Как правильно поминать день рождения. Молитва в день рождения умершего человека

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды.

Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели.

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

ЭТО ВАЖНО! Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

*в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

По приходе на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь и тем более не возвращайтесь. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Все о религии и вере - "молитва за умершего человека в день его рождения" с подробным описанием и фотографиями.

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Зачем нужно молиться об умерших

Молитва об упокоении души умершего - это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

Совет! Молиться необходимо как можно чаще.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо - жизнь вечную во Царствие Небесном.

Тексты молитв

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

День третий

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

День девятый

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

День сороковой

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи - Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Годовщина поминания

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом - годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека - это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как отмечают день рождения умершего человека в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Каждый человек рано или поздно теряет близкого. К сожалению, это случается в каждой семье. После пережитого горя многие начинают задумываться о том, как правильно отмечать поминки, в какие дни и что делать в день рождения умершего. В этом вопросе попробуем разобраться ниже.

Когда правильно поминать усопшего

Как известно, согласно православным канонам, в честь усопшего человека принято устраивать поминки (поминальную трапезу). Этот ритуал позволяет близким и родственникам покойного провести ритуал в его честь во имя памяти его.

Согласно православным традициям, поминать умершего человека следует непосредственно в день его похорон, спустя 9 дней и на 40-й день. В народе устраивают поминки еще и на годовщину смерти, и на день рождения усопшего.

Отмечают ли день рождения умершего

Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего.

Нужно отметить, что наши предки несмотря на то, что в истории считается что они были безграмотными по сравнению с современным человеком, почитали православные традиции намного правильней и знали намного больше толку в житейских вопросах чем современные люди. Они особо относились к погибшим и умершим.

В те времена никогда, и никто не носил на кладбище полотенце и поминальную еду в день рождения покойного. Этот день абсолютно никак не отмечали. И связанно это было с тем, что в старину отдавали предпочтение мнению о том, что после смерти умершего человека дня рождения, когда душа была в этом теле нет. Как только душа покидает тело так дата смерти сразу и становится датой его рождения.

Вообще в православии считается, что человек имеет три даты рождения:

  • первая – дата рождения, когда человек появился на свет;
  • вторая – дата крещения;
  • третья – дата, когда человеческая душа отходит в мир иной.

Поэтому после смерти нужно поминать последнюю дату рождения, то есть дату смерти. Поминая душу в дату рождения человека на землю, родственники невольно тянут ее в прежнее существование, не давая усопшему покоя. Поэтому таких поминальных трапез предки не устраивали.

Как отмечаю день рождения умершего в современности

В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.

Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.

Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.

Современный взгляд на поход на могилу в день рождения покойника

Современные люди мало суеверные, поэтому мало кто сегодня будет интересоваться вопросом что делать в день рождения умершего человека. Люди все чаще начинают обращаться в церковь. В этот день как правило несут поминальную панихиду, чтобы священнослужители помолились за покой души усопшего.

Также рекомендуется вместе со священником отправится на могилку покойника, чтобы он там почтил память усопшего и почитал молитву. Очень часто после такого обряда родственники остаются рядом с могилой и высказывают близкому человеку все свои ненастья, беды и неприятности. После чего приходят домой и начинают поминальную трапезу. Во многих странах в этот день принято раздавать родственникам и соседям угощения в виде сладостей, чтобы те помянули усопшего.

Ходить на кладбище в день, когда покойника родился в живой мир сегодня стало уже твердой традицией, которую принимает церковь. Ей следуют многие не суеверные. Также они не следуют таким ограничениям как посещение кладбища в зимний период времени или посещение после полу дня и с пустыми руками.

На самом деле такая практика не является обязательной или принудительной. Ведь каждый человек сам в праве решать, как ему поминать близкого человека. Даже если не получится посетить в этот день кладбище – ничего страшного тут нет. Главное, чтобы об усопших остались в памяти только хорошие и позитивные воспоминания.

Посещение кладбища – является возможностью отдать покойнику должное. Если есть возможность и желание, то такой ей нельзя пренебрегать.

Православные молитвы ☦

Молитвы об усопших

Молитва за единоумершего до 40 дней

(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя ), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

* До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреставленного», в дальнейшем - «преставльшагося».

Молитва за упокой души усопшего на 9 дней

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя ) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя ), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за новопреставленного усопшего

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя ) , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя ), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

Молитвы об усопшем супруге

Молитва вдовы об усопшем муже

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя ), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитва об усопшей жене

(Молитва вдовца об усопшей супруге)

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя ), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя ), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитвы детей об усопших родителях

Молитва об усопшей матери

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя ) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя ), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей (имя ) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Молитва об усопшем отце

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя ) , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя ), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя ) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитвы родителей о усопших детях

Молитва об усопшей дочери

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое (имя ),

Молитва о усопшем сыне

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя ), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за некрещеных и мертворожденных младенцев

Молитва за некрещеных младенцев из синодика Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.

«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.»

Молитва матери за детей мертворожденных и некрещеных данная иеромонахом Арсением Афонским:

«Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Нет такой семьи, в которой бы не вспоминали об умершем в день его рождения. Разумеется, рано или поздно, большинство людей задаются вопросами о том, насколько этот обычай соответствует православным традициям и каковы правила поминовения.

Церковь призывает к поминовению покинувших этот мир близких не только в день их рождения, но и в другие даты. Кроме того, вспоминать об усопшем в молитвах не возбраняется в любое время.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

Среди принятых в народе негласных правил того, как поминать усопшего в его день рождения, имеется обычай посещения кладбища. Православная церковь ни в коем случае не препятствует этой традиции. Однако многие священники обращают внимание прихожан на то, как они ведут себя при посещении могилы.

Речь не только о неумеренном употреблении спиртного, но и о привычке обихаживать захоронение. Памятные даты, такие как день рождения, похорон, смерти, не являются лучшим временем для того, чтобы покрасить оградку или же заняться иными мелочами. Для этого есть другие дни. Не следует забывать о благоустройстве места последнего пристанища близкого человека и вспоминать о необходимости этого лишь в дни поминовения.

Что делать на месте захоронения?

Если, придя на могилу в особую дату, не стоит заниматься хозяйственными хлопотами, то что же тогда делать? Как поминать умершего в его день рождения? Просто постоять рядом с надгробием? Подобные вопросы обычно возникают у людей суетливых, привыкших к тому, что в каждую минуту жизни у них имеется какое-либо занятие, приносящее пользу.

Правила поведения на кладбище при поминовении ушедшего в мир иной человека в дату его рождения запрещают суету и хлопоты, занятия тем, что можно сделать и в другой день. В этот же будет уместно:

  • разместить цветы как искусственные, так и живые;
  • поставить и зажечь свечку или же небольшую лампаду;
  • оставить у надгробия какой-либо предмет, который пришелся бы по душе покойному.

Что касается оставления предметов, то это очень древняя традиция, присутствующая в каждой человеческой культуре. Вполне вероятно, что данный способ того, как поминать усопшего в его день рождения, гораздо старше, чем христианство и его обычаи.

Нужно ли молиться об усопшем дома?

Как правило, люди заказывают молебен в храме в такую дату. Однако подобная возможность имеется не у каждого. Не все могут и просто прийти в церковь. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться или пренебрегать обращением к Господу. В том, как поминать усопшего в его день рождения, не приходя в храм, помогает домашняя молитва.

Слова в таком молении допустимы любые. Важно не забыть поблагодарить Бога за каждый день, проведенный с покойным, при его жизни, разумеется, и попросить милости для души почившего.

Пример текста:

«Господи Всемогущий, всемилостивый и Всевидящий. Все мы пребываем в воле твоей, от тебя исходим и к тебе возвращаемся. Благодарю тебя Господи за милость твою к рабу (имя умершего) в ходе жизни его. Молю тебя о милосердии и прощении к душе его. Молю допустить в твое Царствие и не дать сгинуть в геенне. Аминь»

Как поминать в церкви?

Как поминать усопшего в его день рождения в церкви? Конечно же, заказать соответствующий дате молебен. Для этого вовсе не нужно вникать в тонкости православных традиций, достаточно лишь побеседовать с батюшкой или работниками церковной лавки. Они обязательно объяснят, какой именно молебен требуется.

Однако если заказать поминовение возможности нет, то отказываться от посещения храма не нужно. Помолиться за усопшего вполне можно и самостоятельно, используя собственные, простые, понятные и искренние слова.

Конечно же, не каждый человек может найти нужные фразы для того, чтобы выразить в молитве свои мысли, чаяния, печаль, тревоги или иные чувства. В подобной ситуации в том, как поминать усопшего в его день рождения, помогут готовые тексты.

Разумеется, души отличаются. Поминовение детей требует одних слов, супругов - других. Однако главное, что должно быть в подобной молитве - искренность и понимание того, что именно говорится. Использование устаревших терминов, которыми нередко наполнены тексты обращений к Господу, совершенно не требуется. Если молящийся не понимает смысла этих слов или же затрудняется в их произношении, то они превращаются в энергетический мусор, отвлекающий человека. Молящийся начинает думать только о том, как правильно произнести мудреные слова и не забыть их, а вовсе не вспоминает об усопшем и уж тем более не концентрируется на обращении к Богу.

Как помянуть детей в молитве?

Одно из самых жутких испытаний среди всех, которые выпадают на долю человека, это смерть детей. Не всем под силу пережить подобное, не впав в отчаяние, не потеряв веру в промысел божий и сохранив тепло в душе. И слабым утешением даже для глубоко верующих людей является мысль о том, что их чадо пребывает в лучшем мире, чем земной.

Поминальная молитва в таких ситуациях нужна. Она помогает человеку вспоминать об усопшем не со слезами и отчаянием, а с улыбкой. Разумеется, для этого требуются не только поминальные моления, но и время.

Пример текста:

«Господи Боже, Всемилосердный и Всемогущий! Утешь сокрушенное сердце раба твоего (имя собственное). Не оставь в нем места для скорбей и уныния, позволь ему наполниться радостью за дите мое (имя усопшего), в лоне твоем пребывающее. Как призвал к себе, так не оставь своей милостью душу невинную. Не дай душе дитя моего (имя усопшего) познать неземных горестей, не отринь от своего Царствия, упокой с миром, Господи. Аминь»

Как помянуть супругов в молитве?

В современном мире достаточно актуален вопрос о том, поминают ли усопших в их день рождения оставшиеся на этом свете супруги в том случае, если с покойными они находились в разводе. У церковнослужителей единого мнения в данном вопросе нет. С точки зрения церкви, развод является нонсенсом, из ряда вон выходящим событием и допускается лишь при наличии объективных причин. К примеру, физиологической несостоятельности одного из супругов. Но мирская регистрация отношений и браком не является в принципе. То есть для священника пара не обвенчанная - не муж и жена. С другой стороны, православное духовенство в нашей стране не проявляет особой жесткости в вопросах брака ввиду того, что народ перенес десятилетия безверия.

Поминовение бывшего супруга не возбраняется, как и любого другого человека. Однако молиться за него нужно просто, не делая акцент на близости. То есть достаточно обычного текста.

Совершенно иное отношение требуется при молитве за почившего супруга, с которым была разделена пополам вся жизнь, с ее радостями и горестями. У многих людей возникает вопрос о том, можно поминать усопших в день их рождения молитвой самостоятельно, ничего не заказывая. Разумеется, церковью подобное поминовение одобряется.

Пример текста:

«Господь Вседержитель! Пребываем мы в воле твоей, Господи. По ней приходим в мир земной. По воле твоей несем испытания до той поры, пока не призовешь к себе. Без ропота, но с печалью в сердце обращаюсь к тебе, Господи. Молю тебя, дать сил мне (имя собственное) перенести утрату. И возрадоваться за супруга моего (имя почившего), в Царствие твоем пребывающего. Молю тебя не оставить душу его, не дать узнать гнев твой и допустить райских кущ. Молю дать успокоение душе его и наполнить сердце мое благодарностью. Аминь»

Смерть близкого человека - это большое горе. И особенно драматично, когда это событие совпадает с днём его рождения, хоть это происходит довольно редко. Случается, что по семейным или непредвиденным жизненным обстоятельствам не выходит организовать поминание в назначенный день. Тогда люди планируют его на другую дату, но что делать, если она случайно совпадает с днём рождения усопшего? В подобных случаях родственники и близкие начинают задумываться, можно ли поминать покойного в день, когда он родился, либо правильнее будет перенести поминки на день раньше или позднее.

Как поступали наши предки

Наши предки годами изучали законы жизни и природы, и во многих сферах понимали больше, чем современное прогрессивное общество. В те далёкие времена люди так же уважительно относились к обрядам и соблюдали традиции, но, обладая важными знаниями, они поступали не так, как привычно для последующих поколений. К примеру, было не принято посещать кладбище и приносить на место захоронения поминальную еду и соответствующие атрибуты (полотенца, свечи). Также не устраивали поминальные процедуры в кругу семьи в честь дня рождения умершего человека.

Можно посчитать это неуважением и подумать, что родные забывали о таком важном дне, но это связано с поверьем того времени, которое гласит, что день смерти является новым днём её рождения. Так как душа навеки покинула тело, именно эта дата считается достойной поминания. Смерть считалась моментом возрождения души в новом теле, поэтому поминали покойного в день его ухода в иной мир. Поминание усопшего в день рождения считалось плохим поступком, насильно возвращающим ушедшего в прошлую жизнь, не давая ему возродиться заново. Также это плохо влияет на душевное состояние родных покойного, которые угнетают себя печальными мыслями и не могут отпустить родного человека.

Мнение священников

Для тех, кто не знаком с основными правилами христианства, может стать новостью, но православные священники считают поминки с пышно накрытыми столами и наличием спиртных напитков - языческими атрибутами, сохранившимися с давних времён. Душа покойного не нуждается в пище и алкоголе, поэтому подобные вещи не обязаны присутствовать на процедуре поминания. Не исключается присутствие на столе простой мирской еды: риса, мёда, хлеба. Но нет места для алкогольных напитков там, где вспоминают молитвой и добрым словом покойного родственника.

Главное правило для живых - поминать ушедших молитвой, вымаливать упокоение их душ. Традиционными поминальными днями с трапезой считаются третий, девятый и сороковой дни. Православная церковь не запрещает поминать усопшего в остальные дни, в том числе и день рождения, но это должно быть, в первую очередь, молитвенное поминание.

Каждый человек рано или поздно теряет близкого. К сожалению, это случается в каждой семье. После пережитого горя многие начинают задумываться о том, как правильно отмечать поминки, в какие дни и что делать в день рождения умершего. В этом вопросе попробуем разобраться ниже. КОГДА ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШЕГО? Как известно, согласно православным канонам, в честь усопшего человека принято устраивать поминки (поминальную трапезу). Этот ритуал позволяет близким и родственникам покойного провести ритуал в его честь во имя памяти его.Согласно православным традициям, поминать умершего человека следует непосредственно в день его похорон, спустя 9 дней и на 40-й день. В народе устраивают поминки еще и на годовщину смерти, и на день рождения усопшего. ОТМЕЧАЮТ ЛИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УМЕРШОГО? Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего. Вообще в православии считается, что человек имеет три даты рождения: первая – дата рождения, когда человек появился на свет; вторая – дата крещения; третья – дата, когда человеческая душа отходит в мир иной. Поэтому после смерти нужно поминать последнюю дату рождения, то есть дату смерти. Поминая душу в дату рождения человека на землю, родственники невольно тянут ее в прежнее существование, не давая усопшему покоя. Поэтому таких поминальных трапез предки не устраивали. КАК ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УМЕРШОГО В СОВРЕМЕННОСТИ? В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОХОД НА МОГИЛУ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОКОЙНОГО. Современные люди мало суеверные, поэтому мало кто сегодня будет интересоваться вопросом что делать в день рождения умершего человека. Люди все чаще начинают обращаться в церковь. В этот день как правило несут поминальную панихиду, чтобы священнослужители помолились за покой души усопшего. Также рекомендуется вместе со священником отправится на могилку покойника, чтобы он там почтил память усопшего и почитал молитву. Очень часто после такого обряда родственники остаются рядом с могилой и высказывают близкому человеку все свои ненастья, беды и неприятности. После чего приходят домой и начинают поминальную трапезу. Во многих странах в этот день принято раздавать родственникам и соседям угощения в виде сладостей, чтобы те помянули усопшего. Ходить на кладбище в день, когда покойника родился в живой мир сегодня стало уже твердой традицией, которую принимает церковь. Ей следуют многие не суеверные. Также они не следуют таким ограничениям как посещение кладбища в зимний период времени или посещение после полу дня и с пустыми руками.На самом деле такая практика не является обязательной или принудительной. Ведь каждый человек сам в праве решать, как ему поминать близкого человека. Даже если не получится посетить в этот день кладбище – ничего страшного тут нет. Главное, чтобы об усопших остались в памяти только хорошие и позитивные воспоминания.Посещение кладбища – является возможностью отдать покойнику должное. Если есть возможность и желание, то такой ей нельзя пренебрегать. Господь всегда с Вами!