Было введено в научный оборот. Культура и цивилизация

  1. Г. Лебоном
  2. М. Вебером
  3. Э. Дюркгеймом
  4. Г. Тардом

«Аномия» в трактовке Э. Дюркгейма…

  1. Существует постоянно
  2. Возникает в результате государственного переворота
  3. Возникает в результате стихийного бедствия
  4. Возникает в результате социального кризиса

Согласно концепции Э. Дюркгейма, не являются элементом коллективного сознания

  1. коллективные чувства
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные верования
  4. коллективные представления

Функциональность девиантного поведения для общества, согласно концепции Э.Дюркгейма, проявляется в том, что оно...

  1. ведет к совершенствованию социальных норм
  2. ведет к усилению конфликтов в обществе
  3. усиливает социальную дезинтеграцию
  4. затрудняет социализацию личности

Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

1. социальная справедливость

2. социальное равенство

3. развитие личности

4. нарастание солидарности

Согласно концепции Э. Дюркгейма, являются элементом коллективного сознания ….

  1. коллективные представления
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные страхи
  4. коллективные побуждения

Социальная патология с точки зрения Э.Дюркгейма связана с ….

  1. Биологической наследственностью
  2. Нормальными или ненормальными социальными условиями
  3. Личными склонностями
  4. Структурой генома

Г. ТАРД

Характеристикой толпы, согласно концепции Г. Тарда не является ...

  1. рациональность
  2. вера в собственное могущество
  3. безнаказанность
  4. необузданность

Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения - ...

  1. Э. Дюркгейм
  2. М. Вебер
  3. Г. Тард
  4. К. Маркс

Г. ЛЕБОН

  1. Общее место и общее любопытство

Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются ….

  1. Анонимность, заражение, внушение, имитация
  2. Наличие харизматического лидера
  3. Рассеянность в пространстве
  4. Любопытство, праздность, инфантильность

Работа «Психология толпы» принадлежит - ...

  1. Г. Спенсеру
  2. Г. Лебону
  3. Ф. Теннису
  4. Г. Зиммелю

Изучением поведения массы и толпы занимались …

  1. Т. Парсонс и П. Сорокин
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс

На особенности поведения толпы и массы людей первыми обратили внимание

  1. Т. Парсонс и Р. Мертон
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. Дж. Мид и Дж. Хоманс

М. ВЕБЕР

К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …(2 вар.)

  1. Эмоциональное действие
  2. Целерациональное действие
  3. Логическое действие
  4. Аффективное действие

Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера, является ….

  1. Морально-психологическое единство
  2. Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации
  3. Неоплачиваемый труд
  4. автономность

Согласно М. Веберу общности образуются на основе…

  1. общего социокультурного пространства
  2. общих сходств
  3. социации
  4. разделения труда

Какие два признака аффективного социального действия выделяются в соответствии с типологией М. Вебера…

  1. Действия имеют четко осознаваемую цель
  2. Действия обусловлены чувствами
  3. Действия субъективно иррациональны
  4. Действия подтверждают моральные идеалы

Какие два признака ценностнорационального социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера...

  1. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна
  2. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  3. действие субъективно иррационально

Концепции эволюционного, поступательного развития общества придерживался...

  1. А. Тойнби
  2. П. Сорокин
  3. Дж. Вико
  4. М. Вебер

Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества- это...

  1. Великие географические открытия
  2. политическая раздробленность Германии
  3. ценности и нормы протестантизма
  4. резкий рост народонаселения

Два признака, которые с точки зрения М. Вебера являются основными при формировании в обществе статусных групп – это…

  1. социальный престиж
  2. образ жизни
  3. возраст

Работу «Протестансткая этика и дух капитализма» написал …

  1. Г. Зиммель
  2. М. Вебер
  3. Г. Лукач
  4. Э. Дюркгейм

М. Вебер выделял два типа социальных действий …

  1. внушение
  2. Целерациональные
  3. Ценностно-рациональные
  4. подражание

Два признака ценностнорационального социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М. Вебера….(2вар.)

  1. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  2. действие совершается под влиянием эмоций
  3. действие совершается по привычке
  4. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

В соответствии с типологией М. Вебера выделяют два признака аффективного социального действия ….(2 вар.)

  1. действия имеют четко осознаваемую цель
  2. действия субъективно иррациональны
  3. действия содержат рациональные средства
  4. действия обусловлены чувствами

Т. ПАРСОНС

В концепции Т. Парсонса, процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…

  1. адаптацией
  2. интеграцией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

В концепции Т. Парсонса, процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется ….

  1. Изоляцией
  2. Интеграцией
  3. Адаптацией
  4. Латентностью

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде, обеспечения материальными благами, - это подсистема. . .

  1. экономическая
  2. политическая
  3. культурная
  4. нормативно-правовая

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции и пресечения отклонений – это подсистема …..

  1. Нормативно-правовая (СОЦИАЛЬНАЯ)!?
  2. Экономическая
  3. Политическая
  4. Культурная

К социальной системе по Т. Парсонсу относят функцию...

  1. координации
  2. коммуникации
  3. адаптации
  4. самоорганизации

В концепции Т. Парсонса, процесс определения задач, на которые направляется социальная активность являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется...

  1. интеграцией
  2. адаптацией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

Основоположником теории структурно-функционального анализа является ….

  1. Т. Парсонс
  2. Р. Миллс
  3. М. Вебер
  4. Э. Дюркгейм

В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …….

  1. Адаптацией
  2. Интеграцией
  3. Изоляцией
  4. целедостижением

Р.МЕРТОН

Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях двух западных социологов...

  1. Дж. Милля
  2. Р. Мертона
  3. Г. Плеханова
  4. Т. Парсонса
  1. Т. Парсонс
  2. Г. Зиммель
  3. Ф. Теннис
  4. Р. Мертон

Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его...

  1. Ф.Теннис
  2. Т. Парсонс
  3. Г. Зиммель
  4. Р.Мертон

В теории девиантности Р. Мертона «ритуализм» - это …

  1. когда человек не согласен ни с целями, ни со средствами достижения
  2. когда человек согласен и с целями и со средствами достижения действия
  3. действия человека, который не согласен с целями общества, но согласен с институциональными средствами достижения целей
  4. когда человек согласен с целями, но не согласен с институциональными средствами их достижения

«Мятеж» как форму девиации рассматривал...

  1. К. Маркс
  2. Р. Мертон
  3. Э. Дюркгейм
  4. Дж. Мид

Две тенденции, которые согласно социологической концепции структурно-функционального анализа преобладают в системе современного западного общества - это...

Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Он был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако у некоторых философов понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». В обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.
Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления.
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. Культура составляет стержень цивилизации, С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

Annotation

Понятие личности было введено в научный оборот как инструмент для теоретизирования о человеке.

Но что такое личность, что это за структура живого, отношения которой с природой и обществом являются типичными в такой степени, будто на неё можно навесить табличку: истероидная, шизоидная и т. д.? Что это - душа, разум, сознание или некая энергия?

К настоящему времени известно много моделей личности. Среди их создателей великие имена. Но почти каждая новая модель переставала быть живой и употребляемой, как только заканчивался земной путь её автора, или иссякал (нередко искусственно подогреваемый) энтузиазм у её сторонников.

М.В. Швецов

Часть I. Социо - тимическая структура личности и проблема шизофрении (Ш). Взгляд психотерапевта

Часть II. Мудрость шизофрении - премудрость психиатрии

Не учи учёного…

Бернард Шоу вовсе не юморист

Шизофрения живёт за колючей проволокой

Туберкулёз - психосоматическое заболевание

Шизофрения живёт под землёй

Наука не сомневается, наука повелевает

Перинатальная психология знает

Взгляд на минздрав из залов конгресса

Детский дом: спасите наши души

Совесть - барьер от шизофрении

Аборт - дорога навстречу шизофрении

Шизофрения прописалась во Всемирной Организации Здравоохранения

Две сестры - изоляция и шизофрения

Вид на шизофрению из-за облаков

Поцелуй шизофрении

Геноцид - формула «оптимизации» демографических показателей?

Психиатрия боится поцелуя шизофрении

Тюрьма или психиатрическая больница - для тех, кто не дружит с системой

Кстати, мой прадед

Где спасательный плот для плоти?

От обрезания - к глобализму?

Пусть говорит лучший

Бесконечность процесса диагностики

Схематизация предмета психиатрических исследований

Неопределённость диагностического метода

Живём в лесу, молимся колесу

≈Крылья≈

М.В. Швецов

Госпожа тюрьмы, или слёзы Минервы

(воспоминание о будущем)

- У меня есть своя теория, - сказал Шизофреник. - Только предупреждаю, что она заведомо не научная.

- Пусть, - сказал Мазила, - лишь бы она была верная. (А.Зиновьев «Зияющие высоты»)

Посвящается Роду…

Часть I. Социо - тимическая структура личности и проблема шизофрении (Ш). Взгляд психотерапевта

Понятие личности было введено в научный оборот как инструмент для теоретизирования о человеке. Но что такое личность, что это за структура живого, отношения которой с природой и обществом являются типичными в такой степени, будто на неё можно навесить табличку: истероидная, шизоидная и т. д.? Что это - душа, разум, сознание или некая энергия? К настоящему времени известно много моделей личности. Среди их создателей великие имена. Но почти каждая новая модель переставала быть живой и употребляемой, как только заканчивался земной путь её автора, или иссякал (нередко искусственно подогреваемый) энтузиазм у её сторонников.

Некоторые представления о структуре личности находятся в широком научном обороте, а также удовлетворяют возрастающие практические интересы. В многообразии воззрений проявляется не ограниченность их создателей, а относительность человеческого знания (читай: потребностей). Структура личности в моём понимании проста как русская матрёшка, и почти любой может узнать в ней житейскую почву.

У каждого человека есть внутренний мир, не подверженный или мало поддающийся влиянию внешнего мира. Это - ядро (назовём его тимус), которое есть наша биологическая природа, значимая только тогда, когда представляет собой индивидуальность, - в отличие от бактериальной множественности (читай: ничтожности). Философ Шеллинг определял и саму жизнь (значит, и личность) как стремление к индивидуальности.

Тимус - это ядро, которое остаётся с человеком после его отдаления от общества в силу одиночества, тюремного заключения или заболевания. Это то, с чем человек рождается, - продукт генетически обусловленного содержания.

Появляющиеся на свет обречены жить среди себе подобных. С самого рождения формируется связь с обществом - невротическая или психопатическая, вместе с ней и первый слой личности - невротический слой, - благодаря чему окружающие знают: новый человек уже здесь, и родители, и предки должны расступиться…Первыми раздвигают свои ряды близкие родственники. Молодое существо заявляет во всю мощь голоса о своей данности. Другого для общественной жизни не дано. Иной выбор порождает детский аутизм: душа ребёнка центрируется в его собственном мире, а окружающие лишь служат помехой в самонаблюдении (отсутствует или мало выражен невротический слой, но возникает действительно патологический слой, назовём его аутический, или шизо-слой).

С годами у обычного ребёнка из благополучной и любящей полной семьи устанавливаются более адекватные условия контакта с окружающим миром и людьми, да и старшее поколение, не только родственники, уже готовы расступаться. Молодёжь постепенно входит во взрослый мир, устанавливая полноправные деловые и взвешенные контакты с неоднородным и могучим социумом (формируется следующий, социостремительный, или социабельный слой) личности. Отдельные же его представители (или даже группы) могут проявлять агрессивность по отношению к новому индивиду, обоснованно или нет, грубо и даже античеловечно. Человек, подвергнутый неприятию или обструкции, вынужден сопротивляться (победить или проиграть), избегать контактов или вновь вернуться на болезненный путь взаимодействия с обществом через психопатии и неврозы. После определённого промежутка времени, когда индивид одерживает верх или над собой, или над обстоятельствами, он может вновь вернуться к здоровым контактам с обществом. В противном случае ему остаётся путь существования в слое неврозов и психопатий. В этот промежуток бытия (взаимодействие с социумом через болезнь) человек может пребывать до самой смерти. Но может сложиться ситуация, когда общество (в лице конкретных групп индивидов) будет рассматривать чьё-то существование даже на невротическом уровне как помеху для себя, или социум как носитель грубости и жестокости потеряет интерес для конкретного индивида. Такой человек постепенно может замкнуться в себе, и возникает шизофрения с общеизвестным клиническим течением как итог неудачного выхода «в люди» (разрастается обволакивающий ядро шизо-слой, который новорождённый когда-то проскочил, без задержки устремившись в невротическое существование). Но это не «эндогенный процесс» и не «эндогенный психоз», как принято утверждать в психиатрии: не можем же мы обвинять в недружелюбии людей, обстреливаемых со всех сторон и укрывающихся в крепости, за то, что они не ходят в гости к напавшим на них врагам!

Шизофрения (Ш.) - это результат выпихивания индивида из социума (развитие ребёнка после незавершённого аборта, воспитание без родителей, резервации, в том числе и для больных туберкулёзом, лепрой и пр.).

Представленная точка зрения на формирование личности находит подтверждение в реальной жизни. Точнее будет сказать, сама жизнь подсказывает существование такой структуры. Сегодня в сознании большинства людей общество не воспринимается родной мамкой. Но если социум всё-таки существует, этим мы обязаны нашим истерическим и истероидным проявлениям.

Девочки с детства кажутся более развитыми, чем мальчики, так как охотнее ищут чужого внимания. Им рекомендуется выходить замуж за мужчину старше на 1–2 года. Смысл такой дискриминации не в том, что жених незрел в половом отношении в сравнении со своей одногодкой, а в том, что женщина более умела в установлении социальных контактов (читай: истероидна). Там, где сильной половине человечества требуется длительное время, лучшей его половине быстро удаётся наладить отношения с нужным человеком.


В течение последних восьми лет в Симферополе выходят книги серии по библиографии крымоведения. За это время увидели свет 18 томов. Осуществление масштабного проекта возглавил профессор Таврического университета имени Вернадского Андрей Непомнящий. Руководство Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого организовало встречу Андрея Анатольевича с представителями творческой интеллигенции и библиотекарями нашего города.Андрей Непомнящий вместе с авторами некоторых (уже опубликованных) трудов приехал в Севастополь не с пустыми руками. В читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого они развернули выставку книг серии. В центре экспозиции оказался том с узнаваемым портретом Арсения Маркевича на твёрдой обложке. 125 лет назад Арсений Иванович выступил одним из организаторов ТУАК — Таврической учёной архивной комиссии. Он писал: «В последнее время число лиц, специально изучающих Крым и Тавриду, стало увеличиваться. И неудивительно. Этот край представляет обширное и весьма благодарное поприще для учёного-исследователя, равно как он представляет глубокий интерес для всякого образованного и любознательного человека».

С тех пор как Арсений Маркевич доверил бумаге эти слова, минуло более века. И всё это время тот «глубокий интерес» к прошлому полуострова, о котором писал известный подвижник науки, не ослабевал. Подтверждением этого могут служить заслуживающая одобрения и нашего восхищения затея профессора Андрея Непомнящего и растущее с каждым годом количество его коллег-единомышленников.

Андрей Анатольевич не только инициатор и организатор, но и самый плодовитый автор книг проекта, заслуживающего всяческой поддержки. И достаточно объёмный труд о своём выдающемся предшественнике написан Андреем Непомнящим. Эту работу высоко оценили рецензенты полутора десятков ведущих симферопольских и киевских печатных изданий. Успех книги об Арсении Маркевиче объяснил сам автор. Он сказал, что, работая над обширным материалом, ему удалось выбраться на творческую свободу из узких биографических конструкций. Перед читателем его герой предстал на фоне судеб десятков других крымоведов. Так как многие из них жили в Киеве, Санкт-Петербурге и других крупных городах Российской империи, то, лишённые, по понятным причинам, современных нам средств связи, они вынуждены были активно переписываться. Большая часть их писем дошла до наших дней, чем со знанием дела Андрей Непомнящий и воспользовался. Конечно, он осветил длившуюся три десятилетия преподавательскую деятельность героя книги в мужской и женской гимназиях. Его работа на поприще учителя русского языка и литературы была столь успешной, что он был удостоен чина действительного статского советника. Редчайший случай.

Были также замечены его многолетние заслуги как руководителя ТУАК. Он был причастен к открытию в 1918 году Таврического университета, к созданию Крымского Центрального архива, Центрального музея Тавриды. В 1927 году Арсений Маркевич организовывал и вёл выездные всесоюзные конференции археологов в Керчи и Херсонесе. Тогда же его единогласно избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, хотя он, как это ни странно, официально не имел учёной степени.

Нам, севастопольцам, наверняка близок факт из биографии Арсения Маркевича, который, может, не отражён в объёмном труде Андрея Непомнящего. С 20-го по 31 августа 1886 года длилась организованная 31-летним преподавателем Симферопольской мужской гимназии А. Маркевичем учебная экскурсия ста воспитанников в Севастополь. Хотя со времени окончания обороны города прошло более тридцати лет, он ещё хранил следы разрушений. Арсений Иванович и его юные друзья осмотрели достопримечательности Севастополя и ближайших его окрестностей.

Примечательно, что с 28 марта по 4 апреля 1855 года длилось второе бомбардирование Севастополя. А где-то в Брест-Литовске 31 марта 1855 года родился Арсений Маркевич.

Из великого множества печатных трудов Арсения Маркевича кто-то главным считает масштабную работу «Таврика. Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма и Таврической губернии вообще». Но автор этих скромных заметок на первое место ставит труд ровесника самых драматичных дней обороны Севастополя — книгу «Таврическая губерния во время Крымской войны». Она лишена эмоциональных всплесков. Но сколько чувств и пробуждающих мотивов для размышлений заключено в её обложке! В иной отдельной строке книги спрессовано содержание стопы подлинных документов.

О первой обороне Севастополя написано очень много, но Арений Маркевич, если не единственный, то один из немногих авторов показал, как события Крымской (Восточной) войны коснулись не только Севастополя, но и Екатеринослава, Луганска, Белгорода, Курска, Казани… Если ещё упомянуть такие городки, как Бахчисарай, Геническ, то этот список в нашем рассказе занял бы очень много места.

Историком и краеведом, равным Арсению Маркевичу, Андрей Непомнящий считает профессора Таврического университета сразу по двум кафедрам (истории и немецкого языка) Николая Эрнста. Кстати, он принимал дела у Арсения Маркевича, вступая на должность главы созданного на базе ТУАК Таврического общества истории, археологии и этнографии. Андреем Анатольевичем написана также книга и о Николае Эрнсте.

Перу профессора А.А. Непомнящего ещё принадлежат отличающиеся основательностью книги «История и этнография народов Крыма», «Записки путешественников и путеводители в развитии истории краеведения Крыма» и другие издания серии.

Доктору исторических наук А.А. Непомнящему дважды присуждалась премия Вернадского. Андрей Анатольевич — лауреат премии Автономной Республики Крым, заслуженный деятель науки и техники автономии. Эти и другие почётные звания не только за неутомимое перо учёного. Восемь лет спустя после выхода первой книги серии всё явственней просматривается созданная мэтром школа из молодых учёных и аспирантов — таких как В. Бобков, В. Калиновский, У. Мусаева, С. Волнова, и других амбициозных исследователей.

На встрече в читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого из уст Андрея Непомнящего и его спутников не раз можно было услышать: «В научный оборот введено». И как было не отяготить науку новыми сведениями, если поймавшие кураж авторы извлекали на свет Божий документы, к которым в течение столетия не прикасалась рука человека. Это не только письма, но и формулярные списки, памятные книги, в том числе и по севастопольскому градоначальству. Фонд ликвидированного Центра реставрационных мастерских с залежами документов по крымским памятникам один из настырных симферопольцев обнаружил в неожиданном месте — в Центральном государственном архиве Российской Федерации в Москве.

Профессор Андрей Непомнящий и его спутники любезно подарили Центральной библиотеке им. Л.Н. Толстого книги серии. Как помнится, некоторые из них — даже не по одному экземпляру.

В нашем городе сложились свои богатые по содержанию традиции в краеведении. Но симферопольцами преподан хозяевам поучительный урок коллективной работы в рамках реализации целевой программы.

На снимках: профессор А.А. Непомнящий; Уголок выставки книг симферопольцев.