Как диагностировать школьную дезадаптацию у первоклассников? Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы.

Как распознать школьную дезадаптацию, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость?

Привыкание первоклассника к школе – процесс непростой. Из уютного, беззаботного детства ребёнок попадает в совсем другую школьную среду, где его ждут новые права и обязанности, новый коллектив, незнакомый учитель, неведомые предметы, другой режим дня. Неудивительно, что далеко не всем первоклассникам удаётся приспособиться к новой жизни легко и быстро и избежать нарушения адаптации к школе.

Школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов. В особо тяжёлых случаях ребёнок испытывает сильный дискомфорт при посещении школы, а отрицательные эмоции буквально блокируют его познавательную деятельность и тормозят развитие. Поэтому проблему дезадаптации младших школьников оставлять без внимания нельзя! Как её распознать, как с ней справиться и что можно сделать, чтобы учёба приносила только радость и не вызывала неудобств?

Что такое школьная дезадаптация?

Есть много определений дезадаптации, одно из них гласит, что это «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» (Беличева С. А.).

Школьная дезадаптация состоит из трёх компонентов:

  • когнитивного,
  • эмоционального,
  • поведенческого.

Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает, что ребёнок, поступающий в первый класс, понимает, что он уже школьник, что требования к нему изменились. Показателем успешной адаптации на когнитивном уровне является осознание ребёнком своих прав и обязанностей как школьника и наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа. Соответственно, проявлениями школьной дезадаптации выступают неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности («Я не могу освоить предмет, потому что он мне не нравится, я не понимаю, зачем он мне нужен» и т.д.) и несовпадение по темпу учебной деятельности ученика и учителя или программы обучения.

Эмоциональный компонент школьной адаптации включает в себя самооценку и уровень притязаний. Хорошим показателем считается адекватная самооценка и высокий уровень притязаний – «Я хороший и могу многого добиться». Формами дезадаптации будут:

  • неспособность управлять своим поведением («Я делаю, что хочу, мне ничего не надо, я пришёл в школу поиграть»);
  • школьные фобии («Я боюсь выйти к доске, я не могу отвечать в ситуации, когда на меня смотрят»).

Поведенческий компонент школьной адаптации включает в себя поведение ученика в школе, его взаимодействие с другими людьми, знание правил, по которым следует себя вести в той или иной ситуации. Формами школьной дезадаптации будет стремление нарушать правила школьной жизни, совершать деструктивные действия, устраивать своеобразный «бунт против системы»: «Я не хочу вести себя так, как от меня ждут». В этом случае без помощи психолога явно не обойтись – ведь надо разбираться, что именно в ребёнке вызывает такую реакцию протеста.

Причины школьной дезадаптации учащихся младших классов

Причин школьной дезадаптации может быть несколько, часто они взаимосвязаны, и одна вытекает из другой. Их можно разделить на три большие группы.

Причины, которые кроются в ребёнке. Самыми важными являются отсутствие школьной зрелости, при котором функциональные возможности малыша не соответствуют требованиям, которые предъявляет школа, и проблемы со здоровьем – частые заболевания не дают хорошо осваивать школьную программу.

Причины, которые кроются в семье. Если мама и папа слишком эмоционально реагируют на неудачи своего наследника в школе, это плохо сказывается на его самооценке, он боится ошибиться, боится разочаровать родителей, и в результате у него формируется негативная реакция на всё, что связано со школой.

Причины, которые кроются в школьной среде. Роль первого учителя в успешности обучения ребёнка очень важна. Даже простое несовпадение в темпах обучения («темповый конфликт», при котором педагог даёт знания быстро, а малыш – медлительный) может привести к возникновению проблемы. Система школьного образования «Начальная школа XXI века» учитывает эти особенности детей, в методике особое значение уделено именно индивидуальному подходу к каждому ученику. Построение системы обеспечивает персональный темп и усвоение материала с сохранением качества полученных знаний. Для индивидуальной профилактики школьной дезадаптации каждый ученик нуждается в правильно подобранной программе обучения.

Как не упустить первые признаки дезадаптации

Родители, внимательные к своему первокласснику, обязательно обратят внимание, если малыш:

  • боится идти в школу,
  • начал часто болеть,
  • у него пропал аппетит, он похудел,
  • у него есть нарушения сна: бессонница или сонливость,
  • стал забывчив (забывает в школе вещи, дома учебники),
  • теряет навыки самостоятельности и самообслуживания,
  • стал замкнутым,
  • стал рассеянным, невнимательным, не может рассказать, что проходили в школе,
  • боится обратиться за помощью к учителю,
  • начал капризничать,
  • появилось заикание, «моргание» глазами, покашливание (так проявляются навязчивые тики).

Всё это является признаком дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия школьного психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.

Профилактика дезадаптации

Профилактику школьной дезадаптации желательно начинать ещё до момента поступления ребёнка в первый класс. Ведь предотвратить возможную проблему легче, чем решать её в процессе обучения.

В рамках профилактики дезадаптации ещё на дошкольном этапе:

  • рассказывайте ребёнку о школе. Обсуждайте будущее обучение, отвечайте на вопросы, объясняйте, как вести себя в той или иной школьной ситуации;
  • по возможности познакомьте малыша с той физической средой, где ему предстоит учиться. Проще – покажите, проведите экскурсию, объясните, где и что находится. Так, придя в первый класс, ребёнок попадёт в привычную ему обстановку;
  • развивайте память, мышление, внимание ребёнка с помощью игр, пособий, чтения книг и просто в повседневной жизни;
  • посадите за парту кукол и медведей, сыграйте в школу, обыграйте разные ситуации, которые могут возникнуть у самого ребёнка;
  • делитесь своими хорошими воспоминаниями о школе, о первой учительнице, о любимых предметах. Это сформирует позитивный образ школы и учителя и станет профилактикой школьных страхов.

Когда малыш уже пошёл в школу, постарайтесь «держать руку на пульсе» его школьных дел.

  • Проявляйте интерес и участие к происходящему в школе, в классе, расспрашивайте.
  • Воздерживайтесь от критики в адрес школы и учителей.
  • Не сравнивайте своего маленького ученика с одноклассниками.
  • Будьте последовательны в своих требованиях: если считаете, что ребёнок должен заниматься самостоятельно, не рвитесь ему помогать.
  • Запаситесь терпением: у крохи не всё будет получаться сразу.
  • Не ругайте за ошибки: на ошибках, как известно, учатся, и надо относиться к ним спокойно и конструктивно, у ребёнка не должно возникнуть страха ошибиться.
  • Давайте возможность отдохнуть, погулять, поиграть. Это важные занятия для первоклассника, которые помогут избежать проблем со здоровьем.
  • Делайте перерывы в домашних занятиях каждые 10–15 минут. В перерывах хороша физкультминутка.
  • Ограничьте компьютерные игры, просмотр телевизора и другие занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки – её немало во время уроков.
  • Будьте на стороне ребёнка. Не заставляйте его дружить с теми, кто ему не нравится. Поощряйте его самостоятельность как в действиях, так и в суждениях.

Вся помощь ребёнку, который страдает от школьной дезадаптации, направлена на то, чтобы восстановить положительное отношение к школьной жизни, к обучению, к тем людям, которые окружают его в школе и участвуют в учебном процессе. Стоит только вернуть радость в жизнь ребёнка, и школа станет местом, где ему будет комфортно, интересно и полезно находиться.


Анна Калинина-Артемова

Проблемы диагностики и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25-30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро данная проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.

Практическое решение проблем школьной дезадаптации, направленно на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска, на создание дифференцированных программ коррекционного обучения, включающих и приемы психологической коррекции нарушений личностного развития этих детей, на поиски эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных учащихся.

Для этого предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, включающие и корректирующие дефекты психического развития детей.

Психодиагностическая программа.

  • - диагностика индивидуальных психологических особенностей развития ребенка - диагностика характера смежностных отношений (в ученическом коллективе, показателей зрелости коллектива учащихся, причин и содержания возможных конфликтов и т.д.)
  • - диагностика содержания и характера отношений между учащимися их родителями в семье, определение системы гармоничности этих отношений.
  • - психодиагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено (интеллектуальная сфера, учебная мотивация, индивидуальные различия учебной деятельности, характер межличностных отношений).
  • - дети с девиантным (отклоняющимся) поведением - психодиагностика особенностей развития психофизиологической, интеллектуальной, эмоциональной, личностной сфер, возможных причин дезадаптации.

Виды коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрим системы коррекционно-развивающего обучения для детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Коррекционно-развивающая обучение начинается, основываясь на результатах комплексной диагностики учащихся.

· Система коррекционно-развивающего обучения.

Коррекция (лат. correktio - исправление) - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов, которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами взаимоотношений.

Коррекционно - развивающее обучение направлено на создание целостной системы комплексной, динамической, диагностической и специальной коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей соответствие условий и характера образовательного процесса индивидуальным и возрастным особенностям детей, имеющих трудности в развитии.

Система коррекционно-развивающего образования включает в себя различные формы организации образовательного процесса, в том числе классы компенсирующего обучения. Она предполагает соединение в педагогическом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностическими, охранными, социальными, коррекционно-развивающими. Понятие «коррекционно-развивающее образование» определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации в развитии детей.

· Система компенсирующего обучения.

Введение системы компенсирующего обучения.

Это обусловлено тем, что по разным данным выборочных исследований до 20% детей, поступающих в образовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без дополнительной психолого-педагогической помощи приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социальной дезадаптации.

Компенсация нарушенных функций (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.

Под компенсирующим обучением в широком смысле мы подразумеваем систему диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Введение системы компенсирующего обучения требует соблюдения нескольких важных условий и, прежде всего, адресной и детальной психологической диагностики, выявляющей дефекты развития психических познавательных процессов с тем, чтобы учитель был сориентирован на вполне конкретную коррекционно-развивающую работу.

Таким образом, введение системы компенсирующего обучения, с одной стороны, требует оснащения школьной практики надежным диагностико-коррекционным инструментарием и методиками, а также достаточно профессионально подготовленных к этой работе школьных психологов, социальных педагогов и учителей. С другой стороны важную роль играет общий психологический настрой педагогического коллектива, развитая система внешкольной и внеклассной работы, в которой могут интегрироваться и слабые и сильные учащиеся, а также социально-педагогическая поддержка семьи.

Исследовательская работа опытно-экспериментальных школ, которые ввели систему компенсирующего обучения в соответствии с вышеперечисленными требованиями, показывает большие возможности такой системы обучения как для преодоления школьной дезадаптации, так и для оздоровления школьной жизни в целом.

Формы коррекционно-развивающего обучения

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) - это принцип коррекционной направленности обучения.

Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.

1. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Цель занятий предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 - 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

2. Коррекционно-развивающий урок

Коррекционно-развивающие уроки - это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов и психических функций каждого ученика.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

На уроках много внимания уделяется повторению изученного материала.

Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Возможные этапы уроков: организационный момент, развивающие (коррекционные) упражнения (их можно включать в другие этапы урока), проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, подготовительный этап к изучению нового материала, физкультурные минутки, изучение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, подведение итогов урока и оценка работы учащихся, первичный контроль знаний, задание на дом.

Коррекционные упражнения и игры

Упражнение № 1. "Составление фигур из разрозненных деталей»

Упражнение для коррекции низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве. Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

Примерные задания:

«Человечек» «Лицо»«Лошадь»«Автомобиль»

(целостное изображение приведено только для учителя)

Упражнение № 2.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

бсолнце итранвстолрюджыметокноггщшщаимашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

Упражнение № 3.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.


В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов - до 30-40.

Упражнение № 4 (игра).

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а». При этом говорится, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, 4 и меньше пропусков - выиграли.

Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята? сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.

Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой краомтмлвисрпнальмтчджрапнвикрочкттмико о олимеарстыщдеьиобанвисюфтспвныкрамсобджым и т.д.

Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем:

Другой вариант: «Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: «Внимание!» работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем».

Например, «1-я часть работы: «С» - подчеркиваем, «О» вычеркиваем, по команде: «Внимание!» проводится черта и начинается 2-я часть работ: букву «С» теперь вычеркиваем, а букву «О» ? подчеркиваем».

Рос цветочек золотистый,

Стал он круглый и пушистый,

Внимание! Саша дунет, засмеется,Пух по ветру понесется.Там, куда упал султанчик,

Будет новый одуванчик.

Упражнение № 5 «Пробуждение чувства деталей».

Упражнение на осознанное восприятие, развитие памяти. Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.


Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение № 6(2).

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения. Однако у некоторых первоклассников она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации.

Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка».

Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения. Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких):
— специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;
— неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

Как проявляется дезадаптация ребенка в учебной деятельности?

На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил. Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания.

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения : пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Как педагогу выявить особенности адаптации первоклассников?

Предлагаем педагогам использовать «Опросник», работа с которым поможет выявить особенности адаптации учащихся первого класса к школе, а затем и определить стратегию индивидуальной работы с теми детьми, которые нуждаются в психологической коррекции.При работе с «Опросником» учитель на «Бланке ответов» (см. ниже) вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

Опросник для учителя

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы).
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.).
4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы).
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
6. Пишет левой рукой.
7. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4—5-летнего ребенка.
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примиряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки машин).
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.
35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.
36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
40. Часто жалуется на усталость.
41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Обработка результатов

Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

К = П: 70 х 100,

где П — количество баллов, набранных ребенком.

Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.
Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
Показатель выше 30% — серьезная степень дезадаптации.
Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.

1. РО — родительское отношение.
2. НГШ — неготовность к школе.
3. Л — леворукость.
4. НС — невротические симптомы.
5. И — инфантилизм.
6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС — инертность нервной системы.
8. НП — недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ — низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС — астенический синдром.
11. НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.

Бланк ответов

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Как помочь учителю создать благоприятный климат в классе - в следующих публикациях.

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны .

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 - 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и .

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 - 20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

  • направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
  • не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
  • не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 - 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 - 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта , которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. .

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

Тест «Домики»

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Задание 1.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Задание 2.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Задание 3.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.

Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Анкета «Уровня школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой . Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — ;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки» .

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера , который проводится при помощи специальных бланков.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, .

Также для определения эмоциональных проблем ребенка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее — плохое».

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Другие методики

Существует большое количество и других методик.

  • Анкетирование родителей.
  • Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.
  • Методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе».
  • Методика «Определение мотивов учения».
  • Методика «Составление рассказа по картинке».
  • Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».
  • Тест Тулуз-Пьерона.
  • Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».
  • Методика «Градусник».
  • Методика «Краски».
  • Методика «Солнце, тучка, дождик».

Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации первоклассника не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. Достаточно выбрать 4-6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога.

Иногда допускается применение двух похожих методик для уточнения полученных результатов. При повторной диагностике рекомендуется использовать те же методики, которые были использованы для первичного обследования.

В завершение хочется подчеркнуть следующие моменты. Индивидуальные результаты диагностики не должны находиться в публичном доступе. Они используются психологом и учителям только для осуществления коррекционной работы.

Неправильно сравнивать данные диагностики разных детей для осуществления экспертной оценки. Важно помнить, что динамика развития ребенка устанавливается только на основе его индивидуальных показателей в начале и на завершающем этапе диагностических исследований.

Также стоит иметь в виду, что приведенные способы интерпретации полученных результатов диагностики ориентированы на усредненные общепринятые нормы в поведении и учебных достижениях первоклассников. Поэтому необходимо осуществлять коррекцию полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями учебных умений, характера и темперамента ребенка. Принимая во внимание данный факт, следует проводить всестороннее обследование с учетом мнения родителей и экспертной оценки учителя.