Дипломная работа: Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Обследование

Обследование фонематического слуха

Используемый речевой и наглядный материал

Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных


А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками

б) с шипящими и свистящими

в) с сонорами


ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА

4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»


ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ

5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»


ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ

6. Придумай слова со звуком «З»

7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок

КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА

8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия

БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ

9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)

ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ

10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш

СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

Обследование фонематического восприятия. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Необходимо поэтому определить вторичные проявления фонематического недоразвития при дефектах в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используются приёмы, исправленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определённых слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной – МА – МО - МУ, с изменением согласной – КА-ВА-ТА, ПА-ХА-ПА)); запоминание звуковых рядов.
С целью выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчётливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребёнку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость- глухость), в то время как другой части нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из 3 слогов является недоступным или вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребёнок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует применять задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребёнок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук «у» из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА,ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки со словами, начинающимися на звук Р и на звук Л, на звук С и Ш, звук С-З и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребёнок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка). Ребёнок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу или различными. Этот приём выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребёнок контролирует своё неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

1 Фонематическое восприятие:

Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

  1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
  2. повторение серий слогов;

Дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

Дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

Выделение ударного гласного в начале слова;

Выделение звука из слова;

Определение первого, последнего звука в слове;

Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

  1. определение последовательности и количества звуков в слове
  2. составление слова из последовательно названных звуков;

3 Фонематические представления (6-7лет):

Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

Подбор слов с заданным звуком.

Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

  1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной . Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
  2. Н. И. Дьякова . Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
  3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
  4. Г. А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук» - выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

Инструкция:

б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] - выделение звука из ряда слогов.

Материал: ряд слогов

ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

Инструкция:

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] - выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

Критерии оценки:

1) Правильное выделение звука в ряду звуков - 1балл.

2) Правильное выделение звука в ряду слогов - 1 балл.

3) Правильное выделение звука в ряду слов - 1 балл.

4) Ошибки при выполнении данного подпункта - 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. «Слушай и показывай» - узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

Критерии оценки:

1) Правильное выполнение всего задания - 1балл.

2) Не более 3 ошибок - 0,5 балла.

3) Более 3 ошибок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори за мной» - выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

Инструкция: послушай. Повтори так же.

Материал: серии слогов

на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов - 1 балл.

2) Частичное выполнение задания - 0.5 балла.

3) Ошибки при повторении всех рядов - 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. «Внимательные ушки» - выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

2) Ошибки при показе одной – двух картинок - 0,5 балла.

3) Ошибки при показе более двух картинок - 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Задание 5. «Найди ошибку» - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

  1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
  2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
  3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
  4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
  5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
  6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

1) Правильное определение всех текстов с ошибками - 1 балл.

2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками - 0,5 балла.

Задание 6. «Разложи картинки по группам» - дифференциация фонем по представлению.

Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

Материал - предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

Оценка результатов:

1) Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.

2) Одна - две ошибки - 0,5 балла.

3) Другие варианты - 0 баллов.


Введение

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у де­тей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окру­жающих и при собственном проговаривании слов в соответ­ствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальней­шего развития фонематического восприятия важно сознатель­ное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Ме­ханизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложе­ния слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия зву­ков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетли­вые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка - камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу - определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР - пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон - н-о-с.

Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на наруше­ние не только фонематического восприятия, но и на простран­ственные нарушения, влияющие на правильность выполне­ния заданий.

Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Диагностика фонематических процессов

Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фоне­матического недоразвития.

В ее задачи входят:

− определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

− выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

− оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок зву­ков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

Дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па - ба; са - за; то - до;

Дифференциация изолированных пар согласных п - б; ж - ш; с -з; к - г;

Дифференциация слов - квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка - почка; коза - коса; крыша - крыса;

Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых этало­нов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциа­ция одной или нескольких групп фонем при сохранной спо­собности к различию остальных (даже более сложных) зву­ков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

Исследование фонематических (фонетических)

Представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 - б лет):

са - ша;

ша - са;

са - за;

за - са;

за - жа;

жа - за;

ша - жа;

са - са - ша;

са - ша - са;

ша - ша - жа;

Жа - ша - жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

Состояние кратковременной слуховой памяти;

Дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] - [б]; [ш] - [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4. Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

Лук - люк.

Мак - мука - комок.

4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит неправильно (дефектно).

Фонематический синтез

1. Составление слова из звуков, данных в правильной по­следовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной по­следовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

Полполдника проболтали.

Оцениваются:

Особенности нарушений слоговой структуры слов;

Элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

Парафазии (перестановки при сохранении слова);

Итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и на­править усилия логопеда на их разрешение. Они - часть проектирования, контроля и регулирования процесса форми­рования фонематического восприятия у детей старшего до­школьного возраста с ОНР.

Диагностические задания

Просодическая сторона речи

Проводится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа.

При оценке учитываются данные, полученные в ходе об­следования воспроизведения громкости, высоты, интонаци­онной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, нали­чие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, дли­на речевого выдоха.

  • сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
  • высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормаль­ный; тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие но­сового оттенка.

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Земляника Зою с Зиной

Заманила в сад с корзиной:

Заработали два рта,

А корзина-то пуста.

4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоя­тельно;

3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь ло­гопеда;

1 балл - задание не выполняется.

Звуковой анализ слов

1) выделить первый и последний звуки в словах:

аист - ослик - угол;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

рыба - мухи - котик - жабы;

3) определить количество слогов в слове:

дом - рука - метро - кенгуру;

4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук - врач, 3-й - мышка, 4-й - крот, лодка;

5) добавить звук в словах:

вор - двор; вол - волк; елка - телка;

6) заменить звук в словах:

сок - сук - лук; лиса - липа - лупа.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в ос­тальных допускаются ошибки;

2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпол­няется;

Звуковой синтез

Слова для обследования должны быть малоупотребляемы­ми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:

р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;

2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:

к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или сло­гами, воспроизвести его правильно:

н, с, ы - сын; р, г, у, к - круг;

шад, ло, ка - лошадка.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоя­тельно;

3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при вы­полнении задания 3 требуется повторение слов (помощь ло­гопеда - название звука или слога);

2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполне­нии задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не вы­полняется;

1 балл - задания не выполняются.

Слоговая структура слова

Материалом исследования служат предметные картинки.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назо­ви кто или что это?

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;

2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: пана­ма, пионы, пуговица;

3) односложные слова: мак, лес, дом;

4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;

5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тык­ва, утка, мышка;

6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;

7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым сло­гом: котенок, самолет, колобок, милиционер;

8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;

9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;

10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями со­гласных: винтовка, морковка, сковородка;

11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;

12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кноп­ка, клетка;

13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: пау­тина, батарея, мороженое.

Оцениваются:

Особенности нарушений слогов структуры слов;

Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

Парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

Итерации, персеверации (добавление звуков, слога);

Контаминации (часть одного слова соединяется с час­тью другого).

5 баллов – без ошибок;

4 балла – одна-две ошибки;

3 балла – три-четыре ошибки;

2 балла – пять-шесть ошибок;

1 балл - ошибки почти во всех сериях.


Пути коррекции недостатков

Фонематического восприятия

При обучении 5-6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк­туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне­мы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дис­лексии у школьников.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб­кой сказать, что современные дети много знают, а восприя­тие, воображение их менее продуктивны.

По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от­носятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче­ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя­тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея­тельности - игры, взрослым нужно отнестись к игровому обу­чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушения­ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко­вым, смысловым и грамматическим содержанием слова, на­учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структу­ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента­ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе­вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня­тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

Один из центральных принципов методики - достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему - начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение за­крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про­тяжным чтением звуковой схемы.

В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Этот метод имеет два преимущества:

  • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  • моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при­ем: буква отдает команду:

а, о, у, ы, э - читаются твердо;

я, ё, ю, е, и - читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш­ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада­ния-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе­рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко­вая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персо­нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических по­нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ - охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ - заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

В качестве поощрения используются медали - знаток слогов;

Знаток слов;

Знаток гласных... и т.д.;

Знаток согласных.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя­тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра­жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система - речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей­ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об­раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо­те играм необходим наглядный и словесный материал (за­гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг­ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

Хвостоглав;

Слоги рассыпались;

Шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

Пословицы в стиле «ребус»;

Сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

Собери паз л, прочти слово;

Где слог? кому слово?;

Отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

Найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

Изографы;

Деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

На заданные звук и букву;

Кроссворды-« загадки »;

- «времена года»;

Кроссворды-« шутки ».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии

Найди слева такие же:

Сочетание букв;

Геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати­ческое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо­лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

Поговорим на языках (вороньем, гусином);

Загадочный круг;

Для кого этот звуковой домик?;

Волшебный круг;

Веселый поезд;

Звуковой тир;

Звуковая стройка.

Конспекты занятий

Дифференциация звуков [с] - [з], [с"] - [з ’ ]

* Развивать фонематический слух.

* Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.

* Закреплять навык послогового чтения.

* Активизировать словарь по теме «Зима».

* Обучать словообразованию.

* Развивать память, внимание, абстрактное мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из дале­кой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.

Выставляется картинка мальчика и девочки.

Звуковая разминка

Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК - ЛЕС - СЫР - НОС - ЗОНТ - ЛОСЬ - ЗВУК - СТОЛ - ЗАЛ.

Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:

Согласный, звонкий, твердый?

Согласный, глухой, мягкий?

Согласный, звонкий, мягкий?

Согласный, глухой, твердый?

Игра «Звуковой тир»

4 стрелы: кра[с]ная, [с"]иняя, [з"]еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, кор­зина, синица, капуста, кукуруза.

Игра «Буквы заблудились»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Лишь вошла туда буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться...

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Забодал меня котел, на него я очень зол.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом.

На виду у детворы крысу красят маляры.

А. Шибаев

Читаем буквы С и 3

Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)

Шифровка

Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?

1. Зима - коса - коза - маска.

2. Чем отличаются слова: коСа - коЗа?

Динамическая пауза

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по-порядку:

Весело шагать: раз-два-раз-два.

Руки поднимать: раз-два-раз-два.

Приседать и вставать: раз-два-раз-два.

Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.

Урок русского языка

Логопед . Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?

СЭМ ЛИЗИ
ЗАНОЗА СУСЫНЯ РЕЗИНКА МАГЗИН КЕНРУГУ ЗАНОЗА ГУСЫНЯ РЕЗИКА МАГАЗИН КЕНГУРУ

Словообразование. Игра «Подскажи словечко»

Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от сло­ва снег. Поможем им?

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю... СНЕГ.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью... СНЕГОВОЮ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

Все сильнее... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком

Все украшено... СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился... СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... СНЕГ.

Работа в тетрадях

Логопед . Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях

Отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

Закончить дорожку на звуковую стройку;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнаты для звуков;

Записать слово буквами.

Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)

На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки - ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.

Организационный момент

Логопед . Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки слу­чилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказ­ку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?

(Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)

Игра « Дорога в замок»

Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:

Поделим слово ДОРОГА на слоги;

Определим ударный слог;

Запишем слогоударную схему слова.

А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал доб­рый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и ко­варный. Вам бы с каким хотелось встретиться?

Где звуковая схема слова КОНИ?*

Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, на­зовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)

А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей стра­нице книги.

Рисунок замка

На горе замок.

Значит, Ролан скачет в замок.

Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от са­мой маленькой до самой большой) и узнать его имя.

Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕР­ЛИН).

Поиск нужных вещей

Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:

а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в назва­нии картинок составить слово - КЛИНОК).

б) КРЕМ - волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).

Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подо­шел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):

а) б)

Игра «Сравни картинки»

Ворота свободны. Но вот незадача - дорогу рыцарю пре­градили две отвратительные старушки-ягушки, которые за­явили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:

У Бабы Яги справа - платок в горошек;

У Бабы Яги слева - платок в клетку и т.д.

Динамическая пауза

Логопед . Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны - согнули,

Вверх подняли - помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще. \

Дружно все присели.

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили ручки вниз.

Игра «Расколдуем принцессу»

Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением ка­мина).

Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина вы­ползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.

КОЛОКОЛ КО
МАКАРОНЫ РО
ЛУНА НА

Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страш­ный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:


Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная прин­цесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! - Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.

В ее имени пять звуков и пять букв:

Оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени - А;

Вторая буква имени стоит на третьем месте твоего име­ни - Л;

Четвертая буква имени стоит в конце твоего имени - Н;

Последнюю гласную надо взять в слове ТРИ - И:

Принцессу зовут АЛИНА.

Работа в тетрадях

Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно за­крепить его в тетрадях:

Записать слогоударную схему;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнатки;

Записать слова буквами АЛИНА;

Итог занятия

Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.

Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.

Занятие-сказка «Сорока-воровка»

* Формировать звукобуквенный анализ слов.

* Уточнить представления о слоге.

* Совершенствовать навыки чтения слов со стечением со­гласных.

* Формировать адекватную самооценку.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

Логопед . Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?

СОРОКА-ВОРОВКА

С картинкой;

Со слогом.

Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.

Какую букву утащила сорока? 3.

Какую поставила вместо з? Б.

Звуковой анализ слов

Логопед . Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.


Поиск слогов

Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.

Записать слоги в нитки бус;

Обратить внимание на то, что в слове СЫР - СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.

Чтение скороговорок

КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успе­ла утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.

Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откро­ются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написан­ное на дверях.


В разном темпе повторить 2-3 раза, сопровождая хлоп-

Работа в тетрадях

Задания:

Раскрасить комнатки для звуков;

- записать слово буквами;

Игра «Да - нет»

Логопед . Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет оконча­тельной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!

Записать ответ (ДА или НЕТ);

Правда, я читаю быстро?

Правда, я знаю все буквы?

Правда, я всегда говорю правду?

Итог занятия

Логопед . У каждого из вас по две фишки:

1 - с картинкой - придумать предложение, в котором три слова;

Включает обследование фонематического слуха, восприятия, представлений, навыков звукового (фонематического) анализа и синтеза.

Изучение этих навыков проводится, в зависимости от возраста ребенка и речевого онтогенеза.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который позволяет дифференцировать все фонемы родного языка, различать слова сходные по звучанию, слова с оппозиционными звуками (слова-паронимы «лак-рак, мишка - миска»). Это способность, частично заложенная природой (этот процесс формируется к 2-м годам), частично развивается под воздействием общения с окружающими людьми.

Онтогенез:

1.7г. – 1.8г . – значительные изменения в фонематическом слухе.

К 2-м годам первичный фонематический слух оказывается сформированным, т.е. дети различают твердость и мягкость согласных (покажи, где мишка, а где мышка).

В 3 года – ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи, хотя сам правильно все звуки произносить не может (физиологическое косноязычие).

К 5 годам у ребенка в норме формируется правильное звукопроизношение и различение всех фонем родного языка. Так же спонтанно формируется способность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

Элементарные формы звукового анализа – выделение первого гл. звука в слове и последнего согласного звука в слове;

*Более сложные формы звукового анализа формируются в условиях специального обучения на этапе подготовки в школе:

Выделение первого согласного «Кошка», последнего гласного звука «кошкА», слогообразующего гласного «кОт,кИт» формируются в условиях специального образования.

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по определению наличия звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине, концу слова, количества и последовательности звуков.

Звуковой анализ слова – ориентация в звуковой оболочке слова (какой звук ты слышишь в начале слова, в конце слова, в середине слова; какой звук ты слышишь в слоге, какой звук стоит в слове перед заданным звуком, после заданного звука, какова последовательность и сколько звуков в слове).

Недостатки фонематического слуха и фонематического восприятия нарушают процесс формирования звукового анализа и синтеза. В тоже время звуковой анализ и синтез достаточно самостоятельный процесс, который может быть нарушен у ребенка и с правильным звукопроизношением, т.к. может страдать линейная последовательность (сукцессивные процессы).

К вопросу обследования …В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У кос ки пусиштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таки образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

Ль- Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается,

лечебница;

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока ».

С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л-Р : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла,

мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.

Обследование фонематического слуха

После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции и близким по звучанию.

1. Выявить, как ребёнок слышит звук в ряде других звуков (звуки далёкие и смешиваемые). Например, "Если услышишь звук с, хлопни в ладоши: с, н, к, с, л, ш, с, ц и т.д. "

5) Определить, может ли ребёнок отобрать картинки с заданным звуком: а ) картинки называет логопед; б)ребёнок самостоятельно выбирает картинки;

в ) предложить ребёнку самостоятельно придумать слова с заданным
звуком.

Приемы обследования фонематического слуха

1. Различение слов -паронимов на слух

Паронимы – слова, отличающиеся только 1 оппозиционным звуком.

Оппозиционные звуки – это звуки сходные по большинству признаков и отличающиеся тонкими акустико – артикуляционными признаками (твердость - мягкость, звонкость - глухость, шипящие-свистящие-аффрикаты, сонорные Р-Л,Рь-Ль).

Инструкция: Я буду тебе называть картинки, а ты мне их показывай; или «Объясни, что означает слово»; или «Дай мне миску, а себе возьми миш ку (ранний возраст).

2. Различение на слух слов фонетически сходных, но разных по значению, т аких как: «земля - змея, выход - выдох».

Пример. Инструкция: "Покажи, где: дочка, почка, кочка".

Инструкция : скажи, что означает «земля», а что такое «змея»; что такое «выдох», а что такое «выход».

Приемы чередуются, если недостаточно одного приема, то они комбинируются.

Приемы обследования слухового восприятия

1. Как ребенок слышит звук в ряде других звуков, слогов, слов.

Звуки – далёкие и смешиваемые.

Например, «Если услышишь звук с, хлопни в
ладоши:
с, н, к, с, л, ш, сь, ц». и т.д. "

2) Определить, как ребёнок различает заданный слог в ряде других
слогов. Слоги подбираются так же, включаются смешиваемые
звуки, прямые и обратные.

Например: са, ша, ба, са, ма, ас, ца, ща, жа, аш.

3) Определить, слышит ли ребёнок заданный звук в слове.

Инструкция : хлопни в ладоши, когда услышишь звук. Ребенку предлагается цепочка слов с заданным звуком и без заданного звука.

При подборе лексического материала, включаем слова:

а ) с заданным звуком (звук в начале, середине, конце слова);

б ) слова, исключающие заданный звук;
в ) слова со смешиваемыми звуками.

Данный раздел обследования проводится как на сохранных, так и на нарушенных в произношении звуках. Необходимо установить, нарушение касается только нарушенных в произношении звуков (когда ребенок не слышит собственного дефекта), либо это нарушение касается как нарушенных, так и сохранных в произношении звуков.

Этот раздел может варьироваться, в зависимости от задач обследования.

На начальном этапе (подготовительный) коррекции звукопроизношения, необходимо уточнить, слышит ребенок свой дефект или нет, слышит он правильный звук в ряду других звуков, слогов, слов.

Интерпретация результатов : дети со стертой дизартрией часто не слышат своего дефекта (межзубный сигматизм), лучше слышат свой дефект в речи окружающих, лучше слышат в речи окружающих дефект, отличный от своего. Т.е. вторично страдает фонематическое восприятие.

-«у кошки пусшистый хвост» - нарушена дифференциация. Задания на слова -паронимы «миска-мишка, крыша-крыса».

-Замена Л на В, во всех фонетических условиях - необходимо выяснить, какая это замена, фонетическая или фонематическая. Ребенку предлагается пара картинок на Л и на В.

Инструкция: Покажи где?. Если ребенок не различает слова – это может быть фонематическая замена.

- замена звука С на звук Т.

Инструкция: покажи где «санки», а где «танки». Если различает, значит это фонетическая замена и фонематический слух у него сформирован.

Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

1. Слуховое внимание

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .

II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :

Диагностировать

Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания :

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

Инструкция : «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

Оценка результатов :

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :

Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»

Оценка результатов :

4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Задание 3. «Лишнее слово»

Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .

Материал : карточка с речевым материалом.

Речевой материал :

Сом, ком, индюк, дом

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Каток, моток, дом, поток

Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .

образец :

«Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .

Оценка результатов :

4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия :

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель : выявить уровень фонематического восприятия .

Материал : карточки со слогами.

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.

Инструкция : «Послушай, затем повтори» .

Речевой материал :

Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

Оценка результатов :

4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты

3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

Задание 2. «Послушай-покажи»

Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.

Речевой материал :

Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

Инструкция : «Покажи то, что я назову» »

Оценка результатов :

4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации

3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации

2 балла - выполняет задание с тремя ошибками

1 балл - затрудняется в показе всех картинок.

Изучение фонематического анализа :

Задание 1. «Выделение звука»

Цель : выявить способность выделять звук в слоге.

Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

2 балла - допускает три-шесть ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

Инструкция

Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

Оценка результатов :

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

Задание 3. «Выделение согласного звука»

Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Пух, пол, пышка, пачка

Дым, дом, дочь, дудка

Мак, муха, море, миска

Ком, кошка, каска, курица

Булка, борщ, бант, боль

Нос, наш, норка.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один раз

(от двух до пяти) ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 4. «Последний звук»

Цель : выявить способность определить последний звук в слове.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 5. «Сколько звуков?»

Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.

Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.

Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

Речевой материал :

Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

Оценка результатов :

4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает три или четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

Изучение фонематического синтеза :

Задание 1. «Соедини звуки»

Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«н» , «о» , «с» - нос.

Речевой материал :

«к» , «о» , «т» - кот

«л» , «у» , «н» , «а» - луна

«с» , «о» , «к» - сок

«н» , «о» , «т» , «ы» - ноты

«з» , «у» , «б» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно называет все полученные слова

3 балла - ошибается один раз

2 балла - допускает две ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

Задание 2. «Составь слово»

Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«о» , «д» , «м» - дом.

Речевой материал :

«о» , «к» , «т» - кот, кто

«т» , «у» , «л» , «с» - стул

«к» , «о» , «с» - сок

«а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф

«б» , «у» , «з» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно составляет и называет все слова

3 балла - ошибается один раз

2балла - допускает две-четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.