Цель беседы осенняя пора очей очарованье. "унылая пора, очей очарованье"

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Сценарий конкурса чтецов

Осенняя пора, очей очарованье! (1 слайд)


I . –Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы все будем участниками праздника поэзии.

(скажите хором)

Пусты поля, мокнет земля,Дождь поливает…Когда это бывает? (осенью)
Наш конкурс мы назвали «Осенняя пора, очей очарованье!» Мы будем любоваться чудесными осенними картинами, учиться видеть прекрасное в том, что нас окружает, слушать стихи, которые вы приготовили к этому дню. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, например А.С. Пушкин. Читает учитель
«Унылая пора! Очей очарованье!» Александр Пушкин (2 слайд)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
А сейчас я представлю членов жюри нашего конкурса:Они будут внимательно слушать, и оценивать ваши выступления, а результаты вписывать в таблицу.
-Открывает наш конкурс чтецов: ученица 1 класса Атрошкина Елена, стихотворение « Летят дождинки»
II . –Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы хлопаете, если всё верно и топаете если неверно.*осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии*осенью птицы улетают на юг*осенние месяцы: февраль, март, июнь.*осень погода ясная, солнечная и тёплая-Осень бывает разная. Самая красивая – золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью.
«Листопад» Иван Бунин (слайд 3)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...

Стихотворение читает ученица 1 класса Скорикова Ксения III . –А какие приметы осени вам известны? –Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова.*солнце светит ярко (тускло)*редко идёт дождь (часто)*листья распускаются (опадают)*дни стали длиннее (короче)*дует тёплый ветер (холодный)
Стихотворение читает ученик 1 класса Машенцев Витя
IV . –Ребята, я прочитаю четверостишье, а последнее слово вы произнесите хором.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен,

И зовусь я…….. (осень)

Ах, какая дивная пора есть в первоначальной осени.«Осень» М. Геллер (слайд4) Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то. Дождь и жухлая трава В сонной чаще ночью Непонятные слова До утра бормочут.
Ученица 2 класса – Власова Ирина
V . –Одной из первых примет осени вы назвали явление,когда листочки с деревьев падают и красивым ковром устилают землю. А как называется это явление? (листопад) Листьев летящих парад Словом осенним зовём…….(листопад)Приглашаю ученика 3 А класса – Лескова Сергея « Осень»
VII . –Ребята, какие деревья не сбрасывают свою видоизменённую листву? (хвойные)

Зелены лишь иглы сосен.

Красить их боится……. (осень)

Кожушный Алексей ученик 3 А класса
VIII . –О каком осенним месяце идёт речь в загадках.

Опустел в деревне сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Приглашаю ученицу 3 Б класса – Березину Веру

X . –Один из признаков осени - улетают птицы. А какие птицы улетают?Я буду читать вам стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите "лишнее" слово, начинаете хлопать в ладоши.Улетели птицы:
Голуби, куницы.Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.Савчак Дмитрий (3б)

–Много стихотворений посвятили осени поэты. Они восхваляли это время года. Осень такая разная, весёлая и грустная, ранняя, золотая и поздняя.«Осень» Константин Бальмонт
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Своё стихотворение прочтёт ученица 4 класса Винник Оля.
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Ученик 4 класса Семернин Андрей
Итак, на этом наш конкурс завершён. Давайте поблагодарим всех за прекрасные выступления дружными аплодисментами. Спасибо!!!
Видеосюжет «Осень»
Слово жюри. Подведении итогов. Вручение грамот.

Таблица для жюри

Рауза Тахташева
Беседа с детьми старшей группы «Унылая пора! Очей очарованье! …»

Цель : закрепить представление детей о золотом периоде осени; формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь : воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Материал : модели признаков осени, «Для чего дереву лист?» , репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

Ход беседы

Воспитатель : Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина : «Унылая пора ! Очей очарованье )

Дети : Об осени.

Воспитатель : Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

Воспитатель : Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели) .

Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей) .

Воспитатель : Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора . Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

Воспитатель : А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

(Дети читают стихи)

Воспитатель : Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

Физкультминутка «Игра с листочками» .

Воспитатель : Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный» , И. Бунина «Листопад» ).

Воспитатель : Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели : долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья?» )

Воспитатель : Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

(Ответы детей)

Воспитатель : Осень очень щедра своими дарами : и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?.

(Ответы детей с использованием моделей) .

Воспитатель : Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка» )

Воспитатель : У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда)

Воспитатель : Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь» .

Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени) . Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.

Урок «Осень унылая пора или очей очарованье?»

I Организационный момент

Ребята, послушайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и ёлочек

Я … (осень)

II Работа над темой урока

    Правильно. И сегодня на уроке продолжим разговор об осени и будем отвечать на вопрос: Осень «унылая пора или очей очарованье»? И это будет необычный урок, а урок чтения с изобразительным искусством. Мы будем декламировать стихотворения, рисовать, познакомимся с репродукциями выдающегося русского художника.

    Прутков «Осень». Стихотворение прочитает Ладнай София

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует. Сердце ноет.

И душа чего-то ждёт.

И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть.

Я незнающий такого

Хоть бы книжку мне прочесть.

У Сони «осень»– это какая пора?(унылая)

    А сейчас подумайте одну- две минуты и назовите ключевые слова, которые характеризуют осень.

    Вы совершенно правильно заметили главное качество осени – её разнообразие, многокрасочность. Осень бывает такая переменчивая! То тепло, то закружит ветер хоровод из листьев, то пойдёт дождь.

    Стихотворение Е.Баратынского «Осень» прочитает Адиева Нуркыз

И вот сентябрь! Замедляя

Свой восход, сияньем

Хладным солнце блещет,

И луч его в зарцале

Зыбком вод неверным

Золотом трепещет.

Седая мгла вьётся

Вокруг холмов;

Росой затоплены равнины,

Желтеет сень кудрявая дубов;

И красен круглый лист

Лес, беззвучны небеса.

А в этом стихотворении? (Унылая и дивная, очей очарованье)

    Да, давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой берёзке. Могучие дубы выбрали солидный наряд – коричневые и пурпурные листья. А вот весёлые клёны получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.

    (Слайды № 1,2,3 или другие)

    Такую осень ещё называют золотой.

Стихотворение «Осень рыжая лиса» Мартемьянова читает Муминова Джонона.

Природа летом наслаждалась,

Ещё в тепле она купалась,

Но осень, рыжая лиса,

Уже давно свой час ждала.

Едва заметными шагами,

Она шалила лишь ночами.

На травах первая роса

Уже прохладная была.

А лето днями отсыпалось,

Но осень только улыбалась,

Придёт ещё моя пора,

Покрашу всё в свои цвета.

И будет в небе ветер злиться,

Холодный дождь с небес струится,

И сбросит листья дерева

На опустевшие поля.

Природа летом наслаждалась,

И солнце в небе улыбалось,

Но осень, рыжая лиса

Уже была совсем близка.

Здесь «осень»? (очей очарованье)

    А такое явление как листопад бывает только осенью. Красота его в буйном разноцветье осенних листьев. Вот подул ветер, сорвал листья с деревьев, закрутил их вихрем и опустил их на землю.

    Стихотворение «Листопад» Бурсова читает Морозов Александр

Листопад! Листопад!

Птицы жёлтые летят…

Может и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может это просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт,

Сил наберётся

И обратно к нам вернётся.

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Повторяем за мной

Мы листики осенние

На веточках сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

    Так какая же осень? (ответы детей) Да она разная.

    Мы прослушали очень красивые стихотворения, но о природе пишут не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, и красоту природы ещё изображают на своих картинах художники.

    Работа по картине

Тема "Унылая пора! Очей очарованье! "

1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.

2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.

Оборудование:

Мольберт, репродукции картин, магнитофон, аудиозаписи – музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»; модели признаков осени.

Предварительная работа:

Беседа «Для чего дереву листья? », чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», разучивание стихов об осени, загадывание загадок, пение песен; показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах».

Ход занятия:

Воспитатель: Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.

Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.

(Открывается демонстрационная картина «Ранняя осень»). Идёт обсуждение картины по следующим вопросам:

Каким был лес вначале осени?

Что подсказывает вам, что осень наступила?

Какими дарами щедра ранняя осень?

Вспомните дары леса, сада, огорода?

(Ответы детей с использованием моделей.)

Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)

Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?

(Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).

Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)

Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.

Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.

(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень) .

Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)

– Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? (Клён, берёза, лиственница и т. д.) А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья? »)

Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.

Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:(свободное построение – «Игра с листочками» - ритмопластика.)

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.

(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)

Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? Воспитатель открывает демонстрационную картину «Поздняя осень». Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.) Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? (Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится игра «Хорошо – плохо».) А теперь я приглашаю вас посетить наш парк, который находится около нашего детского сада.


Петрова Анна Евгеньевна