Фундаментальные исследования. Реализация компетентностного подхода в образовательных учреждениях спо Что значит модульно компетентностный подход


2 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Работа по организации разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии: с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года; Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы, (приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. 40).


3 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Министерством привлечен к работам значительный ресурсный потенциал и широкая академическая общественность для решения поставленных задач в рамках проектов в годах Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».


4 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективы.


5 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Совершенствование содержания и технологий образования Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования.




7 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования. 1. Отсутствие четкой структурно-содержательной взаимосвязи между разделами стандартов «требования к уровню подготовки» и «обязательный минимум содержания». 2. Текстовая избыточность стандартов (по нашей оценке для стандартов первого поколения - до 80%), являющаяся следствием необходимости повторения описания в каждом стандарте одних и тех же блоков «обязательного минимума содержания». 3. Серьезным структурным недостатком действующих образовательных стандартов является отсутствие ориентации на компьютерные средства их ведения и обработки. 4. Отсутствие связи между образовательным стандартом и конкретными ожидаемыми результатами обучения. Стандарт базируется на описание учебного материала по дисциплинам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям обучения.


8 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 5. Отсутствии механизмов постоянного обновления образовательных программ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе (конкурс объявляет Правительство Р.Ф.) «не реже одного раза в десять лет». При этом текущее совершенствование содержания образования, ориентированное на перспективу развития современной технологии, вполне может быть истолковано как недопустимое отклонение от стандарта. 6. Отсутствие связи между понимаемым учебным заведением качеством подготовки специалистов и требованиями работодателей. 7. Отсутствие механизмов измерения качества подготовки квалифицированных специалистов. 8. Отсутствие преемственности, как интегрирующего фактора системы непрерывного профессионального образования, требующее определения функций каждой ступени в формировании личности и формулировании конечных результатов обучения.


9 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 9. Вызывает также сомнение и правомерность «периодично- циклического» подхода к обновлению образовательных стандартов по схеме: разработка (1-2 года) - использование (5-10 лет) - переработка (1-2 года). Перечисленные недостатки практически ставят под сомнение способность действующих стандартов выполнять их основные функции, и в частности такие, как «являться основой объективной оценки деятельности образовательных учреждений», «обеспечивать образовательную мобильность учащихся в рамках, выбранной ими или обусловленной жизненными обстоятельствами образовательной траектории» и др. Таким образом, необходимо радикальное обновление структуры и содержания существующих стандартов профессионального образования.


10 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание умений самостоятельно, ответственно (действенная компетентность) и с умением выполнять определенные трудовые функции.


11 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Американская ассоциация промышленников так формулирует требования к эффективному (компетентному) работнику: правильный выбор оборудования; организация и ведение документации и базы данных; рациональное распределение времени и денег; общение с людьми с разным культурным опытом; умение осваивать новые профессиональные умения.


12 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования (продолжение) По данным рейтинговых агентств, современный российский работодатель при наборе новых сотрудников обращает внимание прежде всего на: наличие диплома об образовании (преимущества имеют те, кто имеет не один диплом), при этом имеет значение, какой вуз окончил претендент; наличие сертификатов дополнительной подготовки; опыт работы; мотивация к труду и на занимаемую должность; корпоративная принадлежность, умения работать с коллективом; представления (резюме), составленное по определенной форме; результаты тестирования; умение решать прикладные (практические) задачи.


13 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) При работе и решении о продвижении по карьерной лестнице, т.е. при делегировании неких элементарных управленческих функций работнику внутри компании, работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника: готовность к карьерному росту; мотивация компетентности; инициатива; ответственность за собственные решения, умения прогнозировать последствия принятых решений и способность нести ответственность за последствия; аккуратность в работе с документами; продуктивность (умение вести несколько проектов); мобильность; готовность к увеличенным нагрузкам; опыт решения проблем в группе и опыт организации группы для решения проблем; умение планировать и прогнозировать; умение работать с информацией для себя и группы; умение эффективно представить результаты своей работы; способность к рациональным, аргументированным и рефлексивным решениям.


14 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения работника от некомпетентного. Применительно к профессиональному образованию Э.Ф. Зеер констатирует, «что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт». Характеристика человека как компетентного – это своеобразного рода социальное признание.


15 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Компетентностный подход – это подход акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) учебного заведения.


16 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Важно выделить, что компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.






19 Категории знания (американская модель) Первая категория знания - знание-описание - позволяет описывать окружающий мир и внутреннее состояние человека, эта категория универсальна, однако, актуальна в строго определенном контексте. Вторая категория знания - знание-объяснение - позволяет выйти на теоретический уровень. Третья категория знания позволяет синтезировать знания, чтобы они стали единым целым. Знание-предсказание или прогноз предшествуют знанию-intervention, которое предполагает активное вмешательство в процесс, что должно привести к позитивному результату. Контролирующее знание позволяет управлять процессом познания.


20 Второй компонент компетентности - умения, которые делятся Дж. Стретчем на восемь групп. Первая группа представлена - умениями мыслить критически. Вторая группа - кооперативные умения, то есть умения существовать в коллективе и работать в команде. Третья группа умений позволяет делать осознанный и правильный выбор. Четвертая группа умений - ценить разнообразие («разность»), допускать «иное». Пятая группа умений нацелена на то, чтобы раскрыть потенциал другого, добиваться от членов команды максимального вклада в общее дело. Шестая группа умений - это умение мыслить системно. Седьмая группа умений - это умение работать творчески, видеть новое, перенести привычное в новую плоскость. Восьмая группа умений – лидерские.


21 Третий компонент компетентностного образования – ценности: Личные, Групповые (семьи, друзей, профессиональной группы), Общественные (закон, мораль), Ценности самоуважения (быть тем, кто ты есть, и гордиться этим), Ценности непрерывного образования (быть всегда открытым новому знанию).


22 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Подход в реформировании обучения заключается в разработке и освоении таких форм обучения, когда «акцент обучения переносится с преподавательской активности преподавателя, который планирует, оценивает, задает вопросы, ставит задачи – преподает в широком смысле, на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учащихся».


23 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г.. А в 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», были выделены пять ключевых компетенций современных выпускников: 1.Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем). 2.Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке. 4.Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламы). 5.Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.


24 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах». Все ключевые компетентности имеют ряд характерных признаков: 1.Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевыми, если овладение ими позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. 2.Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. 3.Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного, критического мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. 4.Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности, коммуникативные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.


25 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ (РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ) В структуре ключевых компетентностей, на наш взгляд, должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).


26 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Пример ключевых компетенций представленных в виде перечня, сделанного на базе списка компетенций, который явился результатом обсуждения этой проблемы на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе». Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением; запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.


27 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Думать: организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; нанимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.


28 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых измений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.


29 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПТЕНЦИИ Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности. Компетентности объединяют опыт, не сводимый только к набору знаний и умений, а целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к труду и получению нового продукта. А это требует принципиальной смены логики образовательного процесса и изменения его структуры и содержания. Соотношение целей образовательной деятельности и получение результата – подготовка компетентного специалиста, определяет качество образования. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении некоторых профессиональных вопросов.


30 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Будем различать следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностная компетентность владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; индивидуальная компетентность владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил; Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.


31 ФУНКЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 1.Подготовка обучаемых к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания. 2. Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание, запоминание материала; интеграция и применение выученного. 3 Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения. 4. Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов. 5. Поддержка мотивации к обучению и концентрации внимания.


32 Концепции модульной технологии обучения: -предварительное проектирование учебного процесса; -центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); -диагностика целесообразности и объективного контроля результатов; -целостность учебного процесса как педагогической системы. При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий.


33 Достоинствами модульного обучения являются: повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; компетенция определяет необходимые личностные качества; сокращение сроков обучения (иногда до 40%); реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения; быстрая адаптация учебно-методического материала к потребностям производства, запросам потребителя, гибкое реагирование.


34 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Модульное построение обучения дает ряд преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса. К этим преимуществам относятся: 1.обеспечение системного подхода к построению курса и определению его содержания; 2.гибкость структуры модульного построения курса; 3.эффективный контроль за ходом учебного процесса, промежуточными и конечными результатами обучения; 4.исключение дублирования в содержании изучаемого предмета и возможность перераспределения учебного времени на расширение доли практических и лабораторных работ; 5.наглядное представление структуры курса способствует его совершенствованию и улучшению планирования работы преподавателей;


35 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 6. возможность лучшего удовлетворения потребности студентов в индивидуализации процесса обучения в части получения дополнительных специализаций и сокращения сроков изучения дисциплин; 7. усиление мотивации учения и заинтересованности студента в результатах обучения; 8. стимулирование активной повседневной систематической работы студентов; 9. улучшение атмосферы экзаменационных сессий за счет снятия значительной доли стрессовых ситуаций и случайностей; 10. обеспечение более объективной оценки деловых качеств студентов.


36 Проблемами модульного обучения можно считать следующее: длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; наличие современной материально-технической базы: необходимо иметь современное оборудованные, оснащенные учебные места; некоторая сложность организации учебного процесса. Преодоление сложностей организации зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса. наличие высококвалифицированных специалистов (для СПО - наличие у преподавателей педагогического и технического образований) при низкой тарифной сетке оплаты труда. психологическая и профессиональная незащищенность преподавателей в государственных учебных учреждениях нет практики работы по индивидуальным методикам, защищенным авторским правом.


37 ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Это касается планирования работы преподавателей, разработки соответствующего методического обеспечения, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению лабораторных работ, организации системы контроля знаний.

ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

к. э.н., ст. преподаватель КазНУ им. Аль-Фараби

Кредитная технология обучения в основе предполагает выбор студентами элективных курсов самостоятельно. Как показывает опыт проведения занятий, студенты первого курса не могут достаточно сориентироваться в потоке неизвестных им названий учебных дисциплин . В связи с этим, предлагаем:

Дисциплины по выбору включить в учебный план во втором семестре. Для этого необходимо для студентов первого курса предварительно провести подготовительную работу, которая заключается в следующем:

во-первых, предоставить перечень предметов по выбору по всем специальностям (по кафедрам);

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании – новая модель организации учебного процесса, в которой совокупность профессиональных компетенций, выступает в качестве конечной цели обучения.

Литература:

2. , Медведев -компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. М., 2006

3 .Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 2003, № 3

4. Полат педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2008.

В данной статье рассмотрены и сущность и значение модульно-компетентностного подхода в организации образовательного процесса.

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

Аркадакский филиал

Модульно- компетентностный подход как основа перехода обучения на профессиональные стандарты третьего поколения.

реферат

Аркадак, 2012

I. Введение 3

II. Внедрение модульной технологии в образовательный процесс. 5

III.Модульно- компетентностный подход в обучении. 10

V.Список литературы 13

  1. Введение

Ещё в период перехода экономики России на рыночные отношения, выяснилось, что выпускники, не имеющие достаточной профессиональной квалификации и опыта работы практической деятельности, испытывают трудности в трудоустройстве. В большинстве случаев наличие диплома не гарантирует молодому специалисту трудоустройства по специальности.

По статистике, большинство выпускников так и не реализовались в рамках приобретённой специальности. Многим пришлось переучиваться, осваивать новую профессию или продолжать обучение по специальности в вузе. Наличие высшего образования давало хоть какие-то надежды на трудоустройство. Учреждения профессионального образования продолжали выпуск «потенциальных безработных».

И дело даже не в качестве и структуре образовательного процесса и, конечно же, не в компетенциях преподавательского состава – в 90-е годы работали настоящие корифеи своего дела. Проблема заключалась в наличие огромной пропасти между учебным заведением и потенциальным работодателем. Студенты тех лет не раз слышали фразы: « В мед. учреждение придешь – тебя переучат!» или: «Теория теорией, а на практике всё по-другому!» Теперь становится ясно, почему выпускники профессионального образования не востребованы – их надо переучивать!!!

Представители того, как говорится, потерянного поколения с большим воодушевлением восприняли изменения концептуальных основ в профессиональном образовании. Обретение компетенций – вот основа новых образовательных стандартов, инновационных решений. Компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при котором в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода. Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.

  1. Внедрение модульной технологии в образовательный процесс.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

Предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;

Установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля;

Разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения;

Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

Ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.

Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения, новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении.Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Для успешного внедрения и реализации профессиональных и образовательных стандартов нового поколения при модульно-компетентностном подходе необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. Да, это большая работа, но результат того стоит. В итоге учреждения будут выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.

  1. Модульно-компетентностный подход в обучении.

Модульно – компетентностное обучение:

Имеет личностную направленность.

Осуществляется в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия, анализируются их результаты и вводятся коррективы.

Осуществляется на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций.

Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной профессиональной деятельности. Результат зависит от эффективности четырёх составляющих:

  1. Эффективная среда обучения.
  2. Эффективная организация обучения.
  3. Эффективная методика обучения.
  4. Эффективная методика оценки.

В профессиональном учебном заведении практическая деятельность в основном основывается на выполнении практических заданий. В модульно – компетентностном – обучении выполнение практических заданий преследует две цели:

1.Тактическая – освоение нового опыта (по возможности профессионального).

2.Стратегическая – освоение компетенций на профессиональном уровне.

Результат зависит от следующих факторов:

1.Глубины проработки материала при составлении практических заданий.

2.Уровня креативности практических заданий.

3.Степени подготовленности учебно - методических материалов.

4.Уровня соответствия сложности практических заданий требуемой квалификации специалиста.

5.Подготовленности среды обучения. Создание условий для максимальной реализации возможностей в процессе обучения.

6.Эффективности организации и методики обучения.

7. Эффективности организации и методики проведения оценки.

8.Глубины осмысления и степени освоения нового опыта.

9.Уровня интеграции теории и практики.

  1. Рекомендации по реализации модульных программ, основанных на компетенциях.

Приступая к модульному обучению, преподаватель должен всегда помнить о том, что обучающиеся в школе, профучилище, колледже обучались по традиционной методике, основанной на первичности теории. Они привыкли к тому, что их чему – то учат и в основном с помощью языка. Поэтому для ускорения адаптации обучающихся в базовый модуль «Введение в специальность» рекомендуется ввести вводное занятие, на котором объяснить основные принципы организации обучения, методы обучения и оценки и, что самое главное, объяснить с какой целью вводится модульное обучение с точки зрения интересов самих обучающихся. Разъясняя принципы организации обучения, основное внимание следует обратить на самостоятельное самоуправляемое обучение, его особенности и преимущества для обучающихся: «Если вы способны самостоятельно управлять своим обучением, достигая поставленные перед вами цели, то успех в вашей профессиональной деятельности будет гарантирован». Возникающая в этом случае мотивация будет способствовать росту активности и достижению максимального результата. На вводном занятии перед обучающимися обязательно должна быть поставлена цель обучения. Основная цель – освоение компетенций модуля на профессиональном уровне. Результат будет зависеть от многих факторов, в т.ч. от умения преподавателя подвести обучающихся к пониманию цели, настроить их на осознанное достижение наилучшего результата. Для этого на вводном занятии необходимо раскрыть содержание модуля, показать его значение для освоения профессии, акцентировать внимание обучающихся на особенностях конкретных компетенций, связанных со спецификой данного модуля. Поэтому обучение начинается с обязательной процедуры – выдачи каждому обучающемуся комплекта учебной документации в следующем составе: 1. Спецификация модуля. 2. Памятка по оценке умений. 3. Практические задания. 4. Оценочные задания. 5. Контрольная ведомость обучающегося.

  1. Список литературы
  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
  3. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
  4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.
  5. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

1

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров идут в разных направлениях. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д. . Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии.

В современных условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.

Модернизация производства предъявляет новые требования к специалистам со средним техническим образованием. Увеличение доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий требует не только практикоориентированных знаний нового оборудования, инструментов и условий выполнения технологических процессов. Востребованными становятся специалисты среднего звена с повышенным уровнем среднего профессионального образования.

Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.

Для системы образования это самые актуальные вопросы, поскольку сегодня одно из наиболее актуальных и «взаимовыгодных» направлений взаимодействия производства и образования - это участие работодателей в разработке содержания образования (по данным социологических исследований более 80% работодателей готовы к этой работе). Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.

В условиях модернизации производства возрастает потребность в использовании выпускников средних специальных учебных заведений на особо сложных рабочих профессиях, поскольку управление наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции становится основной профессиональной функцией рабочего.

Предприятия социальных партнеров совместно с колледжем при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.

Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по техническим специальностям, при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями стремится максимально использовать возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.

Реализация взаимосвязи подготовки специалистов в техническом колледже с производством позволяет широко применять многоступенчатость подготовки специалистов среднего звена (рабочих, техников, техников повышенного уровня), причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности. Многоступенчатость, делающая новую образовательную модель более адаптированной по отношению к интересам и возможностям личности и потребностям заказчиков кадров основана на взаимосвязи педагогических кадров колледжа и предприятий социальных партнеров, в сочетании с усилением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

Таким образом, интеграция технической школы с производством - объективная тенденция развития профессионального образования на современном этапе.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой .

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.

Преимущество данных программ для учебного заведения также состоит в том, что задачи программ обучения соответствуют потребностям работодателей, реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности, способствуют росту доверия социальных партнеров, формированию производственной культуры в учебном заведении, созданию стандартных, объективных, независимых условий оценки качества, освоения программ обучения.

Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики, чтобы она на самом деле была связана с целями и задачами обучения, для чего необходимы тесные рабочие контакты с работодателями. Традиционные периоды производственной практики играют свою положительную роль, и они необходимы, однако их недостаточно, в то время как освоение компетенций должно происходить постоянно и закрепляться в период производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет обучающемуся адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только технические, но и сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях .

Значимой для СПО становится подготовка специалистов среднего звена с одновременным получением рабочей квалификации по особо сложным профессиям, требующим среднего профессионального образования согласно тарифно-квалификационным характеристикам или профессиональному стандарту .

На уровне государства реакция на принципиально новые социально-экономические реалии выражается в его четкой позиции в отношении разработки и реализации ГОС СПО нового поколения на принципиально новой для России основе, которой становятся отраслевые профессиональные стандарты, представляющие собой характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженной в терминах компетенций.

При разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ №36 от 2006 г. было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей не только к знаниям, умениям или навыкам, но и к специфическому умению исполнять необходимые обязанности на своем рабочем месте.

Коллективу нашего колледжа совместно с Иркутским, Казанским авиационно-техническими колледжами и представителями работодателей в порядке, установленном Правительством РФ, приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2007 г. №370 была поручена разработка нормативно-учебной документации и Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения по специальности 160203 «Производство летательных аппаратов».

Были определены следующие этапы этой работы:

Создана творческая группа, в состав которой вошли директор, зам. директора, ведущие преподаватели спецдисциплин специальности 160203;

Руководитель творческой группы, зам. директора, прошла курсы повышения квалификации для разработчиков ФГОС СПО, г. Москва (цикл «Основные подходы к разработке образовательных программ начального и профессионального образования в условиях введения ФГОС НПО и ФГОС СПО»);

Созданы фокус группы с участием работодателей, социальных партнеров авиационных предприятий города: ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, ОАО «325 авиационный ремонтный завод»;

В условиях модульно-компетентностного подхода к построению образовательного стандарта в соответствии с требованиями работодателей были:

  • определены профессиональные модули (ПМ), общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО по данной специальности;
  • определена структура профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровней подготовки специалистов;
  • разработаны примерные учебные планы;
  • проведено анкетирование, интервьюирование специалистов, согласование и рецензирование документации работодателями. Это и зам. генерального директора Н.А. Лавро (ТАНТК им. Г.М. Бериева), генеральный директор С.М. Занорин (325 авиационный ремонтный завод), ведущие специалисты этих предприятий.

В настоящее время проект ФГОС нового поколения по данной специальности одобрен Федеральным агентством по образованию. Созданию атмосферы взаимопонимания колледжа с работодателями при разработке ФГОС, способствовала совместная работа коллектива колледжа над инновационной образовательной программой (ИОП) «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» - победителя инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование - 2007» .

Эта интеграция заключается в совместном с работодателями определении новых профессиональных задач, стоящих перед специалистами, что позволяет нашему учебному заведению проектировать и реализовывать экспериментальные профессиональные образовательные программы в соответствии с модернизацией производства и стратегическими интересами предприятия в области наукоемких технологий. Одно из направлений интеграции нашего учебного заведения и производства заключается в участии работодателей в обеспечении развития колледжа - обновлении его учебно-материальной базы, использовании колледжем современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию научно-технического творчества студентов.

Как участники ИОП наши стратегические социальные партнеры оказывают помощь в развитии материально-технической базы колледжа, передают в безвозмездное пользование оборудование, станки и т.д. С целью организации учебного процесса с использованием производственных участков социальных партнеров на базе ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева и ОАО ТАВИА созданы интегрированные пространственно распределенные производственные участки. Это дает возможность обучать будущих специалистов с использованием технологического и производственного оборудования для проведения лабораторно-практических работ с максимальным приближением обучения к условиям реальной трудовой деятельности. Повышается практикоориентированность обучения за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. Для подготовки специалистов на компетентностной основе нужны не только современная материально-техническая база, организационно-методическая готовность образовательного учреждения, но и профессионально-педагогическая готовность преподавателей. За период выполнения ИОП преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин прошли стажировку на предприятиях социальных партнеров по совместно разработанной программе стажировки с учетом освоения современных технологий и оборудования. Для каждого преподавателя была определена тема, программа, руководитель стажировки из числа специалистов предприятий. Совместно с социальными партнерами создаются инновационные формы итоговой аттестации студентов .

Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования.

Таким образом, основная идея инновационной образовательной программы заключается в создании инновационной образовательной среды путем перестройки учебного процесса, инновационного изменения содержания, ресурсной базы, технологий обучения, совершенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, профессиональным образовательным модулям. Для решения этих проблем сформирован инновационный механизм социального партнерства. Совместно разрабатываются структуры и содержание профессиональных образовательных модулей. Главным элементом системы менеджмента качества является оценка качества подготовки выпускников, объективность которой обеспечивается привлечением работодателей, составляющих мнение о качестве выпускаемых специалистов. Концепция интеграции колледжа и производства, заложенная в инновационной образовательной программе направлена на:

  • формирование научно-обоснованного заказа на подготовку кадров со средним профессиональным образованием;
  • достижение современного качества подготовки выпускников со средним профессиональным образованием, обеспечивающего соразмерность содержания запросам предприятия;
  • выращивание элитной прослойки рабочих и специалистов, обслуживающих сложное электронное, автоматическое и иное оборудование .

Реализация инновационной образовательной программы способствует превращению колледжа в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование.

Таким образом, современная система СПО должна отражать требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать обучающегося как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями .

В ответ на вызовы времени принципами эффективности системы профессионального образования должны стать: ориентированность, гибкость и прозрачность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
  3. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
  4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.
  5. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  6. Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к инновационным формам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2007.
  7. Анисимов П.Ф., Гунявина Н.Л. Роль и место специалиста со средним профессиональным образованием технического профиля в современных условиях модернизации производства. Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. ДеминаВ.М. - М., 2003.

Библиографическая ссылка

Медведев В.П., Денисова Л.Н. МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 96-99;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1861 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разделы: Общепедагогические технологии

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно - модульного подхода.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

Нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

Идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;

Реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

Противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования ("профессиональный модуль" для НПО,СПО и "учебный модуль" для ВПО);

Модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО;

Работы по разработке образовательных программ, основанных на модульно - компетентностном подходе, обладающих необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающих преемственность с отечественной дидактической традицией, которая хорошо известна и широко используется в мировой практике, ведутся с 2005 года. Они представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.

Можнл выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;

Обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;

Необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.

Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС.

Эти принципы делятся на три группы:

Принципы формирования образовательной программы;

Принципы реализации образовательной программы;

Принципы контроля эффективности программы.

Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.

К принципам формирования образовательной программы относится следующее:

1. Необходимость участия работодателей впроведении образовательной политики.

2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.

3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.

4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.

5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:

Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.

Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, диагностично заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.

Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.