Какие буквы йотированные. Урок «Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: соглас­ный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.

Звук Й. При произнесении звука Й кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней ча­сти твердого нёба, голосовые связки вибри­руют, мягкое нёбо поднято.

Звук Й произносится только с гласными звуками.

Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.

  1. Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.

Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.

Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.

Опущенное нёбо при Н.

Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.

Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными

Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

(снаружи) (снаружи)

Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

Рис. 17. Артикуляция 3, С:

а - снаружи; б - внутри

Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри

Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент

Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?

В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .

10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].

Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:

1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );

2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );

3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).

Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.

Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.

Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:

а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;

б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].

Сильная редукция наблюдается:

а) в любом заударном слоге (запад, вечером)

б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].

Запомним:

1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].

2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.

3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].

4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.

5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.

, Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

I. Организационный момент

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов

О каких звуках и буквах мы говорили?

В каких случаях они образуют два звука?

Занятие 19

Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв.

Развитие послогового навыка чтения.

Цель:

    Познакомить с йотированными буквами. Показать их двойную роль в языке.

    Совершенствование навыков звукового анализа.

    Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.

    Развитие фонематического восприятия.

    Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.

Оборудование : РЛ, карточки букв (1 набор на парту),

Ход урока:

    Организационный момент.

    Скороговорки.

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

    Введение в тему занятия.

У. - Ребята, послушайте пословицу «Крутится как булка в колесе». Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? А какое слово должно быть вместо «булки»? Д. – Белка. У. - Давайте запишем это слово на доске. Какой первый звук? Какой буквой обозначим? Какой второй звук? Какой буквой обозначим? Ребята, если мы напишем вторую букву «э», прочитайте, какой слог у нас получится? Оказывается, чтобы показать, что звук [б] мягкий, нужно написать букву Е.

    Знакомство с буквами Е, Ё. Характеристика обозначаемых ими звуков.

- Е и Ё – родные сёстры.

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

У. – Сегодня мы с вами будем изучать очень интересные буквы Е, Ё. Посмотрите на ленту букв, где они располагаются? Верно, это гласные буквы. Но ребята, запомните, они только буквы. Почему? А это мы сейчас и узнаем. Давайте сначала потренируемся писать эти буквы. Из каких элементов они состоят?

У. – Чуть ниже впишите в клеточки букву Е и прочитайте слоги. (Аналогично с букой Ё).

У. – Ребята, что вы заметили, когда читали слоги, как произносятся согласные звуки в слогах?

У. – Эта первая роль букв Е, Ё – смягчать согласные. Но кроме этого, эти буквы играют в языке и вторую роль. Давайте отгадаем загадку: «Зимой и летом одним цветом». Запишем это слово. (Учитель записывает самостоятельно без звуковой характеристики). А теперь произнесите первый звук, второй. Что мы видим? Д. – Буква Е дала два звука [й] и [о]. Оказывается, буквы Е и Ё могут обозначать как один, так и два звука. Два звука они обозначают не всегда, только в определенных случаях, которые мы рассмотрим в 1 классе. Вот такие важные буквы есть в русском алфавите. Ребята, открою вам еще один секрет: на букву Ё всегда падает ударение.

У. – Ребята, а теперь почитаем слова с буквами Е и Ё. Найдите задание, где играют дети. Поставьте в пустые квадратики в словах букву Е. А теперь прочитаем слова. Давайте посмотрим. Один или два звука будет обозначать буква Е в этих словах.

У. – Сейчас я буду называть имя ребенка и то, чем он занят (по этой же картинке). Вам нужно найти это имя-слово и соединить его с изображением ребенка.

У. – А теперь более сложное задание. Нужно вставить слоги, куда указывают стрелочки. Пишите аккуратно, чтобы было понятно затем читать. Прочитайте предложения.

    Составление слов из слогов.

У. – Это задание нам знакомо. Нужно составить слова из слогов и соединить с картинками. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, а затем проверим.

У. – А теперь выполним последнее задание в правом нижнем углу. Посмотрите, кукла принесла слоги. Прочитайте их. Эти слоги нужно поставить в пустые клеточки так, чтобы получились слова.

    Итог. Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятии? Какие звуки могут обозначать буквы Е и Ё?

Чему научились?