Игровая программа по краеведению. Игровая программа с элементами краеведения "милый сердцу край"

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - Кривополянье»

Ведущий: Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!» Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии. Ведущий: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик: Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Ученик: Пройдись по кривополянскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Ягодной рясе свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром мы так нежно
Любим родимые поля…

2.

Ведущий:

Кривополянская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. Ученик:
Стук топоров из тьмы столетий Мне часто слышится во сне, Как возводились стены эти, - Рождалось село на реке.
Рубили лес, он пах смолою, Смола катилась, как слеза. Горели удалью младою Градостроителей глаза.
Издалека они скакали, Чтоб выполнить царёв наказ. Для села место выбирали И холм высокий повстречали – Он выше всех в краю у нас.
И по душе пришлось им место У двух красивых тихих рек. Цвела черёмуха – невеста, Как будто падал первый снег.
И холм лесистою макушкой Шумел под вешним ветерком. И спорил соловей с кукушкой О чём-то близком, дорогом.

Ученик: Был много – много лет назад На сей земле основано село, Стеной высокой обнесёно. Было то Кривополянье наречёно.
Ученик: Здесь над быстрою волной Выросло село родное, И людьми И делами красивый. Здесь мы все рождены, В середине страны, Возле самого сердца России.

Ученик: И если как – нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами.
Ведущий: Кривополянская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Кривополянье не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым селом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Кривополянская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин.

Ученик: А суровой порой Село встало в общий строй, Хоть и был тыловое село. И снаряды – на фронт, И «катюши» - на фронт, И на фронт за отцами мальчишки.
Ой, родная земля! Раны, госпиталя… Люди горе в избытке узнали. Вот ещё самолёт, На Берлин танк пойдёт, Против ворога миром восстали!

Ведущий: В любое время года Кривополянская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.
Ученик: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

МИЛЫЙ СЕРДЦУ КРАЙ

Игровая программа с элементами краеведения

ЦЕЛЬ:

    Подведение итогов воспитательной работы класса по теме «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой» за год

ЗАДАЧИ:

    Проверить эрудицию учащихся по теме воспитательной работы класса

    Воспитывать патриотические чувства к своей Малой Родине;

    Воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;

    Способствовать расширению кругозора;

    Развивать творческие способности, сообразительность, творческую активность,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Класс разделен на 2 команды, дано задание: каждая команда должна придумать название и эмблему соответствующие теме воспитательной работы класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакаты, воздушные шары, тесты, бумага, фломастеры, грамоты, подарки.

УЧАСТИНКИ:

6 класс, приглашенное жюри

РЕЗУЛЬТАТ:

Вручение грамот и подарков, фотографии и отзывы детей.

Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом, ласковом краю!

Дорогие мои ребята, уважаемые гости, сегодня у нас радостный и в тоже время немного грустный день, у нас с вами последний классный час, и я решила посвятить его конкурсной программе.

Для конкурсной программы нужны 2 команды, и, конечно же, жюри, а еще веселые и умные конкурсы! В жюри я пригласила известных вам людей, которые весь год принимают активное участие в жизни нашего класса – Щелкунова Ольга Юрьевна учитель нашей школы, Мельникова Светлана Николаевна – член родительского комитета.

И так, в нашей программе 7 конкурсов, за каждый конкурс выставляется определенное количество баллов, подведение итогов и чаепитие! Принимаем такой план?

Всем участникам желаю удачи!

    «Давайте познакомимся»

(название команды+эмблема, при оценивании учитывается отражение темы воспитательной работы класса, максимально 3 балла, на усмотрение жюри может быть дан дополнительный 1 балл)

    Разминка

(обе команды получают карточку со словом РОДИНА, за 2 минуты составить как можно больше новых слов из этого слова, сколько слов – столько баллов)

    «Битва воздушных шаров»

(у каждого участника привязан воздушный шар к ноге, вызываюся по одному человеку от команды, и по команде пытаются лопнуть шар соперника. Сколько лопнули шаров, столько и баллов, максимально 6)

    «Знаешь ли ты свой край?»

(тест, количество баллов соответствует количеству правильных ответов)

Тест «Знаешь ли ты свой край?»

    Протяженность реки Оять

(259-260 км)

    Народный промысел нашего села

(гончарный)

    Из чего образуется глина?

(из вулканического пепла)

    Перечислите все бывшие названия города Санкт-Петербург

(Петроград, Ленинград)

    Какой район Ленинградской области считается самым дальним?

(Подпорожский район)

    На территории нашего района находятся 3 монастыря, назовите их.

(Покрово-Тервенический, Введено-Оятский, Александро-Свирский)

    Сколько улиц в Алеховщине?

(22)

    В честь кого назван местный фестиваль бардовской песни «Владимирские Зори» (фамилия, имя, отчество)

(Романов Владимир Николаевич)

    В каком году принят официальный флаг Алеховщинского сельского поселения (подчеркнуть)

2009 2010 2011

    На какой улице нашего села до сих пор стоят купеческие дома

(Набережная улица)

    «Пуговкобанк»

    «Капитаны, капитаны….»

(каждый капитан должен дать ответ на 4 вопроса, вопросы разной сложности и чем сложнее вопрос, тем больше баллов за правильный ответ 2, 3,4,5 баллов)

    «Радуга дуга»

(я называю цвет, в команде находим такой цвет у участника и все хватаемся, если нет такого цвета, один участник из команды выбывает, игра до последнего участника, максимально 5 баллов)

Тренировка – черный.

Красный, синий, желтый, белый, коричневый, зеленый, серый.

    «Как курица левой лапой»

(по одному участнику от команды, желательно мальчика – разуться, снять носок и фломастером, зажатым в пальцах ноги, написать слово АЛЕХОВЩИНА, максимум 6 баллов)

А теперь дадим время жюри подвести итоги нашей конкурсной программе, и пока идет подсчет баллов небольшая игра «Эмоции» я даю каждому фразу как ее произносить написано на листочке.

«Ты самый лучший» - спокойно, с иронией, как другу, с любовью, с утверждением, вопрос.

«Мне понравилось» - спокойно, с вопросом, с иронией, с радостью, со злостью, с восторгом

А теперь все вместе «Я люблю свой класс и буду по всем скучать» - с любовью.

Молодцы! Спасибо!

А теперь важный момент, жюри слово вам.

Подведение итогов, оглашение результатов, вручение памятных подарков и грамот за работу.

А теперь, приглашаем всех к столу на праздничное чаепитие!

Игровая программа для младших школьников «Где эта улица, где этот дом»

Заключительное мероприятие в рамках декады краеведения в начальной школе


Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г Нарьян-Мар
Описание: В нашей школе традиционно проводятся декады краеведения. Каждый год они посвящены конкретной теме. Во время этих декад оформляются тематические стенды, выставки детских рисунков, проходят конкурсы загадок, ребусов, кроссвордов, викторины, интеллектуальные игры. Дети вместе со своими воспитателями всегда оформляют газеты, плакаты, коллажи по теме декады. А в заключение декады обычно проводится игровая программа, где дети не только веселятся и отдыхают, но и подводятся итоги всей декады. Об одной такой декаде я уже писала в материале "Декада краеведения в школе". Сегодня я предлагаю вашему вниманию заключительную игровую программу по декаде краеведения «Улицы города рассказывают». Материал может быть интересен педагогам начальной школы, организаторам внеклассной работы.
Цель: проведение заключительного мероприятия в рамках декады краеведения
Задачи:
закрепить знаний детей об улицах города,
воспитывать любовь к родному краю,
способствовать сплочению детского коллектива,
развивать логическое мышление, внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование:
магнитофон,
песни о Нарьян-Маре,
комплекты карточек для игр,
удочки с рабками.

Оформление:
заголовок «Где эта улица, где этот дом»,
плакаты, ребусы,
макет чума (в нём находятся карточки для игр).


Ход мероприятия.

Ученик:
Были названьем не гордые
Первые улицы города…
Полярная, рядом Тундровая,
С домами, конечно же, новыми.

И главный проспект нарьянмарский
Считался под стать ленинградским.

Была здесь и Красная площадь,
Где в дни всенародных торжеств
Колонны приветствовал вождь наш
Под всеуказующий перст.

Всё было… всё было… всё было,
Меняется город, и вот
Он в тундре промёрзшей и стылой
Как гордая птица плывёт.

Меняются улицы наши,
Но суть остаётся одна.
Становится город наш краше,
В нём сила и гордость видна.
(Алексей Пичков)

Конкурс «Самая любимая улица» (улица Смидовича)
2 команды по 9 человек получают комплекты карточек с буквами слова Смидовича.
Ведущий говорит определение слова, команда должна составить слово-ответ из карточек с буквами.

В нём работает садовник (сад).
Так называется жилище людей (дом).
Это дерево называют плакучим (ива).
Когда он вырастет, его будут звать Дмитрий (Дима).
В этом городе в 2014 году проходила олимпиада (Сочи).
В сказках оно бывает дивное, а чудо – чудное (диво).
С таким названием бывает селёдка (иваси).
Эта рыба бывает усатой (сом).
В нём ровно 60 минут (час).
Эта птица днём спит, а ночью охотится (сова).
Она нужна нам не только для питья, но и для умывания (вода).
Девочки, особенно модницы, всегда ей следуют (мода).

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»?
4 участникам даются карточки с названием улицы, остальным – карточки с названием достопримечательностей (среди них и достопримечательности других улиц).
(Названия достопримечательностей носят не официальный характер, а так, как звучат в простонародье).
Звучит песня о Нарьян-Маре.
Пока звучит песня, игрокам с названием улиц надо собрать свои достопримечательности.

Выучейского – школа искусств, полиция, педколледж, ДЮЦ «Лидер».
Смидовича – универмаг, почта, дом быта, центр занятости.
Пырерка – пожарная часть, поликлиника, аптека, д/с «Семицветик».
Ленина – городская администрация, гостиница «Печора», школа № 3, сбербанк.
А так же: библиотека, санаторная школа, музей, школа-интернат, электростанция, магазин «Заря».



Конкурс «Прогулка по улицам».
Детям раздаются карточки с названием улиц. Название каждой улицы повторяется 2-3 раза. 1 ребёнок – водящий.
Ведущий говорит: «Мы гуляем по улице Ленина». Все дети, у кого карточка с этой улицей, должны поменяться местами. Водящий должен успеть занять один из освободившихся стульев. Оставшийся без места ребёнок становится водящим и карточку со своей улицей отдаёт бывшему водящему.
Улицы:
Победы, Печорская, Явтысого, Тыко Вылка, Хатанзейского, Сапрыгина,
Октябрьская, Пустозерская, Пионерская.

Подведение итогов конкурса ребусов и стенгазет.




Ответы: Пырерка, Сапрыгина, Мира, Полярная, Студенческая, Меньшикова, Морская, Ленина, Калмыкова, Смидовича, Юбилейная, Школьная, Рыбников, Авиаторов, Южная, Оленная
Красная, Речная, Заводская
Аукцион «Улица, улица, улица родная».

Кто последний назовёт название улицы.

Эстафета «Улочка на удочку».
В игре участвуют 2 команды по 6 человек. В середине комнаты – рыбки с магнитами. На дне рыбок – буквы. Для каждой команды буквы своего цвета. Игроки по очереди ловят рыбу и пойманную рыбку с буквами своего цвета приносят команде. Из названия букв должны составить название улицы.
Улицы – Ленина, Победы.

Песня о Нарьян-Маре.

Исполнение хором песни о Нарьян-Маре
Музыка: Григорий Пономаренко
Слова: Виктор Боков

В небе зори алеют,
Полыхают вдали,
Будто солнце олени
На рогах принесли.

Припев:
Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар,
Городок не велик и не мал.
У Печоры у реки
Здесь живут оленеводы и рыбачат рыбаки.

Эти песни пастушьи
То звонки, то тихи.
Ты послушай, послушай,
Как поют пастухи.

Никуда не упрячете
Девчонку-грозу,
На оленьей упряжке
Я ее увезу!

Игровая программа направлена на знакомство детей с животным и растительным миром Ярославского края, с целью привить детям бережное отношение к окружающему миру родного края

Задачи.

Образовательные.

    Учить применять полученные знания на практике.

    Способствовать развитию наблюдательности у детей, развивать абстрактное мышление умение быстро ориентироваться в обстановке и находить правильные ответы на задания.

Воспитательные.

    Воспитывать интерес к окружающему миру, доброе отношение к природе.

    Воспитывать интерес к изучению природы родного края, осведомлённости о его экологических проблемах.

    Прививать любовь к живой природе.

    Воспитывать культуру поведения, самодисциплину, ответственность, доброжелательность и взаимопомощь.

    Воспитывать уверенность в своих силах.

Развивающие.

    Развивать такие качества, как умение слушать другого человека.

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать навык поиска информации.

    Развивать навык работы в группе, коммуникативные способности.

Коррекционные.

    Развивать речь, внимание, память, мышление и творческие способности учащихся.

    Развивать опыт участия и опыт использования приобретённых знаний и навыков в осуществлении позитивных мероприятий.

    Развивать интерес, любознательность.

Ведущий: На лесной полянке в маленькой избушке жил-поживал лесовичок Листик. Много чудес умел делать Лис­тик -- ведь он был волшебником, - но больше всего на свете он любил ухаживать за растения­ми, животными, поддерживать порядок в лесу, охранять свои владения от непрошеных гостей. И за это матушка-природа делала Листику по­дарки. Его избушку украшали картины из сухих цветов, а пол был покрыт красивым ковром из разноцветных листьев. А звери и птицы помога­ли ему по хозяйству, радовали Листика расска­зами о лесной жизни. И, конечно, именно лесовичок Листик, который знает самые разные тайны жизни чудесницы-природы, проведет нашу игру.

Видео сопровождение «Природа России»

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в уникальное путешествие, очень интересное и познавательное. Ребята, все вы, наверно, любите природу, читаете книги о животных, растениях, о явлениях природы. Вы наблюдаете за окружающим миром и знаете много интересного о нашей родной природе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам б дет сопутствовать удача.

В нашей сегодняшней игре принимают участие команды…

Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

Конкурс «Ботанический»

Командам выдаются карточки. Необходимо их распределить.

Одна карточка - список растений (на каждой карточке запись одного растения):

герань (1), папоротник (2), колокольчик (3), кувшинка (4), тюльпан (5), вороний глаз (6), (2), зверобой (2), черника (2), клюква (2), чертополох (З), (2), фуксия (1), иван-да-марья (2), клевер (3), лотос (4), гладиолус (5), волчье лыко (6), тысячелистник (3), костяника (2), морошка (2), сурепка (3), (5).

По 6 карточек для команды с названиями разделов:

    КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ОЗЕРНЫЕ РАСТЕНИЯ

    САДОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ

Члены команды либо распределяют карточки-растения к карточкам-разделам, либо на карточках-растениях в скобках указывают номер карточки-раздела.

Эти таинственные животные

Каждый обитатель леса не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.

1. Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Своё жилье строит в глухих, непроходимых местах и живет там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленых и больных животных. Волки.

2. Это животное-одиночка и не терпит соседей, свое гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями и мхом. Здесь появляются на свет детеныши – от 3до 7 слепых малышей. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не мерзли. Белка.

3. Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако имеет ряд черт отличающих ее от других зверей. Например, подушечки лап у нее покрыты шерстью. Рисунок глаз, как у кошки, продолговатый. Эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке. Лисица.

4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? В гору, так как у него задние ноги длиннее передних.

5. Сколько часов в сутки спят хорьки? Хорьки спят до 20 часов в сутки.

6. Она прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от неё не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих. Чтобы легче заметить рыбу, часто залезает на возвышенные места, например на свисающие над водой ветки, откуда и бросается на добычу.

Выдра.

7. Травоядное животное, обитающее около воды. Питается растительностью на мелководье рек и озер. При появлении хищника это животное ищет спасения прямо в воде. Он в состоянии проплыть много километров. Самка производит на свет одного - двух малышей, которые расстаются с матерью через девять месяцев. Это животное является самым крупным в России. Лось.

8. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. Бобр.

Река Волга, ее обитатели и растительный мир

Кто там мечется повсюду,
Не замрет ни на минуту?
Непоседа и вертун,
Всех подвижней рыбка …… вьюн.

Измоталась рыбка за день,
Что за день, будь он неладен!
Отдыхает от погонь
В плотных зарослях …. чехонь.

Ясный день, как на картинке!
Ну, откуда здесь дождинки?
На воде не счесть колец
Забавляется ….. голец.

Рыбка шустро взглядом ищет
Что-нибудь себе из пищи.
Вся в заботах, суетясь,
Промелькнула в речке …. язь.

Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно …. ёрш.

Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому ……лещу!

Хорошо в реке и сытно,
Только жаль, всего не видно.
Смотрит из воды на берег
Любопытен очень …. жерех.

Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им,
Притаившийся ….. налим.

К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит …. карась!

Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца …. осетра!

Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький ….. пескарь.

Необыкновенное путешествие

Участвуют все картинки с животными, насекомыми, растениями и карта Ярославской области. Все обитатели едут из Рыбинска по городам области. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить обитателя в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного или птицы. (Например: в Рыбинске – рысь, Ярославле– ястреб и т.д.).

    Рыбинск – рысь

    Пошехонье - пастушок, пискулька

    Данилов – дупель

    Тутаев – турча болотная

    Любим – луток

    Ярославль – ястребиная славка

    Мышкин – московка

    Углич - усач-кожевник

    Гаврилов-Ям – голубянка –орион

    Ростов – росянка английская

    Переславдь – Залесский – прострел раскрытый

Птицы

Ответы: аист, чайка, сойка, ворона, славка, утка, синица, скворец, ласточка, пеночка, московка, мухоловка, журавль, поползень, кукушка, чечевица, вертишейка, воробей, жаворонок.

Заключительная беседа.

Очень хочется верить, что всё, о чем мы с вами говорили, останется в вашей памяти. Михаил Пришвин сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Любите и берегите природу. Пусть благодаря именно вам, она станет богаче! А наш край станет ещё красивее!

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах хрупкая роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький растёт.

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад -

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке!

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой!

Ты - тоже часть её чудес,

Ведь для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!

Познавательно-игровая программа для учащихся начальных классов «Чумовое путешествие по городам Ямала»

Мероприятие чумовое путешествие разработана для обучающихся начальных классов. Было проведено в учреждении дополнительного образования, но может быть проведено и в школе для развития познавательного интереса детей к изучению своего края.
Цели: Знакомить детей с городами ЯНАО, с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой.
Задачи: Формировать умение чувствовать красоту северной природы. Развивать композиционные навыки (умение правильно размещать детали аппликации), способности детей передавать характерные признаки и индивидуальные особенности ненецкого костюма. Развивать эмоциональность и фантазию в разных видах деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая программа
Материалы: снежки из ваты, 2 ведра, удочки 2 шт, рыбки, рога, арканы 2 шт, снегоступы 2 пары, коробки с собачками 2 шт, косточки из картона.

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые ребята и взрослые. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам Ямала. Мы будем играть, мастерить поделку - коренных народов Севера и знакомиться с городами Ямало – Ненецкого автономного округа. Программа называется «Чумовое путешествие по городам Ямала». Почему оно чумовое, вы догадываетесь? (От названия жилища коренных народов севера ненцев). Верно!
Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем? Как называется наш город? (Новый Уренгой). А где он расположен? (В ЯНАО). Да, верно, посмотрите, как с высоты на карте выглядит наш округ. Что обозначает зеленый цвет на карте? (Это суша, болото и т.п.). А что означает голубой цвет? (Реки, вода). Именно с нашего города Новый Уренгой мы с вами начнем сегодня наше путешествие.
Что нам известно о городе, в котором мы с вами живем? (Ответы детей). На стеле города написано, что это город газодобытчиков и строителей. Наш город достаточно молод. Ему 42 года. Он создан в 1975 году. Но за этот короткий срок наш город стал красивым, светлым, уютным и благоустроенным.
Это первый по величине город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр Салехард как по численности населения, так и по промышленному развитию.
Город расположен на берегу реки Ево-Яха, притока Пура. Реки Тамчара-Яха и Седэ-Яха протекают через город и делят его на две части - Северную и Южную. Территорию городского округа со всех сторон окружает Пуровский район.
Новый Уренгой - неофициальная газовая «столица» России. Существует несколько версий происхождения слова «Уренгой». В переводе с хантыйского языка слово «Уре» означает «старица» (старое русло реки), в ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой».
Чем он знаменит каждому горожанину? В нашем городе ежегодно проходит «Праздник народов Севера» в последнюю неделю марта. А еще, тем, что каждую зиму на площади устраивают красивый, сказочный ледяной городок. Где можно весело провести время всей семьей.
Я предлагаю вам сейчас представить, что мы находимся в ледяном городке и поиграть в снежки.
Игра в снежки.
Ведущая. Необъятен, суров Север! Не объехать его на машине. Да и на санях не под силу. А вот на вертолете – быстро, весело, здорово! Только нужно нам пилотов набрать и командира экипажа. (Выбирают).
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: Полетим в поселок Тазовский,
Не скучаем мы в пути.
С высоты глядим на реку
Тазовск – «место у реки».
Фонограмма шум вертолета

Ведущая: Мы прибыли в поселок Тазовский! Ребята, давайте посмотрим, где находится Тазовский на нашей карте. Посмотрите, вот где он находится. А что это за тоненькая синяя волнистая линия? (Это река). Верно! Тазовский находится у реки.
Тазовский – это поселок городского типа. Он также находится в Ямало – Ненецком автономном округе. В районе этого поселка живут ненцы, т.к. это «место у реки» ловят там рыбу и охотятся. Я предлагаю вам присоединиться к рыбакам и порыбачить!
Игра «Рыбалка».
Дети разбиваются на команды и ловят рыбку по очереди. Кто быстрее.
Фонограмма Игра рыбалка
Ведущая: Молодцы! Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: В дорогу! В дорогу!

Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая: Полетим мы в Салехард – город на мысу!
Мы увидим там, друзья, полярную красу.
Встретим новых мы друзей, песни попоем!
И расскажем всем о том, как дружно мы живем.
(Звучит фонограмма, вертолет летит…)

Ведущая: Вот мы и прилетели в Салехард! Салехард – центр Ямало-Ненецкого автономного округа, его столица. Салехард – с гордостью скажет вам любой его житель – единственный на планете город на Полярном круге.
Посмотрите на карте, где он находиться. Название этого города переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу. А что такое мыс кто-нибудь знает? Мыс это часть суши. Посмотрите, здесь на карте проведена пунктирная линия, это Полярный круг. Мы прибыли прямо к самому Полярному кругу!
Город Салехард раньше назывался Обдорск от названия реки Обь и слова “дор”, в переводе с языка коми - “место возле”, “около чего-нибудь”) он был основан казаками в 1595 году. В середине 18 века сюда съезжались купцы на ярмарки, а в конце 18 века крепость была упразднена. С 20-х годов XIX века в Обдорске стали селиться русские на постоянное жительство.

В декабре 1930 года был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, его центром стал город Обдорск, а c 1933 года он стал называться Салехардом. Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге.
Историю нашего округа описывали, изучали многие краеведы, ученые, как в настоящее время, так и в прошлые века. Одним из таких замечательных исследователей исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателем одной из первых школ в Обдорске был церковнослужитель. Назовите его имя, (подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде).
Ответ: Иван Семенович Шимановский
С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Я предлагаю вам тоже сделать своими руками кисы – национальную зимнюю ненецкую обувь. (Проводится мастер класс).

Фонограмма Мастер класс
Практическая работа.
Сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (Дети рассказывают правила, после чего приклеивают детали аппликации).
Как называются эти узоры? («Чумики»). Дети приклеивают орнамент на кисы. Что лежит у нас на столе? (Мех). А как мы можем его приклеить? Что будем намазывать клеем, мех или фон? (Будем намазывать мех). А почему? (Так удобнее, можно распределить клей по мездре, экономно его использовать). (Дети приклеивают мех). После того, как приклеим мех нам надо украсить кисы узорами «чумики». Для этого возьмем узоры желтого и красного цвета. Вот и готовы ваши кисы. Обычно северные народы используют для украшения своей одежды и обуви бисер. Но чтобы справиться с заданием быстрее, я предлагаю приклеить вместо бисера паетки. Красивые кисы у вас получились. Они пригодятся в долгом зимнем путешествии. А теперь продолжаем наше путешествие.
Ведущая: Приглашаю вас занять места в нашем виртуальном вертолете.
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети: В дорогу! В дорогу!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма 07 Шум вертолета

Ведущая: Давайте посмотрим, куда мы прилетели. На берегу реки Обь расположен город, его еще называют городом семи лиственниц. Назовите его.
Лабытнанги – город в Ямало-Ненецком автономном округе, окружного подчинения. Он находится в 20 км от столицы округа города Салехарда. Расположен город на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом. Это город-пристань на левом берегу р.Оби.
Лабытнанги - словосочетание хантыйское. Обозначает оно - “семь лиственниц”. Из хантыйского фольклора известно, что число “семь” обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне.
Раньше это было поселение хантыйских оленеводов, живущих во временных жилищах - чумах. Статус города посёлок получил 5 августа 1975 года.
Новую жизнь поселению дала пришедшая сюда железная дорога - детище сталинского ГУЛАГа. Благодаря этой дороге город стал плацдармом освоения Уренгойского, Ямбургского и других крупнейших газовых месторождений. Культурное пространство города весьма велико. Об этом говорит тот факт, что более 250 праздников проводится в городе. Лабытнанги - один из самых спортивных городов округа.
Начиная с 1999 года, в городе проходят хантыйские национальные праздники “Вороний день”, которые символизируют приход весны, пробуждение природы и возрождение традиций и обычаев коренных народов Севера.
И мы с вами тоже сейчас поиграем.
Фонограмма Ненецкая
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала-это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом С в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к пирамидкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свою пирамидку, бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая пирамидку, нельзя задевать ее.
Ведущая. Нам пора в дорогу. Я приглашаю вас занять места в вертолете.
Ведущая: В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая: Мы прилетели в город Надым. Надым – центр Надымского района.
Это первый город, который появился на территории округа, благодаря открытым на Ямале крупнейшим месторождениям природного газа.
В середине 60-х годов для ускоренного освоения месторождения Медвежье было принято решение о закладке поблизости города. Статус города небольшому посёлку газовиков Надыму присвоен в 1972 году.
Место, где находится город, издавна было известно богатыми ягельными пастбищами, где ненцы пасли своих оленей.
ИГРА «ЗААРКАНЬ ОЛЕНЯ».
Давайте представим, что мы прибыли к ненцам и нам нужно заарканить оленей. Для этого мы разделимся на две команды. Каждый игрок бросает аркан – тынзян и старается зацепить рога и подтянуть их. Побеждает та команда, которая заарканит больше оленей.
Фонограмма Ненецкая
Ведущая. Снова занимаем места в нашем вертолете. Наше путешествие продолжается.
В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая. Мы прибыли в Тарко – Сале. Тарко-Сале – город в ЯНАО, центр Пуровского района. Население около 40 тысяч жителей.
Город находится в красивейших местах, на месте слияния рек Айваседапур и Пякупур и образования реки Пур.
Основан в 1932 году как административный центр Пуровского района. На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”. Когда-то на место, где стоит город, приехал шаман и открыл на месте слияния двух рек стойбище. Начало города связано с освоением запасов углеводородного сырья.
23 марта 2004 года Государственная Дума ЯНАО приняла решение о придании посёлку городского типа Тарко-Сале статуса города.
На территории Тарко-Сале действуют сельскохозяйственный кооператив “Верхне-Пуровский” (оленеводство, звероводство, пушной промысел).
Ведущая: Как вы думаете, кто помогает оленеводам пасти оленей? (Ответы детей). Это собака. И сейчас мы с вами поиграем в игру
«НАКОРМИ СОБАЧКУ».
Дети делятся на две команды, и каждый игрок берет косточку бежит к коробке – будке и бросает ее в пасть собаке (прорезь в виде пасти). Кто быстрее, тот и победил.
Фонограмма "Накорми собачку"
Ведущая. А теперь, занимаем места в вертолете. Мы возвращаемся домой в свой любимый город Новый Уренгой.
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая Отправляемся в дорогу,
Возвратимся в город свой,
Самый лучший в мире этом
Город Новый Уренгой!
Я надеюсь, что наше путешествие прошло для вас не зря, и вы узнали для себя что-то новое. И мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины. А вопросы эти вы сами вытащите из ненецкой сумочки.
Вопросы викторины.
1. В каком году создан г. Новый Уренгой? (В 1975)
2. Какие реки протекают в черте нашего города? (Ево – Яха, Тамчара – Яха, Седэ-Яха)
3. В каком районе находится г.Новый Уренгой? (В Пуровском р-оне)
(В ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой»)

4. Как переводится название г.Салехарда? (Название этого города
переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу)

5. Как раньше назывался г. Салехард? (Обдорск)
6. В каком году г. Обдорск получил новое название и какое? (г. Салехард, в 1933 году)
7. Назовите фамилию исследователя исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателя одной из первых школ в Обдорске. (Подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде. Правильный ответ Иван Семенович Шимановский).
8. Какой город ЯНАО называют городом семи лиственниц? (Лабытнанги).
9. Как переводится с ненецкого языка название г. Тарко-Сале? (На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”)
Ведущая. Молодцы! На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встречь!
Фонограмма 12 Финал
Звучит фонограмма песни «Новый, новый, новый…»