Экологические игры для младших групп детского сада

Дидактическая игра:

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

Выполнила: Гридневская Е.В.,

МДОБУ детский сад №23 «Солнышко»

г. Белорецк Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра - это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года - одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Дидактическая игра «Четыре времени года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы».

Варианты игры

Дидактическая игра "Приметы зимы"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра « Четыре времени года»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Дидактическая игра "Когда это бывает?

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.

Ход игры:

На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются

карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети

должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра "Какое время года?"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;

с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактическое упражнение "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

Ход игры:

На доске выставлены куклы: Зима и Лето. Дети

делятся на две команды. Им

предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна» (младший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо

времени года и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И по ходу рассказа допускает

ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

свой выбор.


Список литературы

Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова

«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова

«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

Алексеева Ольга Александровна.

Воспитатель МБДОУ №122"Солнечный лучик", г.Чебоксары

Дидактическая игра "Времена года"

СКАЧАТЬ (с фото)

Дерево «Времена года».

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность -

они развивают у детей смекалку, выдержку,

самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Дидактические игры для дошкольников позволяют применить полученные знания на практике и узнать что-то новое. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных качеств: любознательность, активность; отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, изменяется поведение детей.

Дидактическая игра

«Времена года»

(вторая младшая группа)

Цель

  • Развивать у детей умений выделять характерные признаки времён года;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную речь и находчивость;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр.

Материал: дерево, картинки с признаками времен года, зайчик игрушка.

Словарная работа: листопад, таит снег, берлога, снегопад.

Ход игры:

1.Ребята заходят в группу и видят печального зайку (рядом с ним картинки времена года). Воспитатель:- Зайчик ты, что такой грустный? Ребята Зайка не знает, какое сейчас время года. Мы тебе поможем, расскажем о каждом времени года.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель:- Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Соответствующую картинку дети находят и относят к дереву «времена года».

3.Упражнение «Подбери пару»

Дети берут по одной картинки. Называют признак времени года (таит снег, солнце припекает, листья опадают и т.д.). По сигналу находят такую же картинку.

Воспитатель:- Ребята молодцы, правильно подобрали пары. Зайка хочет с вами поиграть.

4. «Зайки и лиса»

По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки «роют» землю)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

Воспитатель:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)
Воспитатель: - Ребята вы такие молодцы, помогли зайке.

А ты зайка больше не грусти, ребята тебе помогли.

Все признаки времен года нашли.

1 Развитие звуковой культуры речи 1.1 «Что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 1.2 «Вот так произносят звуки» Цель: Уточнить и закрепить произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 1.3 «Громко - тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает произнести звуки, которые издают предметы изображённые на картинке. Дети выполняют задание. 1.4 «Лошадки цокают копытцами» Цель: Обучать отчётливому произношению цоканья копыт. Ход: Воспитатель показывает ребёнку картинки лошадок, объясняет, как они цокают. Просит поцокать в разном темпе, в разной силой голоса. 1.5 «Сдуй пёрышко» Цель: Вырабатывать длительный ротовой выдох. Ход: воспитатель предлагает ребёнку подуть на пёрышко так, чтобы оно полетело. Важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигая вперёд. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 1. 6 «Летят снежинки» Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный выдох (не добирая воздуха). Ход: Воспитатель показывает снежинку или кусочек ваты и говорит «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладёт на ладошку ребёнку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребёнок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. 2.Формирование грамматического строя речи 2.1 «Помоги найти маму» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утки - утенок - утята) Ход: Воспитатель показывает картинку мамы, ребёнок находит картинку с изображением детёнышей и чётко проговаривает «У кошки - котёнок» 2.2 «Один и много» Цель: Формировать навык образования множественного числа существительных. Ход: Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (Это конфеты). 2.3 «Что где лежит» Цель: Учить употреблять в речи предлоги в, на, под, за Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Где находится мячик», «Что лежит на тарелке, а что около?» 2.4 «Чего не стало, кого не стало» Цель: Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Ход: воспитатель рассматривает картинки с ребёнком. Потом закрывает ладонью одно из изображений и просит назвать чего не стало. 2.5 «Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце). Ход: Воспитатель кладёт в мешочек предметы и просит ребёнка по очереди доставать из него предметы, составляя предложение «Я возьму ….» 3.Расширение и активизация словарного запаса 3.1 «Кто это? Что это?» (существительные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей словами, относящимися к имени существительному. Ход: Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос «Кто это?». Ребёнок называет предмет, изображённый на карточке. В дальнейшем ребёнку предоставляется возможность самому подбирать вопросы картинкам. 3.2 «Кто что делает» (глаголы) Цель: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются действия, выполняемые одним или двумя детьми. Затем просит показать сначала картинку, где нарисован мальчик, про которого можно сказать, например, покупает, а потом - картинку, по которой можно сказать покупают. С помощью вопросов воспитателя дети составляют по картинкам предложения. Это упражнение можно усложнить. Один из детей самостоятельно составляет предложение по одной из картинок, например: Толя покупает лимон. Другим детям предлагается изменить предложение так, чтобы это действие выполняли Валя и Толя: Валя и Толя покупают лимоны. 3.3 «Скажи, какой?» (прилагательные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей именами прилагательными Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются предметы с определённым качеством. Затем просит показать картинку, где нарисован павлин, бублик и т.п. Просит подобрать слова отвечающие на вопрос «Какой?» и т.п. 3.4 «Какое время года?» Цель: Учить детей различать и называть времена года. Обогащать словарь Ход: На карточках изображены приметы времён года. Воспитатель просит показать картинку с определённым временем года и объяснить свой выбор. Ребёнок описывает приметы времени года. 3.5 «Когда это бывает», части суток Цель: Обогащать речь детей словами, обозначающими временными понятиями. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Когда это бывает?». Ребёнок рассматривает картинку и называет части суток, мотивируя свой ответ. 3.6 «Назови ласково» Цель: учить употреблять в речи ласковые слова Ход: Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме: Большой ключ – маленький…ключик Большой дом – маленький…домик Большая кровать – маленькая …кроватка Большая шишка – маленькая …шишечка Большое яблоко – маленькое …яблочко Большое ведро – маленькое…ведерко

  • Воспитательная работа
  • Дошкольное образование

Дидактические игры по развитию речи. (вторая младшая группа). 1 Развитие звуковой культуры речи 1.1 «Что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 1.2 «Вот так произносят звуки» Цель: Уточнить и закрепить произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 1.3 «Громко - тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает произнести звуки, которые издают предметы изображённые на картинке. Дети выполняют задание. 1.4 «Лошадки цокают копытцами» Цель: Обучать отчётливому произношению цоканья копыт. Ход: Воспитатель показывает ребёнку картинки лошадок, объясняет, как они цокают. Просит поцокать в разном темпе, в разной силой голоса. 1.5 «Сдуй пёрышко» Цель: Вырабатывать длительный ротовой выдох. Ход: воспитатель предлагает ребёнку подуть на пёрышко так, чтобы оно полетело. Важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигая вперёд. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 1. 6 «Летят снежинки» Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный выдох (не добирая воздуха). Ход: Воспитатель показывает снежинку или кусочек ваты и говорит «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладёт на ладошку ребёнку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребёнок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. 2.Формирование грамматического строя речи 2.1 «Помоги найти маму» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утки - утенок - утята) Ход: Воспитатель показывает картинку мамы, ребёнок находит картинку с изображением детёнышей и чётко проговаривает «У кошки - котёнок» 2.2 «Один и много» Цель: Формировать навык образования множественного числа существительных. Ход: Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (Это конфеты). 2.3 «Что где лежит» Цель: Учить употреблять в речи предлоги в, на, под, за Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Где находится мячик», «Что лежит на тарелке, а что около?» 2.4 «Чего не стало, кого не стало» Цель: Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Ход: воспитатель рассматривает картинки с ребёнком. Потом закрывает ладонью одно из изображений и просит назвать чего не стало. 2.5 «Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце). Ход: Воспитатель кладёт в мешочек предметы и просит ребёнка по очереди доставать из него предметы, составляя предложение «Я возьму ….» 3.Расширение и активизация словарного запаса 3.1 «Кто это? Что это?» (существительные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей словами, относящимися к имени существительному. Ход: Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос «Кто это?». Ребёнок называет предмет, изображённый на карточке. В дальнейшем ребёнку предоставляется возможность самому подбирать вопросы картинкам. 3.2 «Кто что делает» (глаголы) Цель: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются действия, выполняемые одним или двумя детьми. Затем просит показать сначала картинку, где нарисован мальчик, про которого можно сказать, например, покупает, а потом - картинку, по которой можно сказать покупают. С помощью вопросов воспитателя дети составляют по картинкам предложения. Это упражнение можно усложнить. Один из детей самостоятельно составляет предложение по одной из картинок, например: Толя покупает лимон. Другим детям предлагается изменить предложение так, чтобы это действие выполняли Валя и Толя: Валя и Толя покупают лимоны. 3.3 «Скажи, какой?» (прилагательные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей именами прилагательными Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются предметы с определённым качеством. Затем просит показать картинку, где нарисован павлин, бублик и т.п. Просит подобрать слова отвечающие на вопрос «Какой?» и т.п. 3.4 «Какое время года?» Цель: Учить детей различать и называть времена года. Обогащать словарь Ход: На карточках изображены приметы времён года. Воспитатель просит показать картинку с определённым временем года и объяснить свой выбор. Ребёнок описывает приметы времени года. 3.5 «Когда это бывает», части суток Цель: Обогащать речь детей словами, обозначающими временными понятиями. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Когда это бывает?». Ребёнок рассматривает картинку и называет части суток, мотивируя свой ответ. 3.6 «Назови ласково» Цель: учить употреблять в речи ласковые слова Ход: Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме: Большой ключ – маленький…ключик Большой дом – маленький…домик Большая кровать – маленькая …кроватка Большая шишка – маленькая …шишечка Большое яблоко – маленькое …яблочко Большое ведро – маленькое…ведерко