Государственные доходы. Источники доходов государства и методы их формирования Что является главным источником доходов государства

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Налогообложение имущества физических лиц

Выполнила

Вишнёва Ирина Юрьевна группы 3Н – 1

Специальность налоги и налогообложение

Руководитель _____

_________________________________

«___» _____________ 2013 г.

_______________________________

Допустить к защите

Директор колледжа

Погребная Я. А.

«___» ______________2013 г.

________________________

Москва 2013

Введение

- Введение

- Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

- НАЛОГОВАЯ БАЗА

- Порядок исчисления и уплаты налога

- Льготы по налогам на имущество физических лиц

- Проблемы налогообложения имущества физических лиц

ВВЕДЕНИЕ

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.



В Российской Федерации, как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в новом налоговом законодательстве 1990-х гг. обобщенным термином физические лица. Эта система существенно изменилась с принятием Налогового кодекса.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними.
Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особенности проявляются особенно четко.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Наша налоговая система в настоящее время практически не способна выполнять те функции, которые на нее возложены, что в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.
Исходя из этих предпосылок и выбрана тема дипломной работы, ее цели и задачи.
Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.
Предметом исследований является изучение специфики налогообложения с физических лиц.
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы через сравнительный анализ налоговой системы, действующей в России в настоящее время, с налоговыми системами других стран.
С целью более детального понимания перспектив реформирования налоговой системы были рассмотрены механизмы, методы и способы налогообложения физических лиц развитых зарубежных стран.

Введение

Актуальность выбранной темы. Налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

В последние годы число налогов и сборов с физических лиц стабилизировалось, всё более приобретая черты определенной логической завершенности, несмотря на то, что отдельные подвижки в уменьшении их количества все же продолжаются.

Перспектива развития налогообложения физических лиц видится, прежде всего, в создании таких условий, при которых наблюдается снижение социальной напряженности в обществе с одной стороны, и повышение фискальных возможностей налогов для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств с другой стороны.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях, статьях периодической печати налогам с физических лиц уделяется достаточно большое внимание российскими учеными и экономистами. Этой тематике посвящены работы Майбурова И. А., Панскова В.Г., Романовского М.В. и Врублевской О.В., Черника Д. Г. и др. авторов.

Особое место среди научных работ занимают исследования, посвященные вопросам совершенствования налогообложения физических лиц, проблемам его развития в увязке с идеями справедливости налогообложения. Здесь можно выделить таких авторов, как Дрожжина И. А., Цуциев М. и др.

Поскольку формирование эффективной системы налогообложения, и физических лиц в том числе, осуществляется через налоговую политику, проводимую в стране, целесообразно выделить проект Минфина «Основные направления налоговой политики в РФ на 2012 -2013 гг.», работы Горского И., Шубина Д.

Цели и задачи исследования. Целью работы является анализ современного состояния налогообложения физических лиц и разработка предложений по его совершенствованию.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • рассмотреть экономическую сущность налогов с населения;
  • изучить исторический аспект становления налогообложения физических лиц;
  • проанализировать зарубежный опыт налогообложения населения;
  • провести углубленный анализ НДФЛ, как основного бюджетообразующего налога с физических лиц;
  • провести анализ доли налогов с физических лиц, адинистрируемых ФНС, в формировании доходов бюджетов различных уровней;
  • исследовать проблемные стороны налогов с физических лиц;
  • разработать предложения по устранению данных недостатков.

Объектом исследования в части анализа исчисления налога на доходы физических лиц является ООО «Строй-синтез».

Предметом исследования выступает механизм исчисления, уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, а также роль налогов с физических лиц в формировании бюджета.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых и экономистов по вопросам налогообложения и социальной защиты.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно – правовые акты федеральных органов власти и акты Федеральной налоговой службы РФ.

Основные положения работы проиллюстрированы таблицами, графиками, диаграммами, информационной базой которых явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой, Министерства финансов РФ, публикации в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений для выработки мероприятий по совершенствованию налоговой системы РФ.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава дипломной работы раскрывает теоретические аспекты налогов с физических лиц. В ней рассматриваются экономические основы налогов с физических лиц, история развития и современное состояние налогообложения физических лиц, зарубежная практика налогообложения и возможность ее использования в России.

Вторая глава посвящена анализу исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом на примере ООО «Строй-синтез», отдельный параграф посвящен анализу доли налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.

В третьей главе раскрываются актуальные проблемы действующей системы налогообложения физических лиц, предлагаются пути ее совершенствования.

Основным источником доходов для денежного содержания государства являются налоги. Зависимость российской системы налогообложения от политического устройства всегда являлось ее особенностью.

История развития имущественного налогообложения в России свидетельствует о том, что государство практически никогда не отказывалось от налогообложения различных видов имущества, принадлежащего населению, несмотря на то, что в отдельные периоды поступления от них были незначительны.

Для досоветского периода развития имущественного налогообложения в России характерен взгляд на объект имущественного налогообложения в основном через призму приносимого имуществом дохода. И поскольку Россия была аграрной страной, удельный вес земельного налога был гораздо больше, чем других поимущественных налогов.

Собственность в юридическом смысле порождает проблемы, поскольку при налогообложении происходит процесс изъятия у налогоплательщиков части их доходов в государственную казну и казну органов местной власти.

Специфика объекта налогообложения имущества, а также национальные традиции, направленность экономического регулирования позволяют говорить о том, что налогообложение имущества в Российской Федерации - это институт финансового права Российской Федерации, объединяющий в своей совокупности нормы, направленные на урегулирование общественных отношений по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой, ответственности в случае ненадлежащей реализации налогового обязательства таких видов налогов, как: земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог (то есть налогов, имеющих специфический объект).

Роль имущественного налогообложения в последние годы возрастает, чему способствует и рост налоговых поступлений, и более справедливое их территориальное распределение. С 1998 года платежи по имущественным налогам стали поступать не только в бюджеты по месту расположения в налогоплательщика, но и в региональные и местные бюджеты по месту нахождения его территориальных подразделений, не являвшихся по Закону плательщиками налога. Налог на имущество физических лиц является наиболее простым и действенным способом пополнения бюджетов муниципальных образований. Одновременно этот вид прямого налогообложения является наиболее защищенным от уклонения по уплате или сокрытию объектов налогообложения.

Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.

Таким образом, актуальность исследования проблем налогообложения имущества физических лиц обусловлена проведением налоговых реформ в Российской Федерации в направлении налогообложения физических лиц, а также недостаточностью разработанности юридических аспектов данного вопроса.

Объектом исследования курсовой работы является система общественных отношений, складывающаяся при осуществлении государством функций установления, введения и взимания имущественных налогов, а именно налога на имущество физических лиц.

Предмет исследования - федеральное законодательство, регулирующее общественные отношения в области имущественного налогообложения, теоретические и практические аспекты, направленные на урегулирование отношений между государством и налогоплательщиками по поводу установления и взимания имущественных налогов.

Методологическую основу исследования составляют используемые современной наукой методы научного познания, позволяющие наиболее полно и всесторонне раскрыть объект и предмет производимого исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись исторический, сравнительно-правовой, логический, технико-юридический методы, применяемые в гуманитарных науках, обобщение собранных данных.

Проблемам регулирования налогообложения отдельных видов имущества в финансовой и финансово-правовой науке уже уделялось определенное внимание. Огромное наследие по вопросам налогообложения земли, иных видов недвижимого имущества, а также наследств и дарений оставили дореволюционные исследователи: Безобразов В.Т., Гок К.Г., Гурьев А.Н., Иловайский С.И., Лебедев В.А., Львов Д.М., Нитти Ф., Озеров И.Х., Pay К.Г., Тургенев Н.И., Янжул И.И. и др. Вместе с тем комплексного исследования проблем правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц финансово-правовая теория не имеет.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; сделать обзор международной практики налогообложения имущества; рассмотреть имущественное налогообложение, как механизм, необходимый для выравнивания публичного и частного интересов; выявить конкретные недостатки в действующем налоговом законодательстве, регулирующем отношения в области имущественного налогообложения и рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.

Задача работы состоит в том, чтобы:

- дать характеристику понятия «имущественные налоги»;

- определить правовые принципы налогообложения имущества;

- дать законодательное определение недвижимости;

- осветить основные элементы налога с имущества физлиц;

- проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;

- рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.

Теоретическая и практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач налогообложения имущества физических лиц, определении особенностей перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

АПК Республики Беларусь его структура и функции
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непрои...

Анализ финансового состояния МУП ПАТП-1 г. Ярославля
В условиях экономического кризиса многие российские предприятия испытывают многочисленные финансовые проблемы, к числу которых относятся неустойчивость хозяйственной деятельности, неплатежеспособность, неэффективность производства и сбыта продукции. Переход к рыночной эконо...


Специфические функции государства в рыночной экономике связаны:
  • с регулированием размещения ресурсов;
  • с распределением доходов;
  • с воздействием на колебания экономической активности в рамках деловых циклов.
Специфические ресурсы государства для производства общественных благ - это налоги, посредством которых государство обязывает граждан на принудительной основе участвовать в коррекции провалов рынка.


Доходы любого экономического агента складываются:

  • из доходов от использования принадлежащих ему факторов производства (характерно для домашних хозяйств и фирм);
  • из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на добровольной основе (характерно для домашних хозяйств и фирм);
  • из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на принудительной основе (характерно для государства).
К источникам государственных доходов относятся: налоги:
  • безвозмездно уплачиваемые частными лицами (физическими и юридическими) суммы средств, размер и порядок уплаты которых устанавливается законом;
  • на физические и юридические лица возлагаются налоговые обязательства - установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды;
  • могут быть денежными;
  • могут быть натуральными (повинности), которые взаимозаменяемы с денежными налогами в качестве средств обеспечения общественного сектора ресурсами;
  • наряду с расходами общественного сектора, являются частью государственных финансов;
Налог считается установленным, если определены следующие его элементы:
  • объект налога;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • срок и порядок уплаты налога.
неналоговые поступления - оказание платных услуг другим экономическим агентам:
  • сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • пошлины - соответствующие обязательные платы за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.
государственное предпринимательство:
  • прибыльное использование ранее накопленных ресурсов общественного сектора экономики. К таким ресурсам относится, прежде всего, государственная собственность, которая и рассматривается как накопленный запас.
Формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций достигается посредством государственных финансов.

Еще по теме Источники доходов государства. Цели налогообложения Основные понятия:

  1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
  2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
  3. Общие и частные теории налогообложения Основные понятия
  4. Основные понятия, функции, роль и место негосударственных пенсионных фондов в системе негосударственного пенсионного обеспечения
  5. 25.4. Налоговая система налоги в сфере внешнеэкономической деятельности, налогообложение в зарубежных странах, его особенности; роль налогов как средства государственного регулирования международных экономических отношений

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.

  1. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.
  2. Децентрализованные государственные доходы – образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.

К централизованным государственным доходам также относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов: социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы – внутренние и внешние.

  1. К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
  2. К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях – и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав доходов

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги

Занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Государственные займы

Используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Эмиссия

Является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.