I. Теории развития личности

Понятие о теории личности

Определение 1

Теория личности – систематизированные и научно проверенные положения о личности человека и закономерностях ее поведения.

Основными теориями личности являются:

  • бихевиоризм;
  • когнитивная теория;
  • гештальтпсихология;
  • психоанализ;
  • гуманистическая теория;
  • теория деятельности.

Каждая из этих теорий имеет своей целью показать процесс и закономерности развития личности, ее основные источники и движущие силы. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Бихевиористическая теория личности

Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.

Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:

  • выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
  • исследование процесса образования данных реакций;
  • предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.

Замечание 1

Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.

Когнитивная теория развития личности

Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности - познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.

В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.

Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.

Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Основные положения гештальтпсихологии

Согласно данной теории в сознании каждого человека присутствуют особые целостные структуры – гештальты, которые не разложимы на элементы и для которых характерны собственные законы протекания и развития.

Замечание 2

Психический процесс, который определяет уровень развития психики, с точки зрения гештальтистов – это восприятие. Именно от развития этого процесса зависит поведение человека и понимание окружающей ситуации.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.

Гуманистическая теория

Сторонники данной теории отводят большое значение субъективному опыту человека, как основному феномену в изучении развития личности и общества в целом.

Каждого человека необходимо изучать как единое целое, в системе его поведенческих реакций и отношения к окружающему миру. В каждом человек заложен огромный потенциал для развития и самосовершенствования и процессы разрушения и деградации личности являются результатом неудовлетворения основных жизненных потребностей или фрустрации.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии основное направление исследований процесса развития и становления личности определила субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.

Согласно данной теории, психика человека имеет самостоятельную активность и существует в форме психической деятельности

Основной деятельностью субъекта является отражение окружающей действительности и является высшим уровнем активности. Способность к управлению своим поведением и эмоциональным состоянием является основной функцией психической деятельности человека. Именно деятельность определяет неразрывную связь человека и внешнего мира.

Формирование и проявление личности и психики человека происходит в процессе практической и теоретической деятельности, которая протекает в неразрывном единстве данных сторон.

Основным выводом данной теории является мысль о том, что каждая человеческая личность не только развивается как организм, но и имеет свои исторические корни и предпосылки развития.

Опыт, накопленный человечеством, не может существовать в отрыве от личности и человека и наоборот. Эффективность развития личности зависит от его активности и результатов его деятельности. Психические способности личности являются не только предпосылкой поведения и поступков, но результатом их осуществления, в них она не только выявляется, но и формируется.

Теории развития личности

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже) Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.) Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми)
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.

5. Концепции воспитания

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

В 1920-х - начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые программные документы – Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.).

В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.

В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997)

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.

6. Принцип интеграции как основополагающий принцип современных педагогических теорий

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:

как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);

как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

1. Педагогическая периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить оп­ределенные этапы и их закономерности.

В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Эльконин, Л.С. Выготский и др.)

Наиболее обоснованным является подход, Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в раз­витии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д.Б.Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменя­ют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в струк­туру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;

1–2 года – вторая группа раннего возраста;

2–3 года – I младшая;

3-4 года – II младшая;

4 года - 5 лет - средняя;

5-6 лет - старшая;

6-7 лет – подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Теории формирования личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посред­ством общения индивид получает информацию, кото­рую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.

1. Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оце­нивает себя в соответствии со следующими критери­ями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

2. Теория формирования личности Джорджа Гербер­та Мида . Личность формируется в процессе взаимо­действия с людьми. Этот процесс включает в себя сле­дующие этапы:

а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

3. Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида огра­ничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

4. Психоаналитическая теория Эрика Эриксона . Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

5. Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

6. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. Теория основана на динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни. Формирование определённых взглядов на жизнь, названа внутренней позицией, которая является главной характеристикой личности. Предпосылкой к её развитию, совокупностью ведущих мотивов деятельности. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Основной внутренней характеристикой личности у Леонтьева является мотивационная сфера личности (чем шире и разнообразнее виды деятельности в которые личность включена, чем богаче сама личность)

Лекция 11. Структура личности, ее характеристики

1 . Структура личности Основу личности составляет ее структура.

Структура личности - это относительно устойчивое взаимодействие всех ее сторон как целостного образования.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью элементами:

Гносеологический или познавательный (определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность);

Аксиологический или ценностный (определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями);

творческий (способность к созидательным или разрушительным действиям);

коммуникативный (определяется мерой и формой ее общительности, характером и прочностью контактов);

Художественный (развертывается в творчестве, в профессиональной самодеятельной сферах, и в потреблении произведений искусств).

Психологические характеристики отдельных структурных элементов:

Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенным социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности:

В бытовой - в материальных устремлениях, культурных и эстетических потребностях;

В профессиональной - в стремлении достичь профессиональных высот и привязанности к избранной профессии;

В психологической - в идейных убеждениях, патриотичности, политической зрелости и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности, в том числе от процесса социализации.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, школе, общении с другими людьми и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности. Самосознание личности дает ей возможность выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и самой себе. Самосознание включает:

1. самопознание;

2. самоотношение;

3. саморегуляцию.

В результате самопознания формируется система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе выражается в самоотношении. Эмоциональное отношение человека к себе и знания о себе определяют «образ Я», на основании которого формируется самооценка.

Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Она осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям кон­кретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

2. Социально-психологические характеристики личности К основным социально-психологическим характеристикам личности относят:

1. Ценностно-нормативную систему - стержень структуры личности. На основе системы ценностей у личности формируется система ее установок - психическая готовность действовать определенным образом в соответствующей типовой ситуации. Особенно устойчивы социальные установки, они образуют фонд устойчивых способов взаимодействия с социальными объектами.

2. Направленность личности - совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство, активное целенаправленное поведение личности. Базовые потребности направленности: в персонализации, в самореализации.

3. Я - концепция личности - совокупность представлений о себе, сопряженная с их оценкой.

4. Социальный статус личности - положение человека в обществе; и социальная роль - как человек проявляет свой статус в поведении.

Организм и личность составляют единство: соответствующие компоненты - мотивация, темперамент, способности и характер объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Лекция 12. Понятие «темперамент»

1. Общие сведения о темпераменте

Каждая личность неповторима. Одинаковых людей нет. От природы человек обладает определенными присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различных видах деятельности и в общении. Они остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Темперамент в переводе с латинского - соразмерность, соотношение частей. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5-4 в.в. до н.э.). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей преобладает в организме.

Если преобладает кровь, по латыни «сангвис», то темперамент будет сангвинический. Если преобладает желчь, по латыни «холе», то человек будет холериком. Если преобладает слизь, по латыни «флегма», то темперамент флегматичный. Если преобладает чёрная желчь, по латыни «меланасхоле», то получается меланхолик. Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими, и с которыми связывались представления о темпераменте на протяжении многих столетий.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Позднее появились представления о том, что с этими физиологическими качествами связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять психологические «портреты» представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких «портретов» был античный врач Гален (2 в. до н.э.). Наиболее развернутые психологические характеристики всех четырёх типов темперамента создал немецкий философ Иммануил Кант (1724­1804). У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определённых пределах под воздействием психических состояний и жизненных обстоятельств (социализация личности).

2. Физиологические основы темперамента

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент строгую научную базу на основе изучения высшей нервной деятельности.


Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Тип нервной системы зависит от её свойств. Эти свойства являются врожденными и весьма плохо поддаются изменению. Хотя некоторые корректировки возможны, но о них мы поговорим позже.

Итак, к основным свойствам нервной системы относятся:

1. Сила нервной системы (от неё зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость).

2. Уравновешенность нервных процессов (степень соответствия силы процесса Возбуждения силе процесса Торможения).

3. Подвижность нервных процессов (скорость смены процессов Торможения и Возбуждения).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа ВНД:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный: Живой - сангвинический тип темперамента.

2. Сильный, неуравновешенный, подвижный: Безудержный - холерический тип темперамента.

3. Сильный, уравновешенный, инертный: Спокойный - флегматический тип темперамента.

4. Слабый, неуравновешенный, малоподвижный: Слабый - меланхолический тип темперамента.

Нельзя делить типы ВНД и соответствующие им типы темперамента на хорошие и плохие. Каждый из них обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Психологические исследования и педагогическая практика, да и в целом жизнь показывают, что темперамент несколько изменяется (корректируется) под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент весьма успешно может корректироваться под влиянием самовоспитания.

Некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Например, так поступал А.М.Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А.М.Горький старался быть беспристрастным и спокойным.

Надо иметь в виду, что чистых типов темперамента не существует. Между четырьмя основными располагаются до 16 промежуточных форм. У каждого конкретного человека существует один ведущий тип темперамента, иногда два.

3. Характерологические особенности темперамента

Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении" людей. Рассмотрим характерологические особенности четырёх типов темперамента.

Сангвиник. Человек сангвинического типа темперамента способен быстро схватывать новое, общителен, контактен. Легко переживает неприятности, неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. Иногда такой человек не доводит начатое дело до конца. Умеет сохранять самообладание, склонен к остроумию. Речь живая, быстрая, мимика разнообразная. Настроение, как поспешность в решениях, склонен переоценивать свои возможности. Может появиться легкомысленное отношение к своим обязанностям. Любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегает однообразия, шаблонных методов в работе. У сангвиника хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности. Сангвиниками были: Герцен, Лермонтов, Наполеон.

Флегматик. Человек флегматического типа темперамента последователен, обстоятелен в делах, сдержан. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Всегда способен начатое дело доводить до конца. Рассудителен, стремится к системе в работе. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Внешне чувства проявляются слабо. Скуп на слова. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность. Редко проявляет инициативу. У такого человека восприимчивость к одобрению и порицанию слабая. К новой обстановке приспосабливается с трудом. Некоторые флегматики отличаются безразличием к чужому горю, сухостью и равнодушием. Флегматиками были: Кутузов, Крылов.

Холерик. Человек этого типа темперамента решителен, инициативен в деятельности. Может брать на себя ответственность в той или иной ситуации. Настойчив в достижении цели, способен быстро действовать. Холерику присуща резкая смена настроений. В отношениях с людьми ^ямолинеен,. резок, вспыльчив, невыдержан; иногда агрессивен. Движения быстрые и резкие. Склонен к необдуманным поступкам. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать серьёзность препятствий на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холерика мало подходит. Больше всего им подходит работа, требующая немедленного исполнения. Холериками были: Ленин, Суворов, Пётр-I, Пушкин.

Меланхолик. Люди этого типа предъявляют высокие требования к себе, они тактичны, мягки, отзывчивы, отличаются высокой степенью соучастия чужому горю. Чуткие, повышенно впечатлительные, отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Слабый раздражитель субъективно может переживаться им как сильный, то есть по незначительному поводу он склонен к сильному внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Движения робкие и настороженные. Большое значение придает мелочам. Склонен к внутренним переживаниям.

Восприимчив к одобрению и порицанию. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Для них свойственна чрезмерная обидчивость, мнительность. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать серьёзность препятствий. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Меланхоликами были: Чайковский, Левитан, Гоголь.

Итак, каждый тип темперамента по-своему хорош, в определённых условиях проявляет свои лучшие качества. В общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Лекция 13. Понятие «характер»

1. Общие сведения о характере

В переводе с греческого характер - это чеканка, примета. Действительно, характер это особенные приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, ЧТО он делает, но и тем КАК он это делает. Действуя на основе общих интересов, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своём поведении и поступках не одинаковое, порой диаметрально противоположные индивидуальные особенности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жёстким, нетерпимым человеком, весёлым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым.

Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, и с точки зрения человека, всегда оправданы. В группах высокого уровня развития (в коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Формирование этих черт идёт наиболее интенсивно, если такая группа для человека является референтной.

В социальной группе человек всегда выступает во взаимодействие с людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Зная характер человека можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, и направлять его поведение.

2. Структура характера

В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера. Структура характера - это закономерная зависимость между его чертами. Черты характера делятся на следующие группы:

1) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учёбе, знакомым и малознакомым и др.): гуманность, отзывчивость, честность, доброта, скрытность, чуткость, конфликтность, мелочность, неуживчивость, вежливость, покладистость, уважение, тактичность.

2) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе:

самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность, скромность, самокритичность или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм, гордость, застенчивость, робость.

3) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к делу (труду):

трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициативность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, безответственность, пассивность, небрежность.

4) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам:

аккуратность, бережливость, расточительность.

5) волевые черты характера - хребет характера. Чем больше волевых черт в характере, тем он более сильный.

В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Цельность характера не может полностью исключить его противоречивости. Иногда доброта вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с ответственностью. Черты характера не могут быть приравнены к убеждениям, взглядам на жизнь. Один добродушный человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой добродушный человек не побрезгует никакими нечистоплотными средствами для достижения целей. Структура личности по Петровскому А.В.:

1. личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.

2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.

3. личность оказывает воздействие на других людей.

3. Акцентуации характера

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции). Однако, сведение акцентуации к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по наименованиям у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера:

Интровертный тип характера;

Экстравертный тип;

Неуправляемый тип;

Неврастенический тип акцентуации характера;

Сензитивный тип;

Демонстрационный тип акцентуации характера.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Наибольшей результативностью коррекционного воздействия при акцентуациях имеет процесс самовоспитания, основанный на глубокой самостоятельной проработке имеющихся проблем в поведении и контактах с окружающими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство высшего профессионального образования

Российской Федерации

Реферат

на тему:

«Теории развития личности»

Введение

1. Психосексуальная теория развития личности

2. Психосоциальная теория развития личности

3. Гуманистическая теория развития личности

4. Кризисная теория развития личности

5. Научающее направление в теории развития личности

Список литературы

Введение

“Как именно происходит развитие? Почему дети развиваются и почему они не развиваются? Откуда они знают, в каком направлении развиваются? Почему их развитие отклоняется в сторону патологии? В конце концов, понятия самоактуализации, развития и самости - все это абстракции высшего уровня. Нам же нужно подобраться ближе к реальным процессам, голым фактам, конкретным жизненным ситуациям”.

А.Маслоу

Сегодня мы находимся в процессе изменения представлений о способностях, потенциале и целях человека. Рождается новое видение возможностей и сути человечества в целом, формируется новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. А когда меняется философия человека, тогда меняется все: философия политики, экономики, истории, меняется и философия образования, личностного развития, теоретические представления о том, как помочь человеку стать тем, чем он может и чем ему следует стать. Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т.д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.

Однако, даже, эмпирический анализ результатов деятельности системы образования говорит о том, что процесс развития и формирования адаптивных свойств личности носит в большей степени стихийный, бессистемный характер и практически не управляем со стороны педагогов.

Само же понятие "развитие" изначально сводится к некоторому развертыванию потенциально имеющегося. Однако, существующие теории развития личности: психосексуальная (З. Фрейд), психосоциальная (Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин), когнитивная (Ж.Пиаже), теория нравственного развития (Л. Кольберг), теория поведения (Д. Уотсон, Б. Скиннер), гуманистически ориентированные теории (А.Маслоу, К.Роджерс), деятельностная (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев) - противоречивы и недостаточно разработаны.

Сегодня нет единой теории, способной дать системное представление о данной проблеме, имеющиеся же разрабатывают различные аспекты развития личности: биологические, психологические, социальные.

Так, З. Фрейд, выделяя, пять стадий развития и закономерности, соответствующие каждой стадии, сосредоточивает свое внимание на изучении влечений, эмоций и полоролевого поведения человека. По его мнению, именно эти факторы являются основополагающими при формировании и развитии личностных качеств.

Эрик Эриксон, в отличие от З.Фрейда, чаще употребляет понятие “социальное развитие”, подчеркивая в своих работах влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. По Эриксону, на каждой стадии человека ждет разрешение определенного конфликта. Конфликты школьного периода жизни сводятся к преодолению противоречий между трудолюбием и чувством неполноценности, между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу, между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих.

Совершенно иной аспект развития описывает когнитивная теория или теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже). Здесь во главу угла ставится познавательная сфера личности. Развитие других сфер объясняется особенностями умственного развития. На каждой стадии формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить ребенка в данный период.

Опираясь на труды Ж. Пиаже, Л. Кольберг разработал теорию нравственного развития, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Кольберг считает, что нравственное становление завершается в среднем к 25 годам и проходит путь от предконвенционального уровня (“Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут”) до постконвенционального уровня (“Поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы они поступали с тобой”).

Нельзя оставить без внимания аспект, разработанный бихевиоризмом (теорией поведения). Представители данного направления основным в развитии считают расширение репертуара поведения, достигаемого путем научения (“человек учится вести себя всю жизнь”).

Гуманистическая теория развития А. Маслоу и педагогика К. Роджерса, опираясь на общефилософские и психологические концепции человека, формируют взгляд на ребенка как на самоценное, саморазвивающееся, естественное, а потому социально и биологически сложное, динамичное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь “вписаться в нее”.

1. Психосексуальная теория развития личности

Данная теория принадлежит З.Фрейду. Зигмунд Фрейд -- психиатр, который научил добрую половину человечества втайне стыдиться любви к родителям и находить сексуальный подтекст в банальных оговорках. В ХХ веке учение Фрейда превратилось в один из столпов западной культуры. Правда, далеко не все перед этим учением благоговеют. Кое-кто даже утверждает, что оно относится к сфере не столько науки, сколько мифологии, что свои суждения о природе человека Фрейд по большей части выдумал. Наверное, это преувеличение. Трудно согласиться с тем, что теория Фрейда универсальна, то есть справедлива для всех и каждого. Но не подлежит сомнению, что встречаются люди, вполне отвечающие фрейдистским представлениям. Свою теорию психосексуального развития личности Фрейд отнюдь не выдумал, а в полном смысле слова выстрадал.

В те времена, когда господствующие социальные, научные и психологические взгляды подразумевали, что детство свободно от любых проявлений сексуальности, высказанная Фрейдом противоположная точка зрения не могла не вызвать шока и не спровоцировать целую бурю сопротивления. Тем не менее, Фрейд продолжал разрабатывать теорию либидо, в которой подчеркивал влияние сексуальности на психическую жизнь. Его клинический опыт и опыт самоанализа, фантазии и ассоциации пациентов, их воспоминания о детстве - все это позволяло сделать вывод о том, что сексуальные побуждения обеспечивают мотивацию для психического функционирования. Он предположил, что в основе сексуального поведения лежит особый вид силы или психической энергии и предложил назвать эту энергию "либидо". "Либидо", по его мнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря "либидо" сексуальные стремления начинаются в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось до этого. Более того, Фрейд убедился, что многие отклонения в функционировании взрослых являются последствиями превратностей развития ранней детской сексуальности.

На протяжении почти сорока лет концепции, заключенные в теории либидо, обеспечивали основу для развития психоаналитической мысли и технических процедур психоанализа. С введением структурной гипотезы и теории двойственных влечений, в которой агрессивные и сексуальные влечения наделялись одинаковым статусом, "инстинктивные влечения" (название, обозначающее сексуальные и агрессивные стремления) были локализированы в пределах области Ид, которая, по большей части, хотя и не полностью, заключает в себе бессознательную систему топографической модели.

Фрейд использовал термины энергии - сохранение, размещение, разрядка - как метафоры для психического функционирования. Психическая энергия, или либидо, была атрибутом эмоций и активизировала сознание; главная функция психического аппарата заключалась в использовании, разблокировании и регулировании этой энергии или "возбуждения". Георг Кляйн (1976b) отмечал, что фрейдовская теория либидо, в сущности, включает в себя две теории. Первая возникла в результате клинического опыта, а вторая, более абстрактная, представляет собой модель энергетических сил, ищущих разрядки. Кляйн соглашался, что основанная на клинике теория вполне полезна и сейчас, так как она в результате непрерывной проверки постоянно получает все большее обоснование. Более абстрактная теория со временем теряет свою актуальность, так как она и появилась скорее из необходимости теоретически согласовать эту модель с другими дисциплинами. Идеи Кляйна увеличили ряды аналитиков, сомневающихся в теории психической энергии. Но идея инстинктивного влечения, как аффекта, импульса, желания, мотивационного толчка, активизирующего сознание - остается клинически полезной. Поэтому используется термин "либидный вклад" в смысле любовной привязанности, а не в смысле гипотетического качества психической энергии.

Работа Фрейда "Три очерка по теории сексуальности" (1906), которая была существенно дополнена в 1915 году, содержит все основные элементы теории либидо и психосексуального развития. В этой работе он использует термин "сексуальность" для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий. "Либидо" же обозначает гипотетическую психическую энергию, лежащую в основе сексуального удовольствия. Ошибочно полагалось, что Фрейд полностью уравнивал либидо и сексуальность, но сам он позднее неоднократно уточнял, что либидо следовало бы понимать более широко, чем любовь или "любовная сила" сексуальности, которая является лишь одним из проявлений либидо.

Фрейд не был уверен в источнике инстинкта, он, тем не менее, описал некоторые "эрогенные" зоны тела - рот, анус и гениталии - которые, когда их стимулируют, приносят удовольствие и служат для удовлетворения. Хотя все эти зоны потенциально активны от рождения, Фрейд рассматривал последовательность созревания, согласно которому каждая из зон оказывается в центре внимания и является источником самого большого удовольствия; таким образом, она является "доминантой фазы" в различные периоды раннего детства. Следовательно, его теория психосексуального развития с оральной, анальной и детской генитальной (которая известна как фаллическая) фазами была основана на продвижении концентрации на эрогенных зонах. Целью инстинктивного влечения является удовлетворение. Фрейд характеризовал детскую сексуальность как "полиморфное извращение", в которой, так же как и во взрослых извращениях, каждый вид возбуждения в любой эрогенной зоне потенциально может стать источником максимального удовольствия.

Тем не менее, даже перед лицом критики фрейдовская теория психосексуального развития остается ценной для многих аналитиков, и используются в клинической практике.

Ясно, что сегодняшняя теория психосексуального развития гораздо более совершенна, чем первоначальная версия теории либидо. Она была коренным образом изменена при накоплении информации о развитии в раннем детстве, было достигнуто большее понимание и других областей.

2. Психосоци альная теория развития личности

Данная теория принадлежит Э. Эриксону. Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подготовку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впоследствии разделяли многие психоаналитические системы, несмотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разработал собственное представление о стадиях развития личности, полагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентичности.

Кризис идентичности - по Эриксону, неспособность достичь в детском возрасте идентичности эго (интеграции наших представлений о том, что есть мы и кем хотим быть).

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению нового кризиса.

Первые четыре стадии повторяют фрейдовское членение. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эриксон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности - установления позитивной идентичности Эго.

Те, кто смог обрести достаточно сильное чувство идентичности, тем самым оказывается наиболее подготовлен к столкновению со взрослыми проблемами. Те же, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса (образование, работа, женитьба), как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления.

Одним из спорных аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строил свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провел интересное исследование на мальчиках и девочках 10 - 12 лет, которые в ходе игр, складывали различные фигуры из кубиков и блоков детского деревянного конструктора.

Те фигуры, которые складывали девочки, были невысокими, статичными, в них каким-либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки.

Концепция идентичности эго Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных исследований. В целом эти исследования подтвердили, что те подростки, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство идентичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадий развития. Те же подростки, которые обладают более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследования подтверждают основные положения концепции Эриксона.

Работы Эриксона оказали существенное влияние на развитие психоанализа, образование, социальную работу, консультирование по профессиональным вопросам и по проблемам семьи и брака. Нынешний интенсивный рост исследований по проблемам развития личности в среднем и пожилом возрасте в значительной мере основан на его работах. Книги Эриксона до сих пор остаются популярными.

3. Гуманисти ческая теория развития личности

Данная теория принадлежит К. Роджерсу и А. Маслоу. Фундаментальной предпосылкой теорией Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определение себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности, изменения личности и межличностных отношений. Первичные конструкции, представленные в этой работе, составляют систему координат, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о самих себе.

Если попробовать представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, то видно два стереотипа. Первый - отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй - созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

Брак - необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.

Роджеровские преставления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, неприятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов бывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения.

Авторы психологических учебников, уделяющие место Роджерсу, обычно квалифицируют его как «теоретика самости». Самость это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением… результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Теория А. Маслоу во многом созвучна с теорией Роджерса. Маслоу выражает взгляды на личность и ее развитие, схожие с Роджерсом, единственное, в чем их теории расходятся - это понятие о самоактуализации личности. Эти психологи по-разному объясняют определение и значение самоактуализации.

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как « полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактулизации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Верхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения, как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Верхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) «более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней».

2) «принятие (себя, других, природы)»,

3) «спонтанность, простота, естественность»,

4) «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе),

5) «некоторая отъединенность и потребность в уединении»,

6) «автономия, независимость от культуры и среды»,

7) «постоянная свежесть оценки»,

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) «чувства сопричастности, единения с другими»,

10) «более глубокие межличностные отношения»,

11) «демократическая структура характера»,

12) «различение средств и целей, добра и зла»,

13) «философское, невраждебное чувство юмора»,

14) «самоактуализирующееся творчество»,

15) «сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры».

«Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным» -- А. Маслоу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и свои ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактулизации. Это нельзя назвать образцом логического мышления, но это - кульминация размышлений Маслоу о самоактуалихзации.

1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием». Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает - в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное - значит оставаться при неизвестном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит, открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.

«Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни» А. Маслоу

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактулизации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.

5. Первые пять шагов помогают развить способность» лучшего жизненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям своим инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума - выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование их способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация - это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это- способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. «Пик - переживания» - переходные моменты самоактулизации». Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

8. Дальнейший шаг самоактулизации - это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

4 . Кризисная теория развития личности

Жизнь человека представляет собой последовательность событий, одни из которых не являются существенными для развития, а другие становятся поворотными пунктами в его судьбе. Именно эти последние и называются критическими жизненными событиями, или, в нашей терминологии, "условиями потрясения". Динамика роста личности может опираться на аналоговые изменения, связанные с постепенным, плавным, медленным или быстрым, переходом с одного уровня на другой. Второй вариант развития личности основывается на цифровой модели, так называемый дискретный путь: рост личности напоминает скачок кенгуру, и чаще всего этот скачок вызывается кризисными условиями.

"Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни". Л.С. Выгодского

Сам факт существования кризисов никогда не вызывал сомнения, однако предметом психологического исследования, направленного на поиск закономерностей, связей этих событий и личностного роста, он стал сравнительно недавно.

Выделяются нормативные и ненормативные критические жизненные события.

К нормативным относятся события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное содержание, скажем возрастные кризисы. Примерами нормативных кризисов могут быть также семейные кризисы, как-то: добрачный период, вступление в брак, беременность, рождение ребенка, уход взрослого ребенка из семьи, уход одного из супругов из семьи (развод или смерть одного из супругов). К такого рода кризисам относится и бессознательный стресс, вызванный выходом на "пограничную черту", например, выход на пенсию.

К ненормативным относятся особые события, нетипичные, индивидуальные, правильнее сказать, непредсказуемые. Мы же рассматриваем эти события не столько с точки зрения предсказуемости (как в первом случае) или непредсказуемости (как во втором), а с точки зрения последствий, которые имели место быть во время переживания и после него. Отсюда, не имеет значения само событие с точки зрения внешней характеристики, его эмоционального накала, а имеет значение способ переработки, преодоления и влияние его на дальнейшую жизнь человека.

Ниже будут приведены конкретные примеры переживаний, связанных с опытом "потрясения". Дадим несколько положений, определяющих это явление.

"Потрясение" - это подвиг для человека в прямом значении этого слова. Совершить подвиг - это значит, подняться выше уже осмысленных собственных возможностей. Подвиг - это особое состояние напряжения, нравственного, психологического, духовного.

"Потрясение" представляет собой поворотные моменты биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формируется новый взгляд на действительность. Порой потрясение увязывается с экзистенциальным кризисом, при котором внезапно разрушаются объединенные смыслы, меняется старая частная и формируется новая универсальная система ценностей. Еще Л.Н. Толстой в "Исповеди" подчеркивал, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Жизнь забирается на более высокое плато.

"Потрясение" - это исключительный случай для обыденного сознания, приводящий к озарению, но не сумасшествию. "Потрясение" обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, "прозрением", видением нового пути, своего места в ней. По большому счету, подобный выход из "душевного кризиса" равносилен "перерождению" личности, ибо изменение даже лишь одной стороны отношений с собой ведет к беспрецедентной перестройке отношений с другими и с миром вообще.

Окончательно определить моменты потрясений, видимо, невозможно. Одно ясно, что эти определения могут исходить из трех положений:

1) условий, в которых происходит подобное переживание;

2) описания состояния, в котором пребывает в этот момент человек;

3) последствий, которые имеет человек после переживания трансперсонального опыта.

Понятие "потрясение" представляет собой новый и более глубокий способ видения и переживания мира, включающий фундаментальную коррекцию отношений к миру, изменяющий старые и создающий новые оценки, усиливающий сознавание мира. Подобные переживания могут быть связаны с эстетическим чувствованием природной красоты. Однако "потрясение" - это часто изменение только фрагмента сознания, которое ведет к лавинообразному изменению всего мировоззрения, это переход на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень существования. Подобное понимание развития соответствует взглядам тех, кто рассматривает этот процесс как экзистенциальную связь между изменениями, которые влекут за собой новые изменения, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения ("лавина изменений").

Как пишет на эту тему А. Маслоу: "Согласно моим наблюдениям, наиболее поучительный жизненный опыт людей зачастую связан с отдельными житейскими эпизодами, типа трагедии, смерти, травмы, смены вероисповедания и неожиданного озарения, которые меняли все их мировоззрение и, соответственно, всю их деятельность".

Примеры потрясений:

С раннего детства в нашем бессознательном прочно запечатлевается все, что внушали нам родители и значимые люди, и особенно, если эти программы потрясали воображение, интеллект, весь внутренний, психический мир. При переживании состояний потрясения наблюдается форменная судорога сознания, после которой происходит "выравнивание песочной поверхности", и уже после этого открывается возможность строить новые иллюзии мира.

Пример из биографии З. Фрейда. Как-то, когда Зигмунд был еще маленьким, они вместе с отцом прогуливались по городу. Некий хулиган вдруг сбил головной убор с отца мальчика и столкнул его с тротуара на мостовую, где обычно гоняют скот. Событие это начисто разбило миф о всемогуществе отца. После этого случая Зигмунд отчаянно пытался объяснить поведение людей, понять их мотивацию и т.д.

Несколько потрясений описаны К. Юнгом в своей биографии. Одно из них имело место, когда К. Юнгу было двенадцать лет. Он вышел из школы днем и обратил внимание на солнце, искрящееся на крыше Базельского собора. Молодой Карл задумался о красоте мира, величии церкви, величии Бога, сидящего высоко на небе на золотом троне. Внезапно он был охвачен ужасом, и мысли его повели туда, где он чувствовал нечто святотатственное. Несколько дней он отчаянно боролся, чтобы подавить запретные мысли. Наконец, он позволил себе додумать, досмотреть образ. Он увидел прекрасный собор, и Бога, сидящего на троне высоко над миром, и вдруг из под трона полетел огромный кусок кала, упал на крышу собора, разбил ее вдребезги и сокрушил стены собора.

Нам сейчас трудно вообразить себе пугающую силу этого видения. Но в то время, в 1887 году, нельзя было даже иметь такие мысли и уж тем более произносить их вслух: сама такая идея была просто немыслимой! Тем не менее, досмотрев образ, К. Юнг почувствовал огромное облегчение и ощутил благодать вместо ожидаемого проклятия. Он интерпретировал свой образ как испытание, посланное Богом.

Трагедия потери часто выступает условием потрясения. Это можно увидеть на примерах кардинального изменения стиля, жанра творческих людей после подобного переживания. Так после потери сына художник А. Балабанов существенно скорректировал свое мировоззрение, вместе с чем изменил и тему своих работ от социалистического реализма до произведений "Возвращение П. Флоренского", триптих "Наследие" и др.

Наиболее часто встречающееся условие потрясений связано с тяжелыми заболеваниями и особенно с трудноизлечимыми. Как известно, потрясение ведет к кардинальной переоценке ценностей, за которой стоят последующие изменения вплоть до избавления от тяжелых недугов. Подобное случилось с Луизой Хей, которая страдала онкологическим заболеванием и находилась в отчаянном состоянии. Что-то ее привело в церковь Религиозной науки. Посещая ее, в определенный момент она осознала, как надо бороться со своей болезнью, и разработала целую систему самоисцеления, которую впоследствии описала в нескольких своих книгах.

5 Научающее направление в теории развития личности

Опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит.

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающее направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда теоретики научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

Большинство теоретиков - работают в двух направлениях: обязательное изучение устойчивых различий между людьми и опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах».

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою автономность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее автономного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения.

Теория о формирование личности Скиннера основано на том, что мировоззрение каждого человека складывается под действие каких либо социальных факторов. Он говорил о том, что личность формируется только, когда человек находится в социальной среде.

Список литературы

1. Ананьев В.А. Концептуальная основа потрясающей психотерапии. CПб., 1995.

2. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Минск., 1997.

3. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.

4. Рейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1,2. М., 1991.

Подобные документы

    Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Изучение подходов к пониманию развития личности в трудах ключевых исследователей данной области. Подход к развитию личности: в рамках психоаналитической школы З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера; представителями гуманистической школы А. Маслоу, К. Роджерса.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Исследование психодинамической ориентации поэтапного развития личности по З. Фрейду и эпигенетической периодизации развития личности по Э. Эриксону. Изучение поведения человека, достижение личностью уровня психологической зрелости и социальных требований.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2015

    Личность и ее индивидуальные особенности, структура и направленность. Исследование свойств личности с помощью психодинамической теории Фрейда, аналитической Юнга, гуманистической Роджерса и Маслоу, когнитивной, поведенческой и деятельностной теории.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Характеристика гуманистической теории личности. Теория личности А. Маслоу. Основные достоинства гуманистической теории. Психоаналитическая теория личности. Неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности, стабильности личности.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Сходство и отличие теории Эриксона о формировании личности с теориями Фрейда. Краткая характеристика восьми стадий согласно теории Эриксона. Идентификация личности и путаница ролей в возрасте 12-18 лет. Суть личности при достижении среднего возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2014

    Теоретический анализ понятия и механизмов мотивации личности. Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности. Теории особенностей развития мотивации З. Фрейда, К. Левина, А.Н. Леонтьева. Мотивация творческой деятельности К. Роджерса и А. Маслоу.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Существуют множество теоретических подходов к развитию личности. Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, дают возможность проникнуть в нее.

Получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения (Б. Скиннер и его последователи). Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это собственное научение, научение через поведение других и подражание.

Представители генетической психологии исходили из идеи о том, что основой развития личности является развитие интеллекта. Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит личность в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление. Сторонников гуманистической теории личности (К. Роджерс, Г. Олпорт) прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем. Отечественные исследователи (Выготский, Монтьев, Божович, и др.) считают, что развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности выступает его непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве с матерью и др. окруж. Людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместной трудовой деятельности детей, давая по мере своего развития новые точки опоры для преобразования личности. Другие группы ведущих деятельностей составляют те, внутри которых идет развитие преимущественно познавательной сферы и соответственно способностей у детей. Таким образом с рождения и до окончания средней школы, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения с другой, которые поочередно обеспечивают развитие познавательных процессов и сомой личности.