Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво. Анализ стихотворения "Быть знаменитым некрасиво" Пастернак Б.Л

Окружающая жизнь для художника — не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект — идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.
Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений — в стихотворении . Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или — достаточно непривычно — приобретает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.
Поздний академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира , неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.
Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества — самоотдача». На первом месте для Пастернака — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения — все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, — субъективный момент в стихотворении очевиден, — оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы — утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.
Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.
У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.
Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то что заключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги — не значит поставить точку. Последняя книга лирики — не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее — нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…», по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта. Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов»). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства». Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,

— и тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы». Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство — вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» — напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника — Владимира Маяковского. Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива, — пишет автор, — Над рукописями трястись». И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей — пиррихий — пиррихий — ямб), не имеет внешнего сюжета — лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни — «и только»!

Морозова Ирина

Которая привлекает к себе внимание необычайной яркостью своего таланта. Его стихи интересуют многие интеллектуальные умы и пользуются чрезвычайной популярностью. Многие строки его бессмертных творений давно стали цитатами. Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», приведенный в данной статье, будет интересен не только литературоведам, но и всем, кто интересуется

Состояние лирического героя

Он весьма напряжен, но уверен в своей правоте. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

Лирический герой не мечется, не теряется в догадках, он совершенно спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству.

Попробуем провести анализ. «Быть знаменитым некрасиво» (стихотворение Пастернака) призвано показать душу поэта с его противоречивыми чувствами. Как и всякий творец, он постоянно находится в поисках своего места в мире. Вот о чем говорит читателям Пастернак.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

В данном лирическом произведении автор затрагивает несколько тем, касающихся процесса творчества и человеческого существования в целом. Успех и слава, по его мнению, преходящи. Недопустимо ставить эти составляющие в качестве цели, иначе настоящее творчество померкнет, превратится в простое зарабатывание денег. Художнику нельзя взращивать в себе жадность и корысть, он должен быть искренним и правдивым.

Если простому обывателю в чем-то простительно иметь определенную склонность к наживе, то для поэта подобное «увлечение» может оказаться пагубным. У любого творческого человека очень ранимая душа. Ложь и обман разрушают ее, лишают чувства самодостаточности и покоя. Какие выводы позволяет нам сделать анализ?

«Быть знаменитым некрасиво» подчеркивает большую роль поэта в общественной жизни, определяет его место в мироздании. Художник всегда прокладывает путь к будущему, он не живет настоящим, а потому никогда не бывает доволен, удовлетворен полностью. Это главная мысль, которую подчеркивает в стихотворении Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». Анализ данного лирического произведения направлен на раскрытие сути творчества.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Стремления поэта

Так уж устроены все художники, что обязательно видят смысл своей жизни в том, чтобы максимально служить воле Всевышнего. Такой человек больше, чем кто бы то ни было, связан со своей внутренней сущностью, поэтому у него хорошо развита интуиция. Целью творчества лирический герой считает самоотдачу. Он говорит о том, что крайне важно оставаться живым до самого последнего вздоха.

Важно прожить эту жизнь достойно, не подстраиваясь под обстоятельства и не пытаясь играть какую-то роль. Необходимо оставаться собой и идти до конца к собственным свершениям. Только тогда человек будет истинно счастливым. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» демонстрирует задачу любого художника на земле - во всем искать правду и жить по законам совести.

Вместо заключения

Таким образом, смысл пребывания поэта на земле заключается не в том, чтобы сохранить себя как можно дольше, а в том, чтобы правильно и с пользой потратить внутренние творческие силы. Потенциал, заложенный в художнике, может послужить на благо другим людям, показать им верную дорогу. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» показывает глубину чувств и переживаний истинного творца, который всегда живет на грани своих возможностей и окружен противоречиями.

Пастернак – автор интересных работ, который написал много замечательных сочинений-размышлений на тему бытия, правды, времени, он писал о жизни и смерти, философствовал на иные темы. Вот, и тема изучаемого нами стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» также философская.

Стихотворение Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году. Данная работа относится к циклу произведений «Когда разгуляется» и ее можно смело называть поучительной. Когда читаешь стихотворение, то в каждой строчке слышишь совет автора, который хочет, чтобы писатели создавали свои произведения не для того, чтобы становиться знаменитым, не ради шумихи и не для славы. Он призывает писать свои работы, придавая значение тому, что пишешь и о чем пишешь, и если признание и любовь читателей пришли, то чтобы это случилось естественным образом, благодаря «самоотдаче», своему труду, но никак не «самозванству».

Данное произведение, где не используются такие приемы, как эпитеты, сравнения, отсутствуют метафоры, но присутствуют глаголы, обороты, сложные предложения, можно назвать проповедью. Проповедью для тех, кто решил взять в руки перо. Стихотворение заставляет задуматься. Когда читаешь работу Пастернака, понимаешь, в чем должна быть суть работы писателей и это «не шумиха, не успех». Пастернак наставляет всех своих современников и будущих писателей, он призывает их так жить, так писать, чтобы «привлечь к себе любовь пространства».

Работая над анализом стиха Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», можно сделать вывод, что настоящий писатель, истинный поэт никогда не будет в своих работах разграничивать «пораженья от победы», для него все произведения – это часть его души и если сегодня кем-то работа не признана, то через века она может стать шедевром. Главное, «быть живым» всегда, писать о настоящем и «ни единой долькой не отступаться от лица». Следовательно, если презираешь, пиши об этом, если любишь, пиши об этом, умей ненавидеть, умей радоваться, но не нужно изображать то, чего нет на самом деле, то, что угодно кому-то, лишь бы прославиться.

Быть знаменитым некрасиво слушать

Анализ стихотворения Пастернака Б.Л. «Быть знаменитым некрасиво»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некра­сиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творче­ского человека. Высказанные в стихотворении принципы ав­тор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо гла­зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведе­ний. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель твор­чества - самоотдача, А не шумиха, не успех». В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчер­кивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Ус­лышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать инте­ресным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, ху­дожнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточ­но глубокая по философской наполненности метафора «лю­бовь пространства» может символизировать удачу, музу, при­несшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире. В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жиз­ненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «от­черкивая на полях». Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман. Б.Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скром­ность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повес­ти за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающе­му миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема на­значения поэта и поэзии является глубоко прописанной в рус­ской классической поэтической традиции. В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаме­нитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо­бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пораженья» - «победы»), а также прием подчеркивания вертикаль­ных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характе­рен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом яв­ляется эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б.Л. Пастер­нак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».