Домашние животные в городе. за и против

Галина Томченко никогда не была кошатницей. Ее родители, правда, любили животных, и у них, городских жителей, всегда водились и кошки, и собаки. Сама же Галя особых чувств к ним не испытывала. Я им, конечно, дам поесть, говорила она, даже последнего кусочка не пожалею, но сходить с ума, как некоторые, не хочу.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Тем не менее, когда у них пропал котенок Фомка и родители полночи искали его вокруг дома, а потом обнаружили спящим в шкафу, Галя вместе со всеми испытала неописуемую радость: « Слава Богу, нашелся!» Оказывается, этот невинный пушистый комочек значил что-то такое, что выходит за пределы обычной жалости.

С тех пор прошло много лет. Однажды Галина Александровна шла по улице. На душе было пасмурно. От нее уехал любимый человек, с которым несколько лет они прожили в гражданском браке. Максим был на 16 лет моложе, помог ей вырастить сына, но она знала, что рано или поздно это случится, когда он затоскует по собственным детям… Стоял холодный осенний день. Галя смотрела под ноги на желтые павшие листья. И вдруг по обе стороны широких металлических ворот увидела двух маленьких котят. Они сидели неподвижно, словно крошечные сфинксы – белые, пушистые, но какие-то полуживые. Заснули, что ли? Взять бы их… Но тут же себя и остановила: наверняка кто-нибудь другой возьмет. Пришла домой и впервые остро почувствовала одиночество: сын вслед за Максимом уехал устраиваться в Москву. Походила по комнатам и вдруг кинулась на улицу. За котятами.

« Что же я их оставила», – проклинала она себя, – теперь по закону подлости их обязательно кто-то заберет!» Она буквально бежала два с половиной квартала. На месте был только один котенок, но Галине нужны были оба! Постучала в ближайшую дверь и ей сказали, что второй сидит вон там под лавкой.

С тех самых пор ее жизнь резко изменилась. Котят она выходила, и они превратились в настоящих красавцев. У девочки глаза голубые, и вся она беленькая – этакий кошачий ангел. А у котика – черные яблоки на боках и пушистый черный хвост. Назвала она их Адам и Ева. Знала бы Галина Александровна, какая судьба ждет ее прекрасную Еву. Но пока она была просто счастлива. Никогда не думала, что именно в общении с животными почувствует себя… полноценным человеком. Больше всего ей нравилось заботиться о них и разговаривать с ними.

Через полгода « семейной» идиллии на Еву напали три злющих, вечно голодных соседских пса. Загрызли насмерть.

Эту драму Галя переживала едва ли не сильнее, чем расставание с Максимом, что для нее самой стало неожиданностью. Потеряв Еву, Галя словно бы оплакивала саму себя. Она стала вспоминать всех знакомых, держащих животных. Когда-то очень дружила с семьей ставропольского актера. Как-то он решил взять собаку. Отправился в зооклуб, и ему устроили показ лучших питомцев. Он задумчиво качал головой. Потом вывели худенькую хромую колли. « О! – воскликнул артист, – вот эта – моя!» Позже эта самая собака по имени Юнка вылечила Галине ожог на ноге, просто-напросто его зализала.

Галя даже список завела, куда включает тех, кто любит животных. Среди них разные люди, но больше других – артисты, музыканты, реже – врачи и учителя.

У самой же Галины три профессии: медсестры, бухгалтера и психолога. В последнее время она подрабатывает тем, что занимается соседскими детьми – братом и сестрой – готовит их к школе… Кстати, настоящий контакт с ребятишками у нее установился лишь тогда, когда в доме появились Адам и Ева. До этого детям не хотелось учить азбуку, подчиняться дисциплине, они капризничали, словно испытывая учителя. А теперь уже и родители этих детей взяли в свою семью кошку и собаку. И даже возлагают на них особые педагогические надежды.

История Галины Томченко наводит на определенные размышления. Например, о том, какие разные « роли» выполняют животные в деревне и городе. Испокон веку домашние животные кормят сельского человека, и тот относится к ним хоть и с благодарностью, но без экзальтированной жалости, да ведь и к себе тоже. В городском же бытии животные по большей части утрачивают свое « практическое» назначение, и происходит удивительное: они словно превращаются в некие духовные сущности, олицетворяя утраченный горожанами природный мир, к которому нас так влечет душа. Именно она, душа, всю жизнь требует от нас бескорыстной любви. Душа вообще живет любовью и состраданием, это ее хлеб и соль. В этом секрет нашего безотчетного желания заботиться о слабых и беззащитных. Если прикинуть, сколько людей в городских домах и квартирах содержат кошек, собак, рыб, птиц и разных других зверюшек, окажется, что это едва ли не половина населения, внушительное сообщество!

А параллельно ему существует и другой мир – бездомные животные, увы, неотъемлемая часть городского пейзажа. Печальнее этого зрелища разве только бродячие старики – тех и других собирают вокруг себя городские помойки… А собаки ведь, как известно, бывают кусачими и опасно инфицированными. Естественно, становится легче, когда слышишь об открытии того или иного питомника, где дают приют, лечат и ухаживают…

В Ставрополе же питомники не открывают, а закрывают, как лет пять назад закрыли, к примеру, находившийся в центре города зооклуб. Профессиональные кинологи из этого клуба перешли на службу в МЧС, а вот любители животных остались без необходимой поддержки. Эх, возразит мне какой-либо нетерпеливый читатель, у нас, дескать, дети бродячие и беспризорные, а вы все о кошках да о собаках… Ответ гипотетическому оппоненту дает сама жизнь: как правило, там, где не нужны человеку и обществу животные, не нужны и дети. И наоборот. Связь тут неоспоримая.

Светлана СОЛОДСКИХ

Казалось бы, городской быт наличие братьев наших меньших вообще не предусматривает: и пространства мало, и времени, и сил никаких, и даже денег лишних жаль на содержание существа, не приносящего никакой ощутимой и конкретной пользы.

В самом деле, в деревне все просто и понятно: корова дает молоко, куры - яйца, собака - стережет дом, кошка - ловит мышей… Здесь животные - на своем месте, причем на месте важном и почетном.

Другое дело - город. Какой толк от дармоеда, требующего постоянной заботы и финансовых вложений? Кому нужна эта обуза, от которой повсюду шерсть, сено, опилки, запах? (нужное подчеркнуть)…

Помните, как сетовал кот Матроскин из старого доброго мультфильма «Простоквашино»:

Эх, никаких от тебя Шарик, доходов!… Расходы одни…

И однако же нередко с подачи ли наших детей, или по причине «ёкнувшего» при виде замерзающего щенка сердца, а иногда порой и в силу форс-мажорных обстоятельств вроде скоропостижной смерти родных или соседей, но мы, горожане, волей или неволей становимся вдруг хозяевами домашнего животного .

Безусловно, дети к природе ближе и потому не задаются вопросом «Зачем?». Они просто радуются зверушке, любят ее, исследуют с помощью нее мир. Мы же, взрослые, обремененные заботами о себе, любимых, об этих самых детях, о семье и о хлебе насущном, порой недоумеваем: «И какая от этого кота польза?»

Однако польза имеется, и притом немалая.

Во-первых, животное в доме позволяет , что называется, перераспределять потоки энергии . Когда между мужем и женой искры сыплются, на работе неприятности, а дети ведут себя из рук вон плохо (или того хуже - болеют), очень помогает, к примеру, кот-громоотвод. Поглаживая пушистого друга , мы нормализуем свое давление, приводим в состояние относительного равновесия нервную систему и расслабляемся: смотрим в эти преданные глаза - и душа наша оттаивает…

Словом, как говорил все в том же «Простоквашино» другой персонаж, почтальон Печкин: «Я теперь сразу добреть начну, потому что зверушку себе заведу. Ты домой приходишь, а она тебе радуется!»

Во-вторых, живые существа в доме упорядочивают наш образ жизни и способствуют улучшению состояния нашего здоровья . Конечно, речь идет не о разведении животных в случае аллергии на их шерсть или корм, а о том, что домашние питомцы нас дисциплинируют и «направляют на путь истинный». Собака, требующая регулярных и довольно длительных прогулок, повышает жизненный тонус владельца и нормализует его режим дня : хоть тушкой, хоть чучелом, но будь добр выйди и выгуляй животное как минимум дважды в день по полчаса. Вот и снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний!

В-третьих, животные существенно расширяют круг общения . Ну, с собачниками и так все ясно: в процессе выгула своих питомцев многие встречаются, влюбляются, женятся, дружат домами и семьями, приобретают полезные «связи»… Однако обладание даже самым «домашним» животным типа морской свинки, рыбок или даже улитки способно значительно пополнить количество друзей и знакомых - на соответствующих форумах, в клубах и на выставках. Для стеснительных, малообщительных или просто очень занятых людей - это прекрасный вариант разнообразить свой досуг и не утонуть в одиночестве.

Попутно там же можно существенно пополнить свой кругозор и узнать множество интересных фактов о своем любимце - и потом всем этим благоприобретенным оружием щеголять и козырять в благоприятных случаях.

В четвертых, животные - незаменимые помощники в воспитании детей .

Кошки своим независимым нравом учат ребенка понятию о допустимых границах всего сущего вообще и личностей ребенка и кота - в частности. Это очень ценное приобретение для человека, потому что уметь считаться не только со своими интересами, но и с желаниями и возможностями всех партнеров по «контакту», а также с элементарными законами природы - залог стабильной психики и адекватной коммуникабельности в будущем.

Собаки учат детей правильно распределять свое время, силы и возможности , самостоятельно структурировать и упорядочивать свой день, жить, подчиняясь расписанию. Родителям школьников не надо объяснять, насколько это важно для ребенка, в особенности для ребенка гиперактивного или просто несобранного и невнимательного.

Кроме того, наши дети становятся , что называется, ближе к природе (раз уж они лишены этого в силу своего городского образа жизни). Понимая, как функционирует организм животного (хочет есть, пить, спать, гулять, боится боли, сквозняков и отравлений), ребенок обучается более адекватно воспринимать и свое собственное тело, его потребности и особенности. Бонус: кто хоть раз видел, как рождаются котята , не будет донимать родителей вопросами об аистах и капусте - природа в естественной и доходчивой форме объяснит вопросы причинно-следственных связей в вопросах воспроизводства себе подобных. Причем без пошлости, мучительного подбора слов или, напротив, сальных шуточек.

Ну и конечно любое животное - от хомячка до черепахи - приучает ребенка думать о ком-то еще, кроме себя , заботиться и тревожиться, радоваться живому существу рядом и чувствовать за него ответственность. Поскольку детей в современных семьях рожают мало, им зачастую вообще не удается побывать в роли старшего, ответственного и заботящегося - отсюда такое количество инфантильных и эгоистичных современников. Обязанность быть в ответе за тех, кого приручили, взрослит детскую душу, делает ее более человечной и приучает к самостоятельности.

Это полезно не только детям, но и взрослым. В наши дни обзаводятся семьей обычно не сразу, довольно долго «живут для себя» или строят карьеру, и до потомства дело доходит в лучшем случае годам к тридцати. Однако, дожив до этого возраста, люди сталкиваются с тем, что не привыкли отвечать за кого-то еще, кроме себя, не умеют проявлять нежность и ласку, не умеют радоваться искренне и бескорыстно - как делают это дети и животные

Поэтому простое общение со своим питомцем делает нас теплее и человечнее . Оно дает понимание, что любовь никогда не лежит в плоскости «за что» - это уже из области коммерции. Любовь - движение души, идущее от самого сердца просто так, без веских причин и сложных умопостроений, и живое существо рядом дает нам возможность это понять… Разве оно не стоит того?

Совет 23 Нужны ли домашние животные

Не всегда – это не игрушки

Эта главка-совет, разумеется, предназначена родителям маленьких горожан, поскольку на селе животные – непременная часть среды обитания.

А вот в городах мы на каждом шагу видим стаи бродячих собак и кошек. Откуда они берутся?

Ларчик просто открывается: все эти несчастные, блохастые, покрытые лишаями животные – наши бывшие четвероногие друзья, найденные или купленные в итоге уговоров наших детей.

Да-да, всякий раз животных в доме заводят родители, которые малодушно уступают просьбам своих детишек:

–?Папа, хочу щенка! Мама, купи котенка!

Взрослые! Не поддавайтесь на подобные просьбы, будьте хоть чуть-чуть стойкими и разумными. Поверьте, любви к природе у малышей от вашей слабости не прибавится – одна только жестокость.

Маленькие дети не отличают живых зверьков от кукол и обращаются с кошками и собаками, как с куклами. Выгулять щенка? Но ведь по телику такой мультик! Сменить песок в ящике? Еще чего: мама, это грязно, я этого делать не стану! В общем, родители приобретут головную боль, а ребенок скорее всего станет относиться к домашнему зверьку, как к досадной помехе.

Сейчас мы опишем пару реальных ситуаций, которые, надеемся, помогут вам задуматься, прежде чем принести зверька в дом.

Так вот. Однажды на улице мальчик подобрал хорошенького котенка и приволок его домой. Мама пришла в ужас, потому что была, как и положено маме, мудрой женщиной. Но не выбрасывать же зверька на улицу под молящим взглядом собственного сынишки!

И вот прелестный котенок, получив клику Черныш, остался жить в квартире. Ясно, что вел себя Черныш безобразно: гадил где попало и без конца вскакивал на кухонный стол.

Добрый мальчик, осознавая свою вину за нарушителя спокойствия, принялся лупить Черныша: поднимет за шкирку и бьет ручкой по ляжкам. Понятно, что Черныш вопит и вырывается, а мальчик, встречая подобное неповиновение, лишь разъяряется и колотит зверька все сильнее.

Чем дело кончилось? А тем, что сбежал Черныш, да и поселился в подвале под домом (обычной пятиэтажкой) среди таких же, как он, никому не нужных кошек. Ох, и надо же было маме проявить силу воли, а не потакать своему несмышленышу…

Городские соседи наших знакомых вздумали на даче выращивать кур. Ну что ж, с учетом деревенских корней дело этим людям было вполне по плечу.

Однако по доброте душевной соседи подарили несколько крошечных цыплят маленькой девочке из соседней квартиры. Малышка тут же принялась играть с едва живыми птичками так, как привыкла играть со своими куколками: хватать, бросать, крутить, складывать, окунать и т. д.

Немудрено, что уже спустя сутки (!) в живых остался лишь один цыпленок. Старший брат девочки возмутился:

–?Сейчас я отвезу цыпленка приятелю, который живет в частном секторе, там у них есть куры, и цыпленку будет хорошо.

Ничтоже сумняшеся он запихнул цыпленка в велосипедную сумку и бешено закрутил педалями. Как вы уже догадываетесь, читатель, на финише (в том самом частном секторе) цыпленок от тряски был уже мертв.

В результате шок испытали и девочка, и мальчик. Вам это надо, взрослые?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 18. Дымковский конь(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 35. Цыплята(Штриховка фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема «Домашние животные» Занятие 18. Филимоновская лошадь(Рисование фломастерами)Программное содержание. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные и их детеныши» Занятие 19. Котенок(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)Программное содержание. Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные и их детеныши» Занятие 19. Котенок(Нанесение пластилина)Программное содержание. Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Черепаха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.Раздаточный материал. Половинка скорлупки грецкого ореха,

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 37. Козленок(Штриховка-«петелька» фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения –

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Поросенок и котенок (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей, аккуратно наклеивать детали аппликации; доводить изделие до

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Козленок(Рисование пальчиками. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить

Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

Вашему интроверту нужны вы Для мира вы, возможно, просто один из людей, но для одного человека вы – весь мир. Мак Андерсон и Лэнс Ваббелс В нашем вечно спешащем и обезличенном мире вы временами остро чувствуете свою ничтожность. Если вам повезло и у вас есть

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Домашние животные и ребенок Нужно ли убрать из дома всю живность с рождением ребенка Если у вас в доме нет никаких животных, то и не спешите их заводить до тех пор, пока ребенок не подрастет и его организм не окрепнет, т. е. до 3-х лет (при этом ваш малыш не должен страдать

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Домашние животные Большинство детей любят домашних животных. Они чувствуют некую родственную связь с этими маленькими, активными и в чем-то беззащитными созданиями. Дети, испытывающие страх перед домашними животными, возможно, испытали когда-то неприятные ощущения при

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Хитрости не нужны Многие отчаявшиеся родители прибегают ко всяческим ухищрениям, чтобы ребенок заснул. Они расхаживают по комнате с ребенком на руках, часами ездят с ним в автомобиле и даже укладывают малыша на жужжащую сушильную машину. Эти вмешательства дают

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Домашние животные Спросите ребенка о том, что может делать кошка (мурлыкать, мяукать, царапаться, ласкаться, ловить мышку, лакать молоко, есть, спать, лежать, бежать, прятаться и т. д.).Аналогичным образом расспросите малыша и про других домашних животных: собаку, корову,

Из книги автора

Совместимы ли дети и домашние животные Если вы вырастили со щенячьего возраста собаку, появление в доме ребенка станет свежим ветром – но не без некоторого

Психолог Дарья Селиванова расскажет о том, нужно ли в доме животное и как подготовить семью к его появлению.

В моем детстве в доме всегда были домашние животные. Я дружила с кошками и котами, собакой и хомяком. В нашей семье не было вопросов: . Но многие родители опасаются заводить питомцев для детей. С их появлением возникает много вопросов. Например: кто будет за ними ухаживать, не будет ли у ребенка аллергии, не станет ли в доме шумно, хватит ли места? И другие вопросы. Хотя Вы, наверное, знаете поговорку: «Захочешь - найдешь возможность, не захочешь — причину». Поэтому, может быть, Ваши вопросы - это на самом деле нежелание заводить питомца? Но сегодня поговорим о том, зачем нужны домашние животные и как минимизировать проблемы, которые могут возникнуть при их появлении.

Нужны ли звери в доме?

Каждая семья решает для себя сама. Мое мнение и решения для себя — да. Я считаю, что у ребенка, который имеет животное в доме, больше возможности выработать ответственность, умение заботиться, умение радоваться тому, что есть в жизни. Я знаю множество примеров, когда взрослые вспоминают о своих питомцах, которые были в детстве, с большой нежностью и заботой, называют их своими друзьями.

Кроме того, животное — это часть мира, природы. Принятие домашних любимцев и их неприятных «проявлений» (блохи, кучки на полу и пр.) позволяют в большей степени принимать и свою «животную» составляющую, помогают избежать брезгливости и чрезмерной, патологической, тяги к аккуратности.

Однако необходимо учитывать минимум один важный фактор: если Вы сами не любите животных, не стоит заводить какого-нибудь песика или хомячка ради ребенка. Такая жертвенность не приведет ни к чему хорошему. Животное будет Вас постоянно раздражать, Вы будете всячески требовать от ребенка, чтобы оно не приносило Вам дискомфорта (чего дети не всегда могут сделать). Тогда либо вовсе не заводите, либо приведите в дом того любимца, который Вам наиболее симпатичен из всех несимпатичных:)

Как подготовить ребенка к появлению животного?

Надежда, что его обещания ухаживать за зверенышем будут всегда выполняться, утопическая. Вам придется быть готовым к тому, что все равно часть забот ляжет на Ваши плечи. Причем чем меньше ребенок, тем больше хлопот Вам предстоит.

Однако все равно можно свести разочарования к минимуму. Во-первых, до покупки животного выясните и , что конкретно и как часто ему нужно будет делать. Если это собака, то продумайте, кто и когда будет с ней гулять. Как хороший вариант тренировки договоритесь с кем-то из соседей, имеющих псов, что Ваш малыш на протяжении пары недель будет или помогать его выгуливать, или будет гулять с ним сам. И хозяевам - отдых, и Вашему малышу - тренировка.

Во-вторых, стоит изучить проблему аллергии. Если Ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, то обязательно сделайте аллерго-пробы до того, как принести питомца домой. Если ребенок всегда нормально реагировал на зверей, то сходите в гости к двум-трем знакомым, у которых есть животные. Необходимо, чтобы ребенок проконтактировал с животным несколько часов, так как аллергия может проявиться не сразу.

Как Вам подготовиться к появлению животного?

Во-первых, выберите такое время для покупки, чтобы в ближайшие пару недель в Вашей семье не планировалось никаких кардинальных изменений в привычном режиме дня. То есть, не стоит покупать животное, если Вы планируете уезжать на выходные за город, менять няню и пр. Появление животного — все равно стресс для ребенка, хоть и приятный. Он меняет ритм жизни, добавляет хлопот, может первое время причинять неудобства. И желательно, чтобы все остальное в это время было стабильно. Во-вторых, имейте в запасе немного денег. Домашнему любимцу могут потребоваться незапланированные расходы (прививки и визиты в ветеринару, покупка каких-то средств по уходу и пр.).

Какие ошибки можно предупредить:

· Не в награду за успехи. Этим Вы подаете пример, что живое существо равно новой игрушке, а значит его можно забросить, когда оно надоест.

· Не делайте своего питомца «членом семьи». Постарайтесь не наделять его полномочиями, равными ребенку, или еще хуже, - взрослому. Животное — это животное. Даже любимое и обожаемое. Но оно не человек. Не нужно относиться к нему, как к человеку. Если будете бояться обидеть своего песика тем, что не купите ему лакомство, идя с работы, то именно он скоро станет хозяином дома.

· Не забывайте, что животное нуждается в дисциплине. Ему нужно, чтобы хозяева не только играли с ним, тискали, но еще и задавали правила и рамки. Это, поверьте, не менее важно.

Казалось бы, городской быт наличие братьев наших меньших вообще не предусматривает: и пространства мало, и времени, и сил никаких, и даже денег лишних жаль на содержание существа, не приносящего никакой ощутимой и конкретной пользы.

В самом деле, в деревне все просто и понятно: корова даёт молоко, куры — яйца, собака — стережёт дом, кошка — ловит мышей… Здесь животные — на своём месте, причём на месте важном и почётном. Другое дело — город. Какой толк от дармоеда, требующего постоянной заботы и финансовых вложений? Кому нужна эта обуза, от которой повсюду шерсть, сено, опилки, запах?

Помните, как сетовал кот Матроскин из старого доброго мультфильма "Простоквашино": — "Эх, никаких от тебя Шарик, доходов!… Расходы одни…".

И однако же нередко с подачи ли наших детей, или по причине "ёкнувшего" при виде замерзающего щенка сердца, а иногда порой и в силу форс-мажорных обстоятельств вроде скоропостижной смерти родных или соседей, но мы, горожане, волей или неволей становимся вдруг хозяевами домашнего животного. Безусловно, дети к природе ближе и потому не задаются вопросом "Зачем?". Они просто радуются зверушке, любят ее, исследуют с помощью неё мир. Мы же, взрослые, обременённые заботами о себе, любимых, об этих самых детях, о семье и о хлебе насущном, порой недоумеваем: "И какая от этого кота польза?" Однако польза имеется, и притом немалая.

Во-первых , животное в доме позволяет, что называется, перераспределять потоки энергии. Когда между мужем и женой искры сыплются, на работе неприятности, а дети ведут себя из рук вон плохо (или того хуже — болеют), очень помогает, к примеру, кот-громоотвод. Поглаживая пушистого друга, мы нормализуем своё давление, приводим в состояние относительного равновесия нервную систему и расслабляемся: смотрим в эти преданные глаза — и душа наша оттаивает… Словом, как говорил все в том же "Простоквашино" другой персонаж, почтальон Печкин: "Я теперь сразу добреть начну, потому что зверушку себе заведу. Ты домой приходишь, а она тебе радуется! "

Во-вторых , живые существа в доме упорядочивают наш образ жизни и способствуют улучшению состояния нашего здоровья . Конечно, речь идёт не о разведении животных в случае аллергии на их шерсть или корм, а о том, что домашние питомцы нас дисциплинируют и "направляют на путь истинный". Собака, требующая регулярных и довольно длительных прогулок, повышает жизненный тонус владельца и нормализует его режим дня: хоть тушкой, хоть чучелом, но будь добр выйди и выгуляй животное как минимум дважды в день по полчаса. Вот и снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний!

В-третьих , животные существенно расширяют круг общения . Ну, с собачниками и так все ясно: в процессе выгула своих питомцев многие встречаются, влюбляются, женятся, дружат домами и семьями, приобретают полезные "связи"… Однако обладание даже самым "домашним" животным типа морской свинки, рыбок или даже улитки способно значительно пополнить количество друзей и знакомых — на соответствующих форумах, в клубах и на выставках. Для стеснительных, малообщительных или просто очень занятых людей — это прекрасный вариант разнообразить свой досуг и не утонуть в одиночестве. Попутно там же можно существенно пополнить свой кругозор и узнать множество интересных фактов о своём любимце — и потом всем этим благоприобретённым оружием щеголять и козырять в благоприятных случаях.

В четвёртых , животные — незаменимые помощники в воспитании детей . Кошки своим независимым нравом учат ребёнка понятию о допустимых границах всего сущего вообще и личностей ребёнка и кота — в частности. Это очень ценное приобретение для человека, потому что уметь считаться не только со своими интересами, но и с желаниями и возможностями всех партнёров по "контакту", а также с элементарными законами природы — залог стабильной психики и адекватной коммуникабельности в будущем.

Собаки учат детей правильно распределять своё время, силы и возможности, самостоятельно структурировать и упорядочивать свой день, жить, подчиняясь расписанию. Родителям школьников не надо объяснять, насколько это важно для ребёнка, в особенности для ребёнка гиперактивного или просто несобранного и невнимательного.

Кроме того, наши дети становятся , что называется, ближе к природе (раз уж они лишены этого в силу своего городского образа жизни). Понимая, как функционирует организм животного (хочет есть, пить, спать, гулять, боится боли, сквозняков и отравлений), ребёнок обучается более адекватно воспринимать и своё собственное тело, его потребности и особенности. Бонус: кто хоть раз видел, как рождаются котята, не будет донимать родителей вопросами об аистах и капусте — природа в естественной и доходчивой форме объяснит вопросы причинно-следственных связей в вопросах воспроизводства себе подобных. Причём без пошлости, мучительного подбора слов или, напротив, и сальных шуточек.

Ну и конечно любое животное — от хомячка до черепахи — приучает ребёнка думать о ком-то ещё, кроме себя , заботиться и тревожиться, радоваться живому существу рядом и чувствовать за него ответственность. Поскольку детей в современных семьях рожают мало, им зачастую вообще не удаётся побывать в роли старшего, ответственного и заботящегося — отсюда такое количество инфантильных и эгоистичных современников. Обязанность быть в ответе за тех, кого приручили, взрослит детскую душу, делает её более человечной и приучает к самостоятельности. Это полезно не только детям, но и взрослым.

В наши дни обзаводятся семьёй обычно не сразу, довольно долго "живут для себя" или строят карьеру, и до потомства дело доходит в лучшем случае годам к тридцати. Однако, дожив до этого возраста, люди сталкиваются с тем, что не привыкли отвечать за кого-то ещё, кроме себя, не умеют проявлять нежность и ласку, не умеют радоваться искренне и бескорыстно — как делают это дети и животные Поэтому простое общение со своим питомцем делает нас теплее и человечнее. Оно даёт понимание, что любовь никогда не лежит в плоскости "за что" — это уже из области коммерции.

Любовь — движение души, идущее от самого сердца просто так, без веских причин и сложных умопостроений, и живое существо рядом даёт нам возможность это понять… Разве оно не стоит того?