Гермес - греческий бог путешественников, торговцев, атлетов, воров, красноречия, обмана, гимнастики. Кто такой бог гермес в древней греции, чем был знаменит Гермес бог древней греции

Греческий пантеон славится многочисленными божествами, каждый из которых имеет специфичное предназначение, богатую родословную и незаурядную биографию. Большинство богов и богинь – дети , родившиеся от союза с богинями или смертными женщинами. Гермес – знаменитый житель древнегреческого Олимпа. С этим персонажем в мифах Древней Греции связана масса удивительных нюансов и подробностей.

История появления

Гермес – бог Древней Греции, чьей матерью оказалась Майя, дочь атланта. В детстве мальчик – получеловек, полубог – проявлял себя большим хулиганом. Он не гнушался воровством и забавными шалостями. Гермес – первый персонаж греческого Олимпа, о детстве которого появились распространенные упоминания в мифах.

Происхождение имени продиктовано словом «герма», в переводе означающим место погребения под грудой камней. Такие метки оставляли на дорогах и границах. Прозвищем Гермеса было «Привратный». Бог благосклонен к путникам, в его власти открытие любых замков.


Гермес с младенцем Дионисом

Божество считается покровителем торговцев и воров. Проводник смертных в Царстве мертвых, Гермес спускает усопших к и единственный из живых возвращается на землю. Гермес считается посредником между двумя мирами. Божество способно приходить в вещих снах, чтобы оглашать волю Олимпа.

Биография Гермеса сопровождается яркими достижениями. Мифы гласят, что этот персонаж передал златорунного барана Нефеле, а Амфиону вручил лиру, с помощью которой он возвел стены Фив. Из рук Гермеса принимает меч для боя с Медузой Горгоной и сандалии, позволяющие летать. Гермес покровительствует путешественникам, поэтому Одиссею он дарит волшебную траву, чтобы тот избежал колдовства Цирцеи.


В греческой мифологии у Гермеса был сын Автолик, пращур . В союзе с Афродитой бог зачал Гермафродита, который затем был слит воедино с возлюбленной нимфой. Приятель сатиров бог Пан тоже был детищем Гермеса.

Гермеса часто приравнивали к Аполлону. Богов изображали в дуэте в скульптурных изваяниях или украшали статуями дома, ориентируясь на прозвища героев легенд: Гермес Привратный и Аполлон Уличный. Эллины воспевали Гермеса Трисмегиста, что означало трижды величайшего. Существовало научное направление под названием герметизм. Оно описывало религиозно-философские суждения рубежа эры.

Образ и характер

Характеристика персонажа проста и понятна. Бог предстает в человеческом обличии. В соответствии с развитием социума ему доверялись различные обязанности. Первоначально он был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле и в подземном мире.


Благодаря этим функциям Гермес обрел власть над мистическим началом. Атрибуты, сопутствующие деятельности мифологического персонажа, – крылатые сандалии для быстрого перемещения и золотой скипетр, преподнесенный в дар Аполлоном. Посредством золотого жезла Гермес вводит людей в состояние сна и транслирует божественную волю смертным. На изображениях бог часто предстает в петасе – широкополой шляпе.

Гермес предстает в положительном образе. Божественная «карьера» сына Зевса и Майи началась весьма двусмысленно, но с течением времени образ персонажа облагораживается. Ему доверен важный функционал, который перестает ассоциироваться с мошенничеством, поначалу привлекавшим Гермеса. Житель Олимпа помогает людям во многих начинаниях.


Благодаря ему в путешествии находится верная тропа, смертные понимают, как угодить богам, а главные герои мифов обретают важные предметы. В то же время плутовская жилка в крови Гермеса, а точнее, склонность к коммерции, делает его покровителем торговцев. Писатель , рассказывая о приключениях Одиссея, намекает, что храбрый герой унаследовал у божественного предка важные черты характера в виде хитрости и изворотливости.

Примечательно, что Гермес описывается как отъявленный весельчак и балагур. Он любил розыгрыши и ради веселья крал скипетр Зевса, оружие Аполлона и трезубец, принадлежащий .

  • Как известно, у греческих мифов были альтернативные варианты. В римской мифологии персонажем, аналогичным Гермесу, выступает Меркурий. У римлян он был покровителем торговых дел и многочисленных ремесел.
  • Гермес не только «отец» воров и шутов. Этот бог нес человечеству и полезные знания. Кентавр Хирон придумал меры веса и длины, которые Гермес подарил смертным. Азбука и числа тоже стали известны людям из-за снисходительности Гермеса. Считается, что первые египетские письмена были изобретены этим плодовитым богом.

  • Жители Греции считали бога покровителем атлетов и спортсменов. В полисах были стадионы, названные в честь божества, а школы, где обучались и упражнялись гимнасты, украшали статуями с изображениями представителя Олимпа.
  • Геродот писал, что афиняне начали изображать бога обнаженным и с внушительным мужским достоинством, переняв традицию у пеласгов. Гермес стал первым божеством фаллического характера. Воспевая его, жители Древней Греции воздвигали колонны под названием гермы. В 415 году гермы были уничтожены, а с приходом Римской империи фаллический культ нивелировался. При этом прямоугольная колонна продолжала использоваться в качестве постамента для бюстов.

  • Греческие филологи свидетельствуют о том, что в древних фольклорных произведениях существует пять прообразов Гермеса. Первый был сыном Гемеры и Урана и прославился симпатией к Персефоне. Второй, потомок Корониды и Валента, носил имя Трофоний и жил в подземном царстве. Сын Майи и Зевса стал третьим образом в мифах и родителем Пана и Пенелопы. Египетское божество Гермес был сыном Нила, а еще один персонаж египетских легенд в облике Гермеса как раз подарил людям письменность. Его второе имя – Тот.

Николай Кун

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида . Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч.

Гермес похищает коров Аполлона

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.

Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.

Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, - сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:

Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.

Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.

После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.

Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:

Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?

Не боюсь я Аполлона, - ответил матери Гермес, - пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.

А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, - ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.

Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, - я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.

О, сын Латоны! - ответил Гермес. - Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят - другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп . Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, - так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель , столь любимую пастухами Греции.

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.

Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры.

Гермес — это бог торговли, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия Древней Греции, дающий богатство в торговле. Также Гермес — покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии, а еще — посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Гермес сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом кацубей, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями.

В древнеримской мифологии Гермесу соответствует Меркурий, бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера.

Тотчас после рождения Гермес обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи.

Почувствовав желание поесть мяса, Гермес в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона. Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось.

Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида, поэтому он называется «проводником душ».

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы, которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком», который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Никто не может так хорошо выполнять поручения Зевса, как это делает Гермес. Везде пройдет быстроногий бог, никаких препятствий для него не существует: он и на край света в мгновение ока слетает, и под землю в мрачное царство Аида спустится, чтобы проводить туда души умерших. Стремительный, как луч света, носится быстроногий Гермес с высокого Олимпа на землю и обратно на Олимп, передавая богам и смертным волю громовержца. Самой судьбой предназначено ему было стать вестником богов. Уже с рождения все предвещало, что большое будущее ожидает этого смышленого ребенка.
В горной пещере в Аркадии родился сын Зевса и Майи быстроногий Гермес. Он еще лежал в колыбели, когда, взглянув на его лукавую рожицу, многоопытный Аполлон предрек ему судьбу:
– О мой голубчик, хитрец и обманщик, чувствую, как часто будешь ты темной ночью в дома пробираться, чтобы без шума делать там свою воровскую работу.
Аполлон, конечно, преувеличивал, но, сказать по правде, совсем немного. Сколько было богов на Олимпе и сколько героев, могучих и сильных, жило в то время на земле, и никто из них не мог превзойти Гермеса в ловкости и хитрости. Недолго оставался новорожденный бог в своей священной колыбели. Потихоньку от матери выпутался он из пеленок, спрыгнул на землю и шагнул за порог. Ясное солнце осветило его крепкую фигурку, он радостно засмеялся и тут увидел большую черепаху. Она медленно передвигалась на своих мягких лапах, пощипывая сочную травку. Подхватил Гермес черепаху на руки и вернулся в пещеру. Там он, недолго думая, распотрошил ее, потом нарезал на поляне ровненьких тростниковых стеблей и сделал из черепашьего панциря свою первую сладкозвучную лиру. Он и струны догадался приладить, которые сделал из овечьих кишок, а когда все было готово, коснулся их, и нежные звуки заполнили высокие своды пещеры.
Взялся Гермес подпевать этим звукам, и так хорошо все у него получилось. Он еще продолжал петь, а в голове его уже крутилась другая задумка. Захотелось ему свежего мяса попробовать, а заодно и над Аполлоном подшутить. Спрятал маленький певец свою лиру в колыбельку и помчался к пиэрийским горам. Стояла уже темная ночь, только яркие звездочки поблескивали на высоком небосводе. Но Гермесу и темная ночь не помеха. Быстро достиг он Пиэрии, где на зеленых некошеных пастбищах паслись стада Аполлона. Отделил он от стада полсотни мычащих коров, привязал к их копытам метелки из веток мирта и тамариска и погнал по песчаной почве, запутывая следы.
По дороге Гермес встретил старика, который, согнувшись, копался в своем винограднике.
– Смотри, старик, никому не рассказывай, что видел меня, кто бы у тебя об этом ни спрашивал. А за это я даю тебе вот этих двух коров.
Поклялся старик, что будет нем как рыба и никому ни о чем не скажет, кто бы его ни расспрашивал. Гермес пошел дальше со своим стадом, но через некоторое время решил проверить, сдержит ли старик свое слово. Спрятал он коров в лесу, а сам, изменив свой облик, вернулся назад.
– Скажи, старик, не видел ли ты тут коров, которых гнал мальчик? Если ты скажешь, куда он их погнал, я тебе дам быка и корову.
Уж очень захотелось старику получить еще и этот щедрый подарок, поэтому он не заставил долго себя упрашивать и показал, куда направился маленький погонщик. Рассердился Гермес на старика и превратил его в скалу, чтобы теперь он уже молчал вечно, а сам поспешил дальше. Шел он через заросшие лесом горы, через цветущие луга, мимо мрачных ущелий.
Уже наступало ясное утро, когда пригнал Гермес похищенное стадо в Аркадию. Но не к своей пещере привел он коров, а к другой, что была неподалеку. Он уже знал все хитрые повадки и, чтобы запутать следы, повернул коров задом наперед, так их и ввел в пещеру. Ведь теперь все, кто увидит следы, подумают, что коровы вышли оттуда. Двух коров он оставил и принес их в жертву олимпийским богам.
Утомившись от своей многотрудной работы, направился Гермес к родной пещере. Потихоньку, чтобы не увидела мать, забрался он в свою колыбельку и притворился спящим. Даже пеленки обмотал вокруг себя, как будто так и лежал все время на месте. Но мать уже видела пустую колыбельку и догадалась, где гуляет ее непутевый сын:
– Зачем ты похитил коров у Аполлона, плохое затеял ты дело, – сказала она ему с упреком. – Неужели ты не боишься его далеко разящих стрел? Ты еще не знаешь, как он страшен в своем гневе.
– Не боюсь я Аполлона, – отвечал ей маленький Гермес, – пусть себе гневается. А если он посмеет обидеть меня, я в отместку разграблю все его святилища в Дельфах. Все его золото украду, серебро и одежду.
Не успел он еще и последнее слово промолвить, как на пороге грота появился разгневанный Аполлон. Увидел Гермес грозного бога и закрыл глаза, как будто давно уже крепко спит. Тихо и скромно лежал Гермес в своей люльке, и кому же в голову придет, что этот невинный младенец мог уже натворить столько дел. Но его невинный вид не обманул мудрого Аполлона. Подошел он к колыбели младенца и сказал ему грозно:
– Слушай меня внимательно, малыш. Если ты не вернешь мне моих коров, я сброшу тебя в глубокий Тартар. Тогда даже отец не спасет тебя.
Гермес открыл свои лукавые глазки и с удивлением уставился на грозного бога:
– Я знаю, Аполлон, что ты очень мудрый. Но как же ты мог подумать, что я смог увести твоих коров, ведь я еще такой маленький. У меня и заботы сейчас другие – поспать да материнского молока попить.
Засмеялся многоопытный Аполлон, понял он, какой хитрец на свете появился. Вот тогда-то он и сказал ему:
– Расти, маленький лгун, и боги воздадут тебе почесть.
Вытащил Аполлон малолетнего плута из его колыбельки и, как он был в пеленках, заставил идти вместе с ним на Олимп, чтобы там рассудил их Зевс и заставил своего новорожденного сына вернуть все, что он уже успел похитить. Показал Гермес, куда он спрятал коров Аполлона, а чтобы тот не держал на него больше зла, хитрец Гермес, пока Аполлон выводил коров из пещеры и пересчитывал их, играл ему красивые мелодии на лире. И Аполлон, пораженный виртуозностью Гермеса, простил его и даже подарил ему своих коров за его лиру.
Когда Гермес подрос, великий Зевс забрал его к себе на Олимп. С тех пор он без устали носился по всему свету, выполняя поручения отца. Забегал он по пути к своей матери передохнуть немного и однажды пожаловался ей:
– О, какой я несчастный, нет никого несчастнее меня.
– Что такое? – встревожилась Майя. – Что случилось с тобой, сын мой?
– Они меня совсем замучили работой. Я разрываюсь на части от множества дел. Никто меня не жалеет.
– Не гневи великих богов, сынок. Они любят тебя, потому и прощают все твои проделки. Ну, посуди сам, мало того что ты похитил коров Аполлона, когда был маленький, так ты еще недавно украл у него лук и стрелы. А кто у самого Зевса его скипетр украл?
Гермес засмеялся и потупил свою бедовую голову. Он вспомнил этот забавный случай, когда он действительно в шутку украл у отца знак его власти – золотой скипетр – и спрятал его. Сколько тогда было переполоху на Олимпе, сколько волнений, пока боги не догадались, кто виновник этой неслыханной кражи. Пришлось ему сознаваться и показывать, где он спрятал похищенный скипетр. Отец рассердился на него немного, а потом простил. Все-таки он его очень любит.
– Но ведь я занимаюсь воровством только в шутку, мне ничего не нужно, – сказал Гермес своей обеспокоенной матери, – ведь еще больше я делаю добрых дел. Кто придумал азбуку и научил людей читать? А кто изобрел числа и меру всех вещей? Скажешь, не я?
Что оставалось говорить Майе? Конечно, это все придумал и изобрел ее сын. Он очень талантливый и смышленый. И мать очень гордится своим сыном. С какими только просьбами к нему не обращается! Торговцы считают его своим богом, а путешественники – своим. Не оставляет он людей и после их смерти, провожает их души к Аиду. Никого он не обижает и успевает везде. Даже когда народные собрания надо проводить, и то посылают за ним. Он и соберет всех быстро, и говорить научит.
– Хорошо, хорошо, – сдалась любящая мать. – Ты у меня замечательный сын. Только, прошу тебя, не испытывай больше терпения великих богов. Тут опять мне жаловались, что у Посейдона трезубец пропал, а у Ареса – его меч. Верни им все, пожалуйста!
– Ладно, верну, ты не волнуйся. Ну, мне пора. Надо еще в Аргос слетать, навестить Данаю, передать ей привет от Зевса, а на обратном пути он просил забежать в Беотию к Антиопе.
И быстроногий Гермес помчался дальше на своих крылатых сандалиях.

Эллада всегда была щедра на предания и легенды. Миф настолько глубоко вошёл в сознание древних греков, что стал неотъемлемой его частью, без которой люди не представляли своей жизни. Такое тесное соседство небес и земли привело к тому, что греческие герои обожествлялись, а боги очеловечивались.

Гермес – внебрачный ребёнок верховного громовержца Зевса и прекрасной горной нимфы Майи, дочери могучего Атланта. Он появился на свет в самом сердце Пелопоннеса среди лесов и холмов Аркадии в укромном гроте горы Киллена.

Каждый из многочисленных олимпийских небожителей наделялся своим характером и привычками. Все представители небесной иерархии за что-то отвечали и кому-то покровительствовали. Но, пожалуй, ни у одного древнего божества или богини не было стольких обязанностей, как у стремительного и изворотливого Гермеса!

Гермес – стремительный, как мысль

Божественный отпрыск с колыбели обладал острым умом и развитой не по годам смекалкой. Добродушные проказы тешили небесных родственников, а исполнительность и неутомимость юноши со временем сделали его главным гонцом на священном Олимпе. Быстрее отцовских молний носился вестник по миру, передавая смертным волю олимпийцев и порой выполняя самые деликатные просьбы.

Священными атрибутами паренька были лёгкие крылатые сандалии, жезл-кадуцей, обвитый изображениями двух змей, и широкополая шляпа путника – петас. Стихией божества называли ветер.

Ловкий юнец был отчаянным шутником. Из озорства он однажды похитил отцовский скипетр, а заодно и трезубец дядьки Посейдона. Старших сводных братьев Ареса и Аполлона проказник на время оставил без меча, лука и стрел.

Но шалунишка занимался не только пустяками. Он предсказывал будущее и обучал людей азбуке, счёту и мерам веса. Кроме этого легкокрылый вестник был очень музыкален. Ещё в юности из черепашьего панциря он соорудил первую сладкозвучную лиру и из тростника и воска нежную свирель.

У него, в отличие от остальных многочисленных родственников, практически не оставалось времени для любовных подвигов. Тем не менее он дал жизнь нескольким земным героям. Правнуком хитроумного небожителя по преданию считается Одиссей, унаследовавший от божественного предка изобретательность, изворотливость и необъяснимую тягу к путешествиям.

Божественные обязанности и покровительство

У энергичного подростка помимо обязанностей гонца всегда было много дел и обязанностей:

  • Именно ему доверялось сопровождать души в подземное Аидово царство, предварительно усыпив человека прикосновением своего кадуцея. Также он хранил путешественников в дороге.
  • Он покровительствовал торговцам, посылая доход и богатство.
  • Воры считали его своим защитником.
  • Ему поклонялись молодые атлеты, ведь он не зря считался олицетворением вечно юной атлетической силы.
  • Риторы называли его богом красноречия.
  • Ещё был покровителем пастухов. Он зорко следил за стадами и указывал, где искать отбившееся от гурта животное.
  • Показал цифры, научил простых людей считать и дал много ещё чего полезного.

Почитание крылатого бегуна

Выказать божеству почёт и уважение было для древних греков не менее важным, чем с честью принять дорогого родственника.
На дорожных перекрёстках и у входов жилищ устанавливались особые столбы из камня – гермы, верхнюю часть которых украшало высеченное изображение его головы. Чтобы «стремительный» бог в трудной жизненной ситуации дал дельный совет, в жертву ему приносили языки животных.

Во всех гимнастических школах – палестрах можно было встретить статуи крылатого вестника. Перед ними древние юноши испрашивали божественную помощь накануне состязаний по пятиборью, гимнастике и плаванию. Позднее на одном из древнеримских ипподромов в так называемом Цирке Максимуса было возведено величественное святилище, посвящённое Гермесу. К сожалению, здание храма не сохранилось.

Детские шалости

Характер юноши лучше всего можно проиллюстрировать одним случаем, героем которого он стал ещё в младенчестве.

Однажды, полёживая в колыбельке, малыш, отличавшийся богатырским аппетитом, не на шутку проголодался. Дождавшись, когда мать отвлеклась, шустрый младенец потихоньку выбрался из грота и отправился на близлежащий луг, где паслось священное стадо Аполлона. Там Гермес выбрал несколько самых упитанных коров и решил их похитить.

Чтобы не оставлять следов и не быть заподозренным в краже сообразительный проказник привязал к своим ножкам пучки травы, а коров повёл за хвосты. Копыта шедших задом наперёд животных отпечатались так, будто стадо шло к пастбищу, а не наоборот. В укромном месте младенец утолил голод парой коров, а остальную добычу спрятал. Сам же, как ни в чём не бывало, вернулся в колыбель и сладко уснул.

Аполлон, узнав о пропаже, был взбешён. Долго разыскивал он вероломного похитителя и, наконец, наткнулся на грот Гермеса и Майи. Златокудрый хозяин стад тщетно взывал к совести воришки. Тот только сонно отнекивался, говоря, что знать не знает ни о каких коровах. В итоге терпение божества иссякло, и он привёл шалуна на суд к Зевсу. Громовержец без труда распознал в хитром малыше своего отпрыска и, разумеется, помиловал его.

Так изворотливый юный шалун навсегда поселился на священном Олимпе.