Что значит не пройти детектор лжи. Как обмануть детектор лжи или полиграф по методике ФСБ, ФБР, ЦРУ и других служб безопасности и разведывательных подразделений

Есть целый ряд случаев, в которых вы можете быть подвергнуты полиграфу, или экспертизе детектору лжи. Эти тесты могут принести много тревог, тем более, что он является слишком общим для невинных людей, чтобы оправдать их без причины, в результате отказа работы или ложных уголовных обвинений.

Почему? Потому что полиграфы далеки от совершенства. На самом деле, многие эксперты считают их фарсом, и почти все ученые, изучавшие их, понимают, что полиграфы, крайне ограничены. К счастью, именно по этой причине их легко обмануть.

10. Отказаться

Отказаться от теста на детекторе лжи, если можно. В США работодатели частного сектора могут не прекращать работу или принимать другие подобные негативные действия, основанные исключительно на полиграфе отказа. Если полиграф является частью уголовного расследования, у вас есть право отказаться, и вы должны отказаться, даже если вы невиновны, из-за возможности «ложной положительности».

9. Изучение!

Узнайте о полиграфе все, прежде, чем садиться. Самое главное знать, что полиграфия это не точная наука. На самом деле, в той степени, что она является наукой вообще, она находится в зачаточном состоянии, и иногда часто производит неправильные результаты.

8. Подумайте наперед

Узнайте, что тестер ищет. Полиграф вводят, чтобы помочь выяснить конкретную информацию. Приготовьтесь заранее, думая о том, что конкретно они ищут, какие вещи вы не можете знать. Полиграф задаст вам много неудобных вопросов, но только некоторые из них важны.

Пройдите детектор лжи в качестве теста когда-нибудь. Очень часто, когда человека принимают на работу, пользуются детектором лжи. Простое собеседование значительно отличается от детектора лжи. Он учитывает каждое движение, особенно если происходит эмоциональный скачок.

6. Определить вопросы

Определить типы вопросов, которые вам будут задавать. Существуют три основных типа вопросов. Вам будет предложено определенные, пустые вопросы и контрольные. Ненужные вопросы являются те, которые очевидны, такие как «Как тебя зовут» или «Вы когда-нибудь ели макароны?» Соответствующие вопросы являются важными, такие как «Ты передал ту записку в средства массовой информации?», «Вы когда-нибудь крали деньги у работодателя?», или «Вы когда-нибудь продавали наркотики?». Контрольные вопросы те, где будет учитываться ваша реакция на вопросы.

5. Придерживаться темы

Работа полиграфа является получение признательных показаний. Вся экспертиза является сложной уловкой, чтобы обмануть вас во время исповеди. Независимо от того, что линии на графике покажут, нет ничего более точного или опасного, чем ваши исповеди. Полиграф, скорее всего, попытается убедить вас, что он или она может «видеть» ложь в вашей речи, даже если нет ничего ненормального. Не поддавайтесь на это.

4. Основные сведения только

Скажем только, что вам нужно. «Да» или «Нет» ответы, которые вы должны отвечать. Не поддавайтесь искушению, чтобы объяснить свои ответы или вдаваться в подробности, хотя полиграф может попытаться заставить вас это сделать. Будьте вежливы, но не предоставляйте больше информации, чем это необходимо. Ответьте на вопросы твердо, серьезно, и без колебаний. Это не время, чтобы шутить или пытаться быть лукавым

3. Я ничего не знаю ВООБЩЕ!

Скрывать свои знания полиграфии. Не разглашайте, что вы сделали обширное исследование до этого исследования, как будто вы не знаете много о детекторе лжи. Полиграфер может попытаться обмануть вас, упомянув некоторые технические термины и аббревиатуры, такие как, «Ваш тест прошел НДИ.» «НДИ» означает «никакого обмана не указано,» нужно действовать как будто вы понятия не имеете, что это значит.

2. Управление вашим кровяным давлением

Скиньте чтение машины из контрольных вопросов, изменив ваше кровяное давление и частоту сердечных сокращений.

1. Обращайтесь с после события

После того, как вас отключат от машины, полиграфер может оставить вас в комнате на некоторое время, и вернуться обратно. Полиграфер может вас развести, якобы вы что-то знаете. Это трюк. Сохраняйте спокойствие, твердо, но вежливо повторяйте свой отказ.

Печально известная проверка на полиграфе, также известная как «детектор лжи», часто рассматривается как причина тревоги и страха даже среди людей, которые не совершали правонарушений и которые должны пройти тест без обмана или манипулирования результатами. Так или иначе, вы обратились по адресу, если вам нужен совет о прохождении теста на «детекторе лжи»

Шаги

Перед проверкой

    Поймите, как работает полиграф. Полиграф не способен определить ложь, как таковую, но он отслеживает физиологические изменения, которые происходят в организме, когда человек врет (артериальное давление, пульс, дыхание, потоотделение).

    • Ознакомьтесь с оборудованием и порядком проведения теста, когда прибудете в назначенное место. Не помешает также и самостоятельно изучить основы, но избегайте страшилок о «детекторе лжи», которые, как правило, размещаются в интернете и заставляют людей еще больше нервничать.
  1. Старайтесь не обдумывать тест заранее. Вы рискуете исказить результаты теста, если перед прохождением проверки на полиграфе потратите слишком много времени на беспокойства и напрасные самоосуждения.

    • Для того чтобы избежать напрасных беспокойств, не расспрашивайте тех, кто проходил «детектор лжи» о самом процессе, не тратьте время на самоанализ и не пытайтесь предугадать вопросы, которые вам зададут.
    • Постарайтесь не тратить слишком много времени на просмотр антиполиграфических сайтов, так как они часто смешивают действительность с ложными «фактами» и могут повлечь за собой возникновение ненужной паники.
  2. За сутки до проверки позаботьтесь о своем организме. Вы должны чувствовать себя комфортно во время тестирования, чтобы обеспечить точные физиологические реакции. Для этого следует убедиться в том, что вы хорошо отдохнули и физически чувствуете себя уютно.

    • Следуйте своему режиму с максимально возможной точностью. Даже если он включает в себя кофе с кофеином или пробежку по утрам, которые, как правило, влияют на сердечный ритм. Необходимо придерживаться режима дня, так как ваш организм привыкло работать в этих физиологических условиях.
    • В ночь перед тестированием постарайтесь выделить семь или восемь часов для сна.
    • Убедитесь в том, что вы не голодны, а ваша одежда свободная и удобная.
  3. Заполните все данные вам формы. В зависимости от причины, по которой вы проходите полиграфический тест, вам могут предоставить такие формы для заполнения, как: форма допуска к личной информации или обычная форма, требующая от вас разрешения. Не торопитесь, заполняя формы. Прочитайте их внимательно и поставьте свою подпись, только когда будете готовы.

    Сообщите эксперту о наличии заболеваний или препаратов, которые вы принимаете. Если в настоящее время вы больны, эксперт может изменить дату тестирования. Некоторые медикаменты, такие как препараты, предназначенные для артериального давления, могут влиять на результаты «детектора лжи». Так что вы обязаны поставить эксперта в известность в случае их наличия.

    • В случае наличия заболевания вы будете чувствовать себя некомфортно, что повлечет за собой искажение результатов.
    • При употреблении лекарств по рецепту продолжайте принимать их согласно предписанию врача до начала испытания.
    • Вопреки общепринятому мнению, большинство антидепрессантов не могут изменить полиграфические результаты и позволяют вам «не упомянуть об их применении». Но, несмотря на это, вам необходимо поставить эксперта в известность об их приеме (если это так), так как антидепрессанты могут привести к анормальным результатам.
  4. Просмотрите вопросы и потратьте как можно больше времени на то, чтобы их понять. В некоторых случаях полиграфологи предоставляют вопросы заранее. Изучая их, не торопитесь, а также не стесняйтесь попросить эксперта разъяснять неопределенные или запутанные вопросы.

    • Вам необходимо попросить эксперта разъяснить все вопросы непосредственно до начала тестирования. Ваши ответы будут ограничены до «да» и «нет», а потому любое обсуждение во время тестирования запрещено, поэтому все вопросы нужно задать до начала теста.
  5. Знайте, какие вопросы будут использоваться. В тестах используются следующие типы вопросов: нейтральные, значимые и контрольные.

    • Нейтральные вопросы не преследуют целью вызвать какую-либо реакцию. Как правило, их используют, чтобы понять, насколько внимателен экзаменуемый. Неважно, как вы на них отреагируете - эти результаты не будут учитываться. Примеры вопросов: «Ваше имя Игорь?», «Вы живете в России?»
    • Цель значимых вопросов - выявить возможные правонарушения. Предполагается, что человек, совершивший неправомерное действие, будет значительно нервничать, что отобразится на показателях прибора. В противном случае все показатели не должны отклоняться от нормы. Конечно же, реакции на эти вопросы будут учитываться при подведении итогов.
    • Контрольные вопросы не указывают на какое-либо противоправное действие, а носят более обобщенный характер. Их цель - вызвать у тестируемого нервное возбуждение. Во время тестирования полиграфолог оценит ваши физиологические реакции на вопросы, на которые, по мнению эксперта, вы точно солгали.

    Стандартное прохождение полиграфического теста

    1. Позвольте себе нервничать. Во время тестирования на полиграфе никто не сохраняет спокойствие, даже если рассматриваемый человек ни в чем не виновен и ему нечего скрывать. Позволяя себе нервничать, вы дадите полиграфологу возможность определить точные физиологические статистические данные в то время, когда вы будете говорить правду или ложь.

      Говорите правду. Отвечайте правду на каждый заданный вопрос, если у вас нет ничего того, что бы вы хотели скрыть или чего вы стыдитесь. Как правило, люди чаще всего лгут, отвечая на контрольные вопросы. Чем чаще вы говорите правду, тем точнее будут результаты, что поможет определить вашу невиновность.

      • Люди часто боятся вопросов-ловушек, однако в настоящее время во многих странах эксперты все больше склоняются к использованию более прямых вопросов.
      • Внимательно прослушайте весь вопрос и ответьте на него как можно точно. Не отвечайте, прослушав только половину вопроса, а также научитесь разбираться в том, о чем на самом деле вас спрашивают.
    2. Не торопитесь. В зависимости от того, кто вас тестирует, вы можете попросить эксперта повторить вопрос от двух до шести раз. О том, как часто можно повторять вопрос, узнайте перед началом теста. Не торопитесь, отвечая на вопросы, так как чувство спешки может исказить результаты тестирования.

      • Обычно опрос занимает пять-десять минут, но в зависимости от того, как часто вам повторяют вопросы, как долго вы принимаете решение, а также от характера и причины тестирования, он может занять и больше времени.

    Манипуляция результатами тестирования

    1. Создавайте себе стрессовое состояние, отвечая на контрольные вопросы. Если, отвечая на контрольный вопрос, возникает необходимость обмануть полиграф, большинство людей рекомендуют самостоятельно вызвать психическое или физическое напряжение. Ваша базовая линия возрастет, поэтому, когда вы будете лгать, линия на полиграфе будет меньше той, которая образовалась в ходе контрольного тестирования.

Хотя в настоящее время в мире не существует такого вида проверки, по результатам которого можно стопроцентно судить об искренности человека, детектор лжи - одно из самых важных открытий всех времен в этом направлении.

Оглавление:

Что такое полиграф и цели полиграфической проверки


Полиграфом является такой аппарат, с помощью которого исследуются психофизиологические показатели, ведется учет равномерности дыхания, работы сердца, электрического сопротивления кожи человека, работы головного мозга, напряжении мышц. Для фиксирования результатов используются датчики, регистрирующие работу органов. Итоговые показатели записываются на электронном носителе с помощью компьютера.

Точность исследований высока, лишь 6-7 лиц из сотни могут пройти тестирование так, что результаты будут непонятны экспертам.

Полиграфическая проверка применяется при:

  • расследованиях преступлений (выясняется причастие тех или иных лиц к делу, правдивость показаний свидетелей);
  • массовых исследованиях (проверяются лица, которые ; регулярные проверки для выявления проблем с хищениями, предательствами, кредитами, долгами).

Сведения, полученные в ходе проверки, можно использовать в качестве подтверждения виновности лица. Однако, такие доказательства являются только косвенными.

Существует также такой вид проверки, как выявление лжи по голосу, мимике. Последний основан на предположениях единообразия мышц лица, и как следствии, их изменения.

Тестирование может преследовать такие цели:

  • уточнение биографии личности;
  • расследование преступлений;
  • выявление связей с преступным миром;
  • выявление наличия зависимости от алкоголя, азартных игр, наркотиков;
  • получение информации о прошлом человека;
  • выявление преступных и злых умыслов.

Факторы, влияющие на результат исследований

Обстоятельство, которое является основополагающим в проверке честности лица с помощью полиграфа, является составление перечня вопросов. Для написания эксперты используют такие правила:

  1. Четкая и понятная формулировка вопроса, чтобы исключалась двойная трактовка.
  2. Вопрос не должен содержать лишние слова.
  3. Используется понятный лексикон.
  4. Вопрос должен давать возможность ответить либо «да», либо «нет».
  5. Слова, которые являются ключевыми располагаются в конце предложения.
  6. Вопрос не должен содержать оскорбления или угрозу.
  7. Очень важно составлять короткие вопросы, для того, чтобы легче было выявлять реакцию.
  8. Тест должен состоять не более чем из 20 вопросов.
  9. Любой тест предъявляется 2 раза.
  10. Обязательно перед тестом все вопросы разъясняются.

Также существует большое количество других факторов, которые могут влиять на результаты, а именно:


Как происходит процедура проверки на полиграфе

Алгоритм проверки на полиграфе следующий:


Следует отметить, что проверка на детекторе лжи проводится без присутствия каких-либо посторонних лиц. Право присутствовать имеют родитель или опекун несовершеннолетнего ребенка.

Можно ли обмануть детектор лжи

Технология проверки на полиграфе совершенствуется с каждым годом. Однако есть случаи, когда на основании результатов полиграфа людей обвиняли в преступлениях, к которым они не имели отношения.

Существует мнение, что обмануть прибор может человек, который постоянно живет во вранье и настолько в него верит, что это для него и является реальностью. Также хорошими подтасовщиками результатов могут выступать актеры, которые с легкостью могут вжиться в нужную роль. Самыми грамотными испытуемыми являются шпионы, которые обучены контролировать свои эмоции и действия. Разоблачить таких специальных агентов не представляется возможным.

Способом, который может помочь снизить реакцию на прибор, является борьба со страхом, связанным с разоблачением. Нужно помнить, что принцип прибора – это фиксирование физиологических реакций, а не чтение мыслей. Возможно, снижение реакции организма под воздействием препаратов или небольшого количества алкоголя. Существует также такая теория, что, если перед тестом употребить большое количество жидкости, во время тестирования организм меньше будет эмоционально откликаться на вопросы.

Еще одним способом является отвлечение самого себя посредством чтения стихов или складывания в уме сложных чисел.

Третий способ – это вызывать ложные эмоции на заданный вопрос.

Очень важно, чтобы испытуемые не отвлекались во время тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий фактор способен вызвать физиологическую реакцию, которая будет замечена полиграфом и может оказать влияние на результат. Поэтому желательно, чтобы тест проходил в помещении со звукоизоляцией, куда не проникают посторонние звуки.

Также экспериментатор и оборудование должны находиться позади испытуемого. Более того, испытуемым запрещается двигаться и позволено отвечать на вопросы только «да» или «нет», поскольку движения и речь могут привести к нежелательным физиологическим реакциям.

Становится очевидным, что сотрудничество с испытуемым является необходимым условием проведения тестирования. Поэтому участие возможно только на добровольной основе, причем у испытуемых есть право прекратить тест в любое время. Однако прекращение тестирования выглядит нежелательным, поскольку может навлечь на испытуемого еще большие подозрения и без труда натолкнуть на такой вопрос, как: «Если вы невиновны, то почему бы не доказать это тестированием на полиграфе?»

Типичный тест контрольных вопросов состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов. Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет» (а не «да, но...» или «это зависит...»).

Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы.

Нейтральные вопросы относятся к разряду общих и не должны вызывать возбуждения (например: «Вы живете в США?», «Ваше имя Джон?» и т. п.) Нейтральные вопросы играют роль наполнителей. Поэтому при обработке результатов тестирования физиологические реакции на эти вопросы игнорируются. Наполнители могут использоваться для того, чтобы проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора.

Значимые вопросы - это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у невиновных (поскольку они говорят правду).

Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель - привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь.

Полиграфолог формулирует контрольный вопрос таким образом, чтобы, по его мнению, отрицательный ответ испытуемого был ложью. Точная формулировка вопроса будет зависеть от тех обстоятельств, в которых находится испытуемый, но в условиях тестирования по поводу кражи может быть задан такой вопрос: «За первые 20 лет жизни вы когда-нибудь брали то, что вам не принадлежало?»

Экзаменатор полагает, что испытуемый в самом деле мог взять что-либо чужое до 21-летнего возраста (так как это характерно для многих людей). В обычных условиях некоторые испытуемые могли бы признаться в своих проступках. Однако во время тестирования на полиграфе они не сделают этого, поскольку экзаменатор обычно сообщает, что признание в воровстве подобного рода заставило бы его думать об испытуемом как о личности, способной на совершение расследуемого преступления, и поэтому возложить на него вину.

Таким образом, испытуемому не остается ничего другого, как отрицать совершенный ранее проступок и, следовательно, давать лживый ответ на контрольные вопросы. Если тем не менее испытуемые сознаются в некоторых проступках, тогда формулировка контрольного вопроса меняется (например, «Помимо того, что вы мне уже сказали...»). Более того, экзаменатор обычно сообщает испытуемому, что лживые ответы на контрольные вопросы во время тестирования вызывают физиологические реакции и регистрируются полиграфом. Тогда испытуемый начинает думать, что лживый ответ на контрольные вопросы показывает, что он был также нечестен в отношении значимых вопросов, касающихся расследуемого преступления, и, если вернуться к нашему примеру, будет обвинен в краже фотокамеры. На самом деле, как будет обсуждаться в дальнейшем, экзаменатор интерпретирует сильные физиологические реакции на контрольный вопрос как попытку быть правдивым, но он просто не информирует об этом испытуемого!

В целом, контрольные и значимые вопросы могут вызывать различные паттерны физиологических реакций у виновных и невиновных подозреваемых. У невиновного подозреваемого контрольные вопросы могут приводить к более сильному возбуждению, чем значимые вопросы, по двум причинам. Во-первых, невиновный подозреваемый дает лживые ответы на контрольные вопросы, но правдивые на значимые.

Во-вторых, поскольку испытуемый отвечает нечестно на контрольные вопросы, на которые экзаменатор делает настолько сильный акцент, и поскольку он знает, что дает правдивые ответы на значимые вопросы, то будет больше обеспокоен ответами именно на контрольные вопросы. С другой стороны, ожидается, что у виновных подозреваемых те же самые контрольные вопросы вызовут меньшее возбуждение, чем значимые вопросы. Виновный подозреваемый дает лживые ответы на оба типа вопросов, тогда как в принципе оба типа вопросов должны приводить к аналогичным физиологическим реакциям. Однако поскольку значимые вопросы представляют для него самую серьезную угрозу, они приведут к более сильной физиологической реакции, чем контрольные. Виновный подозреваемый может рассуждать так: «Если экзаменатор поймет, что я лгу, отвечая на значимые вопросы, для меня все кончено, но все же остается небольшая надежда, если экзаменатор заметит, что я солгал и по контрольным вопросам».

После того как сформулированы вопросы и экзаменатор убедился, что испытуемый понимает их смысл и будет отвечать только «да» или «нет», начинается второй этап, так называемый стимулирующий тест. Цель стимулирующего теста - убедить испытуемого в точности техники и в том, что полиграф способен выявить любую ложь. Для проведения тестирования на полиграфе очень важно, чтобы испытуемый верил в непогрешимость теста. Убеждение в 100%-ной точности теста увеличит страх разоблачения у виновного подозреваемого при ответе на значимые вопросы («Нет никакого способа обмануть этот прибор») и прибавит уверенности невиновным («Прибор работает точно, и поскольку я невиновен, то буду оправдан»). Обратная ситуация может наблюдаться в том случае, если испытуемые не верят в точность полиграфа. Тогда виновные подозреваемые могут стать более уверенными («Ничего еще не потеряно, все же есть шанс обыграть полиграф»), а невиновные - почувствовать больший страх («Я знаю, что невиновен, но что покажет этот прибор? Я очень надеюсь, что полиграф не совершит ошибок»).

Для проведения стимулирующего теста часто используется карточная игра. Испытуемого просят выбрать карту из колоды, запомнить ее и вернуть обратно. Затем экспериментатор показывает несколько карт, а испытуемому предлагается отвечать «нет» на появление каждой карты. После этого экспериментатор оценивает ответы полиграфа и сообщает испытуемому, какую карту он выбрал. Очень часто экзаменатор делает правильный выбор, поскольку показ нужной карты почти автоматически вызовет у испытуемого физическую реакцию, например как следствие напряжения, связанного с тем, обнаружит ли экзаменатор ложь в этом конкретном случае. Карточный тест позволяет экзаменатору установить паттерн реакции испытуемого при сообщении лжи и правды. При этом экзаменатор открыто говорит об этом испытуемому.

Экзаменаторы всегда подвергают себя риску принять неверное решение и оказаться в глупом положении, что имело бы катастрофические последствия. Если испытуемому называют четверку червей, тогда как на самом деле нужна была пятерка виней, продолжать тестирование, возможно, стало бы бесполезным. Для того чтобы избежать ошибки, экзаменаторы иногда прибегают к хитрости, например помечают нужную карту или пользуются (в тайне от испытуемого) такой колодой, которая содержит только один тип карт (Bashore & Rapp, 1993). Очевидно, что в этом случае экзаменатор не показывает карты испытуемому, а только называет предполагаемую карту. Другие экзаменаторы не пользуются карточными играми, вместо этого они убеждают испытуемых в эффективности методики при помощи хорошо оборудованного офиса, различных дипломов и сертификатов в рамках, украшающих стены (Bull, 1988).

После проведения стимулирующего теста наступает очередь третьего этапа - основного теста. Вот пример последовательности нейтральных/значимых/контрольных вопросов в случае кражи фотокамеры,

Н-1 Вы живете в США? «Да»

К-1 За первые 20 лет вашей жизни вы когда-нибудь брали то, что не принадлежало вам? «Нет»

3-1 Вы брали эту фотокамеру? «Нет»

Н-2 Ваше имя Рик? «Да»

К-2 До 1987 года вы когда-нибудь совершали что-либо непорядочное или незаконное? «Нет»

3-2 Вы брали эту фотокамеру со стола? «Нет»

Н-3 Вы родились в ноябре? «Да»

К-3 До 21 года вы когда-нибудь лгали с целью избежать проблем или причинить неприятности кому-либо другому? «Нет»

3-3 Имеете ли вы какое-нибудь отношение к краже этой фотокамеры? «Нет»

Точная формулировка контрольных вопросов зависит от конкретных обстоятельств. Одинаковая последовательность вопросов задается по крайней мере три раза, для того чтобы исключить случайные различия в физиологических реакциях между контрольными и значимыми вопросами. То есть может так произойти, что невиновный испытуемый случайно даст очень сильную реакцию на один из значимых вопросов. Чем больше вопросов задает экзаменатор, тем меньше будет влияние случайных реакций на окончательный результат.

Последний, четвертый, этап теста заключается в интерпретации диаграмм полиграфа. Существует два метода интерпретации данных, а именно, общий подход и подход числового выражения. В рамках общего подхода полиграфолог составляет впечатление о физиологических реакциях испытуемого на тест. Затем эта информация произвольным образом комбинируется с оценкой фактического материала случая (криминальное прошлое испытуемого, улики) и поведения испытуемого во время тестирования, для того чтобы принять итоговое решение о его правдивости.

В рамках метода числового выражения проводятся сравнения между реакциями на значимые вопросы и последующие контрольные вопросы (3-1 сравнивается с К-1,3-2 сравнивается с К-2, а 3-3 - с К-3). Возможны четыре варианта. Если различий в физиологической реакции нет, присваивается значение 0. Если различия заметные, ставится 1 балл, тогда как 2-3 балла присваиваются, соответственно, сильным и очень выраженным различиям. Од-, нако стандартизированные правила определения того, что означает «заметное», «сильное» или «очень выраженное» различие, отсутствуют. Согласно Раскину, чаще всего ставится оценка 0 или 1 балл, реже - 2 балла и очень редко 3 (Raskin, Kircher, Horowitz & Honts, 1989). Если реакция сильнее на значимый вопрос, чем на контрольный, присваивается отрицательное значение (-1, -2 или -3). И наоборот, если реакция слабее на значимый вопрос, чем на контрольный, ставится положительная оценка (+1, +2 или +3). Затем показатели суммируются, и выводится общая оценка по тесту. Окончательный результат теста основан на этой общей оценке. Если она достигает отметки -6 или ниже (-7, -8 и т. д.), экспериментатор приходит к выводу, что подозреваемый тест не прошел и, следовательно, виновен. Если общая оценка +6 или выше (+ 1, +8 и т. д.), экзаменатор считает тест пройденным, а подозреваемого невиновным. Оценки в диапазоне от -5 до +5 указывают на неопределенный результат. Реакции на первый контрольный и значимый вопросы часто игнорируются, так как испытуемые иногда демонстрируют неадекватно сильные реакции на первые вопросы вследствие отсутствия опыта знакомства с полиграфом или нервозного состояния, связанного с расследованием.

Неофициальный, пятый, этап тестирования включает сообщение испытуемому непосредственно после теста, что он или она лжет. Также испытуемого просят задуматься о том, почему стало возможным, что диаграммы полиграфа указали на сообщение лжи. Для того чтобы ускорить мыслительный процесс, экзаменатор на некоторое время покидает комнату. Цель пятого этапа - добиться признания. Испытуемый может испытать тревогу на этом этапе, решить, что игра кончена, и поэтому признаться в совершении преступления. Именно так произошло в одном случае, когда после обвинения во лжи экзаменатор на время покинул комнату, чтобы понаблюдать за испытуемым из другого помещения через одностороннее зеркало. Испытуемый, явно расстроенный, продолжал смотреть на диаграммы полиграфа, затем решился и начал их поедать - почти 6 футов бумаги 6 дюймов в ширину. Дождавшись окончания трапезы, экзаменатор вернулся как ни в чем не бывало, наклонился к полиграфу и спросил: «Что случилось? Он съел их?» Испытуемый воскликнул: «Боже мой, значит, эта штука и разговаривать может?» - и признался в совершении преступления.

Подготовку к тестированию на полиграфе вполне можно считать произведением искусства. Для успешного тестирования специалист-полиграфолог должен сформулировать контрольные вопросы таким образом, чтобы вызвать у невиновных подозреваемых более сильные физиологические реакции, чем на значимые вопросы. С другой стороны, у виновных подозреваемых эти контрольные вопросы должны вызвать менее выраженные физиологические реакции по сравнению со значимыми вопросами. Конечно, нелегко сформулировать вопросы, которые соответствовали бы этим критериям. Если экзаменатор слишком сильно напугает испытуемого контрольными вопросами, то появится риск, что вина не будет выявлена у виновных подозреваемых. В таком случае физиологические реакции на контрольные вопросы могут быть такими же, что и на значимые вопросы, и результаты теста будут неубедительными. Еще одна проблема, касающаяся слишком «трудных» контрольных вопросов, заключается в опасности причинить вред психике испытуемого. С другой стороны, если экзаменаторы не вызовут контрольными вопросами достаточного смущения у испытуемых, они рискуют обвинить невиновных подозреваемых, поскольку в таком случае физиологические реакции на значимые вопросы могут быть сильнее, чем на контрольные.

Все зависит от навыков специалиста проводить серьезный критический разбор тестирования. Для получения точного результата решающее значение имеет уровень психологической чувствительности и искушенности экзаменатора, а также его опыт. К сожалению, многим не хватает соответствующей подготовки в области психодиагностики, и они не знакомы с базовыми концепциями и требованиями стандартизированного психологического теста. Эти проблемы усиливаются, когда экзаменатор формулирует и предъявляет контрольные вопросы испытуемому, поскольку очень трудно стандартизировать формулировку и процедуру обсуждения вопросов для всех испытуемых. Многое зависит от того, каким образом испытуемый воспринимает контрольные вопросы и реагирует на них по ходу предварительного интервью.

Критика теста контрольных вопросов

Тест контрольных вопросов вызывает серьезную критику у его оппонентов. Наиболее существенные замечания описаны ниже.

Данный тест предполагает, что невиновные подозреваемые дают более сильные физиологические реакции на контрольные вопросы, чем на значимые вопросы. Психолог Пол Экман (1992) приводит пять причин, почему некоторые невиновные подозреваемые могут демонстрировать обратную картину и испытать более сильное возбуждение в ответ на значимые вопросы, чем на контрольные.

  1. Невиновные подозреваемые могут думать, что полиции свойственно ошибаться. Действительно, если их попросили пройти тестирование на полиграфе, то полиция уже совершила ошибку, обвинив их в преступлении, которое они не совершали. Возможно, они уже пытались убедить полицию в своей невиновности, но безуспешно. Хотя, с одной стороны, невиновные испытуемые могли бы рассматривать тест как возможность доказать невиновность. Но с другой стороны, также возможно, что они могут бояться, как бы те, кто уже совершил ошибку, обвинив их в преступлении, не сделали еще больших ошибок. Другими словами, если методы полиции настолько ненадежны, что ошибочно навлекли подозрения на невинного человека, почему бы и тестам на полиграфе также не быть ошибочными?
  2. Невиновный подозреваемый может думать, что полиция несправедлива. Люди могут не любить или не доверять полиции и поэтому бояться, что экзаменатор на полиграфе также будет неверно оценивать или обманывать.
  3. Невиновный подозреваемый может думать, что приборы совершают ошибки. Например, он мог испытывать трудности со своим персональным компьютером или другими техническими приспособлениями и поэтому не верить в то, что прибор может быть безупречным.
  4. Невиновный подозреваемый испытывает страх. Тот, кто испытывает генерализованный страх, может реагировать сильнее на значимые вопросы, чем на контрольные.
  5. Как уже говорилось ранее, подозреваемый, даже в случае его невиновности, эмоционально реагирует на события, связанные с преступлением. Допустим, невиновный мужчина подозревается в убийстве своей жены. Когда его спрашивают об убийстве в значимых вопросах, воспоминания об умершей жене могут пробудить сильные чувства по отношению к ней, которые будут зарегистрированы на диаграммах полиграфа.
  6. Можно добавить и шестую причину. Тест, валидность которого зависит от хитроумной уловки, уязвим в том смысле, что уловка должна быть успешной, иначе тест будет неэффективным. Поэтому испытуемые должны верить в то, что тест безошибочен, а контрольные вопросы имеют решающее значение. Согласно Элааду (1993) и Ликкену (1988), невозможно, чтобы все испытуемые этому верили.

Существуют десятки книг и статей, в которых дается информация о тесте, включая описание деталей стимулирующего теста, характера контрольных вопросов и того факта, что тест иногда совершает ошибки. Информация о тесте появляется даже в популярных газетных статьях. Конечно, те, кто проходит тестирование на полиграфе, имеют доступ к этой литературе и вполне могут с ней ознакомиться. Поэтому маловероятно, чтобы испытуемые, знакомые с методикой проведения теста и/или его погрешностями, поверили лживым рассказам экзаменатора о важности контрольных вопросов и о том, что полиграф никогда не ошибается.

По-видимому, тестирование на полиграфе будет становиться все менее эффективным при работе с людьми, которые не верят экзаменатору. Скептически настроенные невиновные подозреваемые имеют веские причины для сильного беспокойства при ответе на значимые вопросы, поскольку искаженные результаты теста - а они всегда возможны, если тест не является безошибочным, - приведут к обвинению в преступлении, которого они не совершали.

Дополнительная сложность заключается в том, что полиграфолог может так никогда и не узнать, подходят ли для достижения желаемого эффекта те контрольные и значимые вопросы, которые он собирается задать. Многие специалисты утверждают, что полиграфологам следует регистрировать поведенческие проявления испытуемых во время предварительного теста. Однако это очень трудная и рискованная задача. Экман и О"Салливан (1991) специально исследовали специалистов по тестированию на полиграфе и обнаружили, что они особенно затрудняются выявить ложь на основе поведенческих проявлений.

И наконец, реакции испытуемых на контрольные вопросы чаще всего являются не «заведомой» ложью, а лишь «предполагаемой». Полиграфолог только предполагает, что ответы испытуемого на эти вопросы лживые, но у него нет в этом абсолютной уверенности. Конечно, когда предположения, сделанные экзаменатором, неверны, контрольные вопросы не приведут к желаемому результату, поскольку в этом случае испытуемый действительно говорит правду.

Может возникнуть такая ситуация, когда уверенность полиграфолога в виновности испытуемого еще до тестирования на детекторе лжи окажет влияние на результат теста. Как правило, испытуемый не является совершенно незнакомым человеком, полирафологу обычно известны важные детали его биографии (включая информацию из уголовного дела). Также полиграфолог составляет определенное субъективное впечатление об испытуемом (негативное или позитивное) во время предварительного интервью, в котором формулируются контрольные и значимые вопросы. Если он считает, что подозреваемый невиновен, результатом может быть непроизвольное давление на испытуемого во время контрольных вопросов. В итоге повышается вероятность того, что тестирование покажет «невиновен». С другой стороны, если полиграфолог заранее считает подозреваемого виновным, это может привести к постановке слишком сильного акцента на контрольных вопросах. В этом случае итогом теста будет «виновен».

Следует признать решающую роль, которую играет субъективность полиграфологов по отношению к возможным ошибкам и оценке этих ошибок в зависимости от обстоятельств. Поскольку обстоятельства дела известны экзаменатору еще до проведения теста на полиграфе и поскольку тест не стандартизирован, возможно, что не только результаты будут оцениваться на основе информации об испытуемом и установок экзаменатора, но также и проведение теста будет зависеть от этих предубеждений. Так как тест является психологическим в том смысле, что включает сложные, напоминающие интервью интеракции между экзаменатором и испытуемым, любые искажения в подготовке и проведении теста могут привести к результату, соответствующему этим искажениям. Поэтому различным испытуемым, которые обвиняются в совершении тех или иных преступлений, могут быть предложены совершенно разные тесты, хотя все они называются одним именем - полиграфический тест. На самом деле термин тест сам по себе вводит в заблуждение, поскольку подразумевает относительно стандартизированный метод исследования, как, например, тест IQ, который хотя и является противоречивым, но по существу дает один и тот же результат у компетентных диагностов.

Таким образом, результат теста отражает предварительные субъективные убеждения экзаменатора в виновности испытуемого. Указанные трудности можно преодолеть, используя компьютерную метод обработку данных полиграфа, в которой «человеческий фактор» сведен к минимуму. Другим решением служит привлечение независимых экспертов, которые не знакомы с испытуемым и расследуемым делом. Так, большинство тестов на полиграфе, проводимых на правительственном уровне в США, проверяются специалистами по контролю качества, которые оценивают только диаграммы и не имеют возможности наблюдать поведение испытуемых.

Существует и этическая сторона теста на полиграфе, поскольку введение в заблуждение испытуемого играет в нем решающую роль. Можно спорить, насколько уместно применять обман. Сторонники этого теста, говорят, что цель оправдывает средства и что важно заставить сознаться опасных преступников, обманывая их по необходимости. Также сторонники считают, что тестирование на полиграфе иногда выгодно невиновным подозреваемым, а именно когда тест подтверждает, что они невиновны.

Противники теста указывают на то, что обманывать подозреваемых недопустимо, поскольку возможны негативные последствия. Например, это может подрывать доверие общественности к полицейским службам и другим учреждениям, которые проводят тестирование на полиграфе, или подозреваемые могут решить, что им позволено лгать, поскольку специалисту-полиграфологу разрешается лгать им. И наконец, подозреваемые могут принять решение прекратить сотрудничество со следственными органами, когда они обнаружат, что были обмануты (сотрудничество иногда необходимо для получения дополнительных сведений, поскольку зачастую результаты тестирования на полиграфе не считаются доказательством на суде).

Помимо споров на тему уместности или желательности обмана подозреваемых часто это еще и противозаконно, поскольку во многих странах методы расследования, включающие обман подследственных лиц, неприемлемы законом. Следовательно, в этих странах информация, полученная при помощи тестов на полиграфе, практически никогда не может быть использована в качестве доказательства на суде.

Vrij A. Detecting Lies and Deceit. New York. 2000