Как осуществляется избрание депутатов сената. Парламент РК

Столица: Нур-Султан
Официальные языки: казахский (государственный), русский (официальный).
Местоположение: Государство в Центральной Азии, между Каспийским морем, Уралом, Сибирью и Средней Азией. Западно-Казахстанская и Атырауская области, а также часть Актюбинской области западнее реки Эмба находятся в Европе. На западе и севере Республика Казахстан граничит с Российской Федерацией, на востоке - с Китайской Народной Республикой, на юге омывается водами Каспийского и Аральского морей и граничит с Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном.
Площадь: 2 724 900 км²
Административное деление: Республика Казахстан состоит из 14 областей, 3 городов республиканского значения (г. Нур-Султан, г. Алматы, г. Шымкент), 175 административных районов, 84 городов, 35 поселков и 7031 сельских населенных пунктов.
Население: 18 311 735 чел. (на 2018 год)
Телефонный код: +7
Денежная единица: казахстанский тенге (KZT), в 1 казахстанском тенге - 100 тиынов.

Флаг

Герб

Гимн В вашем браузере отключен JavaScript

Сенат Парламента Республики Казахстан

Основание: 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме была принята действующая ныне Конституция Республики Казахстан. Высшим представительным органом Республики Казахстан, осуществляющим законодательные функции, Конституция определила Парламент Республики Казахстан, состоящий из двух Палат: Сената и Мажилиса.

Состав: 49 депутатов

Как избирается: Сенаторы избираются сроком на 6 лет. 15 сенаторов назначает Президент Республики Казахстан, 32 избираются на собрании выборщиков — депутатов местных органов представительной власти. Сенат образуют депутаты, представляющие по 2 человека от каждой из четырнадцати области, города республиканского значения Алматы и столицы Республики Казахстан Астаны. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые 3 года. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

www.parlam.kz

Назарбаева
Дарига Нурсултановна
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан

Окончила Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Казахский государственный университет имени С. М. Кирова. Доктор политических наук, кандидат исторических наук.

Занимала должность Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

С должности заместителя Премьер-министра Республики Казахстан назначена депутатом Сената Парламента указом Президента Республики Казахстан.

Награждена орденами «Парасат», «Барыс» II степени, Литературы и искусства Французской Республики, медалью Народно-демократической партии «Нур Отан» «Белсенді қызметі үшін», медалью Конституционного Совета Республики Казахстан «Конституциялық заңдылықты нығайтуға қосқан үлесі үшін» и юбилейными медалями.

Мажилис Парламента Республики Казахстан

Основание: В результате всенародного референдума граждан Республики Казахстан, состоявшегося 30 августа 1995 года, была принята нынешняя Конституция Республики Казахстан. Она определила Парламент как высший представительный орган власти. Мажилис - нижняя палата Парламента Республики Казахстан.

Состав: 107 депутатов

Как избирается: Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан избираются сроком на 5 лет. 98 депутатов - на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по партийным спискам. 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана. Депутатом может стать гражданин Республики Казахстан, достигший 25 лет и живущий на ее территории последние 10 лет.

www.parlam.kz

Нигматулин
Нурлан Зайруллаевич
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Родился в 1962 году в Караганде. Окончил Карагандинский политехнический институт. Доктор политических наук.

После окончания института работал инженером, начальником автоколонны ПО «Карагандаоблгаз».

В 1985-1990 годах работал первым секретарем Ленинского райкома ЛКСМ Казахстана, заместителем заведующего отделом комсомольских организаций ЦК ЛКСМ Казахстана, секретарем, первым секретарем Карагандинского обкома ЛКСМ Казахстана.

В 1990-1993 годах – председатель Комитета молодежных организаций Казахстана.

В 1993-1995 годах – президент казахско-американского совместного предприятия «Тенгри».

С 1995 по 1999 годы – государственный инспектор, заместитель заведующего Организационно-контрольным отделом Администрации Президента Республики Казахстан.

В 1999-2002 годах – заместитель акима города Астаны.

С 2002 по 2004 годы – вице-министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

С 2004 по 2006 годы – заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

С 2006 по 2009 годы – аким Карагандинской области.

С 2009 по 2012 годы – Первый заместитель Председателя Народно-Демократической партии «Нур Отан».

С 20 января 2012 года по 3 апреля 2014 года – Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва, руководитель фракции Народно-Демократической партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

С 3 апреля 2014 года по 21 июня 2016 года – Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан.

С 22 июня 2016 года – единогласно избран Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан шестого созыва, член партии «Нур Отан», избран по партийному списку.

Награжден орденами «Казакстан Республикасынын Тунгыш Президенi - Елбасы Нурсултан Назарбаев», «Курмет», «Барыс» II степени.

Владеет английским языком.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента.

Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Сенат считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов выборщиков. Порядок выборов депутатов Парламента Республики определяется конституционным законом.

Депутат Парламента не в праве быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечёт за собой прекращение полномочий депутата.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента его Палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых Парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение, осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение Палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты.

Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующие объединения:

1. Фракция – организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке; она создается в целях выражения интересов политической партии или иного общественного объединения в парламенте;

2. Депутатская группа – объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого не зависим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влечет ответственность. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, представляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также подлежат ответственности.

Депутат как представитель народа в Парламенте должен придерживаться норм нравственности. Регламент Парламента установил правила депутатской этики, определяющие норм поведения, которыми они должны руководствоваться как при осуществлении депутатских полномочий, так и в неслужебное время. К правилам депутатской этики относятся следующие нормы:

Депутаты должны относиться друг к другу и всем другим лицам, участвующим в работе Палат Парламента, с уважением;

Депутаты не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц;

Депутаты не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;

Депутаты не должны препятствовать нормальной работе Палат Парламента, его координационным и рабочим органам и т. д.

Парламент осуществляет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных Палат, бюро Палат, постоянных комитетов и совместных комиссий Палат. Первая сессия Парламента нового созыва созывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.

Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными. 

Виды собственности в Республике Казахстан.

Количество депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Количество членов Конституционного совета Республики Казахстан.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Казахстан.

Форма государственного правления в Республике Казахстан.

Порядок избрания Президента Республики Казахстан.

Срок полномочий депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.

Высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, его структура.

Осуществление власти народом Казахстана.

Административно-территориальное устройство Республики Казахстан.

Форма государственного устройства Республики Казахстан.

Республика Казахстан является унитарным государством (ст. 2 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., далее - Конституции).

Административно-территориальное устройство Республики, местонахождение и статус ее столицы определяются законом (ст. 2 Конституции).

В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область (ст. 1 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. № 2572-XII “Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан”).

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции).

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе (ст. 49-50 Конституции).

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет (ст. 50 Конституции).

6. Кем и в каком порядке образуется Правительство Республики Казахстан?

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 65 Конституции).

7. Каким должностным лицам принадлежит право роспуска Парламента Республики Казахстан?

Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти (ст. 63 Конституции).

8. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан?



Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет
(ст. 41 Конституции).

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (ст. 2 Конституции).

11. В каком случае возможна отставка правительства Республики Казахстан?

1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Казахстан.

2. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту Республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций.

3. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству.

4. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства (ст. 70 Конституции).

12. Допускается ли учреждение специальных судов в Республике Казахстан?

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается (ст. 75 Конституции).

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет (ст. 83 Конституции).

Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет (ст. 71 Конституции).

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов (ст. 50 Конституции).

16. Кто может быть избран депутатом маслихата?

Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата (ст. 86 Конституции).

17. Распространяется ли суверенитет Республики Казахстан на всю ее территорию?

Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию (ст. 2 Конституции).

18. Что относится к исключительному ведению Сената Парламента Республики Казахстан?

К исключительному ведению Сената относятся:

1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;

2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики;

3) лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики;

4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;

5) делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан;

6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат (ст. 55 Конституции).

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (ст. 6 Конституции).

20. Гарантирует ли Республика Казахстан защиту и покровительство своим гражданам за пределами республики?

Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 11 Конституции).

21. Кто может быть депутатом Сената Парламента Республики Казахстан?

Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (ст. 51 Конституции).

22. Кто может быть депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан?

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет (ст. 51 Конституции).

23. Какая часть избираемых депутатов Сената Парламента Республики Казахстан переизбирается каждые три года?

Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года (ст. 51 Конституции).

24. Кто может быть избран Президентом Республики Казахстан?

Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет (ст. 41 Конституции).

Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии (ст. 43 Конституции).

Также, в соответствии с Конституционным законом “О выборах в РК”, кандидат в Президенты не должен являться служителем какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом.

25. Порядок избрания депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий (ст. 51 Конституции).

26. Порядок избрания депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента (ст. 51 Конституции).

27. На какой срок Парламент Республики Казахстан вправе делегировать Президенту Республики Казахстан законодательные полномочия?

Парламент на совместном заседании палат: двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (ст. 53 Конституции).

28. В компетенцию какого органа входит утверждение республиканского бюджета?

Парламента на совместном заседании палат (ст. 53 Конституции).

29. К исключительному ведению какого органа относится лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики Казахстан?

К исключительному ведению Сената (ст. 55 Конституции).

30. К исключительному ведению какого органа относится выдвижение обвинения против Президента Республики Казахстан в совершении государственной измены?

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов (ст. 47 Конституции).

31. Какие законодательные акты принимает Парламент Республики Казахстан?

Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики (ст. 62 Конституции).

32. Кто является единственным источником государственной власти?

Единственным источником государственной власти является народ (ст. 3 Конституции).

33. Какую из ветвей единой государственной власти представляет Правительство Республики Казахстан?

Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (ст. 64 Конституции).

34. Какие нормативные правовые акты издает правительство Республики Казахстан?

Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики (ст. 69 Конституции).

35. Кем назначается председатель Конституционного совета Республики Казахстан?

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики (ст. 71 Конституции).

36. Порядок обновления состава Конституционного совета Республики
Казахстан.

Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года (ст. 71 Конституции).

37. От имени кого в Республике Казахстан осуществляется судебная власть?

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (ст. 76 Конституции).

38. Кем назначается аким области (города республиканского значения, столицы)?

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра (ст. 87 Конституции).

39. Срок полномочий депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

5 лет (ст. 50 Конституции).

40. Порядок избрания председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики Казахстан.

Председатель Верховного суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего судебного совета Республики (ст. 82 Конституции).

41. Вправе ли областной маслихат выразить недоверие акиму области?

42. Чем отличается конституционный закон от обычного закона?

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституции).

43. Кто вправе принять решение о помиловании лиц, осужденных судами Республики Казахстан?

Президент (ст. 44 Конституции).

44. Кто решает вопрос о приеме в гражданство Республики Казахстан?

Президент (ст. 44 Конституции).

45. Субъекты права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе (ст. 61 Конституции).

46. Конституционный принцип презумпции невиновности.

Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (ст. 77 Конституции).

47. Основания возникновения конституционно-правовых отношений.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. В частности такими субъектами являются граждане РК, иностранцы, лица без гражданства, общественные объединения, народ Казахстана, юридические и должностные лица. В число субъектов, обладающих властью права, включается и государство, с его органами, административно-территориальными единицами, депутатами, государственными служащими.

3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В соответствии с особенностями конституционно-правовых отношений, их можно классифицировать на три вида:

а) учредительные;

б) правоустановительные;

в) охранительные.

Учредительные опосредуют основы конституционного строя и выражают правовое состояние субъектов конституционного права, наиболее существенные, универсальные связи между ними. Они возникают на основе конституционных принципов и норм общерегулятивного характера.

В правоустановительных проявляется динамизм субъектов конституционно-правовых отношений, включается в действие юридический механизм реализации полномочий субъектов, синтезируются нормы конституционного права и общественная практика. Охранительные конституционно-правовые отношения возникают в результате неправомерного поведения субъектов как реакция на это со стороны государства. Это - властеотношения. Через их посредство реализуются меры юридической ответственности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения КПО является юридический факт.

Юридические факты делятся на событие и действие. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождает событие - рождение ребенка, а по реализации права избирать - действие (составление списка избирателей, получение и заполнение бюллетеней).

48. Процедура избрания депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа (ст. 50 Конституции).

49. Деликты в конституционном праве.

Конституционное правонарушение (деликт) - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее предписания (нормы) конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Является основанием для наступления конституционной ответственности.

50. Действующее право в Республике Казахстан.

Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики (ст. 4 Конституции).

51. Понятие социального государства.

Пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашает, что “Республика Казахстан утверждает себя...социальным государством...”. Это общее положение раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25) (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 г. № 18/2 Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан).

52. Понятие светского государства.

Светский характер государства, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства. Указанная норма-принцип конкретизируется в других конституционных нормах. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конституции не допускается слияние общественных и государственных институтов. Согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что, применительно к предмету исследования, подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 4 апреля 2002 г. № 2 О проверке конституционности Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений”).

Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции, так и в Законе Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” от 15 января 1992 года. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти. Не допускаются образование политических партий и иных формирований на религиозной основе, а также участие в деятельности политических партий или оказание им финансовой помощи. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни как граждане Республики Казахстан наравне с другими гражданами только от своего имени. Государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях. Светский характер государства Казахстан не означает, что оно не контактирует с религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрения верующих. Поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями. Они информируют высшие органы государственной власти Республики Казахстан о состоянии религиозной обстановки, соблюдении законодательства о свободе вероисповедания, обеспечивают проведение религиоведческих экспертиз с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и прав человека (Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев).

53. Гражданские права и свободы.

Другое название - личные права и свободы человека.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства - ограждение автономии личности.

Право на жизнь; Право на личную свободу; Достоинство личности; Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; Право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки; Право на неприкосновенность жилища; Право на определение национальной принадлежности; Право на пользование родным языком; Свобода совести и свобода вероисповедания; Свобода передвижения, выбора места жительства.

54. Могут ли быть ограничены права и свободы человека и гражданина?

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17 , статьей 19 , статьей 22 , пунктом 2 статьи 26 Конституции (ст. 39).

Конституционное право (в материальном нормативном значении) - система правовых положений высшей юридической силы и прямого действия, содержащих нормативные модели основных общественных отношений (прав, свобод, обязанностей, ответственности лиц), обеспеченные правовыми гарантиями норм конституционного права, а также через институты отраслевого законодательства.

Конкретизируя данное определение, добавим, что в системе национального права Казахстана из всех отраслей только конституционному праву традиционно принадлежит ведущее место. Это объясняется в основном несколькими причинами.

Во-первых, сложившимися основаниями масштабности закрепляемых через позитивное право власти и регулируемых им общественных отношений, в том числе наиболее важных из них.

Во-вторых, преемственностью идей, принципов и норм международного права, их имплементацией в систему национального права Республики Казахстан.

В-третьих, доминирующей ролью и признанной авторитетностью конституционного права как системы действующего права.

В-четвертых, существующими объективно иными причинами, главными из которых, безусловно, следует назвать интегрирующее назначение конституционного права. Прежде всего, через правовые принципы и нормы высшей юридической силы по отношению ко всем иным актам права, эта отрасль позитивного права реально и предметно интегрирует всю национальную правовую систему, придавая ей стабильность, поступательный динамизм и эффективность. Уже по этому основанию можно говорить, что (присутствие) конституционного права, как воплощение в нем идеи права, можно обнаружить в любом нормативном правовом акте, во всех отраслях права, в каждом правовом отношении.

В-пятых, самым существенным является тот факт, что все субъекты, и каждый из них в отдельности являются носителями власти конституционного права. В частности такими субъектами являются граждане РК, иностранцы, лица без гражданства, общественные объединения, народ Казахстана, юридические и должностные лица. В число субъектов, обладающих властью права, включается и государство, с его органами, административно-территориальными единицами, депутатами, государственными служащими.

Конституционное право как ведущая отрасль права (позитивный аспект) - доминирующая структура национальной системы права Республики Казахстан, которая нормативно закрепляет, регулирует, защищает основные общественные отношения в сферах социальной, экономической, культурно-духовной, политической организации общества и положения в нём человека и гражданина. В этом смысле конституционное право, являясь правом позитивным, включает систему норм одноименной отрасли права (Черняков А. А. Право, закон, правозаконность: вопросы обновления действующего права и проблемы нормативной терминологии. Алматы, 2001).

Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права?

1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.

2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.

3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества. С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.

56. Какой орган наделен правом официального толкования Конституции Республики Казахстан?

Конституционный совет дает официальное толкование норм Конституции (ст. 72 Конституции).

57. Какой орган (должностное лицо) вправе отменить постановление правительства Республики Казахстан?

Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики (ст. 10 Конституционного закона РК от 18 декабря 1995 г. № 2688 “О Правительстве Республики Казахстан”).

58. Какой орган (должностное лицо) наделен полномочиями издавать акты об амнистии?

Парламент издает акты об амнистии граждан (ст. 54 Конституции).

59. Порядок лишения гражданина имущества.

Пункт 3 статьи 26 Конституции состоит из двух частей: первая - “никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда”, вторая - “принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения”. Отчуждение имущества возможно в соответствии с законом как на основании предварительного судебного решения, так и при обязательном последующем судебном контроле за законностью и обоснованностью отчуждения имущества в случае обжалования собственником соответствующего решения государственного органа в порядке, установленном законом (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 20 декабря 2000 г. № 21/2 “Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан”).

60. Как следует понимать смысл п. 2 ст. 4 Конституции Республики Казахстан: “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики”?

В Конституции Республики Казахстан не выделен непосредственно принцип ее верховенства, как это сделано в Конституции Российской Федерации. Однако идея такого принципа в Конституции Республики Казахстан присутствует. Принцип верховенства Конституции на всей территории Казахстана имеет различные аспекты. Прежде всего он выражается в утверждении в Республике конституционного строя, в ориентации на строительство социального и правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции. Верховенство Конституции означает, что с ее принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах государственной и общественной жизни. На принципе верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма устройства, президентская форма правления в Казахстане. Поэтому выступления против указанных государственных институтов нарушают принцип верховенства Конституции. Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что как конституционные, так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что органы государственной власти всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Высшая юридическая сила Конституции означает, что нормативные правовые акты или их отдельные правовые нормы, положения, противоречащие Конституции, считаются не имеющими юридической силы и подлежат отмене. Прямое действие норм Конституции означает, что государственные органы должны их применять непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют. Прямое действие Конституции проявляется и в ее правосозидающей роли. В Конституции прямо указывается, какие законы следует принимать. Эти законы либо конкретно называются, либо указываются без названия. Так, в Конституции сказано, что компетенция и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. В общих чертах указывается на законодательную деятельность Парламента: издает законы о режиме собственности, налогообложении, судоустройстве, судопроизводстве и т. п. (Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г. С. Сапаргалиев).

61. Что является объектом правового регулирования в конституционном праве?

Сообразно общей теории права, право как система юридических норм воздействует на общественные отношения и порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Таким образом объектом является конституционно-правовое отношение - общественное отношение, которое урегулировано нормами конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме - взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Объект конституционных правоотношений - это то, на что направлены права и обязанности. Объекты делятся на:

1) действия - компетенция Президента, органов власти;

2) имущественные и неимущественные блага (жилище, личная и частная собственность, земля).

См. также ответ на вопрос № 47.

62. Какой орган правомочен признать незаконным решение акима области?

Решения и распоряжения акимов могут быть отменены соответственно Президентом, Правительством Республики Казахстан, либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке (ст. 88 Конституции).

Действие актов акимата и (или) акима может быть отменено либо приостановлено полностью или частично Президентом, Правительством Республики Казахстан, вышестоящим акиматом и (или) акимом, самим акиматом и (или) акимом, а также решением суда (ст. 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 г. № 148-II
“О местном государственном управлении в Республике Казахстан”).

63. Какие действия должен выполнить суд при рассмотрении дела, по которому нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина?

Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным
(ст. 78 Конституции).

64. Какой орган правомочен опротестовывать законы, противоречащие Конституции Республики Казахстан?

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики (ст. 83 Конституции).

Депутат Парламента - полномочный представитель народа. Его статус определяется воспринятой конституционным законодательством идеей, характеризующей функции представительства. Существует два подхода к пониманию этой функции. Императивный мандат означает связанность депутата волей избирателя в высшем представительном органе власти, что предполагает право избирателей давать ему обязательные для исполнения наказы и право отзыва ими своего представителя. Такой статус депутатов Верховных Советов был отражен в советских конституциях. Свободный мандат юридически не связывает депутата волей избирателя. Депутат - представитель не только избирателей своего округа, но и всего народа. Поэтому избиратели не могут давать им обязывающих наказов и не обладают правом его отзыва. Такой подход был зафиксирован в Конституции. Однако изменениями, внесенными в мае 2007 г., эта норма исключена.

Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Депутат Парламента вправе:

  • - избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
  • - вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
  • - высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента, либо на назначение которых дается согласие;
  • - предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
  • - обращаться с депутатскими запросами и с устными вопросами к Премьер Министру и членам Правительства, Председателю Национально Банка, Председателю и членам ЦИК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Генеральному Прокурору, Председателю КНБ;
  • - участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
  • - вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов и т.п.

Гарантии депутатской деятельности:

  • - правом беспрепятственного посещения государственных органов, общественных объединений, государственных организаций, безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами, на получение от них необходимой информации;
  • - установление ответственности за воздействие на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей;
  • - неответственность депутата за свои критические высказывания и иные действия при осуществлении мандата;
  • - депутатский иммунитет (неприкосновенность).
  • - меры по организационному, материальному и социальному обеспечению его деятельности (заработная плата, служебное жилье в столице, право бесплатного проезда на всех видах пассажирского, железнодорожного, воздушного, водного и речного транспорта на территории РК, кроме такси, наличие помощников).

Обязанности депутата и ограничения, налагаемые на него. Депутат Парламента обязан:

  • 1) участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран.
  • 2) лично осуществлять право голоса;
  • 3) соблюдать Правила депутатской этики;
  • 4) использовать информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, строго соблюдая установленный порядок хранения таких тайн;
  • 5) использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем, документов и подписывать их собственноручно и пр.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Невыполнение депутатом своих обязанностей влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

депутатские объединения

Основания прекращения полномочий депутата Парламента:

  • - подача в отставку,
  • - смерть,
  • - признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим
  • - роспуск Парламент,
  • - несоблюдение ограничений (занятие предпринимательской деятельностью и пр.);
  • - вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении него,
  • - выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;
  • - прекращение гражданства Республики Казахстан.
  • - выход или исключение депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;
  • - прекращение деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран;
  • - роспуск Парламента или Мажилиса Парламента
  • - назначенных депутатов Сената Парламента - по решению Президента Республики.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

Фракция - организованная группа депутатов, представляющих полити-ческую партию, зарегистрированную в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии в Мажилисе Парламенте. Фракция должна объединять не менее десяти депутатов Парламента.

Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В составе де-путатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.

Регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента, фракций - в Бюро Мажилиса, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер. Депутаты Парламента могут быть членами только одной фракции и нескольких депутатских групп.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва, но могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената .

Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет .

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет .

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента.

Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. Он не связан каким бы то ни было императивным мандатом.

Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к нему установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать другие оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата .

Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случае подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Парламент на совместном заседании Палат:

  • 1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
  • 2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и счетного комитета по контролю за изменением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет .
  • 3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;
  • 4) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
  • 5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-Министра Республики, председателя Национального Банка Республики;
  • 6) заслушивает доклад Премьер-Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.
  • 7) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству;
  • 8) решает вопросы войны и мира;
  • 9) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
  • 10) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;
  • 11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;
  • 12) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;
  • 13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией .

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

  • 1) принимает законы;
  • 2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
  • 3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Казахстан;
  • 4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;
  • 5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;
  • 6) издает акты об амнистии граждан;
  • 7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики .

К исключительному ведению Сената относится:

  • 1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателя коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;
  • 2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
  • 3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
  • 4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
  • 5) делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан;
  • 6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат .

К исключительному ведению Мажилиса относится:

  • 1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
  • 2) подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;
  • 3) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;
  • 4) объявление очередных выборов Президента Республики;
  • 5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции;
  • 6) выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

  • 1) назначает на пятилетний срок на должность трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  • 2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;
  • 3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
  • 4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;
  • 5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;
  • 6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;
  • 7) формирует координационные и рабочие органы Палат;
  • 8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты .

Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

Председатели Палат Парламента:

  • 1) созывают заседания Палат и председательствует на них;
  • 2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;
  • 3) представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат;
  • 4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;
  • 5) руководят деятельностью координационных органов Палат;
  • 6) подписывают акты, издаваемые Палатами;
  • 7) назначают по два члена Конституционного совета Республики Казахстан;
  • 8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них регламентом Парламента;.

Председатель Мажилиса:

  • 1) открывает сессии Парламента;
  • 2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня .

Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными .

Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления, порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом .