Что можно и что нельзя перед причастием? Добавить свою цену в базу Комментарий. Что можно есть в пост: как поститься перед причастием

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех - долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена!

Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений - просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях.

Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью.

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь....Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер". Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается "вскладчину" Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней - среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена

Здравствуйте, Елена!

Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он не хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же - это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катерина!

Вы правы - если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина

Здравствуйте, Марина!

Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)?

Здравствуйте, Анастасия!

Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа).

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост - разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.



Copyright 2004

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Часто можно встретить вопрос следующего характера: “Сколько дней поститься?” И, как правило, его задают люди, которые не понимают всего смысла данного события и его роли в жизни настоящего христианина.

  • соблюдение поста;
  • посещение вечернего богослужения накануне обряда;
  • прочтение молитвенного правила, необходимого Причащения;
  • строгое воздержание в день самого Причастия;
  • исповедь священнику и его допущение до таинства;
  • присутствие на Божественной литургии от начала и до конца.

Сколько поститься перед Причастием

Приготовление к Причащению (говение) длится, как правило, 3 дня и касается как физической, так и духовной сторон жизни человека:

  • физическая (телесная) чистота – это воздержание от супружеских отношений и ограничение в еде. В эти дни следует полностью исключить животную пищу и рыбу, а сухую еду употреблять в достаточно умеренном количестве;
  • духовное очищение заключается в посещении богослужения в церкви, чтении определённых молитв и канонов.

Отказаться от пищи (поститься) нужно уже после полуночи, так как приступать к таинству принято натощак. Также человек, который готовится к обряду, должен изгнать все негативные мысли и погасить злобу. Лучше провести время в уединении и за чтением Слова Божия.

Непосредственно перед Причастием (вечером или утром) происходит исповедь. Без неё никто не может быть допущен к Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев, граничащих со смертельной опасностью.

Как поститься перед исповедью

Перед исповедью также желательно в течении трёх дней придерживаться поста физического и духовного. Нужно помнить о том, что от этого обряда зависит Причащение, а значит, и дальнейшее очищение человека.

Очень часто его прохождение оказывается очень сложной и непосильной задачей. И если христианин уже встал на этот путь, значит, он преисполнен силою и волею для дальнейшего пути. Кроме поста телесного, нужно не забывать и о чистоте помыслов: не подвергаться ругани, праздным мыслям и развлечениям, делать добрые дела.

Поститься перед исповедью, что можно есть

Для полного духовного очищения накануне исповеди следует питаться таким образом:

  • питаться крупами, овощами и фруктами;
  • употреблять рыбу;
  • исключит пищу животного происхождения;
  • алкоголь и табак запретить категорически.

Постятся ли беременные?

Но если женщина, находящаяся в таком положении, желает поститься, она может делать это не по всей строгости, но обязательно стараться не есть мясных продуктов и проходить очищение духовное, так как от этого зависит здоровье и жизнь её ребёнка.

Постятся ли дети?

В данном вопросе также много противоречий. Поэтому изначально ребёнку, который находится уже в осознанном возрасте (начиная с семи лет), нужно правильно и доходчиво объяснить значение и смысл поста. Ведь дети не понимают до конца, что значит ограничивать себя и зачем это делать. Здесь будет уместно провести работу по подготовке к посту по таким пунктам:

  • пост – это не диета;
  • зримость времени поста (календарь);
  • среди других детей (не афишировать, но и не стесняться);
  • пост – потребность или прихоть;
  • воскресные радости и праздник ожидания;
  • с каждого по его мере.

Если же все эти пункты изучены, и ребёнок готов попробовать свои силы – нужно просто помочь ему словом и делом. И помните, что главное – это собственный пример.

Пост – поистине великое таинство, которое человек проходит самостоятельно, и только от него самого зависит результат, а он всегда требует сил и веры. Поститься – значит стать на шаг ближе к Господу, постепенно обретая его духовное благословение и праведную благодать.

Молитва постящегося (Иисусова молитва, молитва грешника)

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»;

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»;

«Господи, Исусе Христе, помилуй мя»;

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»;

«Господи, помилуй».

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о посте перед причастием:

В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие - таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой - перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?

Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары - это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.

Важность поста перед причащением

О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.

Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело - воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?

Смысл говения

Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.

Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.

Количество дней поста

Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.

В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какие бывают посты

Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).

Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какой пост следует соблюдать перед исповедью

Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.

Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).

Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.

Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.

Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.

Вместо заключения

Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).

Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.

Строка поиска: ПРИЧАСТИЕ

Найдено записей : 17

Здравствуйте, батюшки! Разъясните, пожалуйста, необходимо ли младенцам перед причастием соблюдать евхаристический пост?

Александр

Александр, младенцам перед причастием необязательно соблюдать евхаристический пост, но по мере возраста их нужно постепенно приучать к этому, чтобы к 7 годам они уже могли причащаться хотя бы с небольшим, но постом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, перед причастием можно соблюдать пост по православному календарю (когда, например разрешена рыба в пятницу) или нужен особый строгий пост? И как поститься перед причастием, когда нет многодневного поста, если соблюдаешь пост в среду и пятницу, получается не 3 дня, а всегда 4, или четверг можно не поститься? Большое спасибо!

Анастасия

Анастасия, если Вы готовитесь к причастию в то время, когда многодневного поста нет, то пост перед причастием составляет обычно три дня, если Ваш духовник не назначил иного. В дни многодневных постов, если есть силы, можно усугубить свой пост перед причастием, например, не есть рыбы. Это очень благочестиво.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Ребенок пошел в школу, где обязательное питание. Отказываться от еды не разрешают, но можно выбрать блюдо, постных блюд нет. Посоветуйте, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как подготовить ребенка к причастию, ведь надо соблюдать пост хотя бы 3 дня?

Инна

Здравствуйте, Инна. Если до поступления в школу Вы заставляли ребенка поститься три дня перед причастием, то Вы поступали неправильно. Ребенок Ваш не постился, а вынужденно голодал. Пост - это добровольное воздержание от пищи. Ребенку, вплоть до подросткового возраста, достаточно воздержаться только от мяса в постные дни. Это правило не трудно выполнить даже в школьной столовой. Обычай трехдневного говения пришел из дореволюционной России, кода распространилась чудовищная практика исповедоваться и причащаться один раз в год. Устав предписывает поститься в среду и пятницу, в многодневные посты (Великий, петров, успенский и рождественский), в сочельники, на усекновение главы Иоанна Крестителя и на Крестовоздвижение. Евхаристический пост особый, он строгий, начинается с полуночи и продолжается до причащения. Эти правила общие для всех, а трехдневное говение полезно тем, кто исповедуется и причащается крайне редко, или впервые.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! К вере пришла совсем недавно, очень хочу жить по заповедям, совсем скоро Рождественский пост. Мой муж крещенный, но, можно сказать, неверующий. Подскажите, батюшка, как мне быть, как соблюсти пост и мужа не обидеть (я имею в виду супружеские отношения). Во время Великого поста, я его соблюдала, моя душа внутри плакала, я чувствовала постоянную вину внутри души. С мужем живем 18 лет, он согласился обвенчаться. Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Наталья, по слову апостола Павла, муж и жена воздерживаются друг от друга "ради молитвы". Но ваш муж пока далек от церковной жизни и станет еще дальше, если Вы жестко ограничите ваши супружеские отношения. То есть, вместо желаемого воцерковления, Вы получите обратный эффект. Интимные отношения супругов не являются грехом, не являются чем-то нечистым, если они связаны супружеской любовью. Придерживайтесь простого правила - воздерживайтесь несколько дней перед причастием и накануне больших праздников. Можно также отказаться от них на первой седмице Великого Поста и Страстной. Думаю, пока для Вас этого будет достаточно. Сохраните семью, супружескую любовь, веру, а остальное приложится.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Объясните мне, пожалуйста, один момент, связанный с подготовкой к Причастию. Мне 13 лет, раньше не причащалась и не исповедовалась, но очень хочу, начала ходить на воскресные службы, молиться дома. В Церкви мне сказали, что для Причастия нужно хотя бы 3 дня поститься, прочесть каноны, отстоять вечернюю службу и исповедаться. У меня возникла проблема: каноны - молитвы длинные требующие времени, а я при всём желании чисто физически не смогу прочесть все каноны один за другим, а как их сократить, я не поняла, можно ли читать один канон в день и не в течении 3 постных дней? И ещё один вопрос - обязательно ли полное воздержание от мясной, молочной пищи и яиц, просто родных мои попытки поститься в среду и пятницу пугают, а тут сразу 3 дня, может быть, здесь могут быть какие-нибудь послабления? Мои близкие очень много делают для моей духовной жизни, а я своими религиозными опытами их сильно расстраиваю, довожу до слёз, поэтому не хочу, чтобы у них была неприязнь к Церкви из-за того, что я что-то из Устава делаю неправильно. Извините за такое долгое письмо. Дай вам Бог всего самого лучшего!

Ксения

Ксения, конечно, очень хорошо будет, если Вы сможете помолиться и попоститься перед причастием, как следует, но мне тоже кажется, что для первого раза сделать все в полном объеме может быть несколько трудновато. Поэтому, я думаю, надо попытаться найти срединный вариант: выбрать для себя то количество дней и то количество молитв, которые Вы сможете совершить, не подвергая себя сразу непривычным для Вас нагрузкам. Мне думается, если Вы уже соблюдаете пятницу, то можно вдобавок к ней в посте провести еще и субботу, а в воскресенье причаститься. В отношении молитв: постарайтесь прочесть обязательно Последование ко Святому Причащению и хотя бы один канон, например, Покаянный. Остальное – по мере Ваших сил. Кстати, Вы можете совершать правило к причастию не сразу, растянув чтение канонов на несколько дней. Одним словом, готовьтесь по мере сил, но с усердием, не спустя рукава, а на исповеди, если священник спросит, как именно Вы готовились, объясните ему, как и почему, я уверен, он снисходительно отнесется к Вашей немощи для первого раза. Но в будущем старайтесь привыкать к посту и полному молитвенному правилу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Считается ли грехом, если утром перед Причастием закапать в нос средство от насморка? Просто иногда часть этого средства попадает и в горло, и, соответственно, в желудок. Не могу сказать, что закапывание носа - это крайняя необходимость, но заложенность носа доставляет определенные неудобства.

Алексей

Нет, это допустимо. Перефразируя известный совет святителя Филарета, можно сказать: лучше с закапанным носом думать о Боге, чем с незакапанным - о соплях.

диакон Илья Кокин

Дорогой батюшка, как я могу помочь мужу избавиться от огромной зависимости к курению? Знаю, что нужно бросать в первый день Великого поста. Может, еще есть в течении года такие благодатные дни? Он постоянно пытается, но тщетно. Может, есть какая-то специальная молитва? И за что у человека образуется такая греховная привычка, от которой избавиться нет возможности? Он ходит и на исповедь, и на причастие. Правда, не так давно. И постился в Великий пост. Есть ли у него шанс? Эта привычка очень подрывает его здоровье. Заранее Господу и Вам безгранично благодарна. Простите, что занимаю Ваше драгоценное время.

Светлана

Дорогая Светлана, Ваш муж может бросить курить в любое время, когда он будет психологически готов бороться с этой страстью. Очень хорошо при этом принимать специальные препараты по назначению врача. Молитесь святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы по его молитвам Ваш супруг избавился от вредного пристрастия. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Я сейчас готовлюсь к причастию (с 23.05.2013 по 26.05.13). Я знаю, что в эти дни нужно поститься, и хотела бы спросить, можно ли при этом есть рыбу?

Екатерина

Екатерина, по большому счету рыбу есть тоже нежелательно перед причастием. Но если Вам пока тяжело обойтись без рыбы, то можете кушать. Но все-таки постепенно нужно привыкать поститься перед причастием построже – без рыбы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я готовлюсь к Причастию, хочу сходить в храм в воскресение. Начала поститься и тут же в первый день нарушила пост: купила пакетик чипсов. Поначалу я не заметила, что в состав входят молочные продукты, а потом увидела, но всё равно доела. Скажите, пожалуйста, можно ли продолжать держать пост и идти на Причастие? Или стоит перенести на другой день. Вся проблема в том, что я уже договорилась с отцом, чтобы он отвёз меня в храм, и, если я не поеду сейчас, то уже не знаю, когда поеду вновь. Заранее спасибо.

Анастасия

Анастасия, нужно быть всегда внимательным к своей жизни, к тому, что мы едим, что говорим, что делаем. Поститься продолжайте и к причастию готовьтесь. Я думаю, ничего страшного не произошло. Вы же не специально съели, а по невниманию. На исповеди скажите об этом священнику.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте батюшка! Я решила для себя причащаться часто (каждое воскресенье), особенно в пост. Но меня смущает, что я постоянно должна читать каноны и последование, а у меня это не всегда получается, т. к. маленький ребенок мешает сосредоточенно читать и молиться, и нет столько времени, да и муж и родители неверующие, и их раздражает, что я все время что-то читаю. Да и мне самой как-то при них стыдно молиться. Я стараюсь уединяться для молитвы, но это у нас дома почти невозможно. В прошлое воскресенье я вообще причастилась без подготовки, теперь как-то не по себе. Как же готовиться мне ко причастию, ведь я не в монастыре. А когда я редко причащаюсь (раз в месяц), потом очень тяжело опять настроиться на нормальную духовную жизнь.

Елена

Елена, Причастие - это Тело и Кровь Самого Христа. Мы в себя принимаем Самого Бога, и, конечно, к таинству Причастия нужно обязательно готовиться каждый раз. Нельзя допускать "привычки к Таинству", нельзя приступать к таинству без подготовки. Нужно обязательно читать правило ко причащению, поститься, молиться. Вас не заставляют причащаться каждое воскресенье, а если Вы сами так решили, то будьте добры исполнять все, как положено, и каноны все нужно вычитывать, и молитвы ко причащению читать, и пост соблюдать, и мир духовный нужно хранить. Да и относительно частоты причащения Вам нужно со своим духовником поговорить. Так как Вы причащаетесь, без подготовки, - нельзя. Лучше причаститься реже, но как положено, и тогда совесть будет спокойной и мир будет в душе

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Если соборовались во время рождественского поста, то можно ли собороваться сейчас, чтобы очиститься от забытых грехов?

Елена

Елена, собороваться, конечно, хорошо. Обычно мы соборуемся один-два раза в год. Думаю, Вам можно собороваться в Великий пост, но чаще собороваться не нужно. Соборование больше предусмотрено для больных людей. Старайтесь больше смотреть внутрь себя и искоренять страсти, которые Вы там увидите, через покаяние и причастие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Планировала на этой неделе причаститься (причащаюсь 1 раз в месяц), но ведь на этой неделе нет поста, а я упустила это из вида, и у батюшки в выходной не спросила, как быть. Как подготовиться на этой неделе к причастию, если нет поста, или попоститься хотя бы пятницу, если хочу причащаться в субботу?

Светлана

Светлана, я думаю, если Вы не уточнили у своего батюшки, как готовиться, то причастие один разок можно пропустить, в конце концов, что значит "планирование" причастия? А на будущее – уточняйте подробнее и со спокойной душой исполняйте, как послушание.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, перед Причастием нельзя кушать. А можно ли чистить зубы перед Причастием?

Ольга, перед Причастием чистить зубы можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужно ли поститься перед Причастием в период от Рождества до Пасхи? Я слышал, что в какой-то период в году пост соблюдать перед этим не нужно. Есть ли такой период? И если есть, уточните, когда он происходит? Спасибо.

Дмитрий

Дмитрий, перед Причастием поститься нужно всегда. Причащаться в посты надо чаще, чем в те дни, когда нет поста. Есть дни в течение всего года, когда пост отменяется, но в эти дни без поста можно причащаться только тем христианам, которые соблюдают все посты в течении всего года, но даже и в этом случае они должны воздерживаться от мясной пищи. Вам, как, я думаю, человеку малоцерковному, перед каждым причастием надо постится, надо приучать себя к соблюдению церковных правил, для Вашего же блага. К тому же, поскольку Вы не знаете, когда можно поститься, а когда не постятся независимо от Причастия - приобретите себе церковный календарь, там обозначены постные и непостные дни в течение всего года.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, поздравляю Вас с праздником Крещения Господня! Благодарю за подробные и быстрые ответы. У меня еще один маленький вопрос: я готовилась к исповеди, постилась, а на Святках позволила себе консервы "печень трески" и не обратила внимания на состав, раньше кроме печени там ничего не было, а теперь там сухое молоко! Увидела я это случайно, уже после исповеди. Я решила, что на Причастие мне нельзя. Права ли я? Заранее благодарна за ответ. Спасибо Бог.

Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов