«Энциклопедия мирового вооружения. МиГ–31

Основные характеристики

    Экипаж, чел. 2

Масса, кг:

    нормальная взлетная 41000

    максимальная взлетная (с двумя ПТБ) 45900

    пустого самолета 22680

    топлива во внутренних баках 15500

    максимальной боевой нагрузки 3000

Максимальная скорость полета, км/ч:

    у земли 1500

    на высоте 3000 (М=2,83)

    Дальность полета (без дозаправки топливом), км 3000

Рубеж перехвата, км:

    форсажный 720 (М=2,35)

    бесфорсажный с ПТБ 1400

    Боевой радиус действия на высоте, км 1200

    Практический потолок, м 20600

    Максимальная продолжительность полета, ч 3,5

Длина, м:

    разбега 1200

    пробега 800

    Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 5

    Базирование (класс аэродрома) II

Размеры самолета, м:

    длина 22,69

    высота 6,15

    размах крыла 13,46

    Площадь крыла, м 61,6

МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.

Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 150 - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и 1 % - другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком.

Основные отличия МиГ-31 от самолета-перехватчика МиГ-25П связаны с изменением конструкции крыла, увеличением емкости топливной системы и применением крупногабаритных подвесных топливных баков.

Самолет оснащен управляемыми ракетами (УР) класса «воздух - воздух» большой дальности стрельбы Р-33, которые размещены под фюзеляжем на полуутопленных тандемных подвесках.

Силовая установка истребителя МиГ-31 включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф6 тягой на форсаже по 15500 кгс.

Внутренний запас топлива общей массой 16350 кг размещается в семи фюзеляжных, четырех крыльевых и двух килевых баках. На подкрыльевые узлы возможна подвеска двух ПТБ по 2500 л.

В состав экипажа входят два человека - летчик и штурман-оператор. Они размещаются в двухместной кабине по схеме «тандем» на катапультных креслах К-36ДМ.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет система управления вооружением (СУВ) «Заслон» (РП-31). Она обеспечивает применение УР класса «воздух - воздух» с радио-локационными и тепловыми головками самонаведения, а также стрелково-пушечного вооружения. СУВ «Заслон» состоит из бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой БРЛС-8Б, теплопеленгатора 8ТК, прицельно-пилотажного индикатора ППИ-70В и запросчика госопоз-навания.

БРЛС-8Б имеет дальность обнаружения воздушных целей типа «бомбардировщик» 180 200 км. Горизонтальный сектор обзора составляет 140°, вертикальный - от + 70° до - 60°. Станция позволяет обнаруживать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земной поверхности, одновременно сопровождать до десяти целей и наводить ракеты на четыре из них.

Теплопеленгатор 8ТК сопряжен с бортовой РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также выдачи целеуказания ракетам с ИК ГСН. Теплопеленгатор обнаруживает цели типа «бомбардировщик» на дальности 50 км.

Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными навигационными системами с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП», радиотехнической системой дальней навигации «Квиток-2». Радионавигационное оборудование обеспечивает вывод истребителя-перехватчика в заданный район с точностью 0,13 - 4 км практически в любой точке земного шара.

МиГ-31 выполняет боевые задачи во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырех самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информацией. Цифровая помехозащищенная система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырех перехватчиков, удаленных один от другого на расстояние до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (МиГ-29, Су-27). В этом случае самолет МиГ-31 выполняет роль пункта наведения.

Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки, с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.

Самолеты МиГ-31 могут также образовывать боевой порядок для кругового обзора воздушного пространства (как на самолете ДРЛО).

Вооружение

В состав вооружения МиГ-31 входят:
- четыре УР класса «воздух - воздух» большой дальности стрельбы Р-33 (дальность пуска в переднюю полусферу до 120 км, высота боевого применения от 0,05 до 28 км);
- две УР класса «воздух - воздух» средней дальности стрельбы Р-40Т с тепловой ГСН (дальность пуска в переднюю полусферу 50 км, высота боевого применения от 0,05 до 30 км);
- встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 с темпом стрельбы 6000 выстр./мин. и боекомплектом 260 патронов (под фюзеляжем).
Вместо УР Р-40Т возможна установка четырех ракет малой дальности стрельбы Р-60М (дальность пуска 0,2 - 8 км, высота боевого применения 0,03 - 20 км).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 разработан в 1975 году и с 1981 года состоит на вооружении ВВС.
По решаемым задачам, составу оборудования, летно-техническим и боевым характеристикам МиГ-31 значительно превосходит существующие отечественные и зарубежные комплексы перехвата.
Модернизированными вариантами самолета МиГ-31 являются истребители-перехватчики МиГ-31Б (МиГ-31БС), МиГ-31М, многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ, МиГ-31БМ. На них установлены усовершенствованные РЛС, бортовая аппаратура, системы вооружения и управления, позволившие расширить боевые и технические возможности самолетов, а также круг решаемых ими задач.

Истребитель-перехватчик МиГ-31Б (МиГ-31БС)

Модернизированный вариант самолета МиГ-31. Его основные отличия от серийной машины:
- применение усовершенствованной системы управления вооружением «Заслон-А»;
- установка системы дозаправки топливом в воздухе;
- введение новых режимов передачи информации;
- модернизация навигационного вычислителя, обеспечившая внедрение в состав бортового оборудования перехватчика систем дальней радионавигации и космической навигации, что резко повысило надежность самолетовождения в высоких широтах.

Глубокая модернизация самолета МиГ-31. Основные отличия от базовой машины:
- установлена более совершенная модификация РЛС «Заслон-М» с существенно большей дальностью обнаружения целей, увеличенным количеством обнаруживаемых и сопровождаемых целей;
- обеспечена возможность применения шести новых ракет с еще большей дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в качестве дополнительного вооружения;
- внедрена система спутниковой навигации;

Установлены модернизированные двигатели Д-30Ф-6М;
- изменен интерьер кабины штурмана-оператора;
- увеличен запас топлива во внутренних баках, установлена система дозаправки топливом в полете;
- оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена возможность применения станций активных помех.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ

Проект очередной модификации самолета МиГ-31.

На МиГ-31ФЭ доработана система вооружения и установлено новое бортовое оборудование.

Такой самолет способен применять большинство находящихся в эксплуатации в ВВС России управляемых ракет класса «воздух - поверхность». Основным средством поражения наземных РЛС могут стать ракеты Х-31П и Х-25МП, надводных морских целей - противокорабельные УР с активной радиолокационной головкой самонаведения. Тактическое управляемое вооружение класса «воздух - поверхность» будет включать две ракеты Х-59М или три X-59 с телевизионно-командной системой наведения или три более легких УР Х-29Л (Т). Вместо управляемых ракет на самолет можно подвешивать корректируемые авиабомбы: три КАБ-1500Л (Кр) или восемь КАБ-500Л (КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием класса «воздух - поверхность» разместится в подвес-ном контейнере. Максимальная масса боевой нагрузки должна составить 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500).

Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ имеются ракеты большой дальности стрельбы, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73. В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ оснащен средствами поражения обоих типов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом оружие класса «воздух - поверхность» размещается под фюзеляжем, а «воздух - воздух» - под крылом. По компоновке, конструкции и силовой установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Многофункциональный истребитель МиГ-31БМ - самолет с расширенными боевыми возможностями по поражению воздушных целей и значительно возросшим ударным потенциалом. Опытный экземпляр этой машины построен в 1998 году и демонстрировался во время показа многофункционального истребителя МФИ 12 января 1999 года. По образцу МиГ-31БМ предлагается переоборудовать серийные боевые самолеты МиГ-31Б и МиГ-31БС.

В настоящее время МиГ-31 - наиболее массовый тип истребителя-перехватчика в ВВС России. Всего выпущено более 400 самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б.

МиГ-31 БМ - новейшая модификация высотного истребителя-перехватчика, аналогов которому в мире нет. Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.

Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности. Перед истребителем поставлены и дополнительные задачи по уничтожению спутников, обнаружению и уничтожению самолётов-невидимок 5-го поколения, низколетящих целей с траекторией полёта, огибающей рельеф, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик с трапециевидным крылом МиГ-31БМ – двухместный высокоплан не имеющий аналогов. Скорость на высоте составляет 2,83 М, у земли 1500 км/ч. Невысокая эксплуатационная перегрузка 5 g не случайна, маневренности недостаточно, но она и не нужна, этот самолёт моментально и точно выпускает свой запас ракет и уходит настолько же быстро, насколько и приближается.

История создания перехватчиков МиГ-31

Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:

Перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.

Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.

Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.

Что нового в модификации БМ

Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин.

В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.

Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.

С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.

Class="eliadunit">

Возможности самолета

Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.

Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.

В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной. Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков.

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ , в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22690
  • Длина фюзеляжа: 20620
  • Высота: 6150
  • Размах крыла: 13460
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Масса пустого: 21820 кг
  • Масса с полной заправкой: 39150 кг
  • Максимальная взлетная масса: 46750 кг
  • Максимальный запас топлива: 17330 кг
  • Масса полезной нагрузки полезной нагрузки: до 5000 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
  • тяга:
    • максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
    • на форсаже: 2 × 15500 кгс
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Летные характеристики

  • Максимальная допустимая скорость - 3400 км/ч
  • Крейсерская скорость дозвуковая - 950 км/ч
  • Крейсерская скорость сверхзвуковая -: 2500 км/ч
  • Практическая дальность -1450 км
  • Боевой радиус - 720 км
  • Практический потолок - 20600 м
  • Динамический потолок - 30000 м
  • Скороподъёмность: у земли 160 м/с:
  • Разбег: 950-1200 м
  • Пробег: 800 м
  • Посадочная скорость - 280 км/ч

Оборудование

Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км. Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).

Вооружение

На одном из показов в Жуковском МиГ-31БМ продемонстрировал своё вооружение, было видно 4 дальних ракеты Р-33С с радиолокационным наведением, прикрепленные под фюзеляжем на конформных узлах, на левой консоли была одна противолокационная ракета УР Х-31П. В состав вооружения входили 4 ракеты средней дальности РВВ-АЕ, крепились к подкрыльевым узлам.

Используются и устаревающие ракеты Р-40 ТД, сделанные для предшественника МиГ-25 П. Из двухсот стоящих на вооружении 31-х МиГов около 60-ти пройдут модернизацию до уровня МиГ-31БМ к 2020 году. Такие самолёты смогут вооружиться 6-ю ракетами Х-25МП, Х-25МПУ, Х-31П (противолокационными), 3-мя самонаводимыми ракетами типа Х-59 и Х-29 (для поражения движущихся наземных целей).

Для бомбардировки укреплённых стационарных объектов (в т.ч. шахты с баллистическими ракетами противника, штабы) использоваться могут 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.

class="eliadunit">

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно — доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на встречных ракурсах с вероятностью 0,5) дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км количество обнаруживаемых целей: 24 канальность для ЦУ: 8 дальность автоматического сопровождения: 120 км.

На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели; до 56 км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»[источник не указан 1404 дня] (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

Самолет МиГ-31 (в обозначении НАТО -«Foxhound») острие российской противовоздушной обороны. Самый большой и наиболее мощный истребитель в мире, он был разработан с использованием передовой технологии радара и управляемых ракет для обнаружения и уничтожения бомбардировщиков или крылатых ракет.

Способный управлять работой других перехватчиков и уничтожать цели как на уровне моря так и в стратосфере, самолет МиГ-31 все же был улучшен, и более мощный МиГ-31М вскоре может поступить на вооружение.

Не имея аналогов на Западе, МиГ-31 -уникальный самолет, разработанный для обеспечения противовоздушной обороны России.

Разработанный как специализированный перехватчик для защиты обширных границ России, МиГ-31 возможно, наиболее продвинутый самолет противовоздушной обороны, когда-либо построенный. Полученный из МиГ-25, МиГ-31 имеет такую же максимальную скорость, как его предок, а также второго члена экипажа, который работает с массивным радаром с фазированной антенной решеткой «Заслон» (первый когда-либо установленный на истребителе, и, вероятно, наиболее мощный).

Самолет оборудован инфракрасной системой, усовершенствованной линией передачи данных и вооружен управляемыми ракетами Р-33 дальнего действия.

Он может уничтожать малоразмерные цели (подобные крылатым ракетам), как летящие почти над поверхностью, так и на максимальной высоте, работать совместно с другими истребителями и наземными станциями. В отличие от МиГ-25. МиГ-31 демонстрировал внушительную дальность, даже осуществлял перелеты Северного полюса.

Новый МиГ-31 М имеет еще более современную авионику, «стеклянную» кабину с индикаторами, расширенную переднюю кромку в корневых частях крыла и новый радар, позволяющим применять ему управляемые ракеты с активной радиолокационной системой наведения. Несмотря на его превосходную эффективность, МиГ-31 М имеет сомнительное будущее из-за недостаточного финансирования.

Характеристики МиГ-31

Тип: двухдвигательный высокоскоростной перехватчик.

Двигательная установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя ПНПП (Соловьев) Д-30Ф6, каждый тягой 93.19 кН без (форсажа и 152.06 кН на форсаже.

Максимальная скорость: 3000 км/ч на высоте 17 500 м.

Перегоночная дальность: 3300 км.

Практический потолок: 20 600 м.

Масса: пустого 21825 кг: нормальная взлетная 41 000 кг. максимальная взлетная 46 200 кг.

Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 250 выстрелов: различные управляемые ракеты класса -воздух-воздух

Размеры: размах крыла 13.46 м.

длина 22.68 м.

высота 6.20 м.

площадь крыла 61.60 м2.

МиГ-31 не такой быстрый, как его предшественник, истребитель МиГ-25 , но он может легко обогнать любой другой истребитель.

На практике немного истребителей когда-либо достигают таких скоростей в течение нескольких минут, и то только с неполной загрузкой топлива и вооружения.

МиГ-41 — таинственный проект нового перехватчика

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением МиГ-41 гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже второй год.

Как известно, основа современной российской ПВО скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. Тридцать первый появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 по наследству перешел в ВВС России и Казахстана. Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают.

При этом Россия развернула масштабную замену начинки своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись по сути в новый проект). Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром проект 701 или МДП, и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета 701 до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о проекте 701 никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые навороченные МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то сорок первый хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч). Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда их начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

На рисунке вверху: глубокая модернизация развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 (не путать с МиГ-29К/МиГ-33).

Источники: forums.airbase.ru, vk.com, mirsamoletov.info, www.noi.md, otvet.mail.ru

Автокатастрофы и духи зла

"Ветвь Давидова"

Сады Семирамиды

Призрачные воины

В дальний космос на ионных двигателях

Ионный двигатель - разновидность электрического ракетного двигателя. Его рабочим телом является ионизированный газ. Принцип работы двигателя заключается в ионизации газа...

Поющие пески

Вблизи Кабула находится гора Рег-Раван. Когда несколь-ко человек сходят с нее, раздается звук, подобный бара-банному бою. Подобное явление происходит и...

Меровинги

Меровинги были властителями королевства, находившегося на территории современных Франции и Германии с 447 по 750 год. Династия получила название от...

Прорыв в генетике

Ученые совершили который открывает теоретическую возможность продлевать человеческую жизнь на очень долгий срок. Через некоторое время в продаже могут появиться...

Самая длинная водоросль

Среди растений особое место занимают водоросли, произрастающие в реках, океанах, озерах и морях. Они считаются низшими растениями, однако, их значение для...

Достопримечательности Таллинна


Эстония, не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, славится большим количеством достопримечательностей, и бесспорно, главное место здесь занимает столица государства город Таллинн. Достопримечательности...

Снежный леопард

Снежный леопард - одна из самых красивых и таинственных разновидностей тигров. Немного известно об их жизни и повадках, потому что они...

Как сделать мореный дуб в домашних условиях

Мореный дуб – прекрасный строительный материал. Его необычный цвет очень...

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, ...

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова

В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого...

МиГ-31БМ на сегодняшний день является одним из самых универсальных истребителей-перехватчиков в мире. В международной кодификации получил название Foxhound, что означает «лисья гончая». Можно с уверенностью сказать, что МиГ-31 - лучший по всем характеристикам. Он предназначен для обнаружения и уничтожения противника на предельных высотах при любых условиях.

История появления

Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.

Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.

Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана - обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.

Характерные отличия серии

МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно. Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.

Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов. Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.

Конструкция истребителя

Модель планера 31БМ была разработана на основе МиГ-25. При конструировании особое внимание было уделено корпусу, который способен выдерживать подъемную нагрузку на 25% больше, чем предыдущие версии. Оболочка состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана. Ракетная установка наполовину зафиксирована в корпусе. У самолета МиГ-31БМ технические характеристики двигателей схожи с прототипами от Ту-134. Речь идет о который был разработан еще в 1979 году. Это мощные модульные двигатели с соплом и форсажной камерой. При запуске истребителя применяется метод «огневой дорожки». Виброгорение автоматически устраняется объединенным коллектором. Сами двигатели изготовлены из титана, железа и никеля.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ - многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы.

Первая получила название «Заслон». Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов. Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Описание: тактико-технические характеристики

Длина истребителя версии 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыльев в 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата равна 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой - до 47 т. Суммарный объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.

Общая тяга двигателей на форсаже равна 31 000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки - 5G. Недаром самым «выносливым» истребителем в мире считается именно МиГ-31БМ.

Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику достигать скоростного барьера в 3000 км/ч. При этом крейсерский разгон равен 2500 км/ч. Без дозаправки истребитель способен совершать перелет на расстояние до 3000 км. Потолок высоты - 20,5 км. Средняя продолжительность перелета без дозаправки составляет 3,3 часа.

Характеристики вооружения

В комплектацию МиГ-31БМ входит 23-миллиметровая многоснарядная пушка серии ГШ-6-23М, а также управляемые ракеты Р-33, Р-40Т, Р-60 и Р-60М. Стоит отметить скорострельность установки ГШ-6-23М. Она составляет до 10 000 снарядов в минуту.

Ракетные комплексы расположены на 6 подвесках. Плюс дополнительные две точки для ПТБ. Подвески закреплены равномерно на корпусе и крыльях. включают в себя по 4 ракеты большой и средней дальности поражения. В модернизированных моделях имеется система УР Р-77 с 4 снарядами.

Вооружение истребителя дает возможность экипажу поражать цели с высокой точностью как на земле, так и в воздухе. Бомбардировка осуществляется посредством лазерной навигации. Максимальная масса общей боевой нагрузки - 9 тонн.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Применение истребителя

Самолеты поколения МиГ-31 были призваны заменить устаревшие версии Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года истребители поступили в расположение ВВС СССР на острове Сахалин. Спустя 10 лет на балансе России находились порядка трех сотен перехватчиков. Именно эти крылатые аппараты контролировали воздух во время второй Чеченской войны.

В 2014 году правительством страны было принято решение модернизировать все имеющиеся в строю МиГ-31. Ожидается, что через 5-6 лет все устаревшие модели серии будут усовершенствованы до МиГ-31БМ.

На сегодняшний день истребители используются в разведке.

Базирование и экспорт

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики, буквально, поражают воображение. Именно поэтому эти истребители столь востребованы и в других странах. Тем не менее, большинство аппаратов находится в расположении ВВС России.

На текущий момент модель 31БМ базируется на 6 военных аэродромах. Больше всего их находится в Елизово - около 30 единиц. Следом идут базы Хотилово (24 шт.) и Центральная Угловая (14 шт.).

Страной-лидером по содержанию экспортных МиГ-31 является Казахстан. На аэродроме Караганды в составе 610-й базы находится 33 истребителя.

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.

Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью .

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:
с подвесными баками
с дозаправкой

3,6 ч
7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:
пустого самолета
нормальная взлетная
максимальная взлетная

21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
бесфорсажная
форсажная

2 x 91,00 кН
2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 УР большой дальности Р-33,
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них... заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.