Как подготовить ребенка к школе после летних каникул. Как подготовить ребенка к школе после каникул

Всем приветик!

Вот и прошло уже 2 месяца лета. В августе нужно многое успеть - и насладиться летним теплом, и к школе подготовиться. Кстати, о подготовке к школе я и хочу сегодня вам рассказать.

Если ты не хочешь 1 сентября шокировать свой мозг просто невероятным количеством информации, то лучше начать его тренировку уже сейчас, в августе. И тогда первые дни учебы не покажутся тебе настоящим адом:).

Итак, предлагаю вам 9 способов подготовки к школе во время каникул :

  1. Следи за последними новостями и событиями в мире (личная жизнь звезд не считается:)). Знание того, что сейчас происходит, обязательно поможет тебе в школе на уроках истории в старших классах.
  2. Смотри научно-популярные передачи и фильмы. Поверь, на самом деле они не такие скучные, как кажется на первый взгляд. Есть очень интересные и забавные фильмы и видео о жизни животных, чудесах планеты и техники. Кстати, если смотреть такие фильмы вместе с друзьями, то это еще интереснее (проверено на собственном опыте:)). Лично мне очень понравился фильм «Океаны» - там просто невероятные сьемки и он заставляет о многом задуматься. Просмотрев несколько таких фильмов, ты точно сможешь удивить своего учителя биологии:).
  3. Позанимайся с картами. Ты собираешься в поездку с родителями или просто в гости к бабушке? Тогда обязательно захвати с собой карту (или распечатай ее с карт Яндекса или Гугла). Уверена, тебе понравиться изучать свой маршрут по карте. Это намного веселее, чем уроки географии:). К тому же такие упражнения развивают твое чувство пространства, что может тебе понадобиться на уроках геометрии.
  4. Посмотри на звездное небо. Лучше всего это делать за городом и не одной:). Звезды - это не только романтика, но еще тысячи (а может даже и миллионы созвездий). Попробуй найти несколько созвездий или придумай свои:).
  5. Постарайся писать каждый день . Ты можешь завести дневник или же просто писать небольшие заметки о прожитом дне или разных событиях (кстати, можешь написать мне в блог статью, я с радостью размещу ее здесь:)). Такие ежедневные упражнения не дадут расслабиться мышцам рук и, конечно же, будут развивать твои писательские навыки (а я уверена, что они у тебя есть!). После таких тренировок любое сочинение, заданное учителем, покажется тебя простым и его написание займет очень мало времени.
  6. Разгадай кроссворд . О, это будет непросто, но такая «зарядка-разминка» очень полезна.
  7. Подсчитай свой бюджет . Родители тебе дали деньги или у тебя остались запасы? Тогда напиши список, что тебе нужно купить, и распланируй свои покупки. После этого не забудь все подсчитать. Вот так ты и будешь повторять математику:).
  8. Узнай что-нибудь новое из истории своего города или местности . Да, учебники по истории очень скучные, но это не значит, что в истории твоего города нет ничего интересного. Возьми с собой друзей и отправляйся в музей. Уверена, что обязательно узнаешь для себя что-то новое.
  9. Читай книги . Постарайся каждый день читать хотя бы по несколько страниц. Это необязательно должна быть классическая литература, заданная учителями на лето. Подбери то, что тебе больше всего по душе. Чтение улучшит твой словарный запас и это обязательно отразиться на твоих оценках в школе.

Девушки, а что вы делаете во время каникул для поддержания себя в хорошей умственной форме?

Анастасия Сергеева

Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул?

Чем ближе начало очередного сентября, тем больше вопросов начинают задавать себе родители. Как подготовить ребенка к школе уже в августе, чтобы дальнейшая адаптация прошла успешно? Стоит ли нагружать его учебой, или давать больше отдыхать? Можно ли поехать на море прямо перед началом учебного года? Что учесть при покупке школьных принадлежностей? Пора дать ответы на эти и другие вопросы.

Распорядок дня

Лето - довольно безрежимное для детей время: они ложатся спать позже обычного, иногда и после полуночи, и, следовательно, намного позже встают. Родители позволяют отпрыскам подобные вольности, словно бы давая им возможность хорошенько отдохнуть и отоспаться за все потерянные в школе часы сна. И ничего неправильного в этом нет, если, конечно, ребенок не систематически уходит спать в час ночи, и просыпается в полдень. Но если поздние отходы ко сну и подъемы продолжатся вплоть до 1 сентября, когда хочешь или не хочешь, а вставать придется рано, то для ребенка это станет стрессом. Поэтому подготовить чадо к более строгому режиму дня нужно постепенно, начиная хотя бы за две недели до учебы.

Это не значит, что нужно сразу же установить отбой в девять-десять вечера, а подъем в шесть - сдвигайте время постепенно. Сначала укладывайте ребенка спать на 30 минут раньше (и будите соответственно), потом на час, а потом на два (зависит от того, как сильно сбился режим сна и бодрствования за период каникул).

Чтобы подготовить ребенка к новому режиму было проще, и ему ничто не мешало уснуть вовремя, он должен засыпать в спокойном состоянии, когда ничто не может его отвлечь. Постарайтесь, чтобы хотя бы за 1-2 часа до сна он не смотрел телевизор, не играл в компьютерные или мобильные игры, не слушал громкую музыку, не читал комиксы и журналы. Можете почитать вместе с ребенком художественную книжку, либо просто поговорить с ним, спросить, как прошел его день, узнать, что его заинтересовало сегодня - так ребенок найдет слушателя, поделится с вами своими эмоциями и впечатлениями, и гораздо спокойнее заснет.

Питание ребенка

Чтобы понять, как подготовить ребенка к школе, нужно побеспокоиться не только о режиме сна, но и о режиме питания. Летом дети не всегда кушают вовремя, забегают домой перекусить только тогда, когда выдается свободное время от прогулок и игр с друзьями, едят много сладостей вроде конфет и мороженого, таскают вкусняшки у друзей и кушают в гостях, рвут яблоки с деревьев… Ни о каком режиме тут речи не идет.

Поэтому хотя бы за 2-3 недели до 1 сентября начинайте кормить детей по школьному режиму: минимум трижды в день, в одно и то же время (учитывая, как поздно будут заканчиваться уроки), сводя к минимуму вредные лакомства и насыщая рацион полезными и вкусными блюдами с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов. Игры и прогулки не должны мешать сну и приему пищи!

Развитие коммуникативных навыков

Во все годы одним из немногих, что вызывало у детей желание пойти в школу, была долгожданная встреча с друзьями после летних каникул: обмен впечатлениями, возможность узнать, кто как провел лето, изменился ли кто-то внешне, обзавелся ли какими-то обновками и т.д. Если же вашему отпрыску даже по этой причине не хочется идти в школу, то возможно проблема не только в предвкушении скучной и трудной учебы. Возможно, у ребенка есть проблемы с самооценкой, он закрепощен, и у него нет друзей среди одноклассников. Нежелание ходить в школу также проявляется у детей, которые переходят в другой класс в параллели, или в другую школу.

Если проблема серьезная, то лучше показать чадо опытному детскому психологу, но вы тоже можете успеть помочь ребенку лучше социализироваться в классе. Наполните остаток его лета яркими впечатлениями! Ходите на прогулки, в кино, в кафе на мороженое, съездите к реке или озеру, устройте пикник, катайтесь на велосипедах, играйте в различные игры, посетите парк аттракционов, интересный музей, зоопарк. Все это попадет в список того, как он провел свое лето - активно, насыщенно, весело, - так, чтобы друзьям было не стыдно рассказать.

  • Вот только поездки в другие страны и другие климатические зоны на конец августа лучше не планировать: акклиматизация и новые впечатления собьют ребенка с толку, когда он сразу же по возвращению сядет за школьную парту и будет вынужден спокойно, прилежно учиться и слушать учителя.

Покупка желанной игрушки, гаджета или другой вещицы тоже может стать для ребенка приятной обновкой, которой он сможет похвалиться перед одноклассниками и стать круче в их глазах, что свойственно детям и даже подросткам. К тому же, в связи с популярностью соцсетей и наличием у всех гаджетов (уже даже пятиклассники умеют пользоваться Инстаграмом), детям нужны фотодоказательства хорошего отдыха.

Если в вашем доме или на улице живут сверстники вашего ребенка, поощряйте их совместные игры, приглашайте их к себе домой, чтобы дети могли вместе посмотреть мультики, приготовить что-то, поиграть и поболтать - это тоже поможет скорейшей социализации в коллективе и облегчит подготовку к школе.

Обязательно посетите с ребенком школьную «перекличку», которую обычно проводят в последние 2-3 дня августа. Так ребенок сможет снова окунуться в школьную среду, пройтись по школьным коридорам, посидеть за партой, встретиться с классным руководителем, учителями и одноклассниками, но при этом ему не придется сразу приступать к учебе и сидеть на уроках. Получится такая небольшая репетиция похода в школу, которая поможет вам подготовить ребенка к школе и поможет адаптироваться.

Как подготовить ребенка к учебе в школе

Родители часто задаются вопросом о том, следует ли им в августе подготовить детей к учебному процессу, либо же дать им насладиться отдыхом, пока есть возможность. В этом случае работает правило «золотой середины»: нагружать ребенка повторением всех материалов не стоит, но и совсем обходить стороной домашнюю подготовку не нужно.

В первой учебной четверти по многим предметам предусмотрено повторение пройденного материала, поэтому математику, родной язык и другие предметы можете пока не трогать. Но чтобы ребенок вновь вспомнил, как держать ручку в руках, проведите с ним коротенький диктант, который можете найти в Интернете, а заодно и проверите грамотность своего чада.

Что лучше выполнить обязательно, хотя бы частично - прочитать литературу, заданную на лето. Чтение развивает у ребенка абстрактное мышление, фантазию, знакомит его с новыми социальными ситуациями, так что не избегайте этого задания. Даже если до сентября осталась пара недель, прочтите хотя бы одну книгу, или несколько рассказов. Также можете хотя бы минут двадцать в день уделять повторению иностранного языка, только в игровой форме, если ребенок учится в начальной школе - например, с помощью мультфильмов или забавных видео.

Покупка учебных принадлежностей

И, наконец, самый интересный и ответственный для детей этап - покупка тетрадок, дневников, ручек, пеналов, рюкзаков и прочих школьных штучек и мелочей, которые пригодятся ему на уроках. Обязательно берите чадо с собой по магазинам и ничего не покупайте без его ведома, особенно одежду, дневник и сумку.

Всегда давайте ему право выбора, не заставляйте покупать то, что не нравится. Даже если вы ограничены в бюджете, предлагайте ему выбрать, допустим, пенал, из трех недорогих вариантов. Так у ребенка все равно останется ощущение, что он сам повлиял на итоговое решение, он почувствует свою значимость и будет предвкушать, как пойдет в школу и наполнит новый рюкзак новыми тетрадками, а новый пенал - новыми ручками и карандашами.

Надеемся, этот план поможет вам понять, как подготовить ребенка к школе после летних каникул, даже если осталось всего несколько недель до начала учебы. А как подготовить к школе первоклашку, который со школой еще не знаком? Мнение опытного доктора смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Август месяц уже подходит к концу и совсем скоро для вашего ребенка прозвенит первый звонок. Но как, же собрать «в кучу» всех детей, которые «ошалели» от летней свободы, особенно если у вас гиперактивный ребенок? Вместе с этим мы поможем вам подготовить ребенка к школе.

Правильная мотивация

Совсем не нужно читать нотации, кричать и насильно усаживать вашего ребенка за книги, которые были заданы прочитать за это лето! Такой переход от летнего ничего неделания на каникулах к суровым будням может быть для вашего ребенка достаточно болезненным и от этого он сильнее не полюбит школу.

Поэтому вы можете подготовить подготовку вашего чада к школе в увлекательную игру, с призами своими правилами.

Пусть вся ваша семья постарается хвалить и поощрять ребенка, когда он сделает что-то из ранее запланированного. А что можно запланировать заранее мы расскажем об этом ниже.

Режим дня

Понятно, что для каждого ребенка это звучит очень скучно и нудно, но если ваш ребенок просыпается на отдыхе у бабушки ближе к полудню, а засыпает после 23.00, то ему будет очень сложно в сентябре месяце. Вы можете сделать «переход на школьное время» более комфортным и мягким.

Подготавливая ребенка к школе и нормальному режиму дня – постепенно сдвигайте отбой и подъем на ранее время.

Покупки к школе

Школьная форма, физкультурная школа, канцелярские наборы, тетради – активно привлекайте ребенку к их выбору.

Здесь вы можете немного поторговаться с ребенком «А давай мы померяем тебе рубашки в школу, а потом ты можешь сама себе выбрать ручки, карандаши и пенал, которые тебе понравятся».
Девочке можно предоставить самой, выбирать разнообразные резиночки и заколки к новой школьной форме.

Самое главное, чтобы ваш ребенок понял, что его не будут тащить «на буксире», а он сам вместе со своими родителями выбирает все необходимое к школе. Все его покупки вы можете складывать в отдельный пакет.

Перед началом закупок, составьте вместе с ребенком точный список всех необходимых вещей, которые вы должны приобрести к школе. По итогам шопинга, ваша дочка или сын будут вычеркивать, все сделанные покупки и будет получать от вас поощрительные медальки или баллы.

Задание на летние каникулы

А теперь мы перейдем к самой нелюбимой части всеми детьми во время летних каникул – домашнему заданию на лето. Не желательно весь объем домашних заданий на лето оставлять на последний момент!

Подготавливая ребенка к школе, поддерживайте у него определенный психологический настрой, так как трудно переоценить правильную мотивацию для ребенка: «Родители ходят на работу, а твоя работа это учеба в школе и приобретение новых знаний. Взрослый человек также должен постоянно чему-то учиться, чтобы всегда быть успешным в своей профессии. И поэтому ты учишься, и закладываешь все знания «по одному кирпичику» и закладывается твоя дальнейшая профессия». Чем раньше у вашего чада появиться цель и представление дальнейшего будущего, чем раньше он может понять взаимосвязь между учебой в школе и успехом в его взрослой жизни – тем интереснее и осмысленнее для него будет учеба.

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Лето заканчивается, и приближается осень... Приближается и начало учебного года. Многих родителей волнует вопрос: как настроить ребенка на учебу после беззаботных летних каникул? И какие шаги нужно предпринять для того, чтобы начало учебного года не стало пыткой для всей семьи и процесс адаптации к школе прошел безболезненно.

За три месяца летнего отдыха юные ученики успевают полностью отвыкнуть от жесткого школьного режима, и быстро вернуться в учебный распорядок дня им очень тяжело. Многое зависит от характера вашего чада, его возраста и темперамента, однако почти у всех детей возвращение к учебе вызывает грусть и радость одновременно. Итак, как же помочь маленькому школьнику перестроиться, избежав стресса?


1. Восстановить режим дня.

В период продолжительных каникул у детей могут возникнуть нарушения сна. Дети, даже дошкольного возраста, в дни отдыха позже укладываются спать и позже встают.
Что можно сделать, чтобы привести в порядок режим дня?
  • За несколько дней до окончания каникул нужно попытаться сместить ночное время сна. Для этого ребенка необходимо начать укладывать в кровать немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на десять минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром старайтесь будить школьника пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
  • Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за два часа до сна. Вечером лучше почитать книги, устроить семейное чаепитие или поиграть в спокойные игры. Это позволит детям успокоиться и быстрее уснуть.
  • Хорошо, если в семье существуют вечерние ритуалы, например, чтение сказок на ночь или небольшая прогулка. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.
  • Помните, что ребенку в начальной школе просто необходимо хорошо высыпаться. Минимум 9-10 часов сна – это обязательно!Найдите стимул для раннего пробуждения. Например, какие-то особые семейные прогулки, на которые чадо будет вставать рано самостоятельно и даже без будильника.
  • За 4 часа до сна исключайте все, что может его перебить: шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелая пища, громкая музыка.
  • Используйте средства, способствующие лучшему засыпанию: проветренная комната с прохладным свежим воздухом, чистое белье, прогулка и теплая ванна перед сном и теплое молоко с медом после нее, сказка на ночь (даже школьники любят мамины сказки), и проч.
  • Не позволяйте ребенку засыпать под ТВ, музыку и при свете. Сон должен быть полноценным и спокойным – в темноте (максимум маленький ночник), без посторонних звуков.

За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой.



2. Развивать двигательную активность ребенка.

Ребенку обязательно нужен активный отдых – прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, коньках, санках, летом – на велосипеде, роликовых коньках или самокате, подвижные игры на улице. Часто в период каникул, особенно когда они сопровождаются праздниками, ребенок большую часть времени проводит дома, что плохо сказывается на его эмоциональном и физическом состоянии. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и помогает быстрее вернуться к рабочему ритму.

Поэтому чем ближе окончание каникул, тем больше времени стоит уделять двигательной активности. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки.


3. Обеспечить ребенку правильное питание

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима. Но в каникулы нужно организовать детям три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.
  • Режим питания налаживаем одновременно с режимом сна!
  • Сразу выбирайте такой режим питания, который будет в школе!
  • К концу августа вводите витаминные комплексы и специальные добавки, которые добавят ребенку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
  • Август – время фруктов! Покупайте их побольше и при возможности заменяйте ими перекусы: арбузы, персики и абрикосы, яблоки – наполняйте витаминами ваш «кладезь знаний»!

4. Выполнить школьные задания

На длительные каникулы школьникам дают список заданий, которые ребенку следует выполнять, чтобы не потерять полученные знания. Их обязательно нужно делать, но не сразу, а распределив по частям на каждый день отдыха. Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но в тоже время не утратит привычку к ежедневным занятиям. Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

  • На уроки уделяйте в день около 30 минут. Час и больше – это слишком много для ребенка на каникулах.
  • Обязательно читайте вслух. Можно делать это вечером, при чтении книги перед сном. Идеальный вариант – чтение по ролям с мамой или папой, это сблизит вас с ребенком и поможет побороть «литературные» страхи перед школой.
  • Если в новом классе у ребенка появляются новые предметы, то ваша задача – подготовить ребенка к ним в общих чертах.
  • Выбирайте одно и то же время для занятий, вырабатывайте у ребенка привычку заниматься – пора вспомнить об усидчивости и терпении.
  • Проводите диктанты – хотя бы маленькие, по 2-3 строчки, чтобы рука вспомнила, каково это – писать ручкой, а не клавиатурой, чтобы вернуть почерку нужный наклон и размер, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы в орфографии и пунктуации.
  • Будет здорово, если вы займетесь с ребенком и иностранным языком. Сегодня существует масса вариантов обучения через игру, которая обязательно понравится ребенку.
  • Если с обучением у ребенка – реальные проблемы, то за месяц до школы озаботьтесь поиском репетитора.Желательно, найти такого учителя, с которым ребенку будет интересно заниматься.
  • Распределяйте нагрузку равномерно! Иначе вы просто отобьете у ребенка охоту к учебе.

Как ребенка подготовить к школе морально – настраиваемся на новый учебный год вместе!

  • Устраняем помехи. Не все дети рвутся в школу. Бывает, что для ребенка – это повод вспомнить о проблемах, с которыми он снова столкнется в учебном году (неуверенность в себе, неподтянутая математика, первая безответная любовь и проч.). Все эти вопросы следует решать заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед школой.
  • Вешаем веселый календарик с обратным отсчетом – «до 1 сентября – 14 дней». Пусть на каждом листке, который ребенок будет отрывать и складывать в папочку, он пишет о своих достижениях за день – «прочитал рассказ к школе», «начал вставать на час раньше», «сделал зарядку» и проч. Подобный календарик будет незаметно помогать вам настраивать чадо на школьный режим.
  • Создаем настроение. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе более всего и делайте упор именно на это. Готовьте его к новым достижениям, общению с друзьями, получению новых интересных знаний.
  • Создаем расписание. Летние привычки пора менять. Вместе с ребенком продумайте – какое время оставить на отдых, а какое – на повторение пройденных за прошлый год материалов или на подготовку к новым, какое – на сон, какое – на прогулку и игры, какое – на зарядку (к физической нагрузке тоже нужно готовиться!). Рука наверняка забыла, как писать красивым почерком, а из таблицы умножения в памяти пропали некоторые столбики. Самое время подтянуть все «слабые места».
  • Пустое времяпрепровождение (бесполезные игры на компьютере и дурачества на детской площадке) заменяем полезными семейными прогулками – экскурсиями, походами, посещением зоопарков, театров и проч. После каждой прогулки обязательно делайте вместе с ребенком красивую презентацию (на бумаге или в программе) о проведенном вместе замечательном дне. Выдайте ребенку фотоаппарат – пусть снимает лучшие моменты вашего семейного культурного отдыха.
  • Покупаем школьную форму, обувь и канцелярские принадлежности. Все дети, без исключения, обожают эти моменты подготовки к школе: наконец, появляется новый ранец, новый красивый пенал, забавные ручки и карандаши, модные линейки. Девчонки с удовольствием примеряют новые сарафаны и блузочки, мальчишки – солидные пиджачки и ботиночки. Не отказывайте детям в удовольствии – пусть выбирают себе портфели и канцелярские принадлежности сами. Если к форме в большинстве российских школ отношение весьма строгое, то уж ручки и тетрадки можно выбирать, исходя из собственных пожеланий.
  • Отучайте чадо от телевизора и компьютера с телефонами – пора вспомнить про оздоровление организма, подвижные игры, полезные занятия.
  • Пора начинать читать книги! Если ребенок отказывается читать рассказы, заданные по школьной программе, купите ему те книги, которые он точно будет читать . Пусть читает хотя бы по 2-3 страницы в день.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, чего он хочет от школы, о его страхах, ожиданиях, друзьях и проч . Так вам будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить ребенка к сложной учебной жизни.