Характер и его проявления. Свойства и виды характера человека

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности – ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами. Это практически все герои комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" и многих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Достаточно сказать, что у человека "властный", "ханжеский" или "ангельский" характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях и поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют вовсе.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют; у них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами, однако при этом они не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Противоречивость характера – свойство, противоположное цельности. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправлены. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные, поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы.

пример

Так, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют самому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских причин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каждый раз старается приспособиться к новым требованиям или к настроению родителей.

Разновидностью противоречивого характера является двойственный характер, проявляющийся в двойной манере поведения. Например, руководитель производственного коллектива, допускающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заискивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двойственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила , или твердость , характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими свойствами. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченных целей, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству.

пример

Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А. С. Пушкина, А. Эйнштейна, К. Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости, ведь характер отражает специфику жизненных отношений. Обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявляются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприятным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соответствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения устойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стремится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркантильных интересов.

Характер накладывает отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, в вербальном и невербальном общении. В деятельности характер выражается в отношении к ее процессу и результату, способности преодолевать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной мере, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они прослеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость гласит, что характер – вторая натура, и это действительно так.

Как отмечалось ранее, личность является более высокой "инстанцией", чем характер. Однако проявления его столь широки и многообразны, что вследствие этого характер человека может стать для окружающих людей более значимым, чем его личность. Российский психолог К). Б. Гиппенрейтер объясняет различия между характером и личностью тем, что характер определяет то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Поскольку в общении и межличностном взаимодействии первое значительно легче поддается наблюдению и анализу, это может помешать учителю, воспитателю понять истинную причину поведения и поступков учеников, их мотивационную составляющую. Знание различий между чертами характера и чертами личности может помочь учителю более глубоко и адекватно понимать психологию детей.

Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

Все в курсе, что у каждого из нас разный характер, но только не все этими знаниями пользуются. Это совершенно зря, ведь имея на вооружении знания о характере человека, вы можете предугадать его поведение и откорректировать его собственнолично.

Тем более, что для того, чтобы разобраться в характере, вовсе не нужно длительное время общаться с человеком, достаточно просто внимательно на него посмотреть. Уверяем вас, что вы сможете увидеть многое!

Большинство людей думает, что именно интеллект делает великого учёного.
Они ошибаются - это характер.
Альберт Эйнштейн

Характер, как качество личности

Характер являет собой совокупность устойчивых свойств психики, которые определяют характерные особенности отношений и поведения человека.

Говоря о характере, имеют ввиду комплекс качеств личности, который значительно влияет на действия человека. Характер определяется нервной системой, а его развитие – окружающей средой.

Выделяют 4 категории характера, которые образуют:

  1. Отношение к членам коллектива, обществу в целом - отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, презрение, черствость;
  2. Черты, демонстрирующие отношение человека к своей работе - добропорядочность, ответственность, лень, пассивность;
  3. Черты, отображающие отношение личности к самому себе - самокритичность, гордыня, застенчивость, эгоцентризм.
  4. Черты, демонстрирующие отношение человека к материальному - неряшливость, аккуратность.

Классификация характера человека по Э. Кречмеру

Психолог Э. Кречмер выдвинул теорию, которая заключается в том, что характер напрямую связан с телосложением человека.

В теории Кречмера описано 3 типа телосложения и 3 типа характера, которые им соответствуют.

Тип характера, который присущ таким людям, шизотимики – замкнутые, упрямые люди, которые плохо привыкают к изменяющимся условиям.

2. Атлетики

Высокие люди с развитой грудной клеткой, крепким скелетом и мускулатурой.

Им соответствуют иксотимики – спокойные и мало впечатлительные люди, которые не переносят перемен.

Расстройства психики у этих людей могут стать причиной развития эпилепсии.

3. Пикники

Люди невысокого роста, склонные к полноте, с короткой шеей, невыразительными чертами лица.

Тип характера, присущий этим людям, циклотимики – контактные люди, выражающие свои эмоции. Они достаточно просто адаптируются к новым условиям.

Нарушение психики у них приводит к затяжным депрессиям.

ВикиСправка:
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (08.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна - 09.02.1964, Тюбинген) - немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Свойства характера

Существует еще одна классификация, которая предусматривает 4 основных свойства характера:
  1. Эмоциональное - жизнерадостность, уравновешенность, бодрость и т.п.
  2. Волевое - самообладание, стремление достичь успеха.
  3. Интеллектуальное - рассудительность, наблюдательность, вдумчивость.
  4. Нравственное -ответственность, справедливость, доброта.
Зная данные свойства характера человека, можно предугадать и "отредактировать" предполагаемые действия и поступки.

Статус личности


Характер корректируется на протяжении всей жизни человека. Образ жизни заключает в себе то, как человек мыслит, чувствует, действует в тех или иных ситуациях.

С формированием образа жизни, формируется и сам человек. Немаловажное значение имеют жизненные обстоятельства и общественные условия, которые имеют место быть в жизни каждого из нас.

Однако, формирование характера осуществляется в разных группах (класс, компания друзей, коллектив на работе). Характер будет зависеть от статуса личности в коллективе, а также от того, какие ценности поддерживаются референтной группой.

Коллектив формирует благоприятные условия для становления лучших черт характера, а поскольку это взаимный процесс, то и сам коллектив тоже видоизменяется благодаря личности. Сам характер определяет жизненные ценности и позицию человека.

Заключение

Люди с той или иной направленностью в характере могут выбрать совершенно разные пути для достижения цели, прибегая к собственным способам и приемам.

Черты характера при этом чётко отображаются в ситуации, когда человек должен выбирать тактику поведения.


ПЛАН.

    Введение.

    Основная часть.

    1. Определение характера.

      В зависимости от типов акцентуации характера.

      Проявление характера в поведении и деятельности человека.

    Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в опреде­ленности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъек­та деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом от­носится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его дей­ствий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна ли­ния поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

    Определение характера.

В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими - грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с несходными интересами, с различиями в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.

Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека. Так, к примеру, в обществе, основывающемся на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей господствующих классов способствует закреплению в их характере надменности, чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерия и т. д. Иная картина детерминации характера присуща социалистическому обществу. Как в годы мирного труда, так и в Великой Отечественной войне отчетливо проявились специфические качества характера советского человека: самоотверженность, целеустремленность, отвага, скромность, трудолюбие выступили как стержневые черты характера людей, строящих и защищающих социалистическое общество.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае - скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.

    Особенности общения и поведения

в зависимости от типа акцентуации характера.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 - 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцептуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50 - 80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации приведена ниже.

Гипертимический (гиперактивный) тип.

Особенности общения и поведения . Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозвеленкого, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнъ.

Энергичность, жажда деятельности, нового, оптимизм.

Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Ситуации, в которых возможен конфликт. Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально депрессивным психозом.

Предпочитаемая деятельность. Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, сторт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.

Дистимичный тип.

Особенности общения и поведения . Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться.

Черты, привлекательные для собеседников. Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.

Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».

Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны. Склонность к невротической депрессии.

Предпочитаемая деятельность. Работа, не требующая широкого круга общения.

Циклоидный тип.

Особенности общения и поведения . Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности)

В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. В период.пада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакально депрессивного психоза

Предпочитаемая деятельность. Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.

Эмотивный (эмоциональный) тип.

Особенности общения и поведения . Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.

Черты, привлекательные для собеседников. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высоким чувством долга. Хорошие семьянины.

Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Крайняя чувствительность слезливость Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.

Ситуации, в которых возможен конфликт. Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.

Предпочитаемая деятельность. Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.

Демонстративный тип.

Особенности общения и поведения . Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.

Черты, привлекательные для собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность.

Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Эгоизм, необузданность поступков, лживость хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.

Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетаю.

Предпочитаемая деятельность. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами

Характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

Характер - лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.

Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу само изменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки конечного объяснения человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принципе, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить им вызов и стать другой, т.е. сделать выбор в пользу своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.

В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность действительно исчерпывается своим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.

К тому же одни и те же обстоятельства отражаются людьми далеко не одинаково. «Тот, кто хочет делать, ищет средства, кто не хочет - причины». Какие из обстоятельств человек будет выделять для себя как значимые, может определяться как самими внешними обстоятельствами (на ситуативном уровне поведения), так и - далее - сложившимися индивидуальными особенностями личности (в том числе и ее характером), т.е. внутренними обстоятельствами, и, наконец, осознанием себя как субъекта действия, воплощающего высокие общественные и общечеловеческие идеалы, отделенного и от внешних (ситуативных), и от внутренних (индивидуально-психологических) обстоятельств и могущего влиять на них.

Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.

Таким образом, важнейший момент в формировании характера-то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность и неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других - подчинение собственных интересов интересам коллектива, самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера человека относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.

Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантной его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.

Так, в качестве черты характера может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в обязательном достижении успеха в любой деятельности, какой бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.