Федеральная служба налоговой полиции рф. Федеральная служба налоговой полиции российской федерации Упразднение налоговой полиции

Налоговая полиция, как государственный полномочный орган по расследованию в сфере налогообложения преступности, создан в 1992 г.

Для обеспечения надлежащей деятельности российской налоговой полиции был принят соответствующий законодательный акт, в котором содержались основные для работы данного органа положения. Затем неоднократно в работу налоговой полиции вносились на государственном уровне всевозможные поправки, менялось руководство данного государственного полномочного органа. Эти перемены объяснялись во многом не отлаженной работой сотрудников данного ведомства. То и дело возникали споры относительно полномочий работников налоговой полиции и работников налоговой инспекции. Четкого законодательного их разграничения не существовало. С одной стороны, органы налоговой полиции осуществляли надзорные функции за ведением деятельности в сфере государственного налогообложения, контролировали налоговую инспекцию, вели борьбу с возникающей коррупцией в этих органах. А с другой стороны, аналогичными функциями были наделены и органы налоговой государственной инспекции. В 2003 г. российское государство решило навести порядок в налоговых государственных органах и первым дело упразднило налоговую полицию. Выполнение основных ее функций было поручено государственным органам, входящим в МВД. Частично полномочиями налоговой полиции были наделены органы налоговой инспекции.

Вот уже десять лет прошло с приказа Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России. А профессиональный праздник - День налоговой полиции 18 марта в календаре остался.
Предлагаю по этому поводу вспомнить историю создания одной из недолго просуществовших спецслужб новой России.

18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

В 1993 году принят Закон "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.

Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. - 21500 единиц; на 1 января 1995 г. - 43800 единиц. Директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Установлена штатная численность центрального аппарата Департамента налоговой полиции Российской Федерации 500 единиц (без учета персонала по обслуживанию зданий). Утверждена структурная схема Департамента налоговой полиции РФ.

В декабре 1995 года ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Тогда же самому молодому правоохранительному ведомству страны было предоставлено право создать свой следственный аппарат.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 года ФСНП разрешено иметь восемь заместителей директора, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 17 человек.

22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась первая в ее истории кадровая чистка - замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.

12 мая 1999 г. Указом Президента РФ было установлено, что ФСНП имеет 7 заместителей директора, в т.ч. двух первых, статс-секретаря-заместителя и заместителя-начальника УФСН по Москве.

25 сентября 1999 г. было утверждено новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.

2 января 2000 года и.о. Президента РФ В. В. Путин подписал указ "О внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс", согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.

18 марта - День налоговой полиции. Установлен Указом и.о.Президента РФ В.В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.

В ФСНП была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений. Издавалась газета «Налоговая полиция». На телевидении режиссёром Апасяном был создан сериал о налоговой полиции «Маросейка, 12». Выходили книги детективного жанра о налоговой полиции;среди них книги сотрудника ведомства писателя Николая Иванова (дилогия «Департамент налоговой полиции» и другие).

Налоговая полиция стала единственным правоохранительным органом, который возмещал расходы на свое содержание, а главное – возвращал в государственную казну огромные суммы неуплаченных налогов. Например, в 2001 г. сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 млрд. рублей. Всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

1 июля 2003 года, указом президента Российской федерации N306 от 11 марта 2003 года, Федеральная служба налоговой полиции упразднена.
Большинство функций ФСНП и 16 тыс. штатных работников переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений, созданному в структуре МВД РФ.
Основная материальная база и 49 тыс. сотрудников были переданы в Госнаркоконтроль.

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее именуется - Федеральная служба налоговой полиции) является федеральным органом исполнительной власти на правах государственного комитета Российской Федерации, осуществляющим руководство системой федеральных органов налоговой полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят:

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы налоговой полиции;

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации - местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

2. Федеральная служба налоговой полиции руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Федеральной службы налоговой полиции являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

4. Федеральная служба налоговой полиции в соответствии с возложенными на него задачами:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 09.12.1998 N 1467, вступают в силу с 1 января 1999 года.

организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, проводит в установленном порядке судебно - экономические и криминалистические экспертизы, получает и использует дактилоскопическую информацию;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.96 N 791, от 09.12.98 N 1467)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет приоритетные направления работы федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

осуществляет работу по защите находящихся при исполнении служебных обязанностей сотрудников государственных налоговых инспекций и личного состава федеральных органов налоговой полиции от противоправных посягательств;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность федеральных органов налоговой полиции, информирует высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и нарушений;

проводит работу по предупреждению, выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

принимает, регистрирует заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях, осуществляет в установленном законом порядке их проверку;

создает общереспубликанские справочно - информационные фонды, необходимые для деятельности федеральных органов налоговой полиции;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, осуществляет защиту прав, законных интересов, чести и достоинства сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

осуществляет централизованное обеспечение федеральных органов налоговой полиции специальной техникой, вооружением и другими материально - техническими и финансовыми ресурсами за счет республиканского бюджета Российской Федерации, контролирует их использование;

разрабатывает планы капитального строительства в системе федеральных органов налоговой полиции и принимает меры по их реализации;

осуществляет взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и зарубежных стран, участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке проектов международных договоров и соглашений по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов налоговой полиции, и организует их выполнение;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников, а также работников федеральных органов налоговой полиции, не имеющих специальных званий, их медицинского, санаторно - курортного и иного социально - бытового обеспечения;

планирует и осуществляет мобилизационную подготовку в федеральных органах налоговой полиции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.95 N 1243)

организует и осуществляет шифровальные работы в федеральных органах налоговой полиции и обеспечивает защиту информации в системах и средствах информатизации и связи.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

5. Федеральная служба налоговой полиции возглавляет директор (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Директор Федеральной службы налоговой полиции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральные органы налоговой полиции задач и обязанностей;

организует работу Федеральной службы, его коллегии и осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях Федеральной службы налоговой полиции и определяет функциональные обязанности их руководителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально - техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначает на должность и освобождает от должности руководителей, сотрудников и работников, не имеющих специальных званий, центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции и его структурных подразделений, за исключением лиц, иной порядок назначения на должность и освобождения от должности которых установлен Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда перечень должностей, штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции, его структурных подразделений, а также примерную структуру и штатную численность нижестоящих органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении заместителей директора Федеральной службы налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава;

принимает в необходимых случаях в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации решения о зачете выслуги лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции;

присваивает первое специальное звание среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, а также специальные звания до полковника налоговой полиции включительно;

устанавливает в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Российской Федерации, размер средств на содержание территориальных и местных органов налоговой полиции, фонд оплаты труда и количество служебных легковых автомобилей;

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со и Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" постановляю:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

г) установить, что до завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел Российской Федерации руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и территориальных органов налоговой полиции продолжают осуществлять возложенные на них функции.

4. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 июня 2003 г. представить проект положения о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также предложения о его структуре;

б) определить источники финансирования расходов на содержание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальных органов, а также Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", предусматривающего финансирование указанных Государственного комитета, его территориальных органов и Федеральной службы;

в) осуществить меры по переводу в установленном порядке в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудников упраздняемых подразделений органов внутренних дел, в функции которых до завершения реорганизационных мероприятий входит противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

г) решить вопрос о преобразовании в установленном порядке Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации в образовательное учреждение Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) до 1 мая 2003 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" изменений и дополнений, связанных с обеспечением финансирования Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его территориальных органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проекты федеральных законов, связанных с созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проект федерального закона о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

Ж) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

з) решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

5. Руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации:

лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, - на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации;

лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и с иных видов государственной службы, - в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Введение

Взимание налогов – это древнейшая функция и одно из основных условий существования государства и развития общества. На пути к рыночной экономике в России налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.

Исторически реформирование экономики в нашей стране сложилось так, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без государственного регулирования и соответствующего правового обеспечения. Однако отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов и частное несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, приводят к тому, что многие налогоплательщики находят пути уклонения от уплаты налогов путем непредставления бухгалтерской, налоговой отчетности в Государственную налоговую инспекцию или путем использования фальшивых реквизитов и печатей и другими способами. А умышленные действия, наносящие крупный ущерб экономическим интересам государства являются уголовно наказуемыми. Выявлением и раскрытием экономических преступлений в сфере налоговых отношений занималась до июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России.

В настоящей работе, проанализирован указ президента В.В. Путина №306 от 11 марта 2003 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", которым была ликвидирована ФСНП России, а её функции переданы в МВД. Поэтому представляется интересным более подробно остановиться на исследовании данной темы. Рассмотрены и изучены причины данного решения, его возможные последствия, плюсы и минусы.

Актуальностью этой темы в настоящее время является целесообразность и оправданность упразднения налоговой полиции как самостоятельного правоохранительного органа. Ведь в других странах не было такой практики, чтобы ведомство по пресечению налоговых преступлений было передано в Министерство внутренних дел. В США, Германии, Италии, Японии есть аналоги нашей налоговой полиции, которые работают даже более жёстко, чем российская служба.

История создания налоговой полиции

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества.

Изменение экономического курса страны от государственной планово хозяйственной экономики, к свободной экономической деятельности и разгосударствлению хозяйствующих субъектов породило новые экономические отношения, новые формы собственности новые права и обязанности юридических и физических лиц. Появление последних неизбежно влечет за собой появление новых видов общественно - опасных деяний в сфере экономики. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Законом от 21 марта 1991г - была создана Государственная налоговая служба1 как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в федеральный и местный бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и входящих в нее субъектов федерации.

Уже на начальном этане ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть сокрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. Для борьбы с противоправными, в том числе преступными, посягательствами на налоговую систему России с 1992 г. стали создаваться специализированные правоохранительные органы. Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований. Главное управление налоговых расследований и подразделения налоговых расследований на местах дублировали гражданско-правовые функции налоговой службы, в состав которой они входили. Реализация налоговой системы столкнулась с мощным скрытым и открытым, в том числе преступным, противодействием корыстно заинтересованных лиц. Правонарушения и преступления к сфере налогового законодательства приобрели в России изощрённый и массовый характер, в результате чего в бюджет ежегодно не поступали миллиарды укрытой от налогов рублей.

Практика показала, что нахождение Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований в системе Государственной налоговой службы РФ и налоговых инспекций не обеспечивало эффективности процессов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения налоговых преступлений.

Малоэффективная деятельность Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований поставила на повестку дня вопрос о создании

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 №15 ст. 4

самостоятельных структур, специализирующихся на выполнении гражданско-правовых,

административно-правовых, оперативно-розыскных, процессуальных и профилактических функций по борьбе с противоправными (в том числе преступными) нарушениями налогового законодательства.

24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции"" реорганизовавший органы налоговых расследований в федеральные органы налоговой полиции, которые стали правопреемниками Главного управления налоговых расследований. В соответствии с этим Законом федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (в приложении на схеме №1 схематично показана структура ФСНП).

Вступивший в силу 27 декабря 1995 г Закон РФ "О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" закрепил за органами налоговой полиции полномочия проведения предварительного следствия, что придало им более стройную систему, расширив как их права, так и обязанности, и был направлен на кардинальное изменение ситуации по борьбе с налоговой преступностью.

Причины упразднения налоговой полиции

11 марта 2003 года президент России Владимир Путин реформировал правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). "Материально-техническая база и штатная численность" ФСНП, согласно указу президента, передается в Госкомитет по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передаются в МВД России. Руководители упраздненных ведомств, в свою очередь, получили новые назначения. На схеме №2 показана нынешняя расстановка силовых структур. Наиболее вероятной причиной упразднения ФСНП стала потребность государства в объединении правоохранительных органов в сфере выявления экономических преступлений в одно ведомство, а также с целью предотвращения дублирования функций с Министерством по налогам и сборам (МНС) и МВД. Ведь в ФСНП присутствовал фактически двойной статус. Дело в том, что ФСНП наряду с выявлением и расследованием налоговых преступлений, выполняла в определённой степени функции налоговых инспекций по контролю за сбором налогов в бюджет. Кроме того, согласно закону, имела право расследовать экономические преступления по 26 статьям Уголовного кодекса РФ, которые, прежде всего, относились к компетенции МВД.