от остальных болезней, серьезных, но не угрожающих жизни.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит, следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Процесс сопровождения осуществляется службой сопровождения - это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и администрации школы. Это непосредственно в школе. Но есть еще социальные институты, осуществляющие сопровождение вне школы:

  • общественные организации, объединяющие людей с определенными потребностями – «Свет ты мой» - для детей - инвалидов и их семей. «Маленькая страна» – для семей с детьми с синдромом Дауна.
  • государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" был создан в 1996 году для осуществления реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта.
  • специализированные школы, центры психолого - медико социальной помощи, которые могут быть ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования, и, возможно, могут стать координационными центрами инклюзивного образования.
  • дополнительное образование детей (музыкальные, художественные школы)

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. В школе, командой специалистов организуется работа с учителями и родителями с целью изучение ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей, вовлечения их в реализацию единой развивающей программы и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Начальная школа

– определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться» (УУД), развитие творческих способностей.

Основная школа

– сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика аддиктивного и девиантного поведения.

Все, вышесказанное, позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

Педагог-психолог является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы…).

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог-психолог работает с группой. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
  2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
  3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
  4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
  5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с условно-нормальным психофизическим развитием:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении семей обучающихся:

  1. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
  2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  3. Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
  4. Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

  1. Повышение профессиональной компетентности;
  2. Формирование навыков командной работы;
  3. Формирование психологической культуры.

Говоря о работе психолога, имеется в виду не просто однократно оказанная психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а психологическое сопровождение их на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты .

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. Диагностика позволяет своевременно выявить детей с ОВЗ. выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. При проведении процедура обследования учащегося с ОВЗ психологу необходимо соблюдать основные требования:

  1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
  5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
  • развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребёнка». Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. И здесь роль психолога велика. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагогам-психологам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. В школе активно действует Родительский Клуб «Доверие». Тематика заседаний расширяется с каждым годом: «Трудности в обучении», «Конфликты и эффективное разрешение конфликтов», «Родительские установки», «Самостоятельность и ответственность», «Воспитание мальчиков и девочек», «Поощрение и наказание».

Важно выявить способности детей и помочь им быть успешными. Дети с инвалидностью и ОВЗ участвуют во внеурочной деятельности: в слетах и международных конференциях, в составе делегаций представлять свою школу. Принимают участие в олимпиадах, научных конференциях и занимают первые места. Есть достижения в творчестве, спорте.

Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные особенности участников образовательного процесса, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Деятельность педагога-психолога, являющегося частью комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными нуждами, и непосредственно оказывающего воздействие на всех участников образовательного процесса - незаменима. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе во всех направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.