Бизнес план по продаже одежды. Как запустить свой бренд одежды

Страница не найдена

Данная страница не найдена

Неправильно набран адрес, или такой страницы на сайте больше не существует.

Новые руководства по открытию бизнеса

ТОП бизнес-руководств

Самые читаемые бизнес-идеи

Новые франшизы в каталоге

Обзор рынка франчайзинга


Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Настаивая на существовании только одного правильного ответа и преувеличивая значимость ошибки, наше общество и образовательная система существенно уменьшают наш потенциал к успеху.

Данное направление можно назвать перспективным и достаточно интересным делом для экономистов, но работать в нём могут только опытные профессионалы и люди, прекрасно понимающие особенности функциониров...

Сумма стартовых инвестиций обычно очень велика, но, как правило, стартовый капитал для открытия СРО (в том числе и денежные средства, необходимые для формирования компенсационного фонда и прочих страх...

Грузовая СТО как бизнес отличается достаточно продолжительным сроком окупаемости, сумма стартовых инвестиций составляет несколько миллионов рублей, а если планируется выкуп территории и постройка здан...

Открытие своей психиатрической клиники или реабилитационного центра потребует от предпринимателя минимум пару десятков миллионов рублей. Подобное начинание отличается достаточно большим сроком ок...

Как создать свой бренд - выбор названия и логотипа, этапы регистрации. Получите 7 советов, как открыть свой бренд одежды + 4 идеи для успешной рекламы.

Открывая бренд, предприниматель патентует не только логотип своей компании, ее слоган и товарные особенности.

Бренд – это нечто большее: все эмоции, ассоциации, чувства клиента, связанные с товаром или услугой, положительные и отрицательные отзывы, счастливые и разочарованные потребители.

Как открыть свой бренд одежды?

Именно этот вопрос ответит данная статья.

Вы узнаете все тонкости процесса рождения новой торговой марки, как придумать название бренда, зарегистрировать свое творение в Роспатенте.

Как придумать название бренда?

Разработка бренда начинается с задачи, как придумать название бренда.

Потребитель оценивает не только графическое оформление логотипа компании.

Его также интересует и смысловое наполнение, которое содержится в названии.

Предприниматель должен проявить творческий подход.

Имя бренда отражается на успешности всех маркетинговых операций!

Как придумать уникальное имя для бренда?

«В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен.»
Уильям Джеймс

Подумайте, что особенного будет в производимом товаре, определите конкурентные преимущества продукции.

Вновь вспомним, что целевая аудитория – молодые люди, покупающие в интернете абсолютно все.

При выполнении указанных маркетинговых шагов, ваша одежда очень скоро выбьется на лидирующие позиции рынка.

О том, как молодая девушка сама создала свой бренд одежды, рассказано в следующем видео.

Смотрите и вдохновляйтесь:

Сколько денег нужно, чтобы открыть свой бренд одежды?


Перейдем к сухим точным расчетам.

Предпринимательство в любом проявлении не терпит финансовых ошибок.

Для удобства арифметических операций, за образец возьмем ежемесячное производство вашим предприятием партии в 1 000 единиц продукции.

Стоимость производства одной единицы – 450 руб. (ткань + пошивка), цена реализации – 700 руб.

Начнем с подсчета начального капиталовложения в производство:

Ежемесячные капиталовложения:

Ежемесячный доход от продажи брендовой одежды составит 700 000 руб.

При таких показателях окупаемость удачного предприятия по продаже брендовой одежды составит 1 месяц.

У вас есть желание испытать себя в роли дизайнера и предпринимателя?

Собственный бренд одежды – идеальное решение.

Бизнес быстро окупается и приносит стабильный доход.

Если после прочтения статьи, у вас еще остался вопрос: как создать свой бренд одежды , остается только лично попробовать на практике, что бы понять все тонкости предпринимательства.

Все что потребуется для реализации проекта – настойчивость и вера в свои силы.

Готовы ли вы заплатить такую цену за успех?

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Магазин одежды является перспективным видом бизнеса с высокой наценкой на товары, рентабельность составляет ~20% со сроком окупаемости 1,5 года. По данным агенства «МаркетМастерс» темп оборот розничной торговли одеждой в России ежегодно увеличивается на 3%. На Москву приходится ~40% всей купленной одежды! В статье рассмотрим как открыть магазин одежды с нуля пошагово с примером бизнес плана с расчетами.

Преимущества и недостатки открытия магазина одежды

Основная целевая аудитория магазина одежды: женщины в любом возрасте, мужчины в возрасте от 18 до 40 и дети. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания магазина одежды.

Более 50% магазинов в г. Москва открываются по франшизе! На продаваемую одежду необходимо

Виды магазина Особенности
Секонд-хенд Продажа подержанной одежды из Европы. Привлекает посетителей низкими ценами. Есть возможность быстрого старта, так как не требуются большие первоначальные вложения. Рекомендуется открывать в небольших городах с низкой покупательной способностью населения. Наценка на товары ~200%
Сток Магазин специализируется на продаже одежды из прошлого сезона. Основной фактор привлечения посетителей низкие цены. Наценка на товары ~300%
Мультибрендовый Продажа одежды множества различных брендов. Сложнее организовать продажу и обучение персонала нежели в первых двух случаях. Ориентация на средний класс населения. Наценка на товары ~400%
Монобрендовый Ориентация на один бренд (часто открывается по франшизе) и на конкретного посетителя. Наценка на товары ~500%.
Бутик Продажа дорогой эксклюзивной одежды для состоятельных покупателей. Для открытия требует максимальных затрат. Наценка на товары ~1000%.
Специализированный магазин Продажа узконаправленной одежды: одежда для рабочих, для медицинских служащих, для военных, для пожарных, для школьников, для детей. (см. « «)

Продажа одежды относится к импульсным товарам, т.е. покупается часто спонтанно, поэтому для стимулирования продаж рекомендуется устраивать распродажи, акции, накопительные карты со скидками, бонусы при нескольких покупках.

По данным Гомкомстата лидером в обороте одежды является Центральный федеральный округ (~50%) и, в частности, Москва (~40%). Розничный оборот одежды в Санкт-Петербурге составил ~3%.

Основные производственные мощности находятся в Центральном регионе страны (~40%), на Северо-Западный округ приходится ~19% и на Приволжский ~18%. Если рассматривается производство одежды, то рекомендуется организовать в округах с максимальными мощностями.

Открытие магазина одежды: общая концепция

Открытие магазина одежды возможно двумя способами: приобрести франчайзинг (готовое решение), либо открывать его самостоятельно. Оба способа характеризуются своими недостатками и достоинствами. Если вы решили открыть магазин самостоятельно, то чтобы быстро понять основные бизнес-процессы магазина, рекомендуется устроится администратором в один из существующих .

Как открыть магазин одежды с нуля: регистрация бизнеса

Для регистрации в налоговой магазина одежды создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:52.42 «Розничная торговля одеждой», 52.42.1 — «Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой», 52.42.8 — «Розничная торговля аксессуарами одежды (перчатками, галстуками, шарфами, ремнями, подтяжками и т.п.)».

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель ) Используется для открытия небольшого магазина одежды (50-80м²). Количество персонала 3-5 человек
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на ЕНВД или УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью ) Используется для открытия крупного магазина одежды (>80м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на ЕНВД или УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для магазина одежды будет ЕНВД (единый налог на вмененный доход), для перехода на данную систему должен быть муниципальный закон о возможности применения ЕНВД (до 100 человек персонала и стоимость основных средств до 100 млн. руб.). Процентная ставка составляет — 15% . Преимущества данного налога является его привязка к физическим данным магазина: площади, числу работников и т.д. При открытии крупного магазина это выгодно.

Если при организации компании выбирается УСН, то рекомендуется выбрать начисление налога от доходов с процентной ставкой 6% .

Поиск поставщиков для магазина одежды

Основные поставщики одежды: Турция, Китай, Европа, Россия. Товары из Китая и Турции привлекательны своей низкой ценой, что позволяет делать наценку в 200-300%. К примеру для женская юбка на taobao стоит ~8$ (500 руб.), на отечественном рынке может быть продана за 1500 руб.

Для поиска поставщиков в Китае через интернет используют Aliexpress.com, Taobao.com

Бизнес-план магазина одежды: поиск помещения

При создании магазина ключевым пунктом является поиск места и помещения. Месторасположения — ключевой фактор успеха в оффлайн бизнесе . Необходимо расположить магазин в непосредственной близости от трафика посетителей.

Для отдела детской одежды и магазина нижнего белья достаточно помещения с площадью 12-20 м². Этого хватит для размещения склада, торговых витрин, примерочной и кассы. Магазин мехов или свадебный салон платьев потребует ~25-70 м². Специфика товаров здесь такова, что потребуется увеличить торговый зал и складские помещения.

В мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) аренда 1 м² начинается от 1500 рублей. Аренда небольшого отдела женской одежды (около 20 м²) обойдётся в 30000 рублей. На периферии аренда начинается от 1000 рублей/м², аналогичный магазин потребует около 10000 рублей.

Самая дорогая аренда помещений в торговых центрах (ТЦ), так как они являются место скопления максимального трафика людей. Стоимость аренды в ТЦ за 1 м² достигает 20000 руб.

Мастер-класс: «Как открыть магазин одежды с нуля»

Оценка затрат на торговое оборудование

Оценим тип необходимого оборудования и финансовые затраты. При приобретении витрин и стеллажей учитывается концепция магазина, вид одежды (для меховой одежды и нижнего белья нужно разное оборудование), проходимость.

Рассмотрим комплект оснащения для магазина:

  • Кассовый аппарат — 12000-30000 руб. (цена зависит от модификации). Дополнительные расходы: регистрация аппарата и обслуживание.
  • Стеллажи — относятся к основной мебели торгового зала, один стеллаж стоит 1000-20000 руб. Для магазина нужно 4-10 стеллажей.
  • Витрины — понадобятся для выкладки аксессуаров или дорогих вещей. Цены начинаются от 2000-3000 руб. Витрина с эксклюзивным дизайном и подсветкой может стоить до 22000 руб. Для бутика нужно 2-6 витрин.
  • Полки или кронштейны — от 600 руб. за простые модели.
  • Манекены — от 1500 руб., достаточно будет 10 манекенов в торговом зале.
  • Вешала — 2500-9000 руб. (в зависимости от размера). Некоторые магазины вешала используют почти как единственное торговое оборудование. Потребность в них — до 15 штук. Изредка с вешалами поставляются вешалки, но обычно вешалки заказываются отдельно. 100-150 штук будет достаточно.
  • Зеркала — необходимы в примерочных и торговом зале. Стоимость напольного зеркала — около 3000 руб. Нужно закупить также настенные зеркальные панели (несколько штук).

Стоимость покупки оборудования составит ~100000-500000 руб.

В некоторых типах розничных магазинов дополнительно необходимы: стойка для кассира, банкетки в примерочных кабинках, этикет-пистолеты. В свадебных салонах для подгонки по фигуре платья нужна швейная машинка.

Наиболее известные поставщики оборудования: Tritix, Play, Uno, Стайл, Маркет, Joker, Primo. Большинство их кроме продажи готовых решений предлагают на заказ создание индивидуальных торговых систем.

Затраты на персонал

Для среднего магазина общее количество персонала составит 4-6 человек. В коллективе будут посменно работающие 2-3 продавца-консультанта. Работники зала выполняют одновременно обязанности администратора и/или кассира, уборщика помещений. Для снижения затрат на заработную плату бухгалтеру, ведения бухучета передается аутсорсинговым компаниям . Это позволяет снизить затраты ~25 000 руб. в месяц!

Лучший критерий зарплаты работников — средний уровень оплаты труда по отрасли. Средний уровень зарплат для рабочих можно посмотреть на сайте rabota.yandex.ru. Обычно заработок персонала — сдельно-премиальный (фиксированный оклад + проценты с продаж). Средняя зарплата продавца/консультанта — 14000-25000 руб. Необходимо провести инструктаж продавцов по общению с покупателями. Улыбка и внимательное отношение увеличивает продажи.

Предпринимателем создаётся фонд оплаты труда (ФОТ), в котором учитывается сумма, выданная персоналу.

Примерный расчёт ФОТ на год:

4 продавца х 12000 руб. = 48000 руб./мес.

48000 руб. х 12 мес. = 576000 руб. (ФОТ за год).

Дополнительные расходы предпринимателя: выплаты в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд Социального Страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Процентная ставка ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%. В итоге расходы на социальное обеспечение составляет 30%.

Выручка и чистая прибыль бизнеса

Для расчёта выручки за год подсчитывается средняя выручка от 1 клиента (средний чек). Средний чек, равный 800 руб., является хорошим показателем. Планируется посещение магазина 10 покупателями, размер дневной выручки составит ~8000 руб.

Годовая выручка составит ~2700000 руб. Если при открытии затраты составили около 1400000 рублей, то окупаемость достигается уже через 1,5 года. Для достижения стабильной прибыли могут понадобиться 1-2 года, что является хорошим показателем.

Оценка привлекательности бизнеса журналом сайт

Рентабельность бизнеса




(3.5 из 5)

Привлекательность бизнеса







3.3

Окупаемость проекта




(3.0 из 5)
Простота создания бизнеса




(3.5 из 5)
Магазин одежды является перспективным бизнесом в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. Срок окупаемости первоначальных затрат составляет ~1.5-2 года. Бизнес имеет сезонность продаж (август-октябрь, апрель-июнь), что потребует дополнительного персонала и запасов. Ключевые факторы успеха бизнеса является: месторасположение вблизи трафика посетителей, и возможность наценки на товары более 300%.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.




Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.




Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.




Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru