Конспект нод по логопедии для старшей группы. Открытое логопедическое занятие-развлечение в старшей группе "еду, еду я в страну светофорию" Занятие логопеда в старшей группе

    Упражнение в подборе признаков предметов

и согласование их с существительными, употребление синонимов и антонимов к прилагательным, упражнения в словообразовании.

    Работа над звукопроизношением, развитие интонационных просодических компонентов речи, развитие фонематического слуха.

    Осознание своего “Я”, уверенности в себе и своих способностях; воспитание гуманных чувств.

    Работа над фразовой речью, анализ слов со звуком С-Ш.

Оснащение:

    Карта города Красивый речи и накладные значки для нее.

    Буратино, набор игрушек.

    Волшебные очки”.

    Компьютер.

Л-д: Ребята, у меня есть сюрприз. Посмотрите, это очень ценная и редкая карта города Красивой речи. Она не простая. Эта карта- путеводитель, и путешествовать по городу без нее не всегда удобно. Мы в этом городе пока ничего не знаем. Но как только мы ее изучим, и правильно разместим на ней значки, то многие места в городе будут очень интересными.

Так вы готовы побывать в этом городе? Тогда вспомним наше золотое правило:

Дети: “Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим”.

Прежде чем узнавать заветные места на карте, мы должны подготовить язычки к работе:

Дети: И-и-и- губы улыбаются,

    Зубы размыкаются.

У-у-у губы трубочкой опять,

Паровоз поехал вспять.

2) Пусть не хвастает змея -

Чашечка у нас своя (“Чашечка”)

Л-д: Нам сегодня на пути встретятся звуки С-Ш

Для звука Ш- где язычок?

Дети: “Чашечка” (вверх)

Для звука С- где язычок?

Дети: “Чашечка” (вниз)

3) Язычок приподняли, теплый воздух пропустили.

Ша-шо-ши-шу

4) Язычок кричит: “Держись!”

Покатился с горки вниз

Са-со-су-сы.

Мы еще раз вернемся к этим звукам.

Л-д: Вот мы подошли к высокой городской стене, а на воротах висит ЗАМОК.

Дети: На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли.

Л-д: Итак, чудеса начались! Наши пальчики ждут не дождутся своего часа.

Дети: Солнышко греет уж еле-еле, (руки разжимаем)

Перелетные птицы на юг улетели (“птички”)

Голы деревья, пустынны поля

Первым снежком принакрылась земля.

Л-д: А теперь своей волшебной палочкой я открою замок Гномиков, и кто бы не зашел в этот Замок становится маленьким, и все предметы в нем маленькие, и называем мы их ласково: Была Лера – стала Лерочкой и т.д. (была нога -стала ножка). А вырастите и ваши имена станут полными: Лера- Валерия.

Он какой? (озорной, забавный).

У Буратино много друзей, потому что он общительный, дружелюбный. А вот и его друзья.

Какие они? Клоун (смешной, веселый), кукла (красивая, прелестная), мишка (косолапый, неуклюжий), белка (быстрая, юркая).

У Буратино есть волшебные очки. И тот, кто их надевает, видит все наоборот, как в кривом зеркале. Буратино был добрый, а теперь он злой. Клоун был смешной, веселый, а теперь он грустный, мишка был косолапый, а теперь он прямоногий, белочка была быстрая, а теперь медленная.

Л-д: Давайте поскорее снимем эти коварные очки, ведь на самом деле игрушки - хозяева города, очень приветливы и добры.

В городе Красивой Речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

Буратино с длинным носом – длинноносый,

Мальчик со смуглым лицом – смуглолицый,

С темной кожей – темнокожий,

С черными бровями – чернобровый,

С широкими плечами – широкоплечий.

Если ручка сделана из пластмассы – .........

Сумка из кожи – ...........

Матрешка из дерева – .......

Дом из кирпича – .........

Блюдце из фарфора - ...........

(Какие они?)

А теперь давайте отдохнем.

Дети: Ручки растираем

И разогреваем.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

А теперь мы подошли к тому месту в городе, где разместились компьютерные игры.

И здесь живут звуки С, Ш. А Буратино пусть послушает, как мы умеем четко произносить эти звуки.

Дети проговаривают скороговорки и проигрывают в компьютерную игру “Учимся играя”

Ребята, а теперь пробежимся по дорожке, но это дорожка не простая, а фразовая.

Произнесите фразу: “У меня есть собака” (равнодушно, восхищенно, таинственно).

Помогите Буратино исправить ошибки.

Лена пить лимонный чай.

Ваня готовит овощи салат.

Света любит горох суп.

Оля есть шоколад торт.

Спасибо, ребята, что помогали Буратино исправить ошибки, за это я угощу вас соками. Только я не знаю, как они называются?

Сок из апельсина?-.............

Сок из яблока?-...............

Сок из смородины?-........ и т.п.

Л-д: К сожалению, настала пора прощаться с городом Красивой Речи. Но мы будем сюда постоянно возвращаться. Эту карту можно заполнять и отмечать дальше.

Где мы с вами побывали? Давайте Буратино скажем "До свидания!"

Логопедическое занятие в старшей группе

Конспект НОД по логопедии «На балу у Золушки»

Ракутина Елена Викторовна. Учитель – логопед МБДОУ «Комсомольский детский сад» Кунгурский район Пермский край
Описание: Конспект нод по логопедии для старшей группы детского сада на дифференциацию звука «Л - ЛЬ». Дети в игровой форме закрепляют произношение поставленных звуков.
Цель:
закрепление навыков различия звуков Л-ЛЬ в связной речи.
Задачи:
продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными;
развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику;
развивать мимическую мускулатуру.
закрепить умение работать в парах1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Вы любите путешествовать?
- на каком виде транспорта можно путешествовать?
- Да, можно путешествовать на транспорте, а можно мысленно отправиться в путешествие. Отгадайте загадку:
Так быстро от принца бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Золушка», которую написал Шарль Перро.
- Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).
Психогимнастика.
- Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую Фею, злую мачеху, грустную Золушку, удивлённое лицо принца.

2. Сообщение темы.
-Вместе с «Золушкой» мы повторим правильное произношение звуков л – ль.

3. Характеристика звука.
-Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.

4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.

Какой была Золушка? (Ласковой, милой, доброй).
- Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Золушка полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).
- Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог ла).
- На баллах люди не только танцуют, но и поют. Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. (На мотив песни «В лесу родилась ёлочка»)
- Почему девочку звали «Золушка»?
- Что такое зола?
- Чем было испачкано платье Золушки?
- О чём она мечтала?
- Чем мы можем ей помочь?
- Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.

5. Развитие мелкой моторики руки.
- Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.
- В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?
- В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?
- Какое слово из данных слов длиннее?
Образование прилагательных.
- В чём Золушка поедет на бал?
- Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)
- Если возьмём шёлк, какое будет платье? (Шёлковое). Из атласа – атласное, из льна – льняное.

6. Развитие языкового анализа и синтеза.
- Фея хотела подарить бусы, но они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове БАЛ? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.

7. Произношение звука в предложениях.
- Куда послала Фея Золушку? (Фея послала Золушку в огород)
- Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Овощи)
- Какой овощ нам понадобиться, опишите его не называя. Схема (форма, размер, цвет, какая польза). Что Золушка может приготовить из тыквы?
(Тыквенную кашу, тыквенный суп, тыквенное варенье)
Образование множественного числа существительных. «Один - много»
- Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны Золушке, чтобы попасть на бал(лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки, мышь – мыши, ящерица - ящерицы).
Согласование существительных с числительным.
-Посмотрите на схему и составьте по ней предложение.
(У Золушки 1 (3, 5)платье. У Золушки 1 (3,5) лента).
-Тыкву превратили в карету, мышей – лошадей, ящериц – в слуг. Платье превратилось в золотой, красивый наряд. Золушка готова отправиться на свой первый бал.

8. Анализ словесного состава предложения.
- Золушка отправилась на бал. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.
- Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)
- По какой дороге ехала Золушка?(Прямая, извилистая, волнообразная)
- Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.

9. Физминутка.
- Золушка оказалась на балу. Что она там делала?
(Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)
- Сейчас мы вместе с Золушкой будем танцевать вальс. Мальчики приглашайте девочек.
Уточнение смыслового значения слова «полночь».
- Золушка не замечала времени, но вдруг часы пробили полночь.
- Как вы понимаете это слово?

10. Развитие связной речи.
- Расскажите, что случилось дальше.
- Как нашли Золушку?
- Чем закончилась сказка?

11. Итог занятия.
- Чем мы помогли Золушке?
- Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.
- Спасибо за работу.

  • Активизация и накопление словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»;
  • Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
  • Закрепление представления о количестве, умения считать, называя итоговое число (в пределах 4);
  • Закрепление навыка правильного согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже;
  • Развитие выразительности, темпа, плавности речи детей.
  • закрепление навыка правильного произношения звуков в свободной речи детей;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;
  • Совершенствование слухо-моторной координации;
  • Воспитание способности слушать других детей, радоваться их успехам.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, счетные палочки и карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов, цифры от 1 до 4, счётный раздаточный материал, пальчиковый театр, кукла бибабо- собака, корзина, ваза.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде. В пути у нас будет много остановок. Занимайте свои места. Отправляемся в путь. (Звучит музыка.)

Основная часть .

Станция №1. «Дачная»

Игра «Собираем урожай!»

Вспомните и назовите, где растут овощи (Фрукты)?

Помогите хозяйке собрать урожай! Сложите овощи в корзину, фрукты – в вазу.

Станция №2. «Посчитай-ка!»

Хороший урожай вырастила хозяйка на огороде. Давайте поможем ей сосчитать, сколько разных овощей лежит в корзине.

Подойдите к столу, выберите на поднос овощи одного вида и пересчитайте их. Найдите на наборном полотне такую цифру, сколько овощей вы посчитали.

Станция №3. «Сюрпризная»

Ой, кто это к нам стучится? Да это же наш пёс Филя.

Здравствуйте, ребята! Я принёс вам чудесную коробочку. Посмотрите, что в ней лежит. (Палочки и рисунки.)

Садитесь за столы. Выложите из палочек такие же узоры.

Станция №4. «Задорная»

Проводится физминутка с речевым сопровождением.

Заиграла погремушка.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка.

Топ! Топ! Топ! (топают).

И заквакала лягушка.

Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку).

Ей ответила болтушка.

Да! Да! Да! (кивают головой).

Застучала колотушка.

Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки).

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупором)

Запалила громко пушка.

Бах! Бах! Бах! (кулаками ударяют по груди).

И заахала старушка.

Ах! Ах! Ах! Ах! (хватаются за голову).

Замычала и телушка.

Му! Му! Му! Му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пятачок)

Зазвенела побрякушка.

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям).

Заскакала попрыгушка.

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают).

Вот такая вот петрушка.

Всё! Всё! Всё! Всё! (хлопают над головой).

Ведущий называет строчки, а дети самостоятельно кричалки и жесты.

  1. Станция №5. «Лесная»

Ребята, мы приехали в лес. Кто живёт в лесу? (Животные.)

Вот послушайте, что однажды произошло в лесу.

Рассказ «Ёж и волк» с демонстрацией на фланелеграфе.

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (появляется ёж).

А навстречу ему волк (появляется волк),

На ежа зубами – щёлк .

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал (волк убирается).

Куда спешил ёж?

Кого он повстречал в лесу?

Кто оскалил зубы?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

Как мы назовём ежа?

Подскажите подчеркнутые слова.

Расскажите историю своими словами.

Станция №6. «Театральная»

Наши ребята замечательные артисты. Послушаем и посмотрим, как хорошо они рассказывают потешки.

(Используется пальчиковый театр.)

Конкурс потешек.

Пошёл кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

То ли съесть по пути

То ли Оле отнести.

Для дочки.

Бежала лесочком лиса с кузовочком

– А что в кузовочке?

– Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки для сына...

Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шёлкова бородушка!

Ване спать не даёшь?

Белка к лисе в решете приплыла,

В решете приплыла, коромыслом гребла,

А парус у белки- мочала…

Не начать ли опять с начала?

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось путешествовать на поезде? Вы были сообразительны, быстры, умелы. Щедрая хозяйка прислала вам угощение.

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: - формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}; {О},{У},{И} - формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: - развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные: - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия:

1) Коррекционно-образовательные:

Формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}; {О},{У},{И}

Формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

2) Коррекционно-развивающие:

Развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?(ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки.И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются?

Ответы детей

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

(правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

« Начало путешествия »

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы.

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите,чем отличается буква от звука?

Звук - мы слышим и говорим. Букву – мы пишем,видим.

« Физминутка»

Логопед: - Ребята, давайте споем песенку для звуков.

А-А-А - Здравствуйте звуки! (Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

О-О-О - Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И - На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: - Смотрите,что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

« Звукобуквенный анализ »

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик.Как он зовёт. Что он кричит?

Дети:- АУ.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это?Как кричит ослик?

Дети: Ослик.ИА.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву - О.Буква У – губы трубочкой вперёд.

Буква И – улыбочка.

Логопед: молодцы

И снова в путь нам всем пора,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Игра « Эхо»

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес…)

В нем сосны до не бес (бес, бес,бес…..)

А на ветках шепчут шишки (шишки, шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки(тишки, тишки, тишки….)

Логопед: Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

Игра «Дом»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед: А кто знает, чей это домик? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет,загорается только в одном окошке по очереди.

Это значит,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: - А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга - чунга»).

Чередование «заборчик» - «хоботок» - «улыбка» - «хоботок»

«часики» - «лопата копает».

Игра «Угадайка »

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О - И – А – И –У- О –И – А – И –И

Слоговые дорожки.

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка, индюк,утюг.

У каждого ребёнка - предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: - Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка - Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных связных высказываний; закрепить умения подбирать к словам слова с антонимичным и с уменьшительно-ласкательным значением; преобразовывать деформированные предложения; совершенствовать координацию речи с движением.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности; развитие остроты слуха, диафрагмального дыхания, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, темпа и ритма речи.

Воспитательные задачи: формирование коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии; воспитывать чувство товарищества; умение работать в коллективе; вызвать чувство доброжелательного отношения к героям сказок, кдруг другу.

Оборудование и материалы: музыкальное оформление; воздушные шары; сказочные персонажи: медведь, лиса; картинки: звездочки, месяц, гномики; атрибуты: домик, яблонька; индивидуальные зеркала; мяч; корзина с яблоками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Под спокойную, тихую музыку завожу детей.)

Дети приветствуют гостей:
– Здравствуйте!
– Ребята, а вы меня узнали?
– Я сегодня буду доброй волшебницей, потому, что занятие у нас будет особенное, сказочное, волшебное. Мы отправимся в сказочную страну, где ждут нас сказочные герои, которые, так же как и мы могут испытывать разные чувства. А какие чувства мы можем испытывать? (Радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость, обида).
– Покажите как мы радуемся, грустим, удивляемся, злимся, спокойны.
(Дети показывают эмоции.)
– В волшебной стране нам понадобится всё, чему мы учились на занятиях.

2. Основная часть.

– Ребята, а на чём можно полететь в сказочную страну?
– А мы с вами полетим на воздушных шариках! Но чтобы шарики полетели, их надо надуть. Давайте выполним упражнение “Надуваем шарики”.
(Упражнение на дыхание: положите правую руку на живот, “вдох”– через нос, надуваем живот, “выдох”– через рот, сдуть живот.)
– Но попасть в сказочную страну не так просто. Вам необходимо произнести волшебные слова:

“Тили, тили, тили бом
Открывайся сказки дом”!

– А вот теперь полетим в сказочную страну. Взяли по одному шарику, встали друг за другом.

“Полетели, полетели
И на облачко присели”

(Дети с шарами бегут под музыку.)
– Отпустили шарики, а сами сели на облако.
– Дети, закройте глаза и послушайте, какая удивительная музыка играет вокруг. (Звучит музыка.)
– Какая музыка звучала? (Сказочная, волшебная, таинственная. )
– Если мы сидим на облаке и слышим эту волшебную музыку, значит мы очутились в сказке.
– Оглянитесь вокруг и произнесите:

“Вот это да”!
“Как здорово”!
“Ничего себе”!

– Мы попали в гости к месяцу. В доме у месяца живут много звёздочек.
Месяц просит вас угадать в каком настроении сегодня звёздочки? (Серебристая звёздочка радуется, самая маленькая зелёная звёздочка удивляется, самая большая красная звёздочка испугалась, оранжевая звёздочка грустит, голубая звёздочка злится, золотистая звёздочка обиделась.)
– Молодцы, дети! А вы хотите, чтобы все звёздочки радовались? Тогда давайте для них поиграем в игру “Ой ду – ду”!

Пальчиковая гимнастика “Ой, ду – ду”.

Ой, ду – ду, ду – ду, ду – ду, (Дети имитируют игру на дудочке.)
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.)
Пастушку я отдала.
– Ну – ка, милый пастушок, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Ты спеши – ка на лужок.
Там Бурёнка лежит, (Вновь выполняют хлопки и удары попеременно.)
На теляток глядит.
А домой не идёт, (Вновь идут по кругу.)
Молочка не несёт.
Надо кашу варить, (Указательным пальцем правой руки “варят” кашу в ладошке левой руки.)
Сашу кашей кормить.

“Полетели, полетели
И к домику прилетели”!

– Ребята, посмотрите, это лесной домик. Кто в нём может жить?

(Однажды, этот сказочный герой шёл по лесу, притомился и говорит:“Сяду на пенёк, съем пирожок”.)

– Кто это?

(Выходит медведь.)

– Здравствуйте маленькие путесетвенники!
– Я пока спал зимой, забыл как правильно произносить звуки. Вы мне не помозете?
– Мишенька, пойдём к столу мы тебе покажем и расскажем гимнастику для языка.

(Дети садятся за стол и выполняют артикуляционную гимнастику.)

Заходит лиса:

Так бежала, так спешила,
Я к ребятам торопилась,
Чтобы с ними поиграть!

– В каких сказках вам встречалась лиса?

Лиса:

– Я очень хитрая и поэтому хочу поиграть с вами в игру

“Наоборот”.
(Лиса берёт мяч и играет с детьми. Слова: холодный, длинный, зима , отдыхать, ссориться. Дети называют слова, противоположные по смыслу).

Медведь:

– Не сумела вас лисичка перехитрить, спасибо вам, что поиграли с нами и научили меня. Пойдём лисичка, будем тренировать свои язычки.

“Полетели, полетели
И под яблоньку прилетели”!

– Кого же мы встретим здесь? (Под маленькие живут гномики яблонькой).
– Дети, а гномики больше вас или меньше?

(Появляются гномики.)

– Они очень маленькие и у них всё крошечное. Назовите всё что есть у гномиков ласково (не нос, а носик, не борода, а бородка, не рот, а ротик, не руки, а ручки, не ноги, а ножки, не штаны, а штанишки).

– Ребята, но что-то гномики очень грустные, давайте им поднимем настроение и покажем игру “Хомка”.

Подвижная игра “Хомка”.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Лапки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

(Пока дети играют гномиков меняют на веселых.)

– Посмотрите, ребята, как обрадовались гномики!
Простая улыбка может творить настоящие чудеса! В благодарность гномики нам подарили корзину с яблоками.
– Спасибо, гномики! А мы полетели дальше. Взяли шарики, встали.

“Полетели, полетели,
На цветочную полянку сели”!

– Кого мы встретим здесь? (Добрые на полянке живут цветочной феи.)
– Кто догадался?

(Включаю тихую, сказочную музыку.)

– Но уже поздно, и все феи спят, но они мне шепнули на ушко, что в сказочной стране есть добрая традиция: на прощание на этой цветущей полянке оставлять радостные пожелания для всех-всех сказочных героев. Давайте выберем самое красивое яблочко, будем передавать его друг другу и говорить теплые, добрые слова. А начинать будете со слов: “Я желаю, чтобы…”
– К сожалению, нам пора возвращаться домой, для этого нужно произнести волшебные слова:

“Сказка двери закрывай
В детский сад нас отпускай”!

Итог занятия:

– Что вам понравилось на занятии?
– Вам было приятно заниматься вместе?
– Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите друг другу руки и скажите: “Мне было приятно играть с тобой. Спасибо”!
– А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки, поднимите их вверх. Давайте хором скажем: “До свидания, мы”! Поклонимся и опустим руки вниз.
– Попрощаемся с гостями… и пойдём в группу.