3 теория моральной экономики. Экономика и нравственность – какая между ними связь? Нравственная сторона вопроса о деньгах и богатстве, ценности общества

В экономике базисные моральные ценности общества предстают как определенные системные общественные ценности, а именно как благо, хозяйственность, справедливость. Можно сказать, что существование экономики проходит под модусами блага, хозяйственности и справедливости. Конкретное же проявление системных ценностей экономики в свою очередь зависит от самих экономических структур. Но кроме структурно-нравственного аспекта экономики, соединенного со средствами производства, формами хозяйствования, экономическими отношениями, в ней можно выделить и личностно-этический аспект. Личностно-этический аспект экономики определяется этическими качествами самих людей, занятых производством, бизнесом, менеджментом. Данный нравственный аспект экономики не будет нами здесь анализироваться.

Поскольку нравственные ценности блага, хозяйственности и справедливости, а также конкретизирующие их более частные предметные ценности являются трансцендентными, постольку они непосредственно не «выводимы» из экономики. Экономические феномены сами по себе не являются добром или злом, хотя они интенциально связаны и с добром, и со злом и никогда не предстают нравственно нейтральными. Но из этого следует существенный вывод, что нельзя считать добром всё то, что экономически эффективно, что приносит экономический успех. Принцип «нравственно то, что экономно» неверен с нравственно аксиологической точки зрения. Отношения между нравственностью и экономикой предстают более сложными.

Экономика влияет и на общественную нравственность, и на личностную. Воздействие экономики на личностную нравственность может быть прямым и косвенным. Прямое влияние проявляется в росте преступности при обнищании граждан и общества, при сильной дифференциации общества, при росте безработицы. Косвенное влияние сказывается на переоценке личностями ценностей, в частности, блага, справедливости, честности.

Экономика, в силу существенной, неустранимой в ней роли естественно-природного фактора, моральная ценность которого ограничена, а также из-за влияния объективно-социального фактора предстаёт сферой с ограниченной нравственностью. В объективно-социальном факторе с точки зрения моральной значимости следует отличать экономические объективные законы и экономические обстоятельства. Влияние человека на объективные экономические законы может быть лишь опосредованным, через изменения условий проявления этих законов или через субъективный отказ участвовать в экономической деятельности при данных условиях. Сами же объективные законы человек изменить не может по определению (природе) закона. Экономические же обстоятельства (или «принудительные обстоятельства») создаются самими людьми, и влиять на них человек может и должен. Потому за экономические обстоятельства, как за сферу большей свободы, человек несёт и большую ответственность.

Нравственная ограниченность экономики проявляется и в том, что на хозяйственную деятельность, на результаты этой деятельности, на товары непосредственно не переносятся этические достоинства субъектов деятельности. Экономика, как и политика, и другие сферы социума, обладает определённой автономией, и здесь могут процветать, достигать успехов и люди с невысокими моральными качествами, но с высокими профессиональными, «деловыми» способностями. Экономика из всех социальных сфер является сферой с наиболее ограниченными нравственными возможностями, она менее всего нравственно совершенна. И уже потому неверно делать из неё кумира, как и не приходится ожидать экономического чуда от добрых, справедливых, честных хозяйственников.

Общечеловеческие моральные ценности, принципы действуют и в сфере экономики. Так называемые «этика бизнеса», «хозяйственная этика», «экономическая этика», «этика успеха» не предстают особой моралью наряду с общечеловеческой, а являются специфическим проявлением единых фундаментальных и социально-базисных моральных ценностей в сфере хозяйственной деятельности. Это означает, в частности, что при возникновении конфликтов в сознании субъектов между нормами общечеловеческой морали, с одной стороны, и нормами «экономической этики», с другой - предпочтение следует отдавать общечеловеческим нормам.

Всё это требует правильного понимания самой проблемы соотношения экономики и нравственности. Этика и мораль нужны для бизнесмена, менеджера не только ради достижения экономического успеха - это лишь одна из функций хозяйственной этики, - но и для организации социально-ответственной хозяйственной деятельности, по возможности, безгрешной деятельности, с нашей точки зрения. «Хозяйственная этика» должна служить не только личности, но и обществу. И потому «хозяйственная этика» предлагает нормы, не только стимулирующие определённую хозяйственную активность», но и ограничивающие её. И в этом состоит одна из важных функций экономической этики.

Следующая функция хозяйственной этики состоит, с одной стороны, в придании легитимности той или иной деятельности субъекта экономики, а с другой стороны, в формировании у субъекта нравственной ответственности.

Следует отметить, что в этике существуют и иные точки зрения на поднятые вопросы. К проблеме соотношения морали и экономики, собственно, имеется два альтернативных подхода и множество других, являющихся их различным сочетанием.

Первая точка зрения - «ограниченно прагматическая». С этой точки зрения отрицается положительное влияние нравственности на экономику. Утверждается, что главная цель бизнеса состоит в прибыли. Бизнес должен приносить прибыль, не взирая на средства. Нравственность даже помеха для деловых отношений, она предполагает «излишнюю» ответственность, «ненужные» ограничения деловой активности, сомнения этического порядка, душевные переживания, снижающие у делового человека активность, уверенность, отнимающие время и энергию. Сторонники данной точки зрения, по сути дела, подчиняют нравственность экономике, лишая её всякой автономии, и объявляя «моральным всё, что экономно»Указываются в качестве эмпирического доказательства факты из истории капитализма, когда успех «отцов основателей» крупных компаний определялся подобным прагматическим подходом к нравственности.

К сторонникам ограниченно прагматической точки зрения на проблему соотношения нравственности и экономики следует отнести известного экономиста второй половины ХХ века М. Фридмана, представителя чикагской школы экономики. М. Фридман является сторонником неоклассической, либеральной рыночной экономики. Как он пишет, в «свободной экономической системе существует один - единственный вид ответственности, согласно которому все имеющиеся средства должны использоваться с максимальной эффективностью и всякая деятельность должна проверяться максимально возможной прибылью».

Вторая точка зрения признаёт диалектическую связь между нравственностью и экономикой. Здесь подчёркивается не только личностно-этический аспект экономики, но и её структурно-нравственный аспект, её эффективное влияние на экономику. Отстаивается принцип, полученный индуктивным путём из практики, что если мораль объявляет что-то в экономике бизнеса несправедливым, то это означает, что созрели экономические предпосылки для иного, более справедливого решения проблемы, и что субъекту домлжно такое решение искать.

Сторонники данной точки зрения разделяют мысль, что в экономике также возможна эффективная деятельность в рамках добра, где может проявить себя и нравственно-положительная личность. Именно нравственно-положительная экономика и обеспечивает долгосрочную, стратегическую эффективность, рентабельность. Эффективная экономическая деятельность, осуществляемая в рамках добра, в свою очередь способствует совершенствованию социальных отношений и личной нравственности. Неэтическое поведение, аморальный бизнес обернутся рано или поздно социальными и нравственными издержками, как для личности, так и для предприятия, общества. Отрицательно сказывается неэтический бизнес и на экономической эффективности. Сторонники данного подхода также обращаются к истории экономики, к истории экономической и этической мысли.

Вот что пишет Г. Форд, основатель знаменитой династии и известной фирмы, занимающейся производством автомобилей: «Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело… Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить и большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получаться в итоге полезной работы, а не лежать в её основании».

Замечательной вехой не только в истории экономической теории, но и в этике предстаёт творчество шотландского мыслителя XVIII века Адама Смита. Заслуженную славу А. Смиту принёс его знаменитый труд «Исследование о природе и причине богатства народов», не утративший своей актуальности и по настоящее время. В своём экономическом труде шотландский мыслитель отстаивал идеи рыночной экономики, на основе определённой концепции человека. Человек - это экономическое существо, которое стремится извлечь для себя наибольшую выгоду и максимальную прибыль. Личный интерес является фундаментальным стимулом эффективного хозяйствования. «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе… Именно таким путём мы получаем друг от друга преимущественную часть услуг, в которых мы нуждаемся».

Однако в рыночной экономике, кроме личного эгоистического интереса, действует ещё «невидимая рука», которая направляет множество личных интересов, независимо от самих субъектов, к всеобщей пользе. Предприниматель, направляемый «невидимой рукой», часто более действенным образом служит интересам общества, нежели тогда, когда сознательно стремится служить ему.

Но А. Смиту принадлежит и более ранняя книга «Теория нравственных чувств», где он анализирует нравственные чувства как основу наших суждений о собственных поступках и о поступках иных людей. В «Теории нравственных чувств» А. Смит обратил внимание на альтруистические чувства человека - на симпатию, на великодушие, человеколюбие, доброту, сострадание, дружбу, взаимное уважение. Книга начинается с утверждения, что «какую бы степень эгоизма мы не предполагали в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем».

А. Смит считал, что общество может существовать и без взаимной любви или расположения, но когда члены общества сознают пользу его, и строят свои отношения на обязанностях и долге. Общество может поддерживаться и «при содействии корыстного обмена взаимными услугами, за которыми всеми признана известная ценность». Так, например, функционирует общество купцов. Но общество может процветать и благоденствовать тогда, «когда взаимные услуги вызываются взаимною же любовью, благодарностью, дружбой, уважением». Наконец, «общество не может просуществовать долго, если в нём люди всегда готовы нанести друг другу обиду или вред».

Особенностью учения А. Смита является то, что он рассматривал эти нравственные начала - и альтруистические чувства, и «невидимую руку» - как укоренённые в природе человека и рынка. «Они [нравственные чувства] вложены Богом в глубину нашего сердца, как его поверенные… Счастье людей и всех разумных существ, по-видимому, было главной целью создавшего их Творца природы». Это означает, что нравственный порядок в экономике носит провиденциальный характер. Божественное провидение изначально включило экономику, рынок в нравственный порядок бытия, и это необходимо учитывать при решении хозяйственных проблем.

Учение А. Смита о нравственности и её связи с экономикой с точки зрения современной этики предстаёт неудовлетворительным. Ещё И. Кант показал, что строить теорию нравственности на основе нравственных чувств нельзя в силу субъективности и случайности последних. «Те, кто не может мыслить, - писал И. Кант, - думают помочь себе чувствами даже там, где дело касается лишь общих законов». « Чувства, которые по природе своей бесконечно отличаются друг от друга в степени» мало способны «дать одинаковый масштаб доброго и злого, и один человек совершенно не может через своё чувство высказывать суждения, обязательные для всех».

Другой недостаток этики, основывающейся на нравственных чувствах, чётко выявил Дж. Мур, который указал на натуралистическую ошибку, совершаемую подобными этическими учениями. В самом деле, так называемые нравственные чувства предстают по сущности своей психологическими феноменами, и их добро, очевидно, определяется чем-то иным, что ещё должно определить, а не психологией. О гедонизме, как одной из разновидностей подобных натуралистических этик, Дж. Мур писал: «Широким распространением гедонизм обязан главным образом тому, что я назвал «натуралистической ошибкой», - ошибкой, состоящей в неумении ясно вычленять уникальное и неопределимое качество, которое мы подразумеваем под словом «добро»».

Недостатком учения А. Смита является и очень неясное, неопределённое понятие «невидимой руки» и «нравственного миропорядка». Основу нравственного миропорядка, как уже отмечалось, составляет система объективных и трансцендентных моральных ценностей, интенционально связанных со всеми объектами и субъектами бытия, в том числе и с экономикой. Именно данная объективная интенциональная связь экономики и морали и направляет к добру хозяйственную деятельность, когда она ведётся в определённых границах, по определённым правилам, о чём пойдёт речь ниже. Однако примечательно, что на заре капитализма, при зарождении классических экономических теорий о рыночной экономики, её творцы признавали значение нравственности для хозяйствования, учитывали их взаимную связь. В неоклассических теориях, напротив, будут считать, что «невидимая рука» - это и есть законы рынка. Следовательно, рынок сам «создаёт» мораль и «делает» автономную нравственность ненужной.

В XX веке широкое признание получили идеи М. Вебера о связи рыночного капитализма с религиозной христианской нравственностью. В своей знаменитой книге «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер проанализировал значение этического фактора в генезисе рациональной, рыночной экономики. По М. Веберу, дух капитализма - это «строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии». Учёный показал, что рациональному, или рыночному, капитализму противостоят два социальных конкурента - «авантюристический капитализм» и «традиционализм», или «застойное общество». Главным принципом «авантюристического капитализма» является «нажива ради удовлетворения потребностей», что свидетельствует о совершенном его иррационализме. «Традиционализм» руководствуется принципом «максимум удовольствия и минимум напряжения».

Рыночный капитализм возникает на принципе: «профессиональный труд как долг, самоцель». Прибыль, капитал оцениваются как экономическая и моральная ценности, характеризующие достоинство человека, его самоценность, его «богоизбранность». Капитал есть средство для самореализации, самоутверждения как утверждения своего «Я» в своих собственных глазах и во мнении близких, общества.

Основная «тонкость» здесь состоит в том, чтобы увидеть, оценить нравственно саму предпринимательскую деятельность, деятельность бизнесмена, в деньгах же уметь видеть не только капитал, но и нечто большее, а в бизнесе - нечто моральное, духовное, религиозное. И не важно, что не все бизнесмены это понимают, но важно, чтобы этот момент присутствовал в самом бизнесе, особенно на стадии формирования.

Мораль как общественное явление детерминирована в первую очередь природой и содержанием общественных отношений. В системе этих отношений развивается экономическая деятельность, которая является основой общества и детерминирует все формы духовной деятельности. Политика есть способ взаимодействия классов и социальных групп прямо или косвенно связанных с государственной властью, управлением социальных явлений. Мораль и политика как формы общественного сознания взаимодействуют, непосредственно связаны с экономическим базисом, отражают эти экономические отношения специфическим образом. Политические отношения классов и социальных групп детерминированы основными, экономическими интересами этих классов. Политика есть концентрированное выражение экономики. Экономические интересы получают теоретическое выражение как политические идеи. Выражая основные интересы классов и социальных групп, политика не может не иметь первенства над экономикой и другими сферами общественной жизни. Политика оказывает мощное воздействие на экономическую, социальную, духовную сферы. В этом смысле регламентирует нравственность общества опосредовано. Или, другими словами, экономика воздействует на нравственность через призму политических концепций.

Если политика отражает свой предмет преимущественно в политических взглядах, идеях и теориях, то мораль отражает действительность через различные нормы, правила, запреты, принципы, законы и категории этики. Еслиполитические концепции классов выражаются в различные программы и уставы, то нравственные взгляды и концепции не имеют такого выражения. Политическая идеология формулируется определенными личностями, идеологами партии, тогда как нравственные нормы образуются в процессе совместной деятельности людей. Различие политики и морали проявляется и в соотношении общечеловеческих и классовых элементов. В политике классовые элементы формулируются более четко и непосредственно, тогда как в морали преобладают общечеловеческие интересы. Нравственные отношения адресуются взаимодействию индивида и коллектива. Политика отражает более сложные отношения и интересы и предназначены целостной системе: классы – партии – государство – общество – индивид. Поскольку политика непосредственно связана с экономическим базисом, постольку она быстрее и сильнее реагирует на изменения базиса, чем мораль.

Существуют две крайности в понимании отношения политики и морали, которые основываются на идее их несовместимости. Ещё Н.Макиавелли (1469-1527) утверждал, что политика аморальна, что цель оправдывает средства, что для реализации политических целей могут быть использованы любые средства, включая обман и насилие. А Дж. Локк утверждал, что бессмысленно говорить о морали относительно государства и политики. Если здесь преувеличивается политика и игнорируется мораль, то другая крайность абсолютизирует мораль и игнорирует политику.



Действительность такова, что политика выражает различные интересы как прогрессивные, так и регрессивные. Мораль – это чувственный барометр, который в эмоционально-оценочной форме улавливает тенденции и изменения в обществе.Политика должна быть оценена моралью. Многие теоретики считают необходимым даже формулировать политическую этику, которая объединяла бы либеральные и демократические ценности, совмещала бы принцип политической свободы с принципом социальной защиты1. Политическая этика это общедемократический принцип регулирования свободы в политическом поведении. Такая этика возможна в демократичном обществе, когда конкурирующие партии могут прийти к согласию, когда существует плюрализм ценностей и идеалов, когда в обществе преобладают общечеловеческие интересы. Если государственную, партийную, социальную политику не основывать на нравственности, отмечал А. Солженицын, то у человечества вообще нет будущего2.

Наряду с политической этикой в обществе должна существовать и этика ненасилия . На протяжение всей истории все спорные вопросы решались с точки зрения силы. Кто сильнее – тот и прав, сила была истиной в последней инстанции. 95% пролитой крови и слез в истории совершалось из благих намерений, из слепой веры в какие-то священные принципы, которые должны быть осуществлены обязательно и немедленно. Ненасилие - это определяющее содержание добра и может считаться синонимом этики, оно адекватное средство осуществления справедливости и законности. Ненасилие, изменяя человека и межчеловеческие отношения, может положительно изменить социальные учреждения, партии, классы, государства.

Этика ненасилия рекомендует решать все спорные вопросы мирным путем, через взаимное доверие, консенсус, имея в виду и мнение оппонента (что и он может быть прав), попытаться превратить врагов в друзей и вместе бороться со злом. Сила, покоряя и уничтожая врага, только временно может подавить конфликт, но не устраняет его причину. Ненасилие может ликвидировать основу конфликта и перестроить социальные отношения на основе доверия и взаимного сотрудничества.

Мораль и право - формы общественного сознания, имеющие общие функции регламентации поведения людей . Но поведение людей регулируется не только моралью, но и юридическими законами, административными решениями, социально-гигиеническими нормами и т.д. Мораль и право имеют и свои различия. Юридические законы сформулированы и приняты как различные кодексы, санкционированы волей государства, моральные законы – «неписаные» законы. Юридическая регламентация – более жесткая, осуществляется через принуждение, тогда как мораль основывается на добровольном её исполнение. Юридические законы адресуются определенным категориям людей, социальным учреждениям и обязательны для исполнения. Моральные законы предназначены для всех, и их исполнение зависит от желания каждого. Нарушение юридических законов ведет к личной ответственности и наказанию, а нарушение моральных норм, в самым худшем случае, осуждается общественным мнением. Право есть воля господствующего класса, (партии) возведенная в закон, следовательно, юридические законы содержат в себе классовые, партийные элементы, отражают интересы некоторых социальных групп. Мораль выражает больше общечеловеческие моменты.

Литература

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в политическую этику. М.- Тюмень, 1990.

Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. № 3. С.76.

Марксистская этика. М., 1986.

Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс// Вопросы философии. 1992. № 3.

Очерк истории этики. М., 1969.

Франц А. Б. Мораль и власть. // Философские науки. 1992. № 3.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

22.1.Понятие биоэтики и предпосылки её возникновения. Предмет биоэтики

Биоэтика (от греч. bios – жизнь и ethos – нрав, обычай) – междисциплинарное научное направление, находящееся на стыке философии, этики, биологии, экологии, медицины и других наук. Понятие «биоэтика» было впервые введено в науку американским биологом В. Поттером в 1969 году в книге «Биоэтика – мост в будущее». Он интерпретирует биоэтику как переплетение биологических знаний с человеческими ценностями. Это направление науки возникло как ответная реакция на новые проблемы относительно жизни, здоровья и смерти, на возрастающий интерес людей по поводу их прав, включительно и право на их собственное телесное и духовное бытие, на позицию общества относительно живой природы, угрожающей опасности жизни на земле в результате обострения глобальных проблем.

Биоэтика не просто новое название старых проблем1. Она представляет собой синтез многих медико-биологических и философско-гуманистических наук, имеющие цель познание и защита жизни (живого) с позиций традиционной этики. Сегодня как никогда актуальна проблема основных принципов и нравственных ценностей относительно не только жизни, смерти, здоровья человека, но и существования животных и растений. В. Поттер утверждает, что нормы и ценности биоэтики не могут быть отделены от других наук и аргументирует как необходимость специализации этики (как например, этика природы, этика пожилых людей, этика городской жизни и т.д.). Следовательно, стало неизбежной возникновение новой этики, более широкой, предметом которой стало бы выживание человека посредством защиты биосферы.

В научных кругах существуют несколько версий объяснения происхождения биоэтики. Согласно одной из них биоэтика возникла одновременно с обострением и усложнением нравственных проблем современной медицины, в связи с угрозой человечеству со стороны развитой науки и техники (что действительно имеет место). В этом плане биоэтика представляет собой способ решения конфликтов новой компьютерно-технологической медицины и старой этикой и, таким образом, ее предмет не выходит за пределы медицинской этики, но имеет задачу более жестко контролировать эволюцию и использование биотехнологий.

Действительно сегодня отмечается возрастание роли проблем медицинской этики, нравственных ориентаций и моральных качеств врачей в связи с информатизацией общества, с использованием новейших средств и методов лечения. Прогресс несет не только положительные изменения, но имеет и отрицательные последствия во всех сферах человеческой деятельности, включая и медицину. Успехи развитых технологий, компьютеризация медицинской сферы порождают восхищение деятельностью медиков, но это требует одновременно и решения многих нравственных проблем, вызванных научно-техническим прогрессом. Подобный способ объяснения возникновения биоэтики вызывает возражения, поскольку нравственные проблемы относительно жизни, здоровья и смерти существуют от начала античного мира, ведь ещё в древней Греции Гиппократ основывает нравственный кодекс врача.

Другие ученые считают, что биоэтика возникла после 1946 года, когда были осуждены нацистские медики за их жесточайшие нечеловеческие эксперименты над людьми и военнопленными. В 1948 году принята Всеобщая Декларация прав человека, а в 1964 году Международная Ассоциация медиков приняла Кодекс норм и принципов эксперимента. Позже были приняты и другие нормы, началось формирование центров по биоэтике. Сегодня практически во всех странах за рубежом функционируют институты и центры биоэтики (в Италии более 20 центров). С 1978 года в США началось издание Энциклопедии по биоэтике в 5-ти томах.

Существует два понимания биоэтики – в узком и широком смысле. В узком смысле биоэтика отождествляется с профессиональной медицинской этикой, ограничивая её содержание только этическими проблемами отношения «врач-пациент», которые возникают сегодня в связи с интенсивным внедрением в практическую медицину новых наукоемких технологий. Основная задача биоэтики в этом контексте состоит в этико-философском объяснении пограничных проблемных ситуаций как эвтаназия, сущность смерти, генная инженерия, трансплантология, пересадка искусственных органов, клинические эксперименты (включая и над человеческим эмбрионом), клонирование, аборты и т.д.

Учитывая вышесказанное можно заключить, что такая интерпретация биоэтики имеет некоторые основания. С одной стороны, биоэтика выполняет функции профессиональной медицинской этики, а с другой, является своеобразной творческой лабораторией, где создаются и апробируются новые нравственные нормы и кодексы, что существенно обогащают медицинскую этику и деонтологию. Здесь биоэтика превращается в социальный институт с многочисленными этическими комитетами разного уровня (больницы, отрасли, государственного и международного уровня).

В широком смысле биоэтика понимается как результат неизбежного расширения и распространения этических знаний на всю биосферу, как необходимое требование современной научно-технической ноосферной революции.

Во второй половине ХХ века под влиянием научно-технического прогресса интенсивно развивается различные направления профессиональной этики (этика врача, инженера, журналиста, педагога, ученого и т.д.). Но, развиваются и другие этические знания, которые относятся как к межличностным отношениям, так и к отношениям человека с окружающей средой – с растительным и животным миром, с биосферой в целом. Этика существенно расширяет свою сферу влияния, если иметь в виду становление таких сфер исследования как ядерная этика, экологическая этика, информационно-компьютерная этика, космическая этика и т.д. Становление этих новых разделов этики в условиях информатизации социума способствует более высокому нравственному отношению ко всему живому, к космосу в целом, переоценки многих действий людей (теоретиков и практиков) в определении стратегии выживания человечества, в предупреждении и преодолении глобальной экологической катастрофы.

Общеизвестно, что для своего существования цивилизация нуждается в том, чтобы экология природы органически совпадала с экологией общества, с экологией человека, чтобы сформировалась новая целостность (система) «человек-общество-природа». Эта система способна реализовать стратегию выживания человечества и модель устойчивого развития1, рекомендованные Международным форумом в Рио-де-Жанейро (1992), при определенных условиях, которые может создать и биоэтика.

Длительное время этика и экология развивались в разные противоположные направления. Экология с самого начала биологизировалась, а этика – социологизировалась. Сегодня другая ситуация – экология существенно социологизировалась и гуманизировалась, а этика натурализировалась, хотя и недостаточно. Отношения человек-человек, человек – социум в этике дополняются отношениями человек – природа или даже человек – космос, что существенно способствовали развитию биоэтики и космической этики. Распространение нравственных ценностей на другие структурные уровни природы требует существенного пересмотра основных принципов современной науки – переход от принципа антропоцентризма к принципу биосфероцентризму. Сегодня поэтому и необходимо распространение норм и принципов традиционной этики на отношение человек – живая природа.

Биоэтика составляет тот раздел философии, который изучает отношения в системе «человек – биосфера» с позиций классической, традиционной этики. Биоэтика включает в себя медицинскую этику как составную часть. Она изучает не только разные ценностные отношения человека к жизни, смерти, здоровью, детству, старости, но и те, что относятся ко всему живому. В этом смысле биоэтика включает не только этические нормы наших отношений относительно животных, но и экологическую этику, этику отношений человека с биоценозами, с биосферой в целом. Не только Homo Sapiens, но и животные, растения, вся живая природа становится предметом биоэтики с позиций традиционной морали.

Следовательно, в широком смысле биоэтика может быть интерпретирована как этика живого вообще. Предметом биоэтики является систематическое изучение живой природы и поведения человека в свете нравственных принципов и ценностей. Биоэтика есть синтез наук о жизни и здоровье человека и имеет цель защищать жизненные ценности во всех её аспектах. Биоэтика - это наука о выживании всех живых систем сквозь призму универсальной этики. Выживание человека и человечества зависит от правильного отношения ко всему живому. С этой точки зрения биоэтика шире профессиональной медицинской этики и включая экологическую этику, объединяя свои усилия, они вместе выясняют этико-философский аспект проблем будущего человечества и жизни на земле.

Биоэтика как отрасль науки и социальный институт имеет несколько задач:

содействовать формированию стратегической концепции выживания всей экосистемы, биосферы в целом;

защитить ценность человеческой жизни, индивидуальное и общественное здоровье;

направлять человеческий разум на познание всего, что служит улучшению качества жизни, препятствовать негативным факторам развития человеческой личности;

регламентировать в законодательном и нравственном порядке как биомедицинские исследования, практику охраны здоровья (особенно в области трансплантологии, определения момента смерти, пределы поддержания жизни неизлечимых больных, новых медицинских технологий и т.д.), так и всякую социальную деятельность относительно бытия человека.

Становление и развитие биоэтики связано с процессами изменения традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Её развитие совпало с процессами осознания опасности технократического мышления в медицине. Биоэтика обусловлена также повышенным вниманием к правам человека (в медицине – это права пациента, личности, подвергаемой оперативному вмешательству, эксперименту) и последствиям создания новых медицинских технологий. Перевооружение современной медицины привело к радикальным изменениям клинической практики, которые выражаются в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержание жизнедеятельности пациента. Все это в совокупности существенно обострили нравственные проблемы встающие перед врачами, родственниками больного, медицинским персоналом.

Для принятия справедливых решений в случае морального конфликта во многих странах за рубежом функционируют комитеты по биоэтике. В этих общественных органах больницы включаются лечащий врач, представители медицинского персонала и администрации, священник, биоэтик, работники службы социального обеспечения. В этом плане биоэтика выступает как социальный институт. Однако биоэтика, как и любое изобретение человеческого духа, никоим образом не является моральной панацеей. Её развитие может существенно способствовать приспособлению общества к новой системе страховой медицины, к формированию ценностных ориентаций личности, которые соответствовали бы правам и достоинствам человека.

Как связаны между собой мораль и экономика? Какие уровни развития морального сознания выделяются известным американским психологом Лоуренсом Кольбергом? Какое влияние на мораль оказывает современная западная экономическая теория? Может ли неоклассическая экономическая теория вызвать моральный коллапс в обществе?

В своей недавно вышедшей книге «Цена цивилизации» печально известный в России Джеффри Сакс утверждает, что необходимо изменить всю нашу экономическую культуру . Он считает, что «в основе экономического кризиса Америки лежит моральный кризис (выделено мною - В.Е): спад гражданских добродетелей среди политических и экономических элит Америки» . На этот раз автор концепции шоковой терапии, безусловно, прав и многочисленные опубликованные свидетельства, выплеснувшиеся на поверхность во время кризиса, подтверждают это.

Многие неформальные нормы и убеждения экономических акторов непосредственно связаны с моралью, которая является очень важной частью механизма социального регулирования человеческого поведения. Основополагающие элементы морали каждый индивид осваивает в молодости, в том числе во время учебы. Известный американский психолог Лоуренс Кольберг с 1955 по 1977 гг. проводил экспериментальные исследования по выявлению закономерностей в моральном развитии молодых американцев. Результатом его исследований стала его теория шести стадий морального развития.

На первой стадии ребенок рассматривает моральные требования буквально, а не исходя из их смысла. Быть морально хорошим означает слушаться тех, кто обладает над тобой властью, и тем самым с одной стороны избегать наказания, а, с другой стороны - получать поощрения. На второй стадии своего морального развития ребенок определяет как хорошее то, что удовлетворяет его собственные потребности и при этом удовлетворение потребностей других рассматривается как средство для получения в обмен удовлетворения собственных. Третья стадия характеризуется тем, что поведение рассматривается ребенком как хорошее, если оно нравится членам его непосредственного социального окружения (семья, друзья, знакомые сверстники). На четвертой стадии акцент делается на моральном взаимоотношении со всей социальной системой. Исполнение законов, а также уважительное отношение к действующему социальному порядку являются центральной точкой развития морали на этой стадии. На пятой стадии юноша или девушка начинают понимать, что закон и социальный порядок являются результатом определенного общественного договора, осознается потребность в правилах для достижения консенсуса. Убеждение предыдущей стадии в незыблемости закона и порядка заменяется на веру в необходимость ориентации права на социальную пользу. Наконец шестая стадия, которая определяет уже уровень моральной зрелости, отождествляется с ориентацией на универсальные моральные принципы, следование которым определяется требованиями совести .

Теперь, если на основании недавно опубликованных свидетельств относительно поведения экономических агентов в финансовой сфере, мы проведем идентификацию их уровня морального развития на основании теории Кольберга, то легко определим, что этот уровень не очень высок. Что же случилось, выходит, что за 30-50 лет моральный уровень американцев, по крайней мере, тех, кто связан с финансовым сектором, резко упал?

Частично ответ на этот вопрос можно найти в книге «Суперкапитализм: трансформация бизнеса, демократии и повседневной жизни», написанной профессором государственной политики Калифорнийского университета в Беркли Робертом Рейчем, который в 1993-1997 гг. занимал пост министра труда в администрации Клинтона. По его мнению, начиная с 70-х годов, в Америке родилось то, что он назвал суперкапитализмом. В этой новой системе американцы получили дополнительные возможности как покупатели и инвесторы, но много потеряли как граждане . Институты, которые служили для защиты того, что граждане совместно считали для себя ценным, стали исчезать. Через систему лоббирования корпорации становились все более и более влиятельными в принятии решений относительно законов и правил. Таким образом, суперкапитализм заменил демократический капитализм . Преподаваемая в американских университетах экономическая теория внесла важный вклад в эту трансформацию. По существу, студентам-экономистам эта теория предлагает снизить уровень своего морального развития до уровня второй стадии.

В своей недавней книге «Крутое пике» Джозеф Стиглиц пишет про экономистов: «Вместо представителей научной дисциплины они становятся самыми активными участниками группы поддержки капиталистического свободного рынка» [Стиглиц 2011: 288]. Стиглиц считает, что «если Соединённые Штаты собираются добиться успеха в реформировании своей экономики, то им, возможно, придётся начать с реформирования экономической науки». Важнейшим направлением этого реформирования должно стать существенное повышение уровня морального развития экономистов. Сейчас этот уровень по классификации Кольберга колеблется между вторым и четвертым . Члены сообщества работают не для того, чтобы понять что-то, а пишут статьи и книги для того, чтобы быть положительно оцененными этим сообществом. Свидетельством нахождения членов сообщества академических экономистов по уровню своего морального развития, соответствующему третьей стадии, может служить следующее высказывание Пола Самуэльсона: «Мы, экономисты, работаем, прежде всего, для того, чтобы заслужить уважение коллег, позволяющее нам самим больше уважать себя» [Самуэльсон, Барнетт 2009: 12]. Как удачно сформулировал В.С.Автономов, «методология науки призвана быть её совестью — моральным кодексом профессии» [Автономов 2004: 12] и она должна соответствовать самой высшей, шестой стадии морального развития . О том, как это сделать, отдельный разговор.

Литература

  1. Автономов В.С. За что экономисты не любят методологов/ В кн.: Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал “Вопросы экономики”»; 11-16. 2004.
  2. Самуэльсон П., Барнетт У. (отв. ред.) О чем думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами. М.: Сколково. 2009.
  3. Стиглиц Дж. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. М.: Эксмо. 2011.
  4. Garz D. Lawrence Kohlberg - An Introduction. Opladen & Farmington Hills, MI: Barbra Budrich Publishers. 2009.
  5. Reich R. Supercapitalism. The Transformation of Business, Democracy, and Everyday Life. New York: Alfred A. Knopf. 2007.
  6. Sachs J. The Price of Civilization. Economics and Ethics after the Fall. Landon: The Bodley Head. 2011.

Аннотация. В статье обосновывается мысль, что мораль и экономика представляют собой два противоположных полюса общественной практики - свободы и необходимости. В ходе исторического развития приоритет морали перед экономикой, характерный для сословных обществ, сменился приоритетом экономики перед моралью, свойственным капитализму. И тот и другой тип взаимодействия являются односторонними: не учитывают, что мораль и экономика связаны между собой взаимным отрицанием, как два самостоятельных фактора, которые нельзя ни свести друг к другу, ни иерархически выстроить.

Ключевые слова: мораль, экономика, общественная практика, поступок, нравственные запреты, рынок, эгоизм, индивидуалистическая этика. Одним из центральных и трудных вопросов исследования прикладной этики является соотношение функциональных обязанностей индивида и его моральных убеждений. Ведь каждый человек действует cвободно, сам, от себя и в то же время вынужденно, представительствуя от имени кого-то и чего-то. Наиболее показательным случаем соотношения этих двух аспектов деятельности является взаимодействие морали и экономики.

1. Мораль и экономика суть категории практики как сознательной (целенаправленной) деятельности человека. Они представляют собой два ее противоположных полюса. Если вообще практика как специфический человеческий способ бытия в мире представляет собой единство свободы и необходимости, то мораль является предельной точкой полюса свободы, а экономика - необходимости. Основополагающей единицей практики, первокирпичиком всех её сложных узоров и длинных причинных цепей является поступок (действие), который, если воспользоваться образным выражением М.М.Бахтина , словно древний бог входов и выходов Янус, развернут в две противоположные стороны - в действующего субъекта и во внешний мир.

Своим происхождением, тем, что он вообще состоялся как факт, поступок обязан субъекту и в этом смысле он принципиально субъективен. А своим содержанием он включен в мир и является столь же объективным, жестко детерминированным, как и сам мир. Поступок совершается в силу решения индивида совершить его. Это - точка, которую действующий индивид ставит в идущей из бесконечности и уходящей в бесконечность цепи причинных связей. Здесь, в этой точке, когда необходимо принять решение о том, быть или нет поступку (при этом неважно, идет ли речь о рутинных действиях ежедневной жизни или о великих деяниях), в результате чего он оказывается поименованным и становится его поступком, поступком данного Ивана, Петра и т.д., именно здесь, в данной точке расположено средоточие свободы индивида и его морали.

Именно в силу своей сугубой, исключительно индивидуальной ответственности за факт поступка, индивид действует свободно (от себя) и имеет возможность реализовать свое стремление к добру. Отпущенный на волю, включенный во внешний (объективный) мир, поступок становится частью, моментом этого мира. Его содержание является строго детерминированным и не зависит от того, кто совершил этот поступок, вернее, зависит только в том смысле, что содержание поступка опосредуется знаниями, умениями и прочими заранее заимствованными из того же объективного мира субъективными качествами действующего индивида.

Камень, выпущенный из руки, не принадлежит тому, кто его выпустил. Среди объективных факторов, порождающих поступки, определяющих их характер и содержание, саму материю поступков, самым первым и жестким является необходимость поддержания жизни, которая воплощается в типе хозяйствования и экономики. И если мораль является кульминацией, пределом субъективного аспекта поступка, а через него и практики в целом, то экономика - кульминация и первооснова их объективного аспекта. Речь идет о совершенно очевидном и банальном факте жизни и ее общественной организации, заключающемся в том, что человек должен есть, пить, одеваться прежде чем он будет умственно заниматься философией, наукой, искусством . 2. Человек - существо разумное и общественное одновременно.

Он разумен именно в качестве общественного существа. Практика - это всегда форма совместной, коллективной деятельности людей. Она является таковой и в субъективных, и в объективных своих аспектах. Характер этих коллективных связей является столь же различным (противоположным) как и сами эти аспекты. Индивид становится моральным субъектом, соединяясь с другими индивидами в свободном союзе. Действуя свободно, от себя, он действует так, как если бы все, само устройство мира зависело от его решения, как если бы он создавал идеально завершенный, наилучший для себя мир. Моральная практика как причинность из свободы не ограничена, так как ничто не может ограничить волю индивида, когда он принимает решение быть тому или иному поступку или нет.

Она в этом смысле выступает как истина бытия, отличаясь от гносеологической истины только тем, что она, моральная истина, привносится человеком в мир в то время, как та, гносеологическая истина, выводится из него. Моральная практика всегда индивидуализирована, персональна, единственна, т.к. ее организующим центром является конкретный (вот этот) поступающий субъект. Иначе обнаруживается коллективность в экономике. Индивид объективирует себя, низводит до уровня хозяйственной единицы, соединяясь с другими индивидами вынужденно, в силу внешней принудительной связи. Он соединяется с ними и нуждается в них для дополнения себя и своих усилий, которых оказывается недостаточно для поддержания жизни. Ему другие нужны для обмена с ними деятельностями и её результатами.

Он кооперируется с ними вынужденно, на основе расчета, ради пользы, для удовлетворения потребностей и достижения целей, которые он сам не может достичь в силу своей функциональной ограниченности, слабости, частичности, неполноты. И эти отношения будут тем более адекватными, чем больше в них будет необходимости: научной целесообразности, рациональной урегулированной упорядоченности, неотвратимости правильно просчитанных следствий, бессердечия и т.д. И напротив, привнесение в вещные, функционально и предметно заданные отношения собственно морального начала оказывает на них разрушающее воздействие. Прав был Уайтхед, когда говорил, что цивилизация рухнет, если люди начнут жить по канонам Нагорной проповеди . 3. Мораль выражает изначально заданное уважительное отношение людей друг к другу, безусловное признание их человеческого достоинства как автономных субъектов. В мире целей и ценностей она претендует на роль последней точки отсчета, своего рода высшей апелляционной инстанции. Экономика же обозначает другой полюс - полюс зависимости от других, придает отношениям людей вещный характер. Такое понимание вполне соответствует устоявшимся представлениям, согласно которым мораль ассоциируется с бескорыстием, а экономика - с корыстью (пользой).

Труднейшей является проблема их соединения (взаимодействия, столкновения, дополнения) в реальном опыте индивидуальной и общественной жизни. Вопрос, который нас интересует в данных заметках, заключается в следующем: как мораль соединяется с экономикой, воздействует на неё и какие в свою очередь сама испытывает влияния с её стороны? Чтобы рассмотреть его, надо сделать ещё одно уточнение общего характера, которое касается действенности морали.

В прямом, строгом и непосредственном смысле вопрос о действенности морали есть вопрос о поступках, которые совершаются в силу одних лишь моральных оснований, ради них самих и, обладая самоценным значением, в принципе не могут потерять нравственное качество, навечно сохраняют свою нравственную чистоту. Что это за поступки и, самое главное, как они возможны, если учесть, что мораль в своей ничем не скованной суверенности ответственна только за принятие решения о поступке, но не за его содержание? Мораль не может ничего сделать с материей поступка, его содержанием, но в ее «руках» находятся ключи от бытия этого поступка; ведь вопрос о том, быть ли данному поступку или нет, зависит от того, кто его совершает. Действующий субъект свою моральную автономию, независимую от каких-либо предшествующих и последующих внешних воздействий свободу принятия решения может реализовать только в форме отказа совершать какие-то конкретные действия. Чистыми в нравственном смысле, т.е. чистыми от всех других мотивов, кроме нравственного мотива, который, собственно, и состоит в том, что он игнорирует, выносит за скобки все другие мотивы, являются только действия, которые совершаются (запрещаются, выбраковываются) из-за нравственной неприемлемости их содержания. И логические соображения, и реальный исторический опыт свидетельствуют, что собственно нравственные поступки сопряжены с запретами, с накладываемыми через них ограничениями деятельности как в целом, так и в отдельных её сферах.

Свою абсолютность в качестве нравственного субъекта человек обнаруживает в том, что он не делает. В этом случае мы можем говорить о негативных поступках . Когда человек следует нравственным запретам - всеобщим, как, например, запретам Декалога «не убий», «не лжесвидетельствуй», или более частным, как, например, пищевые запреты тех или иных культур - он совершает негативные поступки. Это - поступки, поскольку речь идет о деятельном состоянии субъекта, сознательно осуществляемом им воздействии на свое поведение. И они негативны, негативны в двух смыслах: в фактическом - потому что их нет (они отменяются на уровне замысла, блокируются в субъективной сфере), и в ценностном - потому что они отменяются, блокируются из-за их нравственной неприемлемости.

Нравственные запреты, как и запреты в целом, могут быть, разумеется, выборочными, касаться лишь узкого круга поступков. Их предназначение заключается в том, чтобы очертить определенные охранительные зоны, предметно обозначить некоторые границы деятельности, в нашем случае - границу, отделяющую сферу нравственного от безнравственного. Что же касается действий в их позитивной выраженности, которые составляют основной массив человеческой деятельности, то в них нравственные мотивы и оценки участвуют лишь постольку, поскольку они, эти действия, не попали под нравственные запреты.

Они получают нравственное одобрение самим фактом того, что они состоялись в результате собственно го решения действующего субъекта. И в качестве действий данного субъекта они также входят в сферу его нравственной ответственности. Только в этом случае нравственные мотивы и оценки переходят, уступают место содержательным мотивам, каждый раз конкретным в соответствии с материей поступка, их воздействие на деятельность опосредствуется специальными критериями, которые связаны с её конкретным содержанием и столь же многообразны, изменчивы, как и сами деятельности.

Моральные мотивы и оценки по отношению ко всем другим мотивам, определяющим содержание и архитектонику практической деятельности, оказываются вторичными, «надстроечными», в силу чего они часто рассматриваются даже в качестве избыточных. С известным огрублением можно сказать так: добродетельность (моральность) того, что делает человек, совпадает с добротностью того, что он делает.

Вопрос о воздействии морали на экономику и испытываемым ею обратном влиянии со стороны последней может быть конкретизирован и расчленен на три аспекта: ограничения, которые мораль налагает на хозяйственно-экономическую деятельность; место экономики в системе ценностных приоритетов; соответствие отношений между людьми, складывающиеся в процессе хозяйственно-экономической деятельности, моральным критериям. 4. Мораль, представляя собой противоположный по сравнению с хозяйственно-экономической деятельностью полюс общественной практики, оказывает на неё ограничивающее воздействие.

Наиболее очевидное свидетельство этого - морально мотивированные запреты, налагаемые на эту сферу. К ним, прежде всего, относятся уходящие в глубь веков и особенно широко практиковавшиеся среди первобытных племен пищевые запреты, которые дошли до наших дней. Например, предписанный иудеям и мусульманам запрет на употребление свинины, или практикуемое одними народами исключение из пищи продуктов, охотно употребляемых другими народами, например, конина или собачатина. В пищевых запретах специалисты не исключают роль собственно прагматических соображений, таких как экономное распределение ресурсов, опасность болезней и т.п., но, тем не менее, все признают решающее значение духовных факторов, среди которых моральные соображения, наряду с сакральными, являются одними из основных. В джунглях Бразилии (исследование этнолога К. Милтон ) два соседних племени паракана и аравете, говорящих на одном языке, имеют четко разделенные охотничьи границы. Одно из них ловит тапиров и категорически не охотится на крупных птиц, другое, напротив, не ест тапиров и охотно ест крупных птиц.

Эти племена враждуют между собой. Их самоназвания, что было широко распространенным явлением в истории культуры, совпадают со словами «люди» или «настоящие люди». Каждое из них считает другое племя не совсем людьми и свидетельство этого видит в употреблении в пищу того (в одном случае тапиров, в другом - крупных птиц), что для них самих является категорическим табу. Пищевой запрет выступает как знак и выражение групповой идентичности. Из истории философии мы знаем, что цементирующей основой пифагорейского союза был запрет на употребление в пищу бобов . Кажется, не существует вразумительного ответа на вопрос о причинах такого запрета; самым рациональным объяснением можно признать отсутствие таких объяснений: здесь важен сам факт запрета, идущий от основателя союза и скрепляющий верность ему.

Нравственный смысл пищевых запретов является символическим: отказ от пищи (пусть выборочный, как в приведенных выше случаях, пусть кратковременный как, например, во время постов) как самого утилитарного и необходимого из всех утилитарных и необходимых вещей подчеркивает принципиальную неутилитарность и принципиальную изначальность морального мотива, во имя которого этот отказ осуществляется. Образно выражаясь, можно сказать, что пищевые запреты - точка разряда, где полюса морали и хозяйственной нужды приходят в соприкосновение друг с другом и доказывают свою несовместимость. Другой типичной формой ограничивающего воздействия морали на хозяйственно-экономическую деятельность является ценностное маркирование разных видов трудовой активности внутри неё по критерию того, какие из них являются более достойными, какие - менее достойными, какие - вовсе недостойными. Это связано с сословной ограниченностью кругозора, в силу которого высшее сословие сознавало себя также в качестве единственно благородного и навязывало это представление всему обществу, что наиболее полно воплотилось в аристократическом этосе.

Аристократический этос менялся исторически, имел разный вид у разных народов. Тем не менее ему, применительно к нашей теме, в целом, свойственно троякого рода негативное отношение к труду. Во-первых, негативное отношение к труду вообще, к самой необходимости что-то делать ради поддержания жизни. Праздность - не только добродетель аристократа, это его естественное состояние⃰ . Единственное, на что он готов и что составляет его суть - защита своей самодостаточности от каких-либо посягательств, легкость, с которой он ставит на карту свою жизнь, чтобы ничего для неё не делать. Во-вторых, отказ от профессиональных занятий, вообще от какой-либо общественно-полезной деятельности, осуществляемой ради платы за неё.

Ещё несколько столетий назад профессиональная поэзия и театральное искусство считались недостойными аристократа занятиями. В-третьих, третирование физического труда как унижающего моральное достоинство, о чем, например, пишет Мария Оссовская в своих исследованиях «Рыцарский этос» и «Мещанская мораль» , в которых собрано много исторических и литературных свидетельств, иллюстрирующих нравственно мотивированные ограничения трудовой активности. Так, например, ещё в XIX веке в Англии в высшее общество, куда уже открыли доступ врачам, ещё не принимали хирургов и дантистов из-за того, что они работали руками. В современном демократическом обществе нет явных нравственно мотивированных ограничений на виды трудовой активности. Тем не менее неявные ограничения существуют, что видно, например, на судьбе иностранных рабочих в разных странах. Даже такой универсальный и безличный критерий, как деньги, не смог полностью эмансипировать хозяйственно-экономическую сферу от ограничивающего воздействия нравственности. 5. В течение длительной исторической эпохи, когда экономика была дорыночной, а общество сословным, хозяйственно-экономическая деятельность считалась недостойным занятием, уделом низших слоев населения. В крайнем варианте она рассматривалась как наказание и грех. В крестьянской и ремесленной среде вырабатывалось, разумеется, самосознание ценности своего дела.

Там культивировался особый этос, который основывался на добродетелях трудолюбия, бережливости, справедливого суда и был описан и воспет уже Гесиодом . Этос, однако, оставался маргинальным по отношению к господствующему аристократическому идеалу. Последний стал основой для понимания морали. Принципиальное различие между этими двумя этосами состояло в том, что в одном случае культивировались качества, востребованные вынужденными занятиями, а в другом - качества, востребованные свободными занятиями. В этом отношении показательна позиция Аристотеля, который рассматривал досуг в качестве пространства счастья и добродетели. Хозяйственно-экономическая деятельность в собственном смысле слова оставалась вне морали, применительно к ней, как и к области преступного поведения, могла применяться лишь основанная на арифметической пропорции уравнительная справедливость , которая вообще отвлекается от достоинства внутреннего мира и душевного строя действующих индивидов.

Ситуация коренным образом изменилась в эпоху, когда экономика стала рыночной, общество - демократическим, а заслуги людей стали оцениваться не их благородным происхождением, а личными успехами. Хозяйственно-экономическая деятельность ворвалась в публичное пространство в качестве его определяющей основы. Само общество приобрело вид экономической формации. Экономика не только вошла в соприкосновение с моралью, она сама выступила с моральными претензиями и со временем (в частности, в так называемом потребительском обществе) стала едва ли не основной моральной инстанцией. Конкретное оформление капиталистической экономики в качестве нормозадающей моральной инстанции было различным. Описанное М. Вебером торжество протестантской этики было для этого, возможно, наиболее типичной формой, но не единственной. Эту же функцию довольно успешно выполняет, например, утилитаристская этика. Не только она. Нам важно зафиксировать общую тенденцию. Она состоит в том, что высшее место в системе ценностных приоритетов заняла экономика, мораль и этика разными способами санкционируют её в этом качестве.

Иногда это делалось слишком прямолинейно, например, в случае Б. Франклина, который сводил добродетель к полезности . Иногда обоснование было более изощренным, например, у А. Смита, возвышавшего расчетливый эгоизм по той причине, что в рыночной экономике он удовлетворяется через предоставление услуг другим, тем, кто в них нуждается . Такого рода различия, как они ни важны, не отменяют главного: капиталистическая рыночная экономика имеет и реализует потребность мыслить себя в качестве нравственной реальности. Речь идет о том, что те нормы и тот тип поведения, который задается рыночной экономикой, во-первых, получает моральное одобрение и возводится в добродетель, во-вторых, рассматривается как универсальная основа морально достойного существования. Так возникает либерально-индивидуалистическая этика личного успеха, который достигается собственными усилиями в процессе конкретных и свободно формируемых договорных отношений. Добродетель человека оказывается прямой функцией его добротности как участника рыночной экономики.

Магия, в силу которой определения субъекта рыночной экономики возвышаются до предписаний индивидуалистической этики, заключается в том, что они рассматриваются в качестве основы общего блага. Суть этого превращения заключается не просто в констатации того, что, как писал Мандевиль в «Басне о пчелах» , общее благо складывается из частных пороков, а в том, что по этой причине «пороки» и «эгоизм», поскольку они ведут к благу общества в целом, в рамках индивидуалистической этики перестают считаться злом, обретают нравственную легитимность. Немецкий исследователь Р. Мюнх подчеркивает, что индивидуалистическая профессиональная этика составляет моральную основу капиталистической экономики на первой ее стадии. По мере же развития капиталистической экономики видоизменялась и ее моральная основа. Следующей стадией является экономика всеобщего благосостояния, которая предполагала мораль, обосновывающую материальные права по собственно моральным (в традиционном смысле) мотивам - для менее конкурентоспособных или вовсе неконкурентоспособных людей (дети, старики, инвалиды, безработные и др.); она учитывала широкий социальный контекст и важность действий, которые прямо мотивированы заботой о других, об общественном благе.

В настоящее время происходит новый сдвиг в экономике, а одновременно с этим в моральных критериях хозяйственно-экономической деятельности. Этот сдвиг связан с необходимостью сбережения окружающей среды. Экологическое хозяйствование становится условием и основным направлением экономического роста и развития в постиндустриальную эпоху, в силу чего экономически релевантной становится экологическая этика. Таким образом, капиталистическая рыночная экономика, вырвавшаяся из тисков сословно-традиционной этики, как считает Р. Мюнх, не просто освободилась от морали, она обрела новую моральную основу в виде индивидуалистической профессиональной этики, которая уже затем в соответствии с качественными этапами экологического развития конкретизировалась и трансформировалась в направление морали экономики всеобщего благосостояния, а затем морали экологической экономики.

Воспроизведенная здесь картина, социологически корректная и хорошо аргументированная, дает богатую пищу для понимания интересующего нас вопроса. Общую логику и природу этого процесса сам автор истолковывает как взаимопроникновение морали и экономики, как если бы они, мораль и экономика, были независимыми друг от друга системами, благодаря этому различию нуждающимися друг в друге и взаимодействующими между собой в реальном опыте нашего многостороннего общественного существования.

В действительности, конечно, это не так. Воздействие морали на экономику является, в целом, опосредованным самой экономикой. Оно происходит и оказывается эффективным в рамках общей ценностной конструкции, в которой сама экономика занимает высший пьедестал и в этом смысле изначально имеет моральный статус. Несколько упрощая и огрубляя вопрос, можно сказать, что экономика подчиняет себя критериям той морали, которую сама заранее заказала, подобно тому, как в демократических странах люди подчиняются тем лидерам, которых они выбирают для того, чтобы подчиниться им. 6. Рынок как механизм обмена деятельности между людьми является одним из величайших цивилизационных завоеваний.

В качестве основы экономики он обеспечивает наиболее демократичное и эффективное распределение сырья и материалов в условиях их дефицита. Он демократичен, так как не проводит различий между участниками рынка по сословному, конфессиональному и каким-либо иным признакам, кроме их платежеспособности; он представляет собой самый наглядный и точный случай распределяющей справедливости, построенный на арифметическом равенстве и не принимающий в расчет достоинство лиц. Рынок эффективен, т.к. он продуктивно использует такой мощный и универсальный мотив человеческой активности как эгоизм, стремление к личной выгоде.

Когда мы говорим о моральном аспекте рыночной экономики, важно различать два её уровня: общие институционные рамки и осуществляемые в рамках действия. Рынок представляет собой, в первую очередь, определенную нормативную систему. Он формируется правилами, прежде всего правовыми рамками своего функционирования, но не только ими, разумеется. Существующие нравы, обычаи, моральные воззрения также играют важную роль. Рынок - не место, где происходит торговля, а правила, по которым она происходит, включая и то правило, что происходит она в определенных отведенных для этого местах.

Институциональные рамки рынка являются также рамками легитимности действий, которые совершаются в этих рамках. Рынок является пространством, в котором индивид может дать полный простор своему стремлению к личной выгоде, более того, он обязан это делать, если желает быть успешным. Подчеркивая своеобразие рынка как общественного института, профессор К. Гоман удачно сравнивает рынок с современным спортом. Спортивное состязание (например, игра в футбол) также расчленяется на правила, которые безусловно и под строгим гласным контролем судьи должны соблюдать все игроки, и индивидуальные действия, направленные на то, чтобы победить противника, обмануть его, перехитрить, переиграть. К. Гоман делает вывод, что место морали в рыночной экономике находится, прежде всего, на уровне правил, а не индивидуальных мотивов и действий . Действительно, мотивы материальной выгоды, к тому же своей собственной материальной выгоды, достигаемой в процессе конкурентной борьбы с другими, никак нельзя назвать моральными.

Именно они, эти принципиально эгоистически направленные мотивы, составляют движущую пружину человеческих действий в рамках рыночной экономики. В этом смысле рынок вполне можно бы назвать настоящей школой эгоизма. Но он не только дает простор эгоизму, он его формирует, воспитывает, дисциплинирует, рационально упорядочивает. Эгоизм оказывается едва ли не самой конструктивной, социально сцепляющей силой и в этом качестве претендует на вполне нравственно приемлемый способ поведения. Во всяком случае в том, что касается хозяйственного поведения, он воспринимается в современном обществе именно таким образом.

Кажется, сегодня уже никто, даже никакой служитель церкви, не думает, что богатый юноша, раздав свои миллиарды нищим, если бы вообще он мог это сделать (на самом деле рыночная экономика как общественный институт застраховала себя от такого морально мотивированного «безумия»), совершит более благое дело и быстрее откроет себе дорогу в рай, чем оберегая и умножая их, тем самым поддерживая и расширяя в своем лице достигнутый уровень общественного богатства. Основная функция предпринимательской этики или этики бизнеса состоит в том, чтобы морально санкционировать рационально упорядоченный, дисциплинированный эгоизм, вписанный в общие рамки рыночно-регулятивных механизмов, и тем самым дать эгоистически ориентированному хозяйственному поведению сознание своей общественной значимости. Другая важнейшая её задача - мобилизовать собственно моральные ресурсы человека в качестве одного из элементов утилитарно ориентированной установки. Это выражается в обосновании того, что быть честным выгодно, что солидарное поведение предпочтительнее узкоэгоистического и предпочтительнее именно по утилитарным критериям (как, например, в дилемме заключенных) и т.д.

Общая тенденция, обобщаемая в предпринимательской этике и поддерживаемая, усиливаемая ею, заключается в таком соединении морали и экономики, когда мораль ставится на службу экономике. Такое соединение, с одной стороны, облагораживает экономику и становится дополнительным фактором её роста, а с другой - низводит мораль до уровня средства по отношению к экономическим целям и тем самым коррумпирует её. Сегодня следует уже говорить не о взаимодействии между ними, а о поглощении морали экономикой, в результате чего она вместо того, чтобы быть ограничивающим пределом экономики, становится одним из ее стимулирующих элементов, включается в особую подсистему, именуемую неэкономическими гранями экономики .

Тем самым мораль теряет свою изначальную, если рассуждать в рамках многофакторного взгляда на развитие общества, или относительную, если иметь в виду монистическое понимание общества, самостоятельность по отношению к экономике. Низведение морали до средства, одной из граней хозяйственно-экономической деятельности, по сути дела означает ее аннигиляцию в качестве особого, противоположного экономике полюса общественной практики и возведение самой экономики в моральный абсолют. Свидетельством этого, помимо прямой утилизации моральных понятий и механизмов, в качестве непосредственных факторов повышения прибыли можно считать также преобладающий в общественном сознании развитых стран и культивируемый этической теорией отказ от идей моральной автономии и морального абсолютизма.

Мораль тем самым (в который уже раз в истории!) оказывается под вопросом в качестве самостоятельной формы общественных отношений со своими канонами и критериями. Не означает ли это, что она может вновь обрести себя и восстановить опасно разрушенное равновесие общественной практики в качестве индивидуально-ответственной позиции, добродетельность которой не ищет никаких иных оправданий и обоснований, кроме тех, которые заключены в ней самой?! И что теперь, когда общие моральные нормы, задававшие некую упорядоченность общественной жизни, оказались принципиально релятивированными, и свойственные каждой области деятельности и жизни каноны целесообразности сами получают статус таких норм, когда единая этика оказалась раздробленной на все умножающееся и никак между собой не связанное число прикладных этик, что именно теперь мораль получает возможность обрести адекватную субъектность в индивидуально-ответственном поведении личности и быть тем, чем она и должна быть - причинностью из свободы?! При этом надо особо подчеркнуть, что такая индивидуально укорененная и безосновная, если не считать основанием только саму стоически выраженную решимость действующего субъекта, этика может оказаться в высшей степени общественно значимой, способной спасти идеальный (на идеал ориентированный) полюс общественного бытия человека.

Список литературы

1. Аристотель. Никомахова этика. Кн. V. // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

2. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собр. соч. М., 2003. Т. 1.

3. Гесиод. Труды и дни. М., 2001.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Гл. 8. М., 1986.

5. Зубец О.П. Праздность и лень // Этическая мысль. Вып. 3 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2002. С. 118-138.

6. Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 103-120.

7. Мандевиль Б. Возроптавший улей, или мошенники, ставшие честными. М., 2000.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Изд. 2-е. Т. 3.

9. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / Под ред. О. Т. Богомолова. М.: Институт экономических стратегий, 2010.

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.

11. Уайтхед А. Приключения идей // Избр. работы по философии. М., 1990.

12. Ballestrem K. G. Adam Smith. Munchen, 2001.

13. Guseynov A. Les conditions de possibilite d’une morale absolue Rev. Philos. France l’Etranger,2013/T/203/P.187-201.

14. Homann K., Blome-Drees F. Wirtschafts - und Unternehmensethik. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1992.

15. Milton K. Comparative aspects of diet in Amazonian forestdwellers // Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 1991 Nov 29; 334(1270):253-63, discussion 263.

16. Munch R. The Ethics of Modernity. Lahman: Rowman & Littlefield, 2001.

Взаимосвязь экономики и морали

Мораль и экономика на первый взгляд не имеют тесной связи. Тем не менее, в условиях функционирования экономических систем соблюдение моральных требований и норм играет довольно большую роль.

Замечание 1

В общем смысле под моралью следует понимать некую условную концепцию, сочетающую в себе определенные правила, принципы и норм, фундаментальной основой которых выступает парадигма оценок зла и добра, сформировавшаяся в общественном сознании в определенный период времени.

Экономика представляет собой сложную научную категорию. Она может рассматриваться с различных сторон:

  • экономика как наука;
  • экономика как сфера жизни общества;
  • экономика как хозяйственная система и пр.

Определение 1

В общем смысле под экономикой принято понимать хозяйственную систему, обеспечивающую удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей посредством создания и использования определенных благ.

Сущность экономических благ заключается в том, что не существуют сами по себе, требуют приложения определенных усилий и ресурсов для своего создания. Свое отражение они находят в двух формах:

  • товары;
  • услуги.

Так или иначе, экономика неразрывно связана с хозяйственной жизнью общества, принципами и законами потребительского выбора в условиях ограниченности ресурсов.

Как показывает практика, многие экономисты предпочитают избегать обсуждения вопросов морали при анализе и прогнозировании развития экономических систем, а некоторые критики и вовсе считают взаимосвязь между добродетелью и экономической наукой ущербной. Тем не менее, такая связь имеет место быть.

Рисунок 1. Критические аспекты взаимосвязи экономики и морали. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Оценке подвергается способность человека в добродетельной жизни. Еще древнегреческие ученые пытались разграничить экономическую жизнь и жизнь, которая является добродетельной или прожита не зря.

Немаловажную роль играет экспансия экономики в другие сферы жизни человеческого общества. В конечном счете, в той или иной степени она пронизывает каждую из них. Даже в тех случая, когда экономическая жизнь не обязательно может быть совместима с добродетельностью и нравственность, обеспокоенность вызывает вопрос о распространении ценностей экономической жизни з пределы тех зон, где они уместны.

Наконец, традиционной претензией к изучению экономики выступает положение о том, что последняя всецело посвящена тому, как заработать деньги и стать богатым. Это в корне ошибочно и демонстрирует поверхностный взгляд на предмет эконмической науки.

В последние оды все больше опросов уделяется моральной стороне бизнеса, что само по себе неразрывно связано с становление и развитием социальной ответственности бизнеса.

Понятие и сущность моральной экономики

Термин «моральная экономика» - это сложное концептуальное понятие, включающее в себя целый класс явлений. Основы его становления были заложены еще в трудах Э.П. Томпсона. Позже они получили свое развитие и дальнейшую концептуализацию в работах Дж. Скотта.

Экономика морального типа в своей основе опирается на новую социальную историю и предполагает очерчивание человеческих универсалий посредством формирования устойчивых моделей развертывания социальных процессов.

В то же время моральная экономика – это центральный механизм экономики выживания депривированных сообществ. Согласно одному из подходов, ее можно определить как некую сферу экономической жизни, которая обеспечивает выживание в условиях угрозы катастроф, нетрудоспособности, голода и экономических рисков слабейших слоев и групп общества. Такова трактовка моральной экономики в узком смысле.

Замечание 2

Моральная экономика имеет место быть на различных этапах развития общества. Наиболее отчетливо она проявляет себя в трансформационные периоды развития экономических систем, их автономизации и освобождения от давления со стороны религиозных и политических сфер.

В конечном счете, именно моральная экономика лежит в основе построения и развития универсальной модели взаимосвязи экономических и ценностно-нормативных систем. Фактически, она подставляет собой новую парадигму общественного развития, которая нацелена на достижение синергетического эффекта между ограничениями и стимулами с одной стороны, и альтруистическими и этическими мотивами человеческого общества – с другой.

Вопросы построения моральной экономики, ее развития и трансформации по-прежнему остаются актуальными в современном обществе и нередко становятся предметом ярых дискуссий в научных кругах.

Рынок как зона, свободная от морали

Рынок, в какой бы форме он ни существовал, является неотъемлемой частью функционированию любой экономической системы. В общем смысле он представляет собой определенный механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Иначе его можно определить как целостную систему сложных экономических отношений, возникающих в сфере купли-продажи экономических благ(услуг и товаров).

Так или иначе, рынок – это сфера взаимодействия, которая предполагает участие множества заинтересованных сторон, прямо или косвенно связанных с процессами купли-продажи товаров и услуг (рисунок 2).

Рисунок 2. Рынок как сфера взаимодействия. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Подобное взаимодействие неизбежно поднимает вопросы принятия и соблюдения норм и принципов морали и их перенесения из экономики в иные сферы общественной жизни.

Экономика направлена на максимизацию удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов. В соответствии с этим функционирование рынка рано или поздно приводит к осуществлению сценария «дилемма заключённых», иначе именуемого неоптимальным равновесием. Его сущность сводится к тому, что тотальная максимизация участниками рыночных отношений своих предпочтений приводит к ситуации, в которой все они, в конечном счете, проигрывают

Таким образом, чистая максимизация субъектами рыночных отношений своих интересов приводи рынок в тупик, выходом из которого становится кооперация, основанная на моральной ответственности его участников.