Классификация, функции и роль внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды, их функции

Внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения социально-эконо-мических задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления развития общества. Классификация внебюджетных фондов представлена на рис. 10.


В зависимости от зоны действия в образовании внебюджетных фондов могут участвовать: все субъекты экономической деятельности (федеральные социальные и экономические внебюджетные фонды); субъекты экономической деятельности, зарегистрированные или проживающие на определенной территории (территориальные внебюджетные фонды); субъекты, занимающиеся определенным видом экономической деятельности (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды).
Целевой характер образования внебюджетных фондов обусловливает направления их использования. Это могут быть социальные задачи (пенсионное и социальное обеспечение и т.п.), общеэкономические задачи (воспроизводство минерально- сырьевой базы, дорожное строительство и т.п.), отраслевые и межотраслевые задачи (развитие науки и техники, инновационные разработки и т.п.).
Средствами внебюджетных фондов управляют специально создаваемые государственные и негосударственные (некоммерческие организации) институты либо органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Наряду с собственно внебюджетными фондами создаются целевые бюджетные фонды, имеющие обособленные в рамках доходов бюджета источники образования. Средства целевых бюджетных фондов передаются в оперативное управление органам исполнительной власти.
Высокую социальную и экономическую значимость в настоящее время имеют государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
С 1 января 2000 г. введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, предназначенный для регулирования бюджетных правоотношений, возникающих между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Регулированию бюджетных правоотношений, связанных с образованием, распределением и использованием средств государственных внебюджетных фондов, посвящена глава 17 «Государственные внебюджетные фонды» указанного кодекса.
В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ внебюджетными фондами являлись: Пенсионный фонд РФ (далее ПФР); Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС); Фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС); Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - ГФЗН). С 1 января 2001 г., в связи с консолидацией в федеральном бюджете ГФЗН прекратил свое самостоятельное существование (федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» Положение о ГФЗН признано утратившим силу с 1 января 2001 г.).
При помощи внебюджетных фондов государство решает важнейшие экономические и социальные задачи:
социальную защиту населения;
повышение жизненного уровня населения;
сохранение и улучшение здоровья населения;
оказание социальных услуг населению.
Аккумулирование средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий и других выплат, гарантированных государством.
Государственные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений от доходов юридических и физических лиц, предусмотренных законодательными актами, а также носящих добровольный характер.
В настоящее время величина аккумулируемых и расходуемых указанными фондами денежных средств позволяет считать их консолидированный бюджет «вторым» бюджетом страны (табл. 15).
15. Динамика доходов и расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, млн. р. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Доходы:
Федеральный бюджет 2 562 606,9 3 273 844,6 3 597 649,9 6 170 484,6 6 965 317,2 ПФР 822 841,4 1 000 316,6 1 177 375,0 1 566 443,1 1 845 094,0 ФСС 134 525,9 159 989,7 185 514,7 207 037,2 258 806,0 ФФОМС 5314,33 6406,2 88 991,7 115 980,5 139 643,4 Расходы:
Федеральный бюджет 2 414 352,2 2 768 085,8 3 396 268,7 4 431 076,8 5 463 479,9 ПФР 864 898,3 946 640,2 1 176 131,3 1 489 468,0 1 727 799,9 ФСС 143 185,4 158 935,0 190 798,6 212 987,3 287 493,5 ФФОМС 5314,33 6391,2 88 991,7 115 940,5 139 573,4 -

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

Ø Пенсионный фонд РФ;

Ø Фонд социального страхования РФ;

Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения РФ; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд).

Пенсионный фонд РФ- это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Собирательная – заключается в аккумуляции страховых взносов.

2. Распределительная - назначение и выплата пенсий, выдача сертификатов на получение материнского капитала, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

3. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.



4. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

ФСС РФ - представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Функции Фонда социального страхования РФ:

1. Собирательная – заключается в аккумулировании сумм страховых взносов по установленным ставкам, добровольных взносов физических и юридических лиц

2. Распределительная - выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности, обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

3. Рисковая - перераспределение риска между участниками страхования

4. Предупредительная - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая.

5. Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.

ФФОМС - представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Функции Фонда обязательного медицинского страхования:

1. Собирательная – заключается в аккумуляции сумм страховых взносов, налогов на совокупный доход и т.д.

2. Распределительная - осуществляет финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

3. Контрольная - совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В числе основных функций:

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

Деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Организация альтернативной гражданской службы;

Организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе.

В 1991 году в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Средства, отправляемые на соцобеспечение о страхования были выведены из госбюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды обычно создают для обеспечения приоритетных сфер экономики дополнительными средствами и для расширения соцуслуг.

Функции внебюджетных фондов:

· Контрольная – проявляется в информировании общества/органов власти об отклонениях в социальных процессах и их обеспечении

· Регулирующая

Внебюджетные фонды способствуют госрегулированию рыночной экономики и более справедливому распределению дохода между соцслоями населения.

Финансы имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

В РФ состав централизованных внебюджетных фондов входят:

Средства этих фондов – государственные, но могут быть израсходованы только на те цели, для созданы фонды. Спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств.

Основными источниками доходов этих фондов являются страховые взносы

ПФР, ФСС, ФОМС являются самостоятельными юридическими лицами и особыми финансовыми институтами. Управление ими осуществляется Правительством РФ.

ФСС создан в целях обеспечения госгарантий в системе соцстраха и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств соцстраха. ФСС является государственным финансово-кредитным учреждением, причем, самостоятельным (ему, видимо, больше 18)

В управлении ФСС РФ помимо правительства участвуют общероссийские объединения профсоюзов.

Председатель фонда и его замы назначаются правительством РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, и находится в оперативном управлении фонда. Не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

При фонде образуется правление. Фонд имеет региональное отделение в каждом регионе. Региональные отделения управляются координационным советом.

На ФСС возложена функция управления двумя отраслями соцстраха в РФ:

1. Государственное социальное страхование

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Основными задачами ФСС являются:

1. Обеспечение гарантированных государством пособий

2. Участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников

3. Обеспечение финансовой устойчивости фонда

Государственное социальное страхование обеспечивает выплату пособий (в соотв. с законом 255)

Оплата услуг учреждений социального назначения.

По обязательному социальному страхованию и профзаболеваний осуществляются страховые выплаты, связанные с возмещением вреда, выплаты пособий, компенсирующих утраченный трудовой доход, оплата услуг по реабилитации.

Доходы ФСС формируются за счет следующих основных источников:

1. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №212

2. Страховые взносы в соответствии с ФЗ №125

3. Доходы от размещения временно свободных денежных средств ФСС

4. Средства, передаваемые бюджету ФСС из федерального бюджета и других источников

За счет средств ФСС осуществляется выплата следующих пособий:

1. По временной нетрудоспособности (установлен максимум)

2. По беременности и родам – компенсация утраченного дохода

при постановке на учет в раннем сроке беременности – 465 рублей 20 копеек

3. При рождении ребенка – 12 405 рублей 32 копейки

4. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет – в размере 40% среднего заработка, но не менее 2 326 рублей по уходу за первым ребенком, и 4 651 рубль 99 копеек по уходу за вторым и последующими детьми.

5. При передаче ребенка в семью (усыновление) – в пределах средней ЗП

6. На погребение

7. От несчастных случаев на производстве: Единовременная страховая выплата – 72 701 р 20 коп; ежемесячная – в зависимости от утраты, но не более 55 900 рублей.

В 2012 году планируется доход в размере 579,6 млрд. рублей ФЗ№372 расходы – 577,2 млрд.рублей. Приэтом, выплаты по нетрудоспособности

По беременности и родам– 84 млрд

Доходы ФСС в 2012 году планируются в размере 618 млрд руб

Расходы – 610 млрд.

ВВП 2011 год – 54 369,1 млрд. рублей. Расходы на СС – около 1% ВВП

Структура доходов бюджета ФСС

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

П-размер пособия по временной нетрудоспособности

ЗП дн – среднедневной заработок работника, рассчитанный за 2 предшествующих года в календарных днях

Чдб – число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

%сЗП – процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа. В зависимости от трудового стажа установлены следующие процента сохранения заработка:

· 1 – при страховом стаже 8 и более лет

· 0,8 – от 5 до 8

· 0,6 - до 5 лет

· Если стаж менее 6 месяцев, то пособия выплачиваются из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц.

· При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком, начиная с 11 календарного дня пособие снижается до 50% среднего заработка.

Если травмы и заболевания наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы – пособие равно 60%

Системы социальных пособий

1. Фиксированные

2. Расчетные

По общему правилу больничный лист выдается на период не более 10 месяцев (в отдельных случаях-12 месяцев). Если работник проболел более 10 месяцев, то врачебная комиссия обязана определить динамику болезни и составить прогноз его трудоспособности. Если прогноз отрицательный – решается вопрос по инвалидности. Если установлена инвалидность – больничный закрывается.

Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается, когда заболел иждивенец (не более 40% от среднего заработка и не более 10 дней). При пособии по временной нетрудоспособности связанной с заболеванием ребенка первые 10 дней оплачиваются в зависимости от страхового стажа матери, а с 11 – 50% заработка без учета страхового стажа.

Существуют ограничения по продолжительности ухода за заболевшим ребенком в зависимости от его возраста. При заболевании ребенка

· до 7 лет период выплаты пособия составляет не более 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода, за исключением особых случаев (по перечню заболеваний, установленных минздравом соцразвития) – 90 дней.

· 7-15 лет по каждому случаю оплачивается до 15 дней, но не более чем за 45 дней в календарном году.

· В случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет не более чем за 120 дней в календарном году

· Член семьи старше 15 лет – не более чем за 7 дней разово и по совокупности – не более 30 дней

Пособия и выплаты застрахованным лицам в связи с материнством (выплачиваются за счет средств ОСС, а не за счет средств работадателя.

Пособия по беременности и родам: право имеют:

1. Застрахованные в связи с материнством

Пособия по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (84 при многоплодной беременности) дней до родов и 70 (86 при сложных родах, 110 – при рождении 2 и более детей) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней фактически использованных до родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100%. Если страховой стаж меньше 6 месяцев для расчетов используют МРОТ. Если беременная была уволена (можно только в связи с ликвидацией предприятия) то выплаты – 465 рублей в месяц. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Обычно пособия выплачиваются по месту работы. Работодатель назначает пособие в течение 10 дней после обращения застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для заработной платы.

Территориальный орган ФСС также назначает и выплачивает пособия, но в течение 10 дней со дня предоставления документов застрахованным лицом. Сумма пособия налогами не облагается, в доходах для налогообложения не учитывается.

При усыновлении ребенка:

· До 3 месяцев пособия по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у неё наступает отпуск по беременности – она имеет право выбора одного из двух пособий

Детские пособия:

1. Единовременное при рождении ребенка – 12405,32 рубля

Внебюджетные фонды (ВБФ) возникли в РФ в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой - в рамках реформы социальной защиты населения.

С институциональной точки зрения государственные ВБФ - это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Если рассматривать ВБФ как финансовую категорию , то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

В соответствие с Бюджетным кодексом РФ ВБФ это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь.

Как и бюджет, ВБФ выполняют две функции : распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Роль ВБФ:

    позволяют преодолеть неравное распределение дохода между различными слоями населения, являются тем методом вмешательства правительства, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП (содействуют достижению социального равновесия);

    способствуют более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов;

    оказывают положительное влияние на инвестиционную ситуацию в экономике (часть аккумулированных средств попадает на финансовый рынок – депозитные операции, приобретение высоколиквидных ценных бумаг).

Государственные ВБФ социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. Государственными ВБФ РФ являются:

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов.

Бюджеты государственных ВБФ РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных ВБФ формируются за счет:

    единого социального налога;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

  • доходы от использования временно свободных денежных средств.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного ВБФ составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных ВБФ осуществляется Счетной палатой РФ, контрольными палатами, иные законодательными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти: Министерство финансов РФ, федеральное казначейство, финансовыми органами субъектов РФ.

Отчеты об исполнении федеральных ВБФ представляются в Счетную палату РФ ежегодно не позднее 1 июня. Счетная палата РФ анализирует отчеты в течение 1,5 месяца и дает свое заключение. Затем еще 1,5 месяца отчет и заключение рассматриваются Гос. Думой. Следовательно, до 1 сентября отчеты об исполнении ВБФ должны быть либо утверждены, либо отклонены.

ФОМС является реализация прав застрахованных на получение бесплатноймедицинской помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает финансовую устойчивость системы, предоставляя дотации территориальным фондам ОМС на финансирование базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС финансируют по среднедушевым нормативам свои филиалы либо страховые медицинские организации. Последние оплачивают лечебно-профилактическим учреждениям медицинские услуги, оказанные застрахованным.

Задачи ФСС РФ:

    финансирование социальных пособий, компенсирующих потерю заработка работников в связи с их временной нетрудоспособностью (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на воспитание детей в возрасте до 1,5 лет и др.)

    финансирование единовременных и ежемесячных пособий в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

    обеспечение фин. уст-ти фонда;

    разработка и реализация программ охраны здоровья работников;

    орг-ция работы по подготовке и квалиф-ции спец-тов для сис-мы соц. страх.

Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления к капитализации страховых взносов (накопительная часть трудовой пенсии). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Итак, процесс формирования нового звена российских государственных финансов - внебюджетных фондов шел параллельно с реформированием бюджетной системы и к настоящему моменту в основном завершен. Но их развитие в рамках совершенствования финансового обеспечения способов социальной защиты граждан продолжается и должно стать приоритетной задачей органов государственной власти.

Финансы № 26,35.

Сущность и функции социального страхования.

    Понятие социального страхования

Социальное страхование является частью более широкой системы поддержки нетрудоспособных членов общества, а так же всего трудозанятого населения, которая называется «социальная защита». Социальная защита представлена с точки зрения финансового механизма социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной помощью. Социальное страхование – исторически первая форма финансирования поддержки работника и до сих пор остается наиболее масштабной из всех вышеперечисленных в условиях рынка.

Возникло социальное страхование в 70е годы 19 века в Германии. Объективными предпосылками (экономическими) появления социального страхования являлись:

    Работники были фактически и юридически свободными членами общества, а значит персонально несли ответственность за все периоды своей жизни, в том числе – периоды нетрудоспособности.

    Большинство работников в качестве источника дохода имело только свою способность к труду.

    Риск потери трудоспособности для индивидуума – явление случайное, но для общества в целом это явление постоянное и массовое. Последнее дает возможность на основе статистических закономерностей рассчитывать вероятность риска и возможный ущерб (потеря заработка).

«Социальное» - означает, что эти отношения определяются совместной жизнью людей в обществе, неразрывностью жизни индивида, общества и государства. Более того, риски, компенсируемые социальным страхованием, имеют некоторую особенность в сравнении с другими рисками, которая заключается в том, что индивидуально защититься с высокой степенью надежности невозможно.

Социальное страхование представляет собой законодательно регламентируемые отношения по формированию за счет целевых взносов фондов финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления компенсационных выплат членам общества всвязи с утратой ими трудоспособности или отсутствием спроса на труд.

Социальное страхование может быть только обязательным, т.е. в силу закона, но, в то же время, возможно индивидуальное страхование социальных рисков.

Принципы социального страхования:

    Солидарность: здоровые платят за больных, молодые – за старых, более обеспеченные – за менее обеспеченных. Разделять проблему другого, хотя тебя лично они не коснулись.

    Субсидиарность – характер отношений и меры ответственности субъектов социального страхования известным всем участникам заранее.

    Самоответственность застрахованных – лица, состоящие в отношениях по найму, в том числе и работодатели, и работники, несут ответственность за уровень компенсации социальных рисков.

Государство является гарантом финансовой устойчивости системы социального страхования. В частности, роль страховщика делегированы государственным финансово-кредитным организациям.

    Сущность социальных рисков и их виды

Социальные риски – факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утрате трудоспособности, отсутствии спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для работников материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей работников – с утратой источника дохода при потере кормильца.

Основные социальные риски отражены в 102 конвенции международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1952г. Однако, она не ратифицирована пока РФ.


    Внебюджетные фонды РФ.


    Пенсионный фонд РФ.


    Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

    Сущность и функции внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

    Внебюджетные фонды, возникшие как специальные фонды государства задолго до централизованных бюджетов. Централизованные бюджеты возникли на основе консолидации специальных централизованных фондов или специальных счетов государства. Внебюджетные фонды выполняют важнейшие функции в финансовой системе, связанные с распределением национального дохода между отдельными сферами народного хозяйства, территориями государства и между отдельными категориями населения, а также функцию целевого контроля за использование по целевому назначению мобилизированных финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды выражают денежно-экономические отношения принудительного характера по перераспределению денежных доходов юридических и физических лиц в целях исполнения государством целевых функций. Эти функции в основном сосредоточены на социальном обеспечении и экономической поддержке сфер предпринимательства отраслей и конкретных хозяйствующих субъектов.

    Усиление позиций внебюджетных фондов было вызвано следующими обстоятельствами:

    1. Экономические кризисы и цикличность развития экономики.

    2. Изменение политических режимов в ряде стран в ХХ веке.

    В тоже время усиление позиций внебюджетных фондов обусловлено следующими специфическими чертами:

    1. Внебюджетный фонд является автономным от бюджета фонда и может быть организован в виде специализированного финансово-кредитного учреждения – государственной организации.

    2. Внебюджетные фонды могут иметь свои специфические источники формирования.

    3. Внебюджетные фонды обеспечивают более эффективный контроль со стороны государства и налогоплательщика.

    4. Внебюджетные фонды как специализированные финансово-кредитные учреждения являются институциональными инвесторами на финансовом рынке.

    5. Внебюджетные фонды являются участниками рынка государственных ценных бумаг, причем характер размещения может быть не рыночным и даже принудительным.

    6. Внебюджетные фонды при наличии в них активного сальдо могут стать источником финансового дефицита бюджета.

    Методы привлечения финансовых ресурсов во внебюджетные фонды:

    1. Выделение бюджетных средств на счета этих фондов.

    2. Страховые платежи либо только с работников, либо только с работодателей, либо универсальные, т.е. оплачивают страховые платежи и работник и работодатель.

    3. Специальные налоги.

    4. Метод заимствований.

    Виды внебюджетных фондов в финансовых системах различных государств:

    1. По системе государственного устройства:

    — федеральные

    — региональные

    — местные

    2. По источникам формирования:

    смешанного типа (страховые платежи)

    формируемые на основе специальных налогов

    формируемые на основе только страховых взносов

    образуемые за счет заемных источников, т.е. за счет государственных заимствований:

    — местные заемные фонды

    — центрального уровня

    3. Целевая классификация (по целям использования):

    — экономические

    — экологические

    — научно-исследовательские

    — кредитные

    — социальные

    — специальные

    Внебюджетные фонды РФ.

Внебюджетные фонды РФ в основном сформировались в начале 90-х гг. в соответствии с законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Исторически внебюджетные фонды существовали в советское время, но в последние 50 лет они существовали в едином фонде, который назывался фондом социального страхования. В начале 90-х гг. в России действовало порядка 20 различных внебюджетных фондов экономического, социального, экологического, научно-исследовательского и специального назначения. Эти фонды являлись институциональными инвесторами, имели налоговые льготы и были неподконтрольны проверкам ни со стороны налоговых органов, ни со стороны законодательных органов. Единственным контролирующим органом являлось Министерство финансов. Такая система функционирования привела к тому, что сконцентрированные в них огромные средства (60-80% от объема бюджета федерального фонда) не всегда использовались по назначению, активно размещались на финансовом рынке и свою цель создания эти фонды не оправдали.

В 1993г. Счетная Палата РФ была наделена полномочиями контроля этих фондов. В декабре 1993г. по Указу Президента Ельцина все внебюджетные фонды кроме Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда занятости были консолидированы в федеральном бюджете. Эти фонды превратились в специальные целевые фонды федерального бюджета, имеющие свои источники финансирования и направления использования.

    Единый социальный налог (ЕСН).

ЕСН введен с 1.01.2001г. взамен страховых платеже во внебюджетные фонды.

ЕСН включает 3 элемента:

1. Взнос, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ.

2. Взнос, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ.

3. Взнос, зачисляемый в Фонд обязательного медицинского страхования.

Целью ЕСН является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, государственное социальное обеспечение и страхование и на государственную медицинскую помощь.

Налогоплательщиками ЕСН выступают следующие 2 категории:

— организации

— крестьянские и фермерские хозяйства

— физические лица

— индивидуальные предприниматели

— родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающие традиционными отраслями хозяйствования

— главы крестьянских и фермерских хозяйств

— адвокаты

Если налогоплательщик попадает в обе группы, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Налогоплательщики 2-ой группы не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Объектом налогообложения для 1-ой группы являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемы работодателями работникам по всем основаниям (все виды заработной платы, выплаты по авторским и лицензионным договорам, все виды материальной помощи и безвозмездных перечислений, произведенные в пользу работников). Выплаты в натуральной форме также признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. на одного работника за календарный месяц. Для физических лиц в 1-ой группе объектом налогообложения являются все выплаты и все иные вознаграждения, выплачиваемые в пользу работников по всем основаниям.

Объектом налогообложения для 2-ой группы являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, объектом является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

В ЕСН выделяются суммы, не подлежащие налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

6) доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями

8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера;

9) стоимость льгот по проезду, отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

10) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год;

11) выплаты организацией работникам и бывшим работникам-пенсионерам в виде материальной помощи и возмещения стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом не превышающие 2000 руб. на одного человека за налоговый период;

12) любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

По ЕСН существуют ряд льгот, которые связанны с освобождением от уплаты налога. От уплаты налога освобождаются:

1) Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) Общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

3) Налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, доходы которых от их предпринимательской деятельности не превышают 100000 руб. течение налогового периода.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – календарный месяц.

Ставка ЕСН является дифференцируемой по категориям, выделенных в качестве налогоплательщиков и по уровням доходов, приходящихся на одного работника за весь календарный год. Расчет налоговой базы каждого отдельного работника производится нарастающим итогом с начала года.

По доходам предусмотрена следующая шкала:

1. доходы от 100 000 руб. на одного человека в среднем за год

2. доходы от 100 001 до 300 000 руб. на одного человека в среднем за год

3. доходы от 300 001 до 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

4. доходы свыше 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

ЕСН, уплачиваемый предприятием в конечном итоге расчленяется по внебюджетным фондам и каждый взнос, в составе ЕСН формирует доходную часть соответствующего внебюджетного фонда.

По ЕСН предусматриваются авансовые платежи, исходя из налоговой базы с начала календарного года. Разница между авансовыми платежами и сумме, подлежащей уплате, подлежит перечислению не позднее 15 дней со дня установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. В случае переплаты возможен возврат средств или вариант зачета средств.

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был выделен в 1991г. из Фонда социального страхования, который выполнял в административной экономике все функции по социальному обеспечению и социальному страхованию.

Пенсионный фонд РФ представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение с государственной формой собственности, его основная цель – обеспечение финансирования государственных и социальных пенсий.

Источники Пенсионного фонда.

1. Первоначально Пенсионный фонд функционировал на основе механизма солидарности поколений, т.е. старшее поколение содержалось за счет молодого, которое делало отчисления от своих доходов. При этом все средства, поступающие в Пенсионный фонд, были обезличены, т.е. пенсионный фонд работал по принципу единства кассы. Этот механизм в рамках СССР работал достаточно четко, но в рыночной экономике при значительной дифференциации доходов и независимости по данной схеме размера пенсии от производимых начислений приводит к большим противоречиям и социальным последствиям.

С марта 1996г. в России введена персональная система учета всех работающих, т.е. на каждого работающего открыт персональный пенсионный счет.

2. Перечисления из бюджета для формирования средств пенсионного обеспечения определенным категориям: военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним категориям.

3. Средства от капитализации свободных денежных средств, т.е. доходы, получаемые в результате размещения свободных денежных средств на финансовом рынке. Законодательство может в законодательном порядке и, в частности, в федеральных законах на текущий год установить пределы свободного размещения этих средств на финансовом рынке и ввести обязательное размещение свободных средств в государственные ценные бумаги.

4. Кредиты Центробанка, других внебюджетных фондов и федерального бюджета.

5. Штрафы и пени за несвоевременную уплату средств в Пенсионный фонд.

6. Благотворительная помощь от юридических, физических лиц, других государств.

Система финансовых потоков пенсионного обеспечения на сегодняшний день является многоканальной. В этой системе задействованы наряду с Пенсионным фондом Министерство связи, Сбербанк и органы соцзащиты. Эта многоканальность приводит к застреванию денежных ресурсов и нерациональному использованию средств Пенсионного фонда.

В рамках проводимой реформы пенсионного обеспечения предусмотрены:

1. Изменение общей концепции формирования Пенсионного фонда, т.е. переход от принципа «солидарности поколений» к принципу «персональных накоплений».

2. Введение персонального учета накопления Пенсионного фонда в порядке обязательного государственного пенсионного обеспечения и использования альтернативных вариантов пенсионного обеспечения через систему государственных пенсионных фондов.

3. Установление зависимости уровня пенсий от объема средств, накопленных на персональном счете.

4. Модернизация тарифов или ставки налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд.

5. Предусматривается введение механизма автоматической индексации пенсий в соответствии со складывающемся уровнем инфляции. Средства для индексации должны быть перечислены из федерального бюджета в Пенсионный фонд.

Основные направления использования средств Пенсионного фонда:

    Выплата государственных трудовых пенсий.

    Выплата социальных пенсий (при потере кормильца, инвалиды детства или какой-либо группы, профессиональные увечья, членам семей военнослужащих и приравненных к ним).

    Выплаты военнослужащим.

    Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением государственной формы собственности. Целью этого фонда выступает обеспечение организации системы обязательного государственного страхования, финансирование направления соцзащиты и направлений обязательного страхования здоровья, жизни и доходов работников. Объектом страхования выступает доход работника.

Источники Фонда соцстрахования:

1. ЕСН, в частности ставки, касающиеся Фонда соцстрахования 4% с 1.01.2001г.

Для работодателей, занятых в сельском хозяйстве, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, фермерских и крестьянских хозяйств ставка устанавливается 2,9%. Для всех остальных, т.е. для индивидуальных предпринимателей и адвокатов не предусмотрена уплата этого налога.

2. Бюджетные ассигнования, передаваемые в этот фонд, в случае необходимости по конкретным целевым мероприятиям, если это предусматривает федеральный закон «О федеральном бюджете» на текущий финансовый год.

3. Капитализация свободных денежных средств на счетах Фонда социального страхования, т.е. доходы, полученные от инвестирования свободных денежных средств на финансовом рынке.

4. Штрафы и пени по несвоевременным платежам.

5. Кредитные ресурсы, получаемые от других внебюджетных фондов из федерального бюджета или из Центробанка.

6. Благотворительная помощь, оказываемая юридическими и физическими лицами.

Механизм использования средств Фонда социального страхования предполагает перечисление в этот фонд только части средств из начисляемой по налоговой ставке, поскольку предприятие имеет право производить часть выплат на месте из кассы предприятия.

Направления использования средств Фонда социального страхования:

    Пособие по временной нетрудоспособности.

    Пособие по беременности и родам (выплачивается по месту работы или учебы).

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности.

    Единовременное пособие при рождении ребенка.

    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

    Пособие при усыновлении ребенка.

    Пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.

    Оплата дополнительных выходных дне для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

6. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением. Его структура предусматривает широкое использование создания сети территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Принятый закон «Об обязательном медицинском страховании» предусматривает переход от бюджетного финансирования системы здравоохранения к системе страховой медицины. В соответствии с этим законодательством был учрежден Фонд обязательного медицинского страхования, который имел федеральный центр в каждом субъекте федерации, региональном центре.

Региональные фонды обязательного медицинского страхования должны были опираться на страховые медицинские компании, учрежденные местными администрациями. Эти организации проводят страхование населения путем заключения договоров с предприятиями и оформление страховых полисов для населения, работающего на этих предприятиях. Не работающее население фактически оставалось на бюджетном финансировании их медицинского обслуживания, т.е. местные администрации из бюджетных средств оплачивают из Фонда обязательного медицинского страхования медицинское обслуживание пенсионеров, инвалидов и детей.

Источники Фонда обязательного медицинского страхования:

    Часть ЕСН, предназначенные для ФОМС – 3,6% (Федеральный ФОМС — 0,2%, территориальный ФОМС – 3,4%). 0,2% предназначены для выравнивания уровней обеспеченности территориальных ФОМС.

    Средства федерального и регионального бюджетов.

    Капитализация свободных денежных средств.

    Штрафы и пени.

    Направления использования ФОМС:

    1. Финансирование корзины медицинских услуг бесплатно предоставляемых населению. Эта корзина услуг устанавливается в соответствии с базовой программой правительства и включает в себя следующие основные направления:

    — текущее медицинское обслуживание

    — оказание скорой помощи

    — лечение в клиниках в соответствии с направлениями поликлиник, к которым прикреплены все граждане

    2. Финансирование материально-технической базы отрасли.

    3. Финансирование научных исследований.

    4. Финансирование переподготовки кадров.

По данным Всемирной организации здравоохранения в таких странах как Россия необходимо формирование централизованных фондов финансирования здравоохранения в размере 10-11% от ВВП.

По системе страхового финансирования здравоохранения, созданной в РФ, в настоящее время существует ряд мнений, которые можно разделить на 2 группы.

1-я группа специалистов высказывается за свертывание страховой медицины и ее перевода на полное бюджетное финансирование, т.к. считается, территориальные организации и страховые компании используют значительную часть средств фонда не по назначению.

2-я группа специалистов считают, что страховая медицина это наиболее перспективный путь, однако, сложившуюся систему надо подвергнуть серьезной реформации путем изменения системы налогообложения, т.е. раскладка налога между работником и работодателем и повышение ставки налога. Также должны быть внесены изменения в структуру страховых медицинских организаций, которые должны быть либо объединены с территориальным фондом, либо должны быть полностью независимыми организациями.