Что может показать ээг головы у ребенка. Расшифровка показателей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга

Любые обследования, касающиеся определения состояния головного мозга у детей, вызывают у их родителей бурю переживаний. На самом деле большинство методов диагностики, применяемых в педиатрии, абсолютно безболезненны и безопасны. Один из них – это .

Суть метода

ЭЭГ головного мозга у детей – это вид исследования активности , который основывается на фиксации электрических потенциалов. Данный метод считается оптимальным способом получения информации о работе мозга у малышей в любом возрасте. Нервная система человека состоит из миллиардов клеток под названием нейроны. Все они обладают способностью создавать и передавать электрические импульсы. Общая активность нейронов формирует биоэлектрическую активность головного мозга. Именно она регистрируется и записывается графическим способом при ЭЭГ. В результате получается электроэнцефалограмма. Этот документ с множеством кривых линий информирует врача о том, как протекают процессы в мозге ребенка: в нормальном режиме или же они подверглись патологическим изменениям.

Показания к проведению процедуры

Получив от доктора направление на энцефалографию и узнав ответ на вопрос: «Что это – ЭЭГ головного мозга?», мама и папа, естественно, начинают со страхом думать о том, а зачем эта процедура нужна их ребенку. Вместе с тем она рекомендуется не только при подозрении на наличие того или иного заболевания, но и для стандартной оценки работы мозга малыша. Энцефалографию ребенку может предписать психиатр, невролог или нейрофизиатр. Стандартные показания к проведению процедуры следующие:

  • судороги и припадки мозгового происхождения;
  • травмы головного мозга;
  • опухоли и другие заболевания головного мозга;
  • оценка адекватности развития детей первого года жизни;
  • частые головные боли, головокружение, потеря сознания;
  • нарушение сна, в том числе лунатизм;
  • раздражительность, вспыльчивость;
  • необъяснимый регулярный плач;
  • неустойчивое артериальное давление.

Как видно, данное исследование назначается при очень многих проблемах, связанных с работой нервной системы. А все потому, что ЭЭГ головного мозга выявляет основные нарушения в его функционировании. Энцефалография позволяет не только диагностировать такие заболевания, как ДЦП, минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, синдром вегетативной дистонии, эпилепсия и прочие, но и подобрать препараты для их лечения, а также оценить эффективность терапии.

Кроме того, даже если у малыша не наблюдается серьезных заболеваний, но есть трудности в поведении и развитии, ему показана ЭЭГ. Эта процедура способна помочь доктору определить причины и степень выраженности патологий при отставании в речевом и моторном развитии, проблемах с памятью и вниманием, гиперактивности и так далее. Также ЭЭГ рекомендуется детям школьного возраста в том случае, если они слишком сильно утомляются или перенапрягаются.

Подготовка ребенка

Перед тем как сделать ЭЭГ головного мозга, малыша необходимо подготовить. Поскольку процедура энцефалографии предполагает установку на голову ребенка электрических датчиков, накануне дня обследования рекомендуется вымыть ему волосы детским шампунем. Дальнейшие особенности подготовки зависят от возраста чада.

Младенцам делают ЭЭГ только в состоянии сна, как правило, это происходит днем. Чтобы малыш наверняка уснул, при назначении времени процедуры желательно учитывать его привычный график сна и бодрствования. Также врачи советуют покормить кроху непосредственно перед сеансом из бутылочки. Если же он находится на естественном вскармливании, то маме стоит сцедить молоко.

Детям после года энцефалография проводится в период бодрствования. При этом очень важно, чтобы ребенок вел себя спокойно и четко выполнял указания врача. Особенно сложно реализовать это условие с двух-трехлетними непоседами. А значит, родителям стоит уделить особое внимание психологической подготовке сына или дочки. Вот, что рекомендуют психологи:

  • Во-первых, с чадом стоит поговорить, описав будущее обследование как веселую и безопасную игру. Например, можно сказать, что ему предстоит стать космонавтом или супергероем.
  • Во-вторых, лучше всего взять с собой в клинику игрушки и книжки, которые смогут отвлечь и утихомирить кроху. Это могут быть хорошо знакомые и любимые забавы или, наоборот, новые и захватывающие.
  • В-третьих, чтобы малыш не капризничал, его необходимо покормить незадолго до ЭЭГ. Кроме того, следует постараться спланировать режим дня так, чтобы на момент сеанса ребенок еще не хотел спать.
  • В-четвертых, в некоторых случаях во время процедуры от крохи требуется выполнение определенных действий (открывание глаз, дыхание в заданном темпе, прохождение тестов).

Все это имеет смысл отрепетировать дома в спокойной обстановке. Кроме того, поскольку чаду будет нужно надевать специальную шапочку, желательно включить этот момент в процесс подготовки. Стоит отметить, что если ребенок регулярно принимает какие-либо медикаментозные препараты, то отказываться от них перед ЭЭГ нельзя. Следует просто сообщить об этом доктору. Энцефалография не имеет противопоказаний, но эту процедуру не проводят, если у ребенка наблюдается насморк и кашель. Перед сеансом с головы малыша необходимо снять все украшения, в том числе и сережки, а также распустить волосы.

Начало процедуры

Энцефалографию осуществляют в небольшой свето- и звуконепроницаемой комнате, оборудованной кушеткой или пеленальным столиком, а также регистрирующим устройством. Перед процедурой ребенку на голову надевают особую шапочку. Она может выглядеть как тканевый шлем с электродами или резиновая сетка, на которую в ручном режиме прикалывается нужное количество датчиков. С энцефалографом датчики-электроды соединяются с помощью мягких проводов. Стоит отметить, что биотоки, протекающие в электродах, очень малы и не могут навредить малышу.

Помимо этого, энцефалографическое оборудование обязательно заземляется. Перед тем как наложить датчики, доктор смачивает их гелем, водой или физраствором. Делается это во избежание образования между кожей головы и электродом воздушной подушки. Иногда требуется протереть спиртом саму кожу, чтобы убрать с нее кожный жир. Кроме того, на ушки малыша надевают клипсы-электроды, которые не проводят ток.

Особенности проведения исследования

Порядок того, как делается ЭЭГ головного мозга, определяется возрастом ребенка. Детки до года чаще всего лежат на руках у мамы или на пеленальном столике. Важно, чтобы малыш во время процедуры спал. Если кроха капризничает, то врач должен его сначала успокоить. Сеанс энцефалографии длится до 20 минут. Его цель – зарегистрировать биоэлектрическую активность мозга крохи в спокойном состоянии. Малышам постарше могут проводиться более сложные исследования. Ребенок размещается на кушетке в полулежащем положении, голова при этом не должна быть наклонена вперед, иначе могут возникнуть искажения в электроэнцефалограмме. Также необходимо, чтобы маленький пациент был полностью расслаблен. Стандартная процедура ЭЭГ включает в себя такие этапы:

  1. Запись «фоновой кривой», то есть фиксация активности мозга в состоянии покоя.
  2. Проба с открыванием-закрыванием глаз. Она позволяет исследовать работу мозга при переходе из состояния покоя к деятельности и обратно. На этом этапе ребенок должен открывать и закрывать глаза с определенным интервалом по команде доктора.
  3. Проба с гипервентиляцией. Благодаря этому упражнению можно выявить такие патологии, как эпилепсия в скрытой форме, воспаления и опухоли мозга, хронический стресс и так далее. Гипервентиляция подразумевает редкие, но глубокие вдохи и выдохи, обычно врач превращает это процесс в игру, предлагая малышу «подуть на горячее» или «погасить свечу».
  4. Проба с фотостимуляцией. Данное действие направлено на оценку адекватности психомоторного и речевого развития малыша. Также с помощью фотостимуляции можно диагностировать эпилептическую активность. Проводится проба с использованием лампочки, воспроизводящей яркие вспышки в заданном ритме, глаза ребенка при этом закрыты, но он все равно видит мелькание и реагирует на него.

Длительность обычной процедуры не превышает 30 минут, но в некоторых случаях необходимы дополнительные исследования. Врач может применить воздействие звуковыми стимулами, попросить ребенка сжимать-разжимать кулаки и провести психологические тесты. Также иногда осуществляется фотостимуляция на более высоких частотах, предварительная темновая адаптация, предполагающая нахождение малыша в затемненном помещении в течение 40 минут, или регистрация показаний во время всего периода ночного сна.

Анализ результатов

В результате ЭЭГ формируется документ под названием электроэнцефалограмма, на котором в виде кривых линий отражается активность нейронов различных участков мозга. В настоящее время итоги процедуры фиксируются не только на бумаге, но и в компьютерной программе, благодаря чему существенно упрощается процесс анализа полученных данных. Новые технологии позволяют проводить спектральный анализ ЭЭГ, просматривать отдельные участки, рассчитывать их частоту и амплитуду, преобразовывать колебания в диаграммы, карты и таблицы. Все это обеспечивает доктора наглядными и точными данными, на основании которых он может установить диагноз.

Получив на руки результат исследования, родители должны помнить о том, что расшифровка ЭЭГ головного мозга – это прерогатива лечащего врача. Дело в том, что в энцефалографии нет четкого понятия возрастных норм, активность мозговых импульсов у каждого ребенка индивидуальна, особенно это касается младенцев. Поэтому делать выводы может исключительно доктор, который учтет не только результат исследования головного мозга, но и дополнительные анализы, а также эпикризы других специалистов.

Стоит отметить, что энцефалография является абсолютно безопасной процедурой, которую можно повторять многократно. При этом важно, чтобы родители сохраняли результаты ЭЭГ, ведь в юном возрасте нервная система только созревает и характеристики ее деятельность очень изменчивы. Благодаря протоколам энцефалографии в разные периоды, врач сможет следить за динамикой развития головного мозга и адекватно оценивать картину заболевания.

Электроэнцефалография (ЭЭГ головного мозга) – это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Известно, что основными элементами центральной нервной системы являются нервные клетки – нейроны. В головном мозге человека насчитываются миллиарды нервных клеток. Нейроны обладают уникальной особенностью – они способны генерировать и проводить электрические импульсы. Суммарная активность большого количества нейронов формирует так называемую биоэлектрическую активность головного мозга ребенка. Ее можно регистрировать с электродов, располагаемых на поверхности головы.

Запись ЭЭГ является отражением работы мозга. У детей методика ЭЭГ позволяет правильно оценить не только состояние функциональной активности мозга, но и этапы качественного развития биоэлектрической активности головного мозга в течение первых лет жизни, а также дает ценную информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы. В силу появления новых технических возможностей, в последнее время наиболее актуальной становится проблема обследования маленьких детей для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга.

Показания к проведению ЭЭГ

  • Диагностика различных судорог и припадков мозгового происхождения;
  • Оценка эффективности лечения ранних форм эпилепсии, подбор противосудорожных препаратов, их дозировки у детей первых лет жизни;
  • Травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и другие заболевания головного мозга;
  • Оценка правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни (задержка психоречевого, психомоторного развития, психоэмоциональные нарушения).

Как регистрируют ЭЭГ

Электроэнцефалографическое исследование новорожденных и детей первых лет жизни проводится в амбулаторных условиях. Пациента размещают в затемненной экранированной камере (обычно это небольшая свето- и звуконепроницаемая комната, в которой имеется стул, кушетка или пеленальный столик и находится электродный короб – часть регистрирующего устройства с проводами и электродами).

Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на руках у матери или на пеленальном столике. Прежде всего, на голову ребенку надевают специальную шапочку. Ее внешний вид может быть разным. Это может быть цельная шапочка-шлем из тонкой ткани, а может быть «сетка» из мягких резиновых жгутиков, под которые врач в определенном порядке вручную располагает несколько электродов. С помощью металлических «крокодильчиков» к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к энцефалографу.

Подключение всегда производится через усилитель, поскольку биотоки настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, данная методика является совершенно безопасной. Кроме того, все оборудование имеет надежное заземление.

Перед наложением электроды смачивают водой, физиологическим раствором или гелем на водной основе (он совершенно безвреден, легко смывается водой или стирается влажными детскими салфетками и служит для того, чтобы между электродом и кожей головы не было воздушной прослойки. Иногда участок кожи головы под электродом протирают ватой, смоченной в спирте, так как кожный жир затрудняет проведение слабых электрических импульсов. На ушки малыша с помощью мягких клипс устанавливают референтные (неактивные) электроды, которые также смачивают водой. При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов (искажений в ЭЭГ).

Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями. Если малыш не засыпает, активен или плачет, надо предложить успокоить, покачать его или покормить. Исследование продолжится, когда кроха успокоится и его движения сведутся к минимуму. Если необходимо, поправить электроды или надеть шапочку заново.

Накануне необходимо искупать малыша , чтобы головка была чистой. Время регистрации ЭЭГ должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования обычно составляет около 20 минут. После предыдущего кормления до момента исследования ребенка не следует кормить и давать ему спать (ребенка кормят непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях проведения ЭЭГ).

Родителям нужно порекомендовать взять с собой любимую пустышку малыша и бутылочку с привычной жидкостью – молочной смесью или водой, если он на искусственном вскармливании. Если ребенок на грудном вскармливании, перед исследованием можно сцедить немного молока в бутылочку и взять с собой – возможно, покормить ребенка во время исследования из бутылочки будет удобнее, чем брать его на руки и кормить грудью, нарушая положение электродов. Впрочем, это совсем не обязательно.

Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет , во время бодрствования бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. Необходимо определять время исследования так, чтобы малыш был наиболее спокоен, не уставший, не голоден и пр. Ребенку постарше надо брать с собой любимую игрушку, книжку, а также новую, незнакомую игрушку, которая сможет отвлечь его. Заранее, спокойно, с улыбкой объяснить крохе, куда вы собираетесь пойти, кто там будет и что будет происходить. Каждая мама сможет найти такой подход к своему малышу, при котором в ЭЭГ-кабинете он будет чувствовать себя не только в безопасности, но и вовлеченным в какую-то новую, интересную игру; это поможет избежать слез и даже получить удовольствие от исследования.

При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой возрастной группы может быть проведена в состоянии бодрствования при закрытых глазах или при открытых глазах – в состоянии привлеченного внимания. Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери.

Процедура регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная мониторинговая запись.

Стандартно ЭЭГ-исследования включает в себя пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте 2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.

Проба «открыть-закрыть глаза» проводится обычно длительностью около 3 секунд с интервалами между последовательными пробами от 5 до 10 секунд. Врач громко и отчетливо попросит ребенка сначала закрыть глаза, а затем открыть; обычно детям нравится это задание. При необходимости процедуру повторяют.

Считается, что открывание глаз характеризует переход от состояния покоя к деятельности (большую или меньшую инертность процессов торможения), а закрывание глаз характеризует переход к покою (большую или меньшую инертность процессов возбуждения).

При проведении пробы с гипервентиляцией ребенку необходимо дышать редкими, глубокими вдохами и выдохами в течение 2–3 минут, иногда дольше. Эту пробу удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть воздушный шарик» или «подуть на горячий чай». Данная методика дает возможность диагностировать скрытую эпилепсию (протекающую без наличия судорог и других внешних проявлений), даже позволяет предсказать судорожный припадок. С помощью этого исследования также могут быть выявлены и другие нарушения, например внутримозговые воспаления и воспаления оболочек мозга, мозговые опухоли, различные дисфункции, хронический стресс и переутомление. При этом специалист оценивает не только наличие и локализацию нарушений, но и их временную продолжительность после окончания гипервентиляции.

Световая ритмическая стимуляция (фотостимуляция) проводится с помощью специальной лампочки, которая воспроизводит короткие яркие ритмические вспышки света; пациент видит их прямо перед собой, хотя глаза остаются закрытыми. Как правило, это исследование не доставляет дискомфорта. В результате такой стимуляции на ЭЭГ появляются ритмические ответы разной степени выраженности, по частоте повторяющие ритм световых мельканий. С помощью этого исследования удается оценить правильность развития головного мозга у детей, выяснить степень задержки психоречевого, психомоторного развития. Фотостимуляция также может выявить наличие у пациента эпилептической активности.

В нашей поликлинике результаты ЭЭГ выдают на руки родителям в день исследования или на следующий день, а копию заключения оставляют в амбулаторной карте. Если у ребенка обнаружена какая-либо патология, желательно при дальнейших ЭЭГ-исследованиях иметь с собой протоколы предыдущих исследований, чтобы детский врач мог отследить динамику изменений работы мозга.

Необходимо учитывать, что нервная система малыша «взрослеет», созревает; поэтому картина ЭЭГ очень сильно меняется с возрастом ребенка. Понятие общей возрастной нормы в электроэнцефалографии также нельзя считать строго определенным, поскольку у маленьких детей значительно выражены индивидуальные различия в ЭЭГ.

При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов. Если после приема у вас остались вопросы, в том числе по ЭЭГ, задавайте их сразу, в кабинете врача.

Добавим, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний, и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) необходимое количество раз.

Нарушение формирования и функционирования структур головного мозга может стать причиной множества отклонений в развитии малыша. Современные технологии дают возможность исследовать этот важный орган при помощи специальной техники и контролировать его работу в разные периоды жизни детей.

Когда врач сообщает родителям о необходимости исследования работы мозга малыша, они, как правило, беспокоятся, что врачебные манипуляции могут навредить ему. Однако эти опасения беспочвенны, новейшие медицинские технологии не представляют опасности для здоровья детей. Одним из таких методов считается ЭЭГ (электроэнцефалография), которая применяется в диагностических целях с первых дней жизни младенцев.

ЭЭГ: что это такое?

ЭЭГ относится к методам изучения активности мозга, позволяющим анализировать его ритмы на основании записи его электрических импульсов. Процедура дает энцефалограмму, состоящую из различных кривых линий и подлежащую дальнейшей расшифровке.

Мозг человека образован из нейронов, которые обладают способностью производить электрические импульсы и проводить их. При одновременной активности множества нейронов проявляется биоэлектрическая мозговая активность, которую можно зафиксировать с помощью специального аппарата - электроэнцефалографа.


Ребенку назначают ЭЭГ, когда требуется изучение нейронной активности мозговых структур. Это исследование отражает правильность функционирования головного мозга. Если специалист при оценке результатов выявляет какие-либо изменения и отклонения от нормы, малышу назначат курс лечения.

Показания и противопоказания к назначению процедуры детям

Исследование ЭЭГ головного мозга ребенку могут назначить в следующих случаях:

Список патологических состояний, при которых требуется проведение данной процедуры, очень велик. Любой симптом, вызывающий опасения врача, родителей или самого ребенка, должен быть тщательно проанализирован. Ранняя диагностика позволяет назначить своевременное лечение и избежать тяжелых последствий.


Если невропатолог направил малыша на энцефалографию, родители должны как можно быстрее отвести его на это обследование. ЭЭГ у детей подтверждает или опровергает наличие очагов патологии в мозговых структурах, а также показывает место их локализации. При помощи записи БЭА мозга определяется степень развития заболевания и действенность выбранных методов лечения.

У данного метода исследования нет абсолютных противопоказаний, он может применяться в любом возрасте. Если малыш страдает психическим заболеванием, то врач перед процедурой использует анестезию.

Правильно провести исследование и расшифровать данные может врач-нейрофизиолог. Неверное заключение по результатам ЭЭГ может стать причиной ошибки в постановке диагноза, поэтому назначенное лечение может не дать нужного эффекта или даже ухудшить состояние ребенка.

Подготовка ребенка к процедуре

Хотя противопоказаний к проведению электроэнцефалографии нет, у некоторых малышей процедура может вызывать тревогу. Это связано с необходимостью размещения на голове специального оборудования, поэтому перед посещением нейрофизиолога детей нужно подготовить, провести беседу, чтобы у них не было страха перед манипуляциями врача. Существует еще ряд рекомендаций, которые нужно выполнить перед процедурой ЭЭГ:

Варианты проведения исследования

Запись биоэлектрической активности мозга можно осуществлять несколькими способами. Какой из них будет более приемлемым и сколько раз потребуется провести обследование, решает врач. Возможные варианты фиксации данных при электроэнцефалографии:

  1. Рутинный метод является наиболее кратковременным, он занимает около 15 минут. В течение этого времени происходит запись биопотенциалов мозга с применением провокационных проб. Врач может использовать раздражители в виде яркого света, просить ребенка закрывать глаза, дышать глубже. Иногда данный вариант исследования может оказаться неинформативным. В этом случае специалист использует другой способ фиксации мозговой активности.
  2. Длительная запись электроэнцефалограммы делается в период непродолжительного дневного сна. Этот вариант фиксации данных позволяет проанализировать патологические явления, проявляющиеся именно в режиме сна.
  3. Длительное исследование во время ночного сна осуществляется в стационарных условиях. Запись биоэлектрических импульсов начинается перед сном и продолжается до утреннего пробуждения.
  4. Запись ЭЭГ с депривацией сна назначается в детском возрасте в исключительных случаях. Ребенка лишают ночного сна или будят принудительно за несколько часов до естественного пробуждения.

Особенности процедуры

Как именно будет проводиться ЭЭГ ребенку, зависит от его возрастной категории. Малыши до 12 месяцев, как правило, во время исследования находятся на руках у матери. Иногда грудничков размещают на столе для пеленания. При этом важно, чтобы ребенок оставался неподвижным, поэтому мама должна его предварительно усыпить. Данные биоэлектрической активности фиксируются около 20 минут.

Дети старшего возраста усаживаются на кушетку в положении полулежа. Голова должна располагаться прямо, без наклона, чтобы данные не искажались. Врач должен попросить ребенка полностью расслабиться. Процедура электроэнцефалографии включает несколько этапов:

Расшифровка результатов

Назначенная ребенку энцефалограмма головного мозга отражает активность различных типов: альфа, бета, тетра и дельта-ритмы. Они имеют уникальные характеристики и свидетельствуют о степени мозговой активности. Синхронизируются эти ритмы благодаря функционированию таламуса, который контролирует работу всех отделов ЦНС.

Чтобы не допустить ошибок при расшифровке записей электроэнцефалограммы, врач должен обратить внимание на все нюансы, которые могут повлиять на результаты исследования.

Наиболее важными критериями при оценке данных являются:

  • возраст малыша;
  • имеющиеся заболевания;
  • иные индивидуальные факторы.

После окончания процедуры специалист производит обработку информации, анализирует ее и формулирует заключение. Согласно результатам ЭЭГ, определяется тип и степень заболевания, выбираются оптимальные методы терапии.

Альфа-ритм: о чем он говорит?

В норме диапазон частот альфа-ритма - 8-14 Гц, а его амплитудные колебания не превышают отметку 100 мкВ. Если при исследовании выявляются дезорганизация альфа-ритмов, это говорит о возможности ассиметрии полушарий, образовавшейся в результате присутствия новообразований, пережитых инфарктов или инсультов. Высокая частота ритмов - показатель нарушений в структуре мозга или черепно-мозговой травмы.

Наибольшие значения амплитудного диапазона проявляются в состоянии покоя: пациента просят расположиться в затемненной комнате и закрыть глаза. В пробах с интеллектуальной или зрительной деятельностью амплитуда может частично блокироваться.

При абсолютном отсутствии альфа-ритмов можно предположить, что обследуемый страдает слабоумием. Если исследование проходил ребенок, то данное отклонение может отражать ЗПР. При отклонениях от нормы будут наблюдаться такие явления:

  • регистрация альфа-ритмов в лобной части;
  • различия данных между полушариями более 35%;
  • эпилептиформная активность;
  • фиксация дизритмии;
  • пароксизмальная активность с резким увеличением амплитуды колебаний;
  • амплитуда выходит за пределы диапазона 25-95 мкв;
  • отклонения синусоидальности волн.

О чем говорит бета-ритм?

Бета-ритм определяется в диапазоне 13-30 Гц, изменяется в моменты проявления активности обследуемого. У здорового человека регистрируется в лобной части левого и правого полушарий. Его амплитуда составляет 3-5 мкВ.

Присутствие в энцефалограмме пароксизмальных колебаний бета-ритма дает основание для диагностики сотрясения мозга. Если в записи отмечаются короткие колебания, можно предположить развитие воспалительного процесса, энцефалитного поражения.

При обследовании в раннем возрасте об отклонениях говорит частота 15-16 Гц и амплитуда в диапазоне 40-50 мкВ. Подобная картина сигнализирует о возможной ЗПР.

Дельта- и тета-ритмы

Дельта-волны – нечастое явление у детей. Обычно проявляются в фазе глубокого сна или в состоянии комы. Дельта-ритм можно наблюдать в части коры, которая находится на границе с новообразованием.

Тета-ритмы проявляются в диапазоне 4-8 Гц, их источником является гиппокамп. Регистрируются эти ритмы в период сна. Если проявляется пароксизмальная активность и амплитуда волн постоянно превышает 45 мкВ, то наблюдаются функциональные нарушения мозговой деятельности. При диффузных поражениях ЦНС активность тета-ритмов фиксируется во всех долях мозга. Если врач зафиксировал у ребенка высокие параметры дельта- и тета-волн в затылочной доле, то диагностируется ЗПР или серьезные нарушения кровообращения.

В каких случаях энцефалограмма помогает поставить диагноз?

Энцефалография представляет собой несложный современный метод диагностики, не требующий вмешательства в человеческий организм. ЭЭГ является высокоинформативным способом исследования мозговых структур и позволяет выявлять даже малейшие отклонения от нормы. Это дает возможность обнаружить наличие патологии на раннем этапе и подобрать оптимальные методы лечения. ЭЭГ помогает установить и дифференцировать такие заболевания:

  • опухоли неизвестного происхождения;
  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы коры и вещества мозга, причиной которых является инфекционное заражение;
  • врожденная гидроцефалия, характеризующаяся скоплением большого количества ликвора в полостях мозга;
  • последствия внутриутробных и родовых травм;
  • эпилептические приступы;
  • кровоизлияние, возникшее вследствие повреждения целостности сосудов под воздействием повышенного артериального давления, травмы или закупорки;
  • детский церебральный паралич, причиной которого обычно являются внутриутробные патологии;
  • неврологические нарушения, проявляющиеся в период сна, такие как сомнамбулизм, лунатизм.

При регистрации эпилептиформной активности у ребенка ЭЭГ проводится регулярно. Также повторные исследования могут назначаться с целью анализа эффективности лечения.

Метод эхоэнцефалографии

Эхоэнцефалография, как и ЭЭГ, является способом диагностики нарушений структуры и функционирования различных отделов головного мозга. Эхо ЭГ относится к исследованиям, основанным на свойствах ультразвуковых волн. Эхоэнцефалоскопия позволяет обнаружить патологии не только в структуре мозгового вещества, но и около костной ткани черепа. Применение эхоэнцефалографии позволяет выявлять такие патологии:

  • повышение внутричерепного давления;
  • опухоли и иные образования в ткани мозга;
  • диффузные изменения мозга;
  • степень прогрессирования гидроцефалии;
  • воспаления.

Эхо ЭГ не имеет противопоказаний, поэтому может использоваться в тех случаях, когда невозможно сделать МРТ или КТ мозга. Результат эхоэнцефалографии включает фиксацию трех типов сигналов:

  • начальный комплекс – сигналы, отраженные от костей черепа и твердой мозговой оболочки;
  • конечный комплекс – импульсы от внутренней стороны в противоположной части черепа и кожных покровов;
  • М-эхо – сигналы от прозрачной перегородки, стенок третьего желудочка и шишковидного тела.

Центральный орган нервной системы отвечает за совокупность работы всего организма. Изменения в мозговых структурах у ребенка сигнализируют головными болями и снижением работоспособности организма. Выявить патологии возможно при помощи ЭЭГ головного мозга, что показывает у детей различные сбои в работе ЦНС и активность корковых архитектонических полей.

Электроэнцефалография – регистрация электрической активности мозга. В педиатрии зарекомендовал себя как безвредный и безопасный метод диагностики. Что такое ЭЭГ головного мозга у детей — это возможность зафиксировать на бумажный носитель даже незначительные импульсы активности в корковых структурах.

Данный метод сканирует энергию в мозговых структурах в миллисекундах и дает точную информацию за небольшой отрезок времени. Аппарат ЭЭГ фиксирует импульсы через электроды расположенные на голове у пациента и выдает данные путем записи на бумажный носитель, либо отображает информацию на компьютере.

Показания к проведению

Электроэнцефалограмма — высокоэффективный и безболезненный метод диагностики патологий головного мозга у детей с расстройствами центрального органа нервной системы или вызванные вследствие травм.

Процедура ЭЭГ назначается невропатологом на основе жалоб и по медицинским показаниям при патологиях мозговых структур:

  • Обмороки;
  • Головные боли;
  • Неустойчивое АД;
  • Травмы головы в анамнезе;
  • Нарушение сна;
  • Беспричинный плач;
  • Ночной энурез;
  • Заикание;
  • Вспышки агрессии;
  • Когнитивные нарушения (снижение памяти, концентрации внимания);
  • Судорожный синдром (без гипертермии);
  • Воспалительные поражения оболочек мозга (менингит);
  • Гидроцефалия у новорожденных;
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • ЗПР (задержка психического развития);
  • Оценка динамики после инструментальных вмешательств;
  • Эпилептические приступы;

Диагностика методом ЭЭГ в педиатрической практике не имеет возрастных ограничений, что позволяет оценить воздействие анестезии при сложных операциях на мозге и показывает степень зрелости нейронов у ребенка. Процедура противопоказана при наличии открытых ран на черепе или наложенных швах.

Подготовка ребенка

ЭЭГ детям, не достигшим годовалого возраста, проводят при условии полного покоя (сна), когда ребенок полностью расслаблен, для получения достоверного результата исследования. Детям старшего возраста результаты фиксируются в состоянии бодрствования.

Для снижения активности ребенка, возможно назначение седативных препаратов по показаниям врача.

Подготовка к диагностике:

  1. Очищение головы от кожного жира (провести накануне исследования гигиену головы с моющим средством);
  2. Новорожденных и грудных детей за полчаса до процедуры покормить;
  3. Снять металлические изделия (сережки, цепочка);
  4. Прием противосудорожных препаратов должен быть приостановлен за три дня до ЭЭГ мозга;
  5. Исключить в день проведения диагностики продукты и напитки, возбуждающие ЦНС (шоколад, чай, энергетические напитки с кофеином).

ЭЭГ головного мозга не проводится при острых вирусных заболеваниях или присутствии кашля, который искажает результаты.

Дети старше трех лет, должны быть подготовлены дома психологически (родители объясняют суть процедуры).

Начало процедуры

Исследование методом ЭЭГ у детей проводится в несколько приемов. Сама процедура делается в затемненной комнате со звукоизоляцией. Дети грудного возраста укладываются на стол для пеленания, либо находятся на руках у родителей. Более старшие пациенты – на кушетке, в положении сидя или полулежа.

Для считывания мозговой активности, голова смазывается гелем – проводником и одевается сетчатый шлем, с размещенными на нем электродами. Электроэнцефалограф получает сигналы через трубки – проводники, соединенные с электродами на шлеме. Прибор заземляют и устанавливают клипсы на мочки ушей блокирующие проведение тока.

Длительность процедуры составляет около 30 минут, в течение которых запрещено поворачивать или наклонять голову.

Особенности проведения исследования

Данный метод исследования считается высокоэффективной техникой для уточнения патологических процессов в мозге и позволяет точно поставить диагноз.

Цель диагностики:

  1. Оценка периода бодрствования и сна;
  2. Динамика проводимой терапии;
  3. Локализация воспалительного очага;
  4. Выявление патологических изменений.

Фиксирование результатов ЭЭГ ребенка возможно как в состоянии покоя, так и с различными пробами:

  • Запись результатов в состоянии сна (фоновая кривая импульсов нейронов мозга);
  • Активизация мозговых структур при переходе из состояния покоя в режим деятельности (диагност в установленные промежутки времени говорит, когда необходимо открыть и закрыть глаза);
  • Применение пробы — гипервентиляции (пациент по команде диагноста глубоко вдыхает и выдыхает). Данная проба способна выявить новообразования и эпилептические скрытые признаки;
  • Диагностика с использованием фотостимуляции (перед ребенком включается лампа с заданным ритмом на включение и выключение, глаза во время пробы закрыты). Данная проба оценивает реакцию на раздражитель при нарушениях психического и речевого развития. Применяется так же при эпилепсии и судорожном синдроме.

Для подростков, возможны дополнительные пробы с применением психологических тестов во время ЭЭГ и добавление команд диагноста.

ЭЭГ мозга у детей, возможно, проводить, диагностируя импульсы в ночное время, или методом депревации ночного сна (ребенку длительное время не дают спать, с дальнейшей записью активности мозга во время покоя), но данная проба назначается крайне редко.

Расшифровка данных ЭЭГ мозга проводится невропатологом, с дальнейшим уточнением диагноза. Результаты оцениваются в общей совокупности полученных результатов (тип волн, примененный раздражитель, характер патологии, биоэлектрическая активность).

Так же, при расшифровке показателей, учитывается возрастные особенности ребенка при проводимом исследовании мозга.

Нормы ритмов ЭЭГ мозга:

  • Альфа – частота от 8 до 14 Гц. Превышение данного показателя диагностируется при сосудистых нарушениях и последствиях после различных травм черепа. Снижение ритма характерно для неврозов, при слабоумии активность ритма совсем не отображается;
  • Бета – амплитуда от 2 до 5 мкВ. Превышение нормативов интерпретируется как ушиб или легкая травма головного мозга, значительное увеличение показателей диагностируется при отставании в развитии. Снижение амплитуды характеризуется при течении воспалительного процесса в мозговых структурах;
  • Дельта – определяется в неактивной фазе (глубокий сон или в коматозных состояниях). Активность данной частоты в период бодрствования свидетельствует о наличии новообразования в структурах мозга;
  • Тета – амплитуда ритма в нормативных пределах — 45 мкВ. Фиксирование ритма свыше нормы в отдельном участке мозга, предполагает наличие серьезного нарушения в ЦНС.

Совокупность нарастания тета и дельта – ритма, являются признаками нарушения кровообращения. Для детей младше 8 лет, наличие данной волны, является вариантом нормы. У пациентов старшей возрастной группы, данный показатель характеризует слабоумие.

Биоэлектрическая активность (БЭА) головного мозга на электроэнцефалограмме в норме отображается как синхронный и ритмичный показатель. Сбой ритма относят к признаку эпилепсии.

Срединный сигнал (М-ЭХО) в норме допускает пульсацию в пределах 30 %, превышение пульсационного процента диагностируется при гидроцефалии мозга (скопление жидкости). Допускается смещение отделов мозга в пределах 1- 2 мм.

Присутствие острых пиков в результатах ЭЭГ, отличающихся от фонового ритма при покое, характеризуют эпилепсию или наличие эпиактивности в мозге (отсутствие симптоматики заболевания).

ЭЭГ головного мозга широко используется в педиатрии, позволяя провести мониторинг после прохождения медикаментозной терапии или хирургических вмешательств. Исследование позволяет оценить все участки мозга через открытый большой родничок у детей до 1 года. Данный метод является абсолютно безвредным и может назначаться неоднократно в диагностических целях.

Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Электроэнцефалография – это метод исследования, отражающий электрическую активность головного мозга в виде графических волн. Его применяют для диагностики заболеваний мозга, при которых активность мозговых структур искажается, замедляется проведение нервного импульса или регистрируется повышенная возбудимость нейронов.

ЭЭГ помогает выявить опухолевидные образования в головном мозге, наличие эпилептического очага, аутизм, ишемическое повреждение мозговой ткани, коматозные состояния. Наиболее часто ЭЭГ назначают пациентам с эпилепсией.

При проведении ЭЭГ у детей специалист должен учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом пациента

Нормальные показатели ЭЭГ у детей

Что показывает у ребенка ЭЭГ головного мозга?

При расшифровке результатов электроэнцефалограммы можно увидеть следующие разновидности ритмов:

У ребенка 6 месяцев альфа-ритм (доминирующий) составляет 6-9 Гц в области затылочной области. Центральные зоны коры выдают 7 Гц только во время проведения двигательных проб. Больше видны низкие частоты ритма. Это считается нормальным показателем, так как головной мозг еще на стадии роста и развития, проходит критический период перестройки (1 критический период).

У малыша в возрасте 11-15 мес. проходит 2 критический период смены активности доминирующего альфа-ритма с 6 Гц на 7-9 Гц. В это время в мозге формируются новые двигательные и другие нейронные связи. К 3-4 годам активность мозговых структур увеличивается, интенсивность ритма придерживается стабильных показателей — 8 Гц.

Пример электроэнцефалограммы

С 5-6 лет регистрируется 3 критический период изменения частот альфа ритма. При этом амплитуда его возрастает до 10-11 Гц. Мозг в это время интенсивно растет. Нервная система становится более совершенной в связи с появлением новых навыком, установлением речевых функций.

Правила проведения электроэнцефалографии, показания

ЭЭГ у детей делают в условиях поликлиники или стационара. Перед проведением процедуры ребенку необходимо объяснить, как и для чего проводится исследование. Обследование для детей является безопасным. Если пациент плохо переносит процедуру (боится), его вводят в медикаментозный сон для получения достоверных результатов. Когда необходимо, чтобы пациент уснул на исследовании, накануне процедуры ему нельзя давать спать ночью.

Чтобы увидеть электрическую активность мозга ребенку на голову накладывают специальные электроды. Они улавливают электрические импульсы, передают их на бумажный носитель или на экран. Аппарат записывает результаты в виде кривой.

ЭЭГ имеет несколько видов:

  1. ЭЭГ-мониторинг (6-24 часа, во сне).
  2. Электроэнцефалография (4-6 часов, выводится на бумажный или электронный носитель, часто проводят с диагностическими пробами).
  3. Видеомониторинг (процедуру проводят с видеонаблюдением для сравнения двигательной активности с показателями кривой во время сна).

Ограничением может быть только тяжесть состояния ребенка. При частых эпилептических припадках или проблемах с сердцем во время процедуры необходимо обязательное присутствие анестезиолога и лечащего врача на случай экстренной ситуации (остановка сердца, эпилептический приступ).

ЭЭГ позволяет получить ценную информацию о возможных патологиях

Показания к обследованию:

  • эпилептические приступы;
  • ишемия мозговой ткани;
  • синдром гиперактивности;
  • аутизм;
  • синдром Дауна;
  • детский церебральный паралич;
  • кома;
  • тики, гиперкинезы;
  • опухолевидные новообразования;
  • головные боли неясного генеза;
  • воспалительные заболевания мозговой ткани (энцефалиты, менингиты).

Показатели ЭЭГ при различных патологических состояниях в педиатрии

ЭЭГ позволяет диагностировать эпилепсию, аутизм, детский церебральный паралич. Энцефалограмма помогает оценить функцию мозга при коматозных состояниях, синдроме гиперактивности, слабоумии, ишемии мозговой ткани. Тики у детей также дают изменения ритма.

При наличии тиков у ребенка на ЭЭГ регистрируются изменения альфа-ритма в виде нарушения ритмики волн. Энцефалограмма показывает вспышки тета-волн низкочастотной амплитуды, высокоамплитудные бета-волны, единичные неспецифические острые волны, не относящиеся к эпилептическим. Отмечается двухмодальный альфа-ритм. Возможно повышение или снижение основного ритма.

У детей с аутизмом при электроэнцефалографии выявляется доминирующий тета-ритм (4-5Гц). Он показывает трудность адаптации в обществе. При тяжелом течении болезни тета-волны регистрируются во всех зонах коры мозга. На фоне лечения выраженность тета-волн снижается, нарастает альфа-ритм. Иногда может наблюдаться усиление бета-волн. При этом пациент очень беспокойный.

Доброкачественная миоклоническая эпилепсия младенчества

ЭЭГ четко показывает эпилепсию, позволяет определить локализацию очага гипервозбуждения.

На энцефалограмме видно усиление электрической активности в виде острых ассиметричных волн, пиков, комплексов пик-волна, острых или медленных волн. Электроэнцефалографию у больного с эпилепсией лучше проводить во сне, так как в дневное время можно не увидеть изменений на электроэнцефалограмме, особенно при ночной форме эпилепсии.

Если нет возможности провести обследование в состоянии сна, необходимо применить пробы стимуляции (двигательная, гипервентиляции, зрительная). После проведения проб у больного могут появиться изменения на ЭЭГ.

У пациентов с синдромом гиперактивности ЭЭГ может показать медленноволновую активность альфа ритма при гепервентиляционной пробе (частом глубоком дыхании). Без стимуляции ЭЭГ практически не дает изменений, кроме снижения связи между полушариями (незначительное увеличение бета-ритма).

Во время комы у пациентов часто обнаруживается бета-ритм в виде веретен сна. Это является хорошим признаком жизнедеятельности мозга. Если мозговая деятельность слабая, можно обнаружить специфические паттерны. При наступлении смерти мозга на электроэнцефалограмме выявляется изолиния (прямая). ЭЭГ при коме необходимо для уточнения состояния пациента, определения дальнейшего ведения больного. По ЭЭГ можно смотреть реакцию мозга на введение лекарственных препаратов.

У больных с синдромом Дауна и дистрофией мозговой ткани во время проведения процедуры электрическая активность будет снижена. Амплитуда альфа-ритма низкая, ответ головного мозга на стимуляцию выражен слабо. При ДЦП можно обнаружить эпилептиформные признаки (пики), так как при детском церебральном параличе также формируется очаг повреждения.

Заключение

Электроэнцефалография является важным методом диагностики у детей, так как он очень информативный и безопасный. Процедура позволяет оценить мозговую активности во время комы, определить локализацию эпилептического очага, оценить тяжесть заболевания при аутизме, детском церебральном параличе. Электроэнцефалограмма необходима, чтобы обосновать диагноз, назначить необходимое лечение, провести коррекцию терапии.