«Легенда о Данко» А. М

Очень кратко Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.

Легенда о Данко - отрывок из третьей части рассказа Максима Горького « ». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.

Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.

Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.

Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».

Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко - «стали упрекать его в неумении управлять ими».

Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.

Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.

Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.

Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.

А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».

Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.

Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.

Другие персонажи

Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с орлом в горах, и юноша – их сын. Когда орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды» . Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше» .

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.

Героя стали называть Ларра – «отверженный» . Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары» . Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.

Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему» . Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый» , которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом» , любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.

О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко» , и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы» . Люди сидели и думали, как им быть – но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один» . Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес – ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Выводы

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4294.

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Обидина Галина Львовна,
Московская область, г. Жуковский,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП

М.Горький «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Подвиг во имя людей

1. О рассказе «Старуха Изергиль»

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Старуха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье.

В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку 3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем.

2. Библейские мотивы в рассказе

— Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (инд. зад.) :

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами.

Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.

3. Анализ отрывка

— В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обоих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение).

— А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, может надеяться только на себя).

— Зачем, с какой целью М.Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показывает, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить).

— Данко обладает и силой духи, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди» ).

— Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в лесу» ? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац).

— Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота» . Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели)

— Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем? (Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой).

— Действительно можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их» , или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою» . И выбор практически сделан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни» ).

— И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, который предложил Данко. Прочитайте его слова. («Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» ).

— Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми» ).

— Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размышляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с трудностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» ).

— И вот «дружно все пошли за ним – верили в него» . Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди. («Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни» . Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда)

«И вот стали роптать на Данко» . Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел. Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный» . Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!» ).

— Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, потерявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди их и был бодр и ясен» ? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем).

— А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием.

— Прочитайте эпизод распри (стр. 3).

— Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровождающие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, сердитые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса» Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда)

— Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко» ? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими» ).

— Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда!

— А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их» ).

— А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуждать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда? (Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника).

— И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они – как звери» .

— Что сделал Данко для людей? (…)

— Чт-е отрывка учителем.

«И вот вдруг лес расступился перед ним…» . Прочитайте, что увидели люди перед собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река» . Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла).

— А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер» . Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле)

— Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце» ).

— Почему же люди «не заметили смерти его» ? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди. Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют о нем. А пока им просто не до него).

— Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил [ пылающее на земле сердце Данко ] и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой» . Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, желая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).

4. Героизм и герои

— Кто такие герои? (Ожегов: «Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги» ).

— Можно ли назвать Данко героем? (Данко – герой. Он храбр и самоотвержен. Он совершил подвиг во имя своего народа)

— Что такое подвиг? (Ожегов: «Подвиг – это героический самоотверженный поступок» . Это когда жертвуешь собой ради других, ничего не требуя взамен. Подвиг – это поступок Данко)

Инд. зад.: подготовить сообщения:

1) Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке: отношение к ним окружающих, прозвища, которыми дразнят Ассоль

2) Встреча с Эглем; тайна Ассоль – выр. чт-е

3) Детство Грэя; чем он выделялся?