Благородная профессия - летчик. Три основных направления

Мой путь в небо начался, когда мне было пять лет. Многих приводят в небо мечты. Большинство пилотов – это потомственные авиаторы. Красота самолетов, возможность побывать по всему миру, постоянные разъезды и командировки, форма – всё это притягивает мальчишек. Притянуло и меня.

Легко ли стать пилотом?

В России есть два высших учебных заведения: Ульяновский институт гражданской авиации и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Есть несколько средних специальных: Сасовское, Бугурусланское, Краснокутское училища. Но после училища невозможно стать командиром воздушного судна. Для этого нужно получить высшее образование. Система обучения такая же, как и в других учебных заведениях. В училище можно поступить после девятого класса, в вуз – после одиннадцатого. Однако, если есть высшее образование и энная сума денег, свидетельство пилота можно получить в Челябинске, в школе подготовки пилотов.

В чём заключаются обязанности пилота?

Для обывателя профессия пилота – это полёты, и отели. Но мало кто знает о работе вне аэродрома: предварительные подготовки, тренажёры, сдача зачётов и экзаменов, постоянное повторение и подтверждение квалификаций (многое из этого приходится на выходные дни), собрания в лётных отрядах, разборы полётов и инструктажи.

Какими качествами надо обладать хорошему лётчику?

Для пилота важна пунктуальность. Делать всё вовремя, не опаздывать и уметь учиться. Порой этого достаточно, чтобы долго и беззаботно летать. Если есть желание расти и развиваться, то шикарная карьера обеспечена. Также необходимо постоянно поддерживать своё здоровье. Это обеспечит «лётное долголетие».

Чего лётчик никогда не должен делать? Есть ли среди пилотов суеверия?

Каждый сам выбирает приметы: кто-то не фотографируется перед вылетом, кто-то не трогает руками самолёт до вылета – кто во что горазд. Примет огромное количество. Но никаких негласных стандартов поведения нет.

Какие плюсы у этой профессии?

Самое приятное – разнообразие. Нет одинаковых полётов, одинаковых условий. Постоянно приходится адаптироваться и учиться. Казалось бы, только стал вторым пилотом и выучился, открыли новое направление и новый аэропорт ­– учишься. Только «устаканилось» – пора сдавать зачёты и тренироваться, чтобы стать капитаном. Или зима сменилась летом – снова перемены.

Есть ли минусы, профессиональные заболевания?

Среди пилотов очень высока смертность от инфарктов и раковых заболеваний. За годы работы здоровье, которое было идеальным при поступлении, разменивается на болячки. После постоянного пересечения часовых поясов трудно уснуть, организм начинает давать сбои. Большая часть времени проходит вдали от друзей и семьи, что тоже накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние и опять-таки приводит к болезням.

Когда лётчик выходит на пенсию?

Время выхода на пенсию у гражданского пилота измеряется налётом часов. Эта цифра постоянно меняется. Но происходит это намного раньше, чем в остальных профессиях. Лет в 35 уже можно стать «пенсионером».

Какие требования предъявляют к здоровью пилотов?

Требования очень просты – быть здоровым. Если у вас сколиоз, плоскостопие, проблемы с сердцем или вестибулярным аппаратом, тогда дорога в небо для вас закрыта. Медкомиссию проходят два раза в год. Неотъемлемой её частью является обширный набор анализов и длинный список врачей, которые с пристрастием изучат всё твоё тело.

Как трудоустроиться вчерашнему студенту лётного училища или вуза?

Сейчас нет распределения после выпуска из учебного заведения, и очень трудно найти работу, не имея диплома с отличием. Вся история гражданской авиации состоит из взлетов и падений, и если сегодня не хватает пилотов, через четыре года стабильно начинаются сокращения, и всё повторяется.

На какую зарплату может рассчитывать новичок в профессии и опытный пилот?

Зарплаты очень разные: от 30 тысяч рублей у пилотов в аэроклубах до 500 тысяч – в больших авиакомпаниях. За границей можно получать вдвое-втрое больше.

Как выбрать работодателя, на что обратить внимание?

Выбирать не приходится. После институтов хватаются за первый попавшийся вариант. Оформление контрактов сейчас начинается ещё в лётных училищах. А принципиальной разницы между работодателями нет.

Есть ли риск вообще остаться без работы?

Риск огромен. Около 50 % пилотов после выпуска остаются без работы. Приходится очень и очень долго ждать очереди.

Как происходит отбор кандидатов на вакансию пилота?

Резюме, как правило, не существует. Зато есть набор квалификаций и требований. Диплом, сертификаты о курсах, которые приходится проходить за свой счёт, подтверждение знаний английского языка, пилотское свидетельство, наличие допусков (если уже приходилось работать) на типы воздушных судов, медицинское заключение и многое другое должно быть в копилке каждого пилота. Далее, при наличии этих документов, компания проводит тестирования (на тренажёрах, устные собеседования) и принимает решение.

Как к вашей профессии относятся близкие?

Родные стараются понимать. Например, один из выходных я могу полностью провести дома, не вставая с кровати. Хочется элементарно выспаться. Потому что в остальное время это практически нереально.

Какую карьеру может сделать лётчик?

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вся работа – это карьерный рост. Пилот не может оставаться на одном уровне. Он либо развивается, либо деградирует. Сначала хочется стать командиром воздушного судна, потом инструктором, потом экзаменатором, потом переучиться на другой самолёт или вовсе сменить место работы. И тогда всё начнется сначала.

В России одной из самых престижных считается профессия летчика. Фото пилотов в форме вызывают томные вздохи у женщин и неподдельную зависть у мужчин. Именно поэтому многие молодые люди так страстно мечтают покорить данную профессию. Однако сделать это довольно сложно, особенно если не знаешь, с чего начать.

Профессия летчика: описание

Пилот - это специалист, способный управлять определенным летательным аппаратом: самолетом, вертолетом, авиалайнером и так далее. Примечательно, что раньше пилотами называли только авиаторов гражданской авиации, а летчиками - военной. Сегодня эта грань смыта, однако само деление на гражданских и военных по-прежнему в силе.

К тому же существует определенная иерархия и на самом самолете. Капитаном судна выступает первый пилот, его заместителем - второй пилот, а на больших авиалайнерах их компанию дополняет штурман. Таким образом, молодой специалист не сразу попадает в кресло командира, а лишь по истечении испытательного срока, который зависит от типа судна и скорости обучения человека.

Главный вопрос

Но как осваивается сама профессия летчика? Ведь для управления самолетом необходимы навыки и знания, которые сами по себе не появятся. Что же, ответить на этот вопрос можно довольно просто - первым делом следует поступить в летное училище. Однако подбирать его следует исходя из того, каким именно летчиком вы хотите стать: гражданским, военным или испытателем.

Гражданская авиация

Гражданской авиации по праву считается одной из самых высокооплачиваемых в стране. Ежемесячный оклад у названных специалистов начинается с отметки 70 тыс. рублей и заканчивается порогом в 350-450 тыс. Согласитесь, весьма привлекательная зарплата, особенно для тех, кто любит небо. Однако прежде, чем устроиться в авиакомпанию, человеку придется пройти нелегкий путь обучения.

Начать его стоит с летного училища или авиаклуба. При этом второй вариант подходит лишь тем, кто планирует управлять небольшим самолетом. Остальным необходимо выбрать один из следующих вузов:

  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации;
  • Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске.

Любое из этих заведений позволяет обучиться летному мастерству. Для поступления нужно сдать несколько экзаменов (математику, физику, русский язык), а также обладать отменной физической формой. После окончания учебного заведения человеку будет доступна названная профессия. теперь сможет получить лицензию коммерческого пилота и устроиться в авиакомпанию.

На службе Военно-воздушных сил РФ

Военная авиация - это место, куда идут лишь крепкие телом и духом люди. Однако в конечном счете лишь немногие из них становятся настоящими летчиками. Это связано с большой сложностью обучения: пилоту необходимо не только освоить управление самолетом, но и понять, как необходимо действовать в боевых условиях.

К тому же следует быть готовым, что это довольно многогранная профессия. Летчик может быть капитаном истребителя, бомбардировщика, военно-транспортного самолета, боевого вертолета или даже разведывательного судна. Следовательно, нужно заранее выбрать определенное направление, дабы в совершенстве постичь его.

Что касается самого обучения, то оно проходит двумя способами:

  • Во-первых, призывник может изъявить желание служить в ВВС при прохождении комиссии военкомата. Если физические и умственные данные призывника в порядке, то его могут отправить в соответствующую часть. Правда, это не самый надежный способ, так как он не гарантирует 100%-го попадания в нужные войска.
  • Во-вторых, каждый гражданин России может поступить в военное летное училище. В нашей стране таких заведений несколько. Однако самой престижной считается Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

И все же следует помнить о том, что военный пилот - чрезвычайно трудная профессия. Летчик должен быть готов к тому, что в случае необходимости ему придется открывать огонь по другим самолетам, в которых будут находиться живые люди. Не говоря уже о том, что в любой момент его жизнь может оказаться на волоске от гибели. И именно осознание этого факта чаще всего приводит к тому, что люди бросают карьеру военного пилота на полпути.

Опасная профессия летчика-испытателя

Пилот-испытатель - довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как превосходный ас в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные пилоты, отслужившие более пяти лет на благо родины. Но бывают и исключения.

Главная задача этих мастеров - испытание новых типов самолетов, вертолетов, систем управления, наведения и так далее. При этом пилот должен не только определять, насколько хорошо работает новая машина, но и уметь замечать недоработки и возможные недочеты конструкторов.

Проблема в том, что иногда новые самолеты могут давать сбои во время полета. Это приводит к возникновению опасных ситуаций. И если летчик не сумеет быстро найти выход из них, то он рискует поплатиться за это жизнью.

Плюсы и минусы работы в небе

Из достоинств следует отметить престиж работы, который подкреплен хорошей заработной платой. К тому же многие пилоты получают неописуемое удовольствие от управления самолетом. Не менее притягательным является и то, что человек имеет уникальную возможность увидеть весь мир, работая на крупные авиакомпании.

Но есть и минусы. Летчики всегда рискуют своей жизнью, отправляясь в полет. Кто-то больше, кто-то меньше, но шанс упасть есть у всех. К тому же не стоит забывать о больших нагрузках на здоровье, которые возникают из-за всевозможных стрессов.

Летчик – это человек, который управляет самолетом или вертолетом. В гражданской авиации таких специалистов называют пилотами. В детстве многих привлекала романтика голубого неба, однако лишь для некоторых мечта воплотилась в реальность.

Профессия летчик считается одной из самых тяжелых и ответственных, экипаж судна полностью отвечает за жизнь всех пассажиров. Конечно, сегодня в помощь пилотам разработано высокотехнологическое оборудование, однако специалист должен непрерывно следить за показателями приборов, поддерживать связь с диспетчером, анализировать поступающую информацию.

Состав экипажа зависит от типа авиа судна, в него могут входить несколько человек: первый и второй летчик, штурман, бортинженер и др. Все приказы отдает командир на основе входящей информации, а так же подсказок команды.

Описание профессии летчик

Летчики военной авиации и пилоты гражданской работают в чрезвычайно большой психологической напряженности. От их решений зависит жизнь людей, поэтому работать приходится в постоянной концентрации. К обязательным качествам профессии пилот относят: хорошее зрение и слух, развитый вестибулярный аппарат, внимательность, быстрая реакция. Для работы на международных линиях обязательно знание иностранного языка.

Обязанности пилота заключаются в следующем:

  • профессиональное управление летательным средством;
  • организация работы в воздухе и на земле согласно с требованиями правил безопасности;
  • анализ метеорологической обстановки, принятие соответствующих решений на основе полученных данных;
  • контроль состояния судна перед полетом;
  • эксплуатация воздушного судна в соответствии с AFM.

Плюсы и минусы профессии летчик (пилот)

Преимущества:

  • профессия, которая воплощает мечты;
  • подходит для любителей путешествовать;
  • достойная зарплата.

Недостатки:

  • мало свободного времени для личной жизни;
  • рискованная работа. Хотя авиатранспорт считается самым безопасным, на психологическом уровне многие боятся летать;
  • трудно сменить работу или найти что-нибудь смежное.

Зарплата пилота зависит от квалификации, компании и типа воздушного судна. Динамику изменения можно посмотреть на рисунке:

В зависимости от выбора сферы деятельности – военная или гражданская авиация, карьерный рост покорителей неба отличается. У военных продвижение заключается в приобретении профессионального мастерства, количестве летных часов и получении звания. В гражданской авиации карьера так же построена на получении профессиональных навыков, а так же пилотировании различных типов судов.

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Схема расположения осей относительно друг друга и движения самолета по данным осям

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Штурвал

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки - газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция - создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВПП

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Вконтакте

46.6

Для друзей!

Справка

В декабре 1903 года на самолёте с двигателем поднялись в воздух братья Райт. Это был первый полёт на таком технически сложном сооружении. Спустя столетие многое изменилось, и парящим в воздухе «железным птицам» уже мало кто удивляется. Люди научились передвигаться по воздуху, и теперь никакие расстояния не являются для них препятствием в путешествии по земному шару. С развитием космонавтики человек стал осваивать даже просторы Вселенной.

Пилот - это специально обученный человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. Стоит ли говорить о том, что их функции во многом отличаются, ведь даже у лётчиков самолётов (неодинаковых моделей) они могут быть разными.

Большинство пилотов занимается транспортировкой людей и груза. Однако в этой области есть также проверяющие работоспособность нового летательного аппарата, участвующие в спасательных операциях, военнослужащие.

Полезные статьи

Описание деятельности

В состав экипажа обычно входят два пилота: командир и его помощник. Независимо от своего статуса пилот знает всё об устройстве воздушного судна, его управлении и правилах безопасности.

Перед полётом пилот изучает маршрут, особенности воздушной трассы, настраивает связь с аэродромами, советуется с авиаспециалистами - делает всё, чтобы избежать возникновения непредвиденных ситуаций.

Во время всего рейса пилот внимательно следит за приборами, изменениями погоды, учитывает сообщения диспетчеров. Самые напряжённые моменты для лётчика - взлёт и посадка, здесь многое зависит только от его умений.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Пилоту необходимо убедиться в готовности самолёта и экипажа к полёту. Уже находясь в воздухе, он обязан руководствоваться показаниями приборов, сообщениями, поступающими к нему через радиосвязь. Эта специальность требует готовности к постоянному переобучению, особенно при смене одного вида самолёта на другой. Пилотам международных линий потребуется знание английского языка.

Поскольку перемещение воздушного судна - сфера, требующая упорядоченности и отчётности, специалист не должен забывать про заполнение различных служебных документов.

Особенности карьерного роста

У пилота есть возможность выбрать задачу, которую он будет выполнять в ходе своей деятельности: транспортировка людей и грузов, военная служба, спасательные или испытательные работы. Гражданские лётчики занимаются перевозками пассажиров или груза. Они могут устроиться в частную компанию или управлять, например, личным самолётом известного человека. Лётчики-спасатели эвакуируют людей прямо с места катастрофы или доставляют воду для тушения крупных пожаров. Военные пилоты охраняют границы стран, проводят разведывательные операции, при необходимости участвуют в воздушных боях. Испытатели определяют, как работает новая летательная машина, отмечают их технические достоинства и недостатки, поэтому им нужны инженерные знания. В любом случае этот труд остаётся высоко оплачиваемым.

Профессиональные навыки лётчика во многом определяются количеством часов, проведённых им у штурвала. Данный критерий очень важен в случае, когда второй пилот хочет дорасти до должности командира воздушного судна.

Характеристика сотрудника

Пилот - специалист, в руках которого находятся жизни других членов экипажа и пассажиров, поэтому он должен быть максимально ответственным. Для него будут незаменимыми такие качества, как психологическая стойкость и умение быстро реагировать в экстремальных условиях. На протяжении всего полёта он должен сохранять высокую концентрацию. Также пилоту нужно иметь отличное здоровье, его состояние проверяется перед каждым перелётом. Ему не обойтись без хорошего зрения, слуха, усидчивости, способности мгновенно переключаться от решения одной задачи к решению другой.